КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.03.2016
20:10  Путин наградил жену Медведева почетной президентской грамотой
19:47  Последний тявк. В армии Казахстана начались "испытания минно-розыскных собак"
19:22  Барак Обама и сюртук Наполеона, - Д.Седов
19:13  Бросьте, в Иране все без изменений, - Игорь Панкратенко
19:06  ДАИШ наладило экспорт секс-рабынь-езидок по всему миру
17:20  "Бирдиктуу оппозициячыл куч" (БОК) - новая единая оппозиционная сила Кыргызстана
17:18  Кыргызский Муфтият надо почистить, - Абдымамбет Сариев
16:33  Перемирие в Сирии. Плана "Б" у России и США не будет, – А.Синицын
15:26  Эрдогана могут свергнуть в любой момент, - С.Серебров
15:05  Гибель Джунгарии. Как пала последняя кочевая империя Центральной Азии, - В.Моисеев
14:58  Смерть в прямом эфире: боевик ИГИЛ снял свою гибель от пули снайпера (видео)
14:45  Китай: структурные реформы или "жесткая посадка"?
14:38  В Таджикском нацуниверситете ввели новый предмет - "Эмомали Рахмон – архитектор нового государства таджиков"
14:35  Муаммар Каддафи: страницы арабской трагедии. Свет, тени и мрак, - Азимбай Гали
14:26  Крадущийся каракурт, затаившийся скорпион: какие еще опасности таит Кыргызстан?
14:23  Болгария вместо России пригласила на День Освобождения от Турецкого ига... Эрдогана
14:19  Энергоперспектива региона: туркменский газ или таджикский свет? - "DW"
14:14  Россия-Турция: История подпитывает взаимное озлобление, - Дориан Джонс и Элизабет Оуэн
14:12  Кыргызстан: Действия самозваных поборников морали остаются безнаказанными, - А.Лелик
14:10  На грядущей Олимпиаде в Бразилии выступит отдельная сборная беженцев
13:06  НПО Кыргызстана. Найди шпиона, - Д.Подольская
12:03  Ислам против террора: беспроигрышная ситуация, - Н.Айып
11:48  В зоопарке Алматы сдохли от чудовищных условий содержания последние снежные барсы (ирбисы)
11:09  Только через патент. Россия ужесточит правила приема на работу гастарбайтеров
10:10  Заварили шелуху. В Таджикистане переходят на луковый чай, - "АП"
10:03  КазПарламент "уточнил" бюджет 2016 года. Дыра дефицита вырастет с 723 до 902 млрд тенге
09:19  В неоплатном Баку. Россия просит Азербайджан рассчитаться за оружие
09:07  В Актобе судом запрещена деятельность веб-сайтов по продаже кастетов и отмычек
09:00  Турция на заднем дворе Европы, - Нури Элибол
08:28  США готовят "энергомайдан" в России? Почему не растут мировые цены на нефть, - В.Ваньков
08:22  Россия решила объединить половину человечества. Евразийский союз и ШОС идут к экономической интеграции, - "СП"
08:21  Атамбаев прилетел в Москву за деньгами, - Г.Михайлов
08:16  Умерла популярная советская киноактриса Наталья Крачковская
07:08  Пятеро казахстанцев вошли в список миллиардеров журнала Forbes 2016 - Утемуратов, Кулибаевы, Ким и Ибрагимов
07:00  Кто разоружил аятолл?... Назарбаев раскрыл казахстанцам политическую тайну
06:27  Журналисты Казахстана обратились к Назарбаеву с просьбой защитить Сейтказы Матаева
02:08  Китайский Шелковый путь пройдет по железным дорогам Центральной Азии, - А.Мордвинова
00:37  Языки народов Центральной Азии. Историко - лингвистический анализ, - Р.Бобохонов
00:20  Англия против Турции. Мосульский конфликт (ноябрь 1918 г.), - А.Глазова
00:10  Кто и как вывел армяно-курдский вопрос из большой политики? - С.Тарасов
00:07  Пекин, а не Нью-Йорк стал столицей миллиардеров
00:03  Шансы на успех перемирия в Сирии, - Ицхак Леванон
Среда, 02.03.2016
21:51  Все включено! Фитнес-секс-клубы для старых казахстанских рысаков, - Е.Умаров
20:08  Москва. Путин договорился с Атамбаевым "диверсифицировать" отношения
19:45  Как Киеву добиться компенсации от Монголии. За Батыя, - Д.Седов
18:21  Чубайс клянчит у Путина $2 млрд, якобы, на нано-проекты с Индией
17:50  Контанго! На нефтяном рынке готовится суперспекуляция
17:42  Иран продолжает идти своим путем, - Н.Бобкин
17:41  Мировая торговля: тревожные симптомы 2015 года, - В.Катасонов
17:00  Путин довел ситуацию в Сирии до логического победного конца, - Эмил Клабус
16:53  В афганском Джелалабаде моджахеды напали на консульство Индии
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Китайский Шелковый путь пройдет по железным дорогам Центральной Азии, - А.МордвиноваКитайский Шелковый путь пройдет по железным дорогам Центральной Азии, - А.Мордвинова
02:08 03.03.2016

В XXI в. китайский Шелковый путь пройдет по железным дорогам Центральной Азии
Пекин проявляет растущий интерес к железнодорожной инфраструктуре региона

На карте - Варианты трассировки нового Шелкового пути

В рамках реализации анонсированной в 2013 году концепции экономического пояса Шелкового пути приоритетное значение для Китая имеют инфраструктурные проекты, позволяющие не только обеспечить беспрепятственную доставку китайских экспортных товаров в другие регионы Евразии и загрузить производственные мощности страны, но и увеличить экономическую взаимозависимость стран, участвующих в проекте. На сегодняшний день почти 94% контейнерных грузов из Китая в Европу доставляются морским транспортом, и лишь около 6% приходится на сухопутные перевозки. Несмотря на это, в целях диверсификации поставок КНР намерена развивать сухопутные маршруты, и особую роль в этом процессе занимает Центрально-Азиатский регион.

В настоящее время по территории региона проходят несколько транзитных транспортных коридоров, так или иначе являющихся частями экономического пояса Шелкового пути. Во-первых, речь идет о четырех железнодорожных маршрутах, следующих в Европу через Казахстан. Среди них можно выделить северную ветку Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ), центральный путь ТАЖМ, коридор Чунцин – Дуйсбург, а также Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который пока больше является плановым проектом, чем реально функционирующим транспортным коридором.

Северное направление ТАЖМ проходит по пути Ляньюньган – Достык – Астана – Петропавловск – Екатеринбург – Москва – Брест – Гамбург, а центральный коридор пересекает казахстанско-российскую границу в западных районах РК, следуя маршруту Ляньюньган – Достык – Астана – Озинки – Москва – Брест – Гамбург. В среднем, по ТАЖМ контейнерный поезд преодолевает расстояние в 9,5 – 11,5 тыс км за 11-14 суток.

Другим важным направлением железнодорожного транзита в Европу через Казахстан является маршрут Чунцин – Дуйсбург. Путь пролегает от восточных регионов Китая, через Казахстан (частично совпадает с центральным маршрутом ТАЖМ), юго-западную часть России и выходит к странам Западной и Центральной Европы через Белоруссию и Польшу. Первый тестовый поезд по данному коридору отправился в марте 2011 года, а с июня того же года перевозки осуществляются на регулярной основе. Расстояние от юго-восточной части Китая до Германии поезд проходит за 16-17 дней. Средняя стоимость доставки одного контейнера составляет от 8 до 9 тыс дол. По данным логистических компаний Казахстана, всего за 2014 год по маршруту Чунцин – Дуйсбург был запущен 91 контейнерный поезд.

ТМТМ проходит из Китая по территории Казахстана, Азербайджана и Грузии с последующим выходом к странам Европы через Турцию или Украину. Маршрут предполагает перевалку грузов через Каспийское и Черное моря и пересечение таможенных границ пяти государств, что существенно увеличивает длительность и себестоимость транспортировки. Только на паромные переправы, включая фрахт судна, погрузочно-разгрузочные работы, аренду складов на время ожидания парома, будет затрачено не менее 3-4 тыс дол. за 1 контейнер, а общее время следования поезда, по экспертным оценкам, составляет 14-17 дней.

Главным препятствием для развития "европейских" железнодорожных маршрутов Шелкового пути остается реальная низкая востребованность коридоров со стороны китайских производителей. Большая часть грузов из 2 млн железнодорожных контейнерных перевозок по направлению Китай – Европа транспортируется по российскому Транссибу, а привлеченный поток Китай – Европа через территорию Казахстана в 2014 году, по данным Kazlogistic, составил около 200 тыс т, то есть лишь 10% всего грузопотока по данному направлению. На практике указанные маршруты, ориентированы главным образом на транспортировку товаров западных регионов Китая (СУАР) в РФ и страны Центральной Азии, и лишь частично в Европу.

Во-вторых, по территории Центральной Азии проходят сухопутные коридоры, связывающие Китай с государствами Персидского залива, в частности, с Ираном. Развитие этих маршрутов особо актуально в условиях снятия санкций с Ирана и активизации его экономической активности. В рамках данного направления можно выделить несколько железнодорожных коридоров. В первую очередь, это маршрут Китай – Казахстан – Туркмения – Иран. Китай участвовал в финансировании участка Узень – Туркмения, связывающего железнодорожные системы Казахстана и Туркменистана. Сам маршрут был официально открыт в 2014 году, хотя первый тестовый поезд стартовал только в феврале 2016 году. Путь от восточного Китая до Тегерана поезд прошел за две недели. Себестоимость транспортировки товаров по данному направлению пока не известна.

Изучается также строительство железной дороги по маршруту КНР –Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. По договоренности участников, государства к началу апреля 2016 г. разработают ТЭО проекта. В отличие от существующего коридора, новый путь пройдет по высокогорным участкам Киргизии и Таджикистана. Его реализация позволила бы связать воедино железнодорожную инфраструктуру этих стран и снизить их транспортную зависимость от Узбекистана. Однако высокая себестоимость, необходимость возведения большого количества тоннелей и нестабильная ситуация в Афганистане существенно ограничивают привлекательность проекта для китайских инвесторов. В результате данные о намерениях Китая финансировать строительство железной дороги пока отсутствуют, при этом реализация проекта без участия китайского капитала маловероятна.

На протяжении нескольких лет обсуждается вопрос строительства железной дороги по маршруту Китай – Киргизия – Узбекистан. В 2012 г. было разработано ТЭО и согласовано строительство с использованием ширины колеи в 1435 мм. Однако в 2013 г. проект был заморожен. Тем не менее, стороны не раз возвращались к обсуждению вопроса о строительстве в двустороннем формате. Так, например, Ислам Каримов, в августе 2014 г. заверил китайскую сторону, что Узбекистан, который ранее занимал выжидательную позицию, намерен "приложить все силы для … ускоренного продвижения проекта железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай". Активную поддержку проекту высказывает Алмазбек Атамбаев, отметивший, что дорога должна не только связать север и юг страны, но и расширить транзитный потенциал республики. Однако пока стороны не пришли к единому мнению, спорным моментом переговоров остается ширина колеи.

На сегодняшний день объявлено о достижении договоренности о начале строительства в первой половине 2016 г. участка Китай – Киргизия. По сообщению министра транспорта и коммуникаций республики Кыргызстан Калыкбека Султанова, новая железнодорожная ветка будет иметь широкую колею. Перспективы продления дороги до республики Узбекистан не разглашаются, однако принимая во внимание поддержку проекта И. Каримовым и намерение А. Атамбаева добиться объединения северной и южной части железнодорожной системы Киргизии, проект, вероятно, будет реализован.

Существенным недостатком всех маршрутов по территории государств ЦА выступает износ железнодорожной инфраструктуры, который, например, в Казахстане, по официальным оценкам, достигает 64-70%. На длительность маршрутов также оказывает влияние необходимость смены колесных пар. Процедура занимает больше двух часов и проводится дважды: при переходе с узкой колеи на широкую и обратно. Тем не менее, данная проблема является общим недостатком железнодорожных маршрутов по территории государств СНГ.

Помимо развития международных транзитных коридоров по территории региона, Китай принимает участие в локальных инфраструктурных проектах, но имеющих стратегическое значение для стран ЦА. Например, в 2014 г. между Министерством финансов Таджикистана и Эксимбанком было подписано кредитное соглашение о строительстве участка Вахдат – Яван железной дороги Душанбе – Курган-Тюбе, суммой около 70 млн дол. Ввод дороги в эксплуатацию намечен на вторую половину 2016 г. Подрядчиком была выбрана Китайская 19-ая корпорация по строительству железных дорог. Новая ветка позволит соединить центральную и южную части железной дороги Таджикистана и снизить транспортную зависимость республики от соседнего Узбекистана.

Таким образом, участвуя в развитии транспортных коридоров по территории ЦА в рамках реализации концепции экономического пояса Шелкового пути, Китай решает несколько задач. Приоритетное значение имеет развитие западных регионов страны через расширение экспорта их продукции в государства ЦА и ЕАЭС. В меньшей степени – диверсификация маршрутов поставок товаров в Европу. Кроме того, как показывают недавние инициативы, Китай заинтересован в расширении своего участия в экономике Узбекистана и Ирана через развитие инфраструктуры.

Арина Эдуардовна Мордвинова
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
младший научный сотрудник

Источник - Российский институт стратегических исследований
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1456960080
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх