КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 25.04.2016
21:58  Саудовская Аравия кинула Лондон и Вашингтон, - В.Крестьянинов
21:48  Под прицелом у Эрдогана теперь оказались европейские журналисты, - Corriere della Sera
21:36  Саудовская Аравия, 11 сентября и секретные документы, из-за которых может разгореться дипломатическая война, - Ким Сенгупта
21:33  Куда приведет проблема нефти? - Н.Назаралиева
21:31  В Кыргызстане создан сайт о предках до 7-го колена - 7ata.kg
19:48  Вся султанская рать. Часть II. "Бахшиш проститутке и чиновнику надо давать заранее", - И.Саетов
19:42  У Ислама Каримова большие планы на будущее, - Леонид Гусев
19:40  Как работает исламская полиция нравов, - ВВС
19:24  Взлет и гибель нефтяного магната "Исламского государства" Абу Сайяфа, - Wall Street Journal
19:19  Аркадаг за 3 месяца написал 3-ю книгу - "Стремительная поступь скакуна"
19:11  Вода и безопасность в Центральной Азии, - А.Жолдасов
19:08  Чингисхан против джинсов Лаврова, - Радио Свобода
18:15  Евросоюз стимулирует нефтяную революцию в Иране, - К.Гасанов
18:09  ЛингвоШок. Школы Казахстана переходят на изучение Истории Казахстана на казахском, химии, физики, биологии и информатики - на английском!
17:59  В Казахстане новый Генеральный прокурор - Жакип Асанов
17:13  Сядьте на пол, три-четыре... Новый КырПремьер объявил о "новых стандартах" работы КырКабмина
14:48  Концы в воду... Россия подарила Кыргызстану $2 млн "на развитие производящих отраслей промышленности" Иссык-Куля
14:29  Сибирская княжеская династия Тайбугидов: истоки формирования и мифологизации генеалогии, - Д.Маслюженко
14:15  Экс-глава исполнительного аппарата президента Таджикистана Миралиев избран главой Ассоциации банков
13:54  Студентка Д.Сакулова выпустила в Германии на немецком книгу "Готовим по кыргызски"
13:45  Музей кыргызского чабана откроют в Иссык-Кульской области
13:42  Свобода слова в Кыргызстане: почти все СМИ зависят от мнения власти, - Н.Айып
13:39  Полиция Мангистау опровергает наличие митингов и забастовок в регионе
13:33  Департамент юстиции США требует от Г.Каримовой вернуть $550 млн
13:31  Журналисты бегут из Таджикистана, - Н.Атаева
12:19  Имперское общежитие. Почему национальные проблемы России привели к революции 1917 года, - Т.Красовицкая
11:55  Брат генпрокурора Кыргызстана Джолдубаев отрицает, что его задерживали на казахской границе с мешком анаши
11:06  Что ждет ТаджМинсельхоз – упразднение или реструктуризация? - "РО"
10:20  Экс-глава британского МИД Джэк Стро подумывает о политическом убежище в Казахстане
10:00  Режим Эрдогана начал широкомасштабное наступление на христиан, - С.Стремидловский
09:36  "Кыргызы отдали экономике Казахстана 5 миллиардов сомов", - кырдепутат Жапаров
09:05  Долговой паразитизм Запада, - В.Катасонов
09:03  Энергетические войны в Европе: танкеры против труб, - П.Искендеров
09:00  Ташкент укрепляет обороноспособность страны. Москва поставит узбекской армии новейшее вооружение, - А.Князев
08:58  Зона особого влияния. Москва укрепляет военное сотрудничество в Центральной Азии, - А.Воробьев
08:57  Бесславная интервенция Эр-Рияда. Война в Йемене привела к гуманитарной катастрофе, - В.Захаров
08:55  В казахстанских школах будет введен единый базовый учебник
07:18  В Киеве самоубит критиковавший власти политолог А.Дорошенко
00:48  Таджикские горы стоят из последних сил. Душанбе борется с террористами и наркоторговцами на китайских джипах и с американским оружием...
00:01  Крокодиловы слезы. К выходу в свет двухтомника "Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)"
Воскресенье, 24.04.2016
20:37  Как 1 российский Белый медведь уничтожил сверх-секретную базу фашистов в Арктике (история)
18:50  Несанкционированный митинг проходит на площади в Атырау
15:35  Ахмед бен Белла-первый президент Алжира, - Азимбай Гали
13:32  Окна новых возможностей. Иран приходит в Центральную Азию, - С.Кожемякин
12:34  Арабские наемники на Российском Кавказе, - Д.Елоева
10:32  У Казахстана новые послы: Волков - в Греции, Баударбек-Кожатаев - в Японии, Ордабаев - на Украине
10:20  Брейвик выиграл процесс у норвежского государства - завтра Салах Абеслам вызовет в суд Францию? - Le Figaro
09:57  Начало "геополитической катастрофы". В апреле 1985 года к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, - Е.Ханенкова
08:35  В Парагвае арестовали сбежавшего из тюрьмы дядю президента Картеса
07:52  Казахстанский боксер Геннадий Головкин угомонил американца Уэйда уже во 2-м раунде
Суббота, 23.04.2016
14:09  Близ берегов Туркмении полностью сгорел пустой российский танкер PALFLOT 2
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Вода и безопасность в Центральной Азии, - А.Жолдасов
19:11 25.04.2016

ВОДА И БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Если чего-то слишком мало или слишком много – значит это "мало-много"
управляется слишком "мало" или слишком "много".

РЕЗЮМЕ

В предлагаемой публикации рассматривается роль правительств и гражданского общества в управлении водными ресурсами и в их потреблении для безопасности стран Центральной Азии.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие Центральная Азия (далее "ЦА") определено условно и для целей этой публикации как регион, орошаемый реками Амударья, Сырдарья и их притоками. А именно тот регион, в который входят независимые государства постсоветской Средней Азии (далее "СА"), южный Казахстан (далее "ЮК") и северо-западный Афганистан.

Исторически сложилось так, что структура власти и ее политика в странах ЦА в определяющей степени основана на взаимозависимости по поводу владения и управления водой в реках и каналах, как между странами, так внутри стран между регионами, областями и общинами .

Взаимозависимость стран СА друг с другом в поставках воды следующие:
• Туркменистан потребляет 97,1% попусков воды с территорий Таджикистана и Узбекистана;
• Узбекистан - 77,4% - с территорий Кыргызстана, Таджикистана через Туркменистан;
• Казахстан - 31,2% - через территорию Узбекистана;
• Таджикистан - 16,7% - через территорию Узбекистана ;

И все эти страны – около 20% - с территории Афганистана, прямо или транзитом.

ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ

Далее описываются причины вызова безопасности в ЦА, которые прослеживаются на протяжении последних десятилетий и в синергетике причин уже стали и будут важнейшими вызовами безопасности.

Причины вызова безопасности

Противоречия между энергетическими и оросительными целями стран

Страны – основные поставщики воды (Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан) заинтересованы использовать воду в транзитных реках – Амударье и Сырдарье – преимущественно для производства электроэнергии, используя плотины водохранилищ для ГЭС. Поэтому эти страны заинтересованы в накоплении воды в плотинах в сезоны таяния горных ледников или в теплые сезоны года.

Нижележащие страны (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан) нуждаются в попусках воды из плотин выше в теплые сезоны и не заинтересованы в накоплении воды в водохранилищах выше в этот период.

Правительства Кыргызстана и Таджикистана строят и планируют строительство крупных водохранилищ и ГЭС в дополнение к тем, которые уже имеются. Аргументы нижележащих стран, которые против этого строительства, основаны на потенциальных угрозах их водной, а значит и экономической, социальной и политической безопасности, что создает вызовы безопасности в ЦА в целом.

Между всеми этими странами имеются противоречия и по поводу трансграничных водохранилищ для орошения и не связанных с ГЭС. Не упоминая все из них, приведу как примеры только два. Например, в Туркменистане построено озеро Золотого века, в которое направлена часть дренажных вод с территории самого Туркменистана после орошения частью вод Амударьи, ранее потребляемой южным и северо-западным Узбекистаном. Там же, в Туркменистане, в низовьях Амударьи расположено последнее на этой реке трансграничное Тюя-муюнское водохранилище, ключевой источник оросительной и питьевой воды для около 4 млн. человек на северо-востоке Туркменистана и северо-западе Узбекистана. Как последнее на реке водохранилище оно испытывает самые высокие риски и объемов, и своевременности поставок воды, что вызывает противоречия между этими странами и их областями.

Эти противоречия за все виды водохранилищ продолжаются и обостряются, но решаются правительствами в той или иной мере и без видимых пока угроз насильственных конфликтов.

Все эти противоречия выше основаны на недоверии стран друг к другу, что обусловлено в значительной мере на недостатке прозрачности, публичности и добросовестной конкуренции по поводу управления водой и ее потребления.

Роль внешних для ЦА стран

Вызовы, связанные со строительством ГЭС (в пункте 1 выше), обостряют участие внешних для ЦА стран (Россия, Иран, Китай) в строительство крупных плотин и ГЭС на Амударье и Сырдарье, которые либо уже строятся, либо планируются для строительства.

Это обострение основано на недостатке или отсутствии доверия стран СА к внешним странам, к их надежным гарантиям в согласованном распределении стоков рек. Эти гарантии могут быть обеспечены действенными волей и влиянием внешних стран в исполнении межгосударственных соглашений, которым подчинятся конкурирующие за воду страны.

Недостаток доверия к внешним странам вызвано и тем, что их политические и экономические интересы не в полной мере сбалансировались в ЦА. Эти интересы не критичны для самих стран ЦА, которые уже сами регулируют баланс третьих стран на своей территории. Если в прошлом, эти интересы продавливались извне силовыми, военными методами. То сейчас это маловероятно. Государства ЦА перестали быть "призом" Большой Игры. Тем не менее, баланс влияния внешних стран в ЦА продолжает испытывать вызовы и как следствие, вызывает недоверие к их влиянию на страны ЦА.

Недоверие вызвано и трудными вопросами:
• Смогут и захотят ли сами внешние страны согласовывать между собой решения по поводу управления совокупными стоками рек?
• Можно ли быть уверенным, что безопасность стран ЦА не будет подвержена рискам извне в интересах третьих стран для провоцирования межгосударственных конфликтов в ЦА по поводу воды?
• Смогут ли страны СА найти волю для совместного финансирования строительства плотин и управления ими или для того же найти внешние страны, которым будут доверять?
• Кто станет "рефери" в спорах по поводу воды – внешние страны, владеющие акциями ГЭС и держащие руки "на вентилях" рек, или сами страны ЦА на основе баланса взаимных интересов?

От ответов на эти вопросы зависят и суверенитеты стран СА, и их безопасность.

Возможно, что внешние страны договорятся и убедят страны СА в том, что заслуживают доверия. Потому что стабильность безопасности в ЦА весьма важны для внешних стран, для которых страны ЦА стали не только важным источником углеводородных энергоносителей, тяжелых, драгоценных, редких металлов, хлопка, шелка и т. п., но и партнером в борьбе с терроризмом, экстремизмом и трафиком наркотиков. Кроме того, страны ЦА являются важным транзитным регионом для торговли между внешними странами.

Пойдут ли сами СА страны на масштабные насильственные конфликты по поводу воды при поддержке внешних стран или без них? Предыдущий опыт отношения между странами позволяет утверждать, что "нет". А так же и потому, что ни одна из стран – прямо или косвенно инициировавшая военный конфликт, победившая или проигравшая – не простит своему правительству ни победы, ни поражения. А потому правительства СА в случае такого рода войн рискуют быть снесены под лозунгами мира - извне и/или от части внутренней политической и экономической элиты, конкурирующей за власть. Любой выигрыш в таком конфликте как в игре с нулевой суммой станет проигрышем.

Межгосударственные соглашения

Условия распределения вод трансграничных рек и каналов были определены со времен СССР в многосторонних соглашениях. Эти соглашения принимаются все чаще в двухсторонних и все реже в многосторонних соглашениях, что в своей разрозненности волей или неволей способствует нарушениям соглашений, а так же и нарушениям в видах и объемах компенсаций за соблюдение своевременности и объемов попусков воды.

Обсуждение этих нарушений уже на уровне острой полемики и взаимных угроз, включая меры военного воздействия, как например, в случае ограничений поставок воды после строительства плотин и ГЭС в странах, из которых текут трансграничные реки.

Такой же характер соглашений прослеживается и на территориях самих стран СА между водопользователями.

Стоки рек в СА в значительной мере формируются и в Афганистане (около 20%), который заинтересован в строительстве плотин и ГЭС на этих реках, что весьма значительно скажется на объемах и своевременности пропусков воды в страны СА.

Несмотря на это, Афганистан до сих пор не имеет соглашений со странами СА по совместно используемым водным ресурсам. К примеру, последние переговоры были проведены в 1977 году. Советский Союз тогда предложил 6 куб. км. в год, а Афганистан претендовал на 9 куб. км. Соглашение не было принято .

Принимая во внимание значительный рост населения и его острые потребности в орошаемых землях и в электричестве, объемы воды, которые потребует или просто возьмет по праву Афганистан, будут гораздо больше, чем те, на которые он претендовал в 1977 году.

Когда начнется отбор воды в Афганистане – зависит от следующих сроков :
• сроков решения внутренних проблем и консолидации народа Афганистана, в том числе для строительства плотин и ГЭС;
• сроков смены плантаций мака (который не требует значимых объемов воды для орошения), на плантации прочих сельских культур, которые потребуют значительные большие объемы воды.

Этот отбор воды явно обострит и без того сложные текущие отношения стран СА с Афганистаном.

Эффективность управления водой и ее потребления

В XIX и первой половины XX века естественные стоки рек не могли регулироваться в полной мере, и страны СА вынуждены были адаптироваться к естественным процессам формирования источников воды без существенного воздействия на них и без угроз нанесения взаимных ущербов. Но со второй половины XX века экономические и технические мощности стран позволили им в полной мере управлять водными ресурсами и с полной мерой воздействия на соседние страны.

Несмотря не полномасштабное регулирование стоков рек, эффективность управления и использования вод крайне низкая, особенно на локальном уровне.

В числе прочих причин этого - последствия пост-советских аграрно-водных реформ в СА и ЮК. А именно, последствия раздела и / или раздробления земель, оросительных и дренажных сетей (далее "сети") прежних коллективных хозяйств между сотен тысяч фермеров. Дореформенные сооружения и сети были основаны на технико-экономических обоснованиях (ТЭО) для стран, регионов, вплоть до коллективных хозяйств и домохозяйств. После реформ часть этих водопользователей из-за конкуренции за воду, включая недобросовестную, не смогли эффективно обслуживать и общие для них сети, и сети на своих землях и, как следствие эффективно использовать воду для орошения.

Как следствие, в ирригационных сетях теряется до 50% воды, которая предназначена для посевов. Вода теряется при фильтрации в грунт, в испарении, в промывах земель от соли, в утечках из части тесно переплетенных ирригационных и дренажных сетей. В этих сетях порой трудно определить – где вода для орошения и где после дренажа из-за протечек вод из оросительных в дренажные сети, и наоборот. Как следствие, растут площади и уровни засоления прежних и новых земель, в том числе после орошения дренажными водами из-за недостатка воды для орошения. А засоление земель требует еще больше оросительной воды для промыва земель от соли.

Часть оросительных сетей и сетей питьевого водоснабжения, которые ранее обслуживались бывшими коллективными хозяйствами, устаревают и разрушаются. Т. к. мощности фермеров и доходы предприятий по обслуживанию сетей недостаточны для их обслуживания. Что сокращает доступ и сельского, и части городского населения к оросительной и к безопасной питьевой воде. А последняя вода отчасти используется и для орошения участков земель домохозяйств.

Занятость и доходы домохозяйств

Сельские и часть городских домохозяйств были до реформ выше важным поставщиком сельской продукции на местные и внешние рынки продовольствия. Но после реформ - раздела земель и оросительных сетей между фермерами, эти домохозяйства частично или полностью:
- Утратили доступ к общинным водным источникам для орошения и даже к землям для выпаса скота;
- Тем самым потеряли возможность производства сельской продукции для рынка и для себя.

Эти последствия привели, в свою очередь к обострению конкуренции за оросительную воду между фермерами, между домохозяйствами, а так же между теми и другими. Эта конкуренция выливается порой в локальные насильственные конфликты, включая трансграничные.

Сокращение воды в источниках и засухи

Стоки рек в Амударье и Сырдарье сокращаются на протяжении последних десятилетий. Это сокращение будет продолжаться в ожиданиях экспертов, как и неустойчивость сезонной регулярности стоков, которые формируются в горных ледниках . Добавлю, что это сокращение стоков обусловлено и эрозией горных и предгорных почв .

Поэтому не только страны получатели воды испытывают уже недостаток воды, но и сами поставщики воды - и для производства электроэнергии, и для орошения .

Фермеры и население из-за недостатка поверхностной воды в последние два десятилетия обратились и продолжают пользоваться подземными источниками воды - артезианскими скважинами, грунтовыми и подпочвенными водами. Но надежды на подземные источники сомнительны, несмотря на то, что под землей, как говорят эксперты, текут такие же по масштабу реки, как поверхностные.

И фермеры, и население обратило внимание на сокращение объемов воды в подземных источниках или на ухудшение ее качества воды – засоленность и жесткость. Гидрогеологи объясняют это сокращением объемов воды в поверхностных источниках, которые подпитывают подземные, а так же и чрезмерным отбором воды из подземных источников.

Поскольку эти подземные воды не имеют границ и их потоки не регулируются, они не могут служить почвой для трений и конфликтов, но могут их усугублять в снижении возможности заменить поверхностные воды для потребителей.

Самым серьезным вызовом для безопасности в СА являются не столько недостаток воды и маловодные годы, сколько засухи. И то и другое имеют высокую вероятность повторения в циклах солнечной активности.

Уроки засухи 2000-2001 года говорят об отсутствии тогда систем раннего оповещения и эффективных мер, как превентивных, так и для минимизации последствий. В ходе той засухи на значительной части территорий СА гибли или не высаживались посевы, погибал скот, страдали миллионы людей от недостатка или отсутствия воды и продовольствия.

Эта засуха и последствия земельно-водных реформ для домохозяйств (см. пункт 4 выше), стали причиной второй по мощности миграционной волны внутри и вовне стран СА. В случае повторных засух подобного масштаба в сопровождении нежелания сопредельных стран, регионов или общин пропустить своевременно квоту воды, определенную соглашениями, весьма вероятны локальные меж-общинные и приграничные насильственные конфликты, которые уже наблюдаются. Перерастут ли они в затяжной межгосударственный конфликт – зависит как от глубины засухи, так и от ее длительности. И, конечно, от воли и умения властей на всех уровнях в недопущении конфликтов.

Плата за трансграничные воды и стоимость воды

В странах СА - поставщиках воды - звучат в последние годы призывы к вводу оплаты за поставки воды в нижележащие страны. Тем не менее, и скорее всего, прямой формы оплаты между государствами за объемы воды не будет и сохранится система тех или иных компенсаций в поставках энергоносителей и электроэнергии за обслуживание водных сооружений на территории стран поставщиков.

Прямая форма оплаты маловероятна и потому, что после введения платы за объемы воды она может приобрести статус товара со всеми его свойствами в ответных мерах – таможенные и транзитные пошлины; запреты и ограничения на транзит и т. п., что в свою очередь, обострит отношения между странами СА

Кроме того, часть зимних сбросов из водохранилищ Кыргызстана и Таджикистана могут быть расценены как нанесение экологического ущерба странам, куда пойдут эти зимние сбросы. И за этот ущерб может быть потребована компенсация в ответ на требование оплаты воды или услуг по ее поставке. Например, компенсации за ущерб, нанесенный землям и населенным пунктам Сырдарьинской и Хорезмской областей Узбекистана, а так же и в ЮК.

Одностороннее введение оплаты за воду может послужить причиной не только прежних торгово-финансовых и экспортно-импортных "войн", т. к. в случае отказа стран получателей воды платить и, как следствие, сокращение, а тем более, прекращение поставок воды послужит причинами насильственных межгосударственных конфликтов.

Если будет введена и принята плата за воду – это будет вызовом и религиозной традиции, которая ляжет в основу религиозных аргументов оппозиции и населения по отношению к властям и к соседним странам с потенциалом насильственных протестов и конфликтов.

Стоимость воды

Стоимость воды для водопользователей (фермеров, предпринимателей, домохозяйств) – либо слишком дешевая, либо слишком дорогая. Официальная уравнительная плата в форме налогов или за услуги по доставке воды очень дешевая для тех, кто близок к воде. Но ее стоимость значительно (до 100 раз) возрастает для тех, кто расположен в удалении от источников воды и потому несет не официальные издержки за доставку воды.

Таким образом, удаленные водопользователи дотируют не официально затраты на воду тех, кому она достается слишком дешево. Это противоречие служит основной для трений и конфликтов как между потребителями воды, так и с поставщиками воды и между ними же.

Прирост населения и орошаемых земель

Несмотря на сокращение темпов естественного ежегодного прироста населения, примерно, с 3% к началу 1990 году и до, примерно, 1% к 2010 году с ожидаемым сокращением до 0 к 2035 году и последующей перспективой депопуляции, в ближайшее десятилетие прирост населения в СА будет продолжаться.

Текущий и прогнозный прирост населения обусловлен тем, что когорты населения, которые были рождены в конце 80-х и в начале 90-х годов, вступили в брачный или в фертильный возраст. Т. о. прирост продолжается не как ранее и за счет многодетных семей, а за счет роста количества молодых брачных пар даже при количестве 3 детей в семье, что обычно достаточно только для простого воспроизводства населения. Это значит, что в ближайшие 10 лет на рынок труда в СА выйдут ежегодно не менее 600 тысяч чел., часть которых будет нуждаться в продовольствии и, как следствие, в орошении новых земель.

Казалось бы, площади орошаемых земель должны сокращаться из-за недостатка воды для орошения. А так же из-за агротехнических инноваций и попыток перехода от экстенсивных к интенсивным методам орошения. Тем не менее, совокупные площади орошаемых земель в странах СА выросли с 6677 млн. га в 1990 году до 7107 млн. га в 2000 году , или на 6%, и продолжают расти.

Власти, фермеры, домохозяйства, преследуя цели повышения доходов и прибыли, осваивают официально и не официально новые земли. Этот рост площадей сопровождается сооружением новых оросительных и дренажных сетей, зачастую без взаимосогласованных ТЭО (см. пункт 3 выше).

Прирост орошаемых земель и прирост потребности в орошении продолжится и потому, что страны ЦА заинтересованы в повышении уровня продовольственной безопасности, развитии сельской и перерабатывающей экономики, в сбыте сельской продукции на внешнем рынке для диверсификации экономики. А так же и для смягчения зависимости от экспорта энергоносителей. Однако возможности достижения этих целей ограничены недостатком производительности земель из-за недостатка воды. А так же и из-за орошения части земель дренажными водами. О чем говорит то, что урожайность всех сельских культур выросла весьма незначительно с 60-х годов.

Этнический и региональный сепаратизм

Вызовам сепаратизма тех или иных территорий подвержены большинство стран СА. Лидеры государств СА не позволяли развиться сепаратизму, успешно применяя для того "мягкую" и порой "жесткую" силу. И не инициировали и не поддерживали сепаратизм на территории сопредельных государств. Тем не менее, сепаратизм возможен как средство давления на свое государство или для мотивации соседнего государства в том или ином распределении объемов поставок воды или их сроков. А потому сепаратизм продолжает оставаться, пусть незначительным, но вызовом для безопасности стран СА.

Аральское море.

В последние 30 лет государства и сообщества ЦА обращаются для решения межгосударственных противоречий в распределении воды к символической экологической ценности Аральского моря. Этот символ как аргумент воспринимается все слабее и все с меньшим доверием из-за бесперспективности восстановления моря. В том числе и потому, что Аральское море как "бесполезный" испаритель воды был приговорен к уничтожению властями и учеными СССР при поддержке гидрологов, экономистов и политиков среднеазиатских республик еще в 1949 году . А потому аргумент к Аральскому морю не смог и не сможет быть использован для дестабилизации безопасности в СА.

Возможности и меры для стабильной безопасности

Сезонное смещение осадков

Население ЮК и Узбекистана давно следят за погодой в Москве, откуда эта погода обычно и в той или иной смягченный степени приходит к ним с запозданием от одного до трех дней. Причина этого в том, что над средне-русской возвышенностью смешиваются холодные потоки воздуха Белого и Баренцева моря Арктики, а так же и теплые потоки воздуха из Европы, куда эти потоки в свою очередь идут с Атлантики и с Гольфстрима. После смешивания эти потоки идут на Тянь-Шаньский хребет над Кзыл-Ордой, Нукусом, Бухарой, Ташкентом, Шымкентом и Алматы.

Почему я об этом пишу? Потому что эти потоки насыщены в облаках влагой, которая оседает по пути или в снегах и ледниках Тянь-шаньского хребта. (См. "Сокращение стоков в реках" на стр. 5). Эти осадки и есть основной источник воды для СА.

Эксперты и население обратило внимание на то, что осадки сместились с зимних к весенним. И даже к осадкам раннего лета. Эксперты считают, что причиной тому потепление климата и смещения температур, в том числе повышение зимой и летом, а понижение весной и осенью из-за повышенного объема влаги в потоках воздуха.

Эти изменения не столько угроза, сколько возможность для целей орошения. А именно, для обращения в той или иной мере к тем сельским культурам, которые могут быть орошены осадками в весенний период. И отказываясь от части тех культур, которые нуждаются в орошении из ледников. К примеру, отказываясь от части хлопка для зерновых или плодоовощных культур, что уже происходит.

И, конечно, сооружая устройства для накопления воды из осадков на своей локальной территории - страны, области или общины.

И смена культур, и локальные не горные водохранилища снизят зависимость от ледниковых стоков и, как следствие снизят трансграничные и меж-общинные противоречия.

"Сибирь-дарья"

Давняя и реанимируемая время от времени идея переброски части сибирских рек в Казахстан и далее в СА, в том числе для восстановления Аральского моря сомнительна по тем же причинам, что и в конце 80-х годов – нет денег и неэффективное управление водой в СА, а значит и потенциально такое же управление водами "Сибирь-дарьи".

Если идея "Сибирь-дарьи" была основана, вольно или невольно, на общих политических и экономических интересах республик СССР, в том числе в СА, то сейчас такого рода общности нет, и не предвидится в перспективе. Потому что отношения стран СА в значительной мере основаны на конкуренции как за воду, так и по поводу конкуренции на внешних рынках за экспортируемые ресурсы и продукцию, включая сельскую. (См. абзац после буллитов на стр. 3). Разумеется, конкуренция может привести к нечто вроде "синдиката", но в ближайшие годы это малоперспективно.

Некоторые политики и эксперты надеются, что "Сибирь-дарья" может повысить как вид помощи влияние России на страны СА. Однако и эти надежды сомнительны, т. к. поставщик товара так же влияет на потребителя, как и потребитель на поставщика.

Воплощение идеи "Сибирь-дарьи" возможно только в том случае, если ее поддержат правительства стран СА и отреагируют на идею не уверениями в одобрении, а своими финансами и ресурсами на этапе строительства, в ходе эксплуатации "Сибирь-дарьи" и в эффективности управления водой для целей орошения.

Воды слишком мало, потому что слишком много

Страны СА и ЮК вполне обеспечены водой и ее даже намного больше, чем в странах, которые ограничены в доступе к воде, например, в Израиле, где управление водой гораздо эффективнее, в том числе для целей орошения сельских культур.

О том, что воды много говоря данные в таблице ниже.

Таблица. Обеспеченность водой стран ЦА (2004 г.)
Страна м3/чел. Млрд.куб.м. на страну Из Амударьи и Сырдарьи (км3 в год)
Казахстан 6745 100,5 2,5
Кыргызстан 4204 20,6 27,5
Таджикистан 6475 39,5 59,7
Туркменистан 5593 24,8 1,4
Узбекистан 2074 50,4 12,4
Афганистан и Иран - - 10,8
Всего 4241 235,8 116

Доверяй, но проверяй и принимай участие

Принимая во внимание имеющиеся объемы воды и возможности управления ими, я уверен, что страны СА сумеют эффективно управлять водой и потреблять ее, чтобы не допустить дестабилизации безопасности в ЦА. Как они умели это в вызовах, включая водные, которые воспринимались на протяжении последних 20-ти лет для "алармистских" прогнозов насильственных межгосударственных конфликтов в СА по поводу межэтнических, религиозных, территориальных и сепаратистских противоречий.

Об этом умении говорит то, что все последние десятилетия правительства стран СА умели договариваться. Ограничиваясь в трениях по различным поводам, включая трения по поводу воды, экономическими воздействиями - тарифными, пошлинными; а так же и внеэкономическими препятствиями для транзита товаров, энергоносителей и электроэнергии, ограничениями в пересечения границ населением и прочими не насильственными, не военными мерами. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что страны СА обречены (в хорошем смысле этого слова) на партнерство в совместном решении вопросов по поводу распределения вод. Включая партнерство с Афганистаном.

Тем не менее, доверяя правительствам в вопросах безопасности, оставлять на их усмотрение полностью вопросы воды небезопасно, как доверять ведение войн только генералам. А потому гражданское общество посредством бизнес-ассоциаций (поставщиков и потребителей воды), ассоциаций водопользователей (оросительных) должны быть вовлечены в обсуждение и принятие решений по поводу управления и потребления воды, чтобы заинтересованно выполнять эти решения.

Пока же гражданскому обществу доступны лишь скудные информационные сообщения в СМИ о полемике правительств и правительственных экспертов по вопросам распределения и потребления воды. Но недоступны детали того, как принимаются те или иные решения, что создает почву для недоверия и обеспокоенности за последствия решений, в том числе такие последствия как трансформации решений в те или иные формы конфликтов.

Эта полемика выше говорит о том, что суть клубка противоречий по поводу распределения и потребления воды выдавливается в межгосударственные отношения из внутригосударственных. Где противоречия по поводу распределения и потребления воды публично практически не рассматриваются.

Если причины этих противоречий свести воедино и на межгосударственном, и на внутригосударственном (от уровня областей и до домохозяйств) уровнях, где они в синергетике определяют межгосударственные противоречия, то причины этих противоречий следующие:
- Строительство водных сооружений, сельских ферм и предприятий, которые наносят или могут нанести ущерб другим водопользователям с точки зрения объемов и своевременности попусков и поставок воды;
- Угрозы безопасности самих сооружений, поставляющих или потребляющих воду, и эксплуатации этих сооружений;
- Несвоевременный попуск или поставка воды для неотлагательных целей орошения тех или иных культур;
- Произвольный, открытый или скрытый, односторонний захват объемов воды;
- Переуступка одной стороны третьей стороне право на воду без согласования со второй стороной;
- Не прозрачные компенсации или их отсутствие нарушения соглашений в распределении воды или за взаимные уступки другому водопользователю и в ущерб себе;
- Неэффективное использование воды потребителями;
- Слишком дешевая или слишком дорогая стоимость воды в издержках поставщиков и потребителей;
- Загрязнение воды в пределах выше предельно допустимых концентраций, и отсутствие или не применение санкций по правилу "Загрязнил – плати или очисти";
- Отсутствие или не согласованности превентивных мер на случай засух и их последствий;
- И все выше в целом в сопровождении явного недостатка или полного отсутствия публичной и прозрачной политики в системах обратной связи в управлении водой и в ее потреблении.

Как следствие совокупных причин выше и в их синергетике, безопасность в регионе ЦА зависит и будет зависеть не только от политической воли властей, но и от участия гражданского общества в скоординированных действиях по поводу управления водой и ее потребления.

А координация этих действий не мыслима без информационного обеспечения систем обратной связи в мониторинге следующих прозрачных и публичных показателей и данных:
- Текущие и прогнозные ресурсы воды;
- Потребности потребителей в воды с точки зрения эффективности в объемах и в качестве воды;
- Потребление воды с точки зрения эффективности в объемах и в качестве воды;
- Взаимные компенсации за попуски и уступки объемов, своевременности поставок или за загрязнение воды;
- Цены на воду и на услуги по ее поставке и их роль в сбережении воды потребителями и во внедрении сберегающих воду технологиях;
- Развитие альтернативных крупным ГЭС источников электроэнергии (ветер, солнце, малые ГЭС);
- Вероятность потенциальных локальных и межгосударственных противоречий или конфликтов по поводу воды с целью предупреждения конфликтов и/или управления ими;
- Степень осведомленности и участии гражданского общества в содержании буллитов выше.

Возможно, что с точки зрения части "ок суяк" ("белая кость"), элит стран и экспертов, гражданское общество как "кара суяк" ("черная кость") не способно к эффективному участию в обсуждениях и принятии решений. Но даже в случае принятия решения только элитами, любые их решения и процесс их принятия должны быть прозрачны и публичны в вопросах воды и безопасности населения. Чтобы фермеры, предприниматели, население могли принимать жизненно важные решения на уровне своей компетенции. Например, сворачивать или переводить бизнес в другие регионы, отрасли экономики или в другие страны, рожать ли далее и жить на месте или мигрировать и не рожать, готовиться к засухам и как, ждать конфликты или предотвращать их общими усилиями.

ПРИАРАЛЬЕ КАК ПРОГНОЗНАЯ МОДЕЛЬ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Автор статьи опубликовал в 1990 году поисковый прогноз для южного Приаралья. Содержание прогноза приводится ниже в тезисах.
1. Объект поискового прогноза - социально-экологическая и экономическая система Приаралья.
2. Период прогноза - 15 лет (до 2005 г).
3. Период ретроспективы – 50 лет.
4. Прогнозные факторы - тренды гидрологических, экологических, сельскохозяйственных и демографических процессов в Приаралье.
5. Прогнозный фон - те же процессы в республиках СА, которые, расположены в бассейне Амударьи.
6. Метод прогноза - экстраполяция и взаимовлияние трендов в пунктах 4 и 5 выше. Выбор метода, факторов и фона обусловлен их устойчивой инерционностью;
7. Прогнозировалось:
• Водный кризис в признаках недостатка и отсутствия воды и для орошения, и для пищевых целей;
• Прогнозная дата входа в кризис - 1996-1997 гг. Дно кризиса – 2000 год. Прогнозная дата выхода из кризиса - не ранее 2005 г.
• Свертывание традиционных видов сельскохозяйственного производства и преобладание низко-производительных фермерских хозяйств;
• Безработица до 50% трудоспособного населения;
• Снижение уровня жизни и рост расслоения между бедными и богатыми;
• Массовая миграция трудоспособного населения за пределы региона, в котором около 70% населения (с 30%) сконцентрируется в городах в поисках занятости и доходов;
• Рост доли "старого", нетрудоспособного населения и депопуляция в сельских населенных пунктах.
• Кризис доверия к органам власти и локальные протесты населения в проявлениях сепаратизма.

К сожалению, прогноз для Приаралья сбылся полностью.

Если принять модель Приаралья как аналогию для СА и ЮК, я уверен, можно увидеть в текущих трендах статистических данных и в данных различных исследований, что процессы, которые прошли и происходят в Приаралье, уже распространяются от него вверх по бассейнам рек Амударьи и Сырдарьи.

Аналогичный или более оптимистичный прогноз для той или иной страны ЦА может попытаться сделать сам читатель, обратившись к модели прогноза выше и используя более свежие данные, чем те, которые я приводил для 1990 года. И, конечно, для того, чтобы принять превентивные меры для того, чтобы аналогичный прогноз не сбылся как угроза нашей общей безопасности в ЦА.

Арустан Жолдасов, социолог, Узбекистан.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1461600660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх