КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 12.02.2016
22:00  Веселый молочник. Минобраз Казахстана возглавил очередной номенклатурный "клоун"
21:34  Глава крупного банка Узбекистана "Асака" Кахрамон Орипов арестован за валютные махинации
21:23  Саудовская Аравия заявила, что добьется смены власти в Сирии, - угрожает аль-Джубейр
21:18  Асад не исключил вторжения Саудовской Аравии и Турции в Сирию
21:05  Таджикистан: бульдозер против истории, - С.Кожемякин
17:59  Нацбанк Казахстана принимает меры по дедолларизации, - уверяет глав-каз-банкир Акишев
17:35  Саре Алпысовне Назарбаевой - 75-лет. РПЦ удостоило ее орденом княгини Ольги I степени
17:32  Российско-турецкий конфликт: развязка близка, - Д.Арутюнов
17:11  Москва действует в Сирии по заранее отработанным лекалам, - Ирина Алкснис
17:04  Исламская армия против крестоносцев и сионистов! - Альпер Тан
17:02  Приведут ли российские победы в Сирии к региональной войне? - Wall Street Journal
17:00  Мировые державы согласовали перемирие в Сирии, - The Wall Street Journal
16:55  Студентка из Казахстана Саша Элбакян создала сайт, который помогает всем ученым мира
16:49  Прощай, Запад. Хроника Исламской революции в Иране
16:44  Кыргызское Жетим-Тоо: как на глазах уводят народное добро, - С.Шамшиев
16:10  Россия вакцинирует регион от пандемии "арабской весны", - Г.Филимонов
15:53  Туркменские министры идут на поклон к президенту (видео)
13:29  Распад СССР: 25 лет спустя. Из воспоминаний и размышлений кадрового советского разведчика, - Н.Леонов
13:23  Противостояние Ирана и США продолжается, - Н.Бобкин
13:19  Пропаганда джихада в Туркменистане усилилась, - А.Горбунов
13:08  Кыргызстан. Образование и культура: сепаратный мир дешевле, - Н.Айып
13:04  В Китае нашли ископаемые пельмени. Которым всего 1,7 тысячи лет
13:01  "У нас обстановка нестабильная, но мы пока что держимся". Пранкеры опубликовали запись розыгрыша Эрдогана от имени Порошенко
13:00  Мировые финансы и налог Робин Гуда, - В.Катасонов
12:44  Наступает закат тенге и сомони? - А.Мустаев
12:43  Афганский Нангархар в огне, - Лев Гербер
11:00  Турции санкции нипочем, - Андрей Захарченко
10:43  "Кибер-халифат" ДАИШ, - Владимир Платов
10:42  Пятилетие "арабской весны": первые итоги и оценки, - С.Иванов
10:21  Астана. Город забытых токалок, - А.Женисов
10:20  В Актобе откроется первая в Казахстане школа... лезгинки
09:55  Синдром канадской секретарши. Секс-туризм для женщин, - Айгуль Жилкишина
09:32  В Казахстане создан Институт уполномоченного по правам ребенка
09:19  США утверждают, что российские хакеры успешно атаковали энергосистему Украины
09:11  Русь-Восток-Запад. Евразийство как основа мировой культуры, - Галина Иванкина
09:06  Русский военный теоретик Е. Э. Месснер как основоположник концепции сетецентрической (гибридной) войны
09:04  В эпицентре бури: Саудовская Аравия на пороге финансового краха, - З.Авагян
09:01  Возвращение в Манас. США хотят восстановить прежние связи с Киргизией, - Г.Михайлов
08:51  Эволюция шпионажа, - Мурат Уали
08:46  Есть ли предел провокациям Турции и Саудовской Аравии? - В.Титов
08:28  Мест - нет. "5-й колонне" не дали провести свой слет (типа Сибирский Давос) на Алтае
00:22  Ревность – страшная сила. США обещают провести в Сирии наземную операцию, - В.Литовкин
00:21  Восточные тонкости Ирака, - Алексей Носков
Четверг, 11.02.2016
23:58  Ученые официально объявили об открытии гравитационных волн. Пространство и время, как минимум, дрожжат...
21:11  История израильского Моссада, - Л.Решетников
20:09  Астана. В резонансном убийстве студента Ерасыла Аубакирова замешаны VIPы?
19:46  Зачем киргизы развязали войну флагов с таджиками? - Ф.Сафоев
19:19  Сжиженный газ и прозрачные интересы, - П.Искендеров
18:59  Боевики ИГИЛ заставили 4-летнего ребенка взорвать авто с заложниками
18:47  Как только, так... Названа "дата" вторжения Саудовской Аравии в Сирию
18:40  Представитель Казахстана Сауле Тлевлесова избрана на должность президента Евразийского патентного ведомства
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Русь-Восток-Запад. Евразийство как основа мировой культуры, - Галина Иванкина
09:11 12.02.2016

Евразийство как основа мировой культуры



"Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли…"

Сергей Есенин

…Выдающийся мастер Андрей Михалков-Кончаловский писал: "Куросава был для меня открытием еще одного измерения в искусстве кино. У него настоящее чувство эпического. Недаром он, быть может единственный, способен передавать на экране Шекспира: "Трон в крови" - "Макбет", "Ран" - "Король Лир". Японский гений кинематографа и, пожалуй, самый европейский автор всех времен и народов - Уильям Шекспир - объединены в созидательном замысле, в евразийской идее вечного сотворчества. Безусловно, запад есть запад, восток есть восток, а Русь… птица-тройка - она несется то с востока - на запад, то с запада - на восток. Оттого-то "…умом Россию не понять". Русский человек способен увидеть точность и ясность Куросавы в трактовании Шекспира. Постичь запад через призму востока и как в случае с Кончаловским, создать свою версию айтматовского "Первого учителя" в ощущениях Куросавы, но, вместе с тем, очень по-русски.

Споры о том, что есть Россия - восток иль запад, ведутся очень давно и до сих пор не привели к безупречному выводу. Что-то да мешает - вроде бы культура рафинированно-европейская, придворная, имперская, с романтикой и дендизмом, с философией и технократическими идеями. Но и многовековой симбиоз с Ордой невозможно вычеркнуть, нравится нам это или нет. Я умышленно допускаю это слово - симбиоз (а не иго, как чаще всего принято) - термин, которым евразиец Лев Гумилев обозначал причудливые, жуткие и по сию пору не до конца изученные отношения Русь-Орда. Если проследить генеалогию царской знати, то несть числа Юсуповым, Беклемишевым, Карамзиным. Названия московских районов, вроде Арбата или Новогиреева, - от Гирея. И как не вспомнить: "Вчерашний раб, татарин, зять Малюты"?

Нравоучительная деталь - халат Обломова как символ барственной неги, созерцательности, присущей более востоку: "На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани". Намеренное подчеркивание восточной сути обломовского халата - это самый яркий штрих в противопоставлении владыки-сибарита - деловому европейцу Штольцу, человеку-машине в стройно подогнанном фраке. Для Гончарова оба - неидеальны, оба - в известной степени ущербны, однако же вместе составляют некое гармоническое созвучие. Русский человек может быть деятельным по-западному и - расслабленно-ленивым, фаталистичным по-восточному. Георгий Плеханов утверждал, что "…в историческом развитии России… есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий". Примечательно, что уже в эпоху Перестройки ниспровергатели сталинского наследия именовали период 1930-начала 1950-х годов "типичной восточной деспотией" с ее всеподчинением и тотальностью, но в контексте сугубо европейской индустриальности и нарочитой неоклассики Большого стиля. Впрочем, само наше пространство не дает нам забыть о том, что здесь - Евразия. Это - географический фактор, едва ли не главенствующий с точки зрения формирования менталитета… У Василия Аксенова читаем: "…интереснейшее явление этот русский народ, вроде бы белые, но абсолютно не европейцы".

Исторический путь человечества говорит о том, что всякая культура стремится к евразийству, к интеграции и слиянию. Николай Бердяев утверждал: "Понятия Востока и Запада очень подвижны и неопределенны. И совсем не выдерживает критики то понимание Востока и Запада, которое установилось в новое время". Далее он приводит доходчивый и красноречивый пример: "Греко-римская средиземноморская цивилизация, которую противополагают Востоку, многократно подвергалась влиянию Востока. Без взаимодействия с Востоком, которое всегда было вместе с тем борьбой, она не могла бы существовать". Если вдуматься, то любая цивилизация - это Востоко-Запад. Или - Западо-Восток. Евразийство как цель устремлений. Приведу несколько живописных образчиков, возможно, не столь ярких, как эллинизм, - типичное порождение "греко-восточности".

…Примерно треть французских повествований Галантного века посвящена ориентальной тематике - действие переносится то в Исфахан, то в Голконду, то в Шираз, а в повести "Приключение прекрасной мусульманки" аббата Прево интрига разворачивается в болгарском селении Градище, о коем французский автор имел, скорее всего, поверхностное представление, но точно знал, что сие - турецкая вотчина. Хотя не было недостатка и в придуманных "восточных землях". Достаточно обозначить красавицу - Зельмирой, а вельможу - Селимом, расцветить сюжет упоминанием гарема, базара и минаретов, дабы создать экзотическую историю с игриво-светским, версальским содержанием. Все восточное казалось не просто модным, но и загадочным. Странным и непонятным, зато - увлекательным. Утверждалось: образованный европеец живет осязанием текущего момента, а восточный мудрец - чувством вечности. Это притягивало и суетливых маркиз, обожавших читать о Роксолане, и философов Просвещения, которым хотелось все знать и все осмысливать. От человека, побывавшего там, за гранью, требовали занимательных историй - о фантастических драгоценностях и таких же беспримерных чудесах, а салонный мастер Жан-Этьен Лиотар выписывал дочь Людовика XV - принцессу Аделаиду - в турецком платье с томиком… допустим, с модной в ту пору книгой Шарля Луи Монтескье "Персидские письма".

Тогда сложилось целое направление в беллетристике - письма или заметки некоего "восточного гостя" о европейской бытности, коя для него - странна, дика и забавна. Авторами эпистолярных романов были, разу­меется, европейцы, и писали они вовсе без расчета, что их станут комментировать в Багдаде. Это сугубо европейский жанр, понятный и угодный исключительно на Западе. "Персиянки красивее француженок, зато француженки миловиднее. Трудно не любить первых и не находить удовольствия в общении со вторыми: одни нежнее и скромнее, другие веселее и жизнерадостнее", - витийствовал Монтескье от имени перса-путешественника. Помимо всего прочего, эти сочинения имели характер этнографических опусов и содержали в себе мнения по любому вопросу: "Из всех народов мира… ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний. Этот народ - настоящий повелитель вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему. Он в равной мере и основатель, и разрушитель империй; во все времена являл он миру свое могущество, во все эпохи был он бичом народов…". Другая, не менее известная вещь написана в Англии Оливером Голдсмитом и носит название "Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне". Голдсмит иронизирует по поводу британских обыкновений, высмеивает моду и, как водится, ехидствует в адрес тотальной политизированности социума: "Как и в Китае, всеобщее увлечение политикой находит здесь удовлетворение в ежедневных газетах. Только у нас император пользуется газетой, дабы наставлять свой народ, здесь же народ норовит поучать в газетах правительство". Интересно, что Россию Голд­смит упоминает как-то отдельно, изображая ее чем‑то вроде границы миров - с одной стороны, сочиняет пасторально-галантную миниатюру о восхождении жены Петра - Екатерины I, обозначая русский двор как европейский и ничем не отличный от иных дворов. С другой - полагает, что нравы народа, подвластного русской короне, - дики, непостижимы и почти нереальны. Ровно то же утверждал и француз Астольф де Кюстин в своем труде о России Николая I, то есть спустя 70 лет после Голдсмита.

Вот еще один знаменательный пример. Запад у востока старался перенимать все самое примечательное, разве что кроме религии, тогда как восток долгое время был закрытой системой, оберегавшей свои подлинные сокровища. В XVIII веке появился причудливый стиль ‘chinoiserie’ - дословно "китайщина". Китай - это прежде всего фарфор - любимая игрушка пресыщенных королей и курфюрстов, поэтому на волне повального восхищения тонко звенящими чашечками возникло увлечение всем китайским - чайными павильонами, ширмами "с драконом", азиатскими опахалами. Вся Европа мечтала разгадать фарфоровую тайну, но китайцы упорно хранили древнюю формулу. Поэтому нам пришлось изобретать свои варианты - дрезденский, севрский и - русский виноградовский. Стоит помнить, что именно Россия стала первым европейским государством, которое посетили китайские послы. Случилось это во времена правления Анны Иоанновны.

Чайная церемония на востоке - это миросозерцание посредством чая, которое можно до конца понять, только признавая бытие в вечности, тогда как мы это воспринимаем иначе. Русские и англичане смоделировали новую традицию чаепитий - сугубо европейскую, деловую. Англичанин за чаем просматривал газеты или же общался с избранным кругом для укрепления личных позиций в свете. Русский купец тоже предпочитал заключать юридические договоры за самоваром - за разговором и балагурством. Чай - повод и фон, однако не Вселенная, как там, на востоке. У Михаила Салтыкова-Щедрина сказано: "Ведь вот, кажется, пустой напиток чай! - замечает благодушно Иван Онуфрич, - а не дай нам его китаец, так суматоха порядочная может из этого выйти". Занятное восклицание - "пустой напиток", то есть лишенный всякого целевого наполнения, хотя, без сомнения, и немаловажный; а для русской народной идентичности - эпохальный.

Именно на восток "сбегали" многие дизайнеры и художники Серебряного века, а типаж индийской танцовщицы был страшно популярен в кафешантанах сластолюбивого Парижа. Гений стиля Поль Пуаре в начале 1910-х создал ориентальное направление, предлагая европейским модницам облечься в шелка, шальвары и тюрбаны с эгретками; запустил в продажу ароматы "Минарет", "Мандарин", "Аладдин", "Магараджа". Кинематографисты стряпали наивные мелодрамы о шейхах и одалисках, а поэты выводили стихи: "На белом пригорке, над полем чайным / У пагоды ветхой сидел Будда, / Пред ним я склонился в восторге тайном / И было так сладко, как никогда". Помимо Николая Гумилева, сию ниву возделывали тогда очень многие авторы, а юмористы их вышучивали, строча уморительные пародии на заигравшихся в экзотику литераторов.

А что же восток? Он тоже постепенно втянулся в заимствование, которое шло на совершенно ином уровне - Азия брала у западного мира его технологии, иной раз доводя оные до заоблачного совершенства. На излете XX столетия японская техника сделалась не просто передовой, а, по сути, единственно возможной, потеснив старые немецкие фирмы. В Америке тоже беспокоились - скоро их поглотит японский гений. Кроме этого, восток перенял у запада синематограф, сотворив потрясающие вариации: утонченное японское кино и музыкально-яркое явление индийского Болливуда. Происходила и рецепция социальных идей - восточную версию социализма надо рассматривать в качестве отдельной модели, иной раз мало связанной с классическим европейско-русским марксизмом. Итак, Запад переделывает и препарирует восточные мудрости, создавая на их базе милые сердцу привычки, а Восток пытается встроить западные наработки в свою тысячелетнюю модель мира.

В России с ее восточно-западным расположением все проще, но и - сложнее. У нас все - по максимуму, а византизм смешивается с технократической грезой о Городах Солнца. Традиционализм - с футуризмом. Одновременное равнение на ордынское наследие и на версальские причуды, но, вопреки унылой логике, яростное отрицание и того, и другого. Борьба за себя. Особый смысл. Расширение границ - окно в Европу и покорение Сибири. Острое, беспримерное самоощущение пограничности. Метания. Евразийство - это судьба и крест. И - спасение.
11 февраля 2016

Источник - zavtra.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1455257460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх