КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.07.2016
20:39  Уроженец Таджикистана врач Абдулло Давлатов выдвинут кандидатом в депутаты Госдумы РФ от дем-оппозиции
20:18  Политические последствия брекзита, - Пол Кругман
20:00  Узбекские гаишники получили право снимать автомобильные номера
19:29  Губаревич-Радобыльский: от революционера до туркестанского чиновника, - Р.Назарьян
19:26  Скончался мэтр узбекистанской журналистики Рубен Сафаров
19:18  Полгода без санкций: почему Иран не выиграл от снятия санкций, - Е.Чулковская
19:13  Запрет на инцест – Таджикистан в зеркале СМИ
14:53  Мускулистый монстр Халк - новое оружие Ирана против ИГИЛ?
14:26  Дело Матаева: КазЧиновники пошли на сделку с финполом и перешли из подозреваемых в свидетели
14:23  Рунет продублируют. В целях сохранения информации, - С.Ветров
14:19  Полцарства "Талибана". Власти Афганистана не контролируют свыше половины территории страны, - М.Шах
13:03  Война в Сирии: Россия рвет "петлю анаконды", - Г.Игнатов
12:53  Западные СМИ дружно молчат о поражении своего спецназа в сирийском Абу-Кемале
12:49  Восточная черная метка. Не стоит обольщаться мгновенным прозрением турецких официальных лиц, - Е.Сатановский
12:39  Глобализация и линии политического разлома, - Нуриэль Рубини
12:26  Коллектив департамента гражданской авиации Киргизии требует уволить директора Омуралиева за непрофессионализм
12:21  Поход адмирала Ушакова в Средиземное море. 1798-99, - Л.Решетников
12:19  Камикадзе как военный фактор, - К.Кокарев
11:43  Луизиана. В США полицейские расстреляли очередного лежащего на полу негра
10:02  Китайская "Ляонин Ван Юй Хэ" готова перенести два своих особо грязных завода в... Россию
09:51  Легализация имущества в Алматы бьет рекорды
09:49  Свыше 5,5 тыс жителей Таджикистана отправлены в вынужденные отпуска
09:46  Не все в Казахстане поверили, что в Астане отныне живет миллион жителей
09:41  КазМИД официально извинился за своего "парня", - зевал, грыз ногти и болтал во время речи КырПрезидента
09:04  Президент Атамбаев выпустил свой 1-й диск (песен). 10 - синглов
09:01  Армия Китая приняла на вооружение крупнейший в мире военно-транспортный самолет "Юнь-20"
08:58  Судный день Тони Блэра. Призраки иракской войны могут разорить британского экс-премьера, - Е.Медведев
08:20  Как России завоевать иранский рынок, - В.Сажин
08:10  Турция и Россия: "за" и "против", - П.Искендеров
08:04  Почему Турция стала мишенью для ИГИЛ, - А.Асалыоглу
07:54  Олигарх А.Усманов прибирает к рукам Роснефть
07:44  Пекин дал информационный залп по Вашингтону. Южно-Китайское море вскипело от военных маневров двух держав, - "НГ"
07:26  Блокировки интернета нужны... Кому? - М.Кононенко
00:48  В Алматы появилась Арка, символизирующая 1000-летие города
00:41  Опасная миграция: боевики из Центральной Азии ищут альтернативу ИГ, - В.Волков
00:36  Обама банально наврал про вывод американских войск из Афганистана
00:14  Создана Ассоциация зон новых и высоких технологий "Шелковый путь"
00:04  "Пока весь мир не спился". Как кыргызстанский алкоголь не впускают на рынок стран ЕАЭС?
Среда, 06.07.2016
21:45  Сильвио Берлускони продал ф/к "Милан" китайским буржуям
21:19  В Киргизии опять решают радикально реформировать "правоохранительные органы"
21:07  В Якутске стартовали VI Международные спортивные игры "Дети Азии"
21:03  В Лондоне признали: вторжение в Ирак было ошибкой
19:11  Миллионный житель Астаны: статистика в подарок Назарбаеву? - "DW"
19:09  Неоптимальный выбор: курс на импортозамещение в Таджикистане не оправдает себя, - К.Бондаренко
19:06  Кыргызстан надеется, что китайские инвестиции создадут промышленный бум, - EurasiaNet
19:03  Угрожает ли вымирание журналистике Таджикистана? - IWPR
19:00  В Гиресуне разбился вертолет с высокопоставленными турецкими жандармами - 7 погибших
18:51  "Наш отважный народ, ведомый сильным и мудрым лидером, за 25 лет сделал больше, чем за все предыдущие века", - Айсултан Назарбаев
18:40  На Иссык-Куле переименованы 3 пансионата, ранее принадлежавшие Узбекистану
18:07  "Но я плыву, и буду плыть...". На песню президента Атамбаева сделали пародию (видео)
18:03  Тереза, мать... Очередная страшная и злая бабка (фото) рвется на пост главы государства
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Камикадзе как военный фактор, - К.Кокарев
12:19 07.07.2016

После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943-1944 годов союзные войска, подкрепленные индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.

К этому времени японские самолеты, особенно истребители, серьезно уступали в качественном отношении новым американским моделям. Из-за больших боевых потерь ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, из-за недостатка запасных частей и топлива проведение любой крупной авиационной операции превращалось для Японии в проблему.

15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ею источниками нефти в юго-восточной Азии.

Предсказание сбылось 17 октября 1944 года, когда американцы высадились на небольшом островке Сулуан, начав крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся в Маниле, было приказано осуществлять поддержку японским кораблям, которые будут пытаться уничтожить силы союзников в заливе. Первый воздушный флот к этому моменту имел в распоряжении лишь 41. Задача, стоявшая перед японской авиацией, была практически невыполнимой. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, фанатичный боец Ямато, принял решение сформировать специальный ударный отряд летчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: "Я не думаю, что есть еще какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооруженный 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец". Ониси стал известен как "Отец камикадзе".

Первые отряды летчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжелого крейсера "Австралия". Вооруженный 200-килограммовой бомбой самолет, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки "Австралии", разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло и бомба не взорвалась. По крайней мере 30 чел. погибло, включая командира корабля. 25 октября "Австралия" получила еще одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны "Австралия" пережила 6 попаданий самолетов камикадзе).

Существует точка зрения, что первыми камикадзе стали лейтенант Такеси Косаи и неизвестный сержант, которые, подвесив к своим "зеро" по две 100-килограммовых бомбы, вылетели 13 сентября 1944 года с острова Негрос (Филиппины) с целью таранить американские корабли. Оба не вернулись, но американцы не сообщали о повреждениях своих кораблей в этот день в этом районе. Кроме того, 15 октября 1944 контр-адмирал Масафуми Арима, возглавивший воздушную атаку на американское морское соединение в районе между Тайванем и Окинавой, перед вылетом на своем бомбардировщике Мицубиси G4M снял опознавательные знаки и заявил, что не вернется из боя, что и случилось. В ходе боя авианосец "Франклин" получил повреждения, но нет свидетельств о самоубийственной атаке.

25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый "Зеро" ударился в корму авианосца "Сенти", убив при взрыве 16 чел. и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец "Суони" был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца "Сент-Ло", вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолетов.

Первоначальный успех привел к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолетов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы "Йокосука Ока", пилотируемые торпеды "Кайтэн" и небольшие быстроходные катера, начиненные взрывчаткой.

Пилотируемые снаряды "Йокосука Ока" представляли собой деревянный планер с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Сам по себе разогнавшийся ракетный снаряд был малоуязвим для зениток и истребителей. Заряд боеголовки составлял 1,2 тонны аммонала, что было достаточно для уверенного поражения морских целей. Однако, в связи с высокой степенью уязвимости бомбардировщика-носителя, боевая эффективность самолетов оказалась ниже всякой критики, за что американцы прозвали их "Бака" (дурак). По другой версии, название "Бака" было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: "высмеиваемый враг не страшен". Во всяком случае, в американских пособиях эти самолеты-снаряды именовались только "Бака".

29 октября самолетами камикадзе были повреждены авианосцы "Франклин" (на борту корабля было уничтожено 33 самолета, 56 моряков погибло) и "Белло Вуд" (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец "Эбнер Рид", еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября поврежден авианосец "Лексингтон" (41 чел. убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено еще 4 авианосца.

26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец "Купер", повреждены линкоры "Колорадо", "Мэриленд", крейсер "Сент-Луис" и еще 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы "Мэхэн", "Уорд", "Лэмсон" и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец "Оммани Бей" вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры "Нью-Мексико" и возродившийся после Перл-Харбора "Калифорния".

Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец "Бисмарк Си" (318 чел. погибло), также поврежден авианосец "Тикондерога", его потери составили 140 чел.

Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полетной палубы, а также эскортные авианосцы типа "Касабланка".

Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву - всего в атаках участвовало 1465 самолетов.

3 апреля выведен из строя авианосец "Уэйк-Айленд". 6 апреля вместе со всем экипажем (94 чел.) уничтожен эсминец "Буш", в который врезалось 4 самолета. Также потоплен эсминец "Кэлхаун". 7 апреля поврежден авианосец "Хэнкок", 20 самолетов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 чел.

До 16 апреля был потоплен еще один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец "Сэнгамон" с 21 самолетом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце "Банкер-Хилл", в котором было уничтожено 80 самолетов, погиб 391 чел. и 264 было ранено.

К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат - 90 % японских самолетов было сбито в воздухе.

Вскоре в связи с уменьшением у японцев количества самолетов был разработан специальный тип летательного аппарата для действий камикадзе. "Цуруги" представлял собой простой в постройке самолет, в котором могли быть использованы устаревшие двигатели 1920-х и 1930-х годов. Шасси не убирались, а сбрасывались сразу после взлета, что не позволяло использовать их повторно. Было произведено около ста этих самолетов, каждый из которых мог нести 800-килограммовую бомбу, но ни один из них так и не успели использовать.

К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 летчиков-камикадзе, еще 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 поврежденных кораблей. Кроме того, значение имел и психологический эффект, производимый на американских моряков.

Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой летчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолетов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И все же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своем городе.

Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые летчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

Кокарев Константин Анатольевич, главный советник Российского Института Стратегических Исследований, доктор исторических наук

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1467883140
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх