КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 10.12.2016
22:03  Два мощных взрыва прогремели в центре Стамбула - жертвы уточняются
21:26  В Бишкеке представители политпартий подкупают избирателей, предлагая по 1000 сомов за 1 голос
16:29  Об этимологии слова "михраджан", - П.Густерин
12:44  Вышло 10-е издание Казахстанской книги рекордов (КИнЭС)
12:24  В Мосуле при ошибочном ударе ВВС США погибли почти 90 "союзных" иракских военных
11:28  ЦРУ официально обвинило Россию в победе Дональда Трампа
10:35  Снежному человеку нужен от казахстанцев только секс, - А.Исаев
10:31  В Московском отеле умер министр самой маленькой независимой республики на Земле
10:24  "28 панфиловцев" - фильм-сенсация, - Юрий Юрьев
10:09  Новая ксенофобия, - Нгэйр Вудс
10:05  Зачем мы сбили российский самолет? - Нури Элибол
09:32  Трамп открывает новую эпоху глобальной realpolitik, - Дерек Берни, Фен Ослер Хэмпсон
09:29  25 лет СНГ: некоторые итоги, - Владимир Евсеев
09:22  Приватизация геополитических рисков. Как Россия возвращается к сырьевой игле, - А.Бирман
08:24  Индия введет в оборот пластиковые деньги
01:06  Франция отказалась экстрадировать казахского банкира Аблязова в Россию
00:19  Эксперты "Комсомолки" расшифровали пророчество Ротшильдов на 2017 год!
00:01  Нет больше мочи. Соль и кофе стали основным аргументом в борьбе Макларена с Россией
Пятница, 09.12.2016
23:06  Мохаммед, похититель Рождества. Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
21:28  Дума продлила срок получения бывшими гражданами СССР гражданства РФ до 2020 года
19:30  Люди из ближайшего окружения Клинтонов входили в клуб VIP-педофилов, - Аббас Джума
19:11  Почему спецназ КГБ не арестовал беловежских заговорщиков? Идиоты на службе у предателей, - "КП"
18:56  Амнистированные боевики "рассасываются" из Алеппо
18:35  Папа Римский запретил рукоположение в сан гомосексуалистов
18:34  Никита Михалков: "Ельцин-центр" разрушает национальное самосознание детей
17:52  В одном шаге до начала мировой торговой войны, - В.Катасонов
17:49  В Казахстане запрещено проводить лотереи
16:23  "Продкорпорацию" превращают в новую кормушку для казахстанских чиновников
16:16  Пора "сшивать" Среднюю Азию. У Шавката Мирзиеева есть шанс..., - Г.Михайлов
15:33  В Москве скончался известный туркменский востоковед - профессор Шохрат Кадыров
14:29  National Interest: Как обрубить "щупальца" Ирана на Ближнем Востоке
14:03  Как изучают Центральную Азию на Западе, - Кристиан Блойэр
13:55  Отсель грозить мы будем шведам... Министр обороны Казахстана открыл первый военный пирс в Актау
13:23  Современный Узбекистан: холуйство как страсть, - Бахадыр Мусаев
12:45  Туркменские власти запрещают населению слушать Радио Свобода и отбирают мобильники
12:42  В ожидании захоронения. Урановые хвостохранилища в Таджикистане ставят под удар здоровье людей, - А.Рустамов
12:40  Сколько должны Казахстану невернувшиеся "болашаковцы"
12:36  В Узбекистане полностью реабилитирован по "хлопковому делу" экс-первый секретарь Компартии Инамжан Усманхаджаев
12:32  США и Китай. 2017 год точно не будет в Америке китайским, - Е.Ханенкова
12:30  Туркменистан начал охоту на последователей Гюлена, - Ник Эшдаун
12:08  Обама снял последние ограничения на поставку оружия и военной техники всем "хорошим парням" в Сирии
11:54  Си Цзиньпин, Трамп и Путин - жесткое трио против мягкой Европы, - Ален Фрашон
11:50  Ветеран Т-55 в строю! Советская бронетехника в Сирии еще повоюет, - В.Гундаров
11:24  Туман сменит риал. Иран готовит деноминацию и меняет название валюты
11:15  ДАИШ начала мощное наступление в районе Пальмиры, стремясь отвлечь силы Асада от Алеппо
10:51  Горе-миротворец Лавров опять остановил зачистку Алеппо
10:47  В Ираке ищут виноватых в неудачах при штурме Мосула
10:39  Южно-корейский Парламент не стал дожидаться добровольного ухода и объявил импичмент президентше Хе
10:37  Предсказавший развал СССР норвежский профессор Галтунг предрек распад США к 2020 году
10:07  По реке плывет кирпич... В Киргизии решили "оптимизировать систему управления строительной отраслью"
10:05  КазПарламент единодушно ратифицировал соглашение с МАГАТЭ о создании "банка" (супер-свалки) ядерных отходов в РК
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
25 лет СНГ: некоторые итоги, - Владимир Евсеев
09:29 10.12.2016

Исполняется 25 лет СНГ, наиболее представительной организации на постсоветском пространстве. Это является хорошим основанием для анализа уже пройденного ею пути

Владимир Евсеев, 9 Декабря 2016, 22:53 - REGNUM

Несомненно, что в 1990-х годах на указанной территории шел процесс от распада к единению. Так, в 1990-1992 гг. везде возобладали национальные, а зачастую националистические идеи, обусловленные необходимостью государственного самоутверждения. В этот период на постсоветском пространстве преобладали центробежные тенденции, вызванные в основном антиимперским синдромом, а также кризисом всей системы народного хозяйства.

"Парад суверенитетов" новых государств начался с Беловежских соглашений, подписанных 8 декабря 1991 года. Тогда лидеры трех славянских республик - России, Украины и Белоруссии - заявили о прекращении существования Советского Союза и приняли следующие документы: "Соглашение о создании Содружества Независимых Государств", "Заявление глав государств об образовании Содружества Независимых Государств" и "О координации экономической политики". Уже 10 декабря того же года Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали Беловежские соглашения.

Практически одновременно (13 декабря) состоялась встреча в Ашхабаде руководителей Казахстана, Туркмении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Они выступили с заявлением о процессе формирования Содружества Независимых Государств, в соответствии с которым было необходимо:

а) обеспечить равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие содружество, должны быть признаны в качестве его учредителей;

б) учесть в принимаемых решениях исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана.

В результате этого и ряда других событий Советский Союз прекратил свое существование. Как следствие, возникло первое на территории постсоветского пространства интеграционное объединение (региональная организация) - Содружество Независимых Государств (СНГ) в составе 11 государств. Присоединяться к этому объединению отказались страны Прибалтики и первоначально Грузия.

В Алма-Атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г., были изложены цели создания и принципы деятельности Содружества Независимых Государств. В этом документе установлено, что взаимодействие участников организации "будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием". Это позволило США отказаться от официального признания этой организации и не поддерживать с ней контактов. Внешнеполитические и экономические отношения с государствами на постсоветском пространстве стали строить исключительно на двусторонней основе или в рамках наиболее крупных международных организаций: ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ОЭС и др.

В соответствии с Алма-Атинской декларацией было создано объединенное командование для единого контроля над стратегическими ядерными силами.

Начальный этап существования содружества (1992−1993 гг.) ознаменовался наличием определенного дуализма в интеграционной стратегии стран содружества. В этот период был заключен ряд принципиальных соглашений. Так, в конце декабря 1991 г. в Минске приняли "Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств". В нем предусматривалось, что каждое государство в Совете имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса.

Исключительно важно, что в качестве первоочередных документов было подписано "Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках". Это создало юридическую базу для формирования национальных ВС и погранвойск. Россия сыграла в этом процессе ведущую роль. В частности, на начальном этапе она обеспечила охрану всего периметра внешней границы государств Центральной Азии.

1992 г. стал организационным годом в деятельности СНГ. Состоялось шесть встреч глав государств и семь - глав правительств, в ходе которых наибольшее внимание уделялось военным вопросам. По мере нарастания экономических проблем все решительнее стали звучать призывы к реинтеграции, то есть к восстановлению хозяйственных связей.

Подобные тенденции наблюдались и в военно-политической сфере. Так, в мае 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В сентябре следующего года к этому договору присоединились Азербайджан и Грузия, в декабре - Белоруссия. Следовательно, ДКБ подписали девять из одиннадцати государств-членов СНГ. Вне его остались Украина, Молдавия и Туркменистан. Отказ от подписания Договора о коллективной безопасности со стороны Киева и Кишинева мотивировался вооруженным конфликтом в Приднестровье. Туркменистан не видел в этом необходимости, так как выбрал статус нейтрального государства.

В 1993 г. завершилось организационное становление содружества и началось интенсивное формирование его правовой основы. Так, на встрече глав государств, которая состоялась в январе в Минске, был принят основополагающий документ - Устав Содружества Независимых Государств. В нем определено, что Совет глав государств - это высший орган содружества, который решает наиболее принципиальные вопросы деятельности СНГ. В компетенцию Совета глав правительств была отнесена координация сотрудничества органов исполнительной власти государств-членов содружества в экономической, социальной и иных сферах.

В то время еще была возможна реальная интеграция на всей территории СНГ путем создания единого экономического пространства. Свидетельством этого стало подписание главами государств в сентябре 1993 г. в Москве Договора о создании экономического союза. Юридической основой для него послужил Устав СНГ и другие ранее принятые нормативные документы. При этом был учтен уже накопленный опыт сотрудничества в рамках содружества. Однако не все государства-члены СНГ согласились стать полноценными членами экономического союза. В частности, Украина стала его ассоциированным членом.

В 1994 г. наметился прогресс в развитии военно-политической интеграции. Об этом свидетельствует подписание Концепции коллективной безопасности, в которой сформулированы основы общей военной политики, принципы, приоритеты и этапы построения системы коллективной безопасности. К этому времени СНГ уже активно участвовало в урегулировании вооруженных конфликтов на территории постсоветского пространства: в Нагорном Карабахе, Абхазии и Таджикистане.

Главным мотивом, определяющим деятельность руководства стран в рамках СНГ, являлось сохранение (как правило, вопреки интересам собственного народа) интересов, порождаемых узкокорпоративным распоряжением основными активами, доставшимися при разделе общенародной собственности. Гарантией незыблемости постсоветских "приобретений" была ориентация на Запад, активно поощряющий дезинтеграционные тенденции в регионе.

Результатом теоретического осмысления сложившейся в содружестве ситуации стала Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств, подписанная в 1997 г. Эта концепция, несмотря на исключительно теоретический характер, обладала конструктивным потенциалом, определяющим основное содержание и направления интеграционных процессов на длительную перспективу. Так, впервые в концепции были сформулированы общие стратегические цели, к которым в том числе была отнесена необходимость создания стимулирующих условий для объединения инвестиционных усилий государств - участников СНГ в организации высокоэффективного конкурентоспособного производства, формировании материальной основы интеграции, исключающей влияние на нее политической конъюнктуры в виде транснациональных финансово-промышленных групп.

В концепции впервые был четко обозначен основной организационный принцип СНГ, положенный в дальнейшем в основу подхода "подвижной геометрии" многоуровневого и разноскоростного сотрудничества. В документе, в частности, говорилось, что "стержнем Концепции является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, постепенность и этапность реализации мероприятий по развитию межгосударственного сотрудничества".

К концу 1990-х годов доля стран СНГ в общем объеме их внешней торговли понизилась в 2,6 раза. Сократился товарооборот России с партнерами по СНГ. Происходила переориентация внешнеторговых потоков России и других стран содружества на рынки дальнего зарубежья. В 1999 г. в сравнении с 1998 г. объем взаимной торговли снизился на 21,3% и составлял 27,6% в общем объеме. Усилилась роль третьих стран в кредитно-инвестиционной сфере, которая закладывала формат экономической перспективы постсоветского пространства.

В рамках содружества остались невыполненными договоренности о создании экономического и платежного союзов и многие другие начинания.

Тем не менее, Содружество Независимых Государств удалось сохранить. Одна из причин этого состоит в том, что СНГ остается наиболее представительной организацией, несмотря на понижение статуса Туркменистана в августе 2005 г. до "ассоциированного члена" и выход из организации в августе 2009 г. Грузии. При этом следует заметить, что в соответствии с Венской конвенцией от 1969 г. Грузия остается страной-участницей 75 международных многосторонних соглашений, подписанных в рамках содружества. В частности, продолжают действовать соглашения о свободной торговой зоне, правовом сотрудничестве в вопросах уголовного права и др. В Тбилиси по-прежнему готовы развивать "дружественные и взаимовыгодные отношения в двустороннем формате с другими членами содружества с соблюдением принципов территориальной целостности государств и с учетом двусторонних интересов".

Другая причина продолжения деятельности СНГ была обусловлена необходимостью урегулирования проблем в сфере безопасности. Для этого в 1992 г. создали Совет министров обороны СНГ. При нем существует постоянный секретариат. В то же время прекратил свою деятельность Штаб по координации военного сотрудничества. По-видимому, в условиях усиления внешних угроз и соперничества на постсоветском пространстве основных внешнеполитических игроков целесообразно восстановить работу этой организации.

Совет министров обороны СНГ был вынужден вмешаться в ход гражданской войны в Таджикистане. Так, летом 1993? г. ВВС Узбекистана, формально находившиеся в подчинении главнокомандующего Объединенными Вооруженными силами СНГ маршала авиации Е. Шапошникова, использовались для нанесения бомбовых ударов по позициям вооруженной таджикской оппозиции в Гарме. В том же году были созданы Коллективные миротворческие силы СНГ в Таджикистане, которые сыграли свою роль в урегулировании конфликта.

В августе 1994 г. по решению Совета глав государств СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта сроком на шесть месяцев были размещены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира в количестве до 3 тыс. чел. В реальности срок их пребывания превысил 14 лет, что воспрепятствовало полномасштабному столкновению ВС Грузии и Абхазии.

На сентябрьском 2004 г. саммите содружества в Астане было принято решение о создании Совета безопасности СНГ по борьбе с терроризмом. Помимо этого, на основе соглашения десяти стран содружества (кроме Азербайджана и Молдавии), подписанного в феврале 1995 г. в Алма-Ате, действует Объединенная система ПВО государств-участников СНГ. В 1997 г. Грузия и Туркмения фактически вышли из нее, а Узбекистан сотрудничает с Россией в сфере ПВО исключительно на двусторонней основе. Но это не мешает проведению на регулярной основе совместных учений в сфере противовоздушной обороны.

Сейчас военные структуры СНГ и ОДКБ в некоторой степени дублируют друг друга. Учитывая продолжающуюся ориентацию Грузии, Молдавии (в отношении этой республики возможны серьезные изменения по итогам второго этапа президентских выборов) и Украины на Запад, а также сохранение нейтрального статуса Туркменистана, по-видимому, следует ожидать ослабления военных структур содружества. Вместо них будут действовать аналогичные структуры ОДКБ и, возможно, НАТО. Это будет существенно ослаблять СНГ в военно-политическом отношении.

Следует заметить, что на территории постсоветского пространства за последние годы было создано большое количество региональных организаций, занимающихся проблемами экономического сотрудничества: Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество, Таможенный союз, Центрально-Азиатское сотрудничество, Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство и Евразийский экономический союз. Некоторые из этих организаций уже перестали существовать, другие находятся в процессе трансформации. Эффективность их деятельности, в основном, существенно выше, чем СНГ. Но они объединяют не более половины государств-членов содружества. Следовательно, остается потребность в сохранении площадки для разрешения экономических проблем. С этой точки зрения замены СНГ пока не предвидится.

Во всех вышеприведенных организациях Россия выступает в роли единственной лидирующей силы. Помимо этого, на территории постсоветского пространства существовали две антироссийские организации: ГУАМ (ГУУАМ) и Содружество демократического выбора. В настоящее время они практически прекратили свою деятельность.

Отдельного рассмотрения заслуживает Шанхайская организация сотрудничества, которая была создана в 2001 г. президентами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Очевидно, что ШОС и СНГ не являются прямыми конкурентами ввиду разной территории действия (помимо России, частичное совпадение наблюдается только в Центральной Азии). Это, конечно, не исключает возможности взаимодействия. В то же время пространство содружества существенно однородней в историческом и культурном отношении, его связывают единые транспортные коммуникации и миграционные потоки. Даже в сфере безопасности, где недопонимание наиболее сильно, государства-члены СНГ сближает использование советских (российских) образцов вооружений. Исходя из этого, ШОС не является альтернативой СНГ. Это слишком разные международные организации.

Серьезным испытанием для СНГ стал украинский кризис, который сопровождается значительным ослаблением экономических связей между Российской Федерацией и Республикой Украина. Но исключительно западный вектор в виде ассоциации с ЕС не принес Киеву экономического благополучия (подобное наблюдается и в отношении Тбилиси и Кишинева). С другой стороны, именно СНГ удерживает Украину в орбите постсоветского пространства, поэтому можно ожидать активизации деятельности Киева в этой организации после прихода к власти новой американской администрации во главе с Д. Трампом.

Таким образом, Содружество Независимых Государств еще не исчерпало свой потенциал, во всяком случае, в экономической сфере. Об этом свидетельствует факт участия Монголии в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. В 2008 г. Афганистан, который был наблюдателем в Межпарламентской ассамблее СНГ, выразил свое желание вступить в содружество.

О своем намерении войти в СНГ заявляли в разные годы власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Такие декларации практического продолжения не имели. Как правило, они являлись элементом борьбы самопровозглашенных государственных образований за независимость. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации необходимо согласие всех стран-участников, подавляющее большинство которых не поддерживает сепаратизм в любой форме. Поэтому их даже не рассматривали на официальном уровне.

Не следует также забывать, что создание на территории постсоветского пространства Содружества Независимых Государств позволило не только урегулировать последствия дезинтеграции сверхцентрализованной супердержавы, но и направить межгосударственную деятельность в созидательное русло. Только этого достаточно для того, чтобы сохранить СНГ в будущем. И в государствах некогда единого Советского Союза это хорошо понимают.

Газета "Ноев Ковчег" - ИА REGNUM

Владимир Евсеев
9.12.16

Источник - regnum.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1481351340
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх