КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 28.09.2017
23:33  Это был Человек. Памяти Ахмаджона Адылова, - Баходыр Мусаев
21:20  В Уганде колдуны начали приносить в жертву детей, чтобы вызвать дождь и прервать сильнейшую за полвека засуху
21:13  Китай закрывает на своей территории все северокорейские компании
21:06  Путин прилетел в Анкару по-новому дружить с Эрдоганом
20:22  ЕлБасы толкнул в КазНарод еще одну идеологему - "Туган жер", как стержень!..
20:17  Вашингтон не оставит "Талибану" шансов на успех в Афганистане, - Е.Пудовкин
20:12  Приплыли не долетев. Почему в нефтеносном Казахстане всегда не хватает топлива?
20:08  Почему кыргызке нельзя замуж за иностранца? - К.Элкеева
19:45  Крипто-крабле-бумс. Зачем Казахстану "государственная" криптовалюта?
18:54  Хотят ли либеральные демократы Америки войны с Россией? - Стивен Коэн
18:33  Халиф ДАИШ аль-Багдади снова воскрес и агитирует за джихад
18:14  Хокимият Ташкента приостановил геноцид бездомных животных
17:47  Раз и навсегда? Удалось ли борцам с узб-хлопковым рабством победить систему
17:15  Срок обучения в академических лицеях Узбекистана сократили до двух лет
17:03  Против узбекского писателя-диссидента Нурулло Рауфхона возбуждено уголовное дело по двум статьям
14:04  Бишкек. Договор о кыргызско-узбекской границе ратифицирован в трех чтениях
09:15  Если бы не большевики... Новый блистающий мир
09:10  Языковая реформа в Казахстане: латиница раздора или сближения? - А.Морозов
09:09  Казпремьер Сагинтаев по новому распределил обязанности между своими заместителями
08:59  Россиянке Нагорной предложили заплатить $1 млн в качестве залога за кыргызский MegaCom. Лена, не будь дурой...
08:52  Декоративный фуфел или виртуальный голем. Зачем глава Казмининформа Абаев выступал в фейсбуке? - В.Борейко
08:44  О чем говорили два шакала, или Как правильно устроить казахам вакуум в голове, - М.Асипов
08:37  Аркадаг в свой гимн украл мелодию казахской песни "Желтоксан желі"?
08:32  Иракские курды предлагают России и Сирии договор о совместном экспорте нефти
08:30  Ближний Восток оказался на грани новой войны, - "Взгляд"
08:20  Барселона готовится к стрельбе и взрывам. Мадрид делает все, чтобы сорвать референдум в Каталонии
07:50  Иракский Курдистан берут в блокаду. У Эрбиля хотят отнять аэропорты и нефтяные месторождения, - "НГ"
07:47  Культовая фигура Америки и основатель Playboy Хью М. Хефнер ушел из жизни сегодня
00:39  Война в Сирии далека от завершения, но эндшпиль уже начался, - Washington Post
00:35  Китай - источник влияния планетарного масштаба, - Libеration
00:29  Утечка мозгов: почему казахстанские студенты уезжают за границу?
00:28  Туркменистан: Бесправные дети эпохи Аркадага
00:16  Газопровод через Афганистан: реальный проект или фантазия? - Руслан Халиуллин
00:12  Гнилой ход: В Кыргызстане активно обсуждают национальность кандидата в президенты, - У.Бабакулов
00:11  Кто больше навредил России - Гитлер или Ельцин?
00:04  В пограничной службе Кыргызстана выявлены коррупционные схемы
00:01  Кто из соседей может повлиять на выборы президента Киргизии, - DW
00:00  Полиция Испании захватила доменную зону .CAT
Среда, 27.09.2017
21:32  Кабульский международный аэропорт подвергся ракетному обстрелу
21:14  В Узбекистане скончался легендарный фигурант "узбекского дела" 92-летний Ахмаджон Адылов
20:48  Шесть банков в Казахстане подверглись фишингу. Хакеры атакуют
19:50  Узбекистан продаст Америке урана на $300 млн "на очень выгодных условиях"
19:28  Провидец. Памяти великого писателя-фантаста Ивана Ефремова. Писать рассказы он начал в Алма-Ате...
18:24  Бишкек. Бабановский штаб обвинен прокуратурой в подкупе избирателей
17:22  Как и с кем судился Кыргызстан, - Т.Кудрявцева
16:17  Альтернатива, или Прощание с либеральными иллюзиями, - Д.Седов
15:52  В Узбекистане реформируют систему подготовки учителей
14:29  Бунт отверженных. О неожиданных итогах выборов в Германии, - Срджа Трифкович
12:06  Сирийская война закончится в Турции? - Д.Королев
12:04  Российско-американский раздрай пошел Китаю на пользу, - СП
11:56  Гузель Яхина: "Зулейха открывает глаза": роман о модернизации?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Это был Человек. Памяти Ахмаджона Адылова, - Баходыр Мусаев
23:33 28.09.2017

В ГУРУМСАРАЕ УМЕР АХМАДЖОН ОДЫЛОВ.

Это был ЧЕЛОВЕК …..

Я знал его с подросткового возраста . ОН. часто приезжал в Фергану в конце 50-х гг. к моему дяде, редактору областной газеты "КОММУНА" …..

Это мое искреннее слово о Вас, Ахмаджон-ака, которое сказал в свое время (2006 г.), исполнив долг перед Вами

Б.Мусаев: Ахмаджон Одылов - дважды казненный. Из хроники узбекистанского абсурда.

10:40 29.04.2006

Ранее считалось, что если у человека приговоренного к казни через повешение рвется веревка, то осужденному на смерть даруется жизнь. Судьба героя нашего повествования свидетельствует, что мы в Узбекистане будто оказались вновь в жестоком мире беспросветных страданий времен Ветхого завета.

Казнят его не единожды.

По-видимому, не без оснований соображали высокие чиновники и при прежнем политическом строе и сегодня в условиях каримовского режима, что Одылов на свободе представляет угрозу их власти. Почему Ахмаджон Одылов так опасен для этих режимов?

Информация для сведения. Ахмаджон Одылов родился 1.05.1925 г. в поселке Гурумсарай Папского района Наманганской области. Отец Ахмаджона - Одылжон Фазылов, будучи руководителем колхоза, репрессирован в 1937 г и расстрелян в 1939г. В семье А. Фазылова, объявленного "врагом народа" насчитывалось 7 детей. Семья Фазылова буквально восстала из пепла. Ахмаджон Одылов начал трудовую деятельность с 12 летнего возраста и вырос до Генерального директора многопрофильного Папского агропромышленного объединения (АПО), которому принадлежали 373 000 гектаров орошаемых и пастбищных земель. Здесь работали 40 тыс. чел. В АПО входили 14 совхозов, 17 предприятий. За изнурительный труд в организации агропромышленного производства, успехи в хлопководстве и др. Одылов был удостоен советским правительством звания Героя социалистического труда, заслуженного хлопкороба Узбекистана, двух орденов Ленина и т.д., избирался неоднократно депутатом нескольких созывов Верховного Совета СССР, членом ЦК КП Узбекистана. В бытность Генерального секретаря КПСС Ю.В. Андропова опыт Ахмаджона Одылова в организации многопрофильного АПО рассматривается на заседании политбюро ЦК КПСС и этот опыт газета "Правда" в течении двух дней освещала подробно. Вскоре, на 1/6 части Земли стали создаваться АПО. Казалось, нет отныне места тревогам за будущее близких, семьи и плохие времена уже позади. Однако 13 августа 1984 г. и позже начинаются аресты семьи Одыловых, исключение составили мать и жена Ахмаджона. Следствие вела Генеральная прокуратура и арестовала по делу Одылова 1001 чел.. В течении 7 лет они содержались под стражей без суда, т.к. дело полностью разваливалось из -за отсутствия доказательств, заранее объявленных преступлений Одыловых.

В ноябре 1991 года Москва отдала дело Одылова Ташкенту в ответ на просьбу президента И. Каримова. Его выпускают на волю. Все были уверены: наконец - то восстановится справедливость и Ахмаджон Одылов будет оправдан. Однако, ровно через год уже в независимом Узбекистане против А. Одылова фабрикуют дело и осудят на 5 лет лишения свободы. Ведь не все тогда понимали, что объявлением независимости в Узбекистане у власти осталась та же самая номенклатура.

"Ахмаджон-ака не проявил благоразумия и не поблагодарил И. Каримова, - говорил мне в беседе Мухсин Одылов, - за то, что он вызволил моего брата из Москвы и даже спецсамолет послал за ним. Но брат мой был так зол на власть.."

Я задал вопрос: "Мухсин - ака, в каких конкретно словах эта его " обида" к власти проявилась?" И получил ответ: "Понятно, в крепких. Адылжон выругался. И слова были матерные в адрес представителей власти и что никогда не будет с ними связываться. Он крикнул в сердцах: " Я никому ничего не должен! И больше меня не проси об этом". Мне было досадно и немного страшно за него. И вскоре, мы все родственники убедились, что моя тревога имела основания".

С тех пор, Одылов, проживающий девятый десяток лет, все еще находится в заключении, получая каждый раз дополнительные сроки якобы, то за сопротивление власти, то за неповиновение законным требованиям администрации учреждений наказания т. п.

Об этом думал я, находясь по воле обстоятельств у перевала Камшик со стороны Ферганской долины. Это было 25 января, вернее в ночь на 26 текущего 2006 г. Я сидел в легковой машине вот уже в течении почти 5 часов с полудня, дожидаясь открытия перевала, который закрыли из - за начавшегося снегопада и угрозы обледенения дороги. В томительном ожидании мне вспомнились былые годы. Папский АПО, Гурумсарай и лицо Ахмаджон -ака, когда я приезжал к нему в середине 70 -х годов из Москвы, где учился в аспирантуре Института философии АН СССР…

Я знал его с подросткового возраста. Помню, начиная с конца 50-х годов, он, будучи еще рядовым председателем рядового колхоза, приезжал в наш дом в Фергану - к моему дяде Адхаму Хамдаму, писателю и журналисту-фронтовику, главному редактору областной газеты. Перед глазами улыбающееся лицо и зычный оживленный голос, две дыни в сильных руках председателя. Как давно это было. Еще нет взлетов и падений, нет тюрем и судов, еще нет глумления и публичного унижения, еще не настал час трагической кончины мамы Одылова, гибели родственника, отказавшегося по настоянию следователей взрывать могилу Одылжона Фазылова, отца Ахмаджона…

Вместе с тем, удивительное дело память наша, сохраняющая нам самое сокровенное и дорогое, где переплелись боль и радость…

Я в человеческом долгу перед Вами, Ахмаджон -ака! Я не писал о Вас. Правильно говорят, что лучше поздно, чем никогда. Я хочу сказать свое слово искреннее о Вас. Быть может это нужно не столько Вам, а мне, как проявление утверждения и моего человеческого достоинства и в память о дорогих для нас вместе с Вами людях. Пусть это будет также благодарной данью любимому родному краю, который никогда не забывал ваши добрые дела. Люди долины помнят и ждут Вас. Не забывайте: Ведь и после самой лютой зимы наступает весна.

>Судьба Ахмаджона Одылова говорит о бесчеловечности политического режима Узбекистана. Беспрецедентность случая с содержанием человека столь преклонного возраста в условиях неволи доказывает тираническую природу режима власти И. Каримова.

Непреклонность духа узбекского узника Ахмоджона Одылова сопоставима со стойкостью легендарного Манделы, Нобелевского лауреата за Мир.

Можно предположить: Одылов является одной из самых заметных жертв инстинкта самосохранения диктатора, которым двигает страх. И этот страх потерять власть сильнее здравого смысла.

Вероятнее всего, Одылова держат в тюрьмах, ибо он , располагая конкретными знаниями о более чем неблаговидных делах ключевых фигур нынешнего политического режима, вышедших из недр своего генетического родителя - советского тоталитарного строя, - представляет угрозу их власти.

Ахмаджон Одылов - человек, который без коленопреклонения общался с номенклатурой СССР самого высокого уровня, но остался для них чужим, ибо не принял их правил игры. Он был одним из немногих хозяйственников крупного масштаба, имевшим свою отличную от государства философию организации хозяйственного процесса, конечно, оформленную не теоретическим образом, практически - в жизни. В действительности, А. Одылов сумел на деле, на примере более чем успешного функционирования, созданного его умом и непреклонной сильной волей, аграрно-промышленного объединения (АПО), показать и равно доказать, что успех заключается в органической связи человека и стимулировании экономической деятельности людей. И эта философия позволила добиться ему вместе со своими земляками - гурумсарайсами коллосальных успехов в организации жизни в экономическом и соответственно социальном плане. Об этом, насколько мне известно, были написаны в свое время книги. Среди них, помнится: в 1975 году опубликована "Гурумсарайцы" (автор Юлдаш Шамшар). В 80-е годы создана книга "Дыхание земли". Примечательно, что она переведена русский язык и издана в Москве тиржом 200 тысяч экз. К сожалению, по понятным мотивам названная книга не дошла до Узбекистана. В 1992 году, т. е. сразу после возвращения Одылова в Узбекистан почти 8-летнего нахождения под стражей без приговора суда, журналист Артыкголи Намазова создает небольшую книгу, посвященную отдельным, прежде не освещенным сторонам жизни АПО и ее Генерального директора. Увы, вновь "высокая" политика и новый арест, скорый суд над Ахмаджоном Одыловым. Названный же труд журналиста, несмотря на оплаченный счет ее издания в 60 тыс. экз., уничтожается в стенах одного из издательств Ташкента.

В жизни братьев Одыловых, спустя почти пятьдесят лет(1984 г.), история повторилась во всей неприглядности абсурда. Они, дети, так называемого "врага народа", кстати, реабилитированного в 1960 году, были также ошельмованы, оболганы, посажены в тюрьмы. Сидели братья Одыловы, начиная со злополучного 13 августа 1984 г.: Мухсин (8 лет), Мумин (10 лет). Продолжает отбывать 22 -й год заключения за не совершенные преступления Ахмаджон, запрятанный от людских глаз, распросов журналистов в отдаленно-недоступной зоне, которая находится на расстоянии 240 км. от г. Зерафшана среди зыбучих песко пустыни.

Не потому ли они - братья Одыловы продолжили своеобразную семейную традицию, что работали честно, вкладывали всю энергию ума, воли и порывы души на то, чтобы поднять на достойный уровень жизнь тружеников земли !?

Как мне рассказывал Мухсин -ака:

"Мама наша Бахриниса (да будет мир ее праху) чаще всего повторяла моему брату, Ахмаджону: "Сынок, вы любите эту власть. А ведь, она подлая и безбожная. Уничтожить может вас также, как и вашего отца".

И продолжая печальную исповедь о маме, Мухсин-ака дрогнувшим голосом сказал:

"я приезжал к ней накануне своего ареста из Ташкента в Гурумсарай. Она внимательно посмотрела на меня продолжительным взглядом. Теперь то я понимаю, что она прощалась со мной. Я сейчас нежность материнскую ощущаю, пробивающуюся в ее голосе, хотя в тот момент звучал он повелительно - настойчиво: "Не приезжайте сынок больше сюда. Боюсь, власть тоже заберет Вас у меня".

Вскоре, меня арестовали и я вышел из тюрьмы только через 8 лет, когда мама уже покоилась на кладбище. Она умерла трагически и в одиночестве ровно через год, в 1985 г., вслед за арестами нас - ее сыновей. Люди были в страхе. Никто ее не навещал. Однажды, она нечаянно опрокинула на себя с газовой плиты кипяток с чайником. Она звала долго на помощь и никто не услышал. А в последний путь пришли ее провожать тысячи людей. Нас же, находящихся в тюрьме, даже не посчитали нужным известить о кончине мамы". И в заключение повествования я услышал от Мухсин -ака слова:

"я уверен, приняв участие в похоронах, люди смогли преодолеть малодушие и страх, а убила мою маму система".

Известно, у Одыловых никаких сокровищ не было найдено. Зато пустили слух, что золото спрятано в символической могиле отца семьи, которую построили сыновья в память о нем, где они захоронили горсть земли, привезенную с дальнего Востока, где был расстрелян Одылжон Фазылов в далеком 1939 году. Следователи пытались заставить Мансурова Хамиджона, приходящегося родственником Одыловым, сломать и вскрыть эту могилу. Они пригрозили ему арестом в случае отказа. Мансуров категорически отказался, сославшись на то, что это является грехом. В тот же день, вернувшись домой в шоковом состоянии, не выдержав психологического давления и угроз следователей, он покончил собой, оставив сиротами своих 9-х детей. Все же службисты взорвали могилу и… извлекли оттуда шкатулку в виде кубка, в котором содержались документы о реабилитации Одылжона Фазылова, кусочек земли с Дальнего Востока, семейный альбом с фотографиями. Не было там больше ничего. Так они и ушли с кладбища, разворотив взрывом, осквернив и другие могилы.

Между прочим, когда я был в Гурумсарае в середине 70-х годов, то к своему удивлению обнаружил, что среди многих добротных домов специалистов, руководителей АПО различного ранга, служащих, механизаторов, дом Генерерального директора был самый скромный. Это, собственно, было похоже на Одылова, которого по мнению многих, кто работал с ним, отличала неприхотливость в быту, скромность в личной жизни. Не слышал я никогда от знавших его людей, что у него была охрана. Ходил он открыто и доступный всем. Часто оставался ночевать на полевых станах, в дальных точках АПО, когда уже не хватало времени добираться домой. Ведь, на следующий день следовало еще решить здесь же неоложные вопросы по производству, быту работников.

Поделился со мной и Муминжон - ака воспоминаниями о кануне тех черных страниц жизни семьи. Также, в частности, он воспроизвел некоторые детали злополучного дня 13 августа 1984 года и последующих за ними событий.

"Примерно за неделю до нашего ареста, 7 августа состоялся Пленум Папского райкома Компартии Узбекистана, где с критикой против Ахмаджона Одылова, точнее, специально организованной клеветой выступили 15 человек. Можно поражаться оперативности партийных бонз. На следующий день (8 августа) материалы пленума были опубликованы на страницах районной газеты "Коммуна учун". Затем события стали развиваться следующим образом. Поведение Ахмаджона было вынесено на бюро Наманганского областного комитета Коммунистической партии Узбекистана. Одновременно с вызовом брата в столь высокие сферы власти, в районный центр г. Пап прибыли почти 5 десятков бронированных пожарных машин. Они расположились рядом со зданием районного отделения милиции. В тот же день, вернее в ночь на 9 августа все члены бюро Папского райкома партии и члены их семей во главе с 1 -м секретарем партии ночевали прямо в здании райотдела милиции, опасаясь якобы за свою жизнь. Фактически без объявления вслух город Пап, начиная с 7 августа 1984 года был поставлен чуть -ли не в условия военного положения. Жителям не рекомендовалось выходить из дома, так как якобы это небезопасно для их жизни со стороны "банды" братьев Одыловых. Люди недоумевали: почему уважаемые ими братья вдруг стали бандой? Смешно, но так было в действительности. Начиная с перевала Камшик, откуда начинается въезд в Папский район, происходил обыск транспорта с выяснением у водителей и пассажиров, не везут ли они чего - либо А. Одылову. Аналогично поступали и с теми, кто покидал территорию района. Уже 12 августа я заметил, что центрльная улица Папа перегорожена скамейками. Меня предупредили некоторые сердобольные люди, что 13 августа нас с братом арестуют прямо в Гурумсарае. И на следующий день надо видеть картину, когда в небе летали вертолеты, а на лице стояла вереница миллиционеров. Они, оказывается стояли на протяжении более 70 км., через каждые 100м. от Гурумсарая до города Намангана - областного центра. Во второй половине дня мы шли с братом по центральной аллее Гурумсарая.

Закончилось все, естественно, без нашего противостояния. Навстречу нам двигалась группа лиц. Это были начальник УВД области полковник Титов Евгений Михайлович, замначальника Районного Управления внутренних дел Гафорий и 1-й зампрокурора республики Галашк. Последний спросил: Это они? Получив утвердительный ответ, он приказал: Взять их!

Вот так без скандала мы подчинились приказу. И к чему был этот спекталь с вертолетами, с 4 -мя Икарусами, наполненными вооруженными людьсми, которые почему - то суетились, бегали в разные стороны?"

"Однако, - продолжал Муминжон - ака, - на этом далеко не все, связанное с акцией ареста, закончилось. Во всех 14-ти совхозах агропромышленного объединения, здания, где находились бухгалтерии, были окружены вооруженными до зубов людьми. Они без составления протоколов забрали документацию. И не только документацию. Например, в моем совхозе "Ташкент" следственные органы без соответствующего оформления , т.е. незаконным образом забрали 25 новых легковых автомобилей. До сих пор, спустя более 30 лет, не возвращены архивы и многие бывшие работники АПО не получают и не могут оформить пенсии".

Ахмаджона Одылова не сломали власти за 1984 -1991гг. Он остался прежним, каким и был, не привыкшим склонять головы. Думается, данное обстоятельство, вкупе с тем, что А. Одылов знал немало о теневых сторонах жизни и деятельности бывших партийных бонз, что не пошел на поклон к новоявленному ставленнику номенклатуры дало сигнал последнему: власть отныне не застрахована от того, что в лице "возвращенца" она получает потенциального "возмутителя спокойствия" и в без того беспокойной долине. На самом деле, именно таковой и могла быть реакция тех, кто начинал обретать в условиях провозглашенной независимости полный контроль над рычагами власти и материальными ресурсами, перспективами превращения всей экономики страны в подобие своего личного подсобного хозяйства, которым они намеревались как и прежде управлять также централизованно, путем команд, директив, указов (теперь только уже своего президента) и т.д.

Я бы не хотел здесь изобретать велосипед относительно природы диктатора, давая собственые определения тирана, вождя, вождизма, пуститься в пространные рассуждения о деструктивизме их мышления и поведения. Передо мной дюжина книг на этот предмет. Среди них различные авторы от более или менее известных до общепризнанных классиков, труды и высказывания которых на данный счет хрестоматийно известны. Все же, преодолевая искушение привести цитаты из книг знаменитых авторов, я спросил мнение рефлекситующего ташкентского художника -авангардиста Вячеслава Ахунова, родом из Ферганской долины, имеющего остро - социальное мышление, соответственно сформулировав свой вопрос следующим образом. "Как ты полагаешь, чем объясняется такая, я бы сказал, абсурдность и жестокость нашей власти в отношении известной тебе личности Ахмаджона Одылова?" И в ответ услышал: "Диктатор всегда одержим желанием выделить себя исключительным, равным Богу. Естественно, любая яркая личность вызывает его ревность, негативное отношение, ибо таковая личность не только не оттеняет его, а затмевает. Тем более, если диктатор представляет собой человека среднего уровня способностей. Только бесконтрольная власть диктатора при попустительстве общества дает возможность ему почувствовать себя исключительных способностей человеком и даже, как я уже заметил, почти равным Богу. Это и объясняет, на мой взгляд, в частности, и жестокость…"

Политический режим И. Каримова немилосердно продолжает держать в неволе Ахмаджона Одылова, которому 1 мя 2006 года исполнится 81 год.

Арестованный 13 августа 1984 года, в бытность СССР, Одылов вышел на свободу в ноябре 1991 года. Возвратившись на Родину, он подобно одному из персонажей российского фильма "Зеркало для героя", попадает обратно в сталинские времена, чтобы вновь очутиться в реальной зоне. Потсоветский Узбекистан - осколок прежней тоталитарной империи Советов, в котором сохранилось тоталитарное сознание носителей власти и народа в целом. Именно, в этом ключ к объяснению случившегося с Ахмаджоном Одыловым, его семьей, близкими людьми и перманентной подверженности страны трагическим событиям.

В основе вышеназванного сознания лежат старые мифы и иллюзии, ложные стереотипы, парадигмы и установки - продукты политического мифотворчества прежнего строя. Они с помощью господствующей официальной (и государственной), так называемой идеологией независимости, перелицованы таким образом, чтобы служить обоснованию и оправданию действий нынешней власти. Да, собственно, в Узбекистане никогда и не было андерграунда - инакомыслия, духовно - нравственной оппозиции. Новейшая же политическая история страны, начиная с первых лет провозглашения независимости показывает, что это обстоятельство, а именно отсутствие духовно - нравственной элиты облегчило утверждение политического режима, в природе которого, скажем так, не наблюдаются признаки демократизма или стремления идти в направлении к гражданскому обществу и правовому государству.

Вот в какую страну и в какой момент вернулся Одылов из Российской тюрьмы. Политический режим делает все, чтобы способствовать сохранению в обществе идеологизированного сознания, характеризуемого отсутствием критического духа, инициативности, тотально склонного к конформизму с властью. Как компенсация за не приобретенную свободу, за бегство от нее, людям "даруется", в частности, иллюзия сопричастности сопричастности к управлению страной, что де источник власти в Узбекистане народ, систематически внушается мысль о том, что каждый человек является объектом заботы пресловутого "государства - реформатора", отеческой личной заботы президента.

Не знаю, каким стал Ахмаджон Одылов после 8 летнего пребывания в неволе при советской власти. Не знаю, изменился ли он? Какими были его мировоззренческие позиции и с какими воззрениями он вернулся? Однако, ясно одно: ему не было уже места и в прошлой тоталитарной системе, которая стремилась отвернуть человека от собственности, сводила на нет стимулы экономической деятельности.

Насколько, известно мне, Одылов принадлежал к тем единицам хозяйственников, деятельность которых не вписывалась в рамки функционирующих повсеместно традиционных администраторов от партийной номенклатуры, осведомленных лишь знаниями марксизма - ленинизма, почерпнутых ими из учебников. Его же компетенция в области хозяйственной жизни, опыт и знания производства, способность принимать решения на основе экономических критериев, не могли не раздражать и не придти в противоречие и конфликты с партийными боссами, крутыми "командирами" от номенклатуры. Не будет откровением предположить, что Одылов, если так можно выразиться, явился стихийно сложившимся рациональным администратором или менеджером от бога. Он был одним из немногих управленцев - хозяйственников, кто сам в результате своего глубокого природного ума и громадного опыта хозяйственной работы начал вводить хозяйственную свободу в структурные рамки социалистического производства. Понятно, что своей самодеятельностью в хорошом смысле слова, Одылов встречал жестокий отпор со стороны " командиров", не приемлющих и отменяющих проявления таких свобод. Вероятно, не отклонимся от истины в утверждении: ""ломать" Одылова начала эта самая когорта "командиров" из партийной номенклатуры СССР, арестовав его в августе 1984 года, а продолжили начатое ими дело их наследники в лице носителей власти политического режима И. Каримова.

Без сомнения, Ахмаджон Одылов был в плену у своего времени. Он честно служил советскому государству. И оно в конце - концов "отблагодарило" его за то, что в условиях девальвации системы мотивации к труду, безудержного разбазазарывания ими под началом номенклатуры национальных богатств, тотальной коррупции и воровства, создал аграрно -промышленное прроизводство с высокой социальной организацией труда с соответствующим уровнем жизни тружеников.

К сожалению, еще не написана "история успеха" ("succes story") АПО а равно человека, преодолевшего все барьеры трудностей советской социалистической экономики и управления. Она, эта история во всех деталях, может быть еще написана самим Одыловым или с его слов. Представляется, что главный секрет успеха Ахмаджона Одылова заключался в том, что он осознал необходимость собрать надежную команду, что он в такой же степени проявлял всемерную заботу вопросам развития у руководителей различных звеньев управления и отраслей АПО чувства предприимчивости. Было бы глупо полагать, что достижения объединения есть результат организации производства основанного на жестоких казарменных порядках. Решать и решить задачи по созданию такого высокоэффективного производства с развитой социальной инфраструктурой было немыслимо без активизации "человеческого фактора".

Действительно, чтобы представить уникальность , созданного и возглавляемого А. Одыловым многопрофильного аграрнопромышленного объединения, где на первом месте стояли люди, достаточно сказать, вернее напомнить (или повторить) следующее

Нельзя не поражаться масштабам масштабам достигнутого в АПО социально-экономических результатов, столь акцентированному вниманию руководства многотысячного коллектива вопросам социальной организации труда. В частности, в отдаленных местах работы (в горах, в степи) пастухов, механизаторов, других категорий рабочих, земледельцев, строителей и т.п., обслуживала передвижная баня, организовывались киносеансы. Сотни полевых станов были оборудованы таким образом, где работники могли принять душ с горячей или холодной водой. Все названные объекты были электрофицированы, газифицированы. К ним от центра АПО - Гурумсарая были проложены асфальтированные дороги. Кстати, судя по виденному мной еще в середине 70-х годов, абсолютное большинство домов в АПО телефонизированы. Жители объединения не испытывали затруднений с питьевой водой, так как фукционировала единая водопроводная система. Относительно же молвы о мифическом "зиндоне" - личной тюрьме Одылова следует отметить следующее. Я видел сам названный, так называемый, зиндон -тюрьму еще в 70 -е годы. Это объект, точнее, помещение противорадиоционного укрытия, построенное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР об объектах особого назначения. Помимо всего прочего, здесь в этом укрытии, как на показательном объекте, в свое время (еще до ареста А. Одылова) был проведен Всесоюзный семинар работников гражданской обороны.

Ситуация, связанная с судьбой нашего героя, настолько же конкретна, сколь и абсурдна. За ней (ситуацией) наглядно и в полной мере вырисовываются рельные черты жизни этой самой власти, когда всем становится ясно:нынешний режим всецело работает на поддержание лишь своей системы правления, хотя целые отрасли экономики всецело могут приближаться и приближаются к коматозному состоянию. Таковое состояние, например, промышленности, сельского хозяйства, мне кажется, напоминает третью стадию организационного паралича по Паркинсону. Напомню, что согласно Паркинсону, третья стадия оргпаралича наступает тогда, когда в учреждении "не встретишь и капли разума…Штукатурка отваливается , а краска на стенах пузырится. Лифт не работает, вода в уборной не спускается… Последняя стадия болезни развалила все…Лечить поздно. Можно считать, что учреждение скончалось…заражено все. Нельзя брать с собой ни людей, ни вещей, ни порядков. Необходим строгий карантин и полная дезинфекция…вещи и дела немедленно уничтожить, а здание застраховать и поджечь. Лишь когда все выгорит дотла, можете считать, что зараза убита". (см. Сирил Н. Паркинсон. Законы Паркинсона. М. 1989, с. 48, 50, 52).

На примере только одного Ахмаджона Одылова и судьбе его близких в условиях новейшей политической истории Узбекистана, включая период времени от 1984 г. до провозглашения независимости и далее по сей день 2006 года, можно открыть новые стороны природы и развития этой болезни. Называя слово "болезнь", я имею в виду, конечно, пораженную заразой заноменклатуренную прослойку или, выражаясь языком социологов, аппаратовщину со своим вождем в лице И. Каримова, принесшую и несущую обществу в результате своей псевдодеятельности большие и малые беды. Вместе с тем, болезнь эта проявление признака бессилия власти. Более того, перефразируя одного известного исследователя советской номенклатуры, я бы сказал: началось погружение в историческое небытие, созданного номенклатурой Узбекистана политического режима. И погружение, как мы наблюдаем , происходит не без пролития людской крови. Обо всем этом, в частности, высказывался также и я в серии заметок, посвященных событиям в Андижане, начиная с мая 2005 года.

Мне бы хотелось вернуться опять - таки к вопросу о природе режима власти, установленного в Узбекистане. В данной связи не могу не отметить: беседы с братьями Ахмаджона Одылова во время моего посещения Гурумсара 13 февраля, 6 марта того 2006 года и тем, что я видел, слышал здесь, дают мне новый импульс для того, чтобы подвести итог моим размышлениям последних лет на предмет: в каком обществе мы живем и почему правление режима власти И. Каримова имеет для человека и общества в целом трагические последствия? В чем заключается реальная социологическая постановка проблемы обретения свободы?

Быть может, я повторяюсь, тем не менее, возвращаясь к содержанию сказанного Муминжжоном Одыловым, отмечу: от услышанного меня охватила горечь. Я слушал снова и снова младшего из братьев, смотрел его рабочие выписки из 500 томного Уголовного дела Одыловых - свидетельств отнюдь не преступлений, которых они не совершали, а произвола власти, банального воровства и незаконного присвоения личной и государственной собственности теми, кто должен олицетворять право, стоять на его страже.

Приведу только отдельные примеры беспредела по расхищению всего нажитого трудом 40 тысячного трудового коллектива АПО. Процесс наведения "порядка" и искоренения последствий якобы преступной деятельности А. Одылова и его братьев начался с работы десанта следователей из Москвы. Они "арестовывают" 60 легковых машин, предназначенных работникам АПО, которые уже оплатили стоимость этих машин. Далее наступила очередь 2 тысяч яков яководческого совхоза, 3, 5 тыс. лошадей конного завода, в том числе и породистых, завезенных из Западной Европы, США, Англии, цена каждого из которых доходила до 200 тыс. рублей. По-видимому, благодаря воплощению в жизнь принципа целесообразности организационно - экономических решений номенклатуры разного уровня, провалились будто в "черную дыру" 4 тыс. грузовых автомашин, 500 гусеничных тракторов и 78 тягачей, принадлежащих 20 ПМК АПО, исчезли зарубежное и советское оборудование 2 -х строительных трестов, осваивающих в год около 40 млн. рублей. Такая же участь постигла технику, технологию и оборудование каменорезного, цементного, известкового, ремонтно-механического, асфальтово-бетонного заводов, чугунно-литейного цеха, завода арпалитовых изделий, хлопкового, комбикормового, молочного и консервного заводов. Неизвестна судьба и закупленной из ФРГ технологии для завода керамических изделий, рассчитанной на 800 рабочих мест. Где фабрика пуховых платков, филиалы которой имелись в Москве, Ташкенте, Андижане и Намангане? Уничтожены были даже следы зданий перечисленных объектов промышленного и сельскохозяйственного производства. Разворована даже такая казалось бы "мелочь", как наружные и закопанные в землю трубы единой водопроводной системы Гурумсарая.

"Я не могу знать достоверно, - рассказывал Муминжон Одылов, бывший в бытность АПО директором совхоза "Ташкент", - куда девались сотни новых неиспользованных зерновых и силосных комбайнов, скреперы с тракторами, самосвалы. Однако доподлинно знаю, что сразу же после нашего ареста по указанию одного из секретарей Наманганского областного комитета партии по фамилии Рябов, с машин снимали двигатели, а остальное все резали автогеном и сдавали на металлолом. Это делалось для того, чтобы помочь следователям в сборе, направленной против нас информации, как якобы расхитителей социалистической собственности. Данное обстоятельство вскрылось позже на одном из заседаний Верховного суда , когда свидетели Эсеналиев Юлдаш, начальник СМУ АПО и Таджибаев Мэлс, директор строящегося обьекта и др. подтвердили наличие таких фактов".

До сих пор, 20 лет спустя, можно видеть на опустевших степных просторах бывшего АПО развалины его десятков предприятий. Смотрел я своими глазами на данную картину последствий разгрома, испытывая тягостные ощущения, больший ужас, нежели от творений художников - сюрреалистов и думал: чем это не варварство и апогей абсурда?

Ведь, был Ахмаджон Одылов и функционировало детище его жизни - АПО Папского района. Слава о тружениках объединения, их достижениях в труде, зажиточной жизни и умелом руководителе гремела по всей стране. Здравствовала личность по имени Ахмаджон Одылов и была работа достойная устремлений земледельцев. Они и другие простые люди под началом своего лидера научились жить с надеждой, в радости, мечтали и строили планы на будущее…

И сейчас, когда пишу настоящие строки, перед глазами родина Ахмаджона Одылова.

По улицам некогда процветающего края, сегодня день - деньской проезжает телега, запряженная осликом. В ней водовоз развозит на продажу питьевую воду.

Не так ли двигается и Узбекистан к своей катастрофе, если не изменить существующий порядок природы вещей?

Задаю я себе и другой вопрос: долго ли еще придется так жить народу? И не нахожу ответа. Но знаю, что ум и сердце его пробуждаются. Там не только боль, страдание от позора бедности, унижений, насилия и крови, а нечто и другое, что заставляет размышлять в контексте предвидения результатов… Я слышу в словах, рожденных "там" в глубинах коллективной души узбеков, сдавленный, стонущий зов: "Яхшига кун йук. Золимга улим йук". ("Хорошему нет жизни, Извергу нет смерти").

Нельзя пребывать вечно в страхе и разлагаться в смраде лжи. Мы не должны больше так жить…

Впрочем, думайте сами, читатели. Тем не менее, в качестве напутствия вашим размышлениям я бы высказал следующее свое суждение относительно Ахмаджона Одылова и его братьев. Они и есть соль нашей земли, ее истинные сыновья, у которых не смогла злая власть убить живую душу земледельца. Это они, обладающие высокой моралью дехканина, не перестающие законно гордиться за свой труд, продукты своего труда и составляют духовные устои нашего общества.

В заключение же приведенной истории настоящего человека уместна ремарка: ключ к обретению свободы кроется в нашей земле. Надо сделать так, чтобы люди, сохранившие живую душу земледельца стали ее настоящими хозяевами.

"Слышишь, брат, как плачет Земля наша!? И больно мне видеть, что кругом она такая неухоженная и нет у ней до сих пор настоящего хозяина".

Это слова Ахмаджона Одылова, которого помнят не только в Гурумсарае.

Бахадыр МУСАЕВ

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1506630780
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх