КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 26.01.2017
20:51  Именем Каримова в Узбекистане назовут также завод, аэропорт, университет и улицы
20:47  Пожар на кыргызо-таджикской границе. Поджог или несчастный случай? - М.Холикзод
20:21  Тяжесть "груза 200". Как кыргызстанцев отправляют в последний путь из России на родину, - Е.Иващенко
20:07  Пометил мецената. Путин вручил Алишеру Усманову знак отличия "За благодеяние"
19:58  Американский "План С" для Афганистана: пусть они сами воюют за свою страну, - И.Плеханов
19:56  Демократизация по-суперпрезидентски. Назарбаев поделится полномочиями с парламентом, чтобы укрепить личную власть, - В.Половинко
19:53  В Бишкеке возводят 1-й жилой небоскреб премиум-класса "Башню льва" (фото)
19:51  Спасти Каримова: роман о покушении на президента опубликован в Узбекистане
19:40  Мусульманский мир под прицелом Трампа, - "Les Echos"
15:24  Допинг животворящий. "Братья" Уильямс сразятся в женском финале Australian Open по теннису
12:24  Центробанк Узбекистана обещает решить вопрос с обналичиванием
12:11  Птица высокого залета. КазНефтекомпания "Тетис" вновь в центре скандала, - М.Козачков
12:01  Паника на украинском властном олимпе, - А.Лузан
11:58  Президент всея османов. Эрдоган на пути к абсолютной власти в Турции, - К.Мельникова
11:54  Кыргызы Памира. Забытые на краю света, - Э.Битикчи
11:46  Алтай - центр мира и великий плавильный котел, - С.Мансков
11:15  Наша пенсия спета? Казахстанским старикам впору побираться, - И.Неволин
07:20  Преемник президента Казахстана может оказаться "коллективным", - "Взгляд"
07:12  Усть-Каменогорский епископ Амфилохий сдал в музей коллекцию старинных серебряных рублей
07:02  Экс-госсекретарша США Олбрайт решила записаться в мусульманки, чтобы только досадить Трампу
06:50  Из бункеров Алеппо вытащили 14 офицеров (США, Саудов, Катара и пр.) - военных советников басмачей
06:45  Очарование архаики. Традиционная культура - ресурс для модернизации Кыргызстана
06:40  Взяли за сопатку. В США могут посадить главу "Сбербанка" России Грефа
06:28  Имитация смыслов. В Казахстане обратно реорганизованы несколько министерств
06:25  Памятники Исламу Каримову установят в Ташкенте, Самарканде и Карши
06:23  Иностранцам поставят заслон в IT-индустрии России
06:20  Кыргызстан – "Колумбия" Центральной Азии, - Л.Агафонов
06:04  Разделу Каспия препятствует Иран, - В.Панфилова
06:01  Китай выпустил облигаций на 5 триллионов долларов. За финансовым рынком Поднебесной с тревогой наблюдает весь мир
01:37  В Узбекистане 2 сентября станет Днем памяти Ислама Каримова
00:59  Нечеловеческие условия: как работают патологоанатомы в киргизских моргах
00:53  Приговор узбеку-правозащитнику Аскарову: ловушка для Бишкека, - "DW"
00:50  Глава МВД Таджикистана приказал похудеть милиционерам страны
00:47  РосВВС филигранно перебросили в осажденный Дейр-эз-Зор танковую бригаду и бригаду гвардии
00:39  Каково это – заболеть психически в Казахстане, - Жанна Байтелова
00:16  Великая китайская стена становится выше. Зайти в интернет жителям КНР будет тяжелее
00:14  Почему казахстанское телевидение не выдерживает конкуренции с российским?
00:09  Классика жанра. Мемуары Геббельса будут изданы в Харькове на украинском языке
00:02  Призрак бродит по Европе – призрак русского хакера, - Н.Меден
Среда, 25.01.2017
22:08  На Камчикском перевале Узбекистана оползень накрыл грузовой поезд
20:04  "Я сознательно иду на...". Текст обращения Назарбаева о перераспределении полномочий между ветвями власти в Казахстане
18:55  Бункеры, оружие, убежища: богачи готовятся к апокалипсису, - "Der Spiegel"
17:57  Туризм Узбекистана: проблемы и перспективы, - Лола Назарова-Мартинес
17:19  Казахстанскому Банку спермы требуются активные вливания, - Ж.Даутова
17:08  Последний из шапрашты. Возрождение туранских тигров в Казахстане решил возглавить Леонардо ди Каприо
16:56  В Вооруженных Силах Кыргызской Республики образованы сухопутные войска. Что ж там до этого было?
14:16  Вышли мы все из онлайна. Как из интернета вырастают новые партии, - Р.Баданова
14:13  Схвачены 29 "хизбутчиков" (и 1 хизбутчица) готовившие взрыв Казанского авиазавода
14:10  Антифукуяма: конец распрекрасной эпохи, - Андрей Бабицкий
14:09  Антиглобалист номер один. Как Трамп разрушает старую экономическую систему мира
14:06  Черными по белому. Коренные жители Франции все чаще оказываются объектами расовой ненависти, - М.Куракин
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Очарование архаики. Традиционная культура - ресурс для модернизации Кыргызстана
06:45 26.01.2017

Традиционная культура - ресурс для модернизации Кыргызстана. О четырех уровнях традиционной культуры кыргызов

Предисловие

Не так давно лауреат Нобелевской премии с большой сцены говорил о том, что ненавидит "зеленое движение" и противников ГМО, из-за которых, по его словам, скоро совсем нечего будет кушать бедным и перенаселенным странам. Богатым-то странам хватит денег на нормальную еду, также сказал он. И еще запомнилось, как другой нобелевский лауреат - их было на этом мероприятии, как будто на вручении самой премии, уверенно сказал: "Человек создан, чтобы разрушать и потреблять. Можно придумать, только как сделать его менее разрушающим".

Так ли это? И есть ли другой путь? Об этом говорили на "Постоянном форуме коренных народов Памира, Тянь-Шаня, Саяно-Алтая", который прошел на Иссык-Куле осенью этого года.

Сегодня у нас в гостях организаторы форума - руководитель проекта "Кыргыз озогу" Индира Раимбердиева и манасчы Талантаалы Бакчиев.

- Расскажите об участниках форума?

- Индира Раимбердиева: Это уже второй форум. В этом году он прошел на Иссык-Куле и получил название "Постоянный форум коренных народов Памира, Тянь-Шаня, Саяно-Алтая". Первый прошел в 2014 году в Бишкеке. На второй форум мы пригласили представителей Памира. Пока только этнических кыргызов, которые проживают в Мургабе на территории Таджикистана. Тянь-Шань представляли в основном кыргызы. Саяно-Алтай представляли народы, родственные кыргызам. Но в этом году было одно новшество. Мы пригласили также представителей Бурятии. Это монголоязычный народ, обладающий большим энтузиазмом и имеющий отношение к Байкалу, озеру в сакральном смысле стратегическому. И это народ близкий нам, поскольку мы были в одном историческом пространстве.

- Талантаалы Бакчиев: Буряты, монголы, японцы, корейцы относятся к алтайской группе языков. Все эти народы - выходцы из Алтая.

- Зачем нужен этот форум?

- И.Р.: В мире сейчас происходит переоценка ценностей. Рационально-потребительские параметры развития и реагирования на чрезвычайные ситуации долгосрочного бытия народов и стран дают сбой. Традиционная культура как один из источников духовно-ориентированных моделей развития и критериев оценки реальности сегодня несет определенную надежду. По импульсам, которые можно оценить, по культурным всплескам, по деятельности, которая ведется, становится очевидным, что именно в этих местах происходят очень интересные процессы возрождения собственно традиционной культуры и даже более глубокого размышления, как эти традиционные культуры могут влиять на общество будущего.

Памир, Тянь -Шань, Саяно-Алтай – это горная цепочка, которую можно назвать неким поясом духовного возрождения.

Это одна из наиболее важных горных цепей. У всех этих народов горное происхождение и общие культурные ценности. И эти ценности могут быть источником новых моделей развития, альтернативой тому, что сегодня существует.

- Вы делаете упор на традиционные культуры этих народов?

- И.Р.: Да. В мире пока еще нет системного уровня возрождения традиционной культуры, тем более внедрения ее в социальные системы на уровне государства, общества и личности. Соответственно пока нет и влияния на крупные социальные процессы. Для того, чтобы произошла нужная трансформация традиционных культур, и чтобы она пришла в социум более системно, мы поставили перед собой три задачи.

Краткосрочная задача – реализация уникальных проектов по осмыслению и возрождению традиционной культуры. Реализация пусть даже разрозненных программ по культурному возрождению и консолидации таких людей, что по сути и послужило основанием для этого форума. Мы решили создать площадку, где общались бы люди, которые возрождают традиционную культуру различных народов.

Участники форума

Среднесрочная задача – создание фильтра в сознании и жизнедеятельности личности, общества, государства и защита от внешнего воздействия. Кстати, проект "Счастье нации", который мы ведем совместно с АКИpress, из этой области.

Долгосрочная – создание более глубинных духовно ориентированных критериев и моделей развития.

А общая задача – внести вклад в консолидацию всех народов в мире с целью сохранения жизни и гармонии на земле.

Конкретная цель – это создание постоянно действующего пространства между народами с общими историческими корнями для обмена опытом, практического сотрудничества и современного осмысления и возрождения традиционной культуры.

Если наши народы чего-то недопонимают, они могут сравнить свое состояние. Когда ты видишь, что происходит с другими народами, ты можешь понять и свою реальность, свои плюсы и минусы.

- Какие главные выводы форума?

- И.Р.: На наш взгляд, это дух единения. Нам показалось, что наши народы обрели какую-то надежду, они поняли, что за этой встречей раз в год стоит что-то очень конкретное. Мы можем совместно решать какие-то проблемы. Мы можем вывести традиционную культуру на более прикладной уровень и выйти из рамок эстетики. Традиционная культура - это ведь не только узоры, песни, калпаки. И даже не просто эпическое наследие. Это культурные феномены в действии, которые должны вплестись в канву существования, в сознание, в повседневную жизнь народа.

- Оппоненты, особенно западно ориентированные, будут упрекать вас, что вы хотите возродить архаику.

- Т.Б.: Традиционная культура по своему стажу, по своему опыту древнее и живучее всех общественных явлений. По сути это спаситель и поплавок народов. Она родилась из жизненной необходимости для выживания и регулирования отношений внутри общества. Традиционная культура - это потребность, она возникала естественно из и для жизни народа.

- И.Р.: Религия, светский гуманизм и традиционная культура - это три источника духовности, которые должны сегодня выйти на другой, качественный уровень. Светский гуманизм в его хорошем понимании, способствующий справедливости, поддержанию социального достоинства человека и гармонии с природой. Религии - это отдельная большая тема. Это есть потребность человека в духовном, в налаженной личной или индивидуальной связи человека с Богом.

Традиционная культура важна как ценный коллективный режим гармоничных отношений человека с природой, обществом и Создателем. К сожалению, все эти три источника духовности претерпели массу искажений и интерпретаций в ходе истории, которые привели к их недопониманию, девальвации и, наконец, практической деактивации. Их истинные истоки и соотношение между собой – это вообще отдельная и очень глубокая тема, которая, возможно, нуждается в отдельном обсуждении и рассмотрении… Что хотелось бы отметить в рамках этого разговора, так это то, что традиционная культура народов, особенно тех, которые жили в экстремальных природных условиях (например, кочевых народов), сохранили в себе большой потенциал и возможности эффективного регулирования коллективных взаимосвязей в обществе и в природе. Традиции были вплетены в живую канву выживания и были неотъемлемой частью Жизни, с большой буквы. Поэтому традиции искажались меньше, иначе утрачивались бы технологии выживания. Традиции отбирала сама природа и природа завтавляла их чтить со всей строгостью.

Второе, что важно понять на сегодня – это то, что требуется гармоничное сочетание этих трех источников, о чем мы и говорили на форуме. Если мы будем заставлять конкурировать эти три системы, то мы ни к чему хорошему не придем. Человечество должно взять самое лучшее в каждой из них.

Участница форума Нинке ван дер Хейде, доктор антропологии, манасовед, профессор Лейденского университета Королевства Нидерландов

- Но вам не кажется, что гораздо более важные задачи стоят сейчас перед нами: кризис, глобальное потепление и так далее.

- Т.Б.: Действительно, многие говорят, например, что Манас сейчас не нужен. Но надо просто знать факты из истории и жизни, когда именно традиционная культура помогла выжить и осуществить гуманитарные задачи, которые стояли перед тем или иным племенем кыргызов и в целом у народа.

- Например?

- К примеру, нашествие Джунгарского ханства. Северные кыргызы, в основном иссык-кульские и нарынские, чтобы спастись и получить поддержку, ушли на запад в Ферганскую долину. Чтобы выжить, не обязательно воевать, это одна из традиций нашего народа. Или пример Кыдыр-аке, который спас свое племя во время 1916 года. Он думал о будущем и нашел компромисс с представителями российской империи и внутри племени.

Мы, кыргызы, не только гостеприимный народ, мы миролюбивый народ. Кыргызы никогда ни на кого не шли первыми войной. Это была всегда только защита своих интересов. В 17, 18, 19 веках, когда отдельные казахские племена осуществляли нашествие на кыргызские племена, мы только защищались. И лишь после серии нападений кыргызские племена во главе с Ормон ханом пошли на казахские племена. Это один из примеров воздействия традиционной культуры, когда миролюбивость выражалась и в том, что нужно идти порой на компромиссы, если вопрос стоит о выживании. Это понимание факта - чтобы завтра будущее осуществилось, сегодня нужно выжить. В девяностые годы у нас не было революций и войн, как в Таджикистане, например. Народ, женщины в основном, чтобы выжить, ушли в торговлю. Закон выживания - это один из элементов традиционной культуры. Этот же закон сработал, когда после революций пытались то там, то тут разжечь межэтнические конфликты.

- И.Р.: У кыргызов высокий уровень адаптивности. Кочевой народ основал самый большой рынок ЦА...

- У русских тоже в тот период расцвел челночный бизнес.

- Т.Б.: Русские похожи на нас. Если бы не выносливость русских, то победы в ВОВ не было бы. Именно терпеливость, выносливость русского народа привела к победе. Да, у русских имеются элементы европейской цивилизации, привнесенные Петром, но по сути и изначально это близкий центральноазиатским народам менталитет.

- И.Р.: По поводу архаики. Когда говорят про традиционную культуру или любые другие системы, несущие духовный посыл, как правило, ребенка выплескивают с водой. Мы уже находимся на таком уровне, когда на традиционную культуру нужно смотреть дифференцировано. Традиции - это не сплошная архаика и затхлое прошлое. Традиционная культура - это живая ткань, система, которая состоит из нескольких, как минимум четырех уровней.

Если взять в пример концепцию "Кыргых озогу", над которой мы с Талантаалы работаем с 2007 года, то конкретно традиционная культура кыргызов состоит из четырех уровней.

Эти четыре уровня соответствуют уровням сознания человека. На языке очень современной науки, трансперсональной психологии, которая занимается человеческой душой и бытием в энергоинформационном пространстве описываются те же самые четыре уровня сознания.

- Можно подробней?

- И.Р.: Первый уровень – это уровень Духа.

Сюда входят все традиционные культурные феномены, которые обеспечивают среднестатистическому кыргызу связь с высшим миром или иначе с энергоинформационным ядром. Это энергоинформационные коды. Сюда, прежде всего, как культурный феномен входит эпос Манас. Не как просто фольклорное явление, а именно его живое сказывание. Второе, это традиционная, но не бытовая, а трансцендентальная музыка, которая вводит человека в трансовое состояние. Большой эффект воздействия в этом смысле имеет комуз. Интересный факт: свирелевые во многих религиях считаются шайтанскими инструментами по причине того, что они могут вводить человека в совершенно иное состояние сознания, с которым среднестатистический человек не всегда может совладать. Табуирование некоторых инструментов связано именно с этим. Такой материальный объект как бозуй тоже можно отнести к этому уровню. Именно сферическая форма организации пространства очень благотворно воздействует на человека.

Второй уровень – это уровень души.

На научном языке – наше подсознание, наше бессознательное.

Это очень страшный уровень. Здесь таятся все психотравмы с самого рождения.

В традиционной культуре кыргызов были феномены, которые помогали человеку и на этом уровне. Это слой так называемых психоэнергетических кодов. Здесь у кыргызов работали такие феномены, как медитативная созерцательная практика - сукут, практика благопожелания - бата - некое положительное программирование человека. И молитвенная практика тиленуу. У кыргызов были четкие правила и четкая иерархия произнесения молитвы.

Также сюда относятся все виды народной терапии природными стихиями, человек мог просто программировать воду, обрызгивая ребенка. Арча, которую заговаривали от нечистых духов, камень, земля, огонь. Эти вспомогательные вещи при определенном правильном использовании могли оказывать благотворное действие на человека.

Выступления участников форума

Основная задача этого уровня - гармоничное поддержание психоэнергетического здоровья человека. Вот на этом уровне и поговорим про архаику. Есть вещи, которые утеряны. Например, главным моментом для практики сукут является созерцание природы. Кыргызы жили на высокогорных пастбищах. Чабану для душевного равновесия было достаточно посидеть полчаса в день, созерцая природу. Все современные психологи рекомендуют и используют эту практику. Сегодня восемьдесят процентов людей урбанизировано, утеряны те условия, при которых эта практика могла воздействовать на человека просто в ходе повседневной жизнедеятельности. Хотя у нас выехал в течение двадцати минут за город и уже созерцай. Эта практика универсальна, она во многих культурах закодирована.

Во многом утеряны молитвенные практики, когда у человека идет информационный обмен с высшим миром. Но самой утерянной считается практика сукут. Произошло это не только потому, что урбанизировалась среда, но и сменился ритм жизни. Нет времени на созерцание природы, нет времени на самосозерцание своего внутреннего мира. Мы пережили стресс во время перестройки, современный мир материально ориентирован, с ног на голову все перевернулось. Но надо и в этих условиях наводить порядок внутри себя. Если у тебя внутри не в порядке, то все остальное не имеет значения.

Третий уровень - уровень разума.

Здесь несколько видов ценностей: регулирующие отношения человека с Богом, отношения с самим собой, с природой, с социальной средой. Эти ценности выражаются в таких явлениях, как язык, пословицы, поговорки, где в короткой емкой форме давали морально-нравственные ориентиры.

В эпическом устном народном творчестве содержатся коды таких ценностей, как отношение к старшим, отношения между мужчиной и женщиной, отношение к родственникам, к земле, к природе. То есть это кладезь регуляторных ценностей. Морально-нравственное регулирование происходит на уровне разума. Если кодифицировать наши пословицы и привести их к практическому применению в нашем обществе, они могли бы сыграть очень серьезную роль.

Уважение к старшим, уважение к родителям, разумный подход к природе - я архаики здесь не вижу, если честно.

Все это решило бы много проблем, с которыми сталкивается современное общество. Вместо того, чтобы ребенок подавал в суд на родителя, сделавшего ему замечание, по нашим традициям он, наоборот, должен прислушаться к совету старшего человека. Это преемственность знаний и правил жизни. Вместо того, чтобы женщина тратила силы на то, чтобы доказать, что она подобна мужчине, она могла бы жить согласно своей природе. Она никогда не будет такой же, она другая, стать такой, как мужчина, для нее невозможно. Если западные ценности апеллируют к равенству женщины по всем параметрам, то традиционная культура апеллирует к понятиям гармонии между мужчиной и женщиной. Инь и янь должны дополнять друг друга, а не бороться друг с другом. Каждому свое место и своя роль в этом мире.

Четвертый уровень – это уровень тела.

Это информационные коды, которые работают на уровне сознания человека. Они сознательно внедряются в человека при помощи образования и системы социализации. Уровень тела – это также биофизические коды. Если говорим о человеке в коллективном ключе, то это социальные системы.

На уровне тела есть культурные феномены, которые способствуют хорошему биофизическому состоянию человека. Тот же бозуй - очень правильное, корректно сделанное пространство. Даже в Норвегии ставят себе бозуи, печку устанавливают и живут в них. Это все не архаика, а обновляемая традиционная культура, которая несет в себе очень большой позитив.

В конном спорте много вещей, которые никак архаикой не назовешь. Некоторые наши единоборства по своей принципиальной основе схожи с восточными единоборствами, например, кыргыз курош, тай тебиш, камбар тебиш. Сейчас много людей, которые возвращают жизнь в эти виды традиционного спорта.

Питание, которое было у кыргызов, кисломолочно-злаковое, сегодня по стандартам диетологии считается здоровым питанием. Мы ели очень грубо перемолотые злаки. Употребление мяса обусловлено тем, что кыргызы живут в высокогорье, и если здесь регулярно не кушать мясо, то может нарушиться тепловой баланс организма. Баранина - ыссык эт, говорят. Это мясо, которое повышает температуру тела. В высокогорье вегетарианцам делать нечего. Все это соразмерно нашей территории и нашим природным условиям. В Индии, если взять их озок на уровне тела, то у них очень острая кухня, потому что там при тропических температурах формируется больше условий для развития и распространения болезнетворных микробов, инфекций. Острая пища дезинфицирует.

Участники форума

На уровне социальных технологий (тела общества) у нас очень много утеряно. Например, такие феномены и социальные технологии, как родовая самоорганизация, может быть, с подачи каких-то сил выродились в трайбализм. На самом деле в родовой самоорганизации было очень много хорошего. Социальная защита сирот и женщин-вдов у кыргызов была на очень высоком уровне. Кто глубоко разберется в этом вопросе, тот может отличную систему социального страхования для Кыргызстана реконструировать. Мы сейчас живем по западным стандартам, а ведь у нас был принцип "жетим-жесир жок" (опека вдов и сирот, к примеру). У баев с бедными было определенное распределение материальных благ. Работал механизм "садака", когда баи несли социальную и материальную ответственность за бедных в их роду. Если эти моменты правильно применить к современности, то они очень хорошо работают.

Или, например, коллективное ведение хозяйства. Сейчас в аграрном секторе постсоветской кооперации как таковой у нас нет. А кооперация именно в сельхозсекторе очень важна. Это знает любой, кто разбирается в сельском хозяйстве. Но на каких основаниях эта кооперация должна в Кыргызстане существовать? Все виды кооперации, построенной на деньгах, разваливались. Кооперация, которая построена, как Талантаалы очень хорошо сказал, на принципе выживания - вот тот вид кооперации, который сработает. То есть кооперация должна быть построена не на желаниях, а на потребностях. Эти принципы тоже утеряны, и это далеко не архаика.

Сам традиционный принцип не архаичен, он просто шикарен с точки зрения функциональности, гармонии и красоты. Это альтернатива разрушительному потребительскому взгляду на мир. И если это работает, значит это не архаика.

- Молодежь сегодня ориентирована на звезд инстаграма, на материальную иерархию, безумный успех и "крутость". Думаете возможно, что новое поколение повернется к традиционным ценностям?

- И.Р.: Нужно выбрать правильную систему образования и социализации. Конечный продукт этой системы - отдельно взятая личность. А качество страны – это прежде всего качество его отдельно взятых граждан. Что это государство представляет собой как конгломерат отдельно взятых личностей. Большинство очень серьезных прорывов в развитии были сделаны теми обществами, которые обратили внимание на систему образования и социализации. Традиционная культура должна сегодня создать базу для образования.

В наших детских садах нет унифицированной программы воспитания и образования, которая ставила бы целью формирование человека нравственного. И, конечно, здесь надо учесть важность не подменять понятие "образование, которое дает традиционность сознания" понятием "образование, которое дает понятие о традиционном". Знать о духовности, как известно, не есть практическая духовность.

На мой взгляд, образование должно состоять из трех компонентов - духовного (основы духовных практик), нравственно-интеллектуального (светские знания) и практического (профессионально-технические знания и навыки). Этого нет по сути. Про школу я вообще молчу. У нас вся система среднего и высшего образования дана на откуп внешним силам, бизнес - образовательным антрепренерам.

Все готовили свои национальные блюда

- Родственные нам народы в России живут в другой ситуации, их традиционная культура под реальной угрозой. Что мы можем дать друг другу?

- Т.Б.: Не государство, не образование, а семья была хранителем традиционной культуры. И в Хакасии, и на Алтае, и у нас . Сможет ли дальше нынешнее поколение пронести в будущее эти традиции? Вот вопрос. Мы часто говорим, что монголоязычные – это не наши родственники, но если зайти поглубже, то это те же наши родственные народы. Культура, быт – все говорит о том, что мы близкие народы. Да, они сейчас находятся под другим государством, но даже в этом случае они стремятся сохранить себя и свою культуру. Мы видим по их выступлениям, что когда мы говорим о кыргызском духовно-культурном стержне (кыргыз озегю), они задумываются над тем, что же такое их озек, их национальный стержень. То есть в результате наших дискуссий мысли о сохранении традиционной культуры вообще приобрели конкретный вопрос - что есть основа народа? Наша схема приложима и к ним.

Стержень русского народа, например, традиционная культура и православие. К нам 300-400 лет назад пришел ислам с учетом традиционной культуры. Когда религия переплетена с традиционной культурой, тогда она становится элементом совершенства народа. Это работает и для тувинцев, и для бурятов, которые проповедуют буддизм, и для нас, и для любых народов. Только опираясь на традиционную культуру, религия имеет основания жить и развиваться.

- И.Р.: Насчет угроз культуре у родственных нам народов Саяно- Алтайского региона. Да, у них сложная ситуация. Там есть несколько факторов тотального разрушения. Главный фактор – это уничтожение на смене эпох носителей традиционной культуры. Второй – насильственное насаждение новой идеологии и трансформация сознания нарождающихся поколений.

- Т.Б.: Например, массовое уничтожение шаманов. Их просто сжигали. В 1942 году, когда тувинцы еще не входили в состав СССР, правительство Тувы собрало 300 шаманов, их согнали в один сарай и сожгли. А именно для этих народов носителями традиционных знаний были шаманы.

- А у нас были шаманы?

- Т.Б.: У нас были шаманы, но их знания основывались также и на исламе. Кыргызский шаманизм никогда не отрицал ислам и не боролся с ним. И еще один интересный факт: у нас за политическими лидерами всегда стояли духовные люди. В нашей истории это были сказители.

- И.Р.: Вместо того, чтобы спорадически возрождать то там, то сям культурные феномены, надо посмотреть на нее целостно. Как она может сегодня вклиниться в то общество, в котором они сегодня живут.

- На вашем форуме были люди, которые реально меняют ткань действительности. Сохраняют органическое сельское хозяйство, экологическое равновесие, генотип кыргызской лошади и т.д. Каждый на своем месте. Что нужно сделать, чтобы такой подход стало разделять большинство людей нашей страны?

- Т.Б.: Нужно участие государства...

- И.Р.: О, вы еще не потеряли надежду? Я больше верю в людей. Когда критическая масса мнений и потребностей в обществе вырастет, тогда и сверху кто захочет, тот и обратит внимание. Это все не должно делаться в антагонизм властям. Наше государство - это махина, которой сегодня очень тяжело. Все трещит по швам. Масса проблем институционального и содержательного характера. Частично они сами виноваты, частично это объективная реальность. Сейчас на государственную машину надеяться нет смысла. Нужны какие-то общественные подвижки.

И я вам скажу, что растет критическая масса людей, которые делают конкретную работу в этом направлении - сохраняют ли снежного барса, продвигают органическую сельхозпродукцию и так далее. Традиционная одежда уже выведена у нас на совершенно другой уровень.

Вот мы с Талантаалы на своем месте сейчас попытались вывести традиционную культуру на уровень инструментария, диагностику того, что происходит. Проанализировали, в чем кризис личности, в чем кризис общества. Предложили, как традиционную культуру приспособить к современности и в каком направлении двигаться. Мы начинали со систематизации культурных феноменов и в конечном итоге создали концепцию "Кыргыз озегю", разработали рекомендации на каждый из четырех уровней с точки зрения духовно-ориентированной модели общества.

Много людей работают сейчас разрозненно, но при этом они реально меняют ситуацию у себя в семье, в селе, в районе... Это тенденция, которая при правильных ориентирах станет массовым явлением.

- Сейчас многие зарабатывают на традиционной культуре

- Традиционную культуру не надо делать сферой своей профессиональной деятельности. Если ты ею занимаешься, она должна стать для тебя образом жизни. Если работая в сфере традиционной культуры, не использовать, как способ трансформироваться самому, то грош цена этой деятельности как минимум, а как максимум эта деятельность просто не будет глубокой и эффективной.

- А вам не кажется, что традиционная культура может усугубить националистические тенденции?

- Это зависит от того, сможет ли кыргызский народ соблюсти баланс. У любого народа традиционная культура несет две функции. Первая – охранная, которая позволяет сохранить некую идентичность, особенность этого народа. В рамках охранной функции некоторые народы перебарщивают. Они становятся очень закрытыми, этноцентричными. Варятся в собственном соку. А когда ты варишься только в своем соку, у тебя неадекватные представления о себе и о пространстве вокруг. А самое страшное, что искажается представление о том, какие есть позитивные вещи и возможности для соприкосновения с другими.

Вторая функция у любой культуры - интегративная. Надо четко осознавать не только свою особость, но и то, что у других народов тоже есть свои духовно-культурные стержни, и они тоже по сути направлены на то, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование с окружающей средой. На основе этих стрежней можно найти поле единения.

До 2013 года в Кыргызстане с момента получения независимости по нарастающей в геометрической прогрессии шли тенденции к этноцентризму. Апогей - появление очень жестких групп на базе традиционной культуры. Некие вариации морально-нравственного патруля. Это естественные явления, подростковые кризисы роста сознания. Они с 2013 года пошли на спад.

Даже люди, которые находятся сугубо в националистическом русле, стали иначе думать. Национализм перестал быть этноцентричным и приобрел умеренный характер. Стали звучать идеи единства с другими народами, появились рассуждения про общие корни и ценности. Постепенно наблюдается переход к общечеловеческим ценностям.

Перефразируя мысль одного известного человека, скажу: нельзя ставить себе целью продвижение традиционной культуры для традиционной культуры просто потому, что мы кыргызы. Нужно поставить цель продвигать традиционную культуру для того, чтобы продвигать общечеловеческие ценности. То есть традиционная культура не самоценность, а лишь средство продвинуть извечные человеческие ценности и гармоничное сосуществование с окружающей средой.

Ыр кесе

- Возможно ли, что когда-нибудь ваша инициатива превратится в международную организацию коренных народов?

- И.Р.: Будем надеяться на лучшее. Бог даст, когда-нибудь народы, которые мы собрали на форум в этом году, смогут собираться вместе более внушительными делегациями (по количеству и разнообразию участников) и решать современные проблемы существования человека и общества в конкретном духовно-ориентированном формате. В таком формате, когда вопросы коллективного реагирования на ЧС ситуации или долгосрочное развитие наших народов в непростом современном мире будут рассматриваться с позиций "состояние души народа определяет судьбу народа". Главное – сделать первый шаг к правильной расстановке акцентов, а остальное покажет время.

И хочу вернуться к вашей конференции, о которой вы говорили в начале нашего разговора, где профессор сказал о невозможности выжить без ГМО. Людям, которые пытаются вывести в основу общества совсем другие "фундаменты", придется нелегко. Им будут кричать вслед, что они безумцы и что без "уродства", в котором погряз мир, выжить невозможно. Это, знаете, очень похоже на размышление о перспективах выживания заядлого наркомана. Один подход – доказывать, что наркоман умрет, если ему не дать очередную дозу. Дав очередную дозу, надо его спасти от смерти. Другой подход – понять, что наркоман выживет, если его снять с иглы. Заместив постепенно наркотические потребности и привязанности наркомана, проведя курс лечения, можно вернуть человека к естественной жизни. Профессор ваш – апологет ГМО – очень похож на человека из первого подхода. И ему, и многим его сторонникам кажется, что в этом есть смысл только по одной простой причине – они забыли упомянуть, что быть наркоманом – это не норма, и что достоинство жизни человека – это высокая ценность, дарованная Создателем. Человек создан для счастья. Тех, кто сажает целые народы на разного рода "иглы" и кто потом кричит, что они без "иглы" могут умереть, ждет большой спрос и даже не от людей. Те же, кто не хочет находиться в иллюзорных и разрушительных для жизни зависимостях, должны понять, что обретение истинной свободы всегда на протяжении человеческой истории не давалось легко и в одночасье.

Специально для АКИpress В.Джаманкулова

2017-01-24

Источник - analitika.akipress.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1485402300
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх