КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 17.07.2016
14:56  Итоги турецкого "госпереворота": более 6 тысяч арестовано, 265 - убито
14:31  Эрдоган бросает вызов США, - "СП"
14:25  В Алматы пропал без вести взрослый сын известного композитора Еркеша Шакеева (фото)
11:44  Туркменистан: за семью печатями - "груз-200", - Б.Чариев
11:29  В Азии начнется продажа российских товаров на электронных площадках
11:26  Контрольный выстрел. Неудачная попытка госпереворота грозит серьезно подорвать туризм в Турции, - А.Сидоров
10:05  Странная Каз-госпрограмма: удельный вес против здравого смысла, - С.Адилов
10:02  ЕЦБ, или Кто хозяин в европейском доме, - В.Катасонов
09:53  Дежавю 70-х: будут ли военные снова править Турцией, - П.Шлыков
09:37  Таджикистан. Размер имеет значение, - Г.Зубанов
09:32  Кыргызстан: буря в стакане воды, - Ы.Самаков
07:06  Лавров и Керри опять о чем-то договорились по Сирии
00:35  Сценарии переворота: события в Турции – сигнал для Средней Азии
00:32  Турция может скатиться в пропасть гражданской войны, - С.Тарасов
00:29  Переворот Эрдогану как подарок, - В.Аватков
00:26  Переворотный момент истории. Почему провалился заговор турецкого ГКЧП, - Р.Саттаров
00:18  Ислам в Казахстане и суфизм: история и перспектива, - Мади Алимов
00:02  Четыре причины чрезвычайно нестабильного положения в Турции
Суббота, 16.07.2016
21:11  В Турции арестовали ряд генералов и предполагаемого лидера путчистов - командующего ВВС Акына Озтюрка
21:09  Пенс согласился стать вице-президентом Трампа
21:02  2745 судей в Турции уволены за причастность к путчу, в том числе 188 членов конституционного и верховного судов
14:46  Отследить одиночку. "Незатратные" методы террористической войны, - А.Атаев
14:29  В Турции арестовано 2839 путчистов, сдавшиеся подвергнуты публичной порке
14:27  Несколько руководителей мятежа в Турции бежали на военном вертолете в Грецию
14:23  Мятежные военные захватили фрегат ВМС Турции "Явуз" и арестовали командующего ВМФ
12:42  ДАИШ взяло ответственность за теракт в Ницце
12:41  В Генштабе Турции назвали заговорщиков и привели новые данные о жертвах переворота - 200 погибших
12:35  Загадочные геоглифы пустыни Сарыесик-Атырау Южного Прибалхашья, - И.Стасив
12:30  В древности на территории Казахстана жили великаны-рефаимы, - Ерсаин Шыгаев
11:59  КырПрезидент Атамбаев выразил поддержку недосвергнутому Эрдогану
11:38  Сторонники военного переворота в Турции заявили о намерении продолжить борьбу
11:01  Ницца: фрагмент будущего Европы? - Е.Пустовойтова
09:54  Эрдоган удержался, устоит ли Турция - вот главный вопрос, - Е.Карин
09:49  Из-за осады Алеппо сирийское перемирие на грани срыва, - Financial Times
09:47  Гибридная война: использование финансов для разрушения страны, - Л.Тодд Вуд
09:41  КазГосФонд "Даму" возглавил Амантай Абдурахманов
09:13  Теракт в Ницце: что известно о Мохамеде Бухлеле, который управлял грузовиком, - Nouvel Observateur
09:02  Каждый теракт во Франции приближает президентство Марин Ле Пен, - П.Акопов
08:58  Барак Обама поспешил заявить о своей поддержке "демократу" Эрдогану
08:55  Казахстанские "оппики" Нарымбаев и Адилова просят полит-убежища у Порошенко
08:42  Эрдоган назначил нового главу Генштаба Дундара. Вместо арестованного мятежниками Акара
08:35  Почему турецкие военные решили свергнуть президента Эрдогана, - М.Юсин
08:33  Провал путча может привести к диктатуре Эрдогана, - К.Сонин
08:24  В Анкаре падают сбитые боевые вертолеты
07:45  Эрдоган зовет своих сторонников на улицы. Защищать "демократию"
07:26  Власть в Турции пытается захватить полковник Мухаррем Косе, или "Совет мира", или гюленисты. Бардак полный
06:39  Вертолет мятежников бьет ракетами по телецентру в Анкаре (видео)
06:32  Объединяющая сила Эрдогана, - А.Рощин
06:09  В организации военного переворота обвинено командование ВВС турецкой армии
05:04  Армейская авиация прицельно бомбит турецкий Меджлис
03:50  Подъем переворотом. Турецкие военные восстали против Эрдогана, - А.Наумов
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ислам в Казахстане и суфизм: история и перспектива, - Мади Алимов
00:18 17.07.2016

Сегодня одной из актуальных проблем становится ситуация с развитием ислама в Казахстане. Особенно после вылазки террористов, исповедующих радикальные его течения.

Поэтому вполне логично, что в нашем обществе задумались над тем, в каком направлении следует двигаться, чтобы сохранить мир и целостность государства, чтобы избавить казахстанский народ от междоусобиц и религиозных распрей. Мы попросили высказать свое мнение по этой непростой проблематике теолога-религиоведа Марата Смагулова.

Исламский фактор

- Какова роль ислама в жизни народов Евразийского пространства вообще и Казахстана в частности?

- В условиях новых геополитических реалий следует обратить особое внимание на конкуренцию между исламскими странами в их стремлении добиться доминирования своих ценностей и идеологий на постсоветском пространстве. Это требует усиления демократических институтов как условия инфильтрации наиболее экстремистских течений, использующих ислам в своих политических и геополитических интересах.

Если говорить о Казахстане, то традиционно казахи исповедуют ислам суннитского направления ханафитского мазхаба, относящийся к умеренным течениям. Уже в IX веке ислам являлся государственной религией караханидов, проживавших на территории современного Казахстана.

Не углубляясь дальше в историю, выскажу мнение, что сегодня назрела острая необходимость разработки и осуществления единого государственного подхода к решению религиозных проблем, особенно в плане возрождения национальных традиций и ценностей в духовной жизни казахстанского общества.

Наука о нравственности

- Несмотря на частое упоминание суфизма, большинство наших граждан имеют о нем весьма смутное представление. Что такое суфизм, и какое он имел влияние на наше общество?

- Вкратце, суфизм - это путь постижения реальности, учение не только о том, кто есть человек, но и о том, каким он должен быть в идеале. Суфизм, появившийся с возникновением собственно ислама, стал популярным прежде всего благодаря проповеди воздержания и аскетизма. Cуфийские идеи отречения от мир­ских благ и греховной сущности богатства привлекали к себе массу сторонников. Другими словами, Тасауф (суфизм) - это наука о нравственности. Это, если будет угодно, духовно-интеллектуальная школа ислама.

Основные темы, рассматриваемые суфиями - это духовность, любовь к Творцу и человеку. Вершиной суфийского творчества считается произведение признанного главы тюркской ветви суфизма, основателя дервишского ордена, мыслителя и поэта Ходжи Ахмета Яссауи - "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости"), часто сокращенно упоминаемое как "Хикметы".

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестан на юге Казахстана - это один из наиболее известных исламских центров, являющийся местом паломничества мусульман-тюрок.

Одна из специфических черт суфизма - приспособление и быстрая адаптация к местным условиям. Эта аспект и способствовал сохранению доисламских верований и традиций в народном исламе Казахстана.

Надо отметить, что процесс исламизации казахов развивался посредством значительного воздействия и влияния суфийских идей и представлений. Поскольку суфизм не отвергал казахские обычаи, проявил к ним лояльность и поддерживал древние общественные институты.

Анализ показывает, что традиции и обычаи казахов тесно связаны с суфизмом. Это и "салем беру" невесты, бата аксакалов, кыркы, жылы, корысу, дем салу, кудалык, сундет-той, кудайы и другие ритуалы. Произведения многих знаменитых казахских мыслителей и акынов базируются на идейной основе этого духовно-интеллектуального направления ислама.

Из истории тарикатов

- Из истории ислама известно, что одним из самых известных и влиятельных суфийских орденов считался Накшбандийский тарикат. Какое влияние он оказал на развитие ислама у нас?

- Накшбандийский тарикат - один из самых уважаемых духовных орденов в исламском мире. Его распространение было во многом связано с уходом последователей шейха Яссауи в Турцию и Европу.

К XV веку тарикат ­Накшбандийа превратился в самое распространенное суфийское духовное братство в исламском мире, функционировавшее на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу на северо-западе Китая и острова Суматры в Юго-Восточной Азии, и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Аравийского полуострова.

Назван тарикат в честь одного из своих знаменитых шейхов Бахауддина Накшбанди, мавзолей которого находится в Бухаре. Его биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записывать его деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти.

Что же касается распространения этого тариката в Казахстане, то ибн Баттута, знаменитый арабский путешественник, в своей книге приводит имена видных суфийских шейхов, живших здесь во времена правления хана Золотой орды Узбека. Чуть ранее ­­Берке-хан, четвертый по счету правитель Золотой ­Орды, принял ислам и получил религиозные знания у суфийского шейха Сайф ад-дина ал-Бахарзи. Необходимо отметить, что ученым-историкам еще предстоит изучить историческую роль Берке-хана в распространении ислама на подвластных ему землях.

Со времен Золотой Орды и до выселения в Казахстан кавказских народов суфизм имел сильное влияние на нашей земле. Во время и после подавления восстания Е.Пугачева (1773-1775гг.) многие суфийские ученые с учениками перебрались из России в казахскую степь. Среди них были татарские, башкирские и кавказские суфии.

Во времена тоталитаризма благодаря суфийским шейхам люди смогли придерживаться религиозных обрядов. В отличие от мирян, стремившихся к земным благам, они избирали аскетичную и праведную жизнь. Таким образом, их учение основывалось на идее чистоты помыслов души и тела.

Бороться с причиной, а не со следствием

- Сможет ли суфийский орден, даже такой древний, противостоять идеологии ваххабизма в нашем обществе?

- Совершенно очевидно, что только опора на духовное совершенствование мусульман и величайшее наследие исламских ученых-теологов может обеспечить возрождение ислама. Разумеется, общественная деятельность при этом не должна игнорироваться. В противном случае различные группировки, которые так или иначе прибегают к исламской терминологии, будут использовать ислам ради политической экспансии. При этом они резко ограничивают видение будущего мусульман, а все их стремления сводятся к достижению тех или иных политических целей. Тем самым они полностью игнорируют подлинный дух ислама - искреннее и всецелое обращение к Аллаху.

После падения "железного занавеса" в страны СНГ хлынули адепты самых разнообразных течений ислама, материально поддерживаемые извне. Уже в 1990-е годы в странах СНГ были зафиксированы первые проявления активности радикальных мусульманских общин, проповедующих политизированный ислам, идеологию необходимости замены светского государства шариатским. Причем с использованием насильственных методов. В целях борьбы с распространением такого рода экстремизма Казахстан усилил контроль над деятельностью религиозных организаций. Однако конкретных и эффективных мер по противодействию именно идеологии ваххабизма у нас до сих пор нет.

Борьба со следствием, а не с причиной не может дать должного результата, она бессмысленна. На наш взгляд, только противопоставление идеологии суфизма ваххабизму даст положительный результат. И не стоит изобретать велосипед. Накшбандийский тарикат, который точно так же, как и казахи, придерживается ханафитского мазхаба и матуридийской школы вероубеждения, помимо этого использует духовные практики.

Например, зикры, о которых сказано в Коране. Чтение салавата (прославление Пророка (мир ему)) укрепляет сердца мусульман и приближает к довольству Всевышнего. Таким образом, суфизм Накш­бандийского тариката основан на Коране и Сунне, в противном случае его давно "забраковали" бы салафиты. Но, не имея такой возможности, последние постоянно выслеживают, где печатают книги о суфизме, а потом либо скупают их и сжигают, либо покупают типографию и перепрофилируют ее. Поэтому книг авторитетных авторов об истинном суфизме очень мало. А переводов тем более.

Надо заметить, что попытки уничтожить суфизм или минимизировать его влияние на мусульман всегда были одной из основных задач тех, кому не давало покоя существование ислама на планете. В этом случае возможность свести ислам - всеобъемлющую божественную систему, позволяющую человеческой личности гармонично развиваться во всех сферах жизни (общественной, интеллектуальной, духовной) - к примитивной социально-политической идеологии в угоду чьим-либо меркантильным интересам резко возрастает.

Точки соприкосновения

- Какова ситуация с суфизмом у нас в стране на сегодня?

- К сожалению, суфизм в Казахстане до сих пор должным образом не изучен, не говоря уже о научном или интеллектуальном суфизме. Этим пользуются псевдосуфийские движения, вызывая у людей неприязнь к нему. Им помогают в этом псевдосалафиты, которые занимаются только дискредитацией суфизма, выступая от его имени. Задача теологов и ученых заключается в том, чтобы не допустить перекосов в сторону псевдосуфизма и невежества, спекуляций на эту тему.

Возвращаясь к родству представлений между традиционно казахским и суфийским, хочу отметить, что суфизм ревностно относится к генеалогии. Как и казахи, суфии чтят свою родословную, в противовес салафитам, которые призывают к отмене наций, деля людей только на мусульман и немусульман. Суфизм выступает за сохранение традиций народов, которые вырабатывались веками. Суфии чтят предков и постоянно делают дуа (мольба, молитва) за них, следят за их могилами. Уважают своих аулие - святых, прося у них и у Пророка (мир ему) духовной поддержки, медед. За это салафиты называют суфиев мушриками (язычниками). Суфизм ратует за развитие искусства, поскольку оно приносит пользу в духовном плане. Музыка, танцы, декламация стихов и пение разрешены. Каждый год в Германии проходит фестиваль суфийской музыки, который организуют представители Накш­бандийского тариката. Салафиты категорически отвергают такое отношение к жизненным ценностям.

Суфии Накшбандий­ского тариката очень ревностно относятся к наследию Яссауи, называя его "Баба Ахмет". Он очень почитаем турками, и недаром ЮНЕСКО объявило 2016-й годом Ахмета Яссауи. Известно, что турецкий муфтият следует Накш­бандийскому тарикату, и поэтому в Турции нет проблем, связанных с ваххабизмом.

В странах, где Накш­бандийский тарикат стал общенародным, существует действенный заслон против идеологии терроризма. Для сохранения стабильности, покоя и мира в Казахстане имеет смысл тщательно изучить и перенять позитивный многовековой опыт, в основе своей столь схожий с традиционным мировоззрением казахов.
Мади Алимов  15-07-2016,

Источник - camonitor.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1468703880
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх