КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 05.11.2016
21:41  В Канаде нашли "потерянную" в 1950 году атомную бомбу
20:15  В Шымкенте высокопоставленный полицейский руководил преступной группировкой
20:05  В Дубае скоропостижно скончался 48-летний российский питерский миллиардер Саргин
15:24  Сирийская оппозиция признала сотрудничество с террористами
15:07  Десятки тысяч сеульчан митингуют за отставку президентши Пак Кын Хе
10:26  Гол вратаря Узбекистана Жасурбека Умурзакова в ворота КНДР собрал 5 млн просмотров и ...опозорил футбол
10:17  США после выборов: мировая диктатура LGBTQIA, - Елена Ханенкова
09:59  Нужна ли в стране цензура? - Юрий Поляков (интервью)
09:51  Путин - вождь разгневанных людей. Почему мир с надеждой смотрит на Россию, а на Западе набирают силу популисты, - П.Шипилин
09:48  Китай делает ставку на русских ученых, - Андрей Иванов
09:47  Президента США выберет "ржавый пояс". Каковы шансы, что Трамп опередит Клинтон, - А.Полунин
00:39  От Кавказа до Тянь-Шаня и Алтая: китайская карта западных тюрков сер.VII века, - Кылыч Эсен уулу
00:08  Почему Обама наступил на горло своей "персидской песни", - С.Тарасов
00:06  Добро пожаловать в Узбекистан. Все путем у нас, - Бахадыр Мусаев
00:04  Долгая дорога домой. О беженце в каждом из нас, - Д.Борисов
00:01  Курс на мировую? Многополярный мир лучше глобальной ссоры, - Константин Сивков
Пятница, 04.11.2016
21:20  "Организовал преступную схему...". Задержан председатель Комитета ветконтроля Минсельхоза Казахстана Хасенов
21:01  На военной базе в Иордании убили 3-х американских инструкторов
12:02  Казахстанская модель Корлан Мади снялась в эротической фотосессии для журнала Maxim
11:42  Нужен ли Европе "исламо-фашистский режим"? - Даниэль-Дилан Бемер
11:28  Эрдоган ополчился на СМИ, - Ариан Бонзон
11:25  Правая рука Хиллари - Хума Абедин работала на радикальных мусульман, - New York Post
11:15  Казахстанские оружейники смастерили супер-боевого робота-разведчика
11:02  Авазбек Абдуразаков назначен послом Кыргызстана в Иране
10:59  Конгрессмен Майкл Маккол обвинил Хиллари Клинтон в госизмене
09:53  Песчаные портреты Клинтон и Трампа появились на побережье Индии (видео)
01:09  Продажа Родины помогает ненадолго. Саудиты сняли с довольствия Каир после первого же самостоятельного шага, - А.Шпунт
00:21  Таджикистан будет наказан за нарушение суверенитета российской власти, - Ольга Самофалова
00:17  Ближайшая помощница Клинтон Хума Абедин - саудовская шпионка? - Дэн Рил
00:07  Секреты таджикского сомони. Все защитные элементы настоящей банкноты
Четверг, 03.11.2016
21:05  МИД Украины прокомментировал срыв переговоров Порошенко и Атамбаева
19:37  Россия берет в союзники полмира. Совет ШОС взял курс на формирование нового центра в мире
18:47  Китай запустил крупнейшую ракету-носитель "Великий поход-5" (видео)
18:43  Россия и Таджикистан не смогли договориться в Бишкеке по проблемам авиасообщения
18:41  The Strategists: "Кибертерроризм" – преувеличение или реальность?
18:32  КазКинобизнес сопротивляется требованиям по дубляжу фильмов на казахский язык
18:31  Центральная Азия: Путешествие по арене российско-британской "Большой игры", - Николас Ньюджент
18:28  Грозят ли Средней Азии войны за воду? - М.Мировалев
18:25  Стивен Сигал получил гражданство России
18:21  Туркменистан: газ уменьшается, проблемы увеличиваются, - Ш.Муратов
18:08  В 2015 году ИГИЛ получило до 88 млн евро, обложив "пошлинами" транспортировку мигрантов в Ливии, - El Pais
17:09  Владимир Аравийский, - Foreign Policy
16:28  КырДепутаты приняли в первом чтении скандальный законопроект о неприкосновенности частной собственности
16:25  США на всех парах идет к войне. Зачем Америка метит в мировые жандармы? - А.Полунин
12:42  Христиане - лишние люди Ближнего Востока, - А.Коц, Д.Стешин
12:38  Россия - США: ни мира, ни войны...
12:28  В Европе - чрезвычайная сексуальная ситуация. Мигранты ставят раком вялых аборигенов, - Н.Барабаш
11:31  Рубить под корень. Кому выгодно тотальное очернение истории СССР в современных учебниках? - Азамат Ибраев
11:02  Неустойчивые компромиссы. Магриб проживет без "арабской весны", - Евг.Сатановский
10:58  Прелюдия к похоронам Советского Союза. 55 лет назад из Мавзолея был вынесен саркофаг с телом Сталина, - А.Балиев
10:57  Каспийский заслон. Силы, размещенные в Гиссаре, станут непреодолимым барьером для Соединенных Штатов, - "ВПК"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Нужна ли в стране цензура? - Юрий Поляков (интервью)
09:59 05.11.2016

Писатель Юрий Поляков: "Надо было дать Нобелевскую премию Малежику! Что, он хуже Боба Дилана?"

Интервью Юрия Полякова

- В наше время пошло много разговоров о цензуре, о свободе слова, насколько, по вашему мнению, сильно влияние цензуры на художника в стране?

- Это вопрос, распадающийся на несколько под-вопросов. Начать с самой цензуры. Нужна ли в стране цензура? Разумеется, она нужна. Потому что есть какие-то государственные секреты, интересы, факты, которые не должны становиться предметом общественного доступа. Это есть во всех странах. Допустим, нужна ли цензура в отношении призывов к межнациональной, религиозной розни, экстремизма, того же самого ИГИЛ? Конечно, нужна, это функция цензуры.

Дальше, когда мы переходим в область журналистики и литературы, то у нас, в общем-то, и нет государственной цензуры в отношении этих областей. Но у нас, к сожалению, есть корпоративная цензура.

Она сводится к тому, что политические или экономические силы, владеющие тем или иным СМИ – диктуют журналистам свои условия. И я сам на себе это чувствую. Скажем, те издания, которые находятся под контролем наших олигархических сил, либеральных таких политических, они либо полностью игнорируют мои книги, спектакли, фильмы, или откровенно негативно относятся ко всякому объяснению своей позиции.

Я хотел бы сказать, что более агрессивной в этом отношении является либеральная корпорация, не допускающая никакой другой точки зрения. Ну, достаточно для этого несколько раз посмотреть несколько раз канал "Дождь", где по поведению ведущих видно как они просто не допускают на канале какую-либо другую точку зрения. На мой взгляд, это на пользу не идет.

Есть еще одно обстоятельство, связанное с литературой и искусством. Литература и искусство - это сложный духовно-социальный организм, который просто не подчиняется такому жесткому регулированию, которое пытались осуществлять при советской власти, да собственно и до революции.

Сейчас этот период идеализируется, но можно вспомнить, что мой предшественник на посту главного редактора "Литературной Газеты" барон Дельвиг умер после того, как на него накричал хам Бенкендорф за стихотворение, связанное с польским мятежом. Так что стремление все регулировать оно было всегда. И конечно, возвращаться к такому не нужно.

Когда, грубо говоря, выходит какое-то постановление партийное, и все писатели, деятели кино должны отражать в своем искусстве идеи этого постановления. Хотя в самом привлечении государством деятелей культуры к решению каких-то важных задач, стоящих перед страной и обществом – ничего плохого нет. И, скажем, огромную роль в модернизации страны в двадцатые-тридцатые годы, когда это делалось в основном за счет энтузиазма и трудового героизма, в общем-то, сыграли свою роль и литература, и кино. Достаточно вспомнить фильмы тех лет, стихи тех лет, того же Маяковского и так далее. Механизмы такого соратничества государства и деятелей культуры – они должны быть более тонкими.

И вот тут мы сталкиваемся с очень странной ситуацией. Она берет свои корни в девяностые годы. Когда наше государство, которое тогда возглавляли люди, которых лично я называю "ликвидационным комитетом", я писал об этом в девяностые годы. Их задачей была полное переформатирование нашей цивилизации. Но именно с этой целью, дезавуирования предыдущей идеологии, с ликвидацией ощущения своей страны как мощной державы, со своим уникальным историческим путем, со своими особыми задачами на будущее.

Для того, что бы это ликвидировать – всячески поддерживалась, финансово подпитывалась та часть культуры, которая скептически относится к русской цивилизации, настроена на деструкцию, настроена на такой социальный и онтологический пессимизм. Надо сказать, такие направления есть во всех национальных культурах, и не надо их демонизировать, это какая-то может даже необходимая часть культурного процесса, один из ее флангов.

Но когда государство начинает оплачивать ту часть культуры, которая, грубо говоря, говорит: "Государство, тебе на этой планете делать нечего, уступи место более совершенным цивилизациям", то это выглядит по меньшей мере дико. Так было все девяностые годы.

У нас были министры культуры, которые об этом говорили прямо, у нас были министры образования, которые совершенно спокойно говорили что "государство не должно воспитывать граждан", и конечно это все на пользу не пошло.

Выросло целое поколение (а то уже и два) писателей, кинематографистов, театральных деятелей, которые абсолютно уверены, что о своем Отечестве, о своих соотечественниках, вообще, о жизни на Земле, говорить с какой-то верой в них – это, по меньшей мере, нехудожественно.

И ладно бы "Большая власть" не знала об этой проблеме. Нет, все знают, много говорят, я лично неоднократно говорил об этом на заседаниях совета по культуре, доводил это до президента, и он весьма сочувственно к этому относился.

Тем не менее, мощь этой антипатриотической корпорации в культуре, которая, была вскормлена и выстроена в девяностые годы, продолжает практически быть монополией. И вот тут начинается серьезная цензура. Сейчас существует корпоративный запрет на позитивное восприятие. На реалистическую традицию, вообще на традиционализм. И вот эти битвы вокруг постановки "Тангейзера", Мильграма, или Богомолова – это все продолжение этой проблемы.

А премьеры моих спектаклей, которые ставятся в таких прославленных театрах, как МХАТ имени Горького, "Сатиры" - о них практически никогда не говорят, как говорится, в информационном поле. Потому что я принадлежу к той угнетенной части творческой интеллигенции, которая стоит за традицию.

- На ваш взгляд, развитие информационных технологий может влиять на безопасность страны? Ведь, допустим, социальные сети – это новые формы русского языка, а мы – на примере украинских событий – знаем, насколько он важен для стержня страны...

- Ну конечно, оно влияет. Взять последний вопиющий случай - убийство "Моторолы". Когда Фейсбук просто "забанил" все сочувственные отклики на убийство Арсения Павлова. И не просто "забанил", а некоторых, особенно известных людей, которые выступили против этого преступления – их на месяц отключили от этой сети. Вот вам цензура, влияние технологий на общественное мнение.

- Как-то органично мы перешли к Украине. Вы были лично знакомы с Олесем Бузиной, и куда, по-вашему, идет страна, в которой писателей убивают за гражданскую позицию?

Мы неоднократно встречались на различных телепередачах. Это был очень талантливый, такой по-настоящему объективный человек. При этом он не был настроен как-то "пророссийски". Он просто был разумный человек, гражданин своей страны. Другое дело, что когда страна создается искусственно, а политическая элита эту искусственность усугубляет – это естественно приведет к катастрофе. Представьте себе, если бы мы в девяностые годы начали говорить: "так, все татары – говорить только по-русски, якуты, только по-русски, якутам сейчас еще глаза округлим, чтобы они были похожи на титульную нацию" - России бы уже давно не было. Но они же на Украине занимаются именно этим. Вот и начала Украина сыпаться.

- Обратимся к литературе напрямую. Как вы относитесь к вручению Нобелевской премии по литературе – Бобу Дилану?

- Смешно. А почему тогда не Макаревичу? Если выбирать из наших двух бардов на Нобелевскую премию – я бы выбрал Малежика, он даже, наверное, талантливее. Что, Малежик хуже Боб Дилана, что ли?

Я с Бобом Диланом выступал в восемьдесят шестом году в Лужниках на фестивале молодежи и студентов. Ну да, ну бард. Но дело в том, что планку этой Нобелевской премии настолько низко опустили, что всерьез и говорить-то не о чем.

Мы, в "Литературной Газете", всю информацию о Нобелевской премии по литературе перенесли на последнюю страницу, на юмористическую полосу. Потому что всерьез говорить, что русофобские публицисты, даже журналист средней руки, например, Алексиевич, - "лауреат нобелевской премии" - ну это смешно. Бедный Мураками, ему просто не повезло. Если бы не наша акция в Сирии – то, конечно, дали бы ему. А тогда надо было срочно России насолить. Ну, как насолить? Дать премию русофобке, независимо от того, как хорошо написано. Дальше надо было поддержать американцев, которые вступили в неравную схватку с Путиным. Это уже просто анекдот. Об этом не надо всерьез рассуждать. Есть смысл рассуждать о том, давали премию Шолохову или не давали, давали Пастернаку – не давали? Это был не только вопрос "большой политики" (который всегда был в Нобелевской премии), но это и был вопрос "большой литературы". Все наши лауреаты, включая Бродского – это крупные фигуры. Шолохов – это великий писатель, Солженицын – писатель невеликий, но бузотер великий, но масштабы личности были. А тут-то о чем мы говорим? Так что следующим лауреатом – пусть будет Малежик.

- Часто через ваши произведения проходит тема армии. То есть понятно, что вы не выпускник 57-й школы, а служили. Как армейский опыт повлиял на ваш литературный путь?

- Я мальчик не из 57-й школы, я мальчик из заводского общежития. И как раз армия оказала на меня сильное влияние. Если бы не армия, мой дебют в литературе не был бы таким заметным. Потому что повесть "сто дней до приказа" - она была шоком. Но это ведь было связано с чем? Я, абсолютно советский юноша, хотя и понимающий все недостатки тогдашнего общества, но абсолютно верящий в его высокие цели (которые, кстати, постепенно воплощались), меня что поразило, когда я попал в армию? Не что-то, связанное с человеческими недостатками (что я их, в общежитии, где на сорок семей один сортир - не видел?).

Меня поразила та разница, которую я видел в фильмах типа "Весенний призыв" с книгами Воениздата, с реальностью. И вот тогда появилось желание чисто писательское (а так и бывает у писателей реалистического направления), описать все так, как было на самом деле. И, действительно, вернувшись, я написал эту вещь, я пробивал ее. И было принято решение в 84-м году, на расширенном совещании в ГлавПУРе в двух номерах "советского воина", ее напечатать в двух номерах, обсудить в частях, меня взгреть за перегибы, и эти отклики напечатать, после чего начать борьбы с "неуставными отношениями" широким фронтом.
И эта программа была принята, и она обсуждалась на расширенном совещании коллегии ГлавПУРа, если бы не встал один из заместителей начальника ГавПУРа, и не сказал, что он категорически против. И если такое решение будет принято – то он напишет особое мнение в военный отдел ЦК. Ну кто будет связываться с военным отделом ЦК, там больных же нет?
И, короче говоря, решение было отменено, и повесть вышла уже в конце 87-го года, в разгар "Перестройки", когда она уже пошла вразнос после приземления Руста. Когда Горбачевым была снесена военная верхушка, сдерживавшая его в "миролюбивом" идиотизме. Но самое смешное – это фамилия этого заместителя ГлавПУРа. Это был Волкогонов! И невольно начинаешь думать о том, что страну начали разрушать загодя. И то, что принималось для лечения болячек – отвергалось, как то, что может вызвать их лечение, а нужно было накопление. Чтобы потом сказать "страна покрылась неизлечимыми струпьями, все, надо завязывать с этим социализмом".

Армия дает колоссальный опыт общения. Общения с разными психотипами. Потому что в нашей казарме - батарее самоходных установок - ночевало около 70-ти человек, и из них было множество людей пограничных психических состояний, различных темпераментов, и разных типов характера.

А еще было 15 национальностей, включая таких проблемных, как чеченцы. Проблемных - в том смысле, что у них было жесткое отношение к русским. И вот это умение сориентироваться, в рабочей ситуации, в боевой, учебной – оно помогало. И учитывая их национальные, учитывая, кто с тобой рядом – надо было прокручивать все как компьютером, чтобы понимать, как себя вести. И многие наши проблемы возникли впоследствии от иллюзии, что сложилась новая общность людей - "советский народ". Поэтому и полыхнуло потом по периметру. И дальше, в своей жизни, в любой ситуации, оценивая человека, я думал: "Этот – похож на ефрейтора Букреева". Так что, в таком ракурсе армия, – незаменимая тема.
Сергей Угольников

28.10.16

Источник - oxpaha.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1478329140
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх