КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 10.02.2017
22:11  Траурное шествие и похороны: Донецк прощается с Гиви (видео)
21:42  Номер-2. В президенты Киргизии заявился баллотироваться главарь "Онугуу - Прогресс" Торобаев
20:17  КазБиатлонистка Полторанина: "С нами обращались, как с террористами"
20:05  Статус "роли Назарбаева" особо пропишут в КазКонституции?
19:53  Как Россия стала новым крупным игроком на Ближнем Востоке, - Newsweek
19:26  Белое безмолвие. Жертвами снежных лавин стали уже 13 человек, - Эмомали Рахмон
19:18  Странная "случайность". Что значит атака ВВС России турецких военных, - Барыш Достер
19:14  Монгольское нашествие: как рабы превратились в "спасителей ислама", - Бертольд Зеевальд
19:10  Новые альянсы против афганского хаоса, - Le Temps
19:06  Жертвенные овцы Кыргызстана, - К.Бекбосунов
16:45  Нейросети - специализированные системы искусственного интеллекта, - Антон Балакирев
16:05  Каз-активист Мамай обвинен в отмывании похищенных Аблязовым из БТА-банка капиталов через газету "Саяси калам: Трибуна"
13:13  У кыргызского сома появился графический символ
13:10  Лепота Астанайская! На Триумфальной арке "Менгілік ел" откроется смотровая площадка... (фото)
12:03  Калифорнийский суд еще раз и категорически отказался выполнять "анти-мигрантский" закон Трампа
11:56  ТуркменнеЗдрав. Где оно качественное лечение? - О.Сапаргельдыев
11:30  МВФ меняет постпреда в Кыргызстане. Соболев уехал со скандалом
11:13  Бывший премьер и реальный басмач Афганистана Хекматияр возвращается на родину
11:10  Россия пытается легитимировать "Талибан", - командующий силами США в Афганистане Николсон
10:49  "Я - аргын". Акмолинский аким Кулагин закончил перерождение в "нагыз-казаха"
10:22  Магнит Сандригайло. Памяти Героя индустриализации Казахстана, - "КостНовости"
10:06  В Узбекистане началась массовая конфискация имущества за коммунальные долги
09:56  Ушли в камыши. Удачно "размотав" еще несколько миллионов РосГазпром свернул работы в таджикском Сарикамыше
09:53  Наследие Универсиады и его имиджевый потенциал, - С.Михайличенко
09:35  Белорусский пример - Киргизии наука, - С.Кожемякин
09:29  Чужая колея. Китай чертит на карте новые железнодорожные маршруты в Европу в обход Казахстана и России, - С.Сулайменов
09:23  В Румынии зажжен пожар цветной революции, - П.Искендеров, В.Гулевич
09:11  Кыргызстан-2017: Сариев Атамбаеву не преемник, - Е.Погребняк
09:08  Национализм по-казахски: это вам не Европа, - С.Султангалиев
09:02  Транзит без трансформации – риск для Ак-Орды, - М.Казначеев
08:18  На Ракку! Вашингтон пытается перехватить у Москвы инициативу в борьбе с ДАИШ, - В.Мухин
08:16  Жителей Киргизии готовят к неизбежному повышению цен, - Г.Михайлов
07:24  В Китай со своими отпечатками. Власти страны ужесточают правила въезда для иностранцев
01:14  Казахстан. Сегодня все козыри находятся в руках Масимова, - Д.Ашимбаев
00:54  Условия и господдержка для переселения казахов с юга на север страны несколько изменились
Четверг, 09.02.2017
22:29  Узбекистан начнет масштабное выращивание сои
22:16  Актер казахстанских сериалов Тойлыбаев, известный ролями бандитов и убийц, сам сел на 11 лет за... убийство
22:10  Посла Казахстана в Польше Абибуллаева рекомендовали привлечь к ответственности
21:17  Йемен: о ракетах, Юпитерах и быках, - А.Ганжа
21:01  В поисках нового полковника. Какие силы бьются за власть в современной Ливии, - М.Куракин
20:11  Дары для избирателя от президента Туркменистана. Гурбангулы Бердымухамедов идет на третий срок, - В.Магда
20:09  Казахстан: Нападки на профсоюзы и возможные негативные последствия, - Хью Уильямсон
20:06  Туркменистан: За предвыборными шоу скрывается острый экономический кризис, - EurasiaNet
20:02  Пять шагов Шавката Мирзиеева. Узбекистан начинает жить по новой Стратегии развития, - В.Панфилова
19:41  Как сделать невозможное - купить доллары в Узбекистане
19:37  Для чего и как Эрдоган хочет изменить турецкую Конституцию, - Анжелика Басисини
19:10  Женщины-кыр-депутатки требуют закрыть телепроект ОТКР "Келин". За пропаганду насилия между невестками и свекровями
19:06  Казахстанские биатлонисты подозреваются в употреблении допинга. Австрийская полиция проводит обыски
17:47  Ерлан Карин назначен председателем правления АО "РТРК "Казакстан"
17:00  Туркменские "джихадисты" не унимаются…, - Х.Ризоев
16:42  Российские ВВС разбомбили в Сирии турецких военных - 3 погибших и 11 раненых
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Чужая колея. Китай чертит на карте новые железнодорожные маршруты в Европу в обход Казахстана и России, - С.Сулайменов
09:29 10.02.2017

Китай чертит на карте новые железнодорожные маршруты в Европу в обход Казахстана и России. Страны, претендующие на роль ключевых транзитных держав, вдруг оказались в стороне от строительства новых транспортных коридоров. Путь к Старому Свету Пекин намерен проложить через Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Вопрос - зачем Пекину строить новые маршруты в Европу, когда есть уже построенные и успешно функционирующие – остается открытым.

18 января этого года первый грузовой железнодорожный состав из китайской провинции Чжэцзян прибыл в Лондон. 18 суток в пути через Казахстан, Россию и дальше в Европу. И это не единственный уже действующий маршрут железнодорожного сообщения между Старым Светом и Поднебесной. Еще в феврале 2015 года был осуществлен пробный запуск другой ветки, которая связала Китай и Казахстан через Каспийское море c Азербайджаном, Грузией, Турцией и далее с Европой. В отличие от маршрута через Россию этот путь короче. От Китая до черноморского берега Грузии состав доезжает не более чем за 10 дней. Плюс 3-4 дня на доставку груза в страны ЕС.

Но параллельно с этими маршрутами Пекин планирует построить еще один. Уже в обход не только России, но и Казахстана, что в общем-то для любого человека, кто хоть немного знает географию, показалось бы странным. Граница с Казахстаном - самая протяженная среди всех соседей Китая на западном рубеже. И было бы логичным выстраивать инфраструктуру на запад именно по этому направлению, тем более, что оно уже давно освоено и функционирует без сбоев. Но в КНР планируют строить дорогу альтернативным путем - через соседние с Казахстаном Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Причем планируют с 2003 года. Переговоры идут ни шатко, ни валко. У сторон много спорных вопросов. Но с повестки проект пока никто не снимал.

Один из спорных моментов – ширина колеи. На постсоветском пространстве она составляет 1520 мм. Этот стандарт также частично действует в Словакии, Финляндии, Иране. Но Пекин строит дороги по европейскому образцу с более узкой колеей - 1435 мм. И если в разговоре с Казахстаном КНР не удалось продавить свои стандарты и выше озвученные маршруты были построены все-таки с широкой колеей, то в случае, например, с Кыргызстаном, играть, очевидно, придется по правилам Китая. У Бишкека нет средств на строительство дороги. Финансировать проект полностью будет китайская сторона, поэтому рассчитывать на уступки не приходится. А это значит, что эта дорога на кыргызской территории станет исключительно "китайской". Использовать ее для других инфраструктурных схем из-за разницы в колее представляется маловероятным.

Но в случае с Кыргызстаном это, пожалуй, не самый важный момент. Чтобы хоть как-то финансово поучаствовать в проекте, который в Бишкеке считают выгодным, кыргызские власти готовы отдать КНР на разработку несколько месторождений металла на своей территории. В таком контексте, пожалуй, единственной возможностью для Кыргызстана получить хоть какую-то выгоду от проекта мог бы стать сам процесс строительства дороги. Это ведь рабочие места, стимул для производства. Но, увы. Китай, как правило, завозит собственную рабочую силу и ведет строительство из собственных материалов. Поэтому ждать какого-то мультипликативного эффекта для экономик стран-транзитеров не стоит.

В языке мировой политики в последние годы даже закрепились понятия "бетонной" и "железнодорожной" дипломатии Китая. В обмен на доступ к месторождению или каким-то другим ресурсам официальный Пекин обещает что-нибудь построить в стране, которая доступ предоставляет. Эта стратегия активно реализуется на африканском континенте. Каждая третья строительная компания там сейчас – китайская. И надо ли говорить, что по объему китайских инвестиций лидируют страны, особенно богатые природными ресурсами.

Стоит оговориться, что с экономически преуспевающими партнерами такой торг не имеет успеха. Очевидно поэтому Китай строит новые маршруты в обход Казахстана и России. В случае с этими государствами экспансионная стратегия Китая малоэффективна. Чего не скажешь о Кыргызстане. Каждый третий житель страны находится за чертой бедности – такие данные приводит Национальный статистический комитет республики. Поэтому в китайских инвестициях там очень заинтересованы. В соседнем Узбекистане, следуя данным официальной же статистики, ситуация несколько лучше. Но там стимул для строительства ветки другой – она дает Ташкенту возможность выйти в Ферганскую долину в обход Таджикистана. Однако это в перспективе может еще больше ухудшить отношения двух соседей.

Что самое парадоксальное в этой ситуации - строительство транспортного коридора именно по такому маршруту несет немало рисков и для самого Китая. С момента начала переговоров тот же Кыргызстан пережил уже две революции и с каждым новым пришедшим ко власти руководством Пекину приходилось договариваться заново. Другой момент – периодически возникающие споры между Бишкеком и Ташкентом, предметом торга в которых в будущем может стать как раз общая дорога. И, наконец, элементарная математика – маршрут через Кыргызстан и Узбекистан – экономически невыгодный. Путь через Казахстан - равнинный, а через Кыргызстан - высокогорный, а это уже совсем другие расходы на строительство и последующую транспортировку грузов. На пути через Казахстан – меньше таможенных процедур. Альтернативный же маршрут предполагает пересечение четырех границ, в том числе через Узбекистан, где процедуры прохождения грузов очень непростые.

Итого: есть успешные, освоенные маршруты из точки А в точку Б. Но в точке А все равно планируют прокладывать новые коридоры, которые стоят дороже и несут множество рисков для всех участников стройки. И тут как в известном рекламном ролике хочется спросить: "а если нет разницы, зачем платить больше?". Только с поправкой, поскольку разница есть. И если сравнивать действующие коридоры с новым маршрутом, то разница будет не в пользу последнего. Что лишь добавляет сомнений в его целесообразности.

Самат Сулайменов

6.02.17

Источник - uzmetronom.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1486708140
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх