КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 17.03.2016
21:23  Китай спешно засаживает спорные острова Сиша и Наньша в Южно-Китайском море
20:22  Конфликт забыт? Тегеран не хочет потерять Таджикистан, - "РО"
20:18  Женское гестапо и другие бабьи подразделения ДАИШ, - К.Мельникова
19:28  КазМинистры поддерживают решение о запрете смартфонов в зданиях госорганов РК
19:01  Курды вернут должок Эрдогану. Благодаря поставкам российского оружия, - А.Заквасин
18:49  Таджикистан: Банковский сектор на грани краха, - Еurasianet.org
18:46  Лагеря для беженцев в Казахстане: деньги есть, планов нет, - "НВ"
18:43  Тимур Бекмамбетов завершил съемки комедийного альманаха "Liked" о любви в сети
18:36  Аспара - река раздора между Кыргызстаном и Казахстаном, - Э.Бейшенбек кызы
18:27  Аксыйская трагедия кыргызов: ложь тогда и ложь сейчас, - Н.Айып
16:24  Больше всего мне нравится рисовать гелевой ручкой... Алия Шагиева - 19-летняя красавица-художница из Кыргызстана
16:21  В Узбекистане запретят эротику в рекламе
16:15  Китай: новая эпоха экономических тревог, - "New Yorker"
16:08  В Континентальной хоккейной лиге с нового сезона готовится выступить китайский х/к "Красная звезда Куньлунь"
16:04  Курды начали федерализацию Сирии. Провозглашение автономии на севере страны грозит сорвать переговоры в Женеве
15:59  В Египте возможно обнаружена гробница Нефертити
15:51  Казахстан начинает уставать от Евразийского экономического союза?
15:00  Скончался гроза джихадистов экс-глава израильской разведки "Моссад" Меир Даган
13:57  ТаджНаркоТрафик. Бизнес, построенный на человеческих жизнях, - А.Аширова
12:59  Химическую кастрацию педофилов законодательно закрепили в Казахстане
12:57  Как получить российский диплом, - Россотрудничество
12:01  Несмотря на всю предсказуемость борьбы за места в КазМажилисе, она получила неожиданный оборот. "Левые" уверенно обходят "правых"
11:58  Сирийские курды надеются создать на севере страны "федеральный регион", - New York Times
11:51  Между ЕС и Турцией назревают новые противоречия из-за соглашения о беженцах, - Financial Times
11:47  Референдумом "о сохранении СССР" власть обманула народ дважды (история), - Д.Лысков
11:05  Китайцам не дали прикупить грузинский порт Анакли - ключевое звено проекта нового "Шелкового пути"
10:11  Почему растут цены на нефть? Нефтяной покер Дядюшки Сэма, - М.Рева
09:29  Русские поселения в Южном Казахстане (история), - Л.Ковалева
09:25  Франшиза на терроризм. У каждого своя Ливия, - Е.Сатановский
09:02  Война барахолок. Казахский "Хоргос" задушил кыргызский "Дордой", - Алан Исаев
08:56  В Кыргызстане на 18 млн голов скота приходится всего 1200 ветеринаров
08:51  Эрдоган попал в капкан. Может ли Турция ввести войска в Сирию на фоне перемирия и вывода части ВКС РФ, - А.Мардасов
08:47  Союз евразийских республик свободных. Что мешает ЕАЭС стать таким же популярным, как СССР? - "СП"
08:46  Пять лет сирийской эпопеи, - А.Кузнецов
08:45  Операция ВКС в Сирии и украинский кризис, - Д.Седов
08:39  Мигранты готовы выйти на улицы в России. Задержки с выплатой зарплат могут привести к акциям протеста гастарбайтеров
08:31  Сирийская многоходовка грозит ссорой с Ираном. Президент Израиля и госсекретарь США спешат договориться с Москвой о Дамаске, - "НГ"
06:38  За чистую монету. Казахские толстосумы стесняются своего "неаристократического" кочевого прошлого
06:31  В Казахстане скульптура "Влюбленные" вызвала полемику в социальных сетях из-за своего эротизма
06:06  Участник теледебатов о выборах в Мажилис: Не позволяйте себя женить на том, кого не любите
01:34  "Рождение Узбекистана: нация, империя и революция" - новая книга американского ученого Адиба Халида
00:22  Кыргызстан. Когда государственная должность превращается в сладкий пряник, - "Жаны Агым"
00:09  Вывод российских сил из Сирии меняет расклад для Асада, - Le Figaro
Среда, 16.03.2016
20:42  Тургайский губернатор Александр Проценко (забытые имена), - А.Тихановский
20:05  Туркменистан: вместо зарплаты – бараны…, - Роза Аннабайрамова
19:42  Уволен глава Госархива РФ, назвавший мифом подвиг 28 панфиловцев
19:38  Нурали Алиева (внука Елбасы) уволили с поста заместителя акима Астаны
19:35  Ближайший прихлебатель Макса Бакиева Дикамбаев возглавил Институт стратегических исследований Кыргызстана
17:33  Беженцы или кошелек: как Эрдоган шантажирует Евросоюз, - А.Асалыоглу
17:21  Китай: мир ожидает серьезная встряска, - А.Запольскис
16:18  Президент Атамбаев - о "рабах шайтана" и кого нужно забивать камнями
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
 Рождение Узбекистана: нация, империя и революция  - новая книга американского ученого Адиба Халида"Рождение Узбекистана: нация, империя и революция" - новая книга американского ученого Адиба Халида
01:34 17.03.2016

Узбекистан – рождение нации в эпоху революции

Известный исследователь, профессор истории колледжа Карлтон в Миннесоте Адиб Халид, выступая 15 марта в Программе Центральной Азии при Университете Дж.Вашингтона, представил свою последнюю книгу "Making Uzbekistan: Nation, Empire, and Revolution in the Early USSR" ("Рождение Узбекистана: нация, империя и революция в раннем СССР"), которая вышла в ноябре 2015 года в издательстве Cornell University Press.

Область научных интересов Адиба Халида – история оседлых обществ Центральной Азии со времен российского завоевания 1860-х годов до настоящего времени. Его особенно интересуют преобразования культуры и идентичности, произошедшие в результате исторических изменений. Судьба ислама во времена царской и советской власти занимает центральное место в его исследованиях.

Он является автором двух книг: "The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia" ("Политика мусульманских культурных реформ: джадидизм в Центральной Азии"), 1998, и "Islam after Communism: Religion and Politics in Central Asia", 2007 ("Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии", 2010). Последняя выиграла премию Уэйна Вучинича 2008 года Американской ассоциации содействия развитию славистики "За самый важный вклад в российские, евразийские и восточно-европейские исследования".

В книге "Making Uzbekistan: Nation, Empire, and Revolution in the Early USSR" Адиб Халид приводит хронику бурной истории Центральной Азии в эпоху русской революции. Тяжелые потрясения – войны, экономический крах, голод – трансформировали местные общества и привели к власти в регионе новые группы, а новое революционное государство начало создавать новые же институты. Это было время надежд и амбиций, когда местные игроки ухватились за возможность, предоставленную революцией, чтобы изменить свои общества. По мере того как революция тесно сплеталась с чаяниями народа, а мечты интеллигенции Центральной Азии приобретали новые образы, в регионе стали создаваться национальные республики, среди которых Узбекистан приобрел важнейшее значение.

Используя архивные источники из Узбекистана и России, а также прессу и беллетристику того периода на узбекском и таджикском языках, Халид дает первое содержательное описание политической истории 1920-х годов в Узбекистане. Он исследует сложные отношения между узбекской интеллигенцией, местными большевиками, а также Москвой, демонстрирующие, как развивалась ситуация в ранней советской Средней Азии. Фокус на узбекской интеллигенции позволяет ему изложить новую трактовку советской национальной политики.

Узбекистан, утверждает он, не являлся созданием советской политики, но стал проектом мусульманской интеллигенции, возникшей в советском контексте в пустотах сложной политики того периода. Энергия, порожденная революцией, стала основанием "золотого века" современной культуры, где авторы экспериментировали с новыми литературными формами и где сложился современный узбекский язык. Книга знакомит с ключевыми текстами этого периода и утверждает, что это десятилетие было ничем иным, как культурной революцией.

В своем выступлении в университете Дж.Вашингтона Адиб Халид затрагивает центральный вопрос своей книги – что такое Узбекистан? Откуда он появился? Столетие назад карта Центральной Азии выглядела совершенно иначе, не предполагая появления здесь новых национальных государств. Поэтому, когда в эпоху "холодной войны" исследователи стали искать объяснение тому, как образовывались республики Средней Азии, стало популярным утверждение о том, что их возникновение - это результат произвольной политики Сталина, следовавшего принципу "разделяй и властвуй". Разделение региона по этническому принципу и своевольное определение границ было направлено, таким образом, по мнению большинства, на укрепление этнических особенностей каждой республики и упреждение возникновения здесь сильного, объединенного какой-либо идеологией (например, пантюркизм, панисламизм) региона, способного бросить вызов советской власти.

Адиб Халид утверждает, что такие утверждения избыточно фокусируются на советской национальной политике и мало принимают во внимание роль местных, коренных акторов – в первую очередь, дореволюционной мусульманской интеллигенции (так называемых джадидов). Границы современного Узбекистана были очерчены не советскими этнографами, а мусульманской интеллигенцией, к которым идея о нации пришла и укоренилась за некоторое время до революции. Если до 1917 года они (представители, в первую очередь, оседлого населения Центральной Азии) идентифицировали себя как "мусульмане Туркестана", то в 1917 произошел настоящий взрыв этнического сознания и подъем тюркизма. Теперь интеллигенция представляла себя как "тюрки Туркестана", гордо открыв для себя свои тюркские корни. При этом подъем тюркизма не означает развитие "пантюркизма": братство с другими тюрками осознавалось, но никакого политического союза с ними не предполагалось – только воображаемое сообщество. Тюркизм давал возможность мусульманам Центральной Азии вступить на мировую арену как тюрки.

Отдельное место в этом процессе занимает историк и поэт Абдурауф Фитрат (1886–1938). Родившийся в Бухаре и говоривший на персидском языке, Фитрат четыре года (1909–1913) провел в Стамбуле, где впитал в себя идеи тюркизма. В одной поэме Фитрата чудным образом переплетаются образы домусульманского Турана и средневековых огузов, монгола Чингисхана и нечингизида Тимура. Великий Туран – это политическое воображаемое, мечта, которая соседствует с образом Тимура, наследником кочевых традиций, мусульманином, завоевателем, построившим столицу в Самарканде и поддержавшим развитие культуры, литературы и чагатайского языка.

Чагатаизм стал формой идентичности Узбекистана, вобравшей культуру, ислам, тюркизм, наследие тимуридов. При этом наследницей тимуридов стала Бухара – последний пример мусульманского государства, которое пережило российское правление и было разрушено приказом Фрунзе. Союзником Фрунзе были младобухарцы - молодые бухарские реформаторы, включая Фитрата и его последователей, которые три года управляли Бухарской Народной Советской Республикой и исполняли политику тюркизации Бухары (в частности, через переход от персидского к узбекскому языку, который они объявили государственным сразу после прихода к власти). То есть, тюркизм в Центральной Азии стал развиваться из Бухары, а не Туркестана. По плану младобухарцев, Бухара должна была быть базой создания Узбекистана, который включал почти все области, заселенные оседлым и полуоседлым населением – "народ узбеков" – но исключал кочевые народы, таких как казахи или туркмены.

Файзулла Ходжаев, другой известный младобухарец, в своем "узбекском проекте" аргументирует, что "народ узбеков", сплоченный ранее в государство тимуридов, распался из-за "экономического разложения, утраты государственного единства, физического разрушения народа под господством ханства, эмирата, царизма". Задачей советской власти, писал Ходжаев, является объединение узбекского народа.

После национально-территориального размежевания в 1924 году вновь образованная Узбекская Советская Социалистическая Республика включала в себя почти все исторические города Центральной Азии. Джалалабад и Ош были отданы Кыргызстану по советской логике, где крупные урбанистические центры должны поддерживать экономику отсталого, сельского населения, а Хива была эксклавом. Узбекистан виделся как Великая Бухара, обособленная от входящей в нее Таджикской АССР.

В течение советского периода узбекская идентичность развивалась и поддерживалась в рамках советских правил и ограничений, в "славном прошлом" воспевались Улугбек и Алишер Навои, поддерживая чагатайский принцип узбекской идентичности. Поэтому неудивительно, что в 1991 году Тимур стал символом нового узбекского государства, а Узбекистан претендует не на наследие узбекских племен Шейбани-хана, но на единое наследие оседлой культуры всей Центральной Азии.

Источник - Фергана
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1458167640
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх