КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 22.06.2016
22:07  Курорты пусты. В Турции усугубился кризис в туристической отрасли - Hurriyet Daily News
22:05  Турецкие СМИ сообщили о задержании россиян, готовивших теракт на гей-параде в Стамбуле
21:56  Негодные солдаты туркменской армии, - А.Пальчик
20:50  От Шанхая до Берлина: Россия и Китай готовятся к торговле без границ, - С.Цатурян
20:42  Попытка ввести в Кыргызстане цензуру? - Майдан.kg
20:41  Чего Путин добивается в Китае? - Newsweek
20:38  "С эпохи Манаса кыргызы были многонациональным народом...", - писатель Б.Жакиев
20:06  Оператора Нарынских афер в Киргизии эс-главу "РусГидро" Дода наконец-то задержали по делу о мошенничестве
14:38  Бухарские евреи: как они появились в Центральной Азии?
14:34  Легко ли в Казахстане свергнуть власть? - Мирас Нурмуханбетов
14:10  Пойдут ли талибы на диалог? - Г.Джураев
12:40  "Сонная болезнь" жителей казахстанского села Калачи вызвана местным воздухом, а не радиацией, - ученый Лукашенко
12:38  Хакеры взломали сайт госкомитета по делам обороны Кыргызстана
12:35  ШОС: новые члены, новые риски.., - А.Князев
12:31  Да, инопланетяне существуют, - "New York Times"
12:28  Монголы не стали завоевывать Европу в 1242 году из-за... плохой погоды, - Конор Герин
11:31  У таджикского авиа-перевозчика "Сомон Эйр" новый гендиректор-иностранец - Томас В. Халлам II-й
10:02  Данияр Сыдыков назначен послом Кыргызстана в Узбекистане
09:56  19-летняя модельер Ару Надырла создала коллекцию казахских национальных свадебных платьев "Yкiлi Ару"
09:35  Дарданелльская операция. Как Англия и Франция пытались в 1915 отнять у Турции Стамбул, - Л.Решетников
09:30  "История закончилОсь". В Казахстане затевается очередной педагогический эксперимент, - А.Ибраев
09:28  И снова здравствуйте! Пора встряхнуть Казпарламент, - Д.Ашимбаев
09:17  Гилянская ССР на севере Ирана (1920-21 гг.), - А.Глазова
09:15  Казпремьер Масимов отшлепал за потоп в Алматы градоначальника Байбека
09:00  Два Кыр-министерства – Минсельхоз и Минтранс – будут "преобразованы"
08:56  Ключи от трафика, где данные лежат. Новые правила веб-игры в РФ
08:55  Бишкек. Коммерческий секс в тень? - Р.Шамсутдинов
08:50  Бум чинопочитания. В пять раз вырос за последний год интерес к работе в госорганах Восточного Казахстана, - "Э-К"
08:11  Новый шелковый путь разгрузят еще одним северным маршрутом, - Ю.Тавровский
07:43  Великое изгнание народов. Количество вынужденных переселенцев впервые превысило 60 млн человек за год
07:34  В КазАппарате учрежден Комитет госконтроля в области связи, информации и СМИ
07:33  Генштаб РФ объявил в Сирии охоту на террористов-оборотней, - В.Мухин
07:31  США и КНР легализовали кибершпионаж. Китайская разведка обратила взоры на СНГ, - В.Скосырев
00:58  Нужно ли изменить в паспорте графу национальность "кыргыз" на "кыргызстанец"? - "Фабула"
00:52  Сирийская катастрофа Обамы, - "Wall Street Journal"
00:00  Спасет ли Трамп Америку от маразма? - Анна Шафран
Вторник, 21.06.2016
22:53  Герой Кыргызской "апрельской" революции А.Алымкулов назначен генконсулом КР в Алматы
22:47  Визит с прицелом на Большую Евразию. Путин собрался в Пекин, - Ю.Паниев
22:41  У восьми жителей Карагандинской области заподозрили сибирскую язву - двое уже умерли
22:37  Аркадаг уволил 7 хякимов в Дашогузском велаяте
22:35  Глава КНР Си Цзиньпин прибыл с визитом в Бухару
22:31  Китай сделал ставку на падение президента Венесуэлы, - В.Скосырев
21:38  На 2-е Всемирные игры кочевников приглашены в Киргизию представителей 40 стран
21:36  Экс-чемпион Азии по ММА (смешанным единоборствам) Мирбек Абдыкадыров погиб в автокатастрофе в Кыргызстане
20:57  Аркадаг лично основал новое туркменское село - Багтыяр заман/Счастливая эпоха
20:48  Асет Исекешев назначен акимом Астаны
20:46  Женис Касымбек назначен министром по инвестициям и развитию Казахстана
20:43  Экс-аким Астаны А.Джаксыбеков вновь стал главой Администрации Президента Казахстана
17:54  Грозит ли США исламский экстремизм? - Д.Добров
14:16  Народная Евразийская Республика, - Михаил Лунин
14:12  Wall Street Journal вновь взяла след "тайной иранской ядерной программы"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Новый шелковый путь разгрузят еще одним северным маршрутом, - Ю.Тавровский
08:11 22.06.2016

Как выпрямить и обезопасить транспортный коридор Китай – Россия – Западная Европа

Во время июньской встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина разговор непременно зайдет о Шелковом пути. Точнее – о реализации прошлогодней договоренности лидеров России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Совместить два крупных интеграционных проекта сложно. ЕАЭС – объединение совсем молодое. ЭПШП и вовсе считается даже не организацией или проектом, а только инициативой. На первый план дискуссий о сопряжении, которые неспешно ведут чиновники, эксперты и журналисты, пока выдвигаются инфраструктурные проекты – строительство железных и шоссейных дорог. Возникает конкуренция между возможными маршрутами, которые будут стыковаться с уже построенными магистралями.

Еще в конце 1992 года началось регулярное движение контейнерных поездов по трансконтинентальному маршруту, который получил название "Новый шелковый путь". Он начинается в порту Ляньюньган на берегу Желтого моря, идет через города Чжэнчжоу, Сиань и Ланьчжоу до пограничной станции Алашанькоу в Синьцзяне, проходит по Казахстану, России, Белоруссии, Польше и Германии, раздваивается на голландский Роттердам и германский Гамбург. За минувшие четверть века на китайских участках произошли серьезные изменения – пути были усилены и электрифицированы, созданы новые центры перегрузки, таможенные пункты. В результате скорость заметно выросла: с 12 до 7 дней пути из Ляньюньгана до казахской границы. У путей через Казахстан и Россию появляются альтернативы: в ноябре 2015 года представители Китая, Турции, Казахстана, Грузии и Азербайджана учредили консорциум для транспортировки грузов в обход России, используя Транскаспийский маршрут. Характерно, что его в целях шантажа России пробуют использовать власти не только Тбилиси, но и Киева.

Астана разрешает подобный транзит не случайно. Разработан долгосрочный план развития инфраструктуры "Светлый путь" в партнерстве с Китаем. До 2020 года из бюджета выделено более 20 млрд долл. Казахстан рассчитывает привлечь солидную часть грузопотока между Китаем и Европой, который к этому сроку может превысить 170 млн т. Казахстанская территория может также дать оптимальный выход китайским товарам на Иран. Тегеран к 2017 году намерен увеличить объем транзитных перевозок до 68 млн т, эта программа объявлена приоритетной.

Появление все новых путей доставки китайских грузов соответствует выдвинутому Пекином принципу "один пояс, много путей". Пока основная часть поставок в Европу по-прежнему следует по маршруту "Нового шелкового пути", но этот маршрут с 1992 года улучшали мало, и скорость здесь невысокая. Сам маршрут проложен по уже действующим железным дорогам и потому представляет собой петляющую линию. Новые проблемы создают стратегические риски, возникшие за прошедшее время в ключевых странах маршрута.

В первую очередь следует назвать Польшу, которая активно использует ограничения транспортных потоков по ее территории в политических целях. Сейчас это относится к перевозкам между Россией и странами Западной Европы. Действуя даже вопреки собственным экономическим интересам, Варшава с энтузиазмом участвует в ужесточении режима санкций против Москвы и добавляет к нему собственные изобретения. Аналогичную политику Варшава может проводить и в отношении "Нового шелкового пути", как только дело дойдет до перехода США и их партнеров к открытой фазе сдерживания Китая. По существу, Польша может стать "бутылочным горлышком", аналогичным Малаккскому проливу на "Морском шелковом пути XXI века".

Еще одним стратегическим риском может стать Казахстан, где нарастает политическая нестабильность: часть казахской элиты пытается самоутвердиться через поиск внешних врагов, воскрешение исторических обид. Часть "обиженных" косится на Россию, а другая – на Китай. Недавние антикитайские демонстрации из-за земельной реформы служат тому подтверждением и предупреждением.

С целью избежать стратегических рисков, сократить сроки и издержки транспортировки товаров из Китая в Западную Европу стоит рассмотреть проект строительства грузовой железной дороги "Новый Северный маршрут", которая могла бы пройти по маршруту Синьцзян – Алтай – Западная Сибирь – Центральная Россия – Петербург. Рядом с городом на Неве на берегу Балтийского моря созданы новые порты Бронка и Усть-Луга.

В условиях роста китайского экспорта в Европу возникновение "Нового Северного маршрута" не означало бы реальной конкуренции с Транссибирской магистралью и БАМом, которые называют "Северный маршрут". Речь не идет и об отказе от уже действующего "Нового шелкового пути", а также от разных пробных маршрутов. В то же время строительство новой современной железной дороги позволило бы "выпрямить" трансконтинентальный путь, существенно ускорить доставку грузов, снизить тарифы, упростить таможенные и иные формальности при пересечении границы. Суда-контейнеровозы из портов Бронка и Усть-Луга могли бы по Балтийскому морю доставлять китайские контейнеры конечному потребителю с той же эффективностью, что и суда из Гамбурга или Роттердама. Железнодорожный "Новый Северный маршрут" во многом совпадал бы со скоростным автомобильным шоссе Западный Китай – Западная Европа, которое должно дойти до Петербурга. Это шоссе уже действует на территории Китая и достраивается в Казахстане. Российский участок от Оренбургской области пока только обсуждается. Между тем строительство новых железной и автомобильной дорог через специальные экономические зоны (СЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) в Западной Сибири, Зауралье и других регионах благотворно скажется на их экономике и поможет наладить прямой товарообмен с региональными рынками и Китая, и стран Европы.

В случае даже предварительного одобрения двумя президентами проект "Новый Северный маршрут" стал бы символом их доверительных отношений, уверенности в развитии отношений стратегического партнерства, готовности идти навстречу друг другу в условиях ухудшения экономической и политической конъюнктуры.
Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – профессор Российского университета дружбы народов.
22.06.16

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1466572260
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх