КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 04.03.2018
15:38  МВД Узбекистана объвило в розыск главу... УзбГосЦирка Маджидова
11:00  Судьба дегенератов. Раскрученная западным пиаром рос-арт-группа "Война" ныне бомжует и нищенствует в Берлине
10:24  Изнасилованная Европа не сдает своих обидчиков, - В.Карюков
10:21  Рухнет ли банковский сектор Казахстана? - А.Муминов
10:17  Надо ли возрождать традиционные семейные ценности казахов? - Марат Семби
09:28  Запад в шоке: Россия потеряла страх, - Пол Робертс
09:19  Главному пограничнику Туркмении Гундогдыеву в третий раз присвоили генеральское звание
01:33  Сто дней Сооронбая Жээнбекова. От первого визита до первой интриги
01:29  Отойдет ли Иран от Исламской республики и основ шиизма? - С.Шакарянц
00:34  1813. Сексуальный скандал в Петропавловской крепости. Кто убил кокандского посла? (история)
00:22  Наука, которой нет в Казахстане: кто ответит, если "Нурлы жол" провалится
00:15  Минус 2,9 триллиона: банки Казахстана посчитали дырявые активы
00:13  По указке Ак Орды казахстанские компании рвут выгодные контракты с Крымом
00:04  Кровавое перемирие. Почему в Сирии не работает решение Совбеза ООН о прекращении огня, - А.Онтиков
Суббота, 03.03.2018
23:53  Эмманюэль Макрон (президент Франции) исполнит роль в симфонической сказке "Петя и волк" (и роль явно не волка-)
18:10  Управлять Казахстанской Магниткой индус Миттал нанял каких-то украинских проходимцев и проходимок
17:41  Бишкек. Задержан бывший первый заместитель гендиректора ОАО "Электрические станции" Боркоев
14:10  Об отречении Николая II Александровича, - П.Густерин
13:02  Президент Мирзиеев запретил узб-госчиновникам ходить на свадьбы
11:05  Найманы и другие: Родоплеменная система сплачивает казахов или разъединяет? - Булат Кумеков
11:00  Исцеление культурой: Как вывести казахскую нацию из ценностного кризиса? - С.Исабаева
10:44  В Киеве опять буза. Полиция штурмует палаточный городок у Рады, есть раненые
10:18  Арестован главный китайский нефтяной олигарх Е Цзяньмин
10:13  ГУМ ожил. "Российскую угрозу" обсудят на троих. Грузия, Молдавия и Украина собирают конференцию в Кишиневе
09:57  В Москве представлен фильм "Пантюркизм. От султана до Эрдогана"
09:26  Человек как вид – главная "новинка" эволюции, - С.Сухонос
09:06  Кырпремьер настучал президенту на главу Кырсвязи Абасканова
07:09  С "нелюбовью". Очередной русофобский кино-пасквиль взял престижный западный кино-приз
01:27  National Interest: Как США могут победить в войне с афганскими наркотиками?
01:11  Власовцев в плен не брали, - вспоминает старшина разведки Иванов из Катта-Кургана
01:07  Москва и Пекин чудом избежали ядерной войны. Бои за Даманский (история), - А.Ильин
00:29  Формальные ранги казахстанских госслужащих: кто всех важнее? - М.Шибутов
00:20  Пороховая бочка Ближнего Востока, - С.Кожемякин
00:06  Сошел на нет. Самого страшного в Узбекистане человека лишили власти. Что теперь будет? - М.Семенов
00:05  Министр здравоохранения Зимбабве Париренятва раскритиковал китайские презервативы за малые размеры
00:03  В Санкт-Петербурге открылось генконсульство Узбекистана
00:00  В Баку при пожаре в Республиканском наркологическом центре погибли 25 человек
Пятница, 02.03.2018
23:44  Пользователи соцсетей в США в панике от "таинственных огней" в небе. "Плазмо-путы" летят в гости?)
23:28  Президентом Армении избран бывший гражданин Англии А.Саркисян
21:28  Реформатор. Кырпремьер Исаков предлагает преобразовать милицию в полицию
20:42  Латинизация Казахстана. Как по-новому зазвучит назидание Абая? - А.Уваров
20:34  Задержан вице-министр энергетики Казахстана Садибеков
19:43  Моет китайцам золотишко бабановский прихвостень. Как делают бизнес депутаты в Киргизии, - Кабар инфо
18:31  В Узбекистане после 19 лет заключения освобожден журналист Юсуф Рузимурадов
18:25  Американская ярость: правда о гибели россиян в Сирии, - Der Spiegel
18:07  Россия вырубила газ Украине
16:45  США – России: а нас-то за что? - О.Полевой
15:03  После выступления Путина добить США решил Иран, заявив об окончательном и полном отказе от доллара
13:40  Достал, чебурашка... Астанайского акима Исекешева во время отчета едва не стали бить. Причем ногами
07:13  Россия запустила свой коллайдер тяжелых ионов в Дубне
07:05  Шесть видов "оружия Путина" изменят глобальный расклад сил
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Наука, которой нет в Казахстане: кто ответит, если "Нурлы жол" провалится
00:22 04.03.2018

Казахстан мечтает стать крупнейшим транзитным хабом Центрально-азиатского региона, но при этом забыл, что транспорт тоже наука

Казахстан расположился на огромной территории между Россией и Китаем, и, хотя не имеет выхода к морю, занимает ключевую геостратегическую позицию.

Чтобы стать крупнейшим транспортно-логистическим хабом, у Казахстана есть практически все кроме… науки. В интервью Sputnik Казахстан ректор КазАТК (Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева) Бакытжан Куанышев и исполнительный директор по научной работе Ибраев Бейбит рассказали о науке, которой в Казахстане нет.

"Редакцией Sputnik Казахстан поднимался ряд острых вопросов, связанных с положением науки в Казахстане. Своим мнением в интервью поделился президент AlmaU Асылбек Кожахметов. КазАТК также намерен выразить свое мнение по данному вопросу", - с этих слов собеседников и началась наша беседа с Бакытжаном Куанышевым и Бейбитом Ибраевым.

- Ваша академия получила мало грантовых денег или не получила вообще?

Коррупция погубила науку в Казахстане? Чем закончится скандал с грантами
- Из нашей академии в этот раз никто не участвовал в конкурсе. Раньше попытки предпринимались, но наши заявки постоянно отклоняли. Поэтому решили больше не участвовать в конкурсе и не скандалить из-за объективности или необъективности распределения госсредств.

Субсидиями от государства мы в академии покрываем 0% своего бюджета. Бюджет зарабатываем сами - аккредитовали лаборатории по поручению акционера (АО "НК "КТЖ" является 100% акционером КазАТК – прим.) в различных направлениях - от энергоаудита и энергоэффективности до испытания железнодорожного пути и искусственных сооружений. Научные сотрудники и профессорско-преподавательский состав, работая в этих лабораториях, зарабатывают дополнительные деньги для себя и академии.

- Тогда что же не устраивает?

- В науке Казахстана сейчас нет понятия "Транспорт". В рамках грантового финансирования научных разработок отсутствует раздел "Транспорт" как отдельный сектор экономики. Это, в общем-то, нонсенс.

Конечно, транспортная наука носит прикладной характер, не фундаментальный, но, если мы хотим развиваться, если хотим успешно реализовать государственную программу "Нурлы жол" (предусматривает создание транспортно-логистической инфраструктуры - ред.), если хотим стать мощным транспортным коридором в направлении "Восток-Запад", если хотим составить настоящую конкуренцию морю, тогда нам очень нужна транспортная наука, нужно решать оптимизационные транспортные задачи.

- В Казахстане нет науки и нет ученых, решающих задачи транспортной отрасли, я правильно поняла?

- Чтобы было понятно, в каком положении мы сегодня находимся, достаточно сказать, что наша Казахская академия транспорта и коммуникаций была основана в 1931 году – даже в годы Голодомора думали о кадрах, а сейчас не думают.

Кулибаев: мы похоронили экономическую науку в Казахстане
За годы Независимости и процветания было написано огромное количество различных диссертаций, но серьезных научно-исследовательских работ, как и серьезных ученых - единицы.

Те исследователи транспортной науки, которые были подготовлены в советское время, уходят, а молодежь в науку не идет. Да и куда идти?

На сегодняшний день научно-исследовательских подразделений по транспорту, можно сказать, нет. В последние годы наша академия занимается научными разработками и внедрением новых технологий в транспортную отрасль, но для такой огромной страны как Казахстан с такой масштабной программой как "Нурлы жол" - это капля в море.

- То есть все плохо, даже если сравнивать с годами Голодомора?

- Нельзя сказать, что все плохо, тем более в сравнении с трудными годами. Но та система подготовки научных кадров, которая была в советское время, однозначно потеряна. Старые кадры уходят, нужны новые люди, а их практически нет.

Транспортная отрасль слишком долгое время не получала достойных специалистов, поэтому получился разрыв поколений. Нет преемственности и связи, но есть непонимание и конфликты.

Сейчас происходят очень непростые процессы формирования научного сообщества совершенно нового формата и содержания. Молодежи приходится считаться с устаревшими стереотипами, такими как погоня за мнимыми академическими регалиями и несчетным количеством бесполезных публикаций по требованиям Министерства образования и науки.

На сегодняшний день роль современного ученого – это публикация статей в престижных научных журналах, а не реальные научные результаты. Но ведь так же быть не должно.

Наука должна давать пользу производству. Знания, которые мы даем, должны быть "заточены" под рынок труда. А у нас показатели инновационной деятельности и коммерциализации технологий одни из самых низких в мире.

- Как получилось так, что транспортная наука Казахстану оказалась ненужной?

Инновационные тернии: как казахстанский стартап привлек 75 стран
- Раньше республиканский железнодорожный транспорт напрямую подчинялся Москве и АлИИТ (Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта, ныне КазАТК). С обретением суверенитета связь была разорвана и научное направление потеряно. Сейчас над научным направлением в транспорте просто никто из Минобразования, академии наук просто не думают.

Для подготовки ученых ежегодно в республике выделяются в среднем 1-2 образовательных заказа по транспортным специальностям. А, например, по специальности "Транспортное строительство" в республике за последние 8 лет не выделено ни одного образовательного заказа по подготовке докторов PhD.

Мы уже устали ждать государственных грантов, в течение последних пяти лет наша Академия направляет талантливых молодых ученых из числа преподавателей и обучающихся в магистратуру, аспирантуру и докторантуру в ведущие транспортные и технические вузы Европы и России за свой счет, из средств научно-исследовательских проектов.

Надеемся, что финансирование молодых ученых позволит повысить уровень и качество вузовской науки и обеспечит соответствие ВУЗов высоким квалификационным требованиям при международной аккредитации.

Кен Алибек: наука в Казахстане умрет в муках >>

- Главная проблема казахстанской науки – безденежье? Если дадут денег – будет наука?

- Главная проблема - хроническая нехватка научных кадров и утечка мозгов. Конечно, нужно выделять больше средств на обучение молодых ученых, необходимо увеличить транспортные специальности по программе "Болашак". Хотя важнее, наверное, другое - должен быть выше статус научного сотрудника. Иначе не сохранить кадры, не поднять планку научной школы, не выиграть в жесткой конкурентной борьбе с развитыми странами.

А пока же качество образования в Казахстане с каждым годом только падает. Математическая школьная база становится все хуже - мы получаем неплохих ребят, но с очень слабой математической школьной подготовкой. Чтобы их подтянуть, были вынуждены на первом курсе вводить дополнительные занятия по высшей математике и физике. Оплачиваем дополнительные часы преподавателей, а ведь все это должны были подготовить для нас в школе.

Кто из казахстанских ученых замечен в плагиате >>

- Понятно, что мы безнадежно отстаем от развитого Запада, а если сравнить с соседями – Россией и Китаем?

В каких странах казахстанцы могут поступить в вуз бесплатно
- Уровень китайских ученых очень высокий. Чтобы у нас было такое высокоскоростное движение, как в Китае, нужно достаточное количество грамотных инженеров и научных специалистов, которые могли бы это сделать.

Цифрами не владею, но объемы научных исследований, о которых нам рассказывали китайские коллеги, переваливают 10 миллиардов юаней. В самом Китае только транспортной железнодорожной наукой занимаются порядка 10-15 институтов – это только по ж/д транспорту. А есть еще морской, авиационный, автомобильный.

В России тоже очень серьезная научно-исследовательская база и научно-исследовательский потенциал. К слову, наших талантливых студентов мы в основном отправляем на обучение в российские вузы, европейские нормативы очень сильно отличаются от наших за счет различия в колее (1520 мм в СНГ и 1435 мм в Европе и Китае).

- А сколько студентов по транспортным специальностям ежегодно выпускаются?

- Много. Сейчас в Казахстане более 40 вузов готовят специалистов по транспортным специальностям. В год, ориентировочно, выпускается около 9-10 тысяч выпускников, при годовой потребности кадров 600-800 человек. Бывшие педагогические институты, которые ныне стали региональными университетами, обучают по транспортным специальностям.

В СССР было 32 железные дороги и 16 институтов – 1 институт на 2 дороги. АлИИТ в свое время готовил кадры для трех дорог.

- Десять тысяч выпускников, но в науку они не идут и трудоустроится по специальности тоже не могут. Какая-то нелогичная ситуация получается.

Казахстанцы возмущены открытой продажей дипломов в Сети
- А большинство из них и не может пойти в науку, потому что подготовка слабая. Многие вузы просто штампуют дипломы. И это тоже проблема.

Другая проблема, о которой я уже говорил – отсутствие достаточного финансирования. Из четырех транспортных специальностей самая тяжелая - это транспортное строительство. Это специалист, который занимается железнодорожными путями, мостами и тоннелями. За все время Независимости по этой научной специальности не было выделено ни одного гранта. И вот, имея ежегодно десять тысяч дипломированных транспортников, чтобы построить метро нам, к большому сожалению, нужно привлекать иностранных специалистов.

Катерина Клеменкова

Источник - ru.sputniknews.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1520112120
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх