КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 13.05.2016
20:00  Агрессивный шариат в Копенгагене, - Пиа Кьерсгор
19:58  Магриб закупает оружие у России, - Мустафа Эрдемол
19:51  Война в Сирии: задание на дом, - С.Ищенко
19:33  Господин "З.С." (экс-замминобороны Киргизии) обвинен в аферах с турками
17:30  Полиция Алматы сорвала аукцион по продаже годовалой девочки
17:25  Первым в истории Таджикистана Омбудсменом по правам ребенка стала Раджабмох Бадриддинова
16:24  Стихийные бедствия в Таджикистане отрезали от внешнего мира Горный Бадахшан
15:07  В Гиннес, однако. В Усть-Каменогорске с комбината украден 9-тонный слиток титана!
15:03  Астраханская казашка Танзиля Бисембеева признана старейшей жительницей Земли
13:20  Таджикистан объявил войну половому неравенству в учебниках, - Д.Соловьева
13:17  Газопровод ТАПИ: туркменская карта в игре шейхов, - "НВ"
13:16  Казахстан пытается погасить мини-майдан. В ответ на протесты населения Назарбаев быстро переформатировал правительство, - "НГ"
12:38  Хаккяри. Турецкий боевой вертолет разбился (сбит?) во время операции против курдов
12:34  Прилив черного оптимизма. Магическая цена на нефть, - Д.Мигунов
12:27  Нашла коса на камень. Казино Дональда Трампа вместо "Великой шахматной доски", - Н.Коньков
12:24  Мир-система России и геоэкономические маршруты Евразии, - В.Багдасарян, Д.Каптарь
12:16  Рахимжан Кошкарбаев из Казахстана первым водрузил знамя Победы над Рейхстагом
12:15  "Казахская весна": на что еще способен народ? - САМ
12:10  Наводнения и сели в Таджикистане: пострадали сотни домов, есть жертвы
12:06  Гонка вооружений в Юго-Восточной Азии: Индия кинулась в объятия США, - М.Васильева
11:22  В Кыргызстане продолжается падение ВВП - минус 4,9%
11:16  Китай и ВТО: навстречу роковой дате 11 декабря 2016 года, - В.Катасонов
11:12  В Таджикистане раскаявшихся салафитов освобождают от ответственности, - "РО"
10:20  Ученые Назарбаев Университета изобрели уникальную "систему регенерации костей при переломах"
10:15  "В Казахстане для чиновников плагиат – нормальное явление, чуть ли не доблесть", - Г.Лупарев
10:08  Нефть любит тишину. Компании не хотят раскрывать геологические данные, - "Къ"
10:06  Ирану отказали в паломничестве по святым местам. Тегеран обвинил Саудовскую Аравию в политизации процесса выдачи виз для хаджа
09:55  Н.Назарбаев озадачил руководство "Фонда Первого Президента – Лидера Нации"
09:52  Борец из Киргизии Жанарбек Кенжеев лишен лицензии на ОИ в Рио из-за мельдония
09:41  Конституционная революция в Персии (1905-1911 гг.), - А.Глазова
09:18  Ветеран Любовь Печко умерла после атаки укр-нацистов
08:34  Шуская долина может скрывать следы цивилизации "среднеазиатских майя", - исследователь Жуманов
08:28  Карабахский разлом вечен. Армяно-азербайджанский конфликт вокруг непризнанной республики фактически не имеет решения, - А.Храмчихин
08:07  ВВС Израиля разбомбили командира шиитской "Хезболлы" Мустафу Бадреддина
08:00  США разместили свой спецназ на базах в Ливийских Мисурате и Бенгази
07:45  Китай покажет США силу своих ВМС. Слушания в Гаагском суде Пекин назвал отрепетированным спектаклем, - В.Скосырев
00:26  Священная война советских мусульман. Вышла книга В.Ахмадуллина
Четверг, 12.05.2016
22:35  Зверь... Халифат должен быть разрушен, - Э.Лимонов
20:10  Полный провал турецкой дипломатии, - Барыш Достер
20:08  Циничная игра Запада в Средней Азии, - Анатоль Дуо
19:38  Главным прокурором Украины стал уголовник без юридического образования
18:39  В Сирии погиб еще один российский военный - солдат-связист Антон Ерыгин
17:52  CASA-1000 - мифический проект и немифические угрозы, - А.Князев
17:20  В Бишкеке арестован лидер "Народного парламента" Талгарбеков
15:28  "Исламское государство" в Ираке может просуществовать десятки лет, - А.Хизриев
15:26  Эрдогану заморозили "шенген". Почему Евросоюз передумал отменять визы для Турции, - С.Гомзикова
14:33  В Бразилии отстранили от власти президента Дилму Русеф. За аферы в Petrobasе
14:31  Россия вводит полный запрет на ввоз овощей и фруктов из Турции
13:47  Нейтралитет не защитит страны ЦА. Коллективная безопасность предполагает личную ответственность политических элит, - А.Балиев
13:41  Крупный застройщик Астаны "Толенды" оказался не менее крупным мошенником
13:32  Чешется и колется! Мигранты угрожают Европе экзотическими эпидемиями, - О.Никифоров
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Мир-система России и геоэкономические маршруты Евразии, - В.Багдасарян, Д.Каптарь
12:24 13.05.2016

Мир-система России

Вардан Багдасарян, Дионис Каптарь



Россия может замкнуть на себя геоэкономические маршруты глобального уровня. Этот тезис отстаивает профессор, доктор исторических наук, эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Вардан Багдасарян.

"ЗАВТРА". Вардан Эрнестович, недавно вы выступили с интересным тезисом о том, что Россия способна замкнуть на себя геоэкономические артерии мирового значения и тем самым явить миру альтернативы как западным сложившимся торгово-экономическим и геополитическим путям, так и будущим, пока что потенциальным азиатским путям, за которыми стоит Китай. Заявление смелое. Обоснуете?

Вардан БАГДАСАРЯН. Мне представляется, что для понимания современных геополитических реалий уместно вспомнить мир-системный анализ, предложенный Иммануилом Валлерстайном. У каждой системы есть центр, полупериферия и периферия. Мы исторически включились в мир-систему Запада, оказавшись в полупериферийном положении. В центре этой мир-системы- сервисное производство, имитация труда, в значительной степени фиктивная экономика, раздутый банковский капитал. Полупериферия обеспечивает этот центр сельскохозяйственным сырьем. И есть условно рекреационная зона – различного рода островные государства. Россия, приняв с 80-х годов тезис интеграции в единое мировое пространство, в мир-систему Запада, стала сырьевой страной и сборочным цехом. И как итог, здесь оказались все проявления полупериферийного положения.

Сегодня перед Россией стоит выбор: либо мы остаемся в этом положении, оставляя в прошлом перспективы развития и территориальную целостность, либо Россия выстраивает свою мир-систему, где она является центром. Для этого и пространственных, и сырьевых ресурсов (это 22% мировых сырьевых ресурсов по оценкам экспертов) у нас достаточно. Шанс занять центральное положение в евразийских геоэкономических маршрутах у России очень велик.

"ЗАВТРА". Давайте теперь к этим маршрутам и перейдем. Что за маршруты?

Вардан БАГДАСАРЯН. Существует две основные геоэкономические зоны, которые возникли аж с античных времен. Если рассматривать середину XIX века, то Китай тогда занимал по оценкам экспертов треть мирового ВВП, совокупная Европа - порядка четверти от мирового ВВП. В таких условиях вопрос, как связать Европу с Китаем и Индией был принципиален. Тогда было создано три основных маршрута.

Первый маршрут – англосаксонский, морской путь связанностей. Первоначально он проходил вокруг Африки, потом, когда появился Суэцкий канал, стал проходить через Аравийский полуостров. И отсюда ставка на Саудовскую Аравию. Роль Британии в уничтожении Османской империи здесь достаточно четко прослеживается за счет включения салафитского проекта как некой альтернативы.

Второй маршрут – это линия Берлин-Стамбул, теперь Берлин-Анкара, его прокладка является одной из причин Первой мировой войны. Железная дорога должна была проходить через территорию Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Османской империи. Единственное государство, которое мешало осуществлению прокладки, была Сербия. Соответственно, Сербия оказалась в фокусе интересов многих стран.

"ЗАВТРА". А еще добавим, что железная дорога Гамбург-Басра проходила близко к российской границе. Россия выдвинула свои претензии по этому поводу, и немцам пришлось идти на уступки и спускать маршрут южнее.

Вардан БАГДАСАРЯН. Да. Вообще связка Германии с Турцией возникла не случайно. Также как отношения Меркель с Эрдоганом, сирийский конфликт… - все это имеет подоплеку. В свое время, когда возникал вопрос о прокладке газопровода из Катара в Сирию, Асад установил шлагбаум на реализации этого проекта. Скорее всего, это тот самый геоэкономический подтекст, который не в последнюю очередь стоял за сирийской проблемой.

На втором маршруте выстраивается связь - Берлин, Стамбул (теперь Анкара), далее Ирак. Новый Шелковый путь идет из Китая, проходит через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию. Замыкаются два потока, выстраивается геополитическая линия в обход России. Да, в теории есть линии Берлин-Москва, Берлин-Москва-Токио или Берлин-Москва-Пекин. Но на практике мы видим только постоянные столкновения России и Германии, России и Японии. Конечно, здесь обошлось не без англосаксов, которые подталкивали нас к этому столкновению, но вместе с тем мы видим здесь просто четкий геоэкономический интерес с определенной артерией, идущей мимо России.

И третья траектория– это условно российский путь.В истории он описан не очень хорошо, хотя товарооборот был не маленький. Путь этот иногда называют "Великий чайный путь" - Россия-Китай. Эту траекторию необходимо развивать, соблюдая приоритеты и не становясь транзитом. Нам в первую очередь важно собственное развитие. А собственное развитие уже потянет за собой и включение в этот пояс развитости других сопредельных территорий.

Одна из версий этого пути проходит через территорию Дальнего Востока, охватывает сибирские регионы, выходит на Урал, Поволжье. Есть маршруты, которые учитывают и интересы республик Средней Азии с прохождением через территорию Казахстана.

"ЗАВТРА". Это железные дороги?

Вардан БАГДАСАРЯН. Да. Было рассмотрение маршрута с интегративным включением и территории Средней Азии, и Закавказья, и Украины... При Януковиче активно обсуждалась эта тема. Пока наши реалии – это новый великий Шелковый путь, первые прогонки вокруг России были продемонстрированы. Все остальное – пока разговоры в академическом сообществе.

"ЗАВТРА". Что же, тогда поговорим о разговорах академического сообщества.

Вардан БАГДАСАРЯН. Выдвинута концепция: прокладка железнодорожных линий тянет за собой приток кадров, что ведет к возникновению населенных пунктов, которые требуют развития социальных инфраструктур. Это тянет за собой развитие науки, развитие системы информационных коммуникаций. В принципе, давно было доказано, что железнодорожный транспорт – это локомотив развития.

Конечно, это проект ТЕПР - Трансевразийского пояса развития. Он заключается в концепции солидаризационного развития. В значительной степени развитие Российской Федерации происходит по определенным точкам. Но точки не всегда связаны между собой, и такое развитие не приводит к прорыву. Здесь же предложена новая концепция солидаризационного развития - поясное развитие. Один регион связывается с другим. Если говорить о странах – одна страна связывается с другой. И это не система конкуренции регионов или стран, а развитие на взаимовыгодной основе - если развивается одно из звеньев этого пояса, значит, развивается и другое звено.

Конечно, проект уровня ТЕПР должен рассматриваться на высшем государственном уровне. Поэтому этот вопрос сейчас стоит для нового руководства РЖД и для государства в целом. В свое время было несколько докладов, с которыми Владимир Якунин выступал, в том числе представляя ТЕПР на уровне РАН. Были сделаны аналогичные доклады на различных площадках, в том числе в Японии, где проект вызвал большой интерес. В общем, теоретический концепт брошен, модель математическая просчитана, дальше дело инвесторов, практиков и политиков его реализовывать.

"ЗАВТРА". Какие две крайние точки могут связать ТЕПР?

Вардан БАГДАСАРЯН. Европейский союз и Япония. Но это не означает ограничение данным пространством. В том солидаризационный концепт и заключается, что в него могут быть включены и другие регионы. Поясное развитие предполагает достаточно широкую включенность. Кстати говоря, в этом заключается принципиальное отличие от морского талассократического варианта развития. Сейчас даже на уровне стратегии национальной безопасности США внесены два проекта –трансатлантическое и транстихоокеанское развитие. Но когда проходит железная дорога, возникают соответствующие города, населенные пункты, происходит сосредоточение ресурсов, значит, любой развивающийся регион тянет за собой другие регионы. Вот она связанность. Обеспечивается связанность развитости. При морской торговле такого нет. Приходит корабль из одного пункта в другой, о каком-то развитии нет и речи.

Если мы посмотрим, как развивались колониальные страны, то увидим, что Английская и Французская империи развивались именно по морскому океаническому побережью, в глубине стран царила страшная нищета.

У нас есть регионы богатые ресурсами, но эти ресурсы не задействованы, не брошены на развитие, поскольку удалены от экономических центров и основных транспортных магистралей. Пространство разреживается и геополитически занимается другими. А прокладка железнодорожных сетей даст возможность для решения вопроса.

"ЗАВТРА". Но известно, что морские перевозки дешевле. Это весомый аргумент против железных дорог.

Вардан БАГДАСАРЯН. Морские пути бывают важны для быстрой доставки в тот или иной регион, где работа иного вида транспорта затруднена. Но если мы говорим о сухопутных путях, то их значение переоценить нельзя.Великие пути древности – это города, возникшие по этим путям, вокруг которых складывались целые цивилизации. Если мы ставим вопрос о развитии страны в целом, ограничиться только морскими путями невозможно. Стратегически нужны пути, которые пронизывают пространство России изнутри. Конечно, и морские пути нужны, но без сухопутных артерий развивать внутреннее пространство России, прежде всего пространство Сибири, невозможно.

"ЗАВТРА". То, что надо развивать Россию путем развития железнодорожных путей –очевидно. Но вы-то говорили и о международной торговле. Допустим, надо связать Токио с Евросоюзом. Ну, построим мы железную дорогу, хорошо, а кто пойдет по этому грузопотоку? Ведь и БАМ оказался недостаточно эффективен с коммерческой точки зрения, хотя его военно-стратегические плюсы нельзя недооценивать.

Вардан БАГДАСАРЯН. Безусловно, это задача конкретного расчета экономистов. И здесь, кстати, важно учитывать не только коммерческий, но и военно-политический фактор. Если рассмотреть весь спектр факторов, то получается некий замкнутый круг: конечно, пути идут там, где зоны развитости пролонгируют выстраивание соответствующих путей.

"ЗАВТРА". Что у нас с арктическими путями?

Вардан БАГДАСАРЯН. Этот вопрос у нас долгое время игнорировали. Сейчас ситуация несколько поменялась, руководство увидело военно-стратегическую составляющую арктических путей. Активно ведутся научные проработки в этой области. Хотя, конечно, если проанализировать состояние Мурманска и других населенных пунктов, находящихся в арктической зоне, то в социальном плане, в плане развития инфраструктур радоваться пока нечему.

"ЗАВТРА". Перейдем к особенностям нашего взаимодействия с Ираном. Вопреки расхожему мнению, Россия знала кофе за сто лет до Петра I . За сто лет до Петра у нас уже были очень тесные торговые связи с Персией. Наши купцы, рассказывая о своих походах, писали о кофейнях не как о чем-то фантастическом, а как об обычном явлении. В Европе в то время это было диковинкой. И, возможно, Россия, полностью переориентировавшись при Петре на Запад, потеряла импульс восточного развития. А наши артерии, благодаря Каспию, глубоко вдающемуся в сухопутную территорию, связаны с Персией, с восточными шелками, пряностями. До Индии рукой подать. Возможно, эта артерия могла бы быть реальной альтернативой Западу, но не стала. Сейчас Иран приступил к подготовке водного канала, который связывает север Ирана, то есть юг Каспия, с югом Ирана, то есть с Персидским заливом. Этот канал попал под санкции. Известно, что Соединенные Штаты противодействуют постройке этого важного маршрута. Это морской канал, который бы связал Китай, Индию с Персией-Ираном, дальше - Каспий, Россия. Дальше по железной дороге можно даже встроить в проект Якунина и пойти на Балтику, в Белоруссию.

Вардан БАГДАСАРЯН. Конечно, Иран в свете своего геополитического положения, должен являться нашим стратегическим партнером. И путь "из варяг в персы" всегда была импульсом для развития русского государства. Иран – это важный геополитический противовес Турции. Учитывая наши конфликтные отношения с Турцией, которые они не связаны со сбитым российским самолетом, наши конфликты обусловлены и геополитически, и цивилизационно, Иран важен для России. Линия Москва-Ереван-Тегеран прорывает все возможные попытки замкнуть кольцо вокруг России. Если мы каким-то образом сможем обозначить свое присутствие в южных морях, в Индийском океане, то Россия порвет удавку недружественных стран, станет геополитически неуязвимой.

"ЗАВТРА". Такой канал позволил бы России обходить не только Босфор и Дарданеллы, но и Суэц, и Гибралтар. Вот они три ключа, которые исторически запирали Россию. По сути, это геополитическая бомба, которая полностью меняет расклады. Представьте, военные корабли России с Каспия мгновенно могут оказаться в Персидском заливе. Запад, конечно, будет этому мешать. Не случайно об этом проекте почти ничего неизвестно, хотя проект эпохальный. Как вы считаете, какие угрозы могут здесь ожидать Россию?

Вардан БАГДАСАРЯН. Конечно, Россию будут пытаться поссорить с Ираном – в экономике, также возможны провокации и на почве ислама, это более чем важный фактор в жизни Ирана. Но все-таки, в первую очередь надо все усилия бросить на выстраивание российской мир-системы. Иран нам союзник, но не более того. Сегодня, по большому счету, способны к созданию собственной мир-системы три государства: США, Россия, Китай. Англию и Францию мы больше не учитываем, потеряв свои колонии, они перестали быть великими державами. Задача, которая стоит перед Россией – создать ядро, которое формируется из ценностей, из идеологии, самодостаточной экономики, собственных моделей социального и иного развития.

Беседовал Дионис КАПТАРЬ
6 мая 2016

Источник - zavtra.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1463131440
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх