КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 28.02.2015
19:07  Украина, как грелка Тузика, - Эдуард Лимонов
14:06  МИД Белоруссии сомневается в цивилизованности Киргизии
14:00  Киев. Депутат Верховной рады от Партии регионов Чечетов выпрыгнул/выпрыгнули с17-го этажа
12:13  На Иссык-Куле проходит чемпионат Кыргызстана по тогуз коргоолу среди мужчин и женщин
12:12  20 век был веком арабских вызовов. Милитаризация – путевка в никуда: практика и социальные последствия, - Азимбай Гали
11:02  Транстихоокеанское партнерство: цели, вызовы и перспективы. Противостояние США и Китая порождает нового интеграционного монстра, - В.Ремчукова
10:43  Коллапс экономики остатков Украины. Инструкция по выживанию для тех, кто не скакал, - С.Уралов
10:42  Как это делалось: суверенная история про то, как украли башкирскую нефть и как ее возвращали, - Д.Михайличенко
10:38  Дети.kg. Взрослые игры в семью, - М.Ниязова
10:32  Криминальные будни кыргызской таможни, - У.Раджабов
09:17  Будет ли алжирский газ конкурировать с российским? - Л.Шипилов
02:51  В Москве застрелен политик Борис Немцов
01:34  Аттестация в казахстанской армии приведет к печальным последствиям, - генерал Телегусов
00:51  США блокируют Россию конфликтами от Польши до Азербайджана, - Станислав Тарасов
00:39  Будет начато... Дочка "Газпрома" отчиталась о своей ударной (без)деятельности в Таджикистане
00:36  Псков. Узбекские студенты записываются в переселенцы
00:31  Алма-Ата, 1980 год. Смерть на взлете. История катастроф, - Е.Коэмец
00:10  Узбекистанский пахлаван Руслан Чагаев принудительно сразится с австралийцем Брауном
00:07  Запад будет финансировать Украину настолько, чтобы хватило на то, чтоб убивать русских и выкачивать ресурсы бесплатно, - М.Делягин
00:05  Две тысячи семнадцатый (эссе), - Эрик Ханымамедов
00:01  Николай Азаров: Сейчас на Украине уровень жизни ниже, чем в Таджикистане
Пятница, 27.02.2015
19:11  В Кыргызстане создадут Книгу Памяти – биографический альманах "Великой Победе – 70 лет"
19:03  Шейхи ОАЭ отреклись от поставок оружия на Украину
18:59  У "Вежливых людей" появился свой праздник. Путин объявил 27 февраля Днем сил спецопераций
17:57  Святая борьба Вашингтона и варварство ИГИЛ, - Д.Ольшанский
17:30  Бишкек. Вышла в свет книга о бывшем главе КГБ Киргизской ССР генерале Асанкулове
17:25  Евреи бегут из Европы из-за мусульманского антисемитизма, - Ян Вуйчик
17:18  Доллар ослабляет национальные валюты и порождает хаос, - Саркис Цатурян
17:13  Солнышко лесное... Каков Обама – такова и Псаки, - А.Федяшин
09:51  Новое движение узбекских тимуровцев ("Нуронийлар эъзозимизда") обойдется всего в 100 тысяч долларов
09:49  Недавно "скончавшийся" (по данным оппозиционных СМИ) Ислам Каримов посетил Каракалпакстан и Хорезмскую область
09:37  Религия.kg: Исламский терроризм, или Политические игры, - Н.Ганыева
09:35  Инвестор в Киргизии. Между молотом и наковальней, - А.Лымарь
08:53  Приметы Третьей мировой. Нарушение Киевом минских соглашений может привести к "опосредованной войне" между Россией и НАТО, - "СП"
08:48  "Фильм оправдал себя". Первый кыргызский блокбастер "Курманжан Датка" собрал в прокате 30 млн сомов (при затратах на съемку 70 млн)
08:45  Ослиная скотобойня, снабжавшая стейками бишкекские рестораны, принадлежит семье бывшего председателя госфиннадзора Тойчубекова
08:41  Халал или харам? Или ослик как козел отпущения, - Жаркынай Куват
08:34  Грузия: провал надежд, - Сергей Маркедонов
08:31  Таджикских имам-хатибов обязали читать "предвыборные" проповеди
08:12  В Нижнем Новгороде против четырех таджиков возбудили дела, обвинив в терроризме
08:05  США не справляются... ОИС настаивает на вмешательстве России в судьбу Палестины
08:00  Не ходите, дети, в школу, пейте, дети, кока-колу..., - Эдуард Лимонов
07:53  Золото Маккензи. "Независимым неисполнительным директором" KAZ Minerals стал англо-сакс
07:26  "Лыцари-вертухаи" укр-революции. Как лечить все то, что случилось с украинцами, - Егор Холмогоров
07:08  Сирийские христиане взялись за оружие, - Foreign Policy
07:03  ИГИЛ сжигает библиотеки. В Мосуле уничтожена крупнейшая публичная библиотека, - "Къ"
06:50  Сами себе хозяева. Как живется узбекам в Казахстане? - САМ
06:46  Силовое возвращение России на "мировой ринг" отвечает интересам США, Китая и Великобритании, - Чокан Лаумулин
06:43  Австрия хочет придать исламу европейские черты, - А.Гущина
06:38  Назарбаев назначил дату своих перевыборов, - В.Панфилова
00:36  А вот и мы! Выборы.kg: Законодательная разминка, - А.Кутуева, Д.Подольская
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Алма-Ата, 1980 год. Смерть на взлете. История катастроф, - Е.КоэмецАлма-Ата, 1980 год. Смерть на взлете. История катастроф, - Е.Коэмец
00:31 28.02.2015

"КАРАВАН" продолжает рассказывать о самых крупных авиакатастрофах на территории Казахстана. В ночь с 7 на 8 июля 1980 года вблизи аэропорта Алма-Аты при наборе высоты упал Ту-154Б. В страшном огне на глазах у местных жителей погибли 156 пассажиров и 10 членов экипажа.

Часы застыли на 00.47

Об этой трагедии на восточной окраине Алма-Аты, как и о других авиакатастрофах, происшедших в Казахской ССР, не распространялись газеты. Напротив, по привычному сценарию делалось все, чтобы избежать огласки…

Позже рядом с местом трагедии был установлен скромный памятник погибшим, на котором стрелки часов застыли на 00.47. Сегодня он находится на территории частной базы отдыха. Сюда продолжают приходить родные, друзья и сослуживцы пассажиров смертельного рейса № 4225 Алма-Ата – Ростов-на-Дону – Симферополь. По словам сотрудников зоны отдыха, в день траура, 8 июля, здесь особенно многолюдно:

– Люди приносят цветы, зажигают свечи. Некоторые сидят и смотрят куда-то вдаль…

Сразу за этой зоной отдыха вдоль бетонного забора – взлетно-посадочная полоса… В 1980 году здесь было пшеничное поле, стояла ферма. А постройки находились чуть дальше.

Тонны керосина мгновенно воспламенились

Бывший работник Алма-Атинского аэропорта, пенсионер Юрий ПУШКИН указал нам место, где произошла катастрофа 1980 года. С оживленной трассы мы спустились в лог, поднялись по ступенькам, обогнули дома частного сектора и оказались у того самого оврага, в котором на части развалился Ту-154Б. Как свидетельствуют архивные документы, самолет оторвался от земли, но уже через 1 минуту 40 секунд упал на пшеничное поле, задев здание фермы. Говорят, там, где обнаружили хвост машины – он отвалился первым, и был установлен памятник. Тонны авиационного керосина воспламенились мгновенно. Объятая пламенем махина пронеслась мимо вышки дальнеприводной радиостанции аэропорта и попала в огромный овраг. Все это происходило в пяти километрах от аэропорта Алма-Аты.

– Мы жили через две улицы и ночью услышали взрыв, подумали: бомба рванула, – вспоминает сотрудник "КАРАВАНА" Александр БАЕВ. – Выбежали на улицу, а там – зарево, светло как днем, в нос ударил ужасный запах горящего керосина… Утром узнали, что самолет упал рядом с частным сектором, все погибли, у людей сгорели дома и огороды. Вскоре мы переехали в другой район, подальше от аэропорта.

Самолет стал неуправляемым

Что же произошло в ту роковую июльскую ночь? Как свидетельствуют очевидцы и данные Гидрометцентра, погода была благоприятной для полета – не было тумана, дождя, видимость хорошая. Июльский зной окутал Алма-Ату. Большинство пассажиров вместе с семьями отправились отдыхать на курорты – на борту было 30 детей и 126 взрослых.

Ту-154Б 1979 года выпуска с налетом 2 тысячи 438 часов вылетел из аэропорта Алма-Аты ночью, в 0.38. Первые секунды полета проходили в штатном режиме. В кабине находились командир воздушного судна, второй пилот, бортинженер, проверяющий и штурман. Борт обслуживали пять стюардесс и стюардов. Примерно на высоте 150 метров экипаж, следуя инструкции, убрал закрылки и просел, что обычно бывает при взлете. Но вместо дальнейшего набора высоты самолет вдруг потерял подъемную силу и перешел в неуправляемое снижение. Не прошло и двух минут после взлета, как на скорости около 400 км/час с убранными шасси Ту-154Б столкнулся с землей.

Объятые пламенем части самолета продолжили стремительное движение в сторону домов, где спали люди. Огненные осколки летели в разные стороны. Фюзеляж машины буквально зарылся в отвесный край оврага.

– Я живу на улице Федосеева с 1972 года, – рассказывает Ахмет ДЗАУРОВ. – Той ночью мы услышали взрыв, проснулись, выбежали на улицу, увидели, как полыхают два соседних дома. Огонь распространялся с бешеной скоростью. Но пожарные машины, милиция, военные приехали быстро. На месте катастрофы они работали всю ночь и к утру вывезли в морг тела погибших.

"Страшная картина до сих пор перед глазами"

Руслан ДОСХАЕВ, житель дома № 63, до сих пор помнит ту страшную ночь:

– Было очень душно, мы открыли окна и не могли уснуть. Вся семья была в сборе, к родителям приехала моя сестра с дочкой. Примерно в половине первого ночи раздался взрыв, первой мыслью было – война! Мы выскочили, не могли понять, что случилось. Фюзеляж ударился в край обрыва. Те, кто здесь жил, потом уехали, и больше я их не видел. При взрыве искалеченные тела выбросило на их огород. Когда часть фюзеляжа отлетела на 66-й дом, огонь перекинулся на пристройки. Взорвались газовые баллоны, загорелись дома. Один сгорел полностью, два других частично. В нашем дворе загорелись пристройки, еще немного, и огонь мог перекинуться на дом. Мы побежали к оврагу. Увидели груду тел, на которую выплеснулся керосин. Все горело, стоял жуткий запах. Лучше бы не подходил – эта страшная картина до сих пор у меня перед глазами. Было светло как днем. Вдоль всего движения самолета лежали тела. Некоторые были почти целые. Смотришь и думаешь: вот-вот человек встанет… Приехали солдаты, охрана, они отгоняли людей. Тогда об этой трагедии не писали, только разные слухи ходили – почему упал самолет.

По данным архивных материалов, обломки самолета, тела пассажиров были разбросаны от поля до жилых домов на расстоянии почти одного километра. Местные жители вспоминают, как фрагменты тел и багажа военные снимали с деревьев, электрических проводов, выкапывали на огородах. Многие тела оказались буквально разорваны ремнями безопасности, сильно обгорели в огне. Родственники погибших опознавали родных по металлическим зубным коронкам, кольцам, браслетам от часов.

Были ли шансы выжить в этой авиакатастрофе? Эксперты не оставляют иллюзий – машина сразу после падения развалилась на части, которые моментально загорелись. Так как топливные баки были полными, столб пламени достигал высоты 2–3-этажного дома.

На земле в результате взрыва и пожаров пострадали 10 человек. Люди отравились угарным газом и получили сильнейшие психологические травмы.

Версии трагедии

Версии авиакатастрофы были разные. Согласно одной из них, "тушка" якобы попала в "спутный след", оставленный ранее взлетевшей машиной.

– Во-первых, самолеты так часто не взлетали из Алма-Атинского аэропорта, во-вторых, Ту-154Б – машина среднего класса, достаточно тяжелая (98 тонн), и на нее спутный след не оказал бы никакого влияния, – говорит пилот со стажем Анатолий Владимирович. – Хотя в истории авиации был случай, когда в 1987 году из аэропорта Ташкента взлетел Як-40 вслед за Ил-76. Он рухнул на землю недалеко от взлетно-посадочной полосы.

Тогда комиссия выяснила, что Як-40 взлетал следом за Ил-76 через 66 секунд. И на скорости более 240 км/ч попал в турбулентный поток, образовавшийся от концевых вихрей крыла Ил-76. Вывод комиссии: Як-40 попал в "спутный след", потерял управление. Интервал времени между взлетами был предельно мал. После этого трагического случая ввели временные интервалы между взлетами с одной полосы.

Другая версия авиатрагедии 8 июля 1980 года – самолет был сильно перегружен багажом. При наборе высоты он попал в так называемые нисходящие воздушные потоки, что привело к роковым последствиям. Расшифровкой "черных ящиков" занимались специалисты из Москвы. Позже специальная комиссия установила: катастрофа явилась следствием воздействия на самолет редко встречающегося интенсивного атмосферного возмущения – нисходящего вертикального потока до 14 м/с, попутного ветра до 20 м/с при взлете в конце уборки механизации (закрылок) со взлетным весом, близким к максимальному. В условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха это не обеспечило безопасный исход полета в данных метеоусловиях.

"Воздушные" особенности аэропорта Алматы

– Горный ландшафт оказывает влияние на формирование воздушных масс в районе аэродрома Алматы, – объяснил нам пилот. – В ту жаркую ночь ледники выступили в роли "кондиционера": поднимаясь по склону гор, горячий воздух быстро охлаждался, затем холодные воздушные массы стремительно, в виде роторов и вертикальных нисходящих порывов, проникали в горячий воздух города. В один из таких порывов и попала "тушка".

После этой катастрофы и еще одной похожей в США в мировой авиации появился термин "сдвиг ветра". На современных самолетах стоит система предупреждения – predictive wind-shear system, она работает при посадке, взлете. Если самолет еще находится на взлетно-посадочной полосе, данная система дает предупреждение, и мы прекращаем взлет. Существует целая процедура, которая постоянно отрабатывается на тренажере. На старых самолетах такой системы не было. На той высоте, когда пилоты Ту-154Б убрали закрылки, обычно происходит естественное проседание. Если оно совпало со "сдвигом ветра", это не всегда можно проследить. Возможно, в тот момент двигателю машины не хватило мощности для дальнейшего набора высоты.

Но если самолет начал стремительно падать, почему пилоты не произвели сброс топлива?

– На это у них просто не хватило бы времени, – считает специалист. – Думаю, до последнего они пытались исправить ситуацию, следуя инструкциям.

Не хватило 50 метров и нескольких секунд?

Ту-154 стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом и основной машиной на воздушных линиях СССР и во многих странах мира. В период с 1968 по 2013 год выпущено 998 самолетов Ту-154 нескольких модификаций. Основные из них – Ту-154Б и Ту-154М. "Тушки" и сегодня перевозят пассажиров…

В истории мировых авиакатастроф самолет Ту-154 фигурирует более 60 раз. Как установила комиссия, Ту-154Б (рейс № 4225 Алма-Ата – Ростов-на-Дону – Симферополь) не хватило каких-нибудь 40–50 метров высоты и нескольких секунд, чтобы противостоять падению. Впоследствии на приборной панели самолетов появился прибор, оценивающий реальное значение обтекания крыла воздухом. Была изменена высота уборки закрылков, а на "тушке" она проводилась в два этапа. Но это было потом – уже после страшной трагедии 8 июля 1980 года близ аэропорта Алма-Аты, унесшей жизни 166 человек.

Елена КОЭМЕЦ
Алматы

Источник - Караван
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1425072660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх