КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 19.09.2016
23:03  Президент Атамбаев снят с самолета в Нью-Йорк и срочно госпитализирован с болями в сердце
21:41  Евросоюз не может свергнуть Эрдогана, поэтому вынужден "терпеть" его, - К.Гасанов
21:35  Почему США отказываются рассекретить женевские документы по Сирии, - С.Тарасов
20:21  Таджикистан: идти на панель или жить впроголодь…, - Ф.Юсуфи
19:03  Хакеры выложили четвертую часть документов из базы WADA. Рафа Надаль - тоже допингист!
19:00  Сирийская армия заявила о прекращении перемирия. "Пакт Лаврова-Керри" прожил 7 дней
18:55  Аркадаг Бердымухамедов - еще один "вечный хан", - De-facto
18:51  Игры кочевников – бренд, сделавший кыргыза кыргызом, - Жыпар Исабаева
18:15  Соратники Макса Бакиева Надель и Елисеев осуждены на 25 лет киргизским судом. За захват акций казахского БТА-банка
18:11  "Мы устали ждать от Казахстана $100 млн в рамках интеграции КР в ЕАЭС, казахские партнеры "тянут и тянут", - замминэконома Киргизии Сазбаков
17:09  В Сирии Путин преподал Обаме урок, - Джексон Дил
16:07  Дорогостоящая ошибка в Сирии, - American Conservative
15:51  Здесь будет город-сад и БАКАД..., - Елбасы о том, как будет меняться Алматы
15:48  Строительство четвертого НПЗ в Казахстане под вопросом
14:47  Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими, - Е.Карнович, 1886
13:14  Сегодняшняя Россия похожа на копилку, в которой собралось множество проблем и противоречий, - Александр Проханов
12:15  Российские Ту-22М3 провели учебное бомбометание в Киргизии
11:43  Иран отказался считать ошибкой удары США по позициям сирийских войск
11:38  Баткен. 40 таджиков перешли кыргызскую границу и "заявили о своих правах на добычу полезных ископаемых"
11:24  Попытка номер три. Насколько планы о запуске месторождения Кашаган актуальны в эпоху кризиса рынка углеводородов?
11:22  В Интернете появилась первая песня Алмазбека Атамбаева на кыргызском языке – "Кыргызстаным"
11:18  Ляонинские мандато-продавцы. В результате обнаруженного подкупа из парламента КНР изгнаны 45 депутатов
11:14  На юбилей Атамбаева слетелись Фил Киркоров и олигархи Бажаев, Aлижан Ибрагимов и Машкевич
10:56  Америка взяла ИГИЛ под крыло, - "СП"
10:52  Российскому автопрому показали китайский путь, - "Къ"
10:33  Узбекистан. Должно поставить точку на временах бой-ота и других..., - Б.Мусаев
10:30  Певец и композитор Тугелбай Казаков назначен министром культуры, информации и туризма Киргизии
10:21  Чтобы помнили. Русский Душанбе, - Г.Шерматов, Н.Бухари-заде
10:20  Туркменистан: Задержки с выплатами зарплат и поборы, - АНТ
10:14  Интерпол удалил узбекского не-мафиози Гафура Рахимова из списка разыскиваемых лиц
10:13  Шавкат Мирзияев приравнял Ислама Каримова своему отцу
10:11  Вся президентская рать. Страны Центральной Азии отметили 25 лет независимости, - С.Притчин
10:00  Второе дно йеменской авантюры Эр-Рияда, - А.Кузнецов
09:59  Дональд Трамп и расовый вопрос, - А.Конуров
09:17  США предложили компании TeliaSonera, обвиняемой в даче взятки Гульнаре Каримовой, оплатить штраф в размере 1,4 миллиарда долларов
08:38  РосВыборы на 80% голосов: "Единая Россия" - 54,2%, КПРФ - 13,61%, ЛДПР - 13,37%, "Справедливая Россия" - 6,1%
08:36  Кибератаки выбирают атомное оружие, - Эндрю Футер
08:34  Год "МиГов" в сирийском небе. Асад рассчитывает на победу с помощью России, - А.Шумилин
08:32  Секретность соглашения РФ и США не способствует миру в Сирии, - Ю.Паниев
00:49  Дорос ли до уровня госязыка кыргызский пиджин? – С.Чериков
Воскресенье, 18.09.2016
21:38  ЦИК РФ: "Единая Россия" - 45,3%, ЛДПР - 17,3%, КПРФ - 16,9%, "Справедливая Россия" - 6,3%
21:13  Экзит-полы ВЦИОМ по выборам в ГосДуму РФ - уверенно побеждает Путинская "ЕдРо" (44%), ЛДПР на 2-м месте!
19:17  В столице Туркмении открыли новый международный аэропорт - с самым большим ковровым орнаментом в мире
18:45  В Кашмире боевики сожгли лагерь индийских войск - 17 солдат погибли
18:11  Таранов таранил... В Киеве утонул замглавы администрации президента Порошенко
17:47  Узбекистан эвакуировал своих милиционеров с спорной горы Унгар-тоо/тепе
15:41  Мир на Ближнем Востоке: шанс для Обамы, - Карл Бильдт
15:39  Почему гегемония доллара выгодна Китаю, - Майкл Петтис
12:05  Столыпин об основах государственной политики Российской империи в отношении мусульманского населения, - П.Густерин
09:36  Постпред США при ООН Саманта Пауэр: Россия не выполняет договоренности по Сирии
09:33  В центре Нью-Йорка взорвана мощная бомба - пострадали 29 человек
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Вся президентская рать. Страны Центральной Азии отметили 25 лет независимости, - С.Притчин
10:11 19.09.2016

Осень 2016 года стала 25-й для независимости стран Центральной Азии, получивших свою государственную субъектность после распада СССР. Череда юбилейных празднований прокатилась почти по всем странам региона (в Туркмении торжества еще предстоят и состоятся 27 октября, в Казахстане – 16 декабря). В связи с круглой датой есть повод подвести некоторые итоги развития региона за первую четверть века независимости.

Стартовые условия для формирования самостоятельной государственности для стран региона, говоря объективно, были одними из самых сложных по сравнению с другими постсоветскими республиками. Сказывались удаленность от международных рынков и Мирового океана (так, Узбекистан – одна из немногих стран в мире, отделенная от выхода к морю двумя странами), инфраструктурная привязка к транспортной системе РФ и слабо развитые связи с другими странами, как правило, несбалансированные, с монопольным вкладом одной или двух отраслей экономические модели, отсутствие на первом этапе национальной валюты и опыта самостоятельной монетарной политики.

С точки зрения безопасности ситуация также была не самая благоприятная. Пошел большим потоком наркотрафик, ситуация в Афганистане в целом была серьезнейшим источником угроз, экспорта терроризма и экстремизма на протяжении всей 25-летней новейшей истории региона. Нельзя не учитывать и сложнейший пограничный вопрос. Доставшееся в наследство еще от 40-х годов прошлого века территориальное разделение между республиками привнесло на этапе независимости целый комплекс проблем и противоречий в виде причудливых государственных границ, с большим числом этнических анклавов. Нельзя не упомянуть водно-энергетическую проблему. Единая некогда система накопления воды, выработки электроэнергии и обеспечения ирригации в регионе была разделена на фрагменты, и каждая из сторон начала использовать свою часть для давления на соседей, что стало источником межгосударственных конфликтов.

Выбор внутриполитических моделей развития государств также стал для стран региона серьезным вызовом. Как использовать или отказаться вовсе от доставшихся в наследство от СССР государственных институтов? Как обеспечить эффективность и устойчивость политических систем в условиях низкой гражданской активности сложного этнического ландшафта и фактического отсутствия политической культуры?

Как показал опыт периода независимости, наиболее стабильной, эффективной моделью для региона оказалась суперпрезидентская система, с центральной ролью главы государства.

За время независимости две из пяти республик региона – Таджикистан и Киргизия – пытались реализовывать несколько иные модели государственного устройства. Так, Таджикистан пережил страшную гражданскую войну в 1992–1997 годах, которую удалось остановить только с вовлечением международных посредников путем создания широкой правительственной коалиции, с участием всех участников конфликта. В дальнейшем республика все сильнее дрейфовала в сторону усиления полномочий и влияния главы государства. И сейчас уровень концентрации власти, сосредоточенной в руках Эмомали Рахмона, в целом сравним с тем, что мы можем наблюдать в соседних по региону странах.

Особняком в Центральной Азии на протяжении современной истории стояла Киргизия. Республика пережила два государственных переворота – в 2005 и в 2010 годах. Одной из главных причин событий стала монополизация власти в руках главы государства и его семьи. Во избежание этого Киргизия по итогам конституционной реформы, проведенной после переворота в 2010 году, стала единственной в Центральной Азии парламентско-президентской республикой. Но серьезная фрагментация истеблишмента, региональные противоречия, низкая политическая культура создали ситуацию, когда парламент, которому отводится ключевая роль в формировании государственной политики, погряз в борьбе кланов и финансовых групп. В условиях отсутствия политической культуры, низкой квалификации политиков эффективность правительства, сформированного на основании коалиционного соглашения в парламенте, также оказалась крайне низкой. В итоге политическую систему удалось заставить работать только после того, как президент Алмазбек Атамбаев через свою Социал-демократическую партию Кыргызстана сумел собрать пропрезидентское большинство в парламенте и сформировать правительство. Таким образом, при формальном наличии парламентской системы фактически была выстроена единая вертикаль президент–правительство–парламентское большинство при ведущей роли главы государства. Киргизский опыт парламентаризма на самом деле показал соседям, да и гражданам самой республики неэффективность парламентской системы при неразвитом гражданском обществе, слабой политической культуре. Он также укрепил сторонников жесткой государственной модели в мысли, что для государств Центральной Азии критически важно наличие единого мощного политического центра принятия решений. Не удивительно, что в остальных государствах региона – Казахстане, Узбекистане и Туркмении – довольно быстро были выбраны президентские модели государственного строя.

Так почему же именно такая модель стала доминирующей в регионе? Причин для этого много. Исторически, если взять по крайней мере советский период, политическая система имела четкую вертикальную структуру, начиная от секретарей первичных организаций до первого секретаря республики. Поэтому строгое единоначалие было привычной формой организации общественных и политических отношений в обществе. С другой стороны, нельзя не учитывать тот комплекс задач и проблем, которые стояли перед государствами на первом этапе независимости, о которых мы говорили выше. Очень сложно себе представить решение подобных проблем с одновременным внедрением и обкаткой, скажем, парламентской модели. Через какие механизмы в начале 90-х можно было осуществить вовлечение общества в принятие общегосударственных вопросов, искать консенсус выбора, к примеру, экономической модели развития страны или выбора внешнеполитического курса? Нельзя не учитывать и историко-психологические аспекты. Сакральность власти, доминирующий в обществах патерналистский подход к государству, когда гражданин готов делегировать власти право на решение государственных проблем в обмен на обеспечение порядка, получение защиты, заботы и некоторое ограничение личных свобод.

При этом основная проблема и уязвимость президентской модели управления вытекает из ее сильной стороны – центральной роли лидера и главы государства. Его уход с политической арены в условиях слабого развития политических институтов чреват серьезным кризисом государственности. На протяжении последних 10–15 лет проблема транзита власти стояла в качестве одной из самых сложных и тревожных для стран региона. Но центральноазиатские республики к сегодняшнему дню демонстрируют удивительную стойкость и способность достаточно эффективно решать вопрос преемственности. Первым, кто столкнулся с такой проблемой, стал Туркменистан, когда в декабре 2006 года умер Сапармурат Ниязов. Туркменский пример во многом стал отправной точкой для решения проблемы преемственности власти в Центральной Азии. Другой вопрос, что политический режим в республике считается самым жестким в регионе, характерен наличием узкого круга лиц, вовлеченных в принятие решений. Это позволило провести процедуру избрания кандидата на пост следующего президента без какой-либо огласки и общественного обсуждения. В результате временным главой республики был назначен зампред правительства Гурбангулы Бердымухамедов, который в феврале 2007 года без проблем выиграл выборы и стал вторым президентом Туркменистана.

28 августа 2016 года, за три дня до торжественного празднования 25-летия независимости Узбекистана, сайт правительства республики сообщил о госпитализации президента Ислама Каримова. Новость стала полной неожиданностью, так как впервые была обнародована информация о состоянии здоровья первого лица. Казалось, власти республики сыграли на опережение, чтобы избежать кривотолков и слухов об отсутствии главы государства на торжественных мероприятиях. Но оказалось, что ситуация значительно серьезнее. Это подтвердила в социальных сетях младшая дочь президента Лола Каримова-Тиллялова, сообщив о кровоизлиянии в мозг у ее отца. Вместо празднования четвертьвековой независимости республика замерла в ожидании новостей о состоянии здоровья президента. 2 сентября было объявлено о его смерти, и уже на следующий день прошли его похороны в родном Самарканде. Государственный аппарат Узбекистана в период неопределенности вел себя внешне монолитно и слаженно, никаких утечек, никаких независимых заявлений. Алармистские сценарии о возможном начале войны кланов за власть оказались далекими от реальности. К моменту похорон Ислама Каримова вопрос о том, кто его сменит, судя по всему, был уже решен в результате закрытых переговоров. Об этом можно судить по последовательным решениям парламента. Сначала главой комиссии по организации похорон первого президента был назначен премьер-министр Шавкат Мирзиев, а спустя несколько дней во время совместного заседания двух палат парламента законодатели утвердили самоотвод спикера сената Нигматиллы Юлдашева с поста временного главы республики (согласно Конституции 2011 года, именно глава верхней палаты парламента должен стать временным главой республики на случай смерти президента до момента избрания нового главы) и назначили на его место премьер-министра. После этого шага стало очевидно, что на намеченных 4 декабря выборах президента Шавкат Мирзиев станет единым кандидатом от правящего класса, который с очень высокой долей вероятности станет вторым в истории президентом Узбекистана.

Спустя всего неделю после похорон Ислама Каримова в соседнем Казахстане прошли заметные перестановки в правительстве. Тяжеловес казахстанской политики Карим Масимов, который долгое время поочередно занимал пост главы администрации и главы правительства, был назначен главой Комитета национальной безопасности. Главой правительства стал заместитель Масимова Бактыжан Сагинтаев. Перестановки во многом были обусловлены внутриполитическими причинами, затянувшимся социально-экономическим кризисом, проблемами с провалившимся Земельным кодексом, ростом террористической активности. Но дело не только в этом. После ухода Каримова глава Казахстана остался единственным аксакалом в регионе, возглавляющим республику со времени распада СССР. Как опытнейший политик Нурсултан Назарбаев наверняка сделал выводы из опыта соседних стран по проведению там процедуры транзита власти. Поэтому к любым перестановкам в Казахстане сейчас приковано особое внимание. Так как теперь за любыми кадровыми решениями президента Назарбаева, вероятнее всего, будет стоять подготовка к транзиту власти, теперь уже в Казахстане.

Об авторе: Станислав Александрович Притчин – кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.

19.09.16

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1474269060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх