КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 02.09.2016
21:42  Президент Атамбаев не поедет на похороны И.Каримова... у него "Скачки кочевников"
21:38  Директор и главный инженер сгоревшей типографии в Москве объявлены в розыск
21:30  Ташкент официально объявил о кончине президента Узбекистана Ислама Каримова
19:31  Власти Узбекистана сообщили о смерти Каримова, а потом сразу опровергли
19:21  Эрдоган назначил своим советником главу ЧВК. Турецкая "секретная армия" поможет привести в порядок армию регулярную
18:24  Перейдет ли "осень патриархов" в "весну наследников"?
18:22  Узбекистан, который построил Ислам, - К.Крылов
18:13  Вектор на Азию: о чем договорились на Восточном экономическом форуме во Владике
18:10  Трудности перехода: как Центральная Азия переживет смену лидеров, - А.Казанцев
17:51  "Здесь вам не базар". Отношения Анкары и Берлина становятся все хуже, - К.Мельникова
15:03  Премьер Турции Йылдырым выразил соболезнования в связи со смертью Ислама Каримова
14:11  Российский "Газпром" сам сожжет газ "Турецкого потока"
13:30  Президент Атамбаев и господин Розенблюм (посланец Обамы) торжественно открыли мемориал Кыргызского Уркуна
12:17  Выходец из таджикского кишлака Яхтан? На малой родине узб-премьера Шавката Мирзиеева
12:16  В структуре МВД Таджикистана создан центр противодействия торговле людьми
12:13  Президент Казахстана прерывает визит в Китай и летит в Узбекистан
12:03  Агентство Reuters сообщает о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова
11:49  Куда плывет тенге? - В.Алексеев
11:46  Глобальный ТТIP-прокол США, - М.Зарезин
11:09  Что будет после Каримова? - С.Лесков
11:03  "В распоряжении правительств и центральных банков остается все меньше рычагов...", - интервью Н.Назарбаева Синьхуа
11:01  Центральная Азия: конец эпохи? "Управление хаосом" как главный экспортный товар США, - А.Нагорный, Н.Коньков
10:45  Узбекистан: Преемник Каримова унаследует экономический бардак, - EurasiaNet
10:43  Политический транзит в Узбекистане: конец Узбекской ССР, - Р.Саттаров
10:18  "Демократия" или "демократура" в Турции? - А.Бонзон
10:09  Сборник стихов молодой казахской поэтессы Айгерим Тажи будет издан в США
10:05  Петр Каримов - неизвестный сын известного человека
10:01  Поссорит ли Сирия Турцию и США? - Петр Искендеров
09:39  Энциклопедия грабежа, обмана и вымогательств: Как правящие кланы обирают земляков? - М.Мамадшоев
09:26  Тюрки и таджики в истории Центральной Азии, - Улан Бигожин
09:18  Поправки в КырКонституцию: откочуем с планеты? - Н.Айып
09:11  Узбекистан наращивает силы на спорной с киргизами горе Унгар-тепе
08:38  Кто предотвратит войну между Индией и Китаем? США? - Е.Ханенкова
08:33  Как Казахстану выйти из кризиса?
08:30  Чистое небо Ханчжоу не сулит Обаме покоя, - В.Скосырев
08:27  Мир на пороге войны, - Юрий Баранчик
08:02  Труба в обмен на месторождение. Туркмения договаривается о транзите своего газа в ЕС по магистралям Азербайджана, - "НГ"
07:58  Кабмин Узбекистана: президент Каримов находится в критическом состоянии
02:41  Власти родного города Каримова начали уборку улиц в ночь на пятницу
00:32  Президент Казахстана заявил, что доходы страны упали на 40%
00:28  Атамбаев сжигает мосты, - "Регнум"
00:21  Союз против доллара. Российские и китайские банки призвали верить юаню
Четверг, 01.09.2016
21:24  На закрытии Игр кочевников выступят мировые звезды - Гриффис, Ottawan, "Город 312", "победитель Turkvizyon 2013" и "дуэт из Якутии"...
19:47  Со щитом или на щите: как операция Турции изменила ситуацию в Сирии, - РБК
19:36  Обаму "обошли" в войне с ИГИЛ, - Daily Beast
19:29  Какова истинная роль Америки в Сирии? - Джеффри Сакс
16:48  Дети в одной из гимназий Шымкента пошли учиться в 1-й "Р" класс
16:31  Турецкие власти изъяли недвижимость Гюлена на сумму $4 млрд
16:26  Валюта.kg: почем доллар на осень? - Т.Кудрявцева
15:53  На стороне Москвы или Вашингтона вошла в большую игру Анкара? - Кероб Саргсян
15:50  Путин предложил Эрдогану семь условий, - Джан Атаклы
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Тюрки и таджики в истории Центральной Азии, - Улан Бигожин
09:26 02.09.2016




Мы продолжаем публиковать некоторые статьи из сборника "Everyday Life in Central Asia: Past and Present (Повседневная жизнь в Центральной Азии: Прошлое и настоящее)". Скотт Левай (Turks and Tajiks in Central Asian History, Scott Levi) дает краткий экскурс в историю сосуществования номадических и оседлых племен Центральной Азии. Эти симбиотические отношения (то есть, сообщества жили независимо друг от друга, но нуждались в друг друге), как пишет Левай, являются определяющей чертой истории региона.

Хотя этнические идентичности современных народов Центральной Азии по большей части кристаллизировались в советский период, их история уходит в глубину веков. Работа Левая - это краткое введение, как он сам пишет, в "длительные исторические процессы, которые постепенно сложились и придали очертания этническому ландшафту региона". Обычно население региона разделяют на индоевропейское (таджики) и тюркское (казахи, узбеки, кыргызы и туркмены), хотя исторически огузские тюрки (туркмены) отличаются от кипчакских (казахи).

В то же время отношения оседлых племен с номадическим населением, хотя и базировались на четком разграничении места и вида деятельности (оседлое земледелие и пасторальное скотоводство), часто становились напряженными из-за вынужденных волн номадической миграции, когда кочевники периодически оставляли степи и поселялись среди оседлого населения. Многие факторы способствовали этому: рост населения из-за природных причин и рост спроса на пастбища, менявшийся климат, делавший временами степь непригодной для жизни, а также миграции других народов и т.д.

Иранское наследие

Таджики не были самыми ранними "аборигенами" региона, но предки таджиков заселили регион раньше других групп и археологические данные говорят о присутствии индо-иранских племен за 2000 лет до нашей эры. Индо-иранцы имели доминирующее положение в регионе на протяжении 2500 лет и положили начало различным номадическим конфедерациям в степи и оседлым империям на юге.

Множество источников о древних предках современных таджиков ведут свой отчет с ахеменидского периода. Центром Ахеменидской империи была провинция Фарс (Парс на греческом, отсюда "Персия"). Начиная с Кира и Дария (522-486 до н.э.), Персидская империя консолидировалась и расширялась. Затем с завоеванием Ахеменидской империи греками (Александром Великим в 336-323 до н.э.) начинается процесс взаимодействия греко-персидских культур.

Позже другая персидская династия Сасанидов воцаряется на огромном пространстве от Северной Африки до реки Инд в современном Пакистане. Как пишет Левай, сасанидский период (224-651) можно считать периодом "Персидского Ренессанса". Сасаниды провозгласили себя наследниками Ахеменидов и также опирались на богатое эллинское культурное наследие, привнесенное Александром Великим. Сасаниды оставили в Центральной Азии сильный след в виде зороастризма. Праздник Нау Руз (Навруз – буквально "новый день") оказался устойчивым по всей Центральной Азии и до сих пор справляется грандиозными торжествами: готовятся такие блюда как "сумалак" для женщин и "халим" для мужчин.

Расцвет Шелкового пути сопровождался развитием оживленных торговых диаспор по всей Азии. Среди них выделялись согдийские торговцы, которые играли ключевую роль в обмене товарами по всему Шелковому пути: от драгоценных камней из Памира и Гиндукуша до рабов и коней, поставляемых кочевниками, а также сибирских мехов, китайского фарфора и бесчисленных тюков шелка.

В момент расцвета согдийских культур в Центральной Азии в степях возникли новые группы номадов. В середине V века конфедерация тюркских племен с восточных сторон Алтайских гор двинулась в западном направлении и стала вытеснять кочевые иранские племена. К VI веку, когда группы кочевых иранских племен ушли в Индию, тюркские племена уже заменили их и создали Первый и Второй тюркские каганаты или империи, которые в период от 552 до 7444 годов занимали пространство от Черного моря до Монголии. В 560 году Кок-Тюркский каганат совместно с Сасанидами завоевали и разделили Центральную Азию между собой. Но данный тюрко-персидский союз просуществовал недолго: коммерческие интересы в Средиземноморье разрушили согласие и тюрки выступили против Сасанидов на стороне Византии. Хотя в этот период не было большой тюркской миграции в Центральную Азию, тот факт, что тюрки двинулись на юг, на завоевание согдийских городов, стал поворотным моментом начала длительного процесса, в результате которого тюрки станут доминирующим населением оседлой Центральной Азии, когда-то населенной иранскими народами.

Но к 651 году новые завоеватели, а с ними и новая религия, приходят в регион. Арабские войска завоевывают Сасанидские владения, и уже к 709 году Кутайба ибн-Муслим, губернатор Хурасана (северно-восточный Иран), организовывает первый поход на Бухару. Впоследствии арабы покоряют Хорезм и Согдиану и вступают в борьбу с собственно тюркскими племенами и Танским Китаем, который также предпринимает попытки экспансии в регион. В 751 году происходит знаменательная битва между танскими и арабскими войсками на северо-востоке от Ташкента в долине Талас. Исход важной битвы решил переход ряда тюркских племен на сторону арабских войск, и пройдет около тысячи лет, когда другая китайская династия вновь решится распространить свое влияние на западном направлении.

Контроль над оседлыми регионами (Мавераннахр) в IX веке консолидирует первая центральноазиатская мусульманская династия Саманидов (819-1005), известная своей просвещенностью и покровительством наукам и искусству. В это время в Центральной Азии работают такие блестящие ученые, как аль-Хорезми, Ибн Сина, аль-Бируни. Это культурное наследие Саманидов велико, но еще примечательнее был синтез ими исламской веры и персидского языка и культуры. Через персидский язык ислам быстро распространился по региону, превратив Бухару в великий центр исламской цивилизации, а исламские мистики-суфии продвигали ислам среди кочевых народов степи.

Саманиды чувствовали себя в безопасности, обеспечив защиту против своих тюркских соседей на севере в виде хорошо укрепленных крепостей (они также высоко ценили тюркских воинов – рабов и вольнонаемных - "гулямов" на персидском или "мамлюков" на арабском). Но это чувство было обманчивым и из-за экономического ослабления в X веке власть над сельскохозяйственным оазисом Центральной Азии переходит из иранских рук к более удачливым тюркским и монгольским кочевникам - династии Караханидов, Огузов (также выходцев из кочевой среды), Хорезмшахов, а позднее уже в руки монгольских династий. И так продолжалось вплоть до российской колонизации в XIX веке.

Тюрки

Тюрки давно обитали на саманидских территориях в качестве рабов и вольнонаемных воинов, но с приходом Караханидов началась подлинная тюркизация оседлой Центральной Азии. В течение длительного процесса тюркские языки стали доминирующими, а сами тюрки либо смешались, либо вытеснили ираноязычное население в горные территории современного Таджикистана. Этнический процесс, трансформировавший регион от иранского до тюркского, был очень постепенным, растянувшимся на тысячу лет, и по-прежнему происходит среди таджикского меньшинства современного Узбекистана.

Вероятно, самое сильное влияние на тюркизацию региона оказало переселение тюрков и монголов с севера на юг во время монгольского завоевания. Эти миграции включали и кыргызов, активных участников монгольских походов, покинувших сибирские районы и переселившихся в горы Тянь-Шаня. Эпос "Манас" включает хроники традиций и культуры кыргызского народа с их сибирского периода. Устный эпос смог сохраниться на протяжении тысячи лет, благодаря искусству манасчи.

Влияние монголов на Центральную Азия было так велико, что в течение следующих шести веков чингизиды были правящей династией во всем регионе, и происхождение от Великого завоевателя легитимизировало претензии на престол. Даже Тимур, происходивший из монгольского рода барлас, несмотря на свою неограниченную власть, управлял через подконтрольного "чингизида" и звался "зятем" монгольской правящей династии. Потомки Тимура возродили исламскую цивилизацию и реконструкцию, поддерживали развитие искусства, архитектуры и науки. Города Самарканд и Бухара вновь стали центрами науки, где студенты изучали астрономию, математику, медицину и исламскую теологию.

Тимуридов сменила новая волна тюркских номадов, на сей раз Государство кочевых узбеков Абулхаира. Это были последние кочевые племена, расселившиеся в Мавераннахре, навсегда покинув степи. Их приход значительно увеличил тюркское население, позже к ним присоединились ногайские племена с севера. Те, кто покинул узбеков и вернулся в степи, образовали государство казаков или казахов ("казак", согласно Леваю, значит "свободные люди").

Россия

Российская экспансия началась с завоеваний наследия Золотой Орды - Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным в 1550-е, и уже в 1730 году казахские Орды (Жузы) входят в подданство Российской империи. Взаимоотношения с Россией казахи рассматривали как некую форму сюзеренитета. Но впоследствии, в 1822 году политика империи меняется на более жесткий контроль казахов и лишение ханств их политической свободы, а также полное упразднение института ханства. Вторая волна расширения империи в регионе начинается с 1865 году с покорения Ташкента, который "впоследствии стал столицей Русского Туркестана". Завоевание Центральной Азии во многом объясняется военным и техническим превосходством Российской империи над когда-то грозными завоевателями и в целом завоевание региона прошло насильственно, с пролитием крови. Но Левай пишет, что не стоит забывать, что империя принесла с собой так же современную медицину, возможности в области образования и экономическую политику. В целом империя старалась сильно не вмешиваться во внутренние процессы, происходившие внутри центральноазиатских сообществ.

После революции 1917 года, в 1922 году Центральная Азия делится на республики, согласно большевистской политике национального размежевания. Этносы были "заключены" в границы, но этническая карта региона продолжалась меняться: например, в период депортации народов с Кавказа и Крыма и т.д и с резким ростом славянского населения. После распада Советского Союза последовал отток славянского населения, стали возникать споры между узбеками и таджиками о принадлежности Самарканда и Бухары, а некоторые таджики стали сожалеть о своей оторванности от древних центров иранской культуры. Политика постсоветского Узбекистана в отношении таджикского меньшинства также преследует цель постепенной тюркизации. Этнический ландшафт региона по сегодняшний день продолжает динамически развиваться.

В 2007 году издательство Университета Индианы (Indiana University Press) выпустило книгу "Everyday Life in Central Asia: Past and Present (Повседневная жизнь в Центральной Азии: Прошлое и настоящее)". В этом сборнике под редакцией Джеффа Сахадео и Рассела Занка авторы из различных дисциплин (включая таких исследователей, как Марианн Камп, Дуглас Нортроп, Морган Лью, Лора Адамс, Мадлен Ривс, Эрик МакГлинчи, Шон Робертс и др.) рассказывают, как обычные жители Центральной Азии ведут свою жизнь (в прошлом и настоящем) и переживают исторические и политические этапы. Сборник содержит истории туркменских кочевников, афганских крестьян, казахстанских ученых, кыргызских пограничников, хранителей религиозных святынь в Узбекистане.
Улан Бигожин
1.09. 2016

Источник - caa-network.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1472797560
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх