КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 03.01.2016
20:23  ДАИШ опубликовало видео с казнью пятерых британцев
11:30  На ралли "Дакар" автомобиль китайской гонщицы Го Мэйлин врезался в толпу зрителей (видео)
11:26  Толпа в Тегеране напала на посольство Саудовской Аравии
10:49  Фетхуллах Гюлен: "Мусульмане должны бороться с радикализмом"
09:57  60% сотрудников Бишкекской мэрии занимаются частным извозом после работы
09:54  Кыргызские историки: "Пусть Путин попросит прощения у кыргызов"
09:37  Трамп: ИГ создали Клинтон и Обама
09:34  Прогноз-2016: Запад переходит к "плану Б", - А.Панин
09:32  Союз Анкары и Эр-Рияда может привести к новому обострению конфликта в Сирии, - "СП"
09:25  Иран пообещал отомстить Саудовской Аравии за казнь шиитского шейха ан-Нимра
09:23  В Индии скончался посол Грузии Леван Нижарадзе
09:22  Коалиция арабских стран прервала перемирие в Йемене
09:19  Казахстан реанимирует поисковые работы на месторождении "Курмангазы"
07:42  Украина. Итоги года: Разложение фантома, - Юрий Баранчик
06:51  "Спасем дельфинов!". В Бишкеке митингуют по любому поводу
00:25  Тамара Абдушукурова: от актрисы до министра кульутры Таджикистана
Суббота, 02.01.2016
18:10  Выборы омбудсмена в Киргизии: все шито белыми нитками, - zanoza.kg
17:45  Узбекистан-2015: Выборы президента, скандал в музее, блокировка Skype... И "потепление" отношений с Таджикистаном?
16:57  Мир на перепутье: идеология будущего, - А.Роджерс
16:43  Двойная игра ИГИЛ в Афганистане, - Пир Мохаммад Молазехи
16:39  Туркменистан: Итоги 2015 года, - АНТ
15:47  Сирийская армия выбила джихадистов из стратегически важного города Шейх-Мискин
10:10  Афганистан в 2016 году: есть ли надежда на мир? - Борис Саводян
09:50  В Узбекистане скоропостижно скончался главный ТВ-диктор Абдумумин Утбосаров
09:31  Европейская энергобезопасность и европейские обиды, - П.Искендеров
09:27  Казахстан и Россия все договариваются о разработке спорных каспийских нефте-пластов "Центральное" и "Хвалынское"
09:20  В Кыргызстане три землетрясения произошли в первый же день нового года
09:17  Муфтий Таджикистана Абдулкодирзода обвинил Иран в "пособничестве предателям"
09:11  В Махачкале простились с легендарной дагестанской поэтессой Фазу Алиевой
09:08  Индийские военные отбили атаку террористов на базу ВВС Патханкот
03:20  Кыргызстан-2015: Окончательный выбор пророссийского пути развития
03:11  Россия отказывается от инвест-проектов в Казахстане
02:22  Америка восстановит СССР? - Олег Царев
01:13  Таджичка Насиба Наимхонова (фото) выиграла конкурс студенток-красавиц в Кыргызстане
01:01  Строительство ВерхНарынских ГЭС Россией прекратилось, кто теперь будет строить? - Б.Орунбеков
00:57  Узловые события Года овцы, - Кыргыз туусу
00:40  Конфликт с Россией как рентген: в Турции зреет переворот. Давутоглу пытается вырваться из "сетей" Эрдогана
00:04  Результаты "великих реформ" в Киргизии: треть населения за чертой бедности, - Н.Айып
00:01  Путин разрешил транзит грузов Украина-Казахстан только через территорию Белоруссии
Пятница, 01.01.2016
22:18  Назарбаев на благотворительном балу танцевал с "Мисс Казахстан-2015"
21:54  Скончался экс-глава Комитета по телевидению и радиовещанию Таджикистана Акбар Джураев
21:09  Главная новогодняя елка сгорела в Экибастузе из-за "мужика с фейерверком"
20:27  Взбодрить Рахмона. Высший руководитель Ирана Хаменеи принял лидера ПИВ Таджикистана Кабири
09:54  "Они делали то, что невозможно вообразить": бывшая секс-рабыня ИГ обратилась к исламскому миру с посланием
09:16  Образование СССР – начало пути к величию… и падению, - REGNUM
09:12  Россия. Азиатчина в европейской обертке? - Эрик Ханымамедов
00:07  Ближний Восток: итоги 2015 года по Льву Гумилеву, - С.Тарасов
00:01  При загадочных обстоятельствах умер (погиб?) один из вождей Северной Кореи - Ким Ян Гон
Четверг, 31.12.2015
21:58  Политэкономия мировой войны: итоги и вызовы для 2016 года, - Саркис Цатурян
18:46  Дожили... Экс-мэра киргизской Чолпон-Аты Маратова осудили за... "телефонный терроризм"
17:03  КырПрезидент и журналисты: кто больше дискредитирует свободу слова? - Н.Айып
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
Тамара Абдушукурова: от актрисы до министра кульутры Таджикистана
00:25 03.01.2016

Экс-министр культуры Таджикской ССР, заслуженная артистка республики, профессор Тамара Максумовна АБДУШУКУРОВА в год празднования своего 75-летнего юбилея рассказала "АП" о том, как в прошлые годы в нашем обществе появлялись звезды, которыми потом гордилась вся страна, и какие триумфы испытывала наша культурная жизнь.

Пожалуй, такие жизненные истории – наглядная иллюстрация к прошлому всего Таджикистана.

Как я стала Тамарой

МОИ родители жили в Самаркандской области, отец боролся с басмачеством. Мама рассказывала, как женщины в то время разводили костры, снимали с себя паранджу и бросали в огонь; как их учили грамоте - давали дощечки, и они углем выводили на них свои первые слова. Ночью отец уходил в горы, скрываясь от басмачей, мама с тремя детьми оставалась в кишлаке. Отец оставлял дома ружье с одним патроном, и в 11 часов ночи мама открывала окно и стреляла в воздух, чтобы вокруг знали - в доме есть оружие.

Они преодолели большие трудности: видели голод, рисковали своей жизнью, но верили в советскую власть. До прихода большевиков в их селении бесчинствовал бай, и дедушка по линии отца даже организовал группу людей, которые вышли с вилами против бая. За это его отправили на каторгу, поэтому, когда пришла советская власть, люди, уставшие от несправедливости, переходили на их сторону.

В 1938 году отца отправили работать в Шульманский район Гармской области Таджикской ССР. Назначили первым секретарем райкома партии. Здесь в 1940 году родилась я. Тамарой меня назвал старший брат – Рашид Максумович. Когда я родилась, на весь Союз была знаменита узбекская актриса Тамара Ханум, она была блестящим исполнителем танцев народов мира. Мой брат был ее большим поклонником и решил назвать меня в ее честь. Родители стали сомневаться, ведь Тамара – не таджикское имя, на что он сказал: "А может быть, она вырастет и станет творческим человеком". Так и получилось: с детства я была неравнодушна к искусству, хорошо пела, любила литературу; моими первыми зрителями, перед которыми я читала стихи еще девчонкой, были многочисленные гости отца, которые останавливались у нас дома.

Картины моего раннего детства - это две великолепные горные речки; народ добрый, последним куском хлеба делились. Папа рассказывал, что жить было тяжело, и он первым предложил выращивать в Гарме картофель. Люди были ему очень благодарны. Отец уходил на работу в 6 утра и возвращался в 12 часов ночи. Из всех льгот у него была только одна лошадь, на которой он объезжал все кишлаки. Денег семье не хватало, и мама вела хозяйство: держала корову, кур. Все мы - а нас в семье было четверо братьев и три сестры - помогали матери по хозяйству.

Как я попала в ГИТИС

В ДЕТСТВЕ у меня был очень хороший голос, мне все пророчили карьеру певицы, я пела в районном кружке, но когда началась мутация голоса, никто не предупредил, что в этот период заниматься вокалом нельзя, и голос я сорвала. Но продолжала участвовать в художественной самодеятельности. В то время художественная самодеятельность была очень развита, ежегодно в Зеленом театре проходил смотр, куда я и попала в 1956 году. Тогда заместителем министра культуры был Мехрубон Назаров, он заметил меня, и после выступления мне предложили учебу в Москве. К тому времени таджикская группа уже училась в ГИТИСе, и мне предстояло присоединиться к ним. Учеба в Москве была очень заманчивым предложением, но я переживала, как на это отреагирует отец. В то время к творческим профессиям в обществе относились отрицательно. Положение опять спас мой старший брат Рашид Максумович. Мы приехали к родителям, все им объяснили, и отец стал негодовать, но брат сказал: "Отец, она не будет актрисой, она будет руководить актерами". Так сбылось второе пророчество моего брата, мне действительно суждено было не только играть на сцене, но и руководить отраслью культуры.

Когда я поехала в Москву, мне было 16 лет. В Москве держать экзамен пришлось перед корифеями театрального искусства СССР - профессорами Ольгой Ивановной Пыжовой и Борисом Владимировичем Бибиковым, воспитанниками которых были Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев, Людмила Касаткина и многие-многие другие знаменитые актеры. Я показала все, что могу, и меня отправили к ректору, чтобы он в порядке исключения зачислил меня на второй курс таджикской группы. Так я стала студенткой ГИТИСа.

С каким уважением относились в ГИТИСе к культуре нашего народа, как хорошо знали ее! Я помню, как Ольга Ивановна постоянно нас собирала отдельно и говорила: "Не теряйте свою скромность, не гонитесь за московской модой, сохраните лицо своего прекрасного народа. Если, не дай бог, кто-нибудь из вас совершит проступок, это отбросит тень на весь таджикский народ". И мы чувствовали такую ответственность, так старались учиться, не нарушать дисциплину.

Как я стала актрисой

ДИПЛОМНЫЕ спектакли – "Король-олень", "Бедность не порок", "Парень из нашего города" - мы представили сначала в Москве, а уже потом в Худжанде – в Музыкально-драматическом театре им. Пушкина, куда нас направили работать после вуза. Специально на наше первое выступление в Худжанд приехали и наши профессора – Ольга Ивановна и Борис Владимирович, это было настоящее событие. Зрители приходили на наши спектакли по пять-шесть раз. Они уже до такой степени все выучили, что мы не успевали произнести фразу, как ее нам подсказывали из зала.

Еще будучи актрисой театра в Худжанде, я обрела замечательного спутника жизни – Икрома Иноятовича Курбанова. Он приходил на наши спектакли, нас познакомили, и мы как-то сразу друг другу понравились. Меня поразила его огромная любовь к искусству и знание искусства. Тем более я всегда с таким благоговением относилась к инженерам, а Икром Иноятович к тому времени был уже дипломированным инженером. Мы поженились. У нас была замечательная студенческая свадьба, в ЗАГС пошли пешком, колец не было, и даже свидетеля с моей стороны мне пришлось искать прямо перед регистрацией, ведь в Худжанде у меня не было родственников, а все мои коллеги были на гастролях в Исфаре. Так свидетелем с моей стороны стал Боймухаммад Ниязов - дедушка Тахмины Ниязовой, которого я случайно встретила у нашего театра.

В Худжанде я провела год. После чего нас отправили в Душанбе, в Театр им. Лахути. На этой сцене меня впервые увидел отец. Я пригласила его на спектакль "Бедность не порок", в котором играла пожилую женщину, мать героини. Очень волновалась, ведь я стала актрисой. Во время спектакля женщины, которые сидели рядом с отцом, перешептывались: "Ну, надо же! Такая молодая девчонка, а как играет мать!", доставали платочки, вытирали слезы. После спектакля отец сказал мне: "Спасибо, дочка".

Как я стала ректором

В 1967 году при Душанбинском педагогическом институте был открыт факультет искусств по подготовке кадров отраслей культуры и искусства. Факультет возглавил мой однокурсник Аскар Абдурахманов, и он пригласил меня на работу. Когда я еще училась в Москве, мои педагоги советовали мне наряду с работой в театре заниматься и театральной педагогикой, поэтому я согласилась. Устроилась в институт на полставки, но осталась работать в театре. Было очень сложно: семья, общественная работа, театр, вуз. Но все время меня поддерживал Икром Иноятович, он считал, что если муж и жена растут профессионально, духовно обогащаются, то это способствует укреплению семьи. У нас никогда не было разделения домашней работы на мужскую и женскую: кто успевал – тот и выполнял. И, слава богу, мы смогли вырастить троих замечательных детей: дочь Лола – врач, сын Анвар – инженер-энергетик, Собир – экономист. Мы никогда не гнались за роскошью и всегда считали, что лучшая сберегательная книжка – это вклад в детей, в семью. Теперь точно так же дети воспитывают наших внуков.

Когда я стала работать в институте, я увлеклась, потому что видела горящие глаза студентов. Я была требовательным педагогом, т.к. при подготовке творческих работников должна быть железная дисциплина, и я смогла внушить это своим ученикам. Недавно у меня была встреча с выпускниками вуза, сейчас большинство из них народные и заслуженные артисты, лауреаты фестивалей, руководители театров и отраслей культуры, и они говорили о том, что в первую очередь я старалась воспитать людей с богатым внутренним миром, человечностью. Откуда все это пришло? Конечно, от Ольги Ивановны и Бориса Владимировича, от моей семьи.

В 1973 году был образован Таджикский государственный институт искусств им. М.Турсун-заде, и здесь я сначала работала старшим преподавателем, потом проректором по учебной и научной работе. Через некоторое время я заняла должность первого заместителя министра культуры, после чего путем тайного голосования была избрана на должность ректора Института искусств.

Как я стала министром

В ТО время всех руководителей отраслей избирали на сессии Верховного Совета путем тайного голосования. Мне предложили представить программу развития культуры страны, я подготовила, обозначила в ней значение культуры и искусства в вопросах воспитания всего общества. После презентации программы меня избрали на должность министра культуры. Это была колоссальная ответственность! В период моей работы министром культуры нам удалось провести много значимых мероприятий, например театральный фестиваль республик ЦА и Казахстана "Навруз". На этом фестивале наш молодой театр "Ахорун" под руководством Фаруха Касымова представил спектакль "Юсуф потерянный вновь вернется в Ханаан". После фестиваля этот театр пригласили

на сцену московского Театра Дружбы народов (сейчас – Государственный театр наций, – прим. ред.). После спектакля именитые театралы и критики сказали, что таджикский театр достиг мирового уровня и может выступать на любой сцене.

В 1991 году огромным событием в культурной жизни страны стало проведение Международного конкурса балета, посвященного народной артистке СССР Малике Сабировой. Конкурс прошел на высочайшем уровне, в нем приняли участие представители балетного искусства из всего СССР, Японии, Китая, Болгарии. Директор Института русского балета в Токио Кендзи Усуи тогда сказал, что принимал участие во многих подобных мероприятия, но наш конкурс прошел на самом высоком уровне. Залы были переполнены. Все отмечали высокое развитие балетного искусства в Таджикистане и рекомендовали проводить такие конкурсы постоянно.

Когда я вспоминаю эти триумфы, я все время думаю о том, что ни в коем случае нельзя забывать все то хорошее, что было заложено в наших традициях. Надо, чтобы это повторялось, передавалось из поколения в поколение.

Сейчас в нашей стране заложен фундамент здания национального театра, который будет иметь несколько сцен. Это огромная ответственность. Поэтому уже сегодня необходимо начать подготовку высококвалифицированных кадров не только на базе наших вузов, но и за рубежом. Это нужно для того, чтобы на сцене нового театра шли полноценные художественные произведения, которые поднимут имидж нашей страны на высокий уровень. Опыт для этого у нас уже есть.
02/01/2016

Подготовила Лилия ГАЙСИНА,

Источник - Asia-Plus
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1451769900
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх