КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 12.09.2016
22:04  Врио президента Узбекистана указал 6 принципов экономического развития страны
21:58  В Арктике найден пропавший 170 лет назад легендарный корабль экспедиции Франклина "Террор"
21:47  "Пугачев объявил казачество новой элитой России, но проиграл...", - писатель Алексей Иванов и его новая книга
21:20  Мусульманское кино. Гран-при кинофестиваля в Казани взял иранец Хади Мохагех (к/ф "Бессмертный")
21:06  Герой Афгана бывший командир группы "Альфа" ФСБ РФ Юрий Торшин погиб, разбившись на "харлее"
21:01  НЕФТЬ: сильный доллар бьет по ценам
20:00  Новый пакт Молотова - Риббентропа: Зачем России сделка с США по Сирии? - Ю.Баранчик
19:59  Новые рабы Америки, - А.Шпунт
19:56  11 сентября, или Как все пошло не так, - Д.Дробницкий
19:40  "Перемирие" в Сирии - это самообман и обман общественного мнения, - Э.Лимонов
14:33  О мужестве дагестанского полицейского Магомеда Нурбагандова перед расстрелом боевиками (видео)
14:04  Жив после смерти. О роли Мао в современном Китае, - М.Коростиков
14:03  "Мой друг Ислам Каримов", - вспоминает профессор Акио Кавата
14:01  "Братья-моджахеды!". Лидер талибов моулави Ахундзада призвал афганцев прекратить сотрудничать с оккупантами
13:57  Шрамы на теле нации. Как теракты 11 сентября 2001 года изменили Америку, - А.Наумов
13:52  Человек в футляре. Кто стал временным президентом Узбекистана, - Ахмед Сейидов
13:49  Н.Назарбаев прибыл в Самарканд почтить память И.Каримова
12:42  Как Америка лицемерит, говоря о чужих "провокациях", - Т.Карпентер
12:07  Удастся ли российскому "Газпрому" найти альтернативу украинскому транзиту до 2019 года, - "СП"
11:34  Кому принадлежат Унгор-Тепа и Касансайское водохранилище
10:20  9/11 пятнадцать лет спустя. Они так "ничего и не поняли, и ничему не научились", - А.Домрин
08:35  Добыча нефти в Иране достигла досанкционного уровня
08:21  Президентство Б. Обамы: предварительные итоги, - П.Яковлев
08:19  Преступления против цивилизации во имя 11 сентября, - Мишель Хосудовский
08:16  Орда или орден? Выбор Александра Невского и Даниила Галицкого, - В.Бобер
07:58  Меняется руководство бывших советских сателлитов, - Financial Times
07:53  Мусульмане во всем мире отмечают Курбан-Байрам
07:49  Старенький султан Кабус и его команда. Кто станет следующим правителем Омана, - С.Мануков
07:46  Париж стоит смертниц. Арестованы пять женщин, готовившихся атаковать столицу Франции
07:44  Оппозиция впервые за 20 лет войдет в парламент Белоруссии
07:35  ЕАЭС: дорогу осилит идущий, - Улан Мамытов
07:33  Ирак надеется на помощь Москвы в освобождении Мосула от ИГИЛ, - А.Онтиков
07:30  Шавкат Мирзиеев – кандидат № 1. В Узбекистане стартовала кампания по выборам президента, - В.Панфилова
07:27  Перспективы "Турецкого потока". Греки и итальянцы попытаются обойти болгар в борьбе за российский газ, - А.Комраков
Воскресенье, 11.09.2016
14:38  Партизаны креатива. Как выживают критические СМИ в Китае
12:30  Пхеньян: оборона или нападение? КНДР подтвердила проведение ядерного испытания, - А.Лебедев
11:29  Тайны близнецов-небоскребов. К 15-ой годовщине сентябрьской атаки на США, - В.Дашичев
09:41  Почему России пора уходить из Сирии, - М.Ходаренок
08:21  Кто на Ближнем Востоке идет на смену джихадистам, - С.Тарасов
08:16  Задница Чемберлена и Грубая правда современной политики, - Саймон Купер
08:12  Проведение в России переговоров о Ближнем Востоке - признак стремления Москвы к глобальному могуществу, - Times
05:27  Казахстанский супер-боксер Гена Головкин защитил все титулы. Брук повалился в 5 раунде
Суббота, 10.09.2016
18:50  Кино для Гураков и Гур. Бекмамбетов снял жуткую "клюкву" по древне-израильскому сюжету
14:04  Русская православная церковь в Средней Азии. Среднеазиатскому митрополичьему округу – 5 лет
12:41  В Казахстане разгорается война между фармацевтической компанией "Ромат" и банком ЦентрКредит
12:25  В Казахстане отмечают День танкиста
09:54  Зачем России Узбекистан? - Татьяна Шабаева
09:51  Мы живем в матрице? - Майлз Удланд
09:34  Озорной охальник президент Филиппин Дутерте обозвал "дураком" и генсека ООН Пан Ги Муна
09:24  США и Турция расчищают Китаю "шелковый путь" на Британию, - С.Цатурян
09:22  В США ФБР повязало "Джихад Марию" - Марию Антуанетту Кастелли
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Пугачев объявил казачество новой элитой России, но проиграл...", - писатель Алексей Иванов и его новая книга
21:47 12.09.2016

Алексей Иванов: новый роман придет из телевизионного сериала


Знаменитый писатель, лауреат премии "Книга года" - о новом романе "Вилы", истинном значении пугачевского бунта и секретной формуле романа нового типа

Писатель Алексей Иванов, литературный отец знаменитого пропившего глобус географа, не любит публичности и редко дает интервью. Однако на минувшей ярмарке ММКВЯ был вынужден уступить журналистам. Во-первых, Иванов приехал не с пустыми руками, а привез новую книгу "Вилы". Во-вторых, роман Алексея Иванова "Ненастье" получил премию "Книга года", одержав победу в номинации "Проза года".

- Алексей, поздравляем с победой в "Книге года".

- Спасибо, мне приятно. У меня с этой премией хорошие отношения. "Книгу года" я уже получал, по-моему, в 2005 году за "Сердце Пармы". Так что я дважды наступил на эти грабли.

- Очень кстати заговорили о сельхозинструментах. Вы на ярмарку приехали с "Вилами", книгой о пугачевском бунте. У меня вопрос к названию. Оно что означает?

- Это жаргонное словечко. Ну когда говорят "вообще вилы!" в смысле "кошмар, ужас".

- Я думала, это точка бифуркации: когда говорят, вилочка - значит есть несколько путей развития. Стало быть, вилы - это когда большая развилка.

- Нет, не развилка, а именно катастрофа. Пугачевщина - катастрофа для России, и простонародное определение "вилы" вполне применимо.

- В аннотации к "Вилам" говорится о том, что мы до сих пор неправильно воспринимаем восстание. Надо бы воспринимать его не как бунт, а как попытку создания новой элиты.

- Разумеется, это был бунт, но целью его была не свобода от крепостной зависимости, а выведение казачества на роль элиты. По крайней мере так воспринимал это сам Пугачев. Во времена Екатерины Россия стала мировым промышленным лидером, победила всех внешних врагов, и дворянству стало комфортно без всякой миссии. А нацию безответственная элита не устраивала. Тогда-то Пугачев и объявил казачество новой элитой России и социальным идеалом. Конечно, этот проект был архаичным для эпохи Просвещения и нежизнеспособным, но зато мобилизовал массы на мятеж.

- А что значит "наложить историю на территорию"?

- Это метод, которым я вскрываю суть пугачевщины. На каждой территории она имела свой формат. На Яике пугачевщина была корпоративной войной: яицкое казачество выступило против оренбургского. В Башкирии она стала национально-освободительной войной: башкиры сражались с российским государством за возвращение их родовых прав. На горных заводах Урала это была гражданская война: приписные крестьяне атаковали заводы, и крепостные рабочие сами защищали свои предприятия от крестьян. Наконец, в многоукладном, многонациональном и многоконфессиональном Поволжье пугачевщина превратилась в криминальную войну всех против всех.

- У Ивана Жданова есть строчки: "есть такое время, за которым никаким часам не уследить". Если бы не было летописей и документальных источников, история пугачевщины сохранилась бы?

- В народе память о пугачевщине охраняется в соответствии с региональной идентичностью. Работая над книгой, я объехал весь маршрут Пугачева, и было очень интересно сравнивать типологию памятников. Например, в Башкирии пугачевщина - в первую очередь война вождя Кинзи Арсланова и батыра Салавата Юлаева. Памятник Салавату в Уфе - самый большой конный монумент России. Салават - герой эпоса и мифа, а такой герой обязательно должен уходить в землю, так сказать, становиться родной землей, и в Башкирии почитают множество пещер и скал Салавата. А в Поволжье во времена пугачевщины марийцы и чуваши во многом сохраняли язычество, поэтому память о Пугачеве хранит священный Пугачевский дуб в национальном парке "Марий Чодра" и священная роща Сорминская кереметь.

- Кстати, как вы относитесь к точке зрения Фоменко с Носовским о том, что Пугачев свой бунт проводил в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.

- Пугачев сам обманул Фоменко и Носовского, потому что для важности переименовал те места, где сражался. Оренбург он назвал Петербургом, станицу Берды - Москвой…

- И жил Пугачев во дворце…

- В Бердах под Оренбургом он велел оклеить свою избу золотой бумагой, взятой из разграбленного бухарского каравана. Эта "золотая изба" и называлась дворцом, перед которым несли караул его "гвардионцы".

- Я представляла себе Пугачева старым дядькой с бородой, а из вашей книги узнала, что ему 32 года всего.

- Дело в том, что возраст в те времена определялся социальной ролью. Если у человека появлялся ребенок - он становился мужчиной, пусть даже в семнадцать лет. Если у него внук - он старик, ну и что, что ему сорок лет. Пугачев был на пятнадцать лет моложе меня. Салавату было всего девятнадцать. И все атаманы, которых мы представляем взрослыми мужиками, тоже были совсем молодыми и вели себя соответственно. Тот же Пугачев за год бунта женился пять раз. Главным сокровищем атаманов был обоз, где ехали "царицки", - пленницы, любовницы, одним словом, гарем. Этот обоз атаманы спасали с большей самоотверженностью, чем свои знамена. Кстати, при допросе одна из наложниц Пугачева говорила, что все жены спят в походном шатре, а Пугачев - "между нами в середках". Так он проводил свой воинский досуг.

- Вот и о досуге заговорили. У нас Год кино. Как вы относитесь к экранизациям ваших произведений?

- Отношусь положительно. Кино очень мощно продвигает литературу, да и не только продвигает. Кино сейчас стало "главнейшим из искусств", это оно создает культурные тренды и влияет на литературу так, как раньше литература влияла на кино. Думаю, что роман нового типа придет из кинематографа. Причем не "большое кино", которое превратилось в зрелище со спецэффектами, а сериал вроде тех, что снимают компании "НВО" и "АМС". Драматический сериал - на сегодня самый продвинутый культурный продукт мейнстрима.

- При этом вы под сериалом имеете в виду не "Санта-Барбару", а современный продукт, правильно?

- Конечно. Драматический сериал довел до логического конца эволюцию постмодерна. Глумливая деконструкция, которой славится российский постмодернизм, - только остановка на пути, почему-то объявленная у нас финалом. Подлинный постмодерн - это новый уровень развития реализма, возвращающий реализму возможность говорить о мире адекватно. Постмодерн - всегда симбиоз противоположных парадигм. Конечно, этика в нем переходит в статус развлечения, что продиктовано стилистикой "общества потребления", но сохраняется общая гуманистическая система координат.

- Признаться, я ничего не поняла. Вы сейчас с кем разговаривали?

- Поясню на примере, скажем, "Игры престолов". Этот сериал смонтирован из двух противоположных парадигм - из исторического натурализма и фэнтези. Однако зритель видит живых людей в обстоятельствах морального выбора, а не умозрительных идеальных персонажей в фантастическом мире, и не теряет понимания "что такое хорошо и что такое плохо".

- В принципе это аффективное противоречие, которое еще наш психолог Выготский придумал. Чтобы получить аффект, нужно столкнуть две противоположности. Например, высокое и низкое.

- Ясное дело, что все это придумали не режиссеры сериалов. Путь к этой эстетической системе указали титаны культуры и литературы - Умберто Эко, Милорад Павич, Маркес, Зюскинд, Фаулз. А режиссеры просто перевели открытия титанов в мейнстрим. Разработали успешную технологию.

- Увидим ли мы сериалы по вашей новой книге?

- По "Вилам" - вряд ли, это же нон-фикшн. А вот по "Ненастью" - уже точно да. Канал "Россия" купил права, обещают, что сериал будет одним из ключевых телепроектов.

Справка "Известий"

Алексей Иванов - писатель, сценарист, культуролог. Окончил факультет истории искусств Уральского государственного университета (Екатеринбург). В 1990-е работал учителем, сторожем и гидом-проводником. Автор книг "Географ глобус пропил", "Ненастье", "Сердце Пармы", "Псоглавцы" и другие. Фильм "Царь" (реж. Лунгин) по сценарию Иванова в 2009 году представлял Россию на Каннском фестивале. Четырехсерийный документальный фильм А. Иванова "Хребет России" в 2010 году был показан на Первом канале. По роману "Географ глобус пропил" в 2013 году был снят фильм с Константином Хабенским в главной роли.

12 сентября 2016, Евгения Коробкова |

Источник - izvestia.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1473706020
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх