КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 04.02.2016
17:54  Монголия грозит осушить Байкал?
15:33  Внешняя политика Турции на службе бизнес интересов семьи Р.Т.Эрдогана, - С.Бурлаченко
14:44  Зарубежные визиты КырПравителей: прогулки или выпрашивание помощи? - Н.Айып
14:26  Скончался Герой Кыргызстана панфиловец Народный поэт Сооронбай Жусуев
13:50  Творческие узбеки. Почему в Средней Азии лишают лицензии за "бесстыжее" видео
13:44  Тайнов казахского мира. Аромат и колорит Степи в картинах казахстанского художника
13:21  Меркели в штанах. Кого защитят женоподобные немецкие мужчины, - Die Zeit
12:49  Спустя четыре месяца российская кампания в Сирии приносит успех Москве, - Washington Post
12:41  Каспийские "монстры" вновь полетят/поплывут? Российские экранопланы еще себя покажут, - В.Андреев
12:06  143 статьи туркменского счастья. Проект новой Конституции Туркменистана вынесен на всенародное обсуждение
12:01  России удалось немыслимое в сирийском конфликте. Прорвана осада шиитских крепостей Нубель и аз-Захра, - Die Welt
11:58  Мама, Папа и Мапа... США разрешают генетические эксперименты по зачатию детей от трех родителей
11:45  Китайские банки начали выводить деньги из российских "дочек"
11:19  КазМинобороны: ответственных за призыв в армию проверят на полиграфе
11:15  В КырПарламенте предлагают ввести "ограничения на количество гостей во время тоев"
11:13  В канализации кыргызского Канта найдены 233 артиллерийских снаряда. Уплыли с базы...
10:55  Казахский мулла: кто он, какой он? - С.Исабаева
10:46  Российских детей не собирались разделать на органы в Бишкеке, - МИД КР протестует
10:36  Казахстан национализировал ядерное хвостохранилище "Кошкар-Ата" на Мангышлаке
10:21  Елбасы особым указом снизил темп строевого шага в КазАрмии - 95-105 в минуту при длине 60-70 см
10:11  Гендиректором Kazenergy назначен Болат Акчулаков
10:08  Рахмон-кратия. Зачем таджикам "Лидер нации", - К.Марсов
10:04  Королевские разборки. Полномасштабная война в Йемене возобновится в ближайшее время, - Евг.Сатановский
09:58  Эрдоган не Тамерлан. Пророчества о распаде Турции, - Роман Илющенко
09:54  Машина для госпереворота. Кризис управленческой элиты - причина любой революции, - Д.Каптарь, А.Фефелов
09:52  "В терновом венце революций...". Политпрогнозы на 2016-й, - М.Хазин, Е.Ларина, А.Нагорный
09:41  Германия убирает ковровую дорожку, пытаясь сдержать новых мигрантов, - Times
09:40  Радикальный исламизм распространяется по Франции, - Le Figaro
09:20  "Англичанка гадит": как Лондон захватывал Среднюю Азию, - Б.Саводян
09:01  Удары по анклаву Сальма. Россия выжгла турецких "добровольцев" на севере Сирии, - А.Михайлов
09:00  Переводам сменят курс. Таджикистан больше не ждет от России рублей, - О.Шестопал
08:59  Сирийские курды добились признания России. В Москве открывается их официальное представительство
08:51  Дочки-матери. Рахмон не нарушил закон назначая Рахмонку главой аппарата потому что...
08:50  Вашингтон спасает Эрдогана. Зачем США усиление базы в турецком Диярбакыре, и чем это опасно для РФ, - "СП"
08:44  За развал Сирии ответит Россия. Лондон уже считает, что Москва пытается создать карманное государство под Башара Асада, - "НГ"
08:42  Массмедиа Таджикистана вынесен приговор. Власти республики решили ограничить свободу слова, - В.Панфилова
08:35  Опасные дары аравийских "данайцев", - С.Кожемякин
08:32  В Сирии при артобстреле погиб российский военный советник
08:18  "Не конец и не провал": ООН приостановила переговоры по мирному урегулированию в Сирии
06:25  Генпрокуратура Казахстана за 5 лет заблокировала более тысячи экстремистских интернет-ресурсов
04:47  63-летний сербский пилот сумел посадить взорванный террористами "аэробус" в Могадишо
01:56  В Воронеже задержан зарезавший местного священника гражданин Узбекистана
00:58  Английский суд отклонил иск Монгольской кампании к правительству Казахстана
00:57  Россия в Третьей мировой: Сирия рвет путы колониализма, - С.Цатурян
00:46  14-летняя мусульманка из Сиднея мечтает стать первой профессиональной балериной в хиджабе (фото)
00:27  "Причиной оттока русских из Казахстана называют национализм", - Гульмира Илеуова
Среда, 03.02.2016
22:00  Россия повышает цену на нефть дипломатическим способом. Вояж Сергея Лаврова на Ближний Восток касается "черного золота"
21:53  США и Центральная Азия: будет ли перезагрузка?
19:54  Данияр Берлибаев возглавил совет директоров АО "КазТрансОйл"
19:52  Гражданина Узбекистана выдворяют из Казахстана за брошенный окурок
19:43  Орегонское восстание. Последние битвы традиционной Америки, - Руслан Ляпин
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Каспийские  монстры  вновь полетят/поплывут? Российские экранопланы еще себя покажут, - В.АндреевКаспийские "монстры" вновь полетят/поплывут? Российские экранопланы еще себя покажут, - В.Андреев
12:41 04.02.2016

"Летающий корабль, плывущий самолет"
Вадим Андреев об истории одной российской чудо-машины

В фильме "Вокруг света за 80 дней", снятом по одноименному роману Жюля Верна, есть такой эпизод. Отважные путешественники, возвращаясь из Америки в Англию, поняли, что вряд ли поспеют в Лондон вовремя, то есть на восьмидесятый день, согласно пари, заключенному с Британской академией. В поисках выхода из затруднительного положения было принято фантастическое решение - построить из материалов судна летательный аппарат. Работа закипела. Спустя некоторое время построили маленький самолет, который вылетел с палубы корабля, и герои фильма прилетели в Англию на один день раньше условленного срока.

Роман великого фантаста был написан в 1874 году. Писатель не мог тогда знать, что через какие-то тридцать лет, в 1903 году, американцами братьями Райт будет построен первый в мире летательный аппарат. Ну, а авторы фильма, в свою очередь, не могли знать, что гибрид "самолета-корабля" давно уже был разработан и построен в секретных лабораториях и цехах Конструкторского бюро Министерства обороны СССР, и еще в 1964 году совершил первый полет над Каспийским морем. Это чудо инженерной мысли было названо экранопланом.

Его создателем был советский инженер Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще в 1951 году ученый и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. От идеи до воплощения прошло несколько лет. В начале 60-х годов был готов экспериментальный образец аппарата, способного передвигаться по воде (точнее, над водой) на скоростях, намного превышающих скорости обычных судов.

Суть идеи, которая привела к созданию экраноплана, в использовании так называемого "экранного эффекта". Он возникает, когда самолет летит низко и расстояние от крыла до земли или поверхности воды невелико. Набегающий поток воздуха, отражаясь, успевает дойти до поверхности и вернуться обратно. То есть крылья самолета уплотняют под собой воздух, превращая его в динамическую подушку. Так возникает дополнительная подъемная сила. Проще говоря, спрессованный под крылом и днищем самолета воздух выполняет функции трамплина. Отрываясь от земли с помощью "экранного эффекта", экраноплан начинает полет уже с помощью реактивных двигателей. Легкий подъем делает его экономичнее обычного самолета, а грузоподъемность при прочих равных условиях становится на 40 процентов выше. Машина передвигается на высоте от двух до десяти метров над относительно ровной поверхностью - морем, льдом, степью.

Новая, не имеющая аналогов в мире машина, в самый разгар холодной войны между Советским Союзом и Соединенными штатами, вызвала позитивную реакцию властей. Полеты экраноплана СМ-1 в начале 1960-х демонстрировались руководителям партии и правительства, в том числе Главкому ВМФ С. Г. Горшкову. Демонстрация оказалась настолько убедительной, что высокие гости выразили желание прокатиться на экраноплане под личную ответственность Р.Е. Алексеева. Их желание было исполнено. Чуть позже демонстрация экраноплана прошла с участием главы государства Н. С. Хрущева. Возможно, благодаря этому, на государственном уровне была принята программа создания боевых экранопланов для ВМФ и для других родов войск. В структуре Конструкторского Бюро была организована летно-испытательная служба. И в 1965 году был создан самый большой в мире летательный аппарат - экраноплан КМ, получивший у зарубежных спецслужб название "каспийский монстр" - так расшифровали американцы буквы КМ - корабль-макет - на борту экраноплана. Он имел размах крыльев 37,6 метров, длину около 100 метров. Один раз он поднялся в воздух с взлетной массой 544 тонн. В 1972 году был построен военный экраноплан "Орленок", предназначенный для переброски морских десантов на 1500 километров. Всего было построено пять таких экранопланов, которые вошли в состав ВМФ. На их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа, подчинявшаяся Главному штабу морской авиации.

Чем же, кроме низкой высоты полета, вертикального взлета и феноменальной для такого рода техники мобильностью, отличались экранопланы от обычных морских и воздушных судов? Во-первых, их было трудно обнаружить радиолокационным оборудованием - не позволяла минимальная высота полета. Во-вторых, они не могли наскочить на мину или быть сбитыми торпедой. В-третьих, обладали огромной скоростью по сравнению с кораблями - 400−500 километров в час. В-четвертых, они имели более совершенное вооружение - турельно-башенную установку "Утес-М" с двумя крупнокалиберными пулеметами. На усовершенствованной модели экраноплана (переименованного чуть позже в экранолет) были установлены бойницы для ракет ОС-11 с дальностью стрельбы на 30−40 километров.

Но не все шло так гладко, как может показаться на первый взгляд. У Ростислава Николаевича уже в самом начале возникли серьезные трудности со строительством машин. В морском министерстве его детище считали самолетом и отправляли к "авиаторам". Те, в свою очередь, заявляли, что это не самолет, а корабль. Да и сходит со стапелей судостроительной верфи. Такая бюрократическая чехарда. А когда на глазах у комиссии, в состав которой входили военные чины и министр судостроения, у экраноплана отвалилось хвостовое оперение с кормой, ни о каком продолжении работ речи уже идти не могло. Алексеева тут же (тогда это делалось довольно быстро) уволили с должности руководителя. Через год, правда, восстановили. Но, видимо, перенесенный стресс и временное забвение не прошли даром, и в 1980 году Ростислава Евгеньевича не стало.

Но дело было продолжено. Новым руководителем Конструкторского Бюро стал ученик Алексеева А. И. Соколов. Полку экранопланов прибыло - в серийное производство пошли тяжелые корабли проекта "Лунь", почти совпадающие по весу, длине и другим параметрам с КМ-1, но летавшие со скоростью 500 километров в час. Правда, вместо десяти запланированных машин было построено всего две.

В то время казалось, что строительство экранопланов будет поставлено на поток, и на вооружение нашей армии будет новая техника - машины, которой не было ни у одной армии в мире. Все попытки западных спецслужб "рассекретить" экраноплан заканчивались неудачей. Но в годы перестройки, в эпоху бардака в экономике страны и в армии неудача и, по большому счету, забвение ждало и детище Ростислава Алексеева.

Сейчас экранопланостроение идет очень медленными темпами, ограничиваясь выпуском небольшого количества машин малых размеров. Например, ЗАО "АТТК" продает экраноплан, рассчитанный на пассажирские перевозки. Борт перевозит по 5−6 человек за рейс. Их выпущено всего 20 единиц. Последнего "Орленка", чудо-машину из рода "каспийских монстров" отбуксировали в гавань Музея Министерства Обороны России и за деньги показывают всем желающим. Наиболее любознательным, а такие находятся, как правило, среди детей, разрешается поиграть в кабине главного пилота в виртуальные игры.

Словом, судьба великого изобретения оказалась печальной. То, что должно было быть гордостью военно-морского флота страны, стало жалким музейным архетипом с игровыми автоматами внутри салонов и коммерческим челноком для перевозки граждан. Как угодно, но не такую судьбу своему созданию готовили ученые и инженеры в Конструкторском Бюро Ростислава Алексеева.

Но история экраноплана еще далеко не завершена. Недавно в СМИ, со ссылкой на высокопоставленного представителя командования ВМФ РФ, было сообщено о том, что "Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года".

На фото: Морской экраноплан "Лунь", разработанный в акционерном обществе "ЦКБ по судам на подводных крыльях" имени Р.Е. Алексеева

Источник - СвободнаяПресса
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1454578860
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх