КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 15.05.2015
20:52  Мир в жертву власти. Турция готовит вторжение в Сирию, - С.Кожемякин
19:16  О фашизме на Украине надо просто знать, - Сергей Лукьяненко
18:07  Украина собралась что-то (что?) инвестировать в сельское хозяйство Казахстана
17:41  Ранние браки Кыргызстана. Молодо - зелено, - Н.Асылбекова
17:30  Туркменистан лихорадочно пытается укрепить армию, - Б.Григорьев
16:45  Г.Искакову наконец-то уволили с самых сладких дип-должностей. Послали из Рима и Женевы в Бишкек
12:30  Таможенный союз. Чем опасна "киргизская шкатулка", - А.Мыскина
12:25  Трагедии и победы казахстанских дивизий Великой Отечественной
12:24  Астана. Горожан косит сальмонеллез, - А.Нуртазин
12:20  Панфиловец Асан Анарбаев. Генерал застрелил свою лошадь, чтобы накормить солдат...
12:16  Небывалый ураган разметал крыши Ашхабада (фото)
12:13  Узбекистан: На базарах вводят дресс-код для продавцов и покупателей
10:32  Всеобщее религиозное образование - ненужная необходимость? Душанбе... дважды в одну реку, - Т.Обидова
10:26  Строевая подготовка. Через 9 месяцев Казахстан начнут сотрясать институциональные реформы, - Ю.Жихорь
10:24  Казахстанская легализация. Десятина теневой экономики, - М.Меирманова
10:16  На улицы Москвы выехала первая передвижная мечеть
10:12  Хайдарканская ртуть. Опасная кыргызская "кровь", - С.Галимова
10:09  Правительство.kg: работа на износ, - 24.kg
10:08  Конституционная палата.kg. Всем выйти вон, - Д.Подольская
10:06  Спасибо за советскую оккупацию! - Ахто Лаур
10:02  Официальный Ашхабад умалчивает об эпидемии, - "ХТ"
10:00  Докричаться до небес.., - Собир Мирзоев
09:20  Не нужно перевирать цифры количества боевиков ИГИЛ, завербованных в ЦА, - The Diplomat
09:14  Банковская сфера Кыргызстана чрезмерно долларизована - МВФ
09:12  Кыргызские пенсионеры самые бедные в странах ЕАЭС, а казахи - самые богатые
09:08  Трах-лесби-типятох. Америка в шоке. Йоко Оно изменяла Джону Леннону с... Хиллари Клинтон
08:34  "Фальшивый" сын Э.Рахмона, оказавшийся всего лишь племянником Курбонова, возместив ущерб, вернулся в школу
08:31  ЕС "принюхивается" к иранскому газу, - Алексей Полубота
08:26  Турция присоединилась к НАТОвскому "Острию копья", - Ю.Паниев
08:20  Туркмению и Евросоюз объединил "Транскаспий", - В.Панфилова
07:51  ИГ распространило видеообращение своего "убитого" халифа Абу Бакра аль-Багдади
06:22  На Белоруссию посыпался дождь из юаней. Батьке пришли миллиардные инвестиции, - А.Ходасевич
00:57  Что ждет отношения США – ССАГПЗ? - Виктор Титов
00:17  Перед лицом каких угроз стоит Кыргызстан? - З.Кожобаева
00:10  Обстановка вокруг Йемена обостряется, - Александр Орлов
00:04  Госнефтекомпанию Азербайджана обвинили в подкупе конгрессменов США
00:03  Дело тонкое. Восточная тема в советской культуре, - Галина Иванкина
Четверг, 14.05.2015
23:50  Средняя Африка. Президент Бурунди Нкурунзиза подавил путч военных и снова готовится к 3-м демократическим выборам самого себя
23:39  МИД России: Договор с Туркменией о двойном гражданстве продлен не будет
23:08  Армия ИГ опрокинула позиции правительственных войск Ирака под Эль-Фаллуджей
22:05  Топ-50 самых богатых казахстанцев - от Утемуратова ($2,6 млрд) до Побияхо ($90 млн)
22:01  Важнейшие гос-программы Казахстана на грани провала, - негодует Счетный комитет
21:59  При атаке талибов на кабульский отель погибла гражданка Казахстана Абдуллаева
21:51  Астанинские "разборки". Один из шефов Департамента госдоходов избил полицейского...
21:49  Арест с акций Кыргызстана в Centerra будет снят только после решения канадского суда
21:46  Удар "разворотом на восток". Итоги встречи председателя КНР и президента России, - Юрий Тавровский
21:08  Президент Кыргызстана из своего кармана заплатит за выступление Баскова, Киркорова и Жасмин в Бишкеке. Карман не треснет?
21:05  XXI век: войны и оружие. Круглый стол рос-экспертов
20:51  Вокруг организации хаджа в Киргизии крутятся миллионы, - К.Жолдошев
20:48  Эвакуация жизни: Как жили в Ташкенте во время войны. Воспоминания современников
20:46  Индия приобретет почти двести российских вертолетов Ка-226Т
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
Всеобщее религиозное образование - ненужная необходимость? Душанбе... дважды в одну реку, - Т.Обидова
10:32 15.05.2015

В Душанбе по инициативе Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан состоялось заседание "круглого стола", где в числе других вопросов обсуждалась целесообразность возобновления школьных занятий по истории ислама. Предмет "Маърифати исломи" ("Познание ислама") был внесен в школьную программу в 2009 году и преподавался учащимся 8-х классов общеобразовательных школ с целью повышения осведомленности молодых мусульман о своей религии, избавления их от влияния нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.

В январе 2011 года Минобразования РТ приняло решение исключить данный предмет из школьной программы, увеличив количество часов по дисциплине "История таджикского народа", в рамках которой учащиеся изучали историю ислама. Мера объяснялась большой загруженностью учеников, нехваткой квалифицированных педагогов и учебной литературы в данной области, и не имела политической подоплеки. Министр образования не исключил возможности возобновления предмета года через четыре. Час "Х" настал, и вновь на повестке дня вопрос: знакомить ли младших школьников с настоящей историей ислама как с частью культуры таджикского народа?

Ряд экспертов считают, что сегодня, когда усилилось влияние различных экстремистских религиозных группировок на массовое сознание, и с каждым днем увеличивается количество местных рекрутов в рядах "Исламского государства": "Если у детей не будет представления об истинном исламе, радикальные группировки смогут легко вербовать их уже в подростковом возрасте". Основной причиной участия молодых таджикистанцев в сирийском конфликте называется недостаток соответствующих знаний: "Молодой человек, имеющий хорошее религиозное понимание, никогда не поедет участвовать в таком конфликте".

Неприятие и критика

Несмотря на то, что 99% жителей РТ мусульмане, в обществе сложилось неоднозначное отношении к активизации религиозных институтов. Большинство граждан против создания в стране исламской республики и выступают за сохранение светского строя. Мусульманское духовенство ассоциируется у населения (особенно у городского) с войной и насилием. В экспертных кругах также существуют опасения и сомнения относительно того, не ведется ли целенаправленная подпольная подрывная работа против государства реакционными экстремистскими группировками, с намерениями использовать ими образовательные учреждения в политических, антигосударственных целях. Появление школьной дисциплины "Познание ислама" с самого начала вызвало отрицательную реакцию правозащитников, которые заявили о нарушении прав представителей религиозных меньшинств, проживающих в Таджикистане: "Когда наши дети будут знать историю всех религий, они сами выберут для себя, что правильно, что нет. Будут знать все ценности и самостоятельно определятся, что для них ближе. Это их личный, а не навязанный выбор". Недовольство выказывали и сами мусульмане, но с точки зрения того, что из-за нехватки богословов основам ислама школьников обучали филологи, историки и востоковеды, не имеющие отношения к теологии. В целом, общество оказалось не готово к подобным нововведениям. Большинство родителей, воспитанных в СССР в духе атеизма, твердо поддерживают конституционную норму "религия отделена от государства" и не готовы согласиться на посещение их детьми уроков по истории ислама, тем более, если занятия будут проводить муллы, даже высшего разряда.

Крайне заинтересованные лица

Как не превратить уроки религиоведения в палку о двух концах, сделать их полезной прививкой от вируса радикализма? Не являются ли предложения о теологической школьной программе - "троянским конем" местных исламистов, потерпевших фиаско на парламентских выборах, которые "не мытьем, так катаньем" массово стремятся попасть в госструктуры? В свое время именно ПИВТ первой выступила с предложением о введении в школьную программу обязательных уроков по изучению религии. Заместитель председателя партии М.Хаит таким образом уже пытался пристроить своих однопартийцев: "Многие члены исламской партии имеют высшее образование и готовы преподавать религиозный предмет". Хотя сама идея о сотрудничестве правительства и религиозных деятелей в противостоянии радикализму может быть продуктивной для безопасности народа и государства, крайне навязчиво в ходе заседания "круглого стола" прозвучало предложение журналиста Абдумуталлиба Шарипова о том, что "в борьбе с радикализмом и экстремизмом властям Таджикистана смогут помочь братья Тураджонзода, а также ПИВТ". Здесь усматриваются корыстные интересы и обеспокоенность ПИВТ собственным будущим. Но общественности известно, каких конкретно учеников и чему обучал самый известный из названных братьев в годы гражданской войны 90-х гг., и как бесславно закончили они свой жизненный путь.

Можно, но осторожно

Внедрению любого предмета в школьную программу предшествует большая работа по подготовке кадров, созданию материально-технической базы, дополнительному финансированию. Введение системы преподавания истории религии обойдется госбюджету в дополнительные миллионы сомони. Переподготовку должны будут пройти тысячи учителей.Ранее, в связи с новым учебным предметом, 400 преподавателей литературы и общественных наук средних школ прошли обучение на базе Душанбинского педуниверситета им.Айни. Таким образом, Минобразования решило избежать проникновения в школы случайных или наоборот внедренных людей, которые могут заниматься религиозной агитацией.

Несмотря на уверения представителей мусдуховенства, что в Таджикистане большое количество благочестивых и высокообразованных исламских духовных лиц, вопрос о целесообразности привлечения даже самых грамотных богословов в светские общеобразовательные школы должен обсуждаться особо широко. На начальном этапе предмет могут преподавать эрудированные кадры, знающие не только саму религию, но имеющие светское образование и воспитание. В будущем вопрос может решаться за счет выпускников Исламского университета страны, после их тщательного отбора и проверки, чтобы оградить учеников от контактов с религиозными радикалами.

Необходимо четко определить название школьного предмета, имеющего только общеобразовательную цель, разграничить понятия о преподавании истории религии, обучении канонам ислама, богословию и вовлечению в религию. Для желающих получать теологическое образование в Душанбе функционируют Исламский университет и Исламская гимназия.

Историю ислама (и, возможно, иных религиозных культур) целесообразно преподавать в рамках школьной общеобразовательной программы не как самостоятельную дисциплину в чистом виде, а именно в контексте духовно-нравственного воспитания. Соотносить историю ислама с современностью. Эта общеобразовательная программа может войти в необязательную, факультативную часть учебного плана, которая не предусматривает проведения итоговой аттестации (зачета, экзамена). Необходимо вырабатывать единый учебный план и методические пособия, определить четкие цели и задачи нового предмета. Создать редакционную коллегию по подготовке учебника "Основы исламской культуры" для средней школы, куда войдут как теологи, так и научные работники, педагоги светских учебных заведений.

Полезно учитывать практику других стран. Например, опыт России, где на альтернативной основе в школьную программу был введен курс "Основы мировых религий". Для тех, кто от религиозных уроков отказался, был предусмотрен курс "Светская этика".

Первоначально новый образовательный стандарт может быть опробован как экспериментальный проект в части школ, в отдельных регионах. По итогам эксперимента, наработанная практика может быть распространена на всю страну. Полезно проанализировать опыт посещения легальных воскресных школ (не мечети!), куда дети ходят по желанию.

Стоит крайне осторожно подходить к обсуждаемому вопросу, так как некомпетентное обучение основам религии, ее истории может привести к раздору между учениками (например, суннитами и шиитами). Необходим жесткий контроль, особенно в сельской местности, чтобы не превратить школьные уроки в религиозную агитацию, шарлатанство и мракобесие.

Тамара Обидова, преподаватель

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1431675120
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх