КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 12.05.2016
22:35  Зверь... Халифат должен быть разрушен, - Э.Лимонов
20:10  Полный провал турецкой дипломатии, - Барыш Достер
20:08  Циничная игра Запада в Средней Азии, - Анатоль Дуо
19:38  Главным прокурором Украины стал уголовник без юридического образования
18:39  В Сирии погиб еще один российский военный - солдат-связист Антон Ерыгин
17:52  CASA-1000 - мифический проект и немифические угрозы, - А.Князев
17:20  В Бишкеке арестован лидер "Народного парламента" Талгарбеков
15:28  "Исламское государство" в Ираке может просуществовать десятки лет, - А.Хизриев
15:26  Эрдогану заморозили "шенген". Почему Евросоюз передумал отменять визы для Турции, - С.Гомзикова
14:33  В Бразилии отстранили от власти президента Дилму Русеф. За аферы в Petrobasе
14:31  Россия вводит полный запрет на ввоз овощей и фруктов из Турции
13:47  Нейтралитет не защитит страны ЦА. Коллективная безопасность предполагает личную ответственность политических элит, - А.Балиев
13:41  Крупный застройщик Астаны "Толенды" оказался не менее крупным мошенником
13:32  Чешется и колется! Мигранты угрожают Европе экзотическими эпидемиями, - О.Никифоров
13:01  В Таджикистане дан старт реализации проекта CASA-1000
12:18  Мэр Душанбе дал две недели на полный снос незаконных построек
12:04  В Казахстане введут "институт антимонопольного комплаенса" - хреномудрь от МНЭ РК
11:59  Полигамия в Центральной Азии: взгляд с разных углов, - М.Коммерсио и Ж.Клeзию
11:53  Шариат по-индийски. Мусульмане самой большой демократии мира борются за право на собственные законы, - А.Куприянов
11:49  УкрРада "переименовала" 76 населенных пунктов в Донецкой и Луганской НР
11:36  Кыргызстан. Дело Азимжана Аскарова: национализм берет верх, - Н.Айып
11:28  Эксперты обеспокоены женскими самоубийствами в Таджикистане, - IWPR
11:24  США создают в ЦА рынок электроэнергии. Таджикистан и Киргизия могут зимой остаться без света, - В.Панфилова
11:11  Казахские казаки: жизнь без провокаций, - М.Нурмуханбетов
10:57  Вопрос о заморозке добычи нефти подниматься больше не будет. Ни в Вене, ни в Астрахани
10:53  Кыргызстан: арабы строят мечети вместо школ, - Д.Текшербеков
10:48  "У нас очень модным стало прикрываться президентом", - Д.Ашимбаев
10:44  У Казахстана новые послы: в Швейцарии (Айтжанова), Голландии (Ильясов), Польше (Абибуллаев) и Сингапуре (Сулеймен)
10:28  В Таджикистане опять блокируют "нехорошие" информационные сайты
10:25  Афганистан отказался от электроэнергии в рамках проекта CASA-1000
09:38  Исламисты пытаются вернуть Пальмиру. Их контрнаступление грозит втянуть Россию в новую фазу сирийской войны
09:13  Уничтожение "халифата" не остановит терроризм, - Виллем Роода
09:09  В Нукусском районе Каракалпакии учителям вместо зарплаты выдали цыплят
09:04  Мантия преткновения. Куда еще реформировать судебную систему Кыргызстана, - Э.Темир
09:03  На трех стульях. Зачем кыргызским чиновникам кабинеты из 3 комнат, - Д.Подольская
08:57  Внешний долг Бишкека превысил допустимый порог. Киргизия ради сиюминутого выживания может остаться без будущего, - "НГ"
08:55  В Сирии плодятся халифаты. Москва и Вашингтон разглядели прогресс в урегулировании конфликта, - А.Забродин
08:53  Экономика Китая принимает форму буквы L, - О.Соловьева
08:49  Китайско-Тибетская война 1930-33 гг., - К.Кокарев
08:47  Воины Узбекистана – участники движения Сопротивления в странах Европы, - Э.Ханымамедов
06:00  Донбасс два года спустя. Анатомия предательства и чистота власти народа, - А.Цуканова
Среда, 11.05.2016
20:25  Под пятой "пятой колонны". Современные Гучковы и Горбачевы методично готовят социальный взрыв, - К.Сивков
20:23  Залив большой, ему видней. Союзники США становятся скептиками, - Е.Сатановский
19:41  Абдыллабек уулу Манас назначен главой госслужбы интеллектуальной собственности и инноваций Кыргызстана
19:24  Крупнейшее в мире издательство судится с казахстанкой А.Элбакян, требуя закрыть ее сайт
19:21  "Неизвестно, сколько денег у таджиков в оффшорах", - И.Махмудов
19:19  Цацки для мотри. Назарбаев наградил спикера Совфеда РФ Валентину Матвиенко орденом "Достык"
19:16  Из жизни вонючек. Внук Елбасы пообещал лично установить юрту у помойки для акима Астаны Джаксыбекова
19:12  "Земельная мафия наживается на простых гражданах", - кырдепутат Иса Омуркулов
15:03  У армии Кыргызстана новый начальник Генштаба - генерал Дуйшенбиев
13:22  "Комсомолка" разыскивает 10-летнюю девочку, с которой сорвали в Киеве георгиевскую ленточку
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Казахские казаки: жизнь без провокаций, - М.НурмуханбетовКазахские казаки: жизнь без провокаций, - М.Нурмуханбетов
11:11 12.05.2016

О казахах и казаках написано очень много – и с взаимными обвинениями, и с торжественными одами общему свободолюбию, и с подозрениями в сепаратистских настроениях. Одно время казаки были боевым буфером между Российским государством и Великой степью. А кем они являются сейчас? Смогут ли потомки "вольных людей" ужиться и интегрироваться там, где их предки несли горе и смерть? Может ли эти две общности объединять что-либо еще, кроме максимально схожих самоназваний?

Информационный повод

В майские праздники – День единства народа Казахстана и День Победы – вновь проявились те, кто живет рядом с нами и имеет такой же бирюзовый паспорт гражданина РК. И проявились они в другой форме – в форме казаков, со всеми знаками отличия, боевыми и не очень орденами и символикой иностранного государства на кокардах и шевронах. Обычно они не слишком "светятся" и облачаются в парадные мундиры только по случаю своих внутренних мероприятий или во время фольклорно-этнический гуляний. Но на этот раз казаки были замечены и с другими атрибутами, которые в последнее время вызывают диаметрально противоположную реакцию в обществе, – в том числе с злополучными георгиевскими ленточками, упорно не желающими быть стандартными "гвардейскими".

Ассоциативный ряд "казаки", "георгиевки" и "9 мая" заставил вспомнить о том, что немало казаков во время второй мировой воевали на стороне гитлеровской Германии. И не только на восточном фронте, хотя это было главное направление. Причем Третий Рейх доверял казакам больше, чем Русской Освободительной армии и "бандеровцам", не говоря уже о Туркестанском легионе. Всего, по разным данным, в боевых действиях против СССР и союзников участвовали до 150 тысяч казаков, часть которых была из так называемой белой эмиграции, а большинство – из числа пленных и коллаборационистов. Из них формировались отдельные подразделения со своими знаменами, символикой и прочими атрибутами, а использовались они часто в карательных операциях.

Однако на стороне Советского Союза воевало на порядок больше казаков. О них советская власть вдруг вспомнила добрым словом (после многих лет красного террора, коллективизации и репрессий), вооружила и направила на самые тяжелые участки. Произошло примерно то же самое, что и с "опиумом для народа" – в годы Великой отечественной войны большевики дали сравнительную свободу верующим и священникам (в первую очередь, православным).

Отметим, что численность казаков во всей империи до октябрьского переворота была примерно сопоставима с населением Казахстана (все национальности) того же периода – 4,4 миллиона человек. И, как утверждают некоторые современные историки, сталинские репрессии, голод и войны унесли жизни почти половины из них – здесь прослеживается схожесть их истории с судьбой казахского народа.

После войны "трудовое казачество" стали понемногу реабилитировать, в том числе через литературу и кино. Кстати, известный писатель Михаил Шолохов любил отдыхать и работать в Западном Казахстане. Он говорил: "На Доне я казак, а на Урале – казах". Но это было сравнительно недавно – когда казаки для большинства населения были некой экзотикой, легендарными удальцами и… безвозвратным прошлым. Вот в прошлое немного и заглянем, прежде чем оценить день сегодняшний.

Немного истории

Мы не будем лезть в этимологию слов "қазақ" и "казак" (по крайней мере, сегодня) или затевать научный спор о том, кто, где и когда появился на просторах Евразии. Ограничимся постулатом: оба слова обозначают примерно одно и то же, и мы имеем практически одни духовно-культурные корни, базирующиеся на скотоводстве и военном деле. Только для казахов важнее было первое, а казаки во главу угла ставили второе. Обширного генетического анализа никто не проводил. Во-первых, дорогостоящее это дело, а во-вторых, никому это, по сути, не нужно было. Хотя, думается, обнаружилось бы много интересных сюрпризов для историков и идеологов.

Два воинственных народа, оказавшись на одной территории, не могли не встречаться на поле брани. Точно так же, как дрались между собой сами казахи – с элементами барымты, уводом жен и скота, желание удовлетворить личные амбиции. Но в случае с казаками столкновения чаще отличались большей жестокостью и даже ожесточенностью. В тоже время были и чисто добрососедские отношения, то, что называется взаимным проникновением культур. Такая ситуация в основном относилась к Яицкому казачеству, которое сформировалось в виде "вольницы", куда стекались, в первую очередь, представители распавшейся Ногайской орды, выходцы из Казанского и Астраханского ханств.

В беседе с автором этих строк известный историк Ирина Ерофеева, касаясь взаимоотношений между новыми соседями, отмечала:

"Об этом можно много и интересно говорить, но отмечу лишь то, что они друг другу звания батыров присваивали. Кстати, казаки свободно говорили на казахском языке, одевались в казахскую одежду, использовали в быту национальные приборы и так далее. Но, естественно, была и конкурентная борьба за караванные пути, за земли и реки. Поэтому отношения на местах были очень интересные и разнообразные. Это не была сплошная война или постоянная любовь. Там были даже шекспировские страсти, когда молодой яицкий казак влюблялся в девушку-казашку".

Яицкие казаки даже раньше казахов подверглись обману со стороны Русского государства. Было несколько серьезных восстаний, в некоторых из них активное участие принимало и коренное население края. И именно после подавления "бунта" Емельяна Пугачева Яик (Жайык) был переименован в Урал (Орал), как и местные казаки. А вот сами казахи упорно продолжали называться "киргиз-кайсаками" или просто "киргизами" (хотя это было "недоразумение", которое, впрочем, не стали исправлять).

Как раз в это время начался процесс "добровольного присоединения", все чаще сопровождавшийся силовыми действиями новой власти, в авангарде которых стояли казаки. Теперь уже "государевы казаки" (оренбургские и сибирские) стали продвигать интересы государства Российского. Огнем, кровью и подкупом. Кстати, в сибирском казачестве во времена "интеграции" было около 7-8 процентов казахов.

– В том же XVIII веке некоторые ханы типа Нуралы очень хорошо сориентировались в новой обстановке и стали использовать казаков, указывая им, на представителей каких родов нужно напасть. А потом он же выступал в роли посредника при выкупе тех, кто попал в плен к казакам, делился с ними, – рассказывает И. Ерофеева. – Это, в принципе, стало одной из причин зарождения движения Сырыма Датова.

"Нет переводу"

Действительно, как уже отмечалось автором прежде, основной целью казахских восстаний XVIII-XIX веков были соплеменники и их аулы, ставшие на службу имперским интересам. Об этом же, но в качестве аргумента в пользу казаков, говорит и Асылхат Артыкбаев, начальник управления межнациональных отношении координационного совета русских, славянских и казачьих организации АНК, родовой казак, полковник Семиреченского казачьего войска, атаман мусульманского юрта:

– Мне часто говорят, что казаки уничтожали казахов. А разве казах Кенесары Касымов (хан Кене) не сжигал казахские аулы? Разве царский генерал, хан Букеевской орды Джангир, султан-правитель средней орды, казачий полковник Арслан Джантурин не убивали казахов и башкир - сторонников Пугачевского восстания? Разве не зауряд-хорунжий Ихлас Тулеев и хорунжий Биктурсун Алдияров отрубили голову хорунжему Махамбету Отемисову? Казачьими офицерами были Исатай Тайманов, Сырым Датов, башкир Салават Юлаев, об этом говорят их фамилии с окончанием на "ов" и "ев" - в те времена только казаки и русские дворяне имели фамилии, а простой народ имел прозвища типа "Ивашка", "Степашка" или именовался "Иван, сын Степана".

В его обширных ответах (к сожалению, не на все поставленные вопросы) четко прослеживается привычная для советско-российско-евразийской идеологии канва – мол, казаки здесь, включая Семиречье, появились для защиты местного населения, подчиненного России. В том числе от кокандцев и хивинцев. Но не было там ни слова о том, что казаки приходили не на пустые, а на давно обжитые "киргизами" места, занимали пашни, огороды и пастбища коренного населения.

– Далее были сражения по освобождению всего юга казахских земель от хивинского и бухарского войска, затем вытеснение из Семиречья китайских войск, заключение Чугучакского мирного договора с китайцами, демаркация государственной границы между Россией и Китаем, – повествует тем временем А. Артыкбаев. – Именно в этих сражениях мой прадед Кыдыралы Усен стал атаманом мусульманского юрта Семиреченского казачьего войска. Так началась казачья страница жизни моей семьи. Надо быть бдительным и укреплять казачье братство! Как говорится, казачьему роду нет переводу!

Судя по ответам атамана, у казахов и казаков больше общих черт, чем различий, начиная с единой некогда "белой веры" (тенгрианства) и заканчивая схожими обрядами и наименованиями предметов обихода. От себя добавим, что и национальная кухня у нас во многом идентична. С этим никто спорить (или рассуждать о том, кто у кого перенял) не собирается. Но, к сожалению, Асылхан Абылгазиевич не ответил на другие наши вопросы, посланные ему на электронную почту.

Пятая колонна или пятое колесо

Между тем, вопросы эти все чаще возникают в обществе. Например, если сто и более лет назад казаки служили императору, то кому служат сейчас те, кто является гражданином РК? Президенту страны, которого (думается, больше формально) они избрали своим почетным Верховным атаманом? Почему на шевронах и других отличительных знаках казахстанских казаков присутствует символика иностранного государства? Как нужно относиться к тому, что именно со стороны казаков периодически раздаются сепаратистские и провокационные лозунги?

Отсутствие ответов, как известно, порождает в обществе домыслы и различного рода суждения – ложные, близкие к истине или верные. Да, никто не спорит, что казачество пострадало от советской власти. Тот же Верховный атаман Союза казачьих и славянских организаций Юрий Захаров года три назад заявил, что потребует от России выплаты репараций за геноцид казаков в годы революции. При этом он фактически отрицает геноцид (в виде голодомора) украинцев, казахов и других народов СССР. Хотя складывается устойчивое впечатление, что нынешние казаки – очень противоречивый народ. Об этом можно судить даже по их постоянным "междусобойчикам", доходящим до судебных разбирательств.

Впрочем, не будем лезть в их внутренние дела – как-нибудь сами разберутся, кто главнее, старше и почетнее, кто может ответить за всех казаков с казахстанским гражданством. Говорим это безо всякой иронии. Ведь нужно будет именно у него, у старшего, потом получить ответы на вышеупомянутые и многие другие вопросы.

Казахи - очень толерантный (иногда даже чересчур толерантный) народ. Мы уважаем традиции казаков, их обряды и "национальную одежду" (пусть даже это военная форма – что поделать?). Но ведь одно дело - фольклор и стремление сохранить свою самобытность, и совершенно другое – использование этого в политических целях с возможным превращением декоративных шашек в боевые.

Ведь никому сейчас не надо, чтобы повторилась история 100-летней давности (которую семиреченские казаки вспоминать не хотят). Тогда, летом 1916-го, многие регионы Казахстана переживали предреволюционную ситуацию, связанную с указом императора о мобилизации местного населения на фронтовые работы, а также из-за резкого увеличения налогов и экспроприации скота и земель (нередко в пользу тех же казаков). Стали экстренно формироваться казачьи сотни из местных станиц, а Семиреченское казачье войско было приведено в полную боевую готовность и стало проводить "прогулки по туземным городам и селениям". Что было потом – это тема для отдельной статьи.

А в заключение хотелось бы сказать: это в русском языке у нас различие в одной букве, а вот на казахском, государственном, наши этнонимы звучат практически одинаково…

Мирас Нурмуханбетов

Источник - Camonitor.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1463040660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх