КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.09.2017
22:17  У нового премьера Киргизии появились штатные советницы 26 и 31 лет - Бермет и Юленька
20:57  Дикий, дикий Запад... Война с памятниками по-американски, - Libеration
20:47  Начнем полюбовно? Сработается ли новый Кырпрезидент с депутатами, - 24.kg
20:33  Северокорейская телеведущая каждый день объявляет о начале третьей мировой войны, - Al Arabiya
20:24  Спор обостряется. Суверенная Каталония даст пинок западной демократии, - Сандра Лувен
20:22  Китай сделает Марс немного ближе: на Тибетском нагорье появится "копия" Красной планеты, - Guardian
19:48  США эвакуировали в Сирии командиров ИГИЛ. Коалиция все отрицает
18:38  Росбанкиры Греф и Костин минимум на $0,5 млрд проспонсировали укр-бандеровцев
11:50  Дорогой мой универ. Таджикское образование: За что платим?
11:46  Ислам Каримов появился на почтовых марках
11:40  Президент Узбекистана подарил квартиру и машину кыргызскому акыну Идрису Айитбаеву
11:37  "Мы все любим Аркадага". Опальную туркменскую певицу Лачин вернули из ссылки (видео)
11:36  Киргизия решила помириться с золотодобытчиками. Надолго ли?
11:32  Чкаловску пришел окончательный Бустон. На севере Таджикистана демонтировали последний памятник Ленину
11:31  Развалится ли Северная Корея изнутри, как СССР?
11:29  Китай или Индия? Столкновение всесокрушающего ядра с несокрушимым столбом
11:25  Средняя Азия и Казахстан: как устроено правительство. Ч 1, - М.Шибутов
09:16  Мьянма: новая Сирия на подходе, - Л.Степушова
09:11  Итоги саммита БРИКС: Россия загоняет США в корейскую ловушку, - Ю.Баранчик
09:03  Новая миграционная концепция Казахстана: кто "званые гости" и "лишние люди"?
09:01  Вор у вора... "РусГидро" готовится к судебному процессу с Кыргызстаном
08:51  Корзинка с колбаской. Улюкаев&Сечин и рос-коррупция, - П.Акопов
08:47  Cнятие осады Дейр-эз-Зора рушит американские планы, - Al-Watan Syria
08:44  Способы остановить геноцид в Мьянме..., - Абдулла Мурадоглу
08:34  НацБанк Киргизии возглавит один из самых "мутных" кыр-политиканов - Кулматов-младший
08:30  Исламская партия Афганистана: Геноцид мусульман в Мьянме был спровоцирован талибами
08:18  Девальвация валюты в Узбекистане – что в ней хорошего? - CAA Network
08:15  Парламент Каталонии утвердил референдум о независимости 1/10
08:06  Дураций остров. О чем предупреждал Николай Носов в "Незнайке на Луне"?
07:53  Узбекистан и Киргизия застолбились на будущее. Согласованы 85% границы, - "Къ"
07:43  США дополнительно направят в Афганистан еще 3,5 тысячи военных
07:34  Курдам не дают оформить развод с Багдадом. Внешние и внутренние игроки противятся референдуму о независимости, - И.Субботин
07:32  Банк России обвинил Казахстан в дестабилизации нефтяных цен, - М.Сергеев
07:31  Китай перехватывает у России морские ресурсы. Пекин презентовал "синюю экономику"
06:23  Безумный Михо. Почему приезда Саакашвили боится вся Украина, - И.Кармазин
00:46  Трампу удалось разозлить все страны, которые нужны ему для предотвращения катастрофы с Северной Кореей, - Independent
00:29  Азиатские дилеммы. Против THAAD США Путин пустит газ, - "СП"
00:20  Афганская жатва. Груз 200 из элитных бойцов ЦРУ, - New York Times
00:19  Р. Бобохонов: "Мирзоев Саймуддин Тиллоевич, Афганистан: вызовы и угрозы" (рецензия)
Среда, 06.09.2017
22:48  Елбасы демонстративно братается с русофобом президентом Польши Дудой. Позлить Путина?
21:01  Кыргызский фильм "Саякбай" завоевал главный приз на кинофестивале в Монреале
20:53  В автокатастрофе на Украине погибли несколько известных политологов
20:50  Узбекистан снял ограничения по прохождению госграницы для кыргызстанцев
20:00  Вдоль реки Евфрат у каждого свои победы, - Libеration
19:35  В 2018 году Казахстан выпустит исламские ценные бумаги на 3 млн долларов. Новая придумка Елбасы
19:28  Дешевый секс - это гибель христианства, - American Conservative
19:21  Три "миротворца", или Правящий триумвират Афганистана, - Х.Нафифи
19:02  Зачем Centerra Gold купила Thompson Creek и какую выгоду получит Кыргызстан
19:00  Чертова дюжина. В Кыргызстане определились участники президентской гонки
18:55  Казахстанцев будут штрафовать за уклонение от армии. До 6,8 млн тенге с носа
18:50  За примерное поведение. Экс-премьера Казахстана С.Ахметова выпускают из колонии
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Афганистан   | 
Р. Бобохонов:  Мирзоев Саймуддин Тиллоевич, Афганистан: вызовы и угрозы  (рецензия)Р. Бобохонов: "Мирзоев Саймуддин Тиллоевич, Афганистан: вызовы и угрозы" (рецензия)
00:19 07.09.2017

Р. Бобохонов. "Мирзоев Саймуддин Тиллоевич, Афганистан: вызовы и угрозы"

Опубликована новая книга кандидата политических наук Мирзоева Саймуддина Тиллоевича на тему "Афганистан: вызовы и угрозы". Основным объектом исследования является исторические процессы общественно-политического развития Афганистана, а также вопросы общественного сознания, религиозных и этнических традиций.

Автор введении отмечает, что "Сравнительно-исторический анализ развития афганского государства со всей очевидностью позволяет полагать, что происходящие процессы в стране в разные исторические периоды, представляли угрозу геополитическим интересам многих империй. Именно афганский кризис, имеющий системный характер, происходит одновременно с развитием афганского государства с момента формирования монархического раннефеодального государства и по настоящее время, о чем свидетельствует история страны".

Автор в своем исследование пытается показать основные исторические факторы, их взаимосвязь и особенности, которые способствовали формированию базовых основ возникновения системного кризиса в Афганистане. Геополитические интересы и соперничества; национальные и межэтнические проблемы; племенные противоречия; религиозный радикализм являются основными факторами, способствующими возникновению кризисной ситуации в стране. Указанные факторы порождают опасность, вызовы и угрозы безопасности соседним государствам.

Важность исследования заключается в том, что автор предлагает принципиально новые системные подходы к решению затяжного кризиса в Афганистане, которые неосуществимы без активного и широкого участия народа Афганистана. Прежде всего, на основе всенародной консолидации и поддержке международного сообщества можно находит правильное решение в сложной ситуации.

Сегодня в Афганистане продолжается тяжелый социально-экономический и политический кризис, тенденция к улучшению ситуации приобретает трудно предсказуемый характер. Существует риск дестабилизации обстановки в ближайшем будущем, поскольку идет процесс активизации деятельности различных религиозных террористических формирований на территории страны. В реальности Афганистан становился источником повышенной террористической, экстремистской и сепаратистской опасности и угроз для безопасности государств региона.

Книга подкреплена серьезными аналитическими выводами, что способствует ясному пониманию внутриполитических процессов Афганистана и ее влияние на систему обеспечения национальной безопасности соседних стран и регионов. Так, автор приводит следующие рекомендации:

Во-первых, таджикская модель урегулирования конфликта - путем диалога и переговоров, является уникальным в мировой практике. Данная модель демонстрирует возможность, подходы, принципы и механизмы урегулирования конфликтной ситуации с участием международных организаций и финансовых институтов в установлении мира и стабильности в зоне конфликта.

Следует отметить, что воплощение конечной цели переговорного процесса - достижение мира задача не из легких. Эта задача была достигнута в Таджикистане долго и целенаправленно, когда в стране шла гражданская война, гибли ни в чем невинные люди, особенно старики, женщины и дети, когда атмосфера вражды и недоверия приводило государство на грань исчезновения. Во имя общегосударственных и общенародных целей необходимо было сплотить и объединить все регионы страны и население, проживающие в них.

С учетом изложенного, предлагаем изучать уникальный опыт Таджикистана и продуктивно следовать принципам модели урегулирования конфликтов, ради достижения мира и согласия во избежание общенациональной катастрофы.

Во-вторых, история Афганистана свидетельствует о том, что внешний фактор всегда оказывал влияние на внутреннее положение страны, поскольку стратегически значимое географическое положение Афганистана предопределило его особое место на геополитической карте мира. С образования афганского государства в 1747 году страна превратилась в арену соперничества региональных и мировых держав. История Афганистана полна событий противостояния между геополитическими субъектами за влияние в регионе.

В этой связи предлагаем разработать "Концепцию баланса геополитических интересов, сотрудничества и взаимного учета интересов" Пакистана, Ирана, Индии, Таджикистана, Туркмении, Турции, Узбекистане, Китая, России и США. Целью данной концепции является, создание платформы доверия и конструктивного сотрудничества региональных и мировых держав для обсуждения и решения существующих проблем и нахождения путей согласования и сбалансирования интересов.

В-третьих, военно-политическая обстановка в Афганистане остается сложной и имеет негативную тенденцию развития. Несбалансированная политика официальных властей, в которой не учитываются интересы этнических меньшинств, привело к тому, что региональные силы установили свой контроль над большей частью страны. Деятельность террористических, религиозно-экстремистских организаций, незаконный оборот наркотиков и транснациональная преступность все больше расширяется, осложняет военно-политическую ситуацию в Афганистане. В условиях возрастающих вызовов и угроз, их ускоренной трансформации, усиления межгосударственных и межрелигиозных конфликтов, расширения организованной трансграничной преступности, защита границ и безопасности государства и нации региона становится первостепенным и жизненно важным вопросом.

С учетом сложившейся ситуация, полагаем рассмотреть инициативу Таджикистана по созданию "пояса безопасности" вокруг Афганистана" и принять "Концепцию антиугроз" с участием всех стран, имеющих общую границу с Афганистаном с участием представителей региональных и международных организаций. Без объединения и координации усилий стран региона и международных организаций невозможно наладить эффективное сотрудничество в борьбе с угрозами. На наш взгляд, именно создание коллективного "пояса безопасности" должно стать первым стратегическим актом мирового сообщества в длительном процессе разрешения афганского кризиса.

В-четвертых, безопасность Афганистана и установление стабильности в регионе находится в зоне интересов самого Афганистана и центрально-азиатских государств. Стоит отметить, что экономический фактор является важным элементом инициатив заинтересованных стран в стабилизации Афганистана. Безопасность региона можно обеспечить не только военным присутствием, но и путем вовлечения стран, в первую очередь Афганистана, в региональную интеграцию. Кризис в Афганистане продолжает оставаться труднопреодолимым и сложным, создавая определенные препятствия на пути развития торговых связей со странами Центральной Азии, Южной Азии и Среднего Востока.

С учетом изложенного, полагаем разработать Стратегию "Экономической зоны ответственности", с активным участием государств, имеющих общую границу с Афганистаном, международных и региональных финансовых организаций. Стратегия должна определить: зону ответственности между странами, создать Фонд развития Афганистана по целевому финансированию и поддержки экономических проектов стран региона. Разработать проекты по созданию транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной и Южной Азии, а также Европы. Создать условия для углубленного научно-технического и экономического сотрудничества между государствами; создать финансовые институты при различных региональных организациях.

В-пятых, Афганистан - многонациональная страна и многие годы ввергнута в пучину кровавых межэтнических и межконфессиональных противостояний. Ситуация в афганском обществе сегодня до предела обострена национальными и региональными противоречиями. Поэтому, с учетом сложившейся ситуации есть необходимость разработать "Концепцию национальной идентичности" с механизмом реализации. Суть концепции заключается в том, что между народами, проживающими в Афганистане должно воцариться мир и согласие, всестороннее развиваться взаимопонимание, дружба и сотрудничества всех национальностей и народностей страны в целях обеспечения равенства в политической, экономической и социальных сферах, в области культуры и образования. В реализации данной Концепции под наблюдением ООН, ОБСЕ, ШОС и ЕС должны активно участвовать все живущие народы в стране.

В-шестых, межплеменные и межклановые отношения в политической истории Афганистана играли и продолжают играть определяющую роль в вопросе войны и мира в стране. Противостояние и борьба за власть берет начало в Афганистане с ранее периода образования государства и продолжается по настоящее время. Таким образом, в целях содействия обеспечению племенного и национального единства через совершенствования межэтнических отношений, сохранения культурного наследия и этнического многообразия страны предлагаем разработать Концепцию "Единство - мир - согласие" для сохранения единства, обеспечения равного участия всех национальных групп в государственных делах на всех уровнях.

В-седьмых, безопасность государства начинается с его границ, когда государственная граница не обозначена, не охраняема, как можно говорит о безопасности страны. Официальная власть Афганистана отказывается признавать разграничение между двумя странами, обозначенное еще в 1893 году - индо-афганскую границу, установленную по соглашению "линии Дюранда".

Отсутствие полноценного пограничного контроля или охраны границы создает идеальные условия для трансграничной преступности, международных террористов, экстремистов, сепаратистов и наркоторговцев. Таким образом, доставшаяся в наследство от британского колониального владычества "линия Дюранда", подменяющая государственную границу между Пакистаном и Афганистаном, создает определенные трудности в решении афганского кризиса. Поэтому, с учетом изложенного, предлагаем разработать "Национальную Стратегию управления государственной границей", главной целью которой является обеспечение и повышение уровня безопасности границы, организация работы по легальному перемещению людей и товаров через государственную границу и пресечение трансграничной преступности.

В-восьмых, в геополитическом контексте кризис в Афганистане затрагивает национальную безопасность региона, включающего Центральную Азию и Китай. В этой связи, Афганистан продолжает оставаться в центре внимания ЦА, КНР и России. Страны региона уже не один год страдают от афганского кризиса, который породил серьезную террористическую, экстремистскую и наркотическую угрозу. Нынешняя ситуация, как минимум, создает неблагоприятный фон для системы региональной безопасности. В ближайшей перспективе для государств Центральной Азии угроза со стороны Афганистана реальна.

Безусловно, все страны Центральной Азии, заинтересованы в решении афганского кризиса, имеют собственные стратегические планы, рассматривают углубление многопланового взаимовыгодного сотрудничества с этим соседом, основанной на исторических, языковых и культурных общностях народов и считают приоритетом своей внешней политики. Однако, несмотря на то, что угрозы, исходящие из Афганистана сохраняются для стран региона, и более того наблюдается тенденция их усиления, у государств Центральной Азии нет единого подхода, координации действий в вопросах решения афганского кризиса, а также поиска путей противодействия угрозам. Каждая страна по своему оценивает эти угрозы в рамках задач обеспечения национальной безопасности.

Необходимость борьбы с указанными угрозами признается всеми государствами региона, ввиду этого целесообразно разработать "Единую стратегию по обеспечению региональной безопасности в контексте исходящих угроз из Афганистана". В рамках данной стратегии необходимо определить предметные цели и задачи и механизм их выполнения. Национальные интересы стран региона должны отвечать единым требованиям вышеуказанной стратегии.

В-целом, новая книга кандидата политических наук Мирзоева Саймуддина Тиллоевича на тему "Афганистан: вызовы и угрозы" предназначена для сотрудников государственных структур и международных организаций, а также широкого круга академических экспертов и специалистов-практиков в области конфликтологии и политологии.

Автор: Бобохонов Рахимбек, Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. rahimbobokhonov@yandex.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1504732740
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх