КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 08.04.2016
22:33  Памяти Захи Хадид. Она вынашивала творческие идеи как ребенка..., - "Al Arab"
21:41  "Оживший" в морге пенсионер примирился с врачами тубдиспансера в Павлодаре
21:33  В Бельгии задержан последний участник атаки в Брюсселе марокканец Мохамед Абрини
21:03  Кризис в Нагорном Карабахе: как реагируют Астана и Ашхабад, - "DW"
19:50  Кыргызы на Великоханском монгольском престоле. Ч. 1-я, - Эрлан Сапарбаев
19:49  Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог, - Байболот Абытов
18:58  Смешанная модель по-китайски, - Сергей Цыплаков
18:35  Батыр Закиров. Великому узбекскому певцу в этом году исполнилось бы 80 лет
17:36  В Туркмении вступающие в брак отныне будут в обязательном порядке проверяться на ВИЧ
16:16  Кыргызстан. Апрельская революция: от уличной демократии к парламентской республике
15:42  Украина ни с того ни с сего объявила главаря крымско-татарского Меджлиса Джемилева турецким шпионом
14:38  Офшоры и бордели: минимум обязательств, - Н.Айып
13:53  КырРаздрай. Скандал из-за тендера. Противостояние Сариева и Малабаева
13:38  Союз Нур-Дустум трещит по швам. На севере Афганистана резко накалились узбеко-таджикские отношения, - Ф.Раббани
13:35  Ставший праздником кровавый день. Киргизия чествует героев "Апрельской революции"
13:32  Швейцария: зарождение бунта против денежной алхимии банкиров, - В.Катасонов
13:31  Иран – Армения – Азербайджан: свобода торговли и транспортные проекты, - В.Михайлов
13:14  "Основу Римской империи заложили предки казахов - представителей "Жеты ру", - казисторик Кожырбайулы доказывает
13:10  Лучше плохого друга только враг! - Р.Устраханов
13:01  Замуж за дерево, или самые необычные свадьбы в Таджикистане, - "АП"
12:56  Киберкомандование США бьет тревогу: возможны атаки на инфраструктуры, - Washington Times
12:53  Сирия как испытательный полигон для России, - Коидзуми Ю
12:09  Наследники. "Красная элита" Китая в "панамском досье", - Sueddeutsche Zeitung
12:05  "Я подбил где-то до 900 млн. тенге...". На процессе по делу супер-хищений в Астана-ЭКСПО всплывают все новые факты
11:57  Перевозчики мигрантов привлекают новыми предложениями, - Der Spiegel
10:53  Мифы и правда о казахстанском мясе, - Сауле Исабаева
10:01  Тайные шахты дочек Ильхама Алиева. Золотые прииски, офшоры и 300 безработных горняков, - "РО"
09:57  В подготовке госпереворота есть узбекский след? - обзор КирСМИ
09:54  Антииранский кайф США, - Виктор Грибачев
09:47  Ударит ли "панамагейт" по казахстанской элите? - САМ
09:43  Трое японцев штурмовали посольство РФ в Токио требуя предоставить им полит-убежище за "антиамериканские взгляды"
09:28  Кыргызы повсюду. И они ставят рекорды в... Каз-легкопроме, - Л.Худова
09:25  Брюссельский террорист работал уборщиком в Европарламенте
09:22  Куба заинтересовалась казахстанской нефтью, - Е.Тумашова
08:58  Власти Казахстана требуют от Карачаганакского консорциума (ЛУКОЙЛ, BG, ENI, Chevron и "Казмунайгаз") $1,6 млрд штрафов
08:55  Круговорот воды в политике. Весенние потопы в Казахстане, - М.Меирманова
08:50  Лидер "Талибана" уважил покойного Муллу Омара. Раздоры среди мятежников осложняют переговоры о мире в Афганистане, - "НГ"
08:45  Белые пятна воздушно-космической обороны СНГ, - В.Мухин
Четверг, 07.04.2016
22:23  Таджикистан. Добро пожаловать в страну, где правит Алчность, - А.Аширова
21:17  Хун вам. Власти Китая назвали "беспочвенными обвинениями" данные по офшорам семьи Си Цзиньпина
20:50  Казахи, женившиеся на русских женщинах, быстро обрусеют, - Бейсен Ахмет
20:01  "Востоковед" (отрывок из романа), - Александр Проханов
19:36  Бакиевская власть не только отдала Каркыру казахам, но и Ункур-Тоо узбекам? - "Эгемен"
19:34  Откуда появилась "черная туча" над головой Кырправительства? - ВВС
19:32  Трамп и его борьба, - Александр Нагорный
19:16  Кыргызстан. Религиозные "пришельцы" берут верх, - Г.Мадмарова
18:05  Китай "сольет" на российский Дальний Восток свои особо-ядовитые отбросы (производства)
17:09  Мигрантам в России дадут уроки идеологии, - Е.Трифонова
17:06  Обострение в Нагорном Карабахе актуализировало глубинные противоречия в альянсах постсоветского пространства, - Ю.Рокс
16:47  Казашка-журналистка Тогжан Избасарова окрутила наследника французского Модного дома Chanel Вертхаймера
16:11  КазНацинфокоммуникационный холдинг "Зерде" возглавила 29-летка Асель Жиенбаева
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Иран – Армения – Азербайджан: свобода торговли и транспортные проекты, - В.Михайлов
13:31 08.04.2016

Восстановление позиций Ирана на кредитно-финансовых площадках, а также возвращение иранской "большой нефти" на европейский рынок настраивают соседей Исламской Республики на интенсификацию экономических связей с ней. Наилучшие стартовые позиции в этом плане, пожалуй, у Армении, хотя на сегодняшний день по содержанию и объему наработанных экономических связей с Ираном армянская сторона заметно уступает Азербайджану. У Еревана есть серьезный внешнеполитический ресурс – членство республики в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Армянское руководство подняло вопрос создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Кроме того, Ереван инициировал подготовку соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС – Иран.

По словам министра международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриеляна, во время всех последних визитов армянских политиков и представителей бизнеса в Иран были достигнуты определенные двусторонние договоренности, но приоритетом для Еревана в блоке внешней торговли остается ЕАЭС. Для дальнейшего развития связей с Ираном необходим дополнительный импульс, которым как раз и может стать распространение на Иран режима наибольшего благоприятствования в торговле со странами ЕАЭС, ставшими для Еревана приоритетными партнерами.

Если оперировать цифрами товарооборота, то приоритетность евразийского направления для Армении еще только зарождается. Так, экспорт из Армении в Россию за прошлый год существенно сократился (1), а армянского экспорта в Белоруссию и Казахстан практически нет. При этом армянское правительство всячески пытается донести до своей общественности мысль, что потенциал членства республики в ЕАЭС - огромный. Благодаря вступлению в ЕАЭС, время прохождения товара через границу при экспорте сократилось с 50 часов до трех. Упростились процедуры трудовой миграции, что позволило значительно смягчить социальные последствия от спада объема трансфертов из России.

Отдача от членства в ЕАЭС измеряется и критически важными для Армении поставками из России энергоносителей. Прежде всего, трубопроводного газа, цена которого для армянского импортера вновь существенно снижена. Одним из результатов визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 7 апреля в Ереван стало установление для закавказского партнера новой льготной цены: вместо $165 Армения будет платить газ на границе по $150 за тысячу кубометров.

Армения является единственной страной-участницей ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Ираном. По словам президента страны Сержа Саргсяна, вступление Армении в ЕАЭС, наряду с другими региональными факторами, обеспечит перспективы активного участия Еревана в различных транспортно-энергетических проектах. В республике строится современная автомагистраль "Север - Юг", с Ираном обсуждается возможность строительства железной дороги.

Совместное исследование перспектив заключения соглашения по ЗСТ ЕАЭС – Иран началось с конца 2015 года. Об этом 23 декабря объявили в Тегеране министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев и министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад Реза Нематзаде. Стороны выразили уверенность, что ЗСТ создаст дополнительные предпосылки для прокладки транспортных коридоров в направлениях Индии, Пакистана, Ирака и формирования евразийского транспортного коридора "Север - Юг".

Страны ЕАЭС и Иран ожидают не только дальнейшего увеличения взаимного товарооборота, но и диверсификации сфер экономического сотрудничества, подчеркнул посол Ирана в Казахстане Моджтаба Дамирчилу. У нас хорошие отношения со всеми участниками объединения. Со стороны суши Иран граничит с Арменией, со стороны Каспийского моря – с Россией и Казахстаном, поэтому с подписанием этого документа мы сможем увеличить объемы торговли. За прошлый год экспорт товаров из стран ЕАЭС в Иран составил почти $1,5 млрд, импорт – около $500 млн. На рынок Ирана поставляются сельхозтовары, лесоматериал, синтетические волокна, электроэнергия. Импорт из Ирана составляют преимущественно овощи, фрукты, цемент и нефтепродукты. Взаимная торговля и товарооборот могут улучшиться с вводом ЗСТ за счет снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин, отметил иранский дипломат.

В конце января в Ереване было объявлено о планах Армении и Ирана проложить новый международный транспортный коридор от Индии до Европы. Кроме того, армянская сторона предложила внести коррективы в предыдущие планы по строительству железной дороги Армения – Иран. Направляющиеся в Европу и Россию грузы из Ирана автотранспортом предполагается доставлять в Ерасх (Араратская область Армении, на границе с азербайджанским анклавом Нахичеван), оттуда железнодорожным путем в грузинский порт Поти. После чего уже на паромах – конечным европейским и российским адресатам. Реализация этого проекта позволит сократить общую длину маршрута транспортировки на 60 км.

Тем самым, армянские транспортники представили новый вариант прокладки дороги. Вместо маршрута Мегри – Вайоцдзор – Севан они предлагают своим иранским коллегам маршрут Мегри – Вайоцдзор – Ерасх. В Ерасхе построен грузовой терминал "Армаш", который может работать как по прямому варианту грузоперевозок (перегрузка из вагонов непосредственно на автотранспорт), так и с использованием складских помещений по широкому спектру грузов разных категорий: зерновые, строительные материалы, продукты химической и перерабатывающей промышленности, металлоконструкции и др. Терминал расположен в 300 км от границы с Ираном, обладает возможностью складирования зерновых грузов объемом до 15 тыс. тонн, приема до 500 товарных контейнеров одновременно.

В январе этого года Армению посетил министр транспорта России, сопредседатель российско-армянской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Максим Соколов. В ходе его встречи с премьер-министром Овиком Абрамяном, помимо вопросов, касающихся расширения экономического сотрудничества между двумя странами, стороны обсудили перспективы осуществления инфраструктурных программ, имеющих региональное значение. "Российская сторона отметила важность строительства железной дороги Армения – Иран и выразила готовность изучить вопрос своего возможного участия", – сообщала пресс-служба армянского правительства.

Придать армяно-иранскому проекту при заинтересованном участии России перспективный многосторонний характер, усилив в нем евразийскую составляющую, может помочь и ныне подзабытый проект строительства железнодорожного кольца вокруг Каспийского моря. Кольцевая железная дорога не будет строиться с нуля. Она замкнет отдельные транспортные фрагменты. При этом само доведение проекта до вида замкнутого кольца не требует больших инвестиций с учетом уже существующих путей и инфраструктуры, а также планируемых к запуску в обозримой перспективе фрагментов железнодорожного пути.

Кольцевой проект вписывается в последние договоренности Москвы и Тегерана об активизации их торгово-экономических отношений. Россия и Иран как две крупнейшие силы на Каспии могут задать необходимую динамику всем региональным проектам с заинтересованным участием своих соседей по закрытому водоему.

На сегодня до половины объема грузов межкаспийской торговли осуществляется морским транспортом. С вводом в строй магистрали вокруг Каспия доля железных дорог в грузовых перевозках между странами региона предположительно повысится почти вдвое – с нынешних 25 до 35-40%. Удельный же вес "моря" в грузопотоке сократится до 30-35 %.

Практически параллельно визиту премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Ереван, где ранее планировалось проведение заседания Евразийского межправительственного совета, 7 апреля в Баку состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана, Ирана и России.

Главы МИД договорились о комплексном изучении вопросов, связанных с реализацией проекта создания транспортного коридора "Север - Юг" соответствующими ведомствами трех стран. Об этом сообщил Сергей Лавров на пресс-конференции в Баку, отвечая на вопрос о возможности российских инвестиций в проект строительства железной дороги Казвин – Решт (Иран) – Астара (Азербайджан). Лавров отметил, что встреча была конструктивной и успешной во всех сферах обсуждения, как экономических, так и политических. По его словам, достигнута договоренность о совместной работе министерств транспорта, таможенных, консульских служб по продвижению транспортных проектов.

Азербайджанский министр Эльмар Мамедъяров после трехсторонней встречи отметил, что речь идет в основном о создании железнодорожной связи. 20 апреля иранская и азербайджанская стороны обсудят ход строительства 8-километрового железнодорожного моста в Астаре.

Другой темой состоявшихся в Баку переговоров было строительство участка дороги Решт – Астара. "Россия также заинтересована в этом проекте и предложила провести встречу в Москве. Транспортный коридор представляет важность", – отметил Мамедьяров. По его словам, в ходе встречи главной целью было обсуждение коридора "Север - Юг": "В 19 веке этот коридор с Россией работал. В результате конфликта с Арменией он прекратил свою деятельность. Мы думаем, возобновление работы этого коридора важно для трех стран".

Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в свою очередь заявил, что стороны согласовали сферы сотрудничества, в которых намереваются работать, и это в первую очередь транзитный коридор. "Все это приведет к ускорению процесса транзита из Азии в Европу", - отметил иранский министр.

Как подчеркнула официальный представитель МИД России Мария Захарова, "в нынешних обстоятельствах контакты в Баку с азербайджанскими коллегами приобретают особую актуальность. Как и контакты на высоком уровне в то же время в Ереване".

В сфере торговли и транспортных коммуникаций вырисовывается перспектива сопряжения сразу нескольких точек взаимодействия республик Закавказья при самом активном участии России и Ирана. Это, безусловно, поможет преодолению последствий военной эскалации в зоне карабахского конфликта.

(1) Товарооборот между Арменией и Россией вырос с $860 млн в 2010 году до $1,4 млрд в 2014-м. Россия остается основным торгово-экономическим партнером Армении, ее доля в товарообороте республики стабильно составляет порядка 25%. На Россию приходится 14,6% армянского экспорта и свыше 30% импорта республики. Несмотря на некоторое снижение в 2015 году стоимостных показателей российско-армянского товарооборота, физические объемы торговли демонстрируют рост.

Вячеслав МИХАЙЛОВ | 08.04.2016 |

Источник - Фонд Стратегической Культуры
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1460111460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх