КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 29.01.2016
19:48  "Новый договор, чтобы не умереть. Европа в нынешнем виде больше не функционирует", - La Repubblica
18:27  Клекочущие орлы vs ДАИШ, - А.Синицын
17:21  Спец по прикладному "козлодранью". Новым Иссык-Кульским губернатором стал изобретатель "игр кочевников" Асхат Акибаев
16:38  Проникновение ДАИШ в Афганистан пока не угрожает странам ЦА. Однако.., - А.Казанцев
16:28  Прокуратура Турции требует пожизненного заключения журналистам, опубликовавшим инфу о поставке оружия боевикам в Сирии
15:58  Недотраханные. "Немецкая волна" о российском пиаре на изнасиловании
15:52  Россия охотится за убийцей летчика. Сколько еще бегать туркменскому горному партизану Челику? - Халук Тургут
15:49  Кого выберет Рахмон - Иран или Саудовскую Аравию? - Б.Карабанов
15:20  Третий фронт Пентагона. Рискнут ли США вводить войска в Сирию, Ирак и Ливию, - "СП"
12:45  Казахстанские надежды на "дно", - Ю.Жихорь
12:38  Заболели? Сами свиноваты! Свиной грипп добрался до Казахстана, - О.Шишанова
12:34  Коррупция в Казахстане идет на спад, - уверяет Transparency
12:30  Мошеннические интернет-магазины в России будут закрывать без суда
12:17  "Уже есть паромная переправа". Лавров и Аркадаг говорят о "единой позиции"
11:55  Могила Абу Рейхана Беруни в афганском Герате – на грани окончательного разрушения (фото)
11:52  Что происходит на границе Туркменистана и Афганистана – военная тайна, - Ш. Чолпанов
11:46  Все войны России и Турции. Анкара и Москва редко когда дружили
11:43  Центральная Азия погружается в эпоху средневекового управления, - Малик Мансур
11:25  Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии? - Р.Сокольски, П.Стронски
11:11  Капустин Сон. Еще двух казахстанских штангистов уличили в употреблении допинга
11:07  Вышел в свет 20-й том серии "Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности"
10:59  Награбить на джихад. В Киргизии экстремизм становится все более популярным, - Г.Михайлов
10:48  Нефть не отпускает добычу. Эксперты сомневаются в реальности сотрудничества РФ с ОПЕК
10:47  К газовому конфликту подошли дипломатично. Сергей Лавров привез в Ашхабад много снега и обещания потепления, - "Къ"
10:44  От чего умирают кыргызстанцы. Минздрав КР уже не предупреждает
10:41  Шаманизация в Центральной Азии, - Девин ДеВиз
10:14  Казах Аман Тулеев признан лучшим губернатором России
10:12  Неоосманизм Эрдогана. Три измерения турецкого-иракского конфликта, - Петр Искендеров
10:11  Пекин теснит Вашингтон. По итогам визита Си Цзиньпина на Ближний Восток, - Е.Пустовойтова
10:03  Алия Назарбаева выступила генеральным продюсером к/фильма "Дорога к матери" – о судьбе казаха, прошедшего через голод, Вторую мировую войну и лагерь для заключенных
09:59  Тайны российско-британского противостояния на Каспиии. Как Ленин и Троцкий выполнили указ императрицы Елизаветы, - А.Широкорад
09:49  Впервые в ВМС Казахстана испытан командирский ящик (фото)
09:33  Талибы в Баглане взорвали ЛЭП из Узбекистана в Афганистан
08:57  Термоядерное испытание в КНДР: вызов миру или путь к самосохранению? - А.Воронцов
08:56  Темный бизнес Турции и ИГИЛ: нефть и героин, - А.Кохар
08:49  Сирийские переговоры: без курдов, но с "террористами", - "НГ"
07:01  Молдавия на пороге перемен, - Зураб Тодуа
00:02  Ислам и Запад. Антизападные тенденции в развитии исламской цивилизации. В Москве вышел труд Р.Бобохонова
00:01  Геополитический клубок. Таджикистан становится ареной соперничества Ирана и Саудовской Аравии, - С.Кожемякин
00:00  Новый Союз журналистов Кыргызстана: мейнстрим или независимость? - Н.Айып
Четверг, 28.01.2016
21:36  История народов Узбекистана. От образования государства Шейбанидов до Великой Октябрьской революции (Ташкент, АН УзбССР, 1947)
18:30  Китай объявляет войну Соросу, - La Repubblica
18:11  США думают о новой кампании против ИГИЛ в Ливии, - Financial Times
18:10  Космическая война с Россией и Китаем? Пентагон призывают к ней подготовиться, - Washington Post
17:44  В казахстанских аэропортах ловят носителей "свиного гриппа"
16:15  Швеция первой в Европе начинает массовую депортацию беженцев
15:52  Легенды Бишкека: Призрак в СИЗО-1, - Г.Куренев
15:49  Гадание на нефтяной гуще. Бизнесмены и чиновники пытаются предсказать цены на черное золото
15:20  Была бы я таджикской женщиной, вообще не выходила бы замуж, - Н.Карпова
15:19  ТаджАрмия. Традиции предков плюс современное вооружение, - И.Махкамов
15:17  Кыргызстан: Массовый отток рабочей силы из республики – признак развитости общества? - Роза Азаматова
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Термоядерное испытание в КНДР: вызов миру или путь к самосохранению? - А.Воронцов
08:57 29.01.2016

Мотивация Пхеньяна

Экстренное турне в 20-х числах января специального представителя США по делам Северной Кореи Глена Дэвиса по трем странам-участницам шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова (Япония, Южная Корея, Китай) вновь привлекло внимание к произведенному Пхеньяном 6 января 2016 года ядерному взрыву. Миссией американского эмиссара было образование единого антисеверокорейского фронта с попыткой пристегнуть к нему КНР. США надеются преодолеть сопротивление Пекина в отношении принятия максимально тяжелого для КНДР проекта резолюции СБ ООН, обсуждаемого сейчас за закрытыми дверями.

2016 год начался на Корейском полуострове на тревожной ноте. Проведение Пхеньяном очередного ядерного испытания, естественно, будет иметь достаточно долгосрочные последствия, вызовет принятие очередной осуждающей резолюции СБ ООН с расширенным пакетом санкций, приведет к усилению в регионе военной активности США, Японии и Южной Кореи. Неизбежным станет новый цикл роста напряженности на Корейском полуострове и вокруг него.

При этом надо сказать, что руководство КНДР не пугает перспектива болезненных карательных мер, оно готово и дальше держать удар и платить цену за право укреплять национальные "силы ядерного сдерживания". Ряд официальных разъяснений, сделанных в Пхеньяне, не оставляют сомнений на этот счет. "Проведение КНДР испытания водородной бомбы – это не "угроза" кому-либо, и не "провокация" для достижения каких-то целей. Это - необходимая процедура для осуществления нашего курса на параллельное ведение экономического строительства и строительства ядерных сил, направленного на противодействие усиливающейся изо дня в день враждебной политике США в отношении КНДР... Мы смогли завершить процесс принятия на вооружение малогабаритных и стандартизированных боеголовок с водородной бомбой для баллистических ракет и тем самым смогли вооружить себя всеми видами сверхсовременных ударных средств... Теперь… мы можем предотвратить возникновение войны…" (1)

Разъясняя мотивы своего решения, руководство КНДР вновь указывает на противоправную практику США по свержению неугодных режимов в независимых государствах путем военных интервенций. "Что подарили США Ираку и Ливии, обманутым их соблазнами и посулами, за ликвидацию собственными руками ракет, приобретенных ценой крови и пота своей нации, за отказ от ядерных программ? ... Мир приносят отнюдь не пакет петиций или компромисс на переговорном столе ... Мира не добьешься выпрашиванием…" (2)

Отвергая устрашающие прогнозы западных политиков, Пхеньян утверждает: "Мы не будем распространять ядерное оружие и передавать средства и технологии, связанные с ядерным оружием. Наши усилия, направленные на денуклеаризацию всего мира, будут продолжены. Остаются в силе все предложения, выдвинутые нами в целях обеспечения мира и безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, в том числе предложение о приостановление наших ядерных испытаний в ответ на прекращение совместных военных учений США и предложение о заключении мирного договора" (3).

И все же вопросы остаются. Почему это испытание было произведено именно сейчас? Насколько оно было неожиданным? В каком направлении и какими темпами развивается ядерная программа КНДР? Насколько возросли риски для соседних государств? Каковы возможные международно-правовые и военно-политические последствия произведенного взрыва?

Для начала имеет смысл разобраться, какое все-таки испытание имело место 6 января. Пхеньян официально объявил, что была опробована водородная бомба малой мощности и только физическая ограниченность территории республики удержала физиков-ядерщиков от испытания серии водородных зарядов мощностью в несколько сот килотонн и мегатонн (4).

Безусловно, такое сообщение приковало к себе внимание всего мира. Создание Северной Кореей нового, гораздо более мощного, чем атомное, оружия не может не вызывать серьезную тревогу. Вместе с тем с учетом сейсмических данных о взрыве мощностью 5-6 килотонн и других характеристик большинство специалистов в области ядерных технологий склонны считать, что имел место взрыв простой атомной бомбы, поскольку мощность термоядерного устройства, по мнению некоторых из этих специалистов, начинается со ста килотонн. Однако многие эксперты указывают, что на этот раз северокорейские ядерщики использовали новую технологию так называемого бустирования, позволяющую более надежно контролировать ядерную реакцию, обеспечивающую более экономное и эффективное расходование ядерного топлива, но главное – создающую предпосылки для продвижения в направлении создания термоядерного оружия.

То есть прогресс в развитии ядерных технологий КНДР большинством специалистов признается.

Секрета из своих планов Пхеньян никогда не делал. В течение всего периода президентства Б.Обамы Вашингтон проводил в отношении Северной Кореи так называемую политику стратегического терпения, демонстрируя такой подход к КНДР, который исключает содержательный диалог сторон и нацелен на скорейшую смену режима в Пхеньяне. Исходя из этого, руководство КНДР и сделало свой выбор.

Напомним, что в течение 2014 - начала 2015 гг. Пхеньян всячески демонстрировал сдержанность, выдвигая многочисленные мирные предложения в адрес почти всех заинтересованных сторон. Эти предложения были названы оппонентами "пропагандой" и с порога отвергнуты. Знаковыми для позиции Вашингтона стали отказ без всякого рассмотрения от выдвинутого Пхеньяном 8 января 2015 г. предложения об отмене двусторонних американо-северокорейских военных маневров в обмен на замораживание Пхеньяном ракетно-ядерных испытаний, а также интервью Б. Обамы сервису "Ютьюб" 22 января 2015 г. В этом интервью президент США с шокирующей откровенностью поведал, что задача смены режима в Пхеньяне осложняется: ввиду наличия у Северной Кореи серьезного военного потенциала, в том числе ракет и ядерного оружия, ликвидировать КНДР военным путем не представляется возможным. Тем не менее Вашингтон, рассчитывая на скорую перспективу поглощения Севера Южной Кореей, будет делать ставку на разложение Северной Кореи изнутри.

Этим самым Вашингтон полностью разрушил основу для будущих возможных субстантивных двусторонних контактов с Пхеньяном и подтвердил обоснованность выбора руководством республики линии на параллельное строительство экономики и создание ядерного потенциала ("пенчжин носон"). Ядерный тест 6 января 2016 года - прямое и естественное следствие такого развития событий.

Нельзя недооценивать и важность внутриполитического аспекта проведенного ядерного испытания в преддверии запланированного на май 2016 г. (после 36-летнего перерыва) VII съезда Трудовой партии Кореи (ТПК). Теперь на съезде молодой лидер КНДР сможет уверенно объявить о наступлении новой "кимченыновской" и термоядерной эпохи в развитии республики, которая стала еще более защищенной от угрозы внешней агрессии.

Некоторые обозреватели утверждают, что, проводя очередное ядерное испытание, Пхеньян пытался привлечь к себе внимание великих держав, полностью поглощенных в последнее время ситуацией на Ближнем Востоке. Послать, так сказать, сигнал Вашингтону с приглашением к возобновлению переговоров. На наш взгляд, ближе к истине другие суждения, суть которых в том, что теперь КНДР взяла на вооружение собственную концепцию "стратегического терпения" в отношении США, приучая Америку жить с ядерной Северной Кореей.

На этот счет в январских заявлениях МИД КНДР имеются четкие указания: "Так как враждебные акты со стороны США стали "обычным явлением"… Соединенным Штатам придется теперь привыкать к ядерному статусу КНДР, желают они этого или нет". (5)

В то же время "ядерный гром", грянувший 6 января 2016 года, явился отрезвляющим ответом Пхеньяна на укоренившееся в умах многих представителей южнокорейских верхов, но оторванное от реальности представление о неизбежности скорого краха КНДР и ее поглощения Южной Кореей.

1) КОММЕНТАРИЙ ЦЕНРАЛЬНОГО ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНСТВА КОРЕИ, ПРЕСС-РЕЛИЗ Посольства Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации, 12.01.2016

2) "Чем защищается мир?", ПРЕСС-РЕЛИЗ Посольства Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации, 14.01.2016

3) ПРЕСС-ЗАЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД КНДР, ПРЕСС-РЕЛИЗ Посольства Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации, 15.01.2016

4) КОММЕНТАРИЙ ЦЕНРАЛЬНОГО ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНСТВА КОРЕИ, ПРЕСС-РЕЛИЗ Посольства Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации, 12.01.2016

(5) ПРЕСС-ЗАЯВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД КНДР, ПРЕСС-РЕЛИЗ Посольства Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации, 15.01.2016

--------------------------------------------

Последствия "ядерного грома" для КНДР, Корейского полуострова и всей Северо-Восточной Азии

Ввиду нарушения Пхеньяном существующих резолюций СБ ООН, запрещающих КНДР проведение ракетно-ядерных испытаний, принятие Советом Безопасности нового, более жесткого документа, видимо, неизбежно. Сейчас в закрытом режиме ведется его сложное согласование, основными разработчиками проекта резолюции, как всегда в таких случаях, выступают США и КНР. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что сейчас эти державы ведут упорный торг, в ходе которого Вашингтон проталкивает максимально жесткий вариант санкций, а Пекин стремится к умеренному и сбалансированному документу.

На Западе осуществленный северокорейцами 6 января взрыв ядерного устройства охарактеризовали как "безответственную хулиганскую выходку молодого Кима", как "суровую угрозу всеобщему миру" и потребовали "безжалостного наказания" непокорного режима. Получить представление о позиции Белого дома в данном вопросе можно, ознакомившись с рекомендациями ведущего сотрудника Heritage Foundation Брюса Клингера 13 января с. г. на слушаниях в палате представителей Конгресса США. Слушания носили название "Ответ США на ядерные провокации Северной Кореи". Стремясь опровергнуть тот вполне очевидный факт, что жесткие и продолжительные санкции против КНДР не достигли цели и не остановили развитие северокорейской ракетно-ядерной программы, Клингер пытался доказать, что "санкции не работают только потому, что их недостаточно". Рекомендации сводились к тому, что необходимо ввести полномасштабную блокаду КНДР, для чего ее надо вернуть в официальные американские списки стран, поддерживающих терроризм, занимающихся преступной экономической деятельностью и отмыванием денег.

Поиском и предоставлением доказательств причастности Пхеньяна к указанным криминальным деяниям Брюс Клингер, как водится, себя не обременил, но утверждал, что, приняв рекомендуемые им меры, Вашингтон получит способность "намертво" затянуть финансовую удавку, полностью перекрыть Пхеньяну возможности осуществлять какие-либо валютные транзакции, исключить его из международной системы межбанковских переводов SWIFT и т. д. Для этого, как подчеркивал докладчик, США должны располагать правом накладывать санкции на третьи страны и отлучать экономических субъектов этих стран от финансовой системы США в случае каких-либо контактов с фирмами КНДР. Нетрудно догадаться, что острие этой карательной политики нацелено против компаний и финансово-экономических организаций в первую очередь Китая и России.

Палате представителей Конгресса США было рекомендовано также повсеместно досматривать и задерживать воздушные и морские суда КНДР. То есть речь снова заходит о попытке расширения юрисдикции США на весь мир, об упорном стремлении навязать свою волю, свой диктат. А ведь именно такая политика и привела к нынешней международной ситуации, которая заставляет не только КНДР, но и ряд других, особенно небольших стран задумываться об обеспечении своей безопасности за счет приобретения оружия массового поражения. Если данное положение дел не изменить, число таких государств будет неизбежно увеличиваться. Специалистам-корееведам не сложно просчитать и ответ Пхеньяна в случае принятия к нему предлагаемых драконовых мер. Ответом станет форсирование утвержденного Верховным народным собранием республики в 2013 году курса на параллельное развитие экономики и создание ядерных сил сдерживания ("пенчжин носон").

На этом фоне отрезвляюще выглядит сдержанная позиция России, которая по-прежнему настаивает на переговорных вариантах урегулирования корейской проблемы в целом и ее ядерного компонента в частности. В комментарии МИД РФ признается, что проведение в КНДР ядерного испытания стало "новым шагом Пхеньяна на пути развития ядерного оружия, что является грубым нарушением норм международного права и имеющихся резолюций Совета Безопасности ООН. Подобные действия чреваты обострением положения на Корейском полуострове, которое и без того характеризуется весьма высоким потенциалом военно-политической конфронтации". Вместе с тем в этом документе российской внешней политики сделан акцент на необходимости поиска дипломатических путей выхода из сложившегося положения: "Призываем все заинтересованные стороны сохранять максимальную выдержку и не совершать действий, способных вызвать неконтролируемое нарастание напряженности в Северо-Восточной Азии. Вновь подтверждаем нашу позицию в пользу дипломатического урегулирования проблем Корейского полуострова в рамках шестистороннего переговорного процесса и скорейшего запуска диалога, направленного на формирование надежной системы мира и безопасности в регионе".

Еще более определенно данная установка прозвучала в телефонном разговоре заместителя министра иностранных дел РФ И. Моргулова с американским коллегой: "С российской стороны подчеркнута безальтернативность политико-дипломатического решения имеющихся на полуострове проблем в рамках шестистороннего переговорного процесса, а также необходимость избегать шагов, способных привести к росту конфликтного потенциала в регионе".

Рационально мыслящие эксперты в США также пришли к выводу о том, что продолжавшиеся 25 лет попытки Вашингтона остановить и повернуть вспять ядерную программу Пхеньяна с помощью санкций и давления завершились полным провалом. Единственными примерами успеха, достигнутого американцами за эти годы, были эпизоды, связанные с переходом США к субстантивному диалогу с Северной Кореей: односторонний вывод американского тактического ядерного оружия из Южной Кореи при Дж. Буше-старшем (1991) открыл дорогу к подписанию Совместной декларации КНДР и Республики Корея о безъядерном статусе Корейского полуострова в 1992 году, а заключение Рамочного соглашения между США и КНДР в 1994 г. на десять лет приостановило ядерную программу Пхеньяна. Период действия данного соглашения (1994-2002) оказался самым спокойным в послевоенной истории Корейского полуострова. Об этом следует помнить.

Серьезные ученые в США и ряд отставных американских дипломатов США призывают свое правительство осознать необходимость комплексного дипломатического урегулирования корейской проблемы в качестве единственного пути решения ядерного вопроса. Увы, на сегодняшний день в Белом доме к таким рекомендациям не прислушиваются. А это означает, что при отсутствии содержательного американо-северокорейского диалога и продолжающейся конфронтации у Пхеньяна сохраняются побудительные мотивы и полная свобода рук для дальнейшего развития национальной ракетно-ядерной программы.

Надежды Вашингтона на то, что рано или поздно Пекин присоединится к Западному блоку в попытках удушить Северную Корею всеобъемлющими санкциями, наглухо закроет свою границу с КНДР и т.д., не имеют под собой, на наш взгляд, абсолютно никаких оснований.

Реализм подсказывает, что и сегодня, в условиях, созданных четвертым северокорейским ядерным испытанием, требуется проявлять сдержанность, продолжать искать дипломатические решения. И это не умиротворение "возмутителя спокойствия", не поощрение "плохого поведения" нарушителя резолюций СБ ООН. Это рациональное понимание того очевидного факта, что недопустимо игнорировать всецело обоснованные озабоченности Пхеньяна по поводу его безопасности. Выход из сложившейся ситуации (по сути дела, тупиковой) возможен только на основе равноправных переговоров в шестистороннем формате, который оправдал себя в период 2003-2009 годов и к которому можно вернуться вновь. Для этого требуется только одно - наличие доброй воли всех без исключения участников "шестисторонки".

Александр ВОРОНЦОВ | 28-29.01.2016 |

Источник - fondsk.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1454047020
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх