КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 14.10.2016
19:35  Китайцы восстановили узбекский Майданак
19:20  Как обеспечить водой нефтяные регионы Центральной Азии, - "РО"
19:16  В Ереване принята "Стратегия развития ОДКБ до 2025 года"
18:36  Рос-олигарх Усманов опроверг свое участие в "политической жизни Узбекистана"
18:03  "Вектор внешней политики Кыргызстана не менялся", - аппарат Атамбаева пытается объяснить его грузинские выступления
17:22  Казань - брал, Астрахань - брал. Первый в России памятник первому царю Ивану Грозному открыт в Орле (фото)
17:17  Равенство собственников в СССР и цивилизационная война, - Леонид Масловский
17:13  Разложение правящего класса Америки, или Казахстанский урановый след афер Клинтонов, - Пегги Нунэн
17:10  Серия фатальных ошибок разрушила красивую историю об успешной борьбе Германии с терроризмом, - Focus
16:52  Новый закон заставит каз-журналистов искать перво-источники
15:43  Казахстан способен справиться с салафизмом без запретов, - минрелигии Казахстана Ермекбаев полон оптимизма
15:23  Любимый враг. Эрдогана прикроют российские С-300
13:31  Салем, хеопсы! Пирамида Астаны празднует 10-летие
13:19  Сверну на Мэнгілік ел. В Казазстане начинают переименовывать улицы в честь новой доктрины Елбасы
13:16  Голь на выдумку хитра. КырЦИК закупает новые урны (избирательные) за 284.284.100 сомов
13:10  Генерал Омурзаков (1-й замМВД Киргизии) - наркобарон, - "Ачык саясат"
13:06  В северо-казахстанских мечетях будут давать "пояснения" к проповедям на русском языке
13:01  Канадо-польскому хоккеисту Вольски сломали позвоночник игроки астанинского "Барыса"
12:59  Не срать! На сутки арестовали 25-летнего астанчанина за брошенную на землю шелуху от семечек
12:42  Стоп, шайтан-арба. В Казахстане запускают гос-программу по выкупу старых автомобилей
12:16  Виртуальная приемная Мирзияева: "Удовлетворим все жалобы!"
12:08  Сбежавший директор казахстанской "Азбуки жилья" Тайжанов купил отель в Турции на деньги дольщиков
12:06  "Моллизация" всей страны. Торгово-развлекательная индустрия Казахстана, - Т.Ибраев
11:41  Вьетнам категорически отказался размещать российскую военную базу
10:34  Бишкек не взяли в расчет. В Киргизии удивлены осведомленностью Соединенных Штатов о планируемых в стране терактах
10:08  Демарш турецкого. Почему договор с Москвой сулит выгоду прежде всего Анкаре, - Д.Мигунов
10:01  Йеменский капкан. Крупная геополитическая игра с непредсказуемым финалом, - Сергей Серебров
09:55  Кольцо сжимается. Когда и зачем возьмут Алеппо
09:39  Постсоветские авторитаризмы ЦА, - В.Полторацкая, Р.Саттаров
09:32  Жена экс-кыр-президента Бакиева возглавила отель "Минск", принадлежащий Управлению делами Лукашенко
09:18  Холодная осень 16-го года. В Узбекистане "мирзияевская" амнистия
09:16  Казахстанско-азербайджанское трио Turkiss покоряет шоу-биз (видео)
09:11  "В Сирии запахло Третьей мировой...", - Башар Асад дал интервью Дарье Асламовой
09:00  СБ ООН и Сирия: два проекта, две цели, - А.Мезяев
08:51  WikiLeaks: Как Хиллари снабжала ИГИЛ оружием
00:25  Китай и Турция расстилают перед Туркменией путь на Евросоюз, - С.Цатурян
00:16  Индия недовольна контактами России с Китаем и Пакистаном, - В.Скосырев
00:14  Бишкек ждет от Астаны отмены фитосанитарного контроля, - Г.Михайлов
Четверг, 13.10.2016
22:55  Вылечили "союзничка". А.Атамбаев: Кыргызстан за территориальную целостность Грузии
21:09  После Каримова: как происходит смена власти в Узбекистане, - ВВС
21:06  Власть в Узбекистане переходит к... рос-олигарху Алишеру Усманову
20:20  Балабольство. Глава СовФеда России Матвиенко предложила учителям русского языка отправиться в Таджикистан
18:03  Генассамблея ООН утвердила нового генсека Антониу Гуттериша
17:19  Мазала губки клостеболом. Олимп-чемпионку по лыжам норвежку Терезу Йохауг уличили в применении допинга
17:04  "Отунбаева – самая настоящая самозванка...", - экс-глава КырЦИК Сариев
17:01  Лицо парламента это не лицо народа, спаси бог от этого! - Багыт.kg
16:08  "Нобелевку" по литературе дали американскому певцу Б.Дилану)). Мураками отдыхает
16:07  Бишкек. Экс-советник "Альфа Телеком" Алмазбек Авеков приговорен за махинации к... 25 годам л/с
16:03  На Марс без виз! В России создадут космическо-туристскую компанию
15:59  Как выиграть кибервойну с Россией, - Foreign Policy
15:54  "Огромная неудача европейского проекта", - П.Искендеров
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Китай и Турция расстилают перед Туркменией путь на Евросоюз, - С.Цатурян
00:25 14.10.2016

Южный газовый коридор

Средняя Азия остается ключевой транспортной артерией "Шелкового пути", призванной соединить экономику Китая со странами Ближнего и Среднего Востока, откуда торговые караваны следуют в Евросоюз - крупнейшую зону свободной торговли современного Запада. В отличие от США, которые от Старого Света отделены Атлантическим океаном, Поднебесная имеет шанс проложить сухопутный маршрут в ЕС, чтобы вдвое сократить время по сравнению с морскими транспортировками грузов. Однако ускорение процессов обмена не избавляет Пекин от политических трудностей, поскольку приходится договариваться напрямую с национальными правительствами множества стран. Причем как только КНР достигает желаемого компромисса между суверенитетом своего контрагента и его стремлением к экономическому развитию, в дело вступают независимые от Пекина переменные - локальные вооруженные конфликты, которые зачастую охватывают целые регионы.

Достаточно вспомнить гражданский конфликт в Афганистане, который на протяжении десятилетий мешает государствам Средней Азии обрести политическое равновесие. Хотя и там Пекин сумел продвинуть строительство азиатского международного железнодорожного коридора Туркменистан - Афганистан - Таджикистан (ТАТ), первый участок которого будет сдан в эксплуатацию уже в ноябре 2016 года. Пока речь идет о стальной трассе длиною в 88 километров, которая следует из туркменских городов Атамырат и Имамназар в афганский Акина. Затем железнодорожный караван должен проследовать в Мазари-Шариф (административный центр провинции Балх), откуда прямиком направится в Халтонскую область Таджикистана и далее в Киргизию, после чего вольется в транспортную систему Китая. Несмотря на амбициозность проекта, Пекин никогда не складывает "все яйца в одну корзину". Так, например, 25 августа с.г. была торжественно запущена первая в истории железная дорога из китайского Наньтуна (провинция Цзяньсу) в афганский г. Хайратон (провинция Балх), которая прошла через Казахстан и Узбекистан, проследовав за две недели 4,6 тыс. миль. По оценке японского англоязычного журнала The Diplomat, железная дорога из КНР в Афганистан, которая будет совершать рейсы два в месяц, позволит сократить зависимость Кабула от пакистанского транзита, занимающего от трех до шести месяцев.

Строительство коридора "Туркменистан - Афганистан - Таджикистан" началось летом 2013 года, когда регион облетели скандальные сообщения об оккупации Китаем Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Тогда Пекин и Душанбе не подтвердили, но и не опровергли факт китайской экспансии, позволив слухам жить собственной жизнью. Случайно ли? Ведь контроль над Памирским шоссе фактически означает преобладающее влияние на наркотрафик из Афганистана (провинция Бадахшан) в Россию, который проходит через Среднюю Азию. Впрочем, дело не ограничивается героиновым "бизнесом", поскольку Горный Бадахшан известен своими урановыми рудниками и редкоземельными металлами. "Потенциальные последствия растущей экономической зависимости от Китая рельефно обозначились в 2011 году, когда Душанбе согласился отдать 1% территории Таджикистана Китаю в обмен на списание части долга", - напоминает американский аналитический портал Eurasianet.org. Более того, Пекин готов за собственные средства построить на афганско-таджикистанской границе четыре поста и один учебный центр с тренировочными площадками. Взамен Душанбе избавит Поднебесную от уплаты всех видов налогов, таможенных пошлин и других платежей, связанных со строительством. Что касается госдолга Душанбе перед Пекином, то он равняется астрономической по меркам Таджикистана сумме в $1 млрд (около 50% от общего показателя по госдолгу). Торговый оборот между Таджикистаном и Китаем в первом квартале 2016 года превысил $200 млн. В минувшем году обе страны достигли совокупного объема в $793 млн, из которого таджикистанский экспорт в КНР составил всего 8,5%.

Зависимость растет. Так что и геополитических "сюрпризов" будет еще немало. А пока Пекин и Астана подсчитывают выгоды от запуска компрессорных станций № 4 и 8 нитки "С" магистрального газопровода "Казахстан-Китай", которая (по данным агентства "Синьхуа") увеличит мощность нитки до 20 млрд кубометров газа в год. "Это знаменательное событие для Китая и Казахстана. Мы вместе, рука об руку трудились над этим важнейшим проектом. И я рад, что наш общий праздник мы отмечаем в год 25-летия независимости Казахстана", - заявил генеральный директор "Азиатского газопровода" Чжун Фань, выступая на церемонии открытия, которая состоялась 30 сентября в Алма-Ате. Речь идет о магистральном газопроводе "Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай", протяженность которого составляет более 7,5 тыс. километров.

Тем не менее главная интрига состоит в энергетической политике Туркмении, которая с молчаливого соглашения Китая заявила о своем участии в создании Транскаспийского транспортного коридора. Логика понятна: Ашхабад строит Каспийский газопровод, который с подключением к коммуникациям Азербайджана идет на Грузию и Турцию с последующим транзитом в ЕС посредством Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов. Причем строительство трубопроводов тесно сопрягается с развитием железнодорожных сетей (Баку-Тбилиси-Карс-Стамбул) и воздушных гаваней. Не случайно 17 сентября с.г. президент Гурбангулы Бердымухамедов открыл в Ашхабаде новый международный аэровокзал стоимостью в $2,6 млрд, назвав его "транспортным мостом, который будет содействовать экономическому сотрудничеству между Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом и Южной Азией". Строительство пятиэтажного аэропорта площадью в 162 тыс. квадратных метров - дело рук турецкой компании. И здесь нет ничего удивительного, поскольку еще в ноябре 2015 года Анкара и Пекин подписали меморандум о взаимопонимании, по которому Турция включалась в транспортный коридор, объединяющий страны на западном и восточном берегу Каспийского моря. Все идет по заранее обговоренной схеме: Турция - второй внешнеторговый партнер Туркмении после Китая, третье место занимает Иран; по итогам минувшего года товарооборот между странами достиг $6 млрд. Для сравнения напомним, что товарооборот между Туркменией и Китаем за аналогичный период составил $9,5 млрд. То есть, отрыв у Поднебесной незначительный.

Более того, Анкара пообещала Ашхабаду построить к 2017 году международный глубоководный порт в прибрежном городе Туркменбаши. Проект стоимостью в $2 млрд ведет Turkish Calik Holding во главе с Ахметом Чалыком. Китайцы могут быть довольны: мощность будущего порта составит 15 млн тонн грузов различного назначения в год; площадь паромного терминала - 230 тыс. квадратных метров, а площадь контейнерного - 249 тыс. квадратных метров. Вопреки оценкам большинства экспертов, Тегеран не смущает активность Анкары и Пекина: китайцы, направившие в мае прошлого года первый товарный поезд в ИРИ через Казахстан и Туркмению, действовали в угоду иранским экономическим интересам. Из существующей коммуникационной сети между Европой и Восточной Азией выпадает только Россия, которую в очередной раз заманивают туманными перспективами "Турецкого потока". Готов ли Брюссель включить "Турецкий поток" в Трансадриатический газопровод, особенно сейчас, когда немецкая Dresser-Rand S.A. (филиал Siemens) будет поставлять в туркменскую провинцию Мары оборудование для семи планируемых газокомпрессорных станций, чтобы впоследствии пополнить Трансанатолийский газопровод (TANAP) сырьем из Туркмении и Ирана, который никогда не отказывался от участия в TANAP? Риторический вопрос.

Саркис Цатурян
13 Октября 2016,

Источник - regnum.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1476393900
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх