КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 09.04.2016
11:06  Тайная жизнь датских мечетей, - "Aftenposten"
11:03  Король Иордании Абдалла II и королева Рания: история любви, - Азимбай Гали
10:15  Клинтон заставит Китай слушаться Америку, - В.Скосырев
09:38  Изнасилованный беженцем норвежский политик Нордал заявил о чувстве вины из-за депортации обидчика
08:42  Ученые подтвердили геноцид коренного населения Северной Америки, - Science Advances
08:01  Экс-спикер палаты представителей конгресса США Хастрет обвинен в растлении четырех несовершеннолетних
02:58  Тесть главы УкрМИДа Климкина оказался... российским генералом, награжденным за воссоединение Крыма
00:55  Кыргызы на Великоханском монгольском престоле. Ч. 2, - Эрлан Сапарбаев
00:33  В алматинском зоопарке пытались отравить животных, - Е.Коэмец
00:22  "Люблю слушать музыку, готовить и читать". Очаровательная казахстанская москвичка из Онтарио - фигуристка Элизабет Турсынбаева
00:18  Почему через двадцать лет Казахстан проиграет экономике Узбекистана, - А.Урманов
00:11  Леопольд, подлый трус, выходи... В Киеве опять жгут покрышки вокруг Порошенко
00:04  Армия России испытала в Сирии военный интернет
Пятница, 08.04.2016
22:33  Памяти Захи Хадид. Она вынашивала творческие идеи как ребенка..., - "Al Arab"
21:41  "Оживший" в морге пенсионер примирился с врачами тубдиспансера в Павлодаре
21:33  В Бельгии задержан последний участник атаки в Брюсселе марокканец Мохамед Абрини
21:03  Кризис в Нагорном Карабахе: как реагируют Астана и Ашхабад, - "DW"
19:50  Кыргызы на Великоханском монгольском престоле. Ч. 1-я, - Эрлан Сапарбаев
19:49  Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог, - Байболот Абытов
18:58  Смешанная модель по-китайски, - Сергей Цыплаков
18:35  Батыр Закиров. Великому узбекскому певцу в этом году исполнилось бы 80 лет
17:36  В Туркмении вступающие в брак отныне будут в обязательном порядке проверяться на ВИЧ
16:16  Кыргызстан. Апрельская революция: от уличной демократии к парламентской республике
15:42  Украина ни с того ни с сего объявила главаря крымско-татарского Меджлиса Джемилева турецким шпионом
14:38  Офшоры и бордели: минимум обязательств, - Н.Айып
13:53  КырРаздрай. Скандал из-за тендера. Противостояние Сариева и Малабаева
13:38  Союз Нур-Дустум трещит по швам. На севере Афганистана резко накалились узбеко-таджикские отношения, - Ф.Раббани
13:35  Ставший праздником кровавый день. Киргизия чествует героев "Апрельской революции"
13:32  Швейцария: зарождение бунта против денежной алхимии банкиров, - В.Катасонов
13:31  Иран – Армения – Азербайджан: свобода торговли и транспортные проекты, - В.Михайлов
13:14  "Основу Римской империи заложили предки казахов - представителей "Жеты ру", - казисторик Кожырбайулы доказывает
13:10  Лучше плохого друга только враг! - Р.Устраханов
13:01  Замуж за дерево, или самые необычные свадьбы в Таджикистане, - "АП"
12:56  Киберкомандование США бьет тревогу: возможны атаки на инфраструктуры, - Washington Times
12:53  Сирия как испытательный полигон для России, - Коидзуми Ю
12:09  Наследники. "Красная элита" Китая в "панамском досье", - Sueddeutsche Zeitung
12:05  "Я подбил где-то до 900 млн. тенге...". На процессе по делу супер-хищений в Астана-ЭКСПО всплывают все новые факты
11:57  Перевозчики мигрантов привлекают новыми предложениями, - Der Spiegel
10:53  Мифы и правда о казахстанском мясе, - Сауле Исабаева
10:01  Тайные шахты дочек Ильхама Алиева. Золотые прииски, офшоры и 300 безработных горняков, - "РО"
09:57  В подготовке госпереворота есть узбекский след? - обзор КирСМИ
09:54  Антииранский кайф США, - Виктор Грибачев
09:47  Ударит ли "панамагейт" по казахстанской элите? - САМ
09:43  Трое японцев штурмовали посольство РФ в Токио требуя предоставить им полит-убежище за "антиамериканские взгляды"
09:28  Кыргызы повсюду. И они ставят рекорды в... Каз-легкопроме, - Л.Худова
09:25  Брюссельский террорист работал уборщиком в Европарламенте
09:22  Куба заинтересовалась казахстанской нефтью, - Е.Тумашова
08:58  Власти Казахстана требуют от Карачаганакского консорциума (ЛУКОЙЛ, BG, ENI, Chevron и "Казмунайгаз") $1,6 млрд штрафов
08:55  Круговорот воды в политике. Весенние потопы в Казахстане, - М.Меирманова
08:50  Лидер "Талибана" уважил покойного Муллу Омара. Раздоры среди мятежников осложняют переговоры о мире в Афганистане, - "НГ"
08:45  Белые пятна воздушно-космической обороны СНГ, - В.Мухин
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Кыргызы на Великоханском монгольском престоле. Ч. 2, - Эрлан Сапарбаев
00:55 09.04.2016

Согласно мнению специалиста по истории калмыков Санж Хойта история ойратов хронологически делится на раннюю, среднюю и позднюю.

Как раз в период ранних ойратов, когда только складывался дурбен ойрат, то есть союз четырех племен, кыргызы входят в конфедерацию ойратов.

Исследователи выводят этноним ойрат как из монголоязычной, так и тюркоязычной основы. Так, например, за тюркоязычную этимологию выступал Г.И. Рамстедт (Густав Ион Рамстедт - Первый вице-президент Финно-угорского общества и руководитель финского общества эсперантистов. Преподавал в Хельсинском и Токийском Университетах. Большой знаток древнетюркских и монгольских диалектов. Г.И.Рамстедт автор фундаментальных трудов по алтайской лингвистике и основоположник сравнительно-исторического монгольского и современного алтайского языкознания – прим. автора). И все же большинство исследователей видят в этнониме ойрат монголоязычную основу и считают, что "дурбен" имеет числительное значение и переводится с монгольского языка как четыре, а "ойр" означает близкие, союзники, которое во множественном числе имела окончание ойрад. Например, к числу тех, кто выводил слово ойрат из основы "ойр" были Н.Я.Бичурин, А.Ремюза, И.Я.Шмидт, из современных ученых Г.О.Авляев.

Учитывая наличие кыргызов в союзе ранних ойрат, предлагаю вариант этимологии от кыргызского слова ойрот, означающий народ, народные массы, то есть "дурбен ойрат", - это четыре народа или же государство четырех народов.

Согласно "Шара Туджи" Цокту Ахайя и "Эрденин Тобчи" - труду по монгольской истории ордосского князя Саган Сацена, написанного 1662 году, в состав Дурбен Ойрат (в союз четырех родов или же Четырех Союзников) изначально входили олеты, батуты, хойты и кыргызы, монгольская форма кергуды. Именно Саган Сацен определяет этническую принадлежность Угечи кашка как ойрат из народа кыргызов.

И ничего удивительного нет в том, что на определенном историческом отрезке часть кыргызского народа, объединенное в ханство, а именно находившееся на территории Монгольского Алтая и Или-Иртышского междуречья входили в объединение "дурбен-ойрат", которые в квартете задолго до Джунгарского ханства образовали Государство Четырех.

Следует сказать, что летопись Саган Сацена принадлежащего к "золотому роду" как прямой потомок Даян хана в пятнадцатом поколении высоко оценен исследователями как летописно-исторический памятник. Академик Ш.Бира (Шагдарын Бира - ученик Ю.Н.Рериха, ученый с мировым именем - историк, культуролог, монголовед, президент Монгольского Рериховского Общества и генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения- прим. автора) замечает, что эта летопись "по своему значению в истории развития исторических знаний монголов может сравниться, пожалуй, только с "Монгол-ун нууц товчоо" (Сокрове́нное сказа́ние монго́лов, в литературе до 1930-х гг. часто Юань-чао би-ши или Юань-чао ми-ши - китайский перевод монгольского названия Монголын нууц товчоо - наиболее древний монгольский литературный и историографический памятник, ценный источник по истории монголов, их государства и его основателя - Чингисхана, а также по истории Центральной Азии XII-XIII веков, составленное в 1240 году неизвестным автором – прим. автора)

Можно сказать, что на раннем этапе своей истории ойраты представляли собой сложный конгломерат близкородственных монголоязычных, и отчасти тюркоязычных племен и родов, в частности кыргызов, и на первых порах, на мой взгляд, "ойрат" все-таки был политонимом, и только в последующем наполнился этническим содержанием и трансформировался в этноним.

Публикатор и переводчик "Эрденин Тобчи" Саган Сацена Я.И. Шмидт (Якоб Исаак Шмидт немецкий ученый-востоковед, монголист и тибетолог, буддолог. Доктор Ростокского Университета, адъюнкт-академик по части литературы и древностей Востока Петербургской Академии Наук .Шмидт впервые ввел изучение монгольского языка и литературы в европейскую науку – прим. автора) ясно и четко пишет, что кыргызы вместе с тремя остальными ойратскими родами входили в состав Союза четырех. Более того, Я.И.Шмидт в своем труде "Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhause verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus; St. Petersburg, Leipzig", изданного 1829 году, тоже упоминает главу "ойрата из народа кыргызов" Угэчи Кашку.

Наличие кыргызов и их ведущую роль в Союзе Четырех подтверждали монголовед Доржи Банзаров (Д. Банзаров- первый бурятский ученый XIX века, получивший высшее образование западного образца, ученик О.М.Ковалевского - одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности. Д. Банзаров изучал и говорил на монгольском, калмыцком, маньчжурском, санскрите, турецком, немецком, английском, французском и латинском языках. Также Банзаров являлся членом-корреспондентом Императорского русского географического и археологического обществ, именем ученого назван Бурятский Государственный Университет- прим. автора), академик Б.Я. Владимирцев (Борис Яковлевич Владимирцев известный российский востоковед, монголовед, академик АН СССР, выдающийся специалист в области монгольского языкознания, литературы, а также истории и этнографии монгольских народов – прим. автора), советский историк К.И. Петров, российский профессор Е.И.Кычанов, крупнейший специалист по этнической истории калмыков Авляев Г.О., профессор Е.Г Кляшторный, якутский историк В.Ушницкий, профессор В.Я.Бутанаев и многие другие. К примеру, Б.Я.Владимирцев в своей монографии "Общественный строй монголов" полностью согласился с наличием кыргызов в составе Ойратского Союза и привел подтверждающие ссылки на "Эрденин Тобчи" Саган Сацена, монгольскую летопись XVII века "Шара Туджи", известную в научных кругах как "История Радлова" и труды немецкого востоковеда Георга Хута.

Подобного мнения придерживался известный русский географ и этнограф Г.Н.Потанин и Е.Г.Грум-Грижмайло (Григорий Ефимович Грумм-Гржима́йло русский путешественник, географ и исследователь Западного Китая, Памира, Тянь-Шаня, Западной Монголии, Тувы и Дальнего Востока. Открыл Турфанскую впадину. Именем Грумм-Гржимайло назван перевал на хребте Сихотэ-Алинь, один из открытых им ледников на Памире и ледник на массиве Богдо-Ула – прим. автора) который писал "...все же остается несомненным, что некогда буруты (так называли джунгары западных кыргызов – прим. автора) жили в соседстве с бурятами в области, носившей название Барга, Баргуджин-токум. С ними соседили и ойраты, в союз коих входили киргизы (кэргут)... это доказывает имя барга, которое носит один из основных кара-киргизских родов".

Якутский историк В.Ушницкий (Ушницкий Василий Васильевич кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИГИ АН РС – прим. автора) в статье "Феномен межплеменного и межэтнического договора (постановка проблемы половецкого компонента в этногенезе саха и кыргызов)" пишет: - Ойрат-монголы именовали своих северных соседей кыргызов на свой лад кыргу (кергуд). Таким образом, у нас есть основания связывать племя кергуд в четырехплеменном ойратском союзе XIV-XV вв. с предками кыргызов".

Там же В.Ушницкий продолжает "…Далее при распаде Юаньской империи в конце XIV в. земли по Среднему и Верхнему Енисею отошли к ойратам, которых в 1399 г. возглавила кыргызская династия. Ее основатель Угэчи-кашка отменил прежнее название Юань и учредил новое название владения и народа Дадань, т.е. татар. Однако в 1468 г. объединенные силы монголов во главе с Мандухай-Сайн-Хатун в местности Таш-Тураду нанесли поражение ойратам. С этого времени ойратское государство Татар (1399-1469 гг.) пришло быстро в упадок и рассеялось".

Об истории кыргызской династии у ойратов и участии кыргызов в политической жизни Монголии подробно и детально описаны К.И.Петровым в книге: "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв". Причиной возвышения кыргызов в среде ойратов К.И.Петров видит во временном сосредоточении большой массы кыргызских племен на Алтайско-Хангайском нагорье, которое сопровождалось возвышением их предводителей Угечи кашка и его сына Эсеху хана. По мнению К.И.Петрова гегемония кыргызских ханов продолжалось примерно двадцать пять лет.

Значительная роль кыргызов в ранней истории не только ойрат, но и всей Монголии не заслуженно умалчивалась или обходилась стороной, зацикливаясь на более поздних кыргызо-джунгарских (калмыцких) войнах.

К.И.Петров был прав, когда писал: "К сожалению, монголоведы и калмыковеды, специально этой проблемой не занимались, а киргизоведы, склонные все объяснять кратковременным господством джунгар над частью тяньшанских киргизов в XYIII веке, оставили ее без внимания".

О вхождении кыргызов в Ойратский Союз также писал известный калмыцкий ученый Г.О.Авляев (Авляев Геннадий Очирович доктор исторических наук, заведующий сектором этнографии, старшего научного сотрудника отдела истории КИГИ РАН - прим. автора), более того он выводил род Чорос из енисейских кыргызов, а к этому аристократическому роду принадлежали все правители Джунгарского ханства.

В частности, Г.О.Авляев в книге "Происхождение Калмыцкого народа" отмечает: Ойрат или же – близкие, родные люди, историческое самоназвание ранних и средневековых ойратов, позже в среде тюркских народов они же известны под именем калмаки. Дербет-ойраты – калмыцкая этническая общность, близки к "зюнгарам" буквальный перевод которого - Левая рука, левый фланг, позже самоназвание особого племени джунгар и ханского клана "чорос" (от киргизского – "чоро" или "кырк чоро" - 40 богатырей киргизского Манаса, от енисейских киргизов, в XIV в. проникло в Джунгарию и обусловило появление клана "чорос" среди дербетов и зюнгаров).

Об этом же пишет Хойт Санжи: "От Хутхай-Дайю (Хутхай-Тайю, Хутхай-Тафу), упоминая при этом, что он принадлежал роду чорос (цорос) Г.О.Авляев выводит родословную Махмуда, Тогона, Эсена и последующих за ними зюнгарских ханов. Он предполагает, что этот этноним восходит к кыргызам Енисея и считает чорос ставший впоследствии - ханским родом племени "зюнгар" и "дербет", ассимилированный, среди коренных ойратов конца XIV - XVI вв.".

Академик Н.С.Модоров (Модоров Николай Семенович профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России Горно-Алтайского государственного университета, академик РАГН – прим. автора) в статье "Новые материалы о правителе Джунгарского ханства Хото-Хоцин батуре", опубликованной в научном журнале "Мир Евразии", характеризует основателя Джунгарского ханства Хара Хулы как потомка легендарного тюркского "хана Эсена", являющегося выходцем из прославленного и знатного ойратского омока (рода, фамилии), Чжо-ло-сы, т.е. Чорос.

Согласно мнения В.П.Санчирова (Санчиров Владимир Петрович кандидата исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Калмыцкого института общественных наук – прим. автора) чоросы являются одним из тюркских компонентов в составе ойратов домонгольской эпохи, сыгравших определенную роль в этногенезе ранних ойратов с начала XIV в. и позже - в формировании племен средневековых "зюнгаров" и "дербетов". Как он считает, чоросы представляют собой пришлый ("оруд улс") правящий клан у племени "зюнгар", ассимилировавшийся среди ойратов, но не связанный узами кровного родства с "чингизидами" из рода "борджигин-кият".

Следовательно, чоросы представляли собой новую ойратскую феодальную аристократию, впервые возникшую в послечингисовский или послеюаньский период.

Исходя из анализа исторических источников, и сопоставляя труды ученых, изучавших вопрос этногенеза ранних ойрат, можно с уверенностью сказать, что часть кыргызов не просто входила в состав Ойратского Союза, но и дала из своей среды правящую династию Чоросов. Возможно, они изначально принадлежали к роду чоро, уходящего своими корнями к древнекыргызскому воинскому сословию чоров (чуров). Например, в орхоно-енисейских рунических текстах упоминается Чур Тардуш Ынанчу, посол кыргызского кагана присутствующий в 731 году на похоронах Куль тегина соправителя и брата тюркского Бильге кагана.

Следует отметить, что родовые подразделения чорокара чоросары чоро имеются в родоплеменном составе современных кыргызов.

А одним из первых, кто предположил, что генезис рода Чорос берет начало от кыргызов, то есть вывел этимологию чорос от кыргызского слова чоро, означающего витязь, гвардеец, богатырь, был финский лингвист и дипломат шведского происхождения Г.И.Рамстедт, крупный специалист по исторической лингвистике уральских, алтайских, монгольских, корейского и японского языков.

И может потому северные кыргызы всегда были верными союзниками Джунгарского ханства, и имели с ними тесные родственные связи. К примеру, в первой половине XVII века глава северных кыргызов и бек Алтысарского улуса Көчөбай (сын "лучшего князья" Номчи и дядя выдающегося государственного и военного деятеля северных кыргызов Эрынака – прим. автора) взял в жены сестру основателя Джунгарского ханства (1640-1775 гг. – прим. автора), выходца из рода Чорос Карагула тайши - Абахай.

Также кыргызский князь Ишеней, согласно записям Л.П.Потапова, породнился с новым Джунгарским ханом Батур контайши, сыном Карагула тайши через какие-то брачные узы.

Когда князь Ишеней Мерген попал в плен русским, Батур контайши в жесткой форме потребовал освободить его, ссылаясь на его родство с ним. Но Московский царь, как повествует профессор Л.П. Потапов, ссылаясь на официальную переписку русских воевод с Москвой, не отпустил князя Ишенея, ибо хорошо знал какую роль играл этот кыргызский феодал в организации агрессивных действий против русского и ясачного населения Томского, Красноярского и Кузнецкого уездов. Другой, возможной причиной отказа было принадлежность Ишейней Мергена к "царскому роду", ведь он был сыном верховного правителя Немека.

Особенно теплые отношения северных кыргызов были с Хара Хулой, затем с Сенге тайши, а после него с Галдан Бошокту ханом. Практически со дня основания Джунгарского ханства и до его падения многие отпрыски северокыргызской аристократии получали образование, и воспитывались при Урге Джунгарского хана (Урга – главная ставка Джунгарских правителей, примерно то же самое означает кыргызское слово Орго – прим. автора).

Северные кыргызы до самого конца воевали вместе с джунгарами против русских и монголов, и это несмотря на то, что джунгары и монголы являлись если и не единым этносом, то, по крайней мере, близкородственными народами, говорящим почти на одном языке.

Например, в 1667 году кыргызы во главе с Эрынаком совместно с джунгарским войском под предводительством Сенге тайши осаждали город Красноярск. Город с трудом выстоял. В том же году кыргызы активно способствовали джунгарам разгрому монгольского хана Лоджана, после чего государство Алтын-ханов прекратила свое существование. Галдан Бошохту хан, занявший престол после Сенге тайши, убитого 1671 году во время дворцового переворота, также полностью поддерживал кыргызов.

Доказательством этому служит то, что по первой же просьбе Эрынака он получил у джунгарского хана в подмогу 500 воинов, а также весь воинский контингент под начальством тайши Донжин Кожеочи, стоявший "на мунгальской Лоджановой земле" со времени разгрома Лоджана.

Рассматривая кыргызско-джунгарские отношения, И.Э.Фишер (Иоганн Эбергард Фишер российский историк и археолог немецкого происхождения, академик Петербургской академии наук – прим. автора) указал, что еще в 1635 г. между ними был заключен союз, направленный против всех 12 врагов. Этому, по его справедливому мнению, способствовали установившиеся брачные связи между кыргызскими и джунгарскими князьями. Возможно, что кыргызско-джунгарскому союзу способствовали не только брачные узы между правителями, но и родственные отношения между кыргызами и предками джунгар, заложенные еще в 14-15 веках в период ранних ойрат.

При этом не стоит идеализировать отношения северных кыргызов и джунгар, так как к тому времени последние являлись сложившимся и чуждым этносом, со своими социально-экономическими интересами и геополитическими амбициями. Согласно русским архивным источникам джунгарские правители со временем полностью подчинили кыргызов, в случае же не подчинения карали жестоко и рассматривали их уже не как союзников, а как источник пополнения материальных и людских ресурсов.

Также, мы прекрасно знаем по урокам истории об опустошительных и жестоких походах джунгар на западных кыргызов и войнах кыргызов и казахов против иноземных захватчиков.

Продолжая тему ойрато-кыргызских отношений, вернемся к монгольским источникам, где говорится, что на шестой год правления Элбек хана Угечи кашка и Батулу чинсан не смогли простить ему убийства отца и расправились с ним. В 1402 году Угечи кашка с братом Батулу чинсаном убили Гун Тэмур-хана, старшего сына и наследника Элбек хана, и разбили его войско, после чего Угечи кашка при поддержке брата занял великоханский монгольский престол и взял в супруги вдову Элбек хана, красавицу Улдзейту Гоа. Угечи кашка усыновил Ачая сына Улдзейти Гоа и Харагуцуга брата Элбек хана, когда-то убитого по его приказу. Как повествуют монгольские летописцы Улдзейти Гоа вышла замуж за Элбек хана на третьем месяце беременности и родила уже будучи замужем за Угечи кашкой. И эти же источники гласят что, Угечи кашка любил Ачая также как родных детей. И может потому Ачай и его сыновья Тайсун и Акбарчын выросли в ставке Угечи кашка, а после смерти последнего остались жить у его сына Эсека (Эсеху), то есть у своего сводного брата.

Примечателен тот факт, что, несмотря на суровые нравы и жестокий век братоубийственных войн, интриг и кровавых дворцовых переворотов, до самой смерти Угечи кашка и Батулу чинсан всегда выступали единым фронтом против врагов.

Батулу чинсан до конца своей жизни, то есть до 1416 года, воюет с восточномонгольским тайшей Аруктаем, убившим его брата Угечи кашка, побеждает и добивается его изгнания из Монголии.

Едва уцелевший после полного поражения от китайцев в июне 1410 года на берегах Онона Олдзейту-хан (Олдзей Тэмур-хан (Пуньяшри) великий хан Монгольской империи из династии Северная Юань, младший сын монгольского хана Элбэга – прим. автора) вынужден был бежать, но вскоре был разбит под Керуленом, схвачен и казнен Батулу чинсаном.

Вместо Олдзейту-хана Батулу чинсан возвел на всемонгольский трон очередного марионеточного хана Дэлбэга, сына Олдзейту-хана, принадлежавшего роду борджигинов (чингизидов), чтобы легитимность власти не ставилась под сомнение монгольскими князьями. После убийства в 1415 году хана Делбега Адаем предводителем племенного подразделения Хорчин и соправителем восточномонгольского правителя Аргутая, Батулу чинсан активно способствует вхождению на великоханский престол сына Угечи кашки Эсеху. В официальной истории говорится, что на престол сел Ойрот хан или же Ойратдай хан, самозванец, не принадлежавший "золотому" роду чингизидов.

Эсеху или же Эсек - Ойратдай правит на монгольском великоханском престоле около 10 лет, с 1415 по 1425 гг. Многих историков вводит в заблуждение созвучность и схожесть имен Эсека и Эсена тайши, сына Батулу чинсана и их близкое родство, ведь они приходились друг другу двоюродными братьями, в связи с чем, иногда их путают. Известный советский историк К.И.Петров полагал, что Эсек, а не Эсен тайши, побеждал могулистанского Увейс хана, обосновывая свое предположение тем, что к этому времени Эсен тайши был еще совсем маленьким.

После смерти дяди Батулу чинсана, Эсек-Ойратдай хан по традиции левирата женится на его вдове Самур гунчжи, дочери Элбек хана.

В 1425 году, умертвив Эсека-Ойрадай хана, настоящего сына Угечи кашка – Оруг темур хана, Адай занял престол под именем Адай-хана и объявил себя сыном Оруг Тэмур-хана.

После того как Адай хан разбил хана Эсека, он оставил у себя в ставке Ачая и его сыновей, пожаловал титул тайджи Ачаю и женился на его матери Улдзейти Гоа.

Плененного во время битвы сына Батулу чинсана, Багум Тогона (Багум настоящее имя, а Тогон прозвище в переводе с монгольского котел – прим. автора) хотел убить по совету Аруктая тайши. Самур гунжи, мать Тогона заступилась и сохранила жизнь сыну. Вместе с троном Эсека и его имуществом, Адай хан стал также хозяином и его гарема, тем самым Самур гунжи стала женой хана, что тоже сыграло свою роль в спасении Тогона.

Положительную роль в спасении Тогона сыграл и Ачай таджи, который заступился и напомнил, что отец Тогона Батулу чинсан когда-то спас его жизнь, укрыв корзиной во время очередного вражеского нашествия. От того и дали ему имя Ачай, что означает корзина.

В конце концов, Адай хан помиловал Тогона, сделал его пастухом и отправил пасти овец, позже вернул ему власть над ойратами в качестве своего вассала. В 1433 году набрав сил и опыта, теперь уже влиятельный Тогон-тайши, поднял восстание и начал военные действия против Адай-хана. В 1434 году Тогон тайши окончательно разбил и убил извечного врага их семьи Аруктая, соправителя и могущественного союзника Адай хана.

Тогон тайши после смерти Ачая тайджи взял под свое покровительство его сыновей Токтобука, в последующем Тайсун хана и Акбарчын (в монгольских летописях Агбарджин). В 1438 году при поддержке Тогона тайши Токтобука вместе с братом захватывают в плен и убивают Адай хана.

Тогон тайши, уже как реальный повелитель Монголии, во избежание вопросов о легитимности и не нужных на этой почве конфликтов с монгольскими князьями, на освободившееся ханское место ставит чингизида из рода борджигинов - своего зятя Токтобука под именем Тайсун хана. Жену Тайсун хана звали Самур, возможно Тогон тайши назвал свою дочь в честь своей матери Самур гунджи. После внезапной смерти Тогон тайши, первым министром при Тайсун хане и фактическим правителем Монголии становится его сын Эсен тайши.

Эсен тайши известен тем, что вернул Хами завоеванный когда-то Угечи кашкой и потерянный ойратами после смерти его сына Эсека-Ойратдай хана, а также восстановил власть над тремя урянхайскими округами в Маньчжурии, основанными в Минской империи в 1389 году.

И самое главное - Эсен тайши знаменит тем, что 1 сентября 1449 года наголову разбил 500-тысячную китайскую армию и взял в плен императора Чжу Цичжэня, а затем 40 дней осаждал Пекин и разорял столичные предместья.

Максимально упрочив позиции, Эсэн-тайши потребовал, чтобы Тайсун хан признал своим наследником своего сына от сестры Эсэна Самур хатун, но тот категорически отказался. У Тайсун хана от старшей жены Алтан, дочери влиятельного монгольского князья Цебдена, был сын, и скорее всего, хан его и хотел объявить наследником.

Возможно, Эсен тайши понимал, что не принадлежав к чингизидам, более того, являясь выходцем из рода чорос, который вел свое происхождение от кыргызов, претендовать на легитимную власть над всей Монголией очень сложно.

Не добившись по-хорошему от Тайсун хана выполнения своих требований, Эсен тайши в 1453 году покончил с Тайсун-ханом при помощи его же младшего брата Акбарчина, а затем расплавился и с самим Акбарчыном.

По другой версии монгольских источников, проиграв сражение от Эсена тайши, Тайсун хан бежал к своему тестю - князю Цебдену, который и обезглавил его, так как не мог простить хану личной обиды. В свое время великий хан отрезал нос и уши супруги Алтан, за, якобы связь на стороне, и приказав доставить отцу Цебдену.

В любом случае, после смерти Тайсун хана Эсэн объявил себя великим ханом Монголии и заключил мир с империей Мин.

Спустя год ойратские тайши Алаг-Тэмур-чинсан, глава правого крыла и Хатан-Тэмур-чинсан, глава левого крыла в ультимативной форме потребовали от ставшего ханом Эсэна, почетный титул тайши-чулы, то есть пост соправителя при хане. Однако Эсэн-хан передал титул тайши-чулы своему старшему сыну Амасанджи-тайше. В ответ ойратские тайши подняли восстание, в ходе которого Эсен потерпел поражение и был убит.

Заслуживают внимания предположения отдельных исследователей о том, что великий поход легендарного Манаса на Пекин (в эпосе Бээжин) доносит до нас отголоски событий осады Пекина и пленения китайского императора ханом Эсеном, учитывая его кыргызские корни. В свое время многих запутывала идентичность произношения исторического имени Эсен хана с Эсенханом, верховным правителем Китая и всех народов, враждующих с кыргызами из эпоса "Манас", который на самом деле являлся титулом китайского императора. Казахский ученый Ч. Валиханов писал, что все центральноазиатские народы называют китайского императора Эсенхан (Эзенхан, Иженхан) или же Богдохан - от монгольского слова "богдо-эзен".

После свержения и убийства хана Эсэна, жена покойного Тайсун-хана Саймур-хатун объявила всемонгольским ханом их малолетнего сына Маха гургиса (Мага хурхис, Маха Гэргэс) с тронным именем Ухэгэту.

Нужно отдать должное Самур хатун, которая сумела в это смутное и кровавое время провозгласить сына правителем Монголии, как того всегда хотел брат Эсен хан.

В общем-то, на сегодня особо не изучалось происхождение имени Маха гургис, тем более, не случайно хана нарекли этим именем. Учитывая, что в принципе имя хана из монгольского языка ничего не означает, допускаю с большой доли вероятности, что имя Маха гургис легко объясняется на кыргызском языке. Слово "маха, махачы" на хакасском языке означающее отвагу, мужество, храбрость, и сохранившееся в современном кыргызском языке в форме "мокочо", которое со временем трансформировалось, и подразумевает сегодня огромного монстра или же громадного чудища. Ну а во второй части имени не трудно уловить слово кыргыз. Получается имя Маха гургис, вернее Маха кыргыз хана, означает мужественный, храбрый или же отважный кыргыз хан. И действительно, Маха кыргыз по материнской линии имеет кыргызские корни, так как является племянником Эсен хана и родным внуком Тогон тайши. Также его дед Ачай тайджи и отец Тайсун хан выросли и воспитывались в ставке кыргыза Угечи кашка-Оруг темур хана, что тоже не могло оставить свой отпечаток.

Также имеются сведения, что Маха кыргыз хан, то ли отменил прежнее название и вторично переименовал государство в "татары", то ли предпринимал попытки по переименованию своего государства.

Правил Маха кыргыз хан чуть более десяти лет и был убит в 1465 году тумэтским Догулат-тайшой. Маха кыргыз хан был последним ханом некогда великой Монгольской империи так или иначе связанный с кыргызами. После гибели Маха кыргыз хана великоханский престол занял его брат Молон, сын Тайсун хана от монгольской княжны Алтан. Царствовать долго Молон хану не пришлось - через год он погибает в междоусобной войне с влиятельным монгольским феодалом Махулихай-ваном.

Помимо китайских источников сведения о судьбе кыргызов в послеюаньский период и их взаимоотношения с ойратами дают монгольские летописи 17 века, на которые мы также опирались. Это, в основном "Алтан Тобчи", окончательный вариант которого исправлен и дополнен монгольским ламой Лубсан Данзана, "Шара туджи" халхского князя Цокту Ахайя, "Эрденин Тобчи" ордосского князя Саген Сацена.

Несмотря на очень важные, значимые и интересные исторические сообщения, приводимые в монгольских летописях, все же нельзя не отметить, что в них улавливаются попытки искажения определенных событий. Например, это касается освещения даты рождений и смерти, деяний и периода царствований некоторых ханов великомонгольского престола.

Именно эти моменты и их причины правильно отражены и подробно обоснованы в свое время К.И. Петровым.

В последнее время я начал замечать, и это меня очень удивило, и в то же время сильно насторожило, что на некоторых интернет ресурсах, в социальных сетях история нашего народа незаметно переписывается, где-то умалчивается, а где-то вообще исчезает, причем, как я заметил, это делается целенаправленно и планомерно.

В завершении статьи я бы хотел немного перефразировать слова легендарного якутского ученого, безвинно репрессированного сталинским режимом, Гавриила Васильевича Ксенофонтова:

"Мы не льстим себя надеждой, что многие вопросы древней истории реставрированы нами верно и что в них не содержится ошибок и увлечений, свойственных каждому единичному автору. Их, конечно, должно быть не мало…
Для исправления ошибок и проявлений всякого рода авторских субъективизмов существует критика и последующие историки…"
Г.В. Ксенофонтов.

Эрлан Сапарбаев, общественный деятель, экс-председатель Государственной регистрационной службы при Правительстве КР, эколог-экономист по первому образованию.
3.03.16

Источник - kghistory.akipress.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1460152500
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх