КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 29.01.2016
19:48  "Новый договор, чтобы не умереть. Европа в нынешнем виде больше не функционирует", - La Repubblica
18:27  Клекочущие орлы vs ДАИШ, - А.Синицын
17:21  Спец по прикладному "козлодранью". Новым Иссык-Кульским губернатором стал изобретатель "игр кочевников" Асхат Акибаев
16:38  Проникновение ДАИШ в Афганистан пока не угрожает странам ЦА. Однако.., - А.Казанцев
16:28  Прокуратура Турции требует пожизненного заключения журналистам, опубликовавшим инфу о поставке оружия боевикам в Сирии
15:58  Недотраханные. "Немецкая волна" о российском пиаре на изнасиловании
15:52  Россия охотится за убийцей летчика. Сколько еще бегать туркменскому горному партизану Челику? - Халук Тургут
15:49  Кого выберет Рахмон - Иран или Саудовскую Аравию? - Б.Карабанов
15:20  Третий фронт Пентагона. Рискнут ли США вводить войска в Сирию, Ирак и Ливию, - "СП"
12:45  Казахстанские надежды на "дно", - Ю.Жихорь
12:38  Заболели? Сами свиноваты! Свиной грипп добрался до Казахстана, - О.Шишанова
12:34  Коррупция в Казахстане идет на спад, - уверяет Transparency
12:30  Мошеннические интернет-магазины в России будут закрывать без суда
12:17  "Уже есть паромная переправа". Лавров и Аркадаг говорят о "единой позиции"
11:55  Могила Абу Рейхана Беруни в афганском Герате – на грани окончательного разрушения (фото)
11:52  Что происходит на границе Туркменистана и Афганистана – военная тайна, - Ш. Чолпанов
11:46  Все войны России и Турции. Анкара и Москва редко когда дружили
11:43  Центральная Азия погружается в эпоху средневекового управления, - Малик Мансур
11:25  Насколько США хотят и могут сохранить свое влияние в Центральной Азии? - Р.Сокольски, П.Стронски
11:11  Капустин Сон. Еще двух казахстанских штангистов уличили в употреблении допинга
11:07  Вышел в свет 20-й том серии "Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности"
10:59  Награбить на джихад. В Киргизии экстремизм становится все более популярным, - Г.Михайлов
10:48  Нефть не отпускает добычу. Эксперты сомневаются в реальности сотрудничества РФ с ОПЕК
10:47  К газовому конфликту подошли дипломатично. Сергей Лавров привез в Ашхабад много снега и обещания потепления, - "Къ"
10:44  От чего умирают кыргызстанцы. Минздрав КР уже не предупреждает
10:41  Шаманизация в Центральной Азии, - Девин ДеВиз
10:14  Казах Аман Тулеев признан лучшим губернатором России
10:12  Неоосманизм Эрдогана. Три измерения турецкого-иракского конфликта, - Петр Искендеров
10:11  Пекин теснит Вашингтон. По итогам визита Си Цзиньпина на Ближний Восток, - Е.Пустовойтова
10:03  Алия Назарбаева выступила генеральным продюсером к/фильма "Дорога к матери" – о судьбе казаха, прошедшего через голод, Вторую мировую войну и лагерь для заключенных
09:59  Тайны российско-британского противостояния на Каспиии. Как Ленин и Троцкий выполнили указ императрицы Елизаветы, - А.Широкорад
09:49  Впервые в ВМС Казахстана испытан командирский ящик (фото)
09:33  Талибы в Баглане взорвали ЛЭП из Узбекистана в Афганистан
08:57  Термоядерное испытание в КНДР: вызов миру или путь к самосохранению? - А.Воронцов
08:56  Темный бизнес Турции и ИГИЛ: нефть и героин, - А.Кохар
08:49  Сирийские переговоры: без курдов, но с "террористами", - "НГ"
07:01  Молдавия на пороге перемен, - Зураб Тодуа
00:02  Ислам и Запад. Антизападные тенденции в развитии исламской цивилизации. В Москве вышел труд Р.Бобохонова
00:01  Геополитический клубок. Таджикистан становится ареной соперничества Ирана и Саудовской Аравии, - С.Кожемякин
00:00  Новый Союз журналистов Кыргызстана: мейнстрим или независимость? - Н.Айып
Четверг, 28.01.2016
21:36  История народов Узбекистана. От образования государства Шейбанидов до Великой Октябрьской революции (Ташкент, АН УзбССР, 1947)
18:30  Китай объявляет войну Соросу, - La Repubblica
18:11  США думают о новой кампании против ИГИЛ в Ливии, - Financial Times
18:10  Космическая война с Россией и Китаем? Пентагон призывают к ней подготовиться, - Washington Post
17:44  В казахстанских аэропортах ловят носителей "свиного гриппа"
16:15  Швеция первой в Европе начинает массовую депортацию беженцев
15:52  Легенды Бишкека: Призрак в СИЗО-1, - Г.Куренев
15:49  Гадание на нефтяной гуще. Бизнесмены и чиновники пытаются предсказать цены на черное золото
15:20  Была бы я таджикской женщиной, вообще не выходила бы замуж, - Н.Карпова
15:19  ТаджАрмия. Традиции предков плюс современное вооружение, - И.Махкамов
15:17  Кыргызстан: Массовый отток рабочей силы из республики – признак развитости общества? - Роза Азаматова
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ислам и Запад. Антизападные тенденции в развитии исламской цивилизации. В Москве вышел труд Р.Бобохонова
00:02 29.01.2016

Р.С. Бобохонов. Ислам и Запад. Антизападные тенденции в развитии исламской цивилизации. М.2016

Идея написания этой монографии возникла в 2008 году, когда автор начал писать работу "Российский ислам в современном межцивилизационном диалоге". Эта работа стала частью коллективной монографии Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН "Диалог в полицентричном мире", которая была опубликована в 2010 году[1]. С тех пор прошло много времени. За это время в мире произошло много событий, в особенности, в регионах с мусульманским населением. Изменился мусульманский мир, пришла "арабская весна", в некоторых мусульманских странах ускоренными темпами политизировался ислам, в результате активной политизации ислама возникло Исламское государство (запрещенное в РФ. - автор), активизировались радикальные течения ислама по всему миру, возросла роль салафитского ислама, окреп и расширился всемирный сетевой Ислам и т.д. Некоторые ученые, эксперты, религиоведы и исследователи культуры стали анализировать все эти и другие события, которые стали происходить с Исламом, вокруг Ислама, для Ислама и против Ислама. Более того, стали актуальными все вопросы, связанные с Исламом и его взаимоотношениях с другими цивилизациями. Конечно, речь идет, прежде всего, о противостоянии и конфликте Ислама с Западом, с христианским миром.

Когда мы стали изучать проблему конфликта Ислама с Западом, возникли сложности терминологического характера. Речь идет, прежде всего, о таких терминах, как: "Ислам", "Христианство", "Запад" и "Восток". При разработке научной структуры и определении исторической хронологии данной монографии, мы поняли, что термины "Христианство" и "Запад" немного отличаются друг от друга по содержанию, времени и пространству. "Запад", на наш взгляд, это не только культурно-цивилизационное понятие, которое включает в себя христианскую религию как важный элемент мировой культуры. "Запад" - это также идеологическо-мировоззренческое, географическо-экономическое, государственно-политическое, психологическо-ментальное, морально-этическое понятие, и наконец, "Запад" - это образ жизни миллионов людей, проживающих в странах Европы и Америки. Поэтому, когда мы говорим о конфликте Ислама с Западом, то мы должны разделить его на две части. Конфликт Ислама с Христианством до Нового Времени (период буржуазно-демократических революций в Европе, отделение религии от государства, создание национальных государств) и конфликт Ислама с Западом, который начался со второй половины XIX века и продолжается по сегодняшний день. По мнению некоторых авторов, зарождение западной цивилизации можно относить к VIII-IX вв. нашей эры и ее можно разделить на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка[2]. В связи с этим, возникает другой вопрос: почему не использовать термин "Восток" вместо "Ислам" в новое и новейшее время, хотя бы после распада Османской империи (Османского халифата). Тогда получили бы более интересный конструкт, как "история конфликта Востока с Западом или Восток против Запада". Но термины "Восток" и "Ислам" не соответствуют друг другу по многим параметрам. Главные отличия – это географические, религиозные и ментальные. Восток географически шире, чем мусульманский мир. На Востоке присутствуют помимо Ислама огромное количество других религий и конфессий (только в одной Индии их более тысячи). Ментально-психологическая карта и образ жизни миллионов людей на всем обширном культурно-географическом пространстве – Восток разнороден. Сегодня все ведущие ученые признают существование отдельной исламской цивилизации. Возникший на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, Ислам стремительно распространился на Северную Африку и Пиренейский полуостров, а также на восток, в Центральную Азию, Индостан и Юго-Восточную Азию[3]. В результате этого внутри Ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую и малайскую. "Исламская цивилизация" и "мусульманский мир" в этом плане больше похожи на "христианский мир" и "христианскую цивилизацию" (в средние века) и "западный мир" и "западную цивилизацию" в новое и новейшее время. Поэтому, в данной работе мы соединили историю конфликта Ислама с Христианством и историю конфликта Ислама с Западом в одну общую тему и называли ее "Ислам против Запада. Антизападные тенденции в развитии исламской цивилизации".

В этой работе мы посвятили отдельную главу подробному изучению истории конфликта Ислама с Западом и Христианством. Совершив экскурсию в средневековый период, мы пытались изучить и анализировать культурно-цивилизационные различия и противоречия между Исламом и Христианством, мы пытались понять, когда, как и почему они возникали. Мы также пытались понять роль социально-экономических, военных, правовых, институциональных, морально-этических, психологических и других факторов, которые способствовали и усугубили разрыв между Исламом и Христианством. История конфликта Ислама с Христианством и Западом интересна, противоречива, драматична и поучительна. Именно в деталях этой истории мы можем обнаружить решения некоторых проблем современности, которые сегодня возникли в рамках "столкновений цивилизаций"[4].

Следует отметить, что сам Ислам приближается к историческому этапу своего развития, где он должен подвергаться модернизации - обновлению по религиозным, нравственным и идейным принципам. В истории Ислама были некоторые периоды модернизации, но они были непродолжительными, поэтому не имели ощутимого результата. Об одном таком периоде мы расскажем в этой книге. Это касается истории культурно-просветительского движения – джадидизма в Российской и Османской империях и некоторых регионах Центральной Азии, которые не были присоединены к Российской империи. Об этом подробнее можно прочесть в работе автора "Джадидизм – как школа модернизации ислама в Центральной Азии"[5].

В третьей главе подробно изучается история исламского фундаментализма, где на протяжении длительного времени постепенно формировалось культурно-цивилизационное противостояние этого течения с Западом. Этот процесс начался с момента распада Османской империи (Османского Халифата) и создания партии "Братьев-мусульман" в Египте и продолжается по сегодняшний день. Еще в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. так называемый "исламский бум" способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах. Этому процессу также способствовали исторически сложившиеся и закрепившиеся в общественном сознании представления о неразделенности в исламе религии и политики, духовного и светского, ислама и образа жизни мусульман в целом. Сегодня во многих мусульманских странах существуют правительства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами. Все более привлекательными для них в этом плане становятся идеи исламского фундаментализма. Более того, на базе этих идей в этих странах идет процесс формирования исламской общественной мысли[6].

В последние годы наблюдается рост и влияние салафитского ислама во всем мире. Особенно это стало заметно во время "арабской весны" и после нее не только на Северной Африке и Ближнем Востоке, но и во всем мире. Об этом подробно можно прочесть в работе автора "Роль и перспективы радикального ислама после "арабской весны"[7]. Салафитский ислам постепенно отделяется от классического ислама не только по идейным и политическим принципам, но и по основополагающим религиозным канонам и догматике. Западу рано или поздно приходится вести диалог с салафитским исламом в отдельности по многим проблемам мирового развития. Сам классический ислам должен определить свои принципы и позиции по отношению к салафитскому исламу. Либо слиться воедино с ним, либо окончательно отделиться от него и признать де-факто раскол в Исламе.

В последние годы идет активный процесс политизации ислама во всем мусульманском мире. Политизация ислама охватывает и сетевые структуры, которые, так или иначе, влияют на политизацию мусульманских общин по всему миру. Ислам как политический фактор активизируется не только в мусульманском мире, но и в других странах мира, в том числе Запада. Происходит культурно-цивилизационное и нравственно-идейное столкновение не только в онлайн пространстве, но и в реальной жизни. В результате активной политизации ислама, как было отмечено выше, возникло Исламское государство, которое начало бороться за создание всемирного Нового Халифата. Участниками этого исторического процесса стали не только мусульмане-радикалы, но и джихадисты со всего мира, в том числе с Запада. Об этом подробнее можно прочесть в работе автора "Возникновение ИГИЛ – как результат активной политизации ислама"[8]. Идея всемирного джихада против неверных и создания Нового Халифата стало модным и актуальным явлением не только в мире Ислама, но и на Западе.

Следует отметить, что Исламское государство усложняет диалог Ислама с Западом, поскольку часть Запада во главе с США объявила ему войну. В эту войну включилась и Россия (осенью 2015 года)[9]. Но одной войной эту проблему решить невозможно. Исламское государство объявило религиозную войну - священный джихад против неверных и не мусульман, т.е. против Запада, как в свое время басмачи объявили священный джихад против Советской власти в Центральной Азии[10]. Религиозные войны, как показывает исторический опыт, бывают долгими и продолжительными. Похоже, священный джихад, объявленный Исламским государством, закончится не скоро. Таким образом, Исламское государство сохраняет конфликт Ислама с Западом на долгие годы вперед.

Исламская общественная мысль, рассуждая о перспективах мирового развития, предлагает альтернативные методы решения глобальных проблем современности. Мусульманский мир нервно реагирует на критику Запада, сопротивляется, вступает иногда в диалог, когда речь идет об "исламской демократии" и либеральных ценностях, но в целом не уступает, более того, отвечает вызовом – ношением хиджаба, возрождением архаики во всем, джихадом, Исламским государством - Новым Халифатом, предлагая исламизм как альтернативную модель идеологии и миропорядка[11].

Далее мы подробно стали изучать западную общественную мысль о конфликте и диалога Ислама с Западом. Следует отметить, что она разнородна и противоречива. Есть сторонники и сочувствующие Исламу, есть наблюдатели, но основная и преобладающая часть - это противники осуждающие ислам по всем параметрам. Этот негативный подход западной общественной мысли сегодня очень сильно влияет на мировую политику, на деятельность международных организаций, в том числе входящих в структуры ООН, на менталитет многих людей по всему миру, на взаимоотношение Ислама с Западом в целом[12].

Есть еще одна проблема, которая усложняет взаимоотношение Ислама с Западом. Это нарастающий разрыв между суннизмом и шиизмом в самом классическом исламе. Если салафитский ислам постепенно отделяется от суннизма, то шиизм – как совершенно другая модель исламской цивилизации все больше отделяется от суннизма, в том числе и от салафизма. Таким образом, мы наблюдаем раскол не только внутри суннитского течения ислама, но и всего классического ислама в целом. Салафизм в свою очередь, будет усложнять взаимоотношения между различными мазхабами не только в суннизме, но и в шиизме. Более того, салафизм уже ведет борьбу против шиизма в некоторых странах Ближнего Востока, где проживает шиитское население. Конечно, в таких условиях о единстве ислама говорить не приходится. Более того, придется в дальнейшем постоянно подчеркнуть, что суннизм и шиизм – это не два течения внутри классического ислама, а две самостоятельные модели исламской цивилизации[12]. Таким образом, Запад вынужден выстраивать свои сложные отношения не только с суннизмом, но и с шиизмом в отдельности.

Данную монографию мы в таком названии и содержании посвящаем проблеме противостояния Ислама с Западом, поскольку почти во всех главах этой работы, так или иначе, затронута проблема противостояния Ислама с Западом и христианским миром. По теме каждой главы данной книги автором написаны и опубликованы отдельные работы. Список этих работ приведены в библиографической части книги. Исследования автора по этой и другим проблемам религии Ислама и исламской цивилизации в ближайшее время будут продолжены.

Источники и литература

1. Бобохонов Р.С. Российский ислам в межцивилизационном диалоге// Диалог в полицентричном мире: философско-культурные, исторические, политические и коммуникативные проблемы. М.: Институт Африки РАН,2010, с.48-54.

2. Бобохонов Р.С. История конфликта Ислама с Западом. Часть первая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1446153780.

3. Бобохонов Р.С. История конфликта Ислама с Западом. Часть вторая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1446244560.

4.Подробнее см.: Huntington Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, 1993; Хантингтон С.Р. Столкновение цивилизаций. М.:АСТ, 2007; Бобохонов Р.С. История конфликта Ислама с Западом. Часть первая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1446153780; Бобохонов Р.С. История конфликта Ислама с Западом. Часть вторая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1446244560.

5.Бобохонов Р.С. Джадидизм – как школа модернизации ислама в Центральной Азии//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1424558880.

6.Бобохонов Р.С. История исламского фундаментализма// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1447276380.

5. Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http: // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1339913520; Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http://muslem.ru.; Bobokhonov Rahim.Western public opinion about Islam and the Muslim world//http://www.central-eurasia.com/other-actors/?uid=1515.

6.Бобохонов Р.С. История исламского фундаментализма// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1447276380.

7. Бобохонов Р.С. Роль и перспективы радикального ислама после "арабской весны"// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1378474380.

8.Бобохонов Р.С. Возникновение ИГИЛ – как результат активной политизации ислама//www.centrasia.ru/news2.php?st=1419067980.

9.Российская операция в Сирии: уйти нельзя//www.bbc.com/russian/russia/2015/.../151012_qd_russian_syria_operatio; Российские ВВС в Сирии снова нанесли удары по ...//www.1tv.ru/news/world/293949; Минобороны подтвердило, что российские ВВС бомбят ...//https://www.vedomosti.ru/.../610888-putin-obosnoval-nachalo-voennoi;На помощь ВВС России в Сирии пришли Су-30//www.dni.ru/society/2015/10/12/317435.html; Российские ВВС нанесли первые авиаудары в Сирии//https://www.facebook.com/GraniRu/videos/941390552565470; Карта ударов российских ВВС в Сирии //www.gazeta.ru/infographics/_karta_udarov_rossiiskih_vvs_v_sirii.shtm;Российские ВВС уничтожили 86 объектов ИГИЛ в Сирии//mixednews.ru/archives/89147; Война в Сирии - Новости мира на 1+1 - ТСН.ua.ru.tsn.ua/.../v-seti-poyavilos-video-shestogo-dnya-rossiyskih-aviaudarov; "Коммерсантъ" назвал состав группировки российских ВВС в Сирии//http://www.novayagazeta.ru/news/1696898.html и т.д.

10.Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 1//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1430799600; Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 2// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1430978880.

11.Бобохонов Р.С. Исламская общественная мысль об Исламе и мусульманском мире// http://www.centrasia.ru/news.php?st=1447623180; Бобохонов Р.С. Исламская общественная мысль о перспективах мирового развития//http://www.central-eurasia.com/tajikistan/?uid=511;Bobokhonov Rahim. Islamic public opinion about the prospects of global development// http://www.central-eurasia.com/tajikistan/?uid=511.

12. Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http: // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1339913520; Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http://muslem.ru.; Bobokhonov Rahim.Western public opinion about Islam and the Muslim world//http://www.central-eurasia.com/other-actors/?uid=1515.

12.Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1339913520.

Бобохонов Рахимбек Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. rahimbobokhonov@yandex.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1454014920
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх