КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 11.03.2016
18:47  Селекция кыргызстанских кадров: лучше тот, кто лоялен и предан, - Н.Айып
18:43  Таджико-иранский скандал. Бабак Занджани: А был ли инвестор? - "АП"
18:40  Россия отправила на учения в Таджикистан бомбардировщики Ту-22М3
18:37  Таджикистан: российская база как опора режима, - А.Сангинов
18:33  Турция сжигает "мосты" над курдской пропастью, - С.Тарасов
18:28  МИД Казахстана отважно ругается с китайским послом. Из-за визового режима
18:25  Ритейлеры закрывают торговые сети в Казахстане из-за низкого потребительского спроса
18:19  Французский суд отказал в освобождении КазБанкиру-аферисту Аблязову
17:19  Таджикистан: демократические ценности во благо диктатуры, - М.Амиршоев
17:18  Кому Обама оставляет Ближний Восток? - Валид Аби Маршад
16:02  Эрдоган остался один на один со своей провальной политикой, - Time
15:21  Кто враги кыргызов? - Focus.kg
15:17  ОПЕК снизила добычу. Возвращение Ирана на рынок оказалось "не столь драматичным"
13:03  Ташкент обещает снизить размеры акцизов на казахстанские товары
13:01  Почему бипатридам запрещают выезжать из Туркменистана? - В.Мамедов
12:46  Ятаганы Эрдогана. Почему в Турции сложились все предпосылки для военного переворота, - П.Шлыков
11:11  В Лондоне вышел сборник казахстанской поэтессы Раушан Буркитбаевой-Нукеновой "Тень дождя"
11:09  Пять девушек, чья красота прославила Таджикистан
10:50  Барак Хусейн Обама "разочарован" лидерами Ближнего Востока и Турции, - Atlantic
10:47  Банды гипнотизеров-мошенников атакуют Алматы
10:41  Доигрались в "нефтяные войны". Саудовская Аравия просит в долг $8 млрд
10:38  Поможет ли интернет-патруль в борьбе с игилизацией Евразии? - И.Хайретдинова
10:28  Ташкент обещает Казахстану дать достаточный для полива объем Сырдарьинской воды
10:27  Рынок денежных транзакций из России мощно просел из-за оттока мигрантов, - "Къ"
10:16  А ху-ху не хо-хо?.. Американский суд приговорил Иран к выплате $10,5 млрд "компенсации" жертвам 11/09
10:11  "Эмомали Рахмон избран и принят в членство "Панели высокого уровня по воде" (?!)
10:08  В таджикском Рогуне массовые аресты подростающих салафитов
10:04  Собственная "элита", включая правительство, ведет "войну на уничтожение" России, - Михаил Делягин
09:59  КырОппозиция. С "кетсином" в сердце. Сезонный рецидив, обострение или реальный бунт? - Д.Подольская
09:55  Прошлое и будущее китайской валюты: слабее доллара, сильнее рубля? - А.Гриченков
09:28  "От ближневосточного кризиса к третьей мировой войне" - новая книга профессора Масаюки Ямаути
09:21  Вернее не нашлось. Новым президентом Мьянмы скорее всего станет 70-летний шофер главной оппозиционерки
09:19  Кто и как расставлял исторические ловушки на Ближнем Востоке? - С.Тарасов
09:06  "Шелковый путь" в ЕС: Транскаспийский транзит в обход России, - Г.Петровская
09:02  Британские спецслужбы проведут "перепись" джихадистов, - А.Комраков
08:59  Кыргызстан заигрался в денонсацию договоров, - Ф.Нестеров
07:22  Делили бакшиш? Вскрытие показало - экс-шефу "Газпром-медиа" Лесину в Вашингтоне помогли умереть ударами по черепу
07:00  А читатель найдется. Свежие струи современной казахстанской беллетристики уверенно омывают все доступные углы
06:58  Больше мечетей, больше ли духовности?
00:48  И корабль плывет... Казахстанская "оборонка" приступает к разработке отечественных донных морских мин
00:46  Жена Эрдогана назвала гаремы школой жизни для женщин
00:33  Деспот без "тормозов": как Эрдоган готовит "гражданский переворот", - Ариф Асалыоглу
00:28  Визит Атамбаева в Москву: поездка за пайцзой? - Н.Айып
Четверг, 10.03.2016
18:11  Россия решила простить долг Афганистана - почти млрд долларов
17:34  Заслуженный кыргызский басмач и вождь саяков Мотуев хвастается новой 19-летней женой узбечкой
17:32  Поставлена точка на пустословии. Атамбаев выклянчил у Путина халявы еще на $30 млн, - "Фабула"
16:47  Болгария хочет возобновить переговоры с Россией о South Stream
16:26  Депутатка-профессор египетского парламента Амна Нусайр обвинила евреев в изобретении никаба и призывает его запретить
15:41  Кыргызстан: боевая мощь – мыльный пузырь, - Т.Картанбаев
15:36  Иран-Туркменистан: высокая религиозная напряженность, - Х.Акмаммедов
12:50  Откуда пошли дунгане, - Ж.Сабитов
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Шелковый путь" в ЕС: Транскаспийский транзит в обход России, - Г.Петровская
09:06 11.03.2016

Эксперты рассказали DW о перспективах участия постсоветских стран в выстраивании транспортного маршрута из Китая в Европу в обход России в рамках проекта "Шелковый путь".

Большегрузные автомобили

Казахстан, Азербайджан, Грузия, Украина и Беларусь будут участвовать в транспортировке грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) - одному из коридоров китайского "Шелкового пути", проекта по доставке грузов из КНР в Европу. Основным маршрутом "Шелкового пути" является северный - через Казахстан, Россию, Беларусь и далее в Европу. ТМТМ - южный маршрут под названием "Шелковый ветер", из Казахстана через Азербайджан и Грузию и оттуда по двум направлениям - в Турцию или на Украину, через которую дальше в Беларусь и до литовского порта Клайпеда на Балтике.

Опрошенные DW эксперты считают, что у постсоветских стран, которые Москва хотела бы удерживать в сфере своего влияния, есть причины для углубления сотрудничества с Китаем в проектах, исключающих присутствие России. Украина будет развивать минующий РФ транзит после того, как с 1 января РФ ввела ограничения на проезд по своей территории в связи с подписанием Киевом соглашения о ассоциации с ЕС. Включение же в обходной коридор ТМТМ союзников России по ЕАЭС Беларуси и Казахстана, по мнению аналитиков, объясняется тем, что участники альтернативного маршрута ждут от Китая инвестиций в совместные проекты, чего в силу разных причин не может дать Россия.

Обходной маршрут

О начале глобального экономического проекта "Шелковый путь" Китай заявил еще в 2013 году. Его целью является углубление сотрудничества между странами, через которые проходят транспортные коридоры в Европу из Азии. Через год, накануне ноябрьского саммита глав Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин объявил о создании специального Фонда развития объемом в 40 млрд долларов. Летом 2015 года для проверки существующей инфраструктуры Транскапийского маршрута Пекин отправил в экспериментальный рейс контейнерный поезд через Казахстан в Азербайджан.

В минувшем ноябре к ТМТМ подключилась Турция. Вместе с транспортно-логистическими операторами Казахстана, Азербайджана и Грузии на встрече в Стамбуле было объявлено о решении учредить консорциум для транспортировки грузов из Китая в ЕС по альтернативному пути, и уже в декабре Тбилиси встретил поезд, доставивший через Азербайджан и Каспийское море первый груз по коридору ТМТМ.

В январе 2016 года Азербайджан, Грузия, Казахстан и Украина подписали протокол о льготных тарифах для грузоперевозчиков, а затем Транскаспийский маршрут протестировал Киев - в начале февраля в порт Ильичевск под Одессой из пробного рейса к китайской границе вернулся железнодорожный состав. По информации министерства инфраструктуры Украины, уже к концу марта контейнерный поезд в Китай начнет работу в бизнес-режиме в рамках альтернативного коридора "Шелковый ветер".

Свой "Шелковый путь" Украины

Россия критически оценивает перспективы ТМТМ для Украины. В специальном обзоре московского Института энергетики и финансов (ИЭФ) говорится, что "реальная стоимость перевозок по украинскому "Шелковому пути" будет в 3 раза дороже" ожидаемой. Нереальным считают эксперты ИЭФ и сокращение сроков доставки грузов по ТМТМ до заявленных Украиной 10-12 дней из-за задержек на паромных переправах Одесса-Поти и Баку-Актау.

Однако аналитик киевского института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач говорит, что в создавшейся ситуации для Украины любой транспортный проект в обход России будет перспективным, поскольку снимает риски запретов российских властей для украинских экспортеров и импортеров. В интервью DW эксперт напомнил, что Киев еще до конфликта с Москвой рассматривал как один из приоритетных маршрутов "Шелкового пути" обходной вариант через Закавказье. "Украина с черноморскими портами может стать одним из ключевых звеньев китайского проекта", - говорит Горбач. По его словам, запрет России украинского транзита стал импульсом к развитию контейнерных перевозок через Черное море и Закавказье.

"Увеличение потока товаров по Транскаспийскому маршруту удешевит себестоимость перевозок", - считает аналитик. К ТМТМ может подключиться также курсирующий с 2003 года контрейлерный поезд "Викинг", который соединяет порты Одесса и Ильичевск через Минск с литовским незамерзающим портом Клайпеда. Пресс-служба украинского правительства в начале февраля сообщала, что с Литвой был подписан меморандум об объединении проекта "Шелковый ветер" через Украину в Китай с проектом "Викинг".

Готовит документальную базу для развития маршрута ТМТМ и Китай. Государственная корпорации China Merchants Group подписала с Клайпедским портом меморандумы об учреждении транспортно-логистического центра "Шелкового пути" и намерена построить в Минске в рамках индустриального проекта "Великий камень" крупный логистический центр. По мнению Владимира Горбача, главным минусом этих начинаний может стать давление Москвы на страны Закавказья или на Казахстан как на экономического и военного союзника России. "Но думаю, что ожидания стран-участников обходного маршрута на капиталовложения со стороны Китая перевесят значение российского давления", - полагает украинский эксперт.

Китайский интерес для Казахстана

"Для союзника России по ЕАЭС Казахстана участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте в обход российской территории может стать шансом на выход из тяжелого кризиса", - заявил в беседе с DW казахский экономист Петр Своик. "Маршрут "Шелкового пути" через Россию неживой и под него ничего не делается, нет инвестиций и нет совместных проектов с РФ", - подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, в участии Астаны в китайском проекте ТМТМ не стоит искать политическую подоплеку.

"Я сторонник евразийской интеграции, но в реальности ЕАЭС стал набором нестыковок и несогласований и занят вопросами взаимной торговли вместо реализации инвестиционных проектов", - говорит Своик. По его словам, "братья-россияне озабочены Украиной, войной в Сирии, но никаких серьезных экономических планов с Казахстаном у них нет".

Инвестиции в Казахстан идут только из Китая, подчеркнул экономист. Причем реализация китайско-казахских транспортных проектов началась еще до начала проекта "Шелковый путь". Так, была построена новая стратегическая магистраль от китайской восточной границы до запада Казахстана, увеличена пропускная способность железнодорожного перевалочного пункта в Хоргосе, развивается порт Курык на Каспийском море.

В этой ситуации, убежден экономист, Казахстан "действует логично в предложенных ему обстоятельствах - крепко держится за все китайские предложения и вынужден выписываться в многовекторный интерес Китая", также как и другие участники ТМТМ - в расчете на грядущие инвестиции в совместные проекты.

09.03.2016
Галина Петровская

Источник - dw.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1457676360
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх