КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 10.02.2017
22:11  Траурное шествие и похороны: Донецк прощается с Гиви (видео)
21:42  Номер-2. В президенты Киргизии заявился баллотироваться главарь "Онугуу - Прогресс" Торобаев
20:17  КазБиатлонистка Полторанина: "С нами обращались, как с террористами"
20:05  Статус "роли Назарбаева" особо пропишут в КазКонституции?
19:53  Как Россия стала новым крупным игроком на Ближнем Востоке, - Newsweek
19:26  Белое безмолвие. Жертвами снежных лавин стали уже 13 человек, - Эмомали Рахмон
19:18  Странная "случайность". Что значит атака ВВС России турецких военных, - Барыш Достер
19:14  Монгольское нашествие: как рабы превратились в "спасителей ислама", - Бертольд Зеевальд
19:10  Новые альянсы против афганского хаоса, - Le Temps
19:06  Жертвенные овцы Кыргызстана, - К.Бекбосунов
16:45  Нейросети - специализированные системы искусственного интеллекта, - Антон Балакирев
16:05  Каз-активист Мамай обвинен в отмывании похищенных Аблязовым из БТА-банка капиталов через газету "Саяси калам: Трибуна"
13:13  У кыргызского сома появился графический символ
13:10  Лепота Астанайская! На Триумфальной арке "Менгілік ел" откроется смотровая площадка... (фото)
12:03  Калифорнийский суд еще раз и категорически отказался выполнять "анти-мигрантский" закон Трампа
11:56  ТуркменнеЗдрав. Где оно качественное лечение? - О.Сапаргельдыев
11:30  МВФ меняет постпреда в Кыргызстане. Соболев уехал со скандалом
11:13  Бывший премьер и реальный басмач Афганистана Хекматияр возвращается на родину
11:10  Россия пытается легитимировать "Талибан", - командующий силами США в Афганистане Николсон
10:49  "Я - аргын". Акмолинский аким Кулагин закончил перерождение в "нагыз-казаха"
10:22  Магнит Сандригайло. Памяти Героя индустриализации Казахстана, - "КостНовости"
10:06  В Узбекистане началась массовая конфискация имущества за коммунальные долги
09:56  Ушли в камыши. Удачно "размотав" еще несколько миллионов РосГазпром свернул работы в таджикском Сарикамыше
09:53  Наследие Универсиады и его имиджевый потенциал, - С.Михайличенко
09:35  Белорусский пример - Киргизии наука, - С.Кожемякин
09:29  Чужая колея. Китай чертит на карте новые железнодорожные маршруты в Европу в обход Казахстана и России, - С.Сулайменов
09:23  В Румынии зажжен пожар цветной революции, - П.Искендеров, В.Гулевич
09:11  Кыргызстан-2017: Сариев Атамбаеву не преемник, - Е.Погребняк
09:08  Национализм по-казахски: это вам не Европа, - С.Султангалиев
09:02  Транзит без трансформации – риск для Ак-Орды, - М.Казначеев
08:18  На Ракку! Вашингтон пытается перехватить у Москвы инициативу в борьбе с ДАИШ, - В.Мухин
08:16  Жителей Киргизии готовят к неизбежному повышению цен, - Г.Михайлов
07:24  В Китай со своими отпечатками. Власти страны ужесточают правила въезда для иностранцев
01:14  Казахстан. Сегодня все козыри находятся в руках Масимова, - Д.Ашимбаев
00:54  Условия и господдержка для переселения казахов с юга на север страны несколько изменились
Четверг, 09.02.2017
22:29  Узбекистан начнет масштабное выращивание сои
22:16  Актер казахстанских сериалов Тойлыбаев, известный ролями бандитов и убийц, сам сел на 11 лет за... убийство
22:10  Посла Казахстана в Польше Абибуллаева рекомендовали привлечь к ответственности
21:17  Йемен: о ракетах, Юпитерах и быках, - А.Ганжа
21:01  В поисках нового полковника. Какие силы бьются за власть в современной Ливии, - М.Куракин
20:11  Дары для избирателя от президента Туркменистана. Гурбангулы Бердымухамедов идет на третий срок, - В.Магда
20:09  Казахстан: Нападки на профсоюзы и возможные негативные последствия, - Хью Уильямсон
20:06  Туркменистан: За предвыборными шоу скрывается острый экономический кризис, - EurasiaNet
20:02  Пять шагов Шавката Мирзиеева. Узбекистан начинает жить по новой Стратегии развития, - В.Панфилова
19:41  Как сделать невозможное - купить доллары в Узбекистане
19:37  Для чего и как Эрдоган хочет изменить турецкую Конституцию, - Анжелика Басисини
19:10  Женщины-кыр-депутатки требуют закрыть телепроект ОТКР "Келин". За пропаганду насилия между невестками и свекровями
19:06  Казахстанские биатлонисты подозреваются в употреблении допинга. Австрийская полиция проводит обыски
17:47  Ерлан Карин назначен председателем правления АО "РТРК "Казакстан"
17:00  Туркменские "джихадисты" не унимаются…, - Х.Ризоев
16:42  Российские ВВС разбомбили в Сирии турецких военных - 3 погибших и 11 раненых
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Транзит без трансформации – риск для Ак-Орды, - М.Казначеев
09:02 10.02.2017

Общественно-политические процессы конца 2016-го – начала 2017-го явно свидетельствуют в пользу того, что Казахстан подошел к некоему важному рубежу своей новейшей истории. Мы попросили известного аналитика Максима Казначеева поделиться мнением о текущем моменте и о возможных изменениях в политической структуре нашего общества.

– Как вы оцениваете текущий политичес­кий момент? Чем, на ваш взгляд, обусловлена резкая активизация процессов в высших эшелонах власти (два заявления президента страны, провозглашенный им курс на конституционную реформу, громкие аресты и другие события)?

– Экономический кризис начал сказываться на динамике политических процессов. Из-за сокращения "ресурсной базы" внутриэлитные группы активизировали борьбу за остающиеся значимые активы, в том числе и за бюрократические позиции. Этим во многом обусловлен резкий всплеск антикоррупционных дел: каждая группа стремится использовать промахи конкурентов, для того чтобы закрепить за собой наиболее "доходные" посты. Это касается не только дела Бишимбаева, но и недавних атак на главу Национального банка Акишева.

В целом власть сохраняет прежнюю линию поведения в условиях кризиса – упор на "ручное управление", стремление повысить эффективность работы госаппарата и упования на восстановление внешних рынков сырья. Стратегические приоритеты в экономике утверждены главой государства, оперативно пересмотреть их не удается. А потому остается поиск наиболее оптимальных тактических шагов.

Президент также вынужден реагировать на рост напряженности в элите, уменьшать аппетиты отдельных групп. Но пока этот процесс идет преимущественно в ручном режиме – например, Нурсултану Назарбаеву приходится лично вмешиваться в вопросы слияния банковских структур.

– Однако бесконечно этот процесс ручного регулирования продолжаться не может, а потому президент считает возможным замк­нуть всю полноту социальной и экономической ответственности на правительстве и парламенте. Фактически цель последних политических инициатив такова – вывести процедуру примирения клановых интересов в новый формат, с минимальным участием президента.

Во внутриполитичес­кой сфере работа в режиме "пожарной команды" тоже породила ряд проблем.

Во-первых, власти необходимо переломить существующий негативный тренд в имиджевом позиционировании. Целый ряд непопулярных инициа­тив на протяжении 2016 года нанес существенный урон имиджу как власти в целом, так и президента в частности. Это поправки в Земельный кодекс, ужесточение режима регистрации граждан, инициатива об обязательном медицинском страховании и другие подобные вещи. Кроме того, еще больший урон нанесли многочисленные коррупционные дела. Эту ситуацию придется "отыгрывать назад". И сейчас стоит проблема, как это сделать на уровне тактических решений.

Во-вторых, власть утеряла инициативу с точки зрения формирования внутриполитической повестки. Сейчас намечено восстановление стратегического позиционирования власти через проработку конституционной реформы, но пока сложно оценивать содержательную сторону данного решения. Те инициативы, которые были вынесены на общественное обсуждение, не могут рассматриваться как шаги на пути к демократизации политической системы.

Пока названные проблемы решаются преимущественно в плоскости пиара, различных информационных вбросов и т.п. Но это не может кардинально переломить тенденцию к росту социального негатива.

– Могут ли все эти процессы означать начало так называемого транзита власти?

– Сама по себе инициатива, касающаяся усиления полномочий парламента, давно обсуждается в стране и связана с предстоящим транзитом власти. Однако до последнего времени сроки конституционной реформы увязывались с оценкой эффективности реализации пяти институциональных реформ.

Поскольку содержание предложенных конституционных изменений не предполагает расширения участия граждан в политическом процессе, то в качестве возможной причины реформирования остается только проблематика политического транзита.

Управляемая передача власти предполагает реализацию многоступенчатой программы действий:
•постепенную передачу преемнику текущего управления основными экономическими активами;
•выстраивание системы сдержек и противовесов для обеспечения баланса внутриэлитных интересов;
•выведение из активного политического процесса наиболее опасных конкурентов преемника;
•делегирование преемнику политических и кадровых полномочий (без нарушения внутри­элитного баланса);
•внешнеполитичес­кую легитимизацию преемника, его адекватное восприятие как глобальными, так и региональными центрами силы;
•обеспечение функ­цио­нирования административно-бюрократического аппарата без постоянного и непосредственного контроля со стороны Нурсултана Назарбаева;
•сохранение базовых механизмов контроля ситуации в стране за Нурсултаном Назарбаевым.

В то же время надо подчеркнуть, что данные процессы лишь трансформируют политическую систему под желаемые условия транзита. А потому говорить о конкретных персонах пока рано, выбор той или иной кандидатуры будет продиктован политической конъюнктурой на момент транзита. Есть узкий круг претендентов, но каждая фигура имеет как набор достоинств, так и набор существенных недостатков. Нурсултану Назарбаеву при выборе кандидатуры преемника придется определять, какие политические способности претендентов актуальны в складывающейся политической обстановке, и выбирать меньшее из зол.

– Как в этом плане вы оцениваете новое назначение Имангали Тасмагамбетова?

– Обычно президент рассматривает назначения на позиции послов как способ временно вывести ту или иную фигуру из-под атак внутри страны и дать ей возможность для взаимодействия с политическими элитами других стран.

Однако в назначении Имангали Тасмагамбетова есть несколько нюансов. Во-первых, у него и без того неплохие контакты с кремлевской элитой через различные бизнес-проекты. Во-вторых, Тасмагамбетова выводят из страны в тот момент, когда будет решаться судьба "Казкоммерцбанка". В-третьих, из всей когорты казахстанских политиков именно он имеет лучшие рейтинги узнаваемости и доверия после Нурсултана Назарбаева.

Все это вместе взятое позволяет предположить, что назначение Тасмагамбетова может быть попыткой вывести его из дальнейшей политической игры в рамках транзита власти. Ведь он способен стать серьезным конкурентом в борьбе за президентский пост для фигур из ближнего круга Нурсултана Назарбаева.

Однако и Тасмагамбетов получает неплохие шансы на контригру против всех потенциальных преемников. Высокие личные рейтинги позволяют ему позицио­нироваться в Кремле в качестве наиболее приемлемой кандидатуры на президентский пост после Назарбаева. А если в стране в ходе транзита произойдут разбалансировка элиты и некий серьезный внутренний конфликт, то Тасмагамбетов может выступить в качестве безальтернативного сильного лидера.

Определенным маркером его дальнейшей политической судьбы может стать предполагаемое слияние "Народного банка" и "Казкоммерцбанка". Если в ходе слияния группа Тасмагамбетова получит контроль над объединенной банковской группой, то и политические шансы стать преемником существенно возрастут. Если же объединенный банк
уйдет под контроль группы Тимура Кулибаева, то назначение Тасмагамбетова послом в Москву можно будет расценивать как политическую пенсию.

– Как обычно, активизация внутриполитических процессов произошла достаточно неожиданно, и в этой связи вопрос: что за ними стоит и чего следует ожидать в обозримом будущем? К чему все эти движения могут привести в итоге?

– Хочу напомнить, что инициатива проведения конституционной реформы была озвучена президентом еще в 2015 году. Однако конкретных сроков ее проведения Нурсултан Назарбаев не назвал. Использовалась обтекаемая фраза: "Политическая реформа будет возможна по итогам оценки эффективности пяти институциональных реформ". Однако кризис внес свои коррективы. Сейчас уже сложно говорить об оценке эффективности пяти институциональных реформ, поскольку отдельные шаги Плана нации де-факто нереализуемы.

В этой ситуации решение о конституционной реформе пришлось принимать не после реализации пяти институциональных реформ, а параллельно с нею.

Дело в том, что нерешенность вопросов политического транзита становится препятствием для реформирования экономической сферы: иностранные и отечественные инвесторы не решаются вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты из-за неопределенности с фигурой следующего главы государства и, соответственно, "правил игры" при новой власти. А без роста инвестиций все правительственные планы по социально-экономичес­кому развитию ничего не стоят. Даже больше – мы наблюдаем процесс ухода внешних инвесторов. А потому шаги Ак-Орды навстречу конституционной реформе являются вынужденными. Самый главный риск заключается в том, что они могут оказаться недостаточными для снятия озабоченности бизнеса, не достигнут своей цели.

Потребность в конституционной реформе есть, она позволит снизить озабоченность внутренних и внешних игроков проблематикой транзита власти в стране. Появление дополнительных механизмов принятия политических решений благоприятно повлияет на политичес­кий климат в стране, снизит обеспокоенность относительно имеющихся политических рисков.

– Какой вам видится будущая конфигурация политической структуры общества после перераспределения ответственности между ветвями власти? В каком направлении возможно смещение центра тяжести при принятии важнейших государственных решений?

– Сомневаюсь, что перераспределение ответственности будет значимым для смещения центра принятия политических решений. Конституционная реформа инициирована не для ограничения полномочий действующего президента, а для ослаб­ления возможностей потенциального преемника.

Мне представляется, что парламент получит ряд дополнительных полномочий, лишь формально меняющих иерархию принятия политических решений в стране. Действующий президент, обеспечивая благоприятные условия транзита власти, понижает степень полномочий своего потенциального преемника, балансирует его возможности более сильным парламентом.

В качестве конкретных шагов по имитации усиления полномочий парламента можно было бы предложить следующие: предоставление ему права на выдвижение кандидатуры премьер-министра, усиление контрольных функций в сфере бюджетной политики и т.п.

Важно отметить, что на постсоветском пространстве уже предпринимались попытки перераспределения полномочий в пользу парламента – в Кыргызстане, Молдове, Украине. При этом все три страны прошли через череду цветных революций, этнических конфликтов. То есть сама идея перераспределения властных полномочий – это та идея, которую общество должно выстрадать.

В качестве главного аргумента в названных странах также использовался тезис о необходимости более сбалансированного распределения властных инструментов между различными государственными институтами. Однако опыт этих стран показывает, что всякий раз новое политическое руководство после завершения передачи власти неизменно инициирует процесс конституционных изменений в пользу усиления президентских полномочий. Нельзя исключать данного сценария и применительно к Казахстану: преемник Нурсултана Назарбаева после укрепления внутриэлитных позиций в рамках транзита может инициировать конституционные изменения с "обратным знаком". И мы опять вернемся в "суперпрезидентскую" систему власти.

В авторитарных режимах с персонализированным лидерством, таких как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, политические институты не трансформировались в преддверии транзита власти. А новый политический лидер просто инкорпорировался в существующую систему властных отношений. Однако и политические амбиции, и ресурсная база потенциальных претендентов были невелики, а потому конкурентная борьба протекала в кулуарном формате и не выходила в публичное политическое пространство. Внутриэлитные кланы в Казахстане находятся в несколько ином положении: они имеют серьезные ресурсы и большие политические амбиции. А потому транзит без трансформации политической системы представляется Ак-Орде достаточно рискованным. Ведь проигравшие в этой конкуренции теряют все: и политическое влияние, и экономические активы.

В любом случае текущая конституционная реформа не может рассматриваться в качестве полноценной демократизации, но степень закостенелости системы была столь велика, что даже данные шаги могут считаться прорывом.

КЕНЖЕ ТАТИЛЯ
10.02.17

Источник - camonitor.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1486706520
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх