КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 12.05.2016
22:35  Зверь... Халифат должен быть разрушен, - Э.Лимонов
20:10  Полный провал турецкой дипломатии, - Барыш Достер
20:08  Циничная игра Запада в Средней Азии, - Анатоль Дуо
19:38  Главным прокурором Украины стал уголовник без юридического образования
18:39  В Сирии погиб еще один российский военный - солдат-связист Антон Ерыгин
17:52  CASA-1000 - мифический проект и немифические угрозы, - А.Князев
17:20  В Бишкеке арестован лидер "Народного парламента" Талгарбеков
15:28  "Исламское государство" в Ираке может просуществовать десятки лет, - А.Хизриев
15:26  Эрдогану заморозили "шенген". Почему Евросоюз передумал отменять визы для Турции, - С.Гомзикова
14:33  В Бразилии отстранили от власти президента Дилму Русеф. За аферы в Petrobasе
14:31  Россия вводит полный запрет на ввоз овощей и фруктов из Турции
13:47  Нейтралитет не защитит страны ЦА. Коллективная безопасность предполагает личную ответственность политических элит, - А.Балиев
13:41  Крупный застройщик Астаны "Толенды" оказался не менее крупным мошенником
13:32  Чешется и колется! Мигранты угрожают Европе экзотическими эпидемиями, - О.Никифоров
13:01  В Таджикистане дан старт реализации проекта CASA-1000
12:18  Мэр Душанбе дал две недели на полный снос незаконных построек
12:04  В Казахстане введут "институт антимонопольного комплаенса" - хреномудрь от МНЭ РК
11:59  Полигамия в Центральной Азии: взгляд с разных углов, - М.Коммерсио и Ж.Клeзию
11:53  Шариат по-индийски. Мусульмане самой большой демократии мира борются за право на собственные законы, - А.Куприянов
11:49  УкрРада "переименовала" 76 населенных пунктов в Донецкой и Луганской НР
11:36  Кыргызстан. Дело Азимжана Аскарова: национализм берет верх, - Н.Айып
11:28  Эксперты обеспокоены женскими самоубийствами в Таджикистане, - IWPR
11:24  США создают в ЦА рынок электроэнергии. Таджикистан и Киргизия могут зимой остаться без света, - В.Панфилова
11:11  Казахские казаки: жизнь без провокаций, - М.Нурмуханбетов
10:57  Вопрос о заморозке добычи нефти подниматься больше не будет. Ни в Вене, ни в Астрахани
10:53  Кыргызстан: арабы строят мечети вместо школ, - Д.Текшербеков
10:48  "У нас очень модным стало прикрываться президентом", - Д.Ашимбаев
10:44  У Казахстана новые послы: в Швейцарии (Айтжанова), Голландии (Ильясов), Польше (Абибуллаев) и Сингапуре (Сулеймен)
10:28  В Таджикистане опять блокируют "нехорошие" информационные сайты
10:25  Афганистан отказался от электроэнергии в рамках проекта CASA-1000
09:38  Исламисты пытаются вернуть Пальмиру. Их контрнаступление грозит втянуть Россию в новую фазу сирийской войны
09:13  Уничтожение "халифата" не остановит терроризм, - Виллем Роода
09:09  В Нукусском районе Каракалпакии учителям вместо зарплаты выдали цыплят
09:04  Мантия преткновения. Куда еще реформировать судебную систему Кыргызстана, - Э.Темир
09:03  На трех стульях. Зачем кыргызским чиновникам кабинеты из 3 комнат, - Д.Подольская
08:57  Внешний долг Бишкека превысил допустимый порог. Киргизия ради сиюминутого выживания может остаться без будущего, - "НГ"
08:55  В Сирии плодятся халифаты. Москва и Вашингтон разглядели прогресс в урегулировании конфликта, - А.Забродин
08:53  Экономика Китая принимает форму буквы L, - О.Соловьева
08:49  Китайско-Тибетская война 1930-33 гг., - К.Кокарев
08:47  Воины Узбекистана – участники движения Сопротивления в странах Европы, - Э.Ханымамедов
06:00  Донбасс два года спустя. Анатомия предательства и чистота власти народа, - А.Цуканова
Среда, 11.05.2016
20:25  Под пятой "пятой колонны". Современные Гучковы и Горбачевы методично готовят социальный взрыв, - К.Сивков
20:23  Залив большой, ему видней. Союзники США становятся скептиками, - Е.Сатановский
19:41  Абдыллабек уулу Манас назначен главой госслужбы интеллектуальной собственности и инноваций Кыргызстана
19:24  Крупнейшее в мире издательство судится с казахстанкой А.Элбакян, требуя закрыть ее сайт
19:21  "Неизвестно, сколько денег у таджиков в оффшорах", - И.Махмудов
19:19  Цацки для мотри. Назарбаев наградил спикера Совфеда РФ Валентину Матвиенко орденом "Достык"
19:16  Из жизни вонючек. Внук Елбасы пообещал лично установить юрту у помойки для акима Астаны Джаксыбекова
19:12  "Земельная мафия наживается на простых гражданах", - кырдепутат Иса Омуркулов
15:03  У армии Кыргызстана новый начальник Генштаба - генерал Дуйшенбиев
13:22  "Комсомолка" разыскивает 10-летнюю девочку, с которой сорвали в Киеве георгиевскую ленточку
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
"У нас очень модным стало прикрываться президентом", - Д.Ашимбаев
10:48 12.05.2016

Общественное недовольство поправками в Земельный кодекс Республики Казахстана, вылившееся в череду несанкционированных митингов, привело к трем важным оргвыводам. В минувший четверг президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил мораторий на ряд норм Земельного кодекса, принял отставку министра национальной экономики Ерболата Досаева и его зама Каирбека Ускенбаева и поручил создать министерства информации и коммуникации. На следующий день в отставку подал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Мы обратились за комментариями к известному казахстанскому политологу Данияру Ашимбаеву.
– Данияр Рахманович, как Вы расцениваете отставку министра национальной экономики Ерболата Досаева и главы Минсельхозы Асылжана Мамытбекова? Неужели взрывоопасная ситуация вокруг Земельного кодекса возникла вследствие провала работы двух конкретных министерств?
– В данном случае дала сбой система принятия решения. Вполне было предсказуемо, что земельный вопрос вызывает интерес очень многих людей, в том числе, и тех, кого он напрямую не затрагивает. Безусловно, принятие поправок в Земельный кодекс требовало очень хорошей, предварительной проработки. Однако никакой подготовительной работы в данном случае мы не увидели – ни информационной, ни политической. И вопрос не в том, что отдельные министерства на своих участках провалили работу, а в том, что такого рода законодательные решения нельзя проводить исподтишка: быстренько принять закон, потом выпустить два пресс-релиза и удовлетвориться полученной картиной. Здесь, как мы видим, нужна системная работа – разъяснение всех нормы с демонстрацией положительных примеров. Причем делать это надо было не после того, как возникла негативная реакция общества, а до. Однако ничего подобного сделано не было.
Государственные СМИ в последнее время в основном занимались сбором положительных откликов на выступление президента в ООН и на антиядерном саммите. Эти темы, безусловно, значимые и важные. Но фактически они заслонили все остальные вопросы. И в итоге, когда по стране прокатились акции протеста – не будем говорить, что они были необоснованными, не в этом суть – СМИ оказались неподготовленными.
Повторюсь, что в целом сложившаяся ситуация демонстрирует сбой в механизмах принятия решений. Какими в идеале должны быть этапы принятия решения? Первое – это проведение анализ ситуации, второе – выявление проблем, третье – принятие решения с учетом спорных вопросов, четвертое – реализация и, наконец, контроль за исполнением. У нас же сначала принимаются решения, затем следует небольшая разъяснительная работа, контроль за деятельностью вообще как таковой отсутствует. Это в принципе касается не только Земельного кодекса, но и большинства госпрограмм.
В этом конкретном случае мы столкнулись с той ситуацией, когда решение, имеющее потенциал для протеста, было принято без какого-либо мониторинга проблемы. Хотя, безусловно, какие-то плюсы в принятых нормах – увеличение срока аренды для иностранных граждан, предоставление земель сельхозназначения в частную собственность и др. – есть. Потому что аграрный секторе в Казахстане сегодня испытывает кризис: развал совхозов и колхозов и бессистемное фермерство привели к снижению эффективности сельского хозяйства, его продуктивности. В аграрной отрасли у нас достаточно низкая производительность труда и очень высокая безработица на селе. Не говоря о том, что само село, его коммунальная и социальная инфраструктура, находится в достаточно неприглядном состоянии.
Принимаемые меры господдержки неэффективны из-за высокого уровня коррупции. Минсельхоз, холдинг "КазАгро" и его дочерние компании, которые должны финансировать проекты сельского хозяйства, сотрясают коррупционные скандалы, закончившиеся арестом не одной группы руководителей. В этих условиях, конечно, нужна реформа. Быть может, приход иностранных инвесторов мог бы оздоровить ситуацию на селе. Но такие решения нужно предварять комплексным анализом ситуации, разработкой эффективны механизмов контроля. Например, утверждать контракты на землепользование не только на уровне правительства, но и, допустим, при участии региональных маслихатов, чтобы ввести хоть какую-то систему контроля на местном уровне. Нужно было показать населению позитивные примеры, разъяснить, что приток иностранных инвестиций повысит производительность труда, снизит безработицу на селе.
А что произошло у нас? Президент объявил План нации "100 конкретных шагов". Правительство моментально внесло законопроекты в парламент, парламент их проштамповал за несколько недель, потом все объявили о запуске реформ и их историческом значении. А ведь надо было говорить не об историческом значении реформы, а о том, что это за реформа, каков механизм ее реализации, какой ожидается экономический эффект. Не один коротенький пресс-релиз выпустить, как было в данном случае, а отправлять в регионы информационные группы. Не просто выдавать парадные рапорты о старте реформ, а выявить все болевые точки и провести по ним работу.
– Наверняка по "100 конкретным шагам" еще возникнут вопросы, ведь в них заложены такие кардинальные нормы, как замене НДС на налог с продаж, отмена регулирования тарифов во многих сферах т.д.
– Любая подобная реформа касается тысяч и даже миллионов людей. Она касается предприятий, организаций, тарифной политики, социальной сферы, образования, культуры. У нас очень модным стало прикрываться президентом. Какие-то группы влияния продвигают свои пожелания в президентские "100 шагов", в Послание или в предвыборную платформу, а в результате всю политическую ответственность вынужден нести президент. Не премьер-министр, не парламент, не "Нур Отан", не НПП "Атамекен", а персонально президент.
– Но ведь Досаев же возложил на себя ответственность, подав в отставку. Затем его примеру последовал Мамытбеков. Вообще насколько вы верите в то, что это было их личное решение?
– Я не думаю, что это было их личное решение, скорее всего, в вопросах такого уровня собственная инициатива не допускается. Определенный постановочный момент в этом есть. Но отставка министра национальной экономики и министра сельского хозяйства по такому вопросу – это, скажем так, совершенно не тот уровень. Понятно, что министерства не доработали, но по такому вопросу должна быть коллегиальная ответственность.
Однако за все время кризиса правительство не предприняло попытки принять участие в разъяснительной работе. Все выдавали кучу пресс-релизов. Но где вы видели, чтобы, допустим, премьер, его заместители, министры, акимы высказались по этому поводу? Подключали к обсуждению авторитетных экспертов? Пожертвовали Досаевым, причем не в первый раз, затем Мамытбековым. Но что от этого изменится? Президент вмешался, определенные меры будут приняты. Но уровень саботажа и инерции аппаратного мышления таков, что принципиальный сдвиг в этой сфере мы вряд ли увидим.
– Может быть, этот сдвиг произойдет после создания министерства информации и коммуникаций?
– На моей памяти министерство информации организовывалось раз пятнадцать. Были хорошие министры, были плохие. Была хорошая работа, был плохая. Но работу министерства нельзя оценивать как хорошую или плохую, она должна быть системной. Посмотрим, какие полномочия будут переданы министерству, кто будет назначен министром, многое зависит от этого.
– Как Вы считаете, это ведомство создается с целью "закрутить гайки", особенно в том сегменте Интернета, где шло бурное обсуждение Земельного кодекса, поддерживались митинги, или, напротив, улучшить коммуникации власти и общества, сделать работу правительства более прозрачной?
– Закручиванием гаек уже ничего не добьешься. Возникли множество систем коммуникаций, те же социальные сети, которые спокойной обходят все запреты и блокировки. Нужна просто хорошая, комплексная информационная политика – обоснованная и интересная. Только это может дать какой-то эффект.
– У Вас есть какие-то предположения, кто может возглавить новое ведомство?
– Разговоры о создании этого министерства велись на протяжении нескольких месяцев. Кандидатур много. Это и руководители СМИ, и Службы центральных коммуникаций при президенте. Но вопрос даже не в том, кто возглавит министерство, а в том, как будет поставлена работа.

11.05.2016

Источник - ia-centr.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1463039280
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх