КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 03.04.2016
18:30  Азрбайджан утверждает, что его войска отбили у армян села Сейсулан, Талыш и Мадагиз на севере Карабаха
17:31  Кому карт-бланш на войну: Порошенко или Наливайченко? - Д.Артемов
16:30  Бои в Нагорном Карабахе: очередной ход на евразийской "шахматной доске"? - А.Арешев
15:02  Эрдоган поджигает Нагорный Карабах. Что стоит за обострением ситуации вокруг непризнанной республики? - А.Полунин
14:56  Сирийский Эль-Карьятейн освобожден от террористов ДАИШ
14:52  Карабах: снова большая война или разведка боем? - Н.Сурков
14:44  Карабах как новое поле для конфликта Москвы и Анкары
14:35  Одинокий халиф. Тупик президента Эрдогана, - Анна Шафран
14:29  Новым Президентом Вьетнама стал генерал госбезопасности Чан Дай Куанг
12:40  Европа после Брюсселя. Пора создавать Европейское ЦРУ? - Иселин Меллер
12:08  Карабах: между Россией и Турцией, - Алессандро Ронга
11:12  Елбасы прилетел с визитом на Кубу
09:48  "ВС Азербайджана уничтожили боевую технику и живую силу противника – минобороны, Баку"
09:44  Многообразие "наблюдателя" как вершины концентрации. Фантазия подчас опережает научные открытия, - И.Асадуллаев
Суббота, 02.04.2016
17:50  Таджикистан - страдающий генофонд и исчезающий народ, - А.Рауфов
16:52  Азербайджан: "прорвана передняя линия обороны армянской армии, освобождены населенные пункты и стратегические высоты"
16:34  Ближневосточный узел. Русские уходят, чтобы остаться, - Исраэль Шамир
15:25  Новый завод по производству кабеля горит в Петропавловске
15:18  Наиболее тяжелые бои на Карабахском фронте идут в районе Мартакерта и Гадрута
14:39  В Закавказье создается второй фронт против России, - С.Тарасов
14:26  Ответственность Кыр-судей: совесть атрофирована, а семью кормить надо, - Н.Айып
13:20  Парламентские интриги в Кыргызстане. Тест на гибкость, - Э.Темир, Д.Подольская
12:59  Бои идут по всей линии Карабахского фронта - потери растут
10:13  Что еще не вернул Узбекистан Кыргызстану? Орто-Токойское водохранилище, Большой Наманганский канал, канал Сох-Шаймерден...
09:39  Рожденная под российским небом. Об истинных родителях современной кыргызской государственности, – С.Чериков
08:57  Юаней много бывает. S&P посчитало опасным рост кредитования в КНР
08:45  Ночью Азербайджанская армия пошла в наступление на армян в Карабахе - идут бои!
08:41  Саммит в Вашингтоне без участия России признал угрозу доступа террористов к ядерным объектам
07:34  Есть много форм одичания. Высшая из них – терроризм, - М.Федотов
07:18  Испанец Фернандес обошел японца Юдзуру Ханю на ЧМ по фигурному катанию! Казахстанец Д.Тен только 11-й
05:52  Эрдоган балансирует на грани путча. Чем закончатся маневры Турции между США и Россией? - "СП"
01:02  В Узбекистане прошел 1-й турнир по конному спорту "Кубок Нации"
Пятница, 01.04.2016
22:04  Турецкий сухогруз снова пошел на таран Керченского моста. Пора торпедировать мост через Босфор?
20:45  Эксперты "Валдая" пророчат превращение Таджикистана в джихадистское государство
20:26  "Слава Аллаху, я избавлена от трудностей с поиском мужа". Беспокойная жизнь дочерей талибов, - Libеration
20:19  Штайнмайер фестивалит по ЦентрАзии. Киргизия рассчитывает на новую "халяву"
20:08  Турцию оставили без госпереворота. Генштаб опроверг слухи о возможном свержении правительства
20:05  Экс-боевик ИГ из Таджикистана Бободжон Карабоев: "Мы были пушечным мясом"
18:30  ЦентрАзия. Союз с Россией и Исламом: двойная повторная конкиста, - Н.Айып
18:08  Этот российский солдат, погибший в Пальмире - настоящий герой, - Шарль Рувье
17:41  Саудовская Аравия создаст мегафонд в $2 трлн, чтобы подготовиться к концу эры нефти
17:25  Казахстан: адаптация к "привычному" кризису, - Рахман Алшанов
17:17  Сбербанк Грефа прокомментировал сообщения о невозврате денег вкладчикам
15:06  Старики-разбойники. Из-за чего ссорятся Каз-акимы и министры?
15:04  Россия хочет забрать у Казахстана своих бывших спортсменов
14:59  "Я вышла замуж за нормального семьянина - профессора университета"... - жена Халифа ДАИШ ад-Дулейми о своем экс-муже
14:04  Несколько старых районов Акмолинска сотрут с лица земли
14:01  ЕС не спешит умирать. Слухи о гибели Европы сильно преувеличены? - Д.Травин
12:43  Как кыргызская оппозиция превратилась в марионетку узбекской власти? - "Эгемен"
12:41  Борьба кланов в окружении Кыр-президента. Жээнбеков vs Карашев, - Мирлан Омуралиев
12:38  Иссякает золото кыргызского "Макмала", - Ильич Кулназаров
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Таджикистан   | 
Многообразие "наблюдателя" как вершины концентрации. Фантазия подчас опережает научные открытия, - И.Асадуллаев
09:44 03.04.2016

Многообразие "наблюдателя" как вершины концентрации

Фантазия подчас опережает научные открытия. Так было с гиперболоидом инженера Гарина, так, я полагаю, будет и с Солярисом Станислава Лема или что-то вроде этого. Искусственная ограниченность поисков планет, похожих на нашу Планету Земля заключается в том, что все эти десятилетия ожидали обнаружения чего-то похожего на человека (наблюдателя) с различными модификациями. Это отразилось и во множестве фантастических чудовищ, изображаемых в кино, но фактически аналогичных человеку, злая модификация. Поиски жизни во Вселенной очень ссужены. Ищут планеты, похожие на нашу по климату, геологии, атмосфере и прочее. Но мы попытаемся показать "наблюдателя" (так называют в физике и астрофизике разумного человека) на многозначной основе, и обратимся к такой его основе, как концентрация. Может показаться, что мы делаем шаг к религии, но только на первый взгляд. С самого начала заметим, что все последующие суждения исходят из признания материального и идеального как атрибутов материи – из единства наличного бытия и идеального, которые не порождают друг друга, но во всем остальном бывают по отношению друг к другу первичным или вторичным по своему влиянию.

На наш взгляд, разум, наблюдатель не связаны жестко с человеком, они не только функция человека и общества – социальной формы развития реальности. Человек это только одна из форм "наблюдателя" во Вселенной. То есть только одна из многих универсальных концентраций идеального как атрибута материи. При сопровождающейся ограниченной концентрации материального – наличного бытия. Рассмотрим для этого одну из двух глобальных тенденций во Вселенной – концентрацию, наряду с рассредоточением.

Замечательны наблюдения Йенса Бьерри: "Если бы смогли увидеть, словно в волшебный бинокль, всю историю Земли, сжатую и втиснутую в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее:

В ноябре впервые проявляется жизнь - амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до нового года, то есть примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит первый человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года… шестьдесят секунд…" (Йенс Бьерре. Затерянный мир Калахари. Изд-во: М., Мысль, 1964, глава вторая, http://rgo-sib.ru/book/kniga/133.htm). Йенс Бьерре обращает внимание на уплотнение во времени новаций на нашей Земле. Несколько выше автор замечает: "Чтобы бросить взгляд на человечество и на фауну нашей планеты, посмотрим, как развивалась Земля.

Более трех миллиардов лет назад. Раскаленная глыба, несущаяся в межпланетном пространстве.

Два миллиарда лет назад. Глыба постепенно остывает. Пар, витающий в атмосфере, превращается в воду. Образуются океаны.

Миллиард лет назад. В процессе химического обмена рождается протоплазма, из которой в океанах возникают первые живые существа.

500 миллионов лет назад. В океанах появляются клеточные животные, амебы и водоросли.

220 миллионов лет назад. На Земле начинают развиваться первобытные растения. Крупные животные, населяющие океаны (амфибии), переселяются на сушу.

200 миллионов лет назад. Появляются огромные рептилии, ящеры и динозавры.

90 миллионов лет назад. Появляются млекопитающие.

70 миллионов лет назад. Появляются новые животные и растения.

25 миллионов лет назад. Животные-великаны вымирают, но слоны и носороги живут. Появляются новые лесные звери, зубры и крупные человекообразные обезьяны.

Миллион лет назад. Похожие на людей обезьяны поселяются в пещерах.

500000 лет назад. Похожие на обезьян люди берутся за камень или палку.

100 000 лет назад. Появляется человек каменного века. Он учится пользоваться огнем.

50000 лет назад. Образуются различные человеческие расы.

Около 2000 лет назад. Начинается христианская эра летосчисления.

15 лет назад. Человек подчиняет себе энергию атома.

Год назад. Человек может уничтожить все живое; он может запускать искусственные луны на орбиты вокруг земного шара.

В будущем. Человек покоряет космическое пространство и совершает посадку на Луне".

Для нас имеет значение ускорение развития – концентрация во времени, а не детали, которые со времени издания книги Йенса Бьерре дополнились и частично изменились.

На ускорение во времени обращал внимание и Б.Ф.Поршнев, указав на все сокращающееся время существования общественных формаций.

История природы и Земли с точки зрения появления новаций концентрируется во времени, то есть наблюдатель – человек является в аспекте Планеты вершиной концентрации как одной из двух главных тенденций: рассосредоточения (энтропии) и концентрации – негэнтропии, ароморфоза. Чем же отличается человек как наблюдатель?

Прежде всего тем, что в лице наблюдателя материя совершает рефлексию – обращается на самое себя, по существу это прозрачность материи в процессе познания и самопознания. Надо отметить, что всякая прозрачность это, в конечном счете, прозрачность материи для самой себя в различных локальности и фрагментах. Прозрачность это глобальный процесс, который на уровне жизни и человека суть развитое опережающее отражение – рефлексия. На одном полюсе прозрачность как примитивная рефлексия, на другом полюсе – познание и самопознание материи в виде наблюдателя - человека.

Наблюдатель появляется в результате осуществления вселенской тенденции концентрации развития, вершиной которой в нашем мире является разум

Своей мыслью человек проникает в сущность окружающего мира, его структуру, характер законов, изменяя очеловеченную природу согласно своим меркам – своему "образу". В то же время необыкновенное богатство Вселенной проникает в сознание человека, сосредотачивается в нем в идеальной форме. Материя порождает социальную форму движения и в лице человека создает условия, при которых она начинает концентрировать себя в идеальной форме, то есть локальность стремится стать универсальностью, но не достигает всей ее бесконечности. Материя - объективный мир стремится сосредоточиться в сознании человека в идеальной форме. Это стремление опосредуется и определяется необходимым возникновением социальной формы движения материи, возникновением творчески активного сознания, творящего отражение универсальности объективной реальности.

Это своеобразный вселенский процесс концентрации в человеческом сознании материи, пространства и времени в форме "инобытия" (не в гегелевском понимании). С возникновением человека в объективной реальности возникают новые отношения и проявления прозрачного и непрозрачного. На наш взгляд, это не флуктуация, не случайный и только локальный процесс. Если антропный принцип говорит о неслучайности появления наблюдателя, возникновение которого соразмерно фундаментальным константам Вселенной, то необходимо следует говорить о соразмерности Вселенной и нового уровня возникающего соотношения прозрачного и непрозрачного в лице человека. Человек, возможно, локален во Вселенной как не единственный случай возникновения разума (хотя это не доказано, как не доказано и обратное), но совершенно не локален процесс идеального сосредоточения в его сознании бесконечного богатства объективной реальности (универсальное сосредоточение), не локально становление идеальной – нематериальной - прозрачности на определенном этапе развития материи.

Человек, следует допустить это, одно из воплощений универсальности, всеобщности, когда и пространство и время, объективная реальность стремятся в идеальной форме сосредоточиться в нем. Это лишь одно из стремлений опосредованное возникновением социальной формы движения материи. В настоящее время именно ее и пытаются обнаружить телескопами и другими аппаратами – похожих на Землю тенденций концентраций во Вселенной. Пытаются найти только лишь одну из универсальных концентраций в мире.

Если универсальная концентрация не может происходить вещественно, энергетически, одним словом, материально, то происходит в идеальной форме, и это объективно. В рассматриваемом процессе концентрации Вселенной происходит как бы "инобытие" материальной ее концентрации. То есть мы видим противоположные масштабные тенденции. Одна из них это возрастание энтропии и расширение Вселенной. Другая - это тенденция материальной концентрации в форме образования звезд и галактик, тяжелых элементов, негэнтропии и одна из ее вершин - концентрация времени и пространства в развитии жизни на Земле и человечества со всеми ее проявлениями (ускорение новаций в биосфере, ускорение исторического времени, урбанизация, концентрация экономических процессов - глобализация, Интернет и т. д.). К этому аспекту примыкает проблема изотропности (однородности) и анизотропности (неоднородности) Вселенной, но она, скорее, рассматривается в несколько ином ключе.

При этом возникает такой вопрос: равносильны ли эти противоположности – деконцентрация (рассредоточение) и концентрация (сосредоточение) в настоящее время – в синхронном аспекте? Дело в том, что материя разнородна и в объективной реальности существуют неравнозначные, неравносильные факторы взаимодействия, в частности в биосфере существуют разнородные организмы: одни представляют фактор сильного воздействия, другие – фактор слабого воздействия в процессе противоборства и взаимного поглощения в биосфере.

Если в рассматриваемом нами вопросе противоположности тождественны и в каком-то ином смысле включают в себя указанную нами разнородность, то есть все же, в конечном счете, равносильны в настоящее время во Вселенной - в синхронном аспекте, то человек должен быть одним из важных звеньев процесса концентрации во Вселенной. Он не один во Вселенной и в ней существуют мощные тенденции "антипервовзрыва" – сложнейшая система мировой концентрации объективной реальности, включающая также в себя как составную часть универсального процесса формы возникновения жизни и разума во Вселенной. Жизнь как концентрация обладает не только известной для нас физико-биохимической основой, но и иными формами, не сводимыми к человеку-наблюдателю.

Получается интересное явление: наблюдатель как вершина концентрации обладает на пути к себе многие иные формы концентрации. Жизнь на Земле и наблюдатель суть всего лишь одна из универсальных идеальных вершин во Вселенной. Следует искать не только подобие жизни в необъятном пространстве, но и альтернативы универсальной материально-идеальной концентрации.

Если противоположности не равносильны, то идеальная форма концентрации мира в сознании человека есть всего лишь слабосильная реакция диалектического мира на процессы энтропии, расширения, рассредоточения, и человек представляет собой всего лишь "слабую имитацию" универсальной концентрации – неравносильной противоположной реакции на продолжающийся "первовзрыв". В этом случае следует изучать расширение Вселенной – деконцентрацию как доминирующий универсальный процесс объективной реальности при сопровождающейся слабой концентрации, и мы имеем дело с универсальной асимметрией. Она проявляется в переходе от первичного сосредоточения в момент взрыва "первоатома" к рассредоточению Вселенной. Или это своеобразная симметрия, развернутая во времени – в диахронном аспекте? Все эти вопросы, если они правомерны, требуют глубокого изучения, прежде всего физиками, математиками, астрофизиками и философами.

Но если есть равносильная ей противоположность и она в настоящее время проявляется в чем-то ином, то надо искать ответа на вопрос: в чем же конкретно проявляется тождество противоположностей при их разнородности? Речь идет не просто о концентрации, а о системе универсальной концентрации, если она есть и продолжается в настоящее время, как противоположной "первовзрыву", энтропии, расширению Вселенной. Или речь должна идти об универсальном процессе концентрации в будущем в форме пульсации Вселенной (?), или же, что кажется нам нелепым, диалектика не универсальна. Если диалектика универсальна, то чрезвычайно изощренна своеобразием бесконечных проявлений и надо искать ответы на новые вопросы. Важнейший вопрос: какие альтернативные формы универсальной концентрации идеального (и, возможно, материального) существуют в объективной реальности? Иными словами, какие принципиально иные формы жизни существуют, наряду с известной нам?

Мы исходим из единства материального и идеального как атрибутов материи.

Переход от сингулярного состояния к "первовзрыву" и расширяющейся Вселенной отрицает себя в противоположных тенденциях материальной концентрации и, наряду с ними, особое место занимает идеальная концентрация объективной реальности в сознании человечества – его особого мира. Отсюда можно было сделать вывод о "включенности" человека в предельно масштабные процессы Вселенной. К этой мысли, высказываемой учеными на основе антропного принципа, подводит, с другой стороны, изучение категорий прозрачного и непрозрачного.

Наблюдатель представляет собой вершину прозрачности материи по отношению к самой себе. При этом не только в виде конкретно земной жизни, а на многих принципиально других основах концентрации.

На стыке взаимосвязи философии и других наук выявляются вопросы, требующие дальнейших всесторонних исследований. Выше мы говорили о возможной неравнозначности в современной Вселенной тенденций рассредоточения (деконцентрации) и сосредоточения (концентрации) – глобальной асимметрии. Например, известный английский астрофизик П.Девис отмечает, что "…Вселенная асиметрична и в ней нет существенного количества антивещества. Вселенная образовалась с легким избытком (около одной миллиардной доли) вещества, и именно из этого избытка, возникшего при начале расширения, появились и галактики, и разумные существа"1. Данная мысль допускает возможную неравнозначность, асимметрию и многообразие таких противоположностей, как рассредоточение и сосредоточение Вселенной.

Процесс концентрации суть глобальный процесс превращения материи в прозрачный процесс по отношению к самой себе и не сводится только к известным нам формам жизни. Жизнь – одна из форм универсальной концентрации идеального и прозрачности при локальной концентрации материального.

Прозрачность существует везде. На уровне неорганической природы, жизни и человека прозрачность это опережающее отражение, а на уровне человека – это мышление, вершина концентрации, наряду с другими формами универсальной концентрации. Без идеи не увидишь факта. Постановка вопроса об альтернативных формах универсальной концентрации развития может стать основой поисков наблюдателя на принципиально иных основах.

Универсальная концентрация идеального в сопровождении ограниченной концентрации наличного бытия – материального как атрибута материи происходит не только по линии человека. Возможны другие формы концентрации, когда идеальное становится универсальным при локальной материальной концентрации, и наблюдатель не сводится только к человеку.

Многие десятилетия "здравый рассудок" не допускает кажущейся для него "безумной идеи" существования принципа неопределенности в квантовой механике, единства объективного и субъективного, единства микромира и наблюдателя. Некоторые просто считают недостаточными человеческие исследования. Однако аспект исследования концентрации во Вселенной приводит к постановке новых проблем и вполне здравых безумных идей.

1 Девис П. Случайная Вселенная. / Москва: "Мир", 1985. – С. 125.

Автор: Искандар Асадуллаев, доктор философских наук, Душанбе

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1459665840
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх