КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 15.02.2017
21:37  "Арабская весна" расцвета не принесла и продолжается, - А.Никитина
20:14  Основатель первого частного банка в Узбекистане Усманов (не-Алишер) вышел на свободу
19:22  В Ашхабаде все спокойно, - О.Щукин
19:21  Весной правительство "обанкротится", власть сменится? - Майдан.kg
19:18  КырПрезидента изберут деньги, - Б.Аракеев
19:13  Зародышей будут редактировать. В США допустили создание генетически модифицированных людей
18:12  Ержан Казыханов назначен послом Казахстана в США
16:26  Что дал ЕАЭС Кыргызстану? - Л.Агафонов
13:37  Обновленный Казкабмин Сагинтаева: кто на своем месте? Ч. 1, - Д.Ашимбаев
13:29  Страх перед сменой власти казахстанцы назвали в числе основных. Часть 2, - Г.Илеуова
12:46  В Астане прошел митинг протестующих... бизнесменов (видео)
12:45  "Дворец" зампредседателя таможенной службы Киргизии Матраимова. На какие ши-ши?
11:58  "Таджпромбанк" расплачивается со своими клиентами "особыми" методами, - "АП"
11:54  Украинский "Мотор Сич" использует Казахстан как испытательный полигон? - Г.Бендицкий
11:53  Туркменистан. Самый опасный стоматолог в мире выиграл фейковые выборы, - Bild
11:17  Всемирный банк: 40% таджикской молодежи и 27% женщин - безработные!
10:57  Синьцзянские уйгуры опять устроили "ножевую атаку" в Хотане - 8 погибших, 10 раненых
10:48  Казахская молодежь не знает про Байтурсынова и демократию (обзор КазСМИ), - Н.Даримбет
10:45  Как плодятся чиновники в Караганде, - С.Перхальский
10:24  Посмотреть в глаза соотечественникам, - Константин Затулин
09:50  Кыргызские силовики ликвидировали кара-сууский джамаат "хизбутчиков"
09:48  Десятки кыргызов заплатили тысячи долларов, чтобы стать корейцами, - "РО"
09:36  Почему Европа предупреждает о закате Pax Americana, - Bloomberg
09:34  Тюремных исламистов выявляют при помощи Корана. Российский опыт, - А.Самарина
09:32  В Фергане и Джизаке, эксперимента ради, разрешен поворот авто на красный свет
09:29  Может ли Россия вытеснить США с Ближнего Востока, - П.Кэммэк, Р.Сокольский
09:23  Опасный неопротекционизм Америки, - Каушик Басу
09:21  Дональд Трамп бьет ОПЕК ее же оружием, - Ник Батлер
09:20  Рахмон назначил Рахмонзода главой Душанбинского горкома НДПТ
09:16  Выборы нового президента Кыргызстана пройдут 19 ноября. Названа дата
09:13  Бакыт Джусупов назначен послом Кыргызстана в Австрии, Айбек Маматбеков - генконсулом в Дубае
08:57  Индия установила мировой рекорд - запустив одной ракетой 104 спутника
08:27  В Малайзийском аэропорту две дамы азиатского типа закололи отравленными иглами старшего брата Ким Чен Ына
08:15  Эль-Бабий бунт. Турецкий сценарий борьбы с террористами в Сирии не совсем совпадает с российским, - "Къ"
08:05  Президент Мирзиеев определился с первым визитом - в Астану
00:10  Чтобы расторгнуть союз Москвы с Тегераном, нужно нацелиться на иранский режим, - Wall Street Journal
Вторник, 14.02.2017
21:06  Весь мир у подножья Памира! - Сухроб Самади
20:05  Геофизики обнаружили углеродное море под крупнейшим супервулканом Земли - Йеллоустоунской кальдерой
13:57  Президентские монархии Центральной Азии, - Д.Сатпаев
13:54  Завтра в узбекском Чирчике откроют памятник воинам-афганцам (анонс)
13:50  Предчувствие гражданской войны. Кто в Европе вызвался противостоять мигрантам, - М.Куракин
13:49  День святого Валентина противоречит исламу, - Совет улемов Таджикистана
13:35  Омурбека Бабанова официально выдвинули кандидатом на пост президента Кыргызстана
12:09  Турция Эрдогана в процессе "путинизации", - Мари Жего
11:14  Сарпашева принесут в жертву, чтоб Бабанов стал президентом? Кыргызские расклады, - А.Давлетов
10:36  Кыр-депутат от правящей СДПК Исаков обвинен в 315 коррупционных акта с землей!
10:27  За взятку в миллион тенге задержан шеф управления труда Павлодарской области Аскаров
10:20  Офицеры и гильдия бандитов на кыргызской границе, - С.Орозбаев
10:16  Сколько сил могут объединиться против кыргызстанского "преемника"? - К.Чекиров
10:07  Идлиб станет сирийским Кандагаром? - Моника Болигер
10:03  Разоблачая бытующие на Западе мифы о Центральной Азии, - А.Моррисон
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Украинский "Мотор Сич" использует Казахстан как испытательный полигон? - Г.Бендицкий
11:54 15.02.2017

Серик Боранбаев: Какой идиот из наших мог на такое согласиться?!

* Гибридный эксперимент

* Импортозамещение по-украински

* Вопреки мнению экспертов

* Кто-то должен нести ответственность

* Опять спустят на тормозах?

* На кону жизни летчиков

Гибридный эксперимент

…Неудержимая тяга чиновников Комитета гражданской авиации (КГА) Казахстана к рискованным экспериментам не раз вызывала наше удивление!

То воздушного гастарбайтера в отечественное небо запустят, чтобы все лето возить казахстанских туристов, то примут в эксплуатацию взлетно-посадочную полосу в Уральске, к качеству реконструкции которой вопросов как звезд на небе…

Или вот как теперь - возьмутся эксплуатировать "гибридные" вертолеты, что смахивает на авантюру и обещает обернуться очередным громким скандалом в казахстанской авиации!

На днях попало мне в руки некое "Дополнение №577", подписанное в ноябре прошлого года председателем КГА Бекеном СЕЙДАХМЕТОВЫМ к своему же приказу №88, датированному еще апрелем 2014 года. Это "дополнение" разрешает выдачу так называемого государственного сертификата типа воздушного судна вертолетам Ми-8МСБ.

Для несведущих читателей сообщу, что в модельном ряду Ми-8, разработчиком которых является российское конструкторское бюро (КБ) им. Миля, вертолета модификации Ми-8МСБ попросту не существует. Хотя, если порыться в интернете, можно вычитать, что это детище украинского авиастроения. А про нынешние "теплые" отношения этих двух дружественных Казахстану стран мы здесь распространяться не будем – о них все знают.

Импортозамещение по-украински

В Украине авиапарк в основном российского происхождения. А последние несколько лет Россия по понятным причинам не испытывает желания поставлять туда свои запчасти и комплектующие детали. Вот Украина и пытается обойтись своими силами, стимулируя импортозамещение. С этой целью на базе завода "Мотор Сич" был запущен проект модернизации семейства одного из самых массовых советских вертолетов Ми-8. Украинская сторона предложила по этой же схеме модернизировать весь имеющийся авиапарк вертолетов Ми-8 и в Казахстане…

Украинские источники сообщают, что в результате доработки у них получился более экономичный вертолет, чьи эксплуатационные возможности выше, чем у российских аналогов, но стоит он при этом вдвое дешевле.

Однако, если разобраться, в действительности это все тот же старый Ми-8, на который вместо двигателей ТВ2-117 и ТВ3-117 установили более мощные ТВ3-117ВМА-СБМ1В, производимые на предприятии "Мотор Сич".

Для тех, кто далек от авиации, эти обозначения мало что скажут. Но для специалистов-авиаинженеров скрытый здесь подвох вполне очевиден. Оказывается, более мощные двигатели разрабатывались для вертолетов другого поколения: с усиленными редукторами и трансмиссией, а также с некоторыми изменениями в креплениях агрегатов внутри планеров. Установка таких двигателей на имеющиеся в Казахстане вертолеты произведет такой же эффект, как если бы автомашину УАЗ оснастили двигателем объемом в пять литров от какого-нибудь мощного иностранного джипа.

Любому грамотному водителю или слесарю понятно, что в этом случае на уазике порвет коробку передач и мосты. Так и любой вертолетчик или авиатехник вам скажут, что на старом вертолете с новым двигателем есть все шансы порвать главный и рулевой, он же хвостовой, редукторы, а также идущий к нему через хвостовую балку так называемый вал привода рулевого винта.

Вопреки мнению экспертов

Если опустить эти мудреные технические подробности, то в результате подобной модернизации авиатехники в Казахстане можно запросто получить серию авиакатастроф.

В этом сходятся несколько экспертов-специалистов в области вертолетной техники, с которыми мне довелось консультироваться.

Между тем, судя по письму, направленному на имя г-на Сейдахметова главой концерна "Мотор Сич" Вячеславом БОГУСЛАЕВЫМ, там считают, что подобные изменения в конструкцию вертолетов семейства Ми-8 не являются настолько всеобъемлющими, чтобы требовалось полное исследование!

А вслед за ним и председатель КГА Бекен Сейдахметов, как сообщалось выше, в ноябре прошлого года приказал считать подобные винтокрылые "гибриды" вполне соответствующими принятым в Казахстане нормам летной годности и признавать сертификаты типа воздушных судов, выданные им иностранными государствами.

Кто-то должен нести ответственность

Прокомментировать ситуацию мы попросили ветерана авиации, профессионального авиационного инженера Серика БОРАНБАЕВА, который в конце 90-х – начале 2000-х руководил гражданской авиацией Казахстана.

- Здесь есть две принципиальные вещи, – отвечая на наши вопросы, Серик Жаканович явно стал горячиться. – Первая: какая цель в том, чтобы ставить на вертолет более мощные двигатели, чем родные, рассчитанные конструкцией? Как я понимаю – для того, чтобы таскать больше груза. А есть ли у нас необходимость в таком вертолете? Для этих целей есть другие типы вертолетов с большей грузоподъемностью. И второе, самое главное: как без согласования с разработчиком, а это в данном случае КБ имени Миля, можно вносить какие бы то ни было изменения в конструкцию? Это чревато серьезнейшими последствиями. Конструкторское бюро, разрабатывая тот или иной вертолет, рассчитывает не только силовые элементы, но и, исходя из их мощности, просчитывает всю остальную конструкцию машины: трансмиссию - редукторы, валы, тяги, узлы крепления… Если ставится другой двигатель, более мощный, нужно полностью под него пересчитывать все остальное. И только с согласия разработчика. Очень сомневаюсь, что КБ Миля такое согласие дало. А если так, то какой идиот из наших мог на такое согласиться? Если что-то случится, а у меня процентов на 90 в этом нет никакого сомнения, кто отвечать будет? Российские разработчики скажут: сами внесли изменения в конструкцию без нашего участия - сами и расхлебывайте. Украина? Плевать там хотели на наши проблемы! Скажут: мы лишь предложили, а решали только вы - вот и эксплуатируйте! Кто принимал это решение? Нынешний председатель КГА – он чистый бухгалтер. У них сейчас там есть инженеры? Может, кто-то ему подсунул это на подпись? Это не только подсудное дело, это еще и глупость несусветная. И кто-то должен нести за нее ответственность.

К слову, в Комитете гражданской авиации Казахстана должны знать, что подобные самовольные изменения в конструкцию воздушных судов без согласия разработчиков чреваты. Хотя бы потому, что 24 октября 2016 года на имя председателя КГА Бекена Сейдахметова из Москвы поступило письмо за подписью заместителя генерального конструктора вертолетного завода им. Миля Валерия ПРИВАЛОВА, в котором сообщается, что в линейке вертолетов Ми-8, разработанных или модернизированных их конструкторским бюро, модификации Ми-8МСБ не существует.

Украинские специалисты выполнили модернизацию самостоятельно, с нарушением нормативной и конструкторской документации. Ни конструкторская документация, ни полномочия разработчика на проведение модернизации вертолета украинской стороне не передавались.

Мы специально на сайте Ratel.kz решили выложить копию этого письма, чтобы у наших читателей не возникло сомнений в его существовании.

Так что, похоже, в Комитете гражданской авиации Казахстана назревает новый скандал и очередное разбирательство. Впрочем, могут ведь опять спустить на тормозах. Как у нас обычно водится…

На кону жизни летчиков

А знающие люди предложили нам вот такую интересную версию происходящего. Дескать, россияне и украинцы, подсовывая нам этот гибридный вертолет, используют Казахстан в качестве этакого испытательного полигона. Испытание и постановка на крыло, или как в данном случае - на винт, любой модификации вертолетной техники – дело очень недешевое и рискованное.

На одних битых вертолетах разориться можно. Не говоря уже о жизнях летчиков. А тут дружественная страна сама готова и платить, и вертолеты свои под модернизацию предоставить, и головы летчиков на плаху положить. Грех не воспользоваться! Глядишь, к тому моменту, когда потеплеют отношения между Россией и Украиной, модернизированная разработка вертолета будет испытана, обкатана, учтены и устранены все аварийные риски. И главное – не бесплатно даже, а еще и с прибылью. За наш с вами счет…

Циничная, конечно, версия. Но очень уж правдоподобная. Или нет?
ГЕННАДИЙ БЕНДИЦКИЙ 
Пятница, 10 Фев 2017,

Источник - ratel.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1487148840
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх