КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 12.05.2016
22:35  Зверь... Халифат должен быть разрушен, - Э.Лимонов
20:10  Полный провал турецкой дипломатии, - Барыш Достер
20:08  Циничная игра Запада в Средней Азии, - Анатоль Дуо
19:38  Главным прокурором Украины стал уголовник без юридического образования
18:39  В Сирии погиб еще один российский военный - солдат-связист Антон Ерыгин
17:52  CASA-1000 - мифический проект и немифические угрозы, - А.Князев
17:20  В Бишкеке арестован лидер "Народного парламента" Талгарбеков
15:28  "Исламское государство" в Ираке может просуществовать десятки лет, - А.Хизриев
15:26  Эрдогану заморозили "шенген". Почему Евросоюз передумал отменять визы для Турции, - С.Гомзикова
14:33  В Бразилии отстранили от власти президента Дилму Русеф. За аферы в Petrobasе
14:31  Россия вводит полный запрет на ввоз овощей и фруктов из Турции
13:47  Нейтралитет не защитит страны ЦА. Коллективная безопасность предполагает личную ответственность политических элит, - А.Балиев
13:41  Крупный застройщик Астаны "Толенды" оказался не менее крупным мошенником
13:32  Чешется и колется! Мигранты угрожают Европе экзотическими эпидемиями, - О.Никифоров
13:01  В Таджикистане дан старт реализации проекта CASA-1000
12:18  Мэр Душанбе дал две недели на полный снос незаконных построек
12:04  В Казахстане введут "институт антимонопольного комплаенса" - хреномудрь от МНЭ РК
11:59  Полигамия в Центральной Азии: взгляд с разных углов, - М.Коммерсио и Ж.Клeзию
11:53  Шариат по-индийски. Мусульмане самой большой демократии мира борются за право на собственные законы, - А.Куприянов
11:49  УкрРада "переименовала" 76 населенных пунктов в Донецкой и Луганской НР
11:36  Кыргызстан. Дело Азимжана Аскарова: национализм берет верх, - Н.Айып
11:28  Эксперты обеспокоены женскими самоубийствами в Таджикистане, - IWPR
11:24  США создают в ЦА рынок электроэнергии. Таджикистан и Киргизия могут зимой остаться без света, - В.Панфилова
11:11  Казахские казаки: жизнь без провокаций, - М.Нурмуханбетов
10:57  Вопрос о заморозке добычи нефти подниматься больше не будет. Ни в Вене, ни в Астрахани
10:53  Кыргызстан: арабы строят мечети вместо школ, - Д.Текшербеков
10:48  "У нас очень модным стало прикрываться президентом", - Д.Ашимбаев
10:44  У Казахстана новые послы: в Швейцарии (Айтжанова), Голландии (Ильясов), Польше (Абибуллаев) и Сингапуре (Сулеймен)
10:28  В Таджикистане опять блокируют "нехорошие" информационные сайты
10:25  Афганистан отказался от электроэнергии в рамках проекта CASA-1000
09:38  Исламисты пытаются вернуть Пальмиру. Их контрнаступление грозит втянуть Россию в новую фазу сирийской войны
09:13  Уничтожение "халифата" не остановит терроризм, - Виллем Роода
09:09  В Нукусском районе Каракалпакии учителям вместо зарплаты выдали цыплят
09:04  Мантия преткновения. Куда еще реформировать судебную систему Кыргызстана, - Э.Темир
09:03  На трех стульях. Зачем кыргызским чиновникам кабинеты из 3 комнат, - Д.Подольская
08:57  Внешний долг Бишкека превысил допустимый порог. Киргизия ради сиюминутого выживания может остаться без будущего, - "НГ"
08:55  В Сирии плодятся халифаты. Москва и Вашингтон разглядели прогресс в урегулировании конфликта, - А.Забродин
08:53  Экономика Китая принимает форму буквы L, - О.Соловьева
08:49  Китайско-Тибетская война 1930-33 гг., - К.Кокарев
08:47  Воины Узбекистана – участники движения Сопротивления в странах Европы, - Э.Ханымамедов
06:00  Донбасс два года спустя. Анатомия предательства и чистота власти народа, - А.Цуканова
Среда, 11.05.2016
20:25  Под пятой "пятой колонны". Современные Гучковы и Горбачевы методично готовят социальный взрыв, - К.Сивков
20:23  Залив большой, ему видней. Союзники США становятся скептиками, - Е.Сатановский
19:41  Абдыллабек уулу Манас назначен главой госслужбы интеллектуальной собственности и инноваций Кыргызстана
19:24  Крупнейшее в мире издательство судится с казахстанкой А.Элбакян, требуя закрыть ее сайт
19:21  "Неизвестно, сколько денег у таджиков в оффшорах", - И.Махмудов
19:19  Цацки для мотри. Назарбаев наградил спикера Совфеда РФ Валентину Матвиенко орденом "Достык"
19:16  Из жизни вонючек. Внук Елбасы пообещал лично установить юрту у помойки для акима Астаны Джаксыбекова
19:12  "Земельная мафия наживается на простых гражданах", - кырдепутат Иса Омуркулов
15:03  У армии Кыргызстана новый начальник Генштаба - генерал Дуйшенбиев
13:22  "Комсомолка" разыскивает 10-летнюю девочку, с которой сорвали в Киеве георгиевскую ленточку
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Полигамия в Центральной Азии: взгляд с разных углов, - М.Коммерсио и Ж.Клeзию
11:59 12.05.2016



Финансовые проблемы, давление общества и перемены в социальных ценностях являются основными причинами роста полигамии в Центральной Азии, утверждают исследовательницы Мишель Коммерсио и Жyльет Клeзию. Профессор Коммерсио исследовала полигамию в Кыргызстане, а госпожа Клезию посвятила часть своей кандидатской диссертации полигамным брачным союзам в Таджикистане.

Мишель Коммерсио является профессором политических наук в университете Вермонта в США и в данный момент исследует права женщин в Кыргызстане, в том числе и рост полигамии.

Жyльет Клeзию пишет свою кандидатскую диссертацию по социальной антропологии в университете Paris West Nanterre. Свою диссертацию она посвящает социальным и ритуальным ролям женщин в Таджикистане, изучению роли брака, его одностороннего аннулирования и разводов в нынешней трансформации семейных отношений в стране.

Какова ситуация сейчас с полигамией в странах, где вы проводили исследование? Если составить портрет полигамной семьи, что получится у нас – какой это мужчина, кто первые и вторые жены, как они живут?

Мишель Коммерсио: Мое исследование показало, что количество полигамных браков в целом в Центральной Азии растет, в том числе в Кыргызстане. Хотя советские власти достаточно успешно препятствовали распространению этого явления, многоженство существовало и в советское время. Однако после распада СССР и обретения Кыргызстаном независимости многоженство стало достаточно распространенным явлением. Мое исследование проводилось в Бишкеке и в Оше. Выяснилось, что полигамия практикуется и в городе, и в сельской местности, и киргизами, и узбеками, и богатыми мужчинами, и не очень состоятельными мужчинами.

Хотя в моем опросе сами мужья, имеющие более одной жены, не участвовали, первые и вторые жены, а также представители местных организаций, работающие с женщинами, утверждали, что мужчина берет вторую жену, в основном, для престижа, так как это поднимает его социальный статус в обществе. Обычно мужья не обсуждают этот вопрос с первой женой, прежде чем взять вторую, и оставляют на усмотрение первой жены – оставить мужа или принять новые обстоятельства. В большинстве случаев первая жена предпочитает остаться в браке, чтобы не потерять статус замужней женщины, а также, чтобы не потерять законные права на имущество и наследство мужа. Мужчина обычно предоставляет второй жене отдельное жилище, жены не живут вместе. Поскольку уголовный кодекс КР запрещает полигамные браки, такие союзы сочетаются только религиозным браком (никох).

Жyльет Клeзию: Такую же ситуацию можно увидеть и в Таджикистане, где полигамия все еще запрещена законом, но после распада СССР стала чаще встречаться. И в советское время многоженство не исчезало, но в основном тогда его практиковали состоятельные мужчины, например, высокие чины коммунистической партии, а также муллы.

Но после 1990-ых ситуация поменялась и "профиль" многоженцев стал более разнообразным, хотя двоеженство остается более популярным видом полигамии. Не только богатые мужчины берут вторых жен, но даже мужчины с ограниченными ресурсами, те, которые, например, едут на заработки в Россию, или водители такси, владельцы магазинов, или просто полицейские – в целом, "простые" мужчины также стали позволять себе вторых жен.

Я провела исследование в Каратегинской долине и в Душанбе, и выяснилось, что профиль женщин, которые соглашаются стать вторыми женами, разный: большинство из них уже были замужем, но были либо брошены, либо развелись, либо овдовели.

Обе семьи мужчины редко встречаются и иногда вообще не знают друг о друге. Они не живут под одной крышей (хотя в сельской местности такие семьи до 19-ого века проживали вместе), и хорошее отношение между женами – очень редкое явление, первая всегда видит соперницу во второй. Сельский житель нередко берет вторую жену в городе, так как это приносит ему много удобств, хотя мужчина продолжает жить со своей первой женой – это его дом. Мужчина может заводить или не заводить детей со своими вторыми женами; но если он захочет детей, он, возможно, (но необязательно) попросит вторую жену оставить ее детей от первого брака родителям или родственниками, если не захочет брать на себя заботу о них.

Всем ясно, что вторая жена редко является такой же полноправной, как первая, и во многих случаях, которые я наблюдала, в полигамных союзах чаще всего оставляют вторых жен, а не первых. Одна из тех, с кем я говорила, сказала: "мужчина все равно вернется к своей первой жене, и перестанет заботиться о второй". Первая жена является главным свидетельством его статуса женатого человека перед его родителями и родственниками, а вторая в большинстве случаев является "секретной" женой, с которой тайно был заключен религиозный брак. Еще один признак неравноправия между женами можно увидеть в том, что мужчина редко организует свадебные торжества (туй) со второй женой после религиозной церемонии "никох", хотя в обществе серьезно относятся к этим церемониям, утверждающим социальный статус в Таджикистане.

Вы утверждаете, что абсолютное большинство первых и вторых жен в Центральной Азии живут отдельно друг от друга. Вторых жен также не приветствуют в церемониях и торжествах родственников мужа. Но в то же время вторые жены живут боле комфортной жизнью по сравнению с первыми женами – больше хороших подарков, собственное жилье, нет обязательств прислуживать свекрови. Они получают больше любви от мужа и часто имеют даже собственный автомобиль. Есть ли такие случаи в ваших исследованиях?

Жyльет Клeзию: Вторые жены, с которыми я говорила, часто положительно отзывались о том, что им не приходится жить со свекровями, семьей мужа и заниматься домашними делами. Не секрет, что отношения со свекровью и другими родственниками мужа часто становятся причиной психологического и даже физического насилия по отношению к женщинам. Иногда вторые жены положительно оценивали свою относительную свободу передвижения, часто связанную с тем, что они работают, тогда как первые жены не работают (мужчин, которые покупают машины для вторых жен в Таджикистане немного, и все равно женщины там нечасто водят машину).

Однако социальная изоляция вторых жен может быть трудным испытанием для них, и часто их социализация ограничивается кругом их родственников и соседей, чем родственников мужа. Экономическая поддержка мужей, в том числе подарки, со временем сходит на нет. Когда вторые жены живут в более комфортабельных условиях, мы должны также принимать во внимание, что это оплачивается частично из их собственных ресурсов, а не только за счет средств мужа.

Обе жены находятся в постоянной тревоге, что муж может бросить ее из-за другой. Соперничество приводит к большему послушанию и большей зависимости от мужа. Хотя я никогда не слышала о случаях, когда первая жена уходила от мужа из-за того, что он женился на другой. Потенциальный "скандал", который может устроить первая жена публично, вредит репутации мужа ("ты не можешь контролировать свою жену"). Этим и объясняется стремление мужчин жениться тайно. Это также показывает, что у женщин мало возможностей для маневра с одной стороны, но также легитимизирует с другой стороны их утверждение: согласно Корану, мужчина должен спросить разрешение первой жены, прежде чем взять вторую.

Мишель Коммерсио: Действительно, хотя вторые жены, как правило, не посещают семейные мероприятия с мужьями, они наслаждаются большей степенью финансовой поддержки, но и она различается от случая к случаю. Свобода и возможность стать матерью являются другими привилегиями вторых жен. Согласно моему исследованию, вторая жена необязательно живет более комфортабельной жизнью по сравнению с первой, но исследование показывает, что главными выгодами от такого замужества для вторых жен являются статус замужней женщины и материнство.

Мое исследование показывает, в целом, что первая жена страдает, если она не согласна с решением мужа жениться на второй. Первые жены, которые остаются при этом с мужем, делают это по практическим причинам – сохранить статус замужней женщины и права на наследство мужа. В середине 2000-х кыргызский продюсер снял фильм "Элечек" о первой жене и трагедии, которая постигла ее, когда ее муж взял вторую жену. Она в конце концов бросила мужа, но это очень редкое явление.

В целом, население не принимает многоженство, особенно первые жены или родственники первых жен. В большинстве случаев мужчины, которые поддерживают полигамию, вряд ли захотели бы такой же судьбы для своих дочерей или сестер. По каким причинам женщины в относительно свободной, современной и моногамной Центральной Азии принимают приглашение стать вторыми женами?

Мишель Коммерсио: Согласно моему исследованию, женщины соглашаются стать вторыми женами по трем причинам: 1) обрести экономические ресурсы в трудное экономическое время; 2) обрести статус замужней женщины в традиционном обществе, которое не принимает "старых дев", незамужних или разведенных; 3) по биологической причине – обрести возможность родить детей.

Но необходимо отметить, что есть женщины, которые становятся вторыми женами не зная этого, и только после того, как никох уже совершен, узнают, что у мужа есть и другая семья.

В целом, традиционные нормы гендерных ролей и социально-экономические условия предоставляют благодатное пространство для многоженства.

Жyльет Клeзию: Мое исследование сходится с результатами исследования Мишель в этом вопросе. Решение стать второй женой дает женщине экономическую, социальную, и моральную поддержку – иногда мотивация состоит и в любви, так как обычно на второй женятся, основываясь на личном решении. И как я уже сказала, большинство из этих женщин уже были замужем. Но те женщины, которые впервые выходят замуж и становятся вторыми женами, чаще всего находятся в очень молодом возрасте (иногда до 18 лет), и их семья полагается больше на юность девушки, чем на свои финансовые возможности выдать ее замуж. Или же они посвятили себя учебе или работе, пока не стали "слишком старыми" (от 26-27 лет), чтобы быть первыми женами.

Я думаю, что полигамия наиболее верно отражает такие ценности таджикского общества, как необходимость замужества и материнства для социального статуса женщины. Женщина всегда должна следить (и весьма тщательно) за своим образом, чтобы получить уважение. Проживание вне супружеского брака является причиной для осуждения обществом: сексуальные отношения вне брака, согласно и моральным, и религиозным устоям, считаются позорными для женщины. Разведенные женщины и матери-одиночки, особенно, когда они молодые, всегда бояться быть обозванными "проститутками". Замужество и проституция считаются двумя противоположными полюсами, на которых таджикская культура (и многие другие культуры) определяют статус женщины.

Но из-за гражданской войны и миграции мужчин в Россию участились случаи отвержения "талок" и разводов "джудо", что привело к росту количества матерей-одиночек и разведенных женщин. Этим и объясняется причина, почему женщины решаются стать "женами второго сорта", несмотря на то, что в долгосрочной перспективе такой муж, возможно, не будет оказывать стабильную экономическую поддержку.

Полигамия запрещена во всех странах региона. Означает ли это, что вторая жена не имеет легального статуса и что она и ее дети не имеют никаких прав в случае смерти мужа или развода? Что случается со вторыми женами и ее детьми в таких случаях?

Мишель Коммерсио: Поскольку полигамия запрещена во всех республиках региона, кроме Казахстана, где она была декриминализована в 1998 году, никох является механизмом заключения полигамных браков. Религиозные браки не признаются государством, что означает, что вторые жены не имеют никаких юридических прав на имущество и наследство мужа. Если муж во время рождения ребенка приобретает родительские права на него, то ребенок имеет права на все. Если нет, то и ребенок остается без прав.

Жyльет Клeзию: Как заметила Мишель, вторые жены являются "женами" в Таджикистане только посредством религиозного никоха, но гражданская регистрация таких браков невозможна. В случае развода или смерти мужа, у вторых жен нет никаких прав на наследство мужа. Если отец признает свое отцовство по отношению к детям, то дети могут получить алименты в случае развода родителей. Однако это характерно не только для вторых жен, поскольку недавние исследования показали, что и с первыми женами брак не всегда официально регистрируется, что автоматически лишает их возможности прописаться в доме мужа. В этом случае, и первые, и вторые жены находятся в одной лодке.

Как насчет чувств? Что они чувствуют – мужчины, первые жены, вторые жены, дети?

Жyльет Клeзию: Что касается мужчин, то многоженство для них – повод для гордости, иногда престижа. Когда мужчина берет вторую жену, он фактически сам выбирает ее, в то время как первую жену для него часто выбирали родители. Поэтому вторых жен, в основном, заводят зрелые мужчины, иногда, как следствие любви и заботы, а также как знак удачной жизни мужчины и знак мужественности. София Касымова сравнивала многоженство в Таджикистане с институтом заведения любовниц в русской культуре среди номенклатуры в советское время. Давайте вспомним, что некоторые из этих вторых жен были в действительности "любовницами", прежде чем приобрели статус второй жены, а любовницами они стали в надежде на последующее замужество.

Однако другая причина многоженства заключается и в ресурсах женщины. Как я уже сказала, мужчины выбирают часто тех, кто работает, имеет квартиру в городе, у которых есть свои собственные ресурсы. Она – та женщина, о которой можно и не заботиться. А иногда и сама может позаботиться о своем муже!

Первые жены считают себя обманутыми, преданными и несчастными (хотя некоторые говорили, что чувствовали облегчение от того, что им не приходится исполнять свои сексуальные обязанности). Иногда они узнают об этом из слухов и догадок годами позже. Вторые жены обычно возлагают много надежд на второе замужество. Но и их часто ждет разочарование.

Мишель Коммерсио: Я согласна с Жульет. Хотя я и не опрашивала самих двоеженцев, многие женщины говорили мне, что мужчины женятся, чтобы поднять свой престиж в киргизском обществе. Вторые жены частично удовлетворены, потому что приобретают социальный статус замужней женщины и возможность родить детей. Я согласна с Жульет и в плане того, что первые жены в Кыргызстане часто узнают эту новость от родственников, друзей или знакомых, и это для них часто – сюрприз.

У меня такое ощущение, что Жульет виктимизирует или, лучше сказать, проявляет больше симпатии по отношению ко вторым женам, а Мишель к первым женам. Это так?

Жyльет Клeзию: Я так не думаю. Надеюсь, что я не выставляю вторых жен как жертв. Я стараюсь объяснить причины, почему они соглашаются стать вторыми женами, несмотря на то, что у них есть экономическая свобода – это, кажется, на первый взгляд, достаточно удивительным. По этой причине я больше фокусировалась на них. По поводу ограничений, я думаю, что и первые, и вторые жены испытывают одни и те же проблемы из-за гендерных стереотипов и ролей в обществе.

Мишель Коммерсио: Я также сосредоточена на проблеме вторых жен, поскольку мне интересна степень выбора этих женщин в полигамных браках. Многие вторые жены, хотя, конечно, есть исключения, соглашаются сами и осознанно на роль второй жены. Редко можно найти первую жену, которая согласна с решением мужа взять вторую. Это случается, когда она не может вообще родить, не может родить больше детей, чем уже родила, или не может родить сына. Тогда она разрешает или даже сама уговаривает мужа взять вторую жену.

Некоторые эксперты связывают рост многоженства с исламом. Это верно, что многие религиозные люди и муллы имеют более одной жены. Но то же самое можно сказать и о чиновниках любого ранга и, как вы уже говорили, о простых мужчинах, которые едут на заработки в Россию. Многие двоеженцы не ходят в мечеть, не молятся, пьют алкоголь и в целом не религиозны. Можем ли мы все еще связывать рост полигамии с ростом популярности ислама или все-таки это просто новый социальный тренд?

Мишель Коммерсио: Я думаю, ислам только предлагает механизм для совершения обрядов женитьбы. Ислам не является причиной роста многоженства в регионе. Однако он предоставляет мужчинам обоснование и является механизмом для создания полигамных браков. И как женщины говорят, мужчина берет вторую жену для престижа. Хотя повторюсь, я не говорила с мужчинами.

Жyльет Клeзию: Ислам является и механизмом для создания полигамных союзов, и способом их легитимизации. Однако религиозность никогда не была реальной мотивацией, по крайней мере, для женщин. Для мужчин она часто предоставляет обоснование, но они никогда не делают все согласно исламским законам (разрешение первой жены, одинаковое отношение и забота об обеих и т.д.), но у меня нет всей информации, и я не обсуждала это с исламскими богословами. Хотя религиозные люди не представляют большинство среди двоеженцев. Я думаю, что мотивацию нужно больше искать в эмоциональных, сексуальных и экономических обменах в полигамных союзах между женщиной и мужчиной, которые в большинстве случаев индивидуально решают выбрать этот путь.

Спасибо вам обеим за отличную дискуссию!
11 мая 16

Источник - caa-network.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1463043540
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх