КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 29.01.2016
19:48  "Новый договор, чтобы не умереть. Европа в нынешнем виде больше не функционирует", - La Repubblica
18:27  Клекочущие орлы vs ДАИШ, - А.Синицын
17:21  Спец по прикладному "козлодранью". Новым Иссык-Кульским губернатором стал изобретатель "игр кочевников" Асхат Акибаев
16:38  Проникновение ДАИШ в Афганистан пока не угрожает странам ЦА. Однако.., - А.Казанцев
16:28  Прокуратура Турции требует пожизненного заключения журналистам, опубликовавшим инфу о поставке оружия боевикам в Сирии
15:58  Недотраханные. "Немецкая волна" о российском пиаре на изнасиловании
15:52  Россия охотится за убийцей летчика. Сколько еще бегать туркменскому горному партизану Челику? - Халук Тургут
15:49  Кого выберет Рахмон - Иран или Саудовскую Аравию? - Б.Карабанов
15:20  Третий фронт Пентагона. Рискнут ли США вводить войска в Сирию, Ирак и Ливию, - "СП"
12:45  Казахстанские надежды на "дно", - Ю.Жихорь
12:38  Заболели? Сами свиноваты! Свиной грипп добрался до Казахстана, - О.Шишанова
12:34  Коррупция в Казахстане идет на спад, - уверяет Transparency
12:30  Мошеннические интернет-магазины в России будут закрывать без суда
12:17  "Уже есть паромная переправа". Лавров и Аркадаг говорят о "единой позиции"
11:55  Могила Абу Рейхана Беруни в афганском Герате – на грани окончательного разрушения (фото)
11:52  Что происходит на границе Туркменистана и Афганистана – военная тайна, - Ш. Чолпанов
11:46  Все войны России и Турции. Анкара и Москва редко когда дружили
11:43  Центральная Азия погружается в эпоху средневекового управления, - Малик Мансур
11:25  Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии? - Р.Сокольски, П.Стронски
11:11  Капустин Сон. Еще двух казахстанских штангистов уличили в употреблении допинга
11:07  Вышел в свет 20-й том серии "Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности"
10:59  Награбить на джихад. В Киргизии экстремизм становится все более популярным, - Г.Михайлов
10:48  Нефть не отпускает добычу. Эксперты сомневаются в реальности сотрудничества РФ с ОПЕК
10:47  К газовому конфликту подошли дипломатично. Сергей Лавров привез в Ашхабад много снега и обещания потепления, - "Къ"
10:44  От чего умирают кыргызстанцы. Минздрав КР уже не предупреждает
10:41  Шаманизация в Центральной Азии, - Девин ДеВиз
10:14  Казах Аман Тулеев признан лучшим губернатором России
10:12  Неоосманизм Эрдогана. Три измерения турецкого-иракского конфликта, - Петр Искендеров
10:11  Пекин теснит Вашингтон. По итогам визита Си Цзиньпина на Ближний Восток, - Е.Пустовойтова
10:03  Алия Назарбаева выступила генеральным продюсером к/фильма "Дорога к матери" – о судьбе казаха, прошедшего через голод, Вторую мировую войну и лагерь для заключенных
09:59  Тайны российско-британского противостояния на Каспиии. Как Ленин и Троцкий выполнили указ императрицы Елизаветы, - А.Широкорад
09:49  Впервые в ВМС Казахстана испытан командирский ящик (фото)
09:33  Талибы в Баглане взорвали ЛЭП из Узбекистана в Афганистан
08:57  Термоядерное испытание в КНДР: вызов миру или путь к самосохранению? - А.Воронцов
08:56  Темный бизнес Турции и ИГИЛ: нефть и героин, - А.Кохар
08:49  Сирийские переговоры: без курдов, но с "террористами", - "НГ"
07:01  Молдавия на пороге перемен, - Зураб Тодуа
00:02  Ислам и Запад. Антизападные тенденции в развитии исламской цивилизации. В Москве вышел труд Р.Бобохонова
00:01  Геополитический клубок. Таджикистан становится ареной соперничества Ирана и Саудовской Аравии, - С.Кожемякин
00:00  Новый Союз журналистов Кыргызстана: мейнстрим или независимость? - Н.Айып
Четверг, 28.01.2016
21:36  История народов Узбекистана. От образования государства Шейбанидов до Великой Октябрьской революции (Ташкент, АН УзбССР, 1947)
18:30  Китай объявляет войну Соросу, - La Repubblica
18:11  США думают о новой кампании против ИГИЛ в Ливии, - Financial Times
18:10  Космическая война с Россией и Китаем? Пентагон призывают к ней подготовиться, - Washington Post
17:44  В казахстанских аэропортах ловят носителей "свиного гриппа"
16:15  Швеция первой в Европе начинает массовую депортацию беженцев
15:52  Легенды Бишкека: Призрак в СИЗО-1, - Г.Куренев
15:49  Гадание на нефтяной гуще. Бизнесмены и чиновники пытаются предсказать цены на черное золото
15:20  Была бы я таджикской женщиной, вообще не выходила бы замуж, - Н.Карпова
15:19  ТаджАрмия. Традиции предков плюс современное вооружение, - И.Махкамов
15:17  Кыргызстан: Массовый отток рабочей силы из республики – признак развитости общества? - Роза Азаматова
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Шаманизация в Центральной Азии, - Девин ДеВиз
10:41 29.01.2016







Имя одного из крупнейших западных специалистов по исламу в Центральной Азии, профессора Девина ДеВиза (Devin DeWeese) было упомянуто в предыдущем обзоре на книгу Б. Привратского "Мусульманский Туркестан". Целью этого обзора является продолжение начатого дискурса об исламе в Центральной Азии, и в качестве примера относительно свежих работ была выбрана статья Д. ДеВиза "Шаманизация в Центральной Азии" (опубликована в 2014 году).

В данной работе американский исследователь, профессор университета Индианы Девин ДеВиз фокусируется на феномене шаманизма. Как пишет сам автор в предисловии, его исследование является частью более широкого проекта по переосмыслению изучения ислама в данном регионе. ДеВиз заявляет: "Последние полвека внимание на Центральной Азии основывалось больше на советских или российских исследованиях, чем на исламоведческих (в оригинале Islamic studies) исследованиях. Это породило целый ряд предположений и "доминирующих нарративов", которые сегодня нуждаются в серьезном пересмотре и проблематизации на предмет содержания: включают ли они поверхностные конструкции "модерности" и конструкции своих предполагаемых сторонников и противников, или содержат бесплодные сопоставления "религии" и "национализма", или означают конкретные заблуждения вокруг различных моделей религиозности в регионе, в том числе , прежде всего, вокруг практики и организационных структур под названием "суфизм" (ДеВиз 2014: 326-327).

ДеВиз акцентирует внимание на суфизме, который сквозь призму советологии рассматривался в неоднозначном свете – или как своего рода милитаризированная сила, противостоящая СССР, или как нечто, не имеющее силу и влияния в регионе. Как пишет ДеВиз, "наш стандартный путь мышления о суфийской практике в Центральной Азии и вне ее обычно базировался на представлениях о дисциплинарных практиках и общинных структурах ("орденах") вокруг них, определялся в терминах "силсила" или клановой инициационной передаче; данные представления и пути мышления работают довольно хорошо применительно к периоду XV века до раннего XVIII, когда суфийские общины процветали в рамках силсила, но эти представления подводят нас, когда мы используем их без корректировки к изменившейся ситуации XIX и XX веков" (ДеВиз 2014:328).

ДеВиз подробно останавливается на изменениях, которые произошли в период XVII-XVIII века в суфийской системе силсила, и выделяет несколько интересных и важных моментов: первое, это изменение или смещение системы передачи суфийских традиций с инициационной схемы к наследственной (источники царского периода нередко называют суфийские общины орденами). Второе изменение (связанное с первым) – это распространение суфийских практик и ритуалов среди широких социальных кругов, где особенно интересен феномен вокального или тихого зикра.

ДеВиз дает подробные примеры, на основе источников, по распространению данного ритуала (ДеВиз 2014 355:357), а также само описание зикра в нескольких работах ранних и более поздних советских этнографов (ДеВиз 2014: 332-323). К примеру, в работе К. Йомудского, изданной в 1928 году, зыкыр (зикр) среди туркмен проводился над больными людьми, кто был "задет" злыми духами и был психически нездоров. Зыкыр проводился по просьбе семьи больного и мог проходить в течении трех, семи или девяти дней.

Пациент сидел в центре юрты в окружении других людей. Среди приглашенных обязательно должен был находиться мулла, и, как минимум, один представитель сакрального семейства махтумов, ходжа (у казахов – кожа), ата или ших. Старейшина начинал литания, затем ишан совершал молитву и после несколько человек начинали "петь песни" из "священных книг". Йомудский называл такой вид исполнения хафыс (хафиз). ДеВиз считает, что в ритуале, вероятно, "читались" или исполнялись истории Ибрахима б. Адхама, поэмы из Бакиргани китаби, Навои, Физули и т.д. Затем ишан произносил "ху ху" и люди, сидящие вокруг него, начинали вскрикивать; если люди уменьшали силу выкриков, то ишан вновь повторял "ху" и через какое-то время произносил "алла", и люди успокаивались и отдыхали. Затем ишан несколько раз произносил "ел-у-ел" и люди начинали сдвигаться к центру юрты, повторяя те же фразы, кланяясь по мере продвижения. Затем люди начинали притоптывать и прыгать, как пишет автор, имитируя борьбу со злыми духами. Затем ишан начинал читать Коран, брал больного за голову, бил его по спине и делал массаж. Чуть позже ишан заставлял больного вздохнуть три раза глубоко, затем все участники ритуала читали "пата" (т. е суру "фатиху") и церемония обычно завершалась подачей еды и чай семьей больного. Как пишет Йомудский, такой зыкыр делался и для "удовольствия", и пожилым женщинам разрешалось принимать в нем участие. Молодые девушки и женщины делали зыкыр отдельно. Довольно похожие с некоторыми отличиями суфийские зикры советские этнографы зафиксировали среди других народов Центральной Азии.

ДеВиз пишет, что первая публикация описания зикра среди туркмен (где была явно видна сильная суфийская традиция) была издана в 1924 году (затем переиздана в 1928 году). В выполнении данного ритуала среди населения Ташкента суфийская составляющая была также ярко выражена. Затем в 1961 году советский туркменский этнограф Ш. Аннаклычев публикует описание зикра (дзикра) у туркмен иомудов. Аннаклычев видит корни зикра в шаманизме, т.н "порханстве". То есть, советские этнографы в данный период отмечали широкое распространение зикра, который зачастую проходил без разрешения ишанов и даже превратился в некое "развлечение". ДеВиз пишет, что резкие радикальные социально-экономические изменения, которые произошли в регионе в период 1930х-1950х гг, антирелигиозное давление, разрушительное влияние Второй Мировой войны (вероятно, имеются в виду человеческие потери – У.Б) привели к некоему "погружению" или "размыванию" суфийской традиции, наблюдаемой в 1920е годы.

Таким образом, постепенно, как пишет ДеВиз, интерпретация Аннаклычева "…стала парадигмой в работах советских этнографов – тех, кто стал известен в 1960е, 70е, 80е гг. Интересно, что работы, к примеру, В. Н Басилова содержат также описание церемонии зикра среди туркменских племен ата, где вновь видны черты суфийской традиции. Но ДеВиз уточняет, что Басилов интерпретирует лидера церемонии зикра (шиха) как "шамана". Работы С. Демидова, В. Басилова об узбеках, казахах, каракалпаках и туркменах предлагают идею о внедрении практики зикра в древний "шаманизм" народов региона, где в некотором роде суфизм "спускается" в "шаманизм", но, как утверждает ДеВиз, доводы вышеуказанных исследователей идут практически без приведения какой-либо источниковой базы, без подкрепления конкретными данными (ДеВиз 2014: 341-342).

Как пишет ДеВиз, интерпретация суфийских ритуалов как шаманистких создавалась из "…эволюционной траектории, предполагавшейся для религиозных верований и практик (и также для других аспектов "культуры"), базировавшейся на религиозных "пережитках"; идея "пережитков " позволила проектировать историческое развитие в периоды, о которых имелось лишь небольшое количество источников (особенно, для этнографов!), и в случае с туркменами, также как и с узбеками, казахами и каракалпаками, шло одновременно с эволюционными предположениями о религиозном изменении и развитии этих народов, дабы убедить этнографов и историков, что преисламской религиозной "системой" тюркских номадических народов был "шаманизм" (ДеВиз 2014: 342).

Таким образом, в советский период сформировалось представление, что "популярной" или "бытовой" религией на самом деле является "шаманизм", прикрытый "сверху" мусульманскими и суфийскими элементами. ДеВиз же придерживается мнения, что данная шаманисткая интерпретация, созданная, по сути, советскими исследователями, затем была принята рядом западных исследователей, т. н советологами. ДеВиз приводит в пример работу Патрика Гаррона об "Исламизированном шаманизме" (2000 год) и ряда других исследователей. К примеру, в Турции некоторые исследователи в поисках корней турецкого шаманизма обращаются к Центральной Азии, как месту, где "шаманизм" сохранился "лучше" (ДеВиз 2014:346). В контексте Казахстана, ДеВиз утверждает, что работы Ч. Валиханова, а затем исследования другого царского этнографа А. Диваева "зацементировали" идею и стали своего рода "якорем" для советских этнографов в их представлении о казахах как "шаманистах".

Интересно, что согласно ДеВизу, исламоведы в Советском Союзе "быстро опознали суфийскую сущность обрядов и ритуалов зикра, описанных этнографами, и с определенного "расстояния" провели критику концепции шаманизма, в отличие от западных советологов". В конце своей работы ДеВиз делает важный вывод о том, что восприятие суфийских традиций XIX-XX веков, как продолжение "неизменной традиции" тоже является не совсем правильным. Религиозные нормы, правила, профили "суфизма" и, в целом, религиозная среда мусульманских обществ Центральной Азии динамически менялась в соответствии с новыми социальными и политическими изменениями, государственной политикой (политиками) царской России, затем Советского Союза и эти изменения до сих пор происходят в пост-советский период (ДеВиз 2014: 358).

В конце статьи ДеВиз делает очень важный вывод, что студенты в Центральной Азии в процессе изучения истории региона до сих пор обучаются взгляду на прошлое и настоящее региона в форме "…определения и отделения источников, лингвистических и других инструментов, и вопросы ставятся практически на базе хронологических параметров, увязанных с изменением режимов (т.е пост-советский, советский, царский периоды и период, по большому счету, игнорируемый – перед российским завоеванием)…" (ДеВиз 2014: 359). Как считает ДеВиз, понимание развития религии без апелляции к "стандартному разделению" поможет избавиться от слабых привязок в центральноазиатской религиозной истории.

Улан Бигожин

28.01.2016

Источник - caa-network.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1454053260
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх