КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 23.12.2016
21:59  Россия ввела в Алеппо батальон военной полиции. Мирить ДАИШистов с ИГИЛистами?
18:54  Союз мусульман Казахстана просит ученых приостановить работы по продлению человеческой жизни
18:45  Президент Ирана завершил среднеазиатское турне. Рухани заложил основу для новых отношений с Казахстаном и Киргизией
18:24  Угонщики ливийского самолета сдались властям
18:21  Очередная мясорубка. Бои на "светлодарской дуге" стали крупнейшим кризисом в Донбассе за год
16:18  Кто и зачем хочет сохранить украинский газовый транзит, - Петр Искендеров
15:31  В Таджикистане растет число больных гепатитом, - Ф.Юсуфи
13:57  Убийце российского посла "заткнули рот" пулей? - Hurriyet Daily News
13:52  В Сирии опасаются консервации кризиса, - А.Онтиков
13:47  В Анкаре задержан как "заговорщик" вице-спикер турецкого парламента - курд Булдан
13:44  Подозреваемый в совершении теракта в Берлине убит полицией в Милане
13:34  Террористы захватили ливийский пассажирский А320 и посадили его на Мальте
12:13  179 человек приняты в гражданство Узбекистана
12:04  Джизакский район Узбекистана переименуют в честь Шарафа Рашидова
12:02  Как в Узбекистане получают выездную визу. Личный опыт
11:12  Германия и Китай поборются за скоростные поезда России
10:53  Вербовка таджикистанцев в ИГ: В России проще, чем на родине
10:49  Вашингтон и новые азиатские державы: с чем столкнется Трамп, - Дуглас Паал
10:43  Узбекистан: Власти нацелились на развитие туристического сектора
10:41  Елки - палки? В Таджикистане усилили контроль за вырубкой хвойных деревьев
10:17  Послание: Что обещал и о чем умолчал Эмомали Рахмон? - "РО"
10:14  Рецензия на книгу: Фредерик Старр, Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана
10:11  "Безвозмездное пользование". Китай активно осваивает таджикский Памир
09:23  Эрдоган пообещал защитить гагаузов от Кишинева, - "НГ"
08:35  Пенсильванские извраты. В США разрешили официально пожениться первой гей-паре, состоящей из отца и сына
07:27  Террористы ДАИШ заживо сожгли двух пленных турецких военных
02:41  Охота на берлинского террориста продолжается
00:53  Конституция Таджикистана как гарант полного бесправия, - Д.Алексеев
00:39  Рождение Большой Евразии. Как завершается эпоха после холодной войны, - Д.Ефременко
00:37  Всегда на распутье. Центральная Азия между глобализацией и регионализацией, - И.Сафранчук
00:07  Туркменистан постепенно превращается в наркокоролевство, - А.Хуммедов
Четверг, 22.12.2016
21:49  Идеология и крах советского строя, - Борис Капустин
21:34  Россия беременна монархией, - Р.Устраханов
21:18  Набиуллиной не дают покоя лавры Улюкаева. Российская экономика третий год нащупывает дно...
21:11  Российский "Корнет" жжет "Абрамсы" десятками (видео)
20:24  Биткоин набрал массу. Рыночная капитализация криптовалюты достигла исторического максимума
20:21  Летчик разбившегося казахстанского Су-27: "Всеми путями я уводил самолет от города"
18:15  Гюлен осудил убийство посла России и категорически опроверг свою причастность
17:59  Мамбетжанова выгнали из директоров ФОнда госимущества Кыргызстана
16:04  Экс-студентку МГУ Караулову посадили на 4,5 года, за вступление в ДАИШ
15:31  В Москве на улице умер внук Иосифа Сталина - строитель Байконура Евгений Джугашвили
14:22  В Иссык-Кульской области религиозные деятели советуют родителям не отправлять детей в школы
14:19  Европейцам надоели мигранты, - Вера Светлова
13:24  Светлый Кыргызстан: как строилась энергетика страны
13:20  Издан роман в стихах Ораза Абдуразакова об Амире Темуре
13:18  На кыргызской Токтогульской ГЭС вышел из строя гидроагрегат. Чинят россияне
13:11  Благословенен ли волк? Как представления о волке расходятся в Европе и Азии, - Улан Бигожин
13:07  Китайцы хотят выкупить 49 процентов доли "Эйр Кыргызстан"
12:23  Узбекистан. Прежде это называлось воровством, а теперь - умением жить, - Б.Мусаев
12:20  Китай поможет Филиппинам оружием и песком. Сближение двух стран переходит в практическую плоскость, - "Къ"
12:17  Туркменистан. Прошло 10 лет с момента смерти президента Сапармурата Ниязова...
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Рецензия на книгу: Фредерик Старр, Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана
10:14 23.12.2016

Рецензия Д.ДеВиза на книгу "Утраченное Просвещение"

Рецензия на книгу: Фредерик Старр, Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана (S. Frederick Starr, Lost Enlightenment: Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane, Princeton, Princeton University Press, 2013, 634 c.)

На нашем сайте вы можете прочитать введение к ней, предисловие автора, главы VI "Странствующие ученые", главу "Ретроспектива: песчинка и раковина", а также ответ научного редактора и переводчика русскоязычного издания Артема Космарского на рецензию Девиза.

Материалы из книги любезно предоставлены издательством "Альпина Паблишер", выпустившим труд на русском языке, и А.Космарским.

-

Эта совершенно неудачная книга замышлялась как интеллектуальная история Центральной Азии от начала нашей эры до конца тимуридского периода, с акцентом на домонгольскую исламскую эпоху. Но в ней рассматривается лишь то, что Старр считает ценным и важным, и о чем он узнал из вторичной литературы, и цель книги – оплакать упадок Центральной Азии после того состояния, которое Старр с его евроцентричным подходом к культурной и интеллектуальной истории оценивает как хорошее, истинное и правильное.

Можно было надеяться, что несмотря на глубоко ущербную концепцию и подход, лежащий в основе книги, заключенные в ней научные находки могли бы оправдать ее и придать ценность как минимум в качестве фактографической работы по центральноазиатской интеллектуальной истории. Но это не так. (Можно было рассчитывать хотя бы на хорошую библиографию, но нет и ее). В книге нет признаков работы с какими-либо первоисточниками на языках оригинала; она основана на переводах и вторичной литературе на английском, русском, французском и немецком языках, и потому совершенно неоригинальна. Что касается переводов, Старр регулярно сообщает, что меняет слова в цитатах, и тем самым не оставлет читателю вообще никакой надежной опоры в источниках.

Разумеется, работы, основанные на вторичной литературе, тоже могут быть ценными в качестве обобщающих, обзорных или критических. Их ценность определяется свежим взглядом, критической позицией, оригинальной точкой зрения или аналитическим талантом, выросшим на почве непосредственной работы с первоисточниками. Но в "Утраченном Просвещении" ничего этого тоже нет. Вся его логика выстроена вокруг поверхностных дихотомий "разум – вера", "наука – религия", "прогресс – отсталость" и "позитивный – негативный", безо всяких попыток достичь более нюансированного понимания даже этих самых категорий в том виде, в каком они выражены в реальной истории.

Основное утверждение книги: Центральная Азия как участник и более того, инициатор расцвета мусульманской учености IX-XII веков наслаждалась золотым веком просвещения, но в последующие темные века с ним покончили религиозные люди. Некая новизна работы состоит в том, что она дотягивает "золотой век" до конца эпохи Тимуридов (а не винит в его гибели одно лишь монгольское завоевание). Но главы о монгольском и тимуридском периодах выглядят необязательными дополнениями и наполнены даже бóльшим количеством фактических ошибок, необоснованных интерпретаций, неоправданных экстраполяций и значительных пропусков, чем остальная часть книги.

Как бы то ни было, эта предпосылка жестко связывает работу с печальной "традицией" изучения Центральной Азии и вообще мусульманского мира, суть которой - прославление домонгольского периода и принижение последующих, объявленных временами упадка, коррупции, обскурантизма и отвержения всего хорошего и благородного (т. е. "просвещения" по Старру). Эта традиция породила привычку пропускать период в истории Центральной Азии от падения Тимуридов до появления "реформаторов"-джадидов в конце XIX-начале ХХ века под тем абсурдным предлогом, что в эти века не происходило никаких известных или интересных событий. Большинство изучающих Центральную Азию не впадут в это заблуждение, но менее серьезных читателей могут сбить с толку книги, подобные рецензируемой. Зависимость от вторичной литературы делает период с XVII по XIX века недоступным Старру, поскольку большая часть информации об этом периоде имеется только в первоисточниках. Но Старр, не обращаясь к этим первоисточникам, все же уверен, что в них нельзя найти ничего подобного даже искре того, что он называет просвещениям. Не нужно указывать на упрощенный характер его критериев, чтобы понять: автор впадает в порочный круг, противопоставляя неверно понятый "век просвещения" эпохе предполагаемой интеллектуальной стагнации (хотя о последней на самом деле неизвестно, так как источники по большей части нетронуты); он отталкивает читателя от исследования позднего "темного" периода и его неизвестных источников. Таким образом, убеждение Старра в том, что его золотой век кончился, не основано на источниках, но препятствует их исследованию, точно так же как осуждаемые им по всему тексту религиозные ограничения.

Именно религия, в частности, ислам, с точки зрения Старра, виновна в удушении центральноазиатского просвещения и порче золотого века. Вот, например, ключевые утверждения в главе об арабском завоевании Центральной Азии: 1) арабы и мусульмане были разрушителями-джихадистами; 2) все хорошее в мусульманской цивилизации создано жителями Центральной Азии. Монотонный барабанный бой восхвалений Центральной Азии в этой работе кажется чрезмерным даже нам, но он лишь частично маскирует антиарабский и явно антиисламский подтекст книги. Старр совершенно неприкрыто враждебен к религии, особенно к суфизму, который он обвиняет в торможении движущей силы эпохи просвещения. Впрочем, его нелюбовь к религии – скорее положительная черта, потому что когда он рассуждает на религиозные темы, то совершенно сбивается (искажает роль и значение хадисоведения, блуждает в юридических проблемах, а его замечания по суфийской истории попросту смехотворны и не заслуживают внимания).

В своей враждебности к религии и примитивном противопоставлении просвещения и отсталости книга больше всего напоминает о советской школе исследований Центральной Азии. Последняя прославляла научное наследие региона, но по очевидным причинам принижала его политическое и религиозное наследие. Несомненно, Старр много и по большей части некритически использовал эти работы, во множестве создававшиеся в самой Центральной Азии. Подчеркивание научного вклада было в советские времена допустимым выражением национальной гордости в центральноазиатских республиках. Таким образом, работы советского периода питали уверенность Старра в том, что жители Центральной Азии создали все хорошее в мусульманском мире (он даже принимает на веру современные националистические фантазии о том, что местные жители возвращались на родину, а не умирали в далеком Багдаде).

В то же время риторика об утраченном золотом веке напоминает триумфалистскую колониальную западную науку, которая "объясняла" и осуждала отсталость современного ей Ближнего Востока или всего мусульманского мира, прославляя достижения народов древности по контрасту с культурными провалами их потомков. Подобные исследования вышли из моды в 1950-60-х гг., но впоследствии вернулись на Ближний Восток с риторикой выяснения, "что пошло не так". При безрадостном состоянии наук о Центральной Азии в США неудивительно, что подобная риторика нашла прибежище в этом поле, как видно по "Утраченному Просвещению".

Если коротко, то книга Старра продвигает упрощенные и несостоятельные аргументы, скорее полемические, чем научные, а работа автора с источниками не соответствует даже минимальным научным стандартам. Логично предположить, что книги с названиями типа "Век Просвещения" или "Золотой Век" пишутся не ради науки, а в целях маркетинга, политики, полемики или просто из старомодной романтической ностальгии. Данная книга ничем не опровергает этого предположения. Печально, что она опубликована в солидном университетском издательстве.

Девин ДеВиз (Devin DeWeese), Индианский университет

Опубликовано в Journal of Interdisciplinary History, Volume 45, Number 4, Spring 2015. - С. 611-613

Источник - islamoved.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1482477240
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх