КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 16.06.2016
22:15  В Сирии погиб российский артиллерист-контрактник - сержант Широкопояс
22:07  "Вакханалия" исламистов в ЦА не угрожает саммиту ШОС, - К.Затулин
22:01  В Кыргызстане предлагают ужесточить наказание за навязывание вероисповедания
21:57  Суд не удовлетворил иск правозащитниц Исмаиловой и Абдирасуловой к президенту Кыргызстана
20:09  "Киргизия и Таджикистан для ЕАЭС – "чемоданы без ручек"
20:05  Двойные стандарты и угрозы – Таджикистан в зеркале СМИ
20:01  Иран и США начали битву историческими документами, - С.Тарасов
18:19  Неизвестный псих на улице зарезал, а потом и пристерлил самую симпатичную депутатку Британского Парламента Д.Кокс
14:01  Скоропостижно скончался известный таджикский радиожурналист Шариф Мисайзод
13:50  В Алматы за взятку задержан директор института по повышению квалификации педагогов Дюсебаев
13:38  Резня в форте Пиллоу. Кровавые страницы истории США, - В.Шпаковский
13:19  Казахстан, Актобе: взгляд с двух сторон, - Р.Скоморохов
13:07  Павлодарских сайентологов обвиняют в мошенничестве
13:00  Российский "Газпром" ликвидирует 4,3 тысячи километров газопроводов на Украине
12:40  Мурат Лаумулин выпустил 4-томную "Историю Казахстана и Центральной Азии в мировой ориенталистике"
12:37  Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века, - Федор Фиельструп
12:36  Параллельно Босфору. Турция не находит поддержки основных мировых игроков, - Е.Сатановский
12:34  Министр финансов А.Касымалиев рассказал, сколько и кому должен Кыргызстан
12:27  Дилетанты специального назначения. Почему операция против боевиков в Актобе не принесла результатов, - А.Рамм
11:57  Уникальный документ о приеме кыргызских послов императрицей Екатериной II обнаружен в госархиве РФ (фото)
11:47  НАТО объявляет киберпространство театром боевых действий, - "Der Spiegel"
11:44  "Хакеры российского правительства" украли компромат на Трампа, - истерит Washington Post
11:38  Иран подал иск к США в Международный Суд ООН на 2 миллиарда долларов
11:36  Новые "министерства Правды" переписывают историю Восточной Европы, - А.Мартинес
11:34  Поддержите геев-мусульман, - Бавар Исмаил
10:54  В Таджикистане научились блокировать веб-анонимайзеры. Прогресс, однако
10:52  В Китае студенты начали брать кредиты под залог интимных фото
10:49  Исламисты проверяют на прочность западную толерантность, - "НГ"
10:35  Клинтон отказалась "объявлять войну" исламу, - А.Забродин
08:58  Пакистан строится на границе с Афганистаном. Возведение укрепительных сооружений может привести к новому конфликту между странами
08:39  В той степи глухой… Теракты в Актобе заставляют задуматься о будущем союзного Казахстана, - Д.Тукмаков
08:23  Казахстанские ОлимпЧемпионы Ильин, Чиншанло, Манеза и Подобедова отстранены от соревнований за допинг
08:15  Скандал в США: ЦРУ и ФБР собираются получить доступ к каждому действию человека в Интернете, - В.Колесников
08:11  Зачем Германия поссорилась с Эрдоганом, - А.Манойло
08:07  Евросоюз и новая экономическая реальность. К открытию ПМЭФ-2016, - П.Искендеров
08:02  "Кумтор" опять в осаде. Власти Киргизии пытаются отсудить у канадских инвесторов золотой рудник, - Г.Михайлов
07:59  Иранский военачальник Яхья Рахим Сафави, - А.Глазова
00:29  Шелк становится сталью. Шелковый путь обогатит Поднебесную, - А.Запольскис
00:13  Что не понимает Эрдоган, - Д.Седов
Среда, 15.06.2016
22:25  Восстание рабов в Америке. Эдуард Лимонов о бойне в Орландо
22:18  В одной Актюбинской области точат ножи 1500 салафитов, - ДКНБ
22:15  Голливудское поражение ИГИЛ. Как смерть "халифа" аль-Багдади повлияет на операции группировки в Сирии и Ираке, - "СП"
20:11  Узбекской жене стрелка из Орландо готовятся предъявить обвинения в пособничестве
20:02  Основатель Alibaba г-н Ма считает, что китайские подделки качественнее оригинала
19:56  Вечный праздник Рахмона, - К.Бариева
19:15  Мирбек Касымкулов назначен командующим Национальной гвардией Кыргызской Республики
16:30  Орландо - это только начало. "Одинокие волки" против цивилизации педиков, - Die Welt
14:02  Как Центральная Азия идет под снос, - "АП"
13:59  Совет директоров КИК-Казахстанской ипотечной компании возглавила Ляззат Ибрагимова
13:57  По ту сторону KADEX, или Что мы знаем о рынке вооружения Казахстана?
12:55  Религия XXI века: кто не с нами, тот против нас, - Нарын Айып
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века, - Федор ФиельструпИз обрядовой жизни кыргызов начала XX века, - Федор Фиельструп
12:37 16.06.2016

Автор: Федор Фиельструп

Киргизы племени саяк. Сон-Куль. Фото Ф.А.Фиельструпа.

Данная работа является публикацией этнографических материалов российского ученого Федора Артуровича Фиельструпа (19.02.1889-07.12.1933). Она посвящена обычаям и обрядам кыргызов и других тюркских народов начала XX века в самых разных областях быта, прежде всего обрядам, связанным с рождением и воспитанием ребенка, свадебным и погребально-поминальным. Книга дает представление о хозяйственной деятельности, празднествах и развлечениях, традиционной социальной структуре кыргызского общества, архаичных пластах мировоззренческой системы кыргызов.

Редакция предлагает вниманию читателей фрагменты книги Ф.А.Фиельструпа.

Глава первая

Обряды жизненного цикла

Свадебные обряды у кыргызов. Формы брака и развод

Кыдыр, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Браки заключались главным образом внутри сословий: манапы между собой, баи между собой, так же и бедняки. Стоящий в социальном отношении выше мог взять себе жену из бедного сословия, но редко когда отдавали дочерей замуж в низшее сословие.

Беспрекословное подчинение воле родителей.

Белек Солтонаев

1. Белкуда - сваты по дружбе, если, например, один обязан жизнью другому. Соглашаются еще до рождения детей поженить их, когда они родятся и вырастут.

2. Куда - брак по политическим соображениям, например, для объединения двух родов и усиления своей группы.

3. Куданда - сваты по кровной дружбе, когда появятся соответствующие дети.

4. Сөөк куда - "сваты одной кости", для поддержки родственной связи. Например, мой сын женится на дочери брата моей матери. Сөөк түштүм - породниться через брак кого-нибудь из своих, стать сватами.

Товака, адигине, Ошский окр., Бельбашат под Чолкунду

Белкуда (бел - поясница, позвонок) - сосватавшие друг за друга своих еще утробных детей.

Сагимбай Оркобаев, солто, местн. Сарыбулак

Тамыр - друг до смерти. Обряд заключения дружбы состоит в присяге на Коране - Куран кармашты (дашты)1. Перед церемонией созывают народ, режут скотину и угощают приглашенных. Звание "тамыр" дает известные права человеку в смысле "хозяйничанья" в юрте друга, если при посещении его не оказалось дома; распоряжения его исполняются женщинами и джигитами беспрекословно, как приказания хозяина. Вступление в такой союз обязывает обоих не отказывать друг другу ни в каких просьбах, и подчас тамырство заканчивается судебным делом, когда один из друзей злоупотребляет своими правами и в то же время недостаточно уступчив2.

Умыкание невесты

Сатывалды, бугу, местн. Сарыбулак

В прежнее время редко воровали невесту.

В случае умыкания невесты приходили в большом числе, связывали родителей, увозили ее саму и все содержимое кибитки, постель и пр.

За кражу невесты полагался штраф, и собиравшийся увозить девушку считался с этим и готовился к штрафу, состоявшему из полного калыма плюс 9 голов скота. По меньшей мере, дополнительных.

Волосы невесте в две косы заплетала впоследствии свекровь3.

Умыкание совершалось и в случае, если отец невесты после заключения договора и получения части калыма передумает и захочет отдать свою дочь за другого.

Зордук - умыкание силой.

Эриштик айвы - штраф за невыполнение договора (л. 38).

Садвакас Хожакин, Сон-Куль

Алакачу келди - украсть невесту в случае, если она просватана уже за другого.

Саяк, пер. Каравос, приток Нарына

Тайный увоз девушек практиковался мало. В случае увоза за вором гнались и невесту отнимали на дороге. Если же похититель успевал ее увезти, то приезжали требовать калым или девушку обратно. Увозили ее в свой аул; если аул слаб и не мог внушить преследователям уважения к себе, то происходили драки. Жених увозил свою невесту, чтобы заплатить меньше калыма, - условия ставил тот, у кого находилась девушка. Особых церемоний примирения между родителями той и другой стороны не было.

Расторжение сватовства

Кыдыр, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

У Сагимбая Оросбекова был случай. Старшая его сестра была просватана, но убежала к сыну волостного, за которого хотела выйти замуж. Когда приехал сговоренный жених и потребовал ее, родителям пришлось уплатить шесть верблюдов, 15 лошадей-пятилеток, 15 четырехлеток, 15 трехлеток, 15 двухлеток, 60 чапанов и хорошей материи, 60 баранов, 60 рублей. Волостного отстранили от должности, и он уплатил еще 3x94 лошадей и три верблюда суду (биям и манапам) - иначе родителей невесты и волостного убили бы.

Нерушимость брака в домусульманские времена

Солтон сары, Жингиш ажи5, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Брак в прежнее время, до мусульманства, был нерушим. Развод (талак) появился только с усилением мусульманства.

Кокумбай Жинин

Развода в прежнее время не бывало. Даже брак решенный, пока жених и невеста еще в люльке, по произнесении обычной формулы: "Аллах Акбар", т.е. бата6 являлся нерушимым и в случае смерти одного из сговоренных до брака вопрос о замещении решался обычным порядком.

Развод

Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Кыдыр

Талак (бир талак, уч талак)7 - слова, сказанные мужем жене, после которых брак считается расторгнутым. Эти слова не имеют силы в случае ее беременности до родов или если муж находится в невменяемом состоянии (пьян, лишился рассудка и пр.).

После развода женщина может выйти замуж через три месяца, когда выяснится, что она не беременна {? - Ф.Ф.). В случае, когда разведенные пожелают вновь сойтись, а развод произошел после слов "бир талак", они могут сочетаться браком в любой момент. Если же развод сопровождала фраза "уч талак", то женщина должна побывать предварительно замужем за другим человеком; после брачной ночи снова должны пройти три месяца до того, как она, разведясь с новым мужем, может выйти за прежнего.

Домусульманский обряд бракосочетания

Белек Солтонаев, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

До мусульманства брак заключался следующим образом:

1. Спрашивали о согласии у обеих сторон, потом два человека брали за концы прут, а третий перерезал его пополам посередине; концы кидали в разные стороны. Так же поступали и при заключении всяких условий и договоров.

2. Муж и жена, порезав себе подушечки пальцев, сосали кровь друг у друга.

3. Ок тиш теген (букв, "белые зубы коснулись пули". - Б.К., С.Г.) - оба "закусывали пулю", оставляя на пуле следы своих зубов и потом хранили ее. Если один изменит, то пуля эта убьет его. Так же делали и при заключении дружбы8.

Клятва: Сен мени таштасан - Сени ок урсун,

Мен сени таштасам - Мени ок урсун.9

Кокумбай Жинин

Прежде брак совершался и без муллы, с помощью человека, знающего какую-нибудь молитву. Платой за бракосочетание был ала кииз. До брака жених и невеста произносили клятву верности и "закусывали" при этом пулю при первом же посещении женихом невесты.

Предполагают, что брак совершался без муллы при помощи посредника, который спрашивал о согласии той и другой стороны при свидетелях, и только.

р.Макмал-Нарын близ Тогуз-Торо

Пулю "закусывали", завершая клятву, двое непросватанных, пожелавших друг друга самостоятельно.

Бозбаштык, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

В прежнее время, когда муллы были редки, бракосочетание совершалось одним рукопожатием.

Читать продолжение

1 Курон кармашты - поклялись на Коране. От Курон кармаш - поклясться на Коране: произнося клятву, целуют Коран, прикладывают ко лбу и возвращают. (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 44 8).
2 Запись о тамырах приведена Ф.А.Фиельструпом в этом разделе, видимо, потому, что тамыры очень часто клялись породниться, т.е. стать сватами, и тем самым еще больше скрепить свою дружбу. О такой клятве тамыров см.: Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов. Автореф. дис… д-ра истор. наук. Алма-Ата, 1975. С. 67.

3 Переплетение девичьей косы в две (женская прическа) - символ перехода девушки в другую (следующую) возрастную группу (см. об этом ниже). Обычно это делали мать или кто-то из женщин со стороны невесты. При умыкании невесты, т.е. при не совсем традиционном пути перехода девушки в следующую возрастную группу, это вынуждена сделать ее свекровь.

4 Свадебные подарки (калым, а также подношения, штрафы и т.д.) у народов Средней Азии и Казахстана исчислялись обычно "девятками" и назывались токуз, токызлык и т.д. (Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. С. 106, 118, 140; Пещерева Е.М. Свадьба в ремесленных кругах Каратага // Семья и семейные обычаи у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978. С. 181; Есбергенов X., Атамуратов Т. Традиции и их преобразование в городском быту каракалпаков. Нукус, 1973. С. 67; Юдахин К.К. Указ. соч. С. 741). 2 X 9, 3 X 9 и т.п. означает, что дарили две или три "девятки" скота. И вообще число 9 - магическое, приносящее, видимо, удачу, счастье, фигурирует во время свадебных церемоний у многих народов мира (кроме указанных выше работ, см.: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С. 232; Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана / / Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 304; Толеубаев А .Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов XIX - начало XX в. Алма-Ата, 1991. С. 33-34. Там же приведена и литература).

5 Ажи - то же, что хаджи, т.е. человек, совершивший паломничество в Мекку.

6 Бата - одно из значений слова: молитвенное напутствие, благословение, которое совершалось после угощения при окончании или начале сговора, какого-либо дела; выражало удовлетворение результатами или пожелание успеха (Юдахин К,К. Указ. соч. С. 116).

7 Талак - развод (супругов); бир талак - однократный развод; уч талак - троекратный развод. Для того, чтобы троекратный развод стал действительным, достаточно три раза произнести слово "талак", дальше следуют только формальности (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 695).

8 С появлением мусульманского бракосочетания карающую функцию для неверного супруга стала выполнять не пуля, а "венчальная вода" (см. о ней ниже), как например, у казахов (Толеубаев А .Т. Указ. соч. С. 25).

9 Букв. "Если ты меня бросишь, Пусть тебя сразит пуля,

Если я тебя брошу, Пусть меня сразит пуля".

Стилистика и грамматика авторов сохранена.

Источник - История Кыргызстана и кыргызов
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1466069820
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх