КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 01.06.2015
22:04  Асад получил деньги от Тегерана и готовит контрнаступление против "ИГ", - La Stampa
21:57  Общая арабская армия - мечта или реальность? - IRNA
21:11  Рахмону, ничто человеческое не чуждо. В роли национального идола, - С.Додхудоев
21:07  Наследники любят деда. В сети появилось видео Нурсултана Назарбаева с внуками
21:00  Археологи уличили скифов в наркомании - пили опиаты, курили каннабис
20:52  История одного "Эмира" или кто они граждане Таджикистана, воюющие в рядах ИГ, - А.Максуди
20:50  "Нейтралитет" Туркменистана под угрозой талибов, - С.Балахонов
14:12  Расстановка сил в Йемене после возобновления саудовских бомбардировок, - А.Орлов
14:11  Ближневосточное урегулирование откладывается, - В.Машин
14:08  Первой рухнула именно "нерушимость границ"... Самострел в ногу как новая мировая стратегия, - Д.Лекух
14:06  Евразийская интеграция без информационного шума: как создаются общие рынки, - И.Лизан
14:02  Кыргызстан. Жесткость вопроса о ношении платка "хиджаба" может перейти в политическую плоскость, - К.Маликов
13:54  Последний бой "Ташкента", - Ш.Зайнутдинов
13:53  Хорасан на пороге. Чем опасен для России приход "Исламского государства" в Среднюю Азию, - Г.Мирзаян
13:51  Привет Обаме. В России воссоздана легендарная 1-я гвардейская танковая армия (Катукова)
13:48  Новым главой ГСИН Кыргызстана назначен Алик Мамыркулов
13:46  Халал по-кыргызски. Или о том, как нас дурят, - М.Ниязова
13:37  Казахи или казахстанцы? - Мади Алимов
13:35  Кого из казахстанцев можно назвать великим? - САМ
12:20  "Не пора ли казахам называться казахами, а не киргизами?" Жизнь, прерванная на взлете. Коныркожа Ходжиков - казахский просветитель-педагог (история), - Б.Ажарбаева
10:58  Кыргызстан. Рост экономики или искажение и манипулирование статистикой? - М.Асанбеков
10:53  История кыргызского искусства в одной книге. Вышел труд К.Абдыбаева
10:50  Одичали... Вернувшиеся из Сирии кыргызстанцы ничего не воспринимают, нужна их реабилитация - МВД
10:47  Туркменистан не справляется с наркопотоком, - А.Косточкина
08:59  Как кыргызские мигранты встраиваются в российскую жизнь, - Л.Такырбашова
08:54  Премьер Турции Давутоглу признал поставку оружия в Сирию, заявив, что "помощь шла туркменам"
08:37  Киргизия возобновила афганский транзит. Бишкек рассчитывает на преференции России и НАТО, - А.Князев
08:20  Ильхам Алиев проигрывает Путину "газовую партию", - С.Тарасов
08:18  Украина и Афганистан: одна стратегия на два гражданских конфликта. Стратагемы Сунь Цзы пережили время, - Б.Саводян
08:08  Дестабилизировать Таджикистан: миссия выполнима? - Н.Давлат
07:03  В Бишкеке в "Парке любви" неизвестные оставили новорожденную девочку
03:23  "Газпром" продолжает попытки вовлечь европейцев в "Турецкий поток", - "НГ"
02:20  Шелковый путь откроет Китаю рынки Евразии. Россия может выиграть или... проиграть, - В.Скосырев
02:06  Информационная истерика? Или почему один пропагандист поссорился с головой, - Манкурт Шалаказахов
00:46  Причины привлекательности ИГИЛ для западных женщин - вопрос сложный, - Washington Post
00:36  Метаморфозы и метастазы узбекских правоохранителей. И не только … , - М.Захидов
00:16  К созданию Евразийского валютного союза, - А.Разуваев
00:11  Камю, революция и арабская весна, - Financial Times
00:08  Ашыпочка вышла. КазМинобраз допустил 3 "опечатки" в 8 словах
Воскресенье, 31.05.2015
20:11  Больше двух тысяч человек погибли в Индии из-за аномальной жары
20:00  Эволюция роз. К чему приведет назначение Саакашвили главой Одесской области, - Н.Подгорный
19:19  После украинской катастрофы. С чем нам придется иметь дело, - Д.Лекух
18:15  Посол Замир Кабулов: "Я бы не исключал прорыва на афганской границе"
10:39  В Каракалпакии участились случаи похищений невест. Калым за туркменку вырос до 18 млн сумов
10:22  Власти Таджикистана могут запретить трудовую миграцию молодежи до 18 лет. Проект нового закона
10:08  Тюпский район Киргизии: люди без гражданства становятся рабами и работают за еду, - "ВБ"
01:34  Кыргызстан: Власти проверяют имамов на знание канонов ислама, - EurasiaNet
01:32  Почему таджикские офицеры бегут в ИГИЛ, - А.Дубнов
00:50  Лидеры "ИГ" объявили о планах по упразднению и расчленению королевства Саудовской Аравии
00:45  Дочь президента Азербайджана Лейла сообщила о своем разводе с россиянином Агаларовым
00:12  Прокуратура и милиция против содержания коров и овец в квартирах города Худжанда
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Камю, революция и арабская весна, - Financial Times
00:11 01.06.2015

Во время событий арабской весны и после них в толпах в некотором смысле незримо присутствовал Камю


4 января 1960 года родившийся в Алжире французский писатель Альбер Камю (Albert Camus) погиб в автомобильной катастрофе. Стране он оставил свою могилу, миру - свои книги, а в арабском мире - весьма своеобразный след.

Самая известная из его повестей "Чужой" (L’Etranger), впервые напечатанная в 1942 году, повествует о французе арабского происхождения по имени Мерсо (Meursault), который после похорон матери убивает какого-то безымянного араба. Арабские политики левого толка долго не могли простить Камю этого араба, случайно убитого на пляже. Покойный литературовед и критик Эдвард Саид (Edward Said) называл Мерсо "символом колониального бессознательного". Несомненно, это убийство было символическим, поскольку арабы в романах Камю - это всего лишь тени, безымянные люди, безликость и невидимость которых достигают своего апогея в "Чужом" и в романе "Чума" (La Peste). И только в последнем - опубликованном посмертно - романе Камю "Первый человек" (Le premier homme) читатель, наконец, знакомится с настоящим живым арабом, у которого есть имя.

Неприязнь, которую испытывали к Камю в Алжире, усилилась из-за его отношения к войне за независимость Алжира 1950-х годов. Автор эссе "Бунтующий человек" (L’homme révolté) молчал, когда алжирцы боролись с французским колониализмом, и лишь в 1957 году в Стокгольме, получая Нобелевскую премию по литературе, он выступил со своим знаменитым заявлением (смысл которого затем был значительно искажен): "Между справедливостью и матерью я выбираю мать".

Абсурдизм, который демонстрировал в своих работах Камю, гимн смелости перед лицом того, чего нельзя объяснить, вызов тоталитаризму не овладеют навечно умами арабской интеллигенции того поколения, которое жило при колониализме. Арабский революционер - это не тот "бунтующий человек", о котором писал Камю. И в наших школах Камю, как правило, не изучают.

Сегодня философией жизни и смерти, цветущей буйным цветом в арабском мире, является исламизм - образ мысли, возникший в результате краха независимости, остановки прогресса и несостоятельности альтернативной философии религиозного возрождения. В начале 1990-х годов на митинге студентов–исламистов в одном из алжирских университетов были слышны проклятия в адрес Камю и требования его смерти, несмотря на то, что его давно уже не было в живых.

В чем же обвиняют философа сейчас? Теперь уже не за убийство араба в "Чужом", а за убийство бога в "Бунтующем человеке" и "Мифе о Сизифе" (Le mythe de Sisyphe). Абсурдизм или отсутствие логики - это нападки против бога. Алжирские исламисты, первыми попытавшиеся восстановить халифат и намеревавшиеся совершить государственный переворот во имя аллаха, каким-то странным образом зациклились на Камю - колониалисте, который родился под алжирским солнцем, на алжирской земле, и философия которого была исполнена странной простотой святого безбожника. У них есть смутное и не совсем разумное представление о том, что Камю с помощью своего абсурдизма обнажает то, что так робко срывается под покровом проповедей и молитв. Странный поворот событий. Под солнцем пустыни джихидист убивает Мерсо, правда теперь Мерсо - это любой турист, лежащий в тени среди скал, на берегу моря или у бассейна.

После тунисской весны 2011 года революционер - это теперь еще и араб. Во время тех событий и после них в толпе протестующих в некотором смысле незримо присутствовал и Камю. Во всяком случае, присутствовали его книги, или какая-то фраза, или образ мысли, или отношение к политической абсурдности диктатуры. По крайней мере, там, в толпе был "воинствующий человек". Идея бунта, которую писатель вознес до уровня судьбоносной, теперь пронизывает весь процесс политического возрождения.

Правда, отцом арабской весны Камю не является. Возможно, он просто предложил способ разрешения дилеммы, над которой билось несколько поколений революционеров: если я не захвачу власть, то у власти будут диктаторы. В действительности же, это нелепая, абсурдная ловушка, потому, что через работы Камю красной нитью проходит идея необходимости участия во всеобщей и исчерпывающей борьбе - с целью свержения и диктаторов, и богов. Нет смысла отрубать голову диктатору, если религиозная идея остается прежней, если всех она устраивает. Революция в арабском мире будет завершена лишь тогда, когда изменения затронут и религиозную и мирскую сферы - то есть, политическую систему и исламистскую или религиозную диктатуру.

Алжирский писатель Камель Дауд, автор книги "Мерсо, контррасследование" (The Meursault Investigation) в 2014 году был внесен в шорт-лист, а 5 мая 2015 года удостоен Гонкуровской премии в номинации "первый роман". На английском языке книга была опубликована 2 июля прошлого года. Приведенный отрывок переведен на английский язык Яминой Хелляль (Yamina Hellal).

Оригинал публикации: Camus, rebellion and the Arab spring

Опубликовано: 30/05/2015

Камель Дауд (Kamel Daoud)
("The Financial Times", Великобритания)

Источник - inosmi.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1433106660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх