КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 21.06.2016
22:53  Герой Кыргызской "апрельской" революции А.Алымкулов назначен генконсулом КР в Алматы
22:47  Визит с прицелом на Большую Евразию. Путин собрался в Пекин, - Ю.Паниев
22:41  У восьми жителей Карагандинской области заподозрили сибирскую язву - двое уже умерли
22:37  Аркадаг уволил 7 хякимов в Дашогузском велаяте
22:35  Глава КНР Си Цзиньпин прибыл с визитом в Бухару
22:31  Китай сделал ставку на падение президента Венесуэлы, - В.Скосырев
21:38  На 2-е Всемирные игры кочевников приглашены в Киргизию представителей 40 стран
21:36  Экс-чемпион Азии по ММА (смешанным единоборствам) Мирбек Абдыкадыров погиб в автокатастрофе в Кыргызстане
20:57  Аркадаг лично основал новое туркменское село - Багтыяр заман/Счастливая эпоха
20:48  Асет Исекешев назначен акимом Астаны
20:46  Женис Касымбек назначен министром по инвестициям и развитию Казахстана
20:43  Экс-аким Астаны А.Джаксыбеков вновь стал главой Администрации Президента Казахстана
17:54  Грозит ли США исламский экстремизм? - Д.Добров
14:16  Народная Евразийская Республика, - Михаил Лунин
14:12  Wall Street Journal вновь взяла след "тайной иранской ядерной программы"
14:10  Путинские нефтяные объекты для азиатов, - Эдуард Штайнер
12:44  Вождь краснокожих из Полтавы. Как Герой Советского Союза стал предводителем канадских индейцев
12:40  "Сарматская невеста" восполнит пробелы в истории Казахстана, - археолог Сакенов
10:58  Отвергнутый Казахстаном: наш "физрук" Шторк творит историю на Евро-2016, - Ж.Байхожа
10:55  Создан новый Фонд развития лесного хозяйства Узбекистана
10:51  В Алматинской области прорвало Борохудзирскую дамбу
10:42  Нурлан Нигматулин пересаживается из кресла главы Администрации Елбасы в спикеры Мажилиса
10:24  Имущество.kg: барахло или клад? - Т.Кудрявцева
10:22  Таджикистан: натурализованный "таджик" взялся за "таджикизацию", - А.Урманов
09:39  У самого титулованного спортсмена Казахстана - штангиста Ильина отберут обе олимпийские медали?
09:33  Деньги для "Росатома" ищут в Иране. Болгария хочет продать реакторы, чтобы расплатиться с Россией
09:24  Что китайцу - смерть, то кыргызу - инвестиции? - М.Замирбеков
09:19  Вышел на свободу легендарный командир Народного фронта и экс-МВД Таджикистана Я.Салимов
09:14  Беспилотная разведка "халифата". Какие дроны используют боевики ИГИЛ в Сирии и Ираке
08:17  США проталкивают в ливийское правительство террористов, - В.Матузов
08:14  Французская "Тотал" и китайская CNPC подали в международный арбитраж на... "Куляб Петролиум"
08:10  "Евразийский фонд" дает Таджикистану еще $40 млн на "поддержку бюджета" (прокорм рахмонидам)
08:08  ИГИЛ теряет территории и меняет театр боевых действий, - Ахмед Джамаль
07:59  В Кыргызстане появится Государственный комитет информационных технологий и связи
07:51  Разрыв с Россией: как Эрдоган бьет по карману граждан, - Ариф Асалыоглу
07:46  Сельхозпродуктам из Киргизии могут открыть границу Евразийского союза, - Г.Михайлов
07:44  Китайским чиновникам запретили употреблять алкоголь
00:58  Школьник-мигрант в России: изгой или свой?
00:41  Москва срывает Вашингтону выполнение плана "Б" в Сирии, - В.Мухин
00:23  Супердержава как последний Левиафан: о роли США и месте России, - А.Чернышов
00:00  Перед саммитом ШОС ташкентцев попросили временно сдать ружья. А палки и ножи?
Понедельник, 20.06.2016
19:26  160 тысяч кыргызских девушек вышли замуж по принуждению до 18 лет по обряду нике – депутут Салянова
17:44  Врач-бандеровец рассказывает как убивал раненых бойцов ДНР (видео)
14:11  Глава МИД РК Идрисов о теракте в Актобе: инструкции были высланы по интернету
14:07  "Хлопковые разоблачения" прокурора Гайданова, - М.Захидов
14:00  "Исламский порядок стремится утвердиться во Франции", - Буалем Сансаль
13:58  Китай грозит Соросу, - Хильдегард фон Хессен ам Рейн
13:52  Как будет выглядеть новый биометрический паспорт в Кыргызстане
13:51  Скончался узбекский писатель и кинорежиссер Учкун Назаров
13:50  В Ташкенте открывается обновленный Алайский базар
13:34  Расширение интеграционного контура в Евразии, - В.Сумский
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Школьник-мигрант в России: изгой или свой?
00:58 21.06.2016

Молва о мигрантах в России порой жестока. Ситуация критическая, говорят некоторые. Треть мигрантов в школах Санкт-Петербурга не знают русского языка (согласно исследованиям профессора РГПУ имени Герцена Ирины Лысаковой, проведенном в нулевые годы).

Сейчас число детей, не говорящих по-русски, уже гораздо больше – так считают многие. Учителя не справляются. Уровень образования падает. Родители бегут из "мигрантских" школ, и из "мигрантских" районов…

Но так ли это?

"Раньше эти люди назывались лимитчики"

Научно-учебная лаборатория социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Петербург) при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ провела большое четырехлетнее исследование ситуации в школах Петербурга и Московской области. В нем приняли участие 704 школы и 7300 учеников, 20 ПТУ и 800 их учащихся в Петербурге, 50 школ, 860 учителей и 3400 учеников в Подмосковье. И - 650 детей-мигрантов, неграждан России…

По оценкам Комитета по образованию правительства Петербурга, половина первоклассников города – дети мигрантов. В каждом районе Петербурга есть хотя бы одна школа, в которой этих учеников более 25%.

На Западе мигрантом первого поколения считается тот, кто родился на территории принявшей его страны. Мигрант второго поколения – тот, у кого хотя бы один из родителей родился за пределами этой страны. Это определение не работает в России: большинство мигрантов, с которыми мы сталкиваемся, родились в общей для нас стране – СССР.

"Дети из Украины… я их даже не считаю мигрантами, – задумчиво говорит директор одной из петербургских школ. – Мигранты – когда они чем-то от других детей отличаются. А если все дети одинаковые… язык такой ребенок знает, культуру знает, нравы знает… ну это какой же мигрант?"

Одноклассники тоже не рассматривают этих детей как "заметное меньшинство" ("visible minority") – так в терминах социологии маркируются чужаки. К "заметным меньшинствам" петербургские школьники относят приезжих из Средней Азии и Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) и… из республик Северного Кавказа В этом заключается российский парадокс.

Первый вопрос, который петербургские родителя задают администрациям школ на дне открытых дверей, звучит так: сколько у вас "ЭТИХ"? Ну, которые не говорят по-русски?.. Услышав ответ, поворачиваются к дверям и отправляются на поиск школы, где мигрантов поменьше. Вместе с ними принимаются искать "самую русскую в районе школу" и "понаехавшие" родители.

"Мы приехали в Россию, чтобы здесь жить, – объяснили они социологам, – и наши дети должны изучать русский язык и учиться вместе с русскими сверстниками".

Родители с Кавказа, надо сказать, проявляют в поисках "самой русской школы" больше упорства. Россияне сдаются быстрее и ведут своего ребенка к ближайшему школьному крыльцу. Неважно, сколько в школе мигрантов – только бы она подходила им по другим показателям (учителя, кружки и секции и п. т.).

Вот как выглядит одна из петербургских школ, принимающая детей-мигрантов.

"Мрачный окраинный район, много заколоченных домов, – рассказывает один из исследователей. – А школа – хорошая, живая. На доске объявлений мы увидели фотографию молоденькой учительницы с пояснением: она после окончания вуза вернулась преподавать в родную школу. А это, на мой взгляд, показатель того, что в школе – уютная, комфортная атмосфера.

Учителя – люди активные, увлеченные своим делом. Родители ходят на все родительские собрания. Ученики, вопреки нашим ожиданиям, выглядят хорошо: вежливые, опрятные… Директор школы, в которой учатся дети-мигранты из заколоченных домов, говорит: "Мы всегда учили такой контингент. Просто раньше эти люди назывались – лимитчики. Теперь называются – мигранты".

Самое важное – кто будет вашим соседом по лестничной клетке

Россия счастливее своих западных соседей. Даже если сегодня в школе половина первоклассников не говорит по-русски, тут не знают феномена, который социологи называют "последствиями недобровольной миграции". Речь идет о детях, чьих предков когда-то насильно привезли в страну.

Историческая память каждой семьи значит очень много. Она подталкивает детей не принимать нормы того общества, которое жестоко обошлось с их предками. Такие дети формируют свою культуру, которую исследователи давно уже назвали "антишкольной". Базируется она на презрении к стране проживания, к ее законам, к тем, кто их учит в школе и – особенно к тем сверстникам, которые прилежно и хорошо учится.

Классический пример – корейцы, насильно завезенные на работы в Японию во время Второй мировой войны.

"Сегодня в Японии о потомках этих недобровольных мигрантов бытует примерно такое же мнение, как об пуэрториканцах в Америке, – рассказывает руководитель Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Петербург) Даниил Александров. – Корейские дети не хотят учиться, собираются в банды, а корейские кварталы в японских городах считаются самыми опасными.

В США есть свои недобровольные мигранты, – потомки африканских рабов, привезенных в США. Они живут в стране много поколений, но так и остались мигрантами, не принимающими ее культуры. Эти подростки даже в школе отвергают ценности образования и относятся к отличникам как к маргиналам. На школы, где таких детей – большинство, власти давно уже махнули рукой.

Национальность не влияет на дружбу

Бойкотируют ли россияне своих сверстников из семей мигрантов?

"Русские дети в исследованных нами школах дружат со всеми: они не выбирают себе друзей по этническому принципу. И это нас порадовало, – рассказал руководитель Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Петербург) Даниил Александров – Такая ситуация складывается, если в каждом классе насчитывается примерно по 8 иноязычных детей.

Если же в классе 1 или 2 иноязычных ребенка, то картина – иная: возникают мигрантские коалиции, противостоящие остальному классу.

Например, для меня было полной неожиданностью, что, оказавшись в русскоязычном классе, подружились армянин и азербайджанец. Не то что бы это невозможно, но – нетривиально. Более того – у этих ребят возникла самая искренняя и нежная дружба. Мотив оказался таков: "мы оба с Кавказа, а все кавказцы дружат". Если вместе с русскими в одном классе учатся узбек и азербайджанец, они объединяются, говоря: "мы – мусульмане, у нас свои обычаи, мы не похожи на русских".

Иноязычные дети находят способ консолидироваться, даже если для этого нужно присвоить себе новую идентичность.

23, 6% детей из семей, говорящих на азербайджанском, армянском, грузинском, кабардинском, лезгинском, таджикском, узбекском, киргизском языках, называли себя в анкетах русскими!

Как учеба?

Петербургских социологов волновало, как относятся дети-мигранты к учебе? Какова норма иноязычных детей в классе? Не станут ли они со временем, подобно чернокожим ученикам в школах США, питательной средой для разрушительной "атнишкольной культуры"?

Опросы показали: мотивация к учебе у детей-мигрантов значительно выше, чем у их одноклассников.

Они считают ценностью хорошее образование.

Рухнул миф и о том, что мигранты учатся плохо. Оказалось, все дети, родившиеся в Петербурге, учатся ОДИНАКОВО (в зависимости от своих способностей, мотивации и пр.), но независимо от их этнического происхождения. Даже среди учеников гимназий и лицеев с высокими академическими требованиями социологам не удалось обнаружить статистически значимых различий между успеваемостью детей-мигрантов и большинством их одноклассников.

Важно подчеркнуть: речь идет о детях-мигрантах, родившихся в Петербурге.

У тех, кто приехал в Россию в школьном возрасте (после 7 лет) успеваемость хуже. Просто эти дети ( 26,7% от всех детей-мигрантов Петербурга, участвовавших в исследовании) хуже владеют русским языком.

"Большинство родителей-мигрантов признают авторитет школы.Более того – по ряду пунктов школа для них – это ключевой институт адаптации в обществе, – говорит руководитель Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ (Петербурга). – Школа – это социальное российское пространство, с которым родители-мигранты сталкиваются ближе всего. Ее требования к поведению, одежде, питанию детей для них являются образцовыми и непререкаемыми.

Многие родители пытаются выучить русский язык именно через школу. Иногда посредниками становятся их собственные дети, приносящие язык из школы в семью".

Сегодня ученики-мусульмане могут питаться халяльной пищей далеко не в каждой школьной столовой, а девочкам запрещено надевать на занятия исламскую одежду. Однако в Петербурге родители-мигранты принимают эти ограничения и признают их легитимными.

"В семье обязательно должен быть полицейский"

О чем мечтают дети-мигранты в петербургских школах?

72% из них ответили социологам, что намерены учиться в вузах. Либо – на врача, либо – на полицейского.

"Мальчики – особенно азербайджанские – ответили: мы пойдем либо в Полицейский колледж в Петербурге, либо в академию ФСБ, – сказал Даниил Александров. – Дети, чьи родители ведут мелкий бизнес на рынке, знают: полиция – это фактор угрозы, а значит, в семье очень важно иметь полицейского".

"Мы выяснили поразительный факт. Со стороны учителей проявляется амбивалентное отношение к миграции вообще и к этим ребятам в частности, – признал, завершая свой доклад на семинаре НИУ-ВШЭ, Даниил Александров. – Когда разговариваешь с учителями о проблемах миграции, педагоги дружно выражают свое возмущение: "Понаехали тут всякие!"… Через некоторое время задаешь педагогам вопросы о конкретном классе, об их учениках из семей мигрантов. И учителя – в полном восторге. "Такие хорошие дети, – повторяют педагоги, – и всегда такие чистенькие, хотят учиться, уважают учителей. А какие хорошие родители: всегда приходят, когда вызываешь их в школу!".
2016-06-20

Источник - vesti.uz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1466459880
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх