КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 12.10.2016
23:37  Казахстан может стать первой страной Центральной Азии, победившей ВИЧ, - Т.Куан
22:41  Отважные йеменские повстанцы опять пытались достать ракетой американский эсминец USS Mason
21:29  Арестован главред журнала "Вопросы истории и археологии Западного Казахстана" профессор Сдыков
18:54  Молодежь казахстанских поселков: уход в прошлое создает риски для будущего
18:49  "Турецкий поток" - поражение для США
18:42  6 алматинских террористов-кулекбаевцев преданы суду
18:37  Состояние здоровья Назарбаева не вызывает беспокойства, - пресс-служба Акорды
18:25  Павлодарка Жанысбеккызы просит за дочь-болашаковку миллион тенге калыма
18:16  МВФ: завтра всем будет очень плохо. Глобальный долг стал пороховой бочкой и для США, и для Китая, и для России,-"СП"
17:40  УкрВойска пытались атаковать позиции ДНР в районе Коминтерново
16:50  США должны ответить за военные преступления на Ближнем Востоке! - А.Кузнецов
15:06  Кыргызстан намерен взыскать с VIP-мошенников М.Бакиева и М.Наделя ущерб без судебного разбирательства
14:55  Дустум выбил талибов из Кундуза
13:58  Кыргызстан. "Непримиримые" рвутся к власти, - Багыт.kg
13:54  Национальный курултай - это начало третьей Кырреволюции? - Майдан.kg
13:24  Вице-премьер Турции Куртулмуш заявил о приближении мировой войны
12:39  Новый компромат на Клинтон: НЛО и попытка самоубийства
12:34  Обманчивая невзрачность российской военной базы в Тартусе
12:24  Ремонт с перерывом на войну. Зачем идет в Сирию "Адмирал Кузнецов"
12:19  Там, где гниет осетрина. От Астрахани до Атырау за рулем пикапа
12:09  Скончался экс-начальник Управления КГБ СССР по Кулябской области полковник Мамаджон Масаидов
11:23  КазМинэнерго фонтанирует: С Кашагана получена первая нефть
10:52  Путин обещает ОПЕК договоренность по нефти, - Wall Street Journal
10:45  В Украину нахлынули секс-туристы из Турции, вытеснив европейских "кавалеров", - Виджей Махешвари
10:08  В Казахстане будут изымать пастбища у нерадивых хозяев
09:39  Прояснилась схема газопровода "Турецкий поток": он обойдет запреты ЕС, - "МК"
09:17  Газовый рынок становится глобальным. К Мировому энергетическому конгрессу в Стамбуле, - И.Томберг
08:55  В Киргизии ждут террористической атаки. Бишкек разрабатывает образ гражданина – патриота страны, - "НГ"
08:53  Эмомали Рахмон расширяет полномочия силовиков. В Таджикистане усиливается борьба с инакомыслием, - В.Панфилова
08:26  Из-за болезни Елбасы отменил госвизиты в Азербайджан и Армению
07:34  Кровавый день Ашура. В Кабуле взорвана шиитская процессия у усыпальницы Сахи - 18 погибших
00:44  Турция и Россия. Вместе против Америки? - Андреа Кортеллари
00:15  Конституция Туркменистана абсолютно фиктивна.., - А.Мамедов
00:02  Путин и Эрдоган на встрече в Стамбуле закапывают топор войны, - Джаред Малсин
Вторник, 11.10.2016
22:10  Кудайберген Базарбаев освобожден от должности министра труда и соцразвития Кыргызстана
20:39  Бес суда и следствия. За что посадили первого пресс-секретаря Назарбаева?
19:19  Туркменистан заканчивает строительство дороги в таджико-афганское... никуда, - В.Панфилова
19:10  Кыргызстан. Продолжение политических разборок: накал все сильнее, - Н.Айып
18:43  Платье с Путиным на интимном месте от арабской кутюрье Моны Аль-Мансури бьет рекорды популярности (фото)
18:37  Что стоит за угрозой терактов в Кыргызстане, - А.Гусарова
18:29  Войны никто не хотел. Война была неизбежна, - Р.Ищенко
17:57  Казахские и калмыкские "историки" спорят в Википедии, кто кому навалял в Казахо-джунгарских войнах
16:52  28 панфиловцев: Пуля убивает одного человека, лживые слова – целое поколение! - Э.Ханымамедов
16:00  MENA как новейшее расовое оружие. Белый дом изобрел новую расу, - В.Авдеев
15:59  "Турецкий поток" оставит Украину без газа, - Мария Безчастная
15:10  Казахстанский штангист Уланов стал "бронзовым" призером Игр в Рио (вместо дисквалифицированного румына Синкраяна)
13:18  Приходят агашки и просят... Я устал от всяких "Баке-Саке", - аким Шымкента Абдрахимов
13:07  Новый Гепрокурор Казахстана Асанов в юности жил... в курятнике
11:56  В Кыргызстане 12% девочек выходят замуж до 18 лет, - Минсоцразвития КР
11:50  "Джихад-туризм": что тянет европейцев на войну в Сирию? - А.Яшлавский
11:47  Британского призера Олимпиады-2016 гимнаста Смита могут дисквалифицировать за насмешки над исламом
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ремонт с перерывом на войну. Зачем идет в Сирию  Адмирал Кузнецов Ремонт с перерывом на войну. Зачем идет в Сирию "Адмирал Кузнецов"
12:24 12.10.2016

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов" встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. "Лента.ру" пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

"Адмирал Кузнецов", официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - "Киев", "Минск" и "Новороссийск" были выведены из состава ВМФ, а четвертый - "Баку", переименованный в "Адмирала Горшкова" после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем "Викрамадитья".

Оставшийся единственным "Кузнецов" однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации "Кузнецова", которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в "живом" авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой "Кузнецова" остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет "каннибализации" - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: "Кузнецов" встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной "косметический" ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы "Кузнецова" играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова "вероятный противник" в этот период использовались с пометкой "устар.", однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно "Адмирала Кузнецова" и "Петра Великого" стало определенным фактором "fleet in being" на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, "Кузнецов" и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности "Петра Великого".

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь "Кузнецов" в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре "Кузнецова" отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей "Владивосток" и "Севастополь" французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов "воздух - поверхность", а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для "Кузнецова" и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца "Ляонин" (бывший "Варяг", строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с "Кузнецовым" проекту) и уже упомянутого индийского авианосца "Викрамадитья". Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, "Кузнецов" должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на "Кузнецове" ракетного комплекса "Гранит" - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа "Панцирь-М", а также либо модернизацию ЗРК "Кинжал" с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо "Кинжала" перспективного ЗРК "Редут".

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод "Севмаш" не так давно сдал Индии "Викрамадитью", а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация "Кузнецова" остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции "Мистралей" более реальны, чем надежды на новый авианосец.

Наконец, ремонт "Кузнецова" является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - "Викрамадитьи" и "Викранта" Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать "вероятному партнеру" рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.

Илья Крамник

Источник - Lenta.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1476264240
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх