КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 29.09.2017
22:17  Бухгалтер Казпосольства в Беларуси Сейдуалиев приговорен к 7 годам лишения свободы
21:28  Хуш хелибсиз, Патриарх всея Руси Кирилл в Ташкенте!
20:20  Почему России нужно объявить войну, - Le Point
19:30  Река жизни. Как на севере Таджикистана распределяют воду и совместно решают экологические проблемы
19:07  От Стамбула до НКВД: феномен бухарского джадида и большевика Фитрата (история), - Б.Мусаев
18:30  Ташкент остался без "смотрящего". Вора в законе Ходжаева тоже закрыли
18:14  Тайская красавица и экс-премьер-министр Йинглак Чинават запросила полит-убежища в Лондоне
14:55  Новый мировой порядок Америки уже мертв, - Хэл Брэндс
13:56  КазЛатиница. Диакритики против диграфиков, - З.Наурзбаева
13:54  Выиграет ли Китай в космической войне? - Ли Вэйнань
13:51  Жамалбек Ырсалиев: "Много видел в Киргизии калпаков. Но не видел голов"
13:45  КазЭкономика. Проклятые ресурсами, - С.Ахметов
08:51  В Актобе из-за памятника может вспыхнуть конфликт между казахами и армянами
08:38  КНБ РК: Хакерская атака на КазБанки велась из-за рубежа
08:28  КырВыборы. Во втором туре продолжится "сражение" между Бабановым и Жээнбековым...
08:15  Туркменистан: Здравоохранение – в коматозном состоянии, - А.Непесов
08:11  Мягкая сила бьет наотмашь. Фильм "Матильда" как провокация против России, - А.Фефелов
08:08  ЦРУ: путь от ястреба к шакалу, - А.Никишин
08:04  В Японии - роспуск парламента и досрочные выборы
07:53  В РосГосдуме миграционной политикой недовольны все, - Е.Трифонова
07:52  Предстоящая революция в военном деле, - И.Асадуллаев
01:08  Гроздья перемен. В арабском мире зреют события, способные кардинально изменить регион, - Е.Сатановский
00:49  Кыргызстан в ЕАЭС: путь на север, - Ю.Костенко
00:38  "Новый Ближний Восток" действительно существует. Только он уже не американский, - С.Лепоевич
00:24  Почему Курдистан не повторит судьбу Косово. Голосование на севере Ирака и двойные стандарты международного сообщества, - "НГ"
00:23  Зачем ливийские политики едут в Москву?
00:10  По зубам ли Трампу бюрократия объединенных наций? - Саид Гафуров
00:09  Белый флаг над Белым домом. После выборов стратегию Америки определяет хунта, - Дж.Пятрас
00:05  ИГИЛ - в Азербайджане, - П.Чумаков
00:03  Заигрывание с террористами - дорога в никуда, - Я.Чулаков
Четверг, 28.09.2017
23:33  Это был Человек. Памяти Ахмаджона Адылова, - Баходыр Мусаев
21:20  В Уганде колдуны начали приносить в жертву детей, чтобы вызвать дождь и прервать сильнейшую за полвека засуху
21:13  Китай закрывает на своей территории все северокорейские компании
21:06  Путин прилетел в Анкару по-новому дружить с Эрдоганом
20:22  ЕлБасы толкнул в КазНарод еще одну идеологему - "Туган жер", как стержень!..
20:17  Вашингтон не оставит "Талибану" шансов на успех в Афганистане, - Е.Пудовкин
20:12  Приплыли не долетев. Почему в нефтеносном Казахстане всегда не хватает топлива?
20:08  Почему кыргызке нельзя замуж за иностранца? - К.Элкеева
19:45  Крипто-крабле-бумс. Зачем Казахстану "государственная" криптовалюта?
18:54  Хотят ли либеральные демократы Америки войны с Россией? - Стивен Коэн
18:33  Халиф ДАИШ аль-Багдади снова воскрес и агитирует за джихад
18:14  Хокимият Ташкента приостановил геноцид бездомных животных
17:47  Раз и навсегда? Удалось ли борцам с узб-хлопковым рабством победить систему
17:15  Срок обучения в академических лицеях Узбекистана сократили до двух лет
17:03  Против узбекского писателя-диссидента Нурулло Рауфхона возбуждено уголовное дело по двум статьям
14:04  Бишкек. Договор о кыргызско-узбекской границе ратифицирован в трех чтениях
09:15  Если бы не большевики... Новый блистающий мир
09:10  Языковая реформа в Казахстане: латиница раздора или сближения? - А.Морозов
09:09  Казпремьер Сагинтаев по новому распределил обязанности между своими заместителями
08:59  Россиянке Нагорной предложили заплатить $1 млн в качестве залога за кыргызский MegaCom. Лена, не будь дурой...
08:52  Декоративный фуфел или виртуальный голем. Зачем глава Казмининформа Абаев выступал в фейсбуке? - В.Борейко
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
От Стамбула до НКВД: феномен бухарского джадида и большевика Фитрата (история), - Б.Мусаев
19:07 29.09.2017

I.3 ОТ СТАМБУЛА ДО НКВД ИЛИ ФЕНОМЕН И СУДЬБА
бухарца ФИТРАТА.
Право, какая же связь между Стамбулом и НКВД? Это – первых.
А во- вторых,… следует заметить, что я своебразно озаглавил тему разговора и избрал такую форму изложения, которая облегчает мне изложение своего видения личности Абдурауфа Фитрата, его жизни и судьбы, руководствуясь при этом следующей хрестоматийной истиной.
"Иногда в одном лице как бы персонифицированы более общие процессы. Порою, рассматривая бурные события эпохи "снизу" и одновременно "сверху", с той вышки, на которую ход событий поставил того или иного человека, вы начинаете лучше постигать содержание эпохи".
(см. Манфред А..З. ТРИ ПОРТРЕТА Эпохи Великой Французской Революции. М. 1978, с.20)

Итак, Фитрат, Стамбул ….

Выражаясь фигурально, от Стамбула дорога жизни, которую избрал Фитрат, привела его в НКВД.
По иному, и не могла сложиться жизнь и судьба человека, в ближайшем будущем одного из главных идеологов среднеазиатских джадидов, обремененного преобразующим духом, дела и труды которого будут иметь одну целевую направленность, а именно, борьбу за формирование человека со свободным разумом, не смиряющегося ни при каких обстоятельствах с духовной несвободой, угнетением и насилием, способного сделать внутренний выбор во имя Свободы и Независимости.

В самом деле, здесь в период стамбульского обучения (1909-1913) создал всем известные произведения "Спор мударриса с европейцем о пользе новометодных школ", "Рассказы индийского путешественника", которые затрагивали проблемы власти, будущего Туркестана (включая Бухарский и Хивинский ханства – Б.М.) и его народа, реформы образования, просвещения и др. Изданные в Стамбуле, они были запрещены на родине бухарским эмиром.
Безусловно, они стали своего рода лебединой песней Фитрата, хотя до рокового 1938г. у него еще впереди более 20 лет времени творчества по тернистому пути к свободе.

Прошли десятилетия. И вот в наше время лучше постигаем содержание той эпохи колониализма, нашедшей продолжение в условиях жестокосердного времени власти советов, ибо здесь также не пахло близко свободой, сопоставляем это содержание с нынетекущим моментом нашей истории, когда, в частности, читаем вот такие вещи (тексты), касающиеся личности Фитрата.
1.Из секретного донесения Драгомана Политического Агенства Шульга от 27 мая 1914 г. г Ташкент.
"…В настоящее время более обращает на себя внимание появляющияся от времени до времени издания …типа, где авторы, избегая всяких открытых выступлений против христиан, стремятся пробудить не фанатизм, а сознание необходимости европейского просвещения, результатом какового, по их мнению, явится величие ислама и возстановление прежнего могущества мусульман. При этом авторы всячески стремятся подчеркнуть свою правоверность и полное согласование своих пожеланий с шариатом. Первым произведением такого рода, получившим более или менее широкую известность в Бухаре, была брошюра константинопольского издания Хикмет, под названием "Муназара" /Прение/, распространение коей было своевременно отмечено Политическим Агенством. Автор Мунозвара бухарец Абдуррауф….
Текст книжки (агент имеет в виду "Рассказы индийского путешественника" - Б.М.) местами пестрит сссылками на коран, ибо автор, проповедуя "вольные" мысли, и, видимо, понимая настроение тех, кому предназначается его творение, прежде всего, заботится о тщательном охранениии своей правоверности от малейшего подозрения…" (курсив мй-Б.М.)
(см. Тарихнинг Номаълум Сахифалари Хужжат ва материаллар Биринчи Китоб Т. 2006, с.29-31)
В другом секретном донесении Агента среди имен, как он пишет "… прогрессистов, именуемых "джадиды" из их числа наиболее деятельных.." называется Абдурауф Фитрат. В данном "негласном сведении", предназначенном для Туркестанского Генерал - Губернатора, отмечается, например, следующее.
"Абду- Рауф Фитрах, известный с весны прошлого года как прогрессист, получивший воспитание в Константинополе, где он вошел в состав членов комитета "Иттигат ва Таракки", а возвратившись в Бухару , не терял связей с таковыми и стремился распространять идеи панисламизма. Проживая в Константинополе, он сотрудничал в газетах панисламисткого направления и в этом деле приобрел известный навык…." (курсив мой – Б.М.)
(см. указ соч., там же, с. 34)

2..А вот слова "правды", высказанные самим Фитратом, но уже в условиях страны советов, следователю Управления Государственной Безопасности НКВД, как и многие другие "правдивые" показания, каждая из которых подкреплена самоличной подписью Фитрата, где утверждается "верность" записанного в протоколе допроса
"...в беседах со мною Файзулла Ходжаев говорил о Гитлере, восхищаясь …. Файзулла Ходжаев считал Гитлера выдающимся государственным деятелем… Фашисткие убеждения Файзуллы Ходжаева полностью разделялись мной"
.
(см. об этом подробнее Протокол допроса обвиняемого Фитрата Рауфа Рахимовича от 25 октября 1937 года (Документы и материалы подготовлены д.и. н. Кахрамоном Ражабовым – Б.М. ) // Тарихнинг Номаълум Сахифалари Хужжат ва материаллар Биринчи китоб. Ташкент 2009. с.115).
Вот как, например, и эта (нижеследующая "правда" - Б.М.), помимо всего прочего, свидетельствующая о компетентности, если можно так выразиться, пыточных дел мастеров, добывающих нужные показания (в качественных и количественных показателях - Б.М.) любой ценой и любыми средствами.
"Я признаюсь в том, что я действительно вел активную борьбу против Советской власти, являясь выходцем из среды крупной торговой буржуазии Бухары, я не мог примириться с принципами, провозглашаемыми революцией. С первых дней революции моя литературная деятельность, направленная к обоснованию и пропаганде идей буржуазного национализма и пантюркизма, выдвинула меня одним из идеологов буржуазно- националистического движения в Туркестане, представляемого партией джадидов…..Как идеолог джадидизма, …я встал на путь организованной контреволюционной борьбы против Советской власти и продолжил эту борьбу до дня ареста".
(см. там же, с. 110-111)
И еще, правдой, но настоящей является то, что "дело" Фитрата и других было уже в задумках (планах) ОГПУ задолго до фактического их ареста. Об этом свидетельствует, в частности, история с Боту (литературный псевдоним ташкенткого журналиста и поэта Махмуда Максудовича Ходиева, попавшего в жернова беззакония в 1930 г. - Б.М.), точнее, содержание текста "О РАБОТЕ КОНТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЛИНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ", написанного им, будучи в застенках ОГПУ и датированного 30 сентября, 11 декабря 1930 г. Документ впечатляет фактурой, читай, показаниями, выбитыми у автора текста, которые направлены против "выявленных" врагов - членов новой узбекистанской контреволюционной организации "Чигатай гурунги" и "свидетельств" их мнимых преступлений против государства и народа.
(см. об этом вышеуказ. соч. Боту // Тарихнинг Номаълум Сахифалари Хужжат ва материаллари Биринчи китоб Ташкент 2009, с. 83-108)
По сути, оказывается, что задолго до создания Хозяином Кремля концепции или идеи - фикс об обострении классовой борьбы в условиях победившего социализма, заговорах против советской власти, уже составлялись т.н. проскрипционные списки тех, кого будут брать, пытать, сажать, стрелять, объявляя врагами народа.
Трагедия джадидов заключалась и в том, что они желали счастья свободы для народа и боролись за нее, несмотря на скорое осознание, что народ попал в новую неволю. Суть этой новой неволи обозначается довольно отчетливо следом за декабрьскими событиями (1917 г.) в Ташкенте, разгромом большевиками Кокандской автономии в феврале 1918 и с началом формирования большевисткой политической системы в Туркестане.
(см об этом Туркестан в начале XX века: К истории истоков национальной независимости. Т. 2000, с. 113-163).
Безусловно, национально – демократические устремления не могли по определению вписываться в планы советской власти на Востоке. Понятно, что в таковых условиях экспансии советов, точнее, провозглашения Советской Автономии Туркестана для интеллигенции края, представлявших категорию новых людей, т.е. джадидов, наступали времена, не предвещающие ничего хорошего и в плане их личной безопасности. Можно сказать, перефразируя поэта, что фактически жизнь и судьба названных людей была предрешена "веком – волкодавом".
Информация к сведению. Абдурауф Фитрат арестован 22 июля 1937 г. Репрессирован и казнен 4 октября 1938 г. на 38-м километре от Москвы по Калужскому шоссе на территории расстрельного полигона ""Коммунарка".
По другим сведениям приговорен решением временной коллегии Верховного суда СССР к смерти и казнен в Ташкенте 7 октября 1938 г вместе с другими 507 "националистами", представлявшими цвет интеллигенции и интеллектуалов Узбекистана.
Реабилитирован в 50е гг. Посмертный лауреат Государственной премии Узбекской ССР имени Навои.

Жизнь и судьба Фитрата, феномен его личности еще ждет своих исследователей, изучения с расстояния, лучше сказать, в пространстве, во времени и определения достойного его масштабу места в новейшей социальной, политической и духовной истории тюркских народов.
Но одно и мне представляется ясным: природа одарила щедро Фитрата многими талантами и они могли раскрыться в полной мере, явив миру научные открытия во многих отраслях гуманитарных дисциплин, как, например, это случилось с Ахмет –Заки Валиди, своевременно эмигрировавшим в Турцию и получившим мировую известность своими исследованиями в области востоковедения.
Тем не менее, феномен и судьба Фитрата, выбор, который сделал он сам, оставшись на родине и с народом, т.е. распорядившись своей этой судьбой, прервавшей рано его жизнь, заставляет думать о величие духа одного из последних джадидов, выразившего истинный дух народа с его надеждами, верой и вечной устремленностью к свободе. Он являет собой образец лучшего, что есть в нашем народе, собственно, по таким его представителям и должно судить об узбекском народе. Хрестоматийная истина, что народ ценен тем, что в нем лучшего и, в конце – концов, верно говорится:
"История – это метаморфоза человеческого духа, развитие великих идей, которые определяют ход событий. Если исчезнет дух, то и жизнь останавливается, рушатся государства, исчезают народы, остаются о них только воспоминания. Материя – и живая и мертвая – получает свой смысл благодаря идее" (Рафаэль Хаким).

Вот и все и не все, что могу сказать лично я о Абдурауфе Фитрате, учитывая жанр выступления и возможности, предоставляемые интернет –сайтом.
Вместе с тем, считаю нужным привести несколько цитат, являющихся каплей в море литературы, посвященных Фитрату. Полагаю, написанные в разные годы различными авторами, они достаточно емко отражают, с одной стороны, масштабность личности главного идеолога джадидизма, с другой – выступают в качестве комментариев к его творчеству и в- третьих, показывают выдающийся вклад Фитрата в социальные процессы, связанные с пробуждением Туркестана и формированием в нем нового политического контекста.
Итак, вот эти избранные мной цитаты, которые, быть может, длинные, но они вполне оправданы.
1."Джадидизм, возникший здесь (в Бухаре – прим Б.М.) позже, чем в других частях Туркестана, нашел здесь более благоприятную почву. Невыносимо тяжкая атмосфера общественной жизни, двойной царско-эмирский гнет повернули его с пути культурничества на путь политический, что видно хотя бы из литературной деятельности джадидов…. Сюда надо отнести, прежде всего, произведения Фитрата".
Ходжаев Файзулла. Избранные труды в трех томах. Том 1. Т 1970, с 91, 92

2."Пожалуй, нет другого узбекского интеллигента первой половины XX века, чье имя вызывало бы больший интерес, чем Абдуррауф Фитрат. И это объяснимо. Первый узбекский профессор и жертва сталинских репрессий, разносторонний ученый и литератор высшей пробы, он оставил после себя завидное множество опубликованных трудов. Любовь к личности, уважение к достоинству человека, забота о благе общества поднимают его без преувеличения, до уровня крупного гуманиста Востока".
(Бахадыр Эргашев. Профессор, доктор философских наук Двенадцать Истин Одной Судьбы. газ. Народное слово" 22 октября 1996 г.).

3."С 1908 по 1913 гг., находившийся на учебе в Стамбуле, Фитрат наблюдает первые шаги турецкой революции, ее победу над феодальным строем. Под впечатлением увиденного и прочитанного, критически осмысливая события, происходившие в Бухаре, он убеждается, что главным злом на пути к прогрессу является фанатизм религиозно настроенных масс, реакционное духовенство и государственные устои эмирата. Он приходит к мысли, что для изменения и улучшения жизни трудового народа надо бороться в первую очередь против невежества и темноты ее вождей, нужно их скомпрометировать, сорвав с них ханжеские маски.
Написанные и изданные им в Турции книги "Спор" и "Индийский путешественник", тайно привезенные в Бухару, потрясли молодежь"
(д.ф.н. Наим Каримов. Джадидизм как фундамент национальной идеи. источник Интернет – ресурсы)
4. "Мунозара" ("Спор" – Б.М.), - писал Садриддин Айни в своей книге "Образцы таджикской литературы", изданной в Москве в 1925 г, - оказала очень сильное и благотворное влияние на развитие эпохи. С одной стороны, "Мунозара" пробудила врагов и они, начав атаку, обвиняли ряд людей в отступничестве от веры, но это не испугало джадидов – сторонников нового, и не сбило их с пути нововведений. С другой стороны, "Мунозара" привлекла класс ученых и молодежь и способствовала рождению революционных мыслей".
(цитата приведена по книге Э. Каримов. Развитие Реализма в Узбекской Литературе. Т. 1976. С. 101-102)
5."Мудрый летописец XX в. Садриддин Айни, - отмечает в своих воспоминаниях Дильбар Рашидова, дочь Фатиммы Бурхановой, бывшей жены Фитрата, - наблюдая эволюцию Фитрата, пишет: "Одним из свободомыслящих людей этого времени был Абдурауф Фитрат. Этот человек считался самым способным (мустаидтарин) и эрудированным (фозилтарин) среди студентов Бухары" эта черта личности Фитрата осталась в нем на всю жизнь. Его как магнитом притягивало все новое – будь то общественное устройство, педагогика, художественные ремесла, музыкальная ткехника, фабрики, заводы, телеграф, телефон, поезда и воздушные корабли. В индивидуальном научном плане 1935 г. он намечает написать статью о теории относительности Эйнштейна"
(Дильбар Рашидова. Профессор Фитрат в Нашей Семье// Тарихнинг Номаълум
Сахифалари. Илмий маколалар Хужжат ва материаллар Хотиралар. Иккинчи китоб
Т. 2010, с.265)

6."Последние десять лет перед своим Страшным Судом среди рек крови и гор лжи Абдурауф Фитрат провел в трудах и исследованиях. По сделанному только в науке его имя достойно стоять рядом с такими корифеями востоковедами, как академики В. Бартольд, И. Крачковский, член –корр Е. Бертельс… Гигантский масштаб личности Фитрата , сравнимый с фигурами Возрождения, не позволяет вот уже 50 с лишним лет после трагической смерти оценить сполна его величие и гордиться тем, что такие люди еще рождаются на нашей земле. А унизительно-пигмейская возня вокруг его имени, не прекращающаяся все эти четыре десятка лет- свидетельство обнищания нашего духа….
И звучат слова Фитрата из его драмы "Абулфаизхон", звучат как обвинение этому времени: "Эй, черная сила, эй, проклятый престол! Миллионы невинных детей, миллионы твердых, как скалы парней пали жертвой перед тобой!. О самое страшное чудище, созданное людьми, о самое гнусное! Ты черное, черное счастье! Подобно тому, что ты груз бед, сминающих тех, кто под тобой, ты язык огня, сжигающих тех, кто поверх тебя! Неужто не кончилось твое время и, лживо обещая мир и покой, ты все еще катишь миллионы этих слепцов из бездны в бездну" .
(Хамид Исмайлов. Черное Счастье Абдурауфа Фитрата."Независимая Газета" 03. IV 1991)
И еще.
7. " Жизнь Фитрата, - пишет ташкентский искусствовед и историк Александр Джумаев, - трагически оборвалась в 1938 году. Нужно было немало времени, чтобы вернуться на новом витке истории к забытому наследию. И ныне далеко не все, созданное Фитратом, изучено и опубликовано. Многое еще не выявлено, разбросано по различным изданиям и архивам. Но и то, что известно, позволяет поставить его имя в один ряд с выдающимися мыслителями и реформаторами Востока бурного ХХ века"
(см. Джумаев А. Фитрат Афанди. greylib.align.ru 07.06. 2016)
Потому здесь и сейчас, если разуметь наше бытие в условиях политической и социальной истории начала XXI века, то мы, как и прежде, "во времена обманные и глухие", тревожные, ищем ответы на возникающие "проклятые" вопросы, типа: кто мы есть и куда идем? И всегда с нами рядом, в числе мыслителей нашего времени, среди "властителей наших дум" оказывается Фитрат. Иными словами, как мне представляется, актуален Фитрат с его человеческими ценностями и духовными идеалами, хотя, без сомнения, живи он здесь и сейчас, остался бы изгоем, когда правит бал …. Это и к нему, без сомнения, можно отнести знаменитые строки не менее знаменитого поэта с трагической судьбой:
"Мне на плечи кидается век –волкодав,
Но не волк я по крови своей! …"

Бахадыр Ф. Мусаев 28-29. 09. 2017 Ташкент Тузель-2

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1506701220
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх