КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 26.02.2015
22:54  В Кыргызстане запретили букмекерские конторы и тотализаторы
22:38  Игра в министерства. Правительство.kg: прощальных слов не говори, - А.Болотбаев
22:34  Тегеран создает ядерную бомбу в подземном бункере, - "НГ"
22:29  Узбеков могут обвинить в покушении на Обаму
22:27  Грузия. Обвалившийся лари тянет на дно правительство, - Ю.Рокс
21:28  Начальник управления по борьбе с терроризмом Госдепа США Розен оказался педофилом. Псаки в курсе
21:15  Чего ждет Кабул? - А.Дьячков
20:50  Кто придумал гибридную войну? - Л.Савин
20:23  "Китайский дракон" идет ва-банк осваивая ЦентрАзию, - Г.Власов
19:34  Суть соперничества на Ближнем Востоке, - Мехди Джоукар
19:32  Почему новое религиозное пробуждение на Западе может стать исламским, - М.Дауэрти
19:27  Ближний Восток - настоящая эпидемическая бомба, показали анализы верблюдов
19:17  ИГИЛ грабит Сирию и продает предметы искусства в Лондоне, чтобы финансировать свою борьбу, - Washington Post
19:11  Палач "Исламского Государства" оказался жителем Лондона Эмвази
19:07  Координатором по вопросам ШОС от Казахстана назначен Айдар Абишев
16:20  Топонимический бред. КырПарламент продолжает борьбу с "русскими" названиями, - М.Кыдыралиев
15:35  ГКНБ: Мужу экс-генпрокурора Киргизии предъявлено обвинение в мошенничестве
15:33  И.Каримов утвердил "Программу локализации Узб-производства на 2015-2019 годы"
14:34  Южный дурь-поток. Брюссель хочет адекватно заменить российские 30% в газовом импорте ЕС на 6% из Азербайджана и 0% из Туркмении
14:29  Швейцарский сон "валькирии казахстанской революции". Жизнь Лейлы Бекетовой-Храпуновой как образец криминальной деградации, - Т.Ибраев
12:38  "Кого еще должны убить Бакиевы, чтобы Лукашенко увидел, наконец, их звериную и людоедскую сущность?", - президент Атамбаев
11:34  Нельзя вечно терпеть безобразия, но можно в них поучаствовать, - Р.Гарипов
10:54  БРИКС создаст свою Парламентскую ассамблею
10:51  "Исламское государство" успешно ведет финансовую деятельность в крипто-валюте bitcoin
10:39  Астана. Главную оборонную госкомпанию страны НК "Казахстан инжиниринг" возглавил Ерлан Идрисов
10:36  Борьба за индийский трудный атом. Надежда 232, - А.Анпилогов
10:08  Коммунистическую партию Казахстана закрыли на три месяца
10:06  Закатать в асфальт. ВБ дает Таджикистану $45 млн на восстановление дорог на границе с Узбекистаном и Кыргызстаном
09:49  Коломойский доедает Украину, - В.Катасонов
09:24  Кыргызстан: Бизнес в растерянности по поводу новых правил после вступления в ЕАЭС, - Д.Триллинг
09:19  Вторая миграционная революция, или про патенты, посредников, выдворения и зарплаты в России, - "АП"
09:17  Вторая важнейшая: какие перспективы ждут таджикскую журналистику? - Ш.Муллоев
09:10  Среди снимков подозреваемых в убийстве кыргызского мафиози Анапияева оказалось фото... министра культуры Казахстана
09:08  Джихад как угроза европейским завоеваниям, - Марио Варгас Льоса
09:05  В рамках подготовки к проведению Саммита ШОС в Уфе стартовала Программа "Виртуальная Евразия"
08:43  "Базовый сценарий": Украину ждет судьба Сирии, - С.Белов
01:38  Юбилей президентских выборов в Казахстане. Беседы с Данияром Ашимбаевым (окончание)
00:36  Узбеки-стахановцы ковали Победу в Иркутске (история)
00:22  Ведущий CNN: Малайзийский Боинг MH370 угнал Путин и посадил его в Казахстане
00:01  "АО по эксплуатации Украины". Станет ли раздел "незалежной" началом новой Европы? - "СП"
Среда, 25.02.2015
22:03  Бруклинский джамаат. В США обвинили двух узбеков и таджика в поддержке ИГ
21:59  Китай выделит $200 млн. для строительства нового промышленного городка в таджикском Согде
21:37  В Восточном Казахстане чествуют Героя Советского Союза артиллериста Мукатая Абеулова
21:28  Досрочные выборы президента Казахстана назначены на 26 апреля
20:28  О чем сигнализирует гибель кыргызского курбаши-алышиста Анапияева?
20:26  Приграничный с Таджикистаном афганский уезд Имам-Сахиб охвачен боестолкновениями
20:10  Сулейман Шах как зеркало турецкой геополитики, - Петр Искендеров
20:08  Стратегия ИГИЛ и ее разработчики (ответ Грэму Вуду), - А.Глобов
20:05  Первые автогонки на Луне могут пройти уже в следующем году
19:34  Кандидат в президенты Узбекистана Кетмонов и Андижан-2005
19:27  Год большой крови в Афганистане. Число гражданских жерт за 2014 выросло на 22%
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Игра в министерства. Правительство.kg: прощальных слов не говори, - А.Болотбаев
22:38 26.02.2015

В Кыргызстане надо менять не структуру, а принцип формирования и работы правительства.

Роскошные тои, дорогие автомобили и жилье, строительство крупных торговых объектов, повседневные излишества стали характерными атрибутами нашей бизнес-элиты и высокопоставленных чиновников. Этот глянец толкает на создание видимости богатства, взятки и преступления. В то же время в Кыргызстане правительство не ориентирует предпринимательский, новаторский и патриотический дух граждан на развитие экономического потенциала страны.

Сколько должно быть государства?

Без поддержки государственных структур предприниматели и фермеры большей частью предоставлены сами себе и безуспешно экспериментируют с немногочисленными ресурсами. Глава же парламентской фракции "Ар-Намыс" Феликс Кулов предложил проект сокращенной структуры правительства без министерства сельского хозяйства. Да, Минсельхоз не блещет эффективностью, не выполняет своей миссии, его аппарат раздут, кадры не отличаются профессионализмом, а руководители не всегда прозорливы, не обладают качествами лидеров и менеджеров. Но разве такая ситуация только в сельском хозяйстве?

И самое главное, виноваты ли в этом фермеры, сельчане и население? Госкорпорации, предложенные Феликсом Куловым, ориентированы на решение хозяйственных вопросов и оказание услуг, но не на государственную политику. Сельское хозяйство, не будучи представленным министром в правительстве при рассмотрении государственных приоритетов, может в своем развитии скатиться еще ниже.

Правительство.kg: прощальных слов не говори
Подробнее

Не приведут ли такие меры к росту импорта продуктов и повышению цен на них, ослаблению продовольственной безопасности? Является ли желание сэкономить за счет сокращения расходов на содержание аппарата управления достаточным аргументом для принятия таких радикальных мер? Не будет ли пагубным для Кыргызстана стремление сократить количество государства?

Для чего менять?

Министерства реформировались в различных странах с изменением наименований, функций и численности. Основные причины:

1. Появление новых задач особой важности, которые требовали введения дополнительных функций в существующих структурах, или образование нового министерства, а также когда из-за отживших функций министерство уже не требуется;

2. Министерства создавались по субъективным причинам для удовлетворения честолюбия политического лица, которого хотели ввести в состав правительства, или наоборот, предоставляли должность с видимостью важности;

3. В коалиционных правительствах министерства образовывались в политических целях, чтобы уравновесить представительство партий;

4. Министерство появляется по настоянию влиятельной группы давления, полагающей, что ее интересы в этом случае будут лучше представлены и имеющиеся проблемы будут решены.

Основное содержание административных реформ - оптимизация задач и полномочий государственных органов, отказ от избыточных и дублирующих функций. Другое направление – совершенствование административных процедур, меняющих порядок принятия управленческих решений. Устраняются громоздкие бюрократические процедуры, ненужные согласования, идет отказ от предоставления излишних документов, заполнения многочисленных бланков и форм, упрощается порядок получения разрешений и платежей. В результате меняется место и роль государственных служащих в этом механизме, снижается вероятность возникновения коррупционных интересов.

Важнейшее направление реформ - достижение прозрачности административных процедур и создание электронного правительства, наиболее подрывающие коррупцию. Стержнем через деятельность всех госорганов проходит реформа государственной службы для достижения профессионализма, компетентности и результативности чиновников за счет создания рациональной системы отбора кандидатов, оценки результатов, обучения, продвижения наверх наиболее достойных и отсева наименее способных.

Именно по мере продвижения реформы и создаются основы для изменения структуры правительства и его деятельности.

Меньше – не значит лучше

Структура правительства отвечает разным специфическим особенностям страны и форме правления. Попытка ее перенять или скопировать механически, без внимательного осмысления сути, может запутать и лишить реформы правильного понимания.

В условиях хронического дефицита бюджета, коррупции, раздутого госаппарата, требующего огромных средств на содержание, предлагаемые решения механически "ужать" количество министерств кажутся привлекательными, но создают проблемы в работе правительства с объединенными ведомствами. Ведь сферы их деятельности расширятся, и министр не сможет квалифицированно уделить им внимание.

Например, в Швеции министерство образования имеет трех министров: школьного образования, по вопросам гимназического образования и повышения квалификации, по вопросам высшего образования и научных исследований. Вице-премьер является министром по вопросам климата и охраны окружающей среды. Министр юстиции курирует вопросы миграции. Министр здравоохранения занимается, в том числе, вопросами спорта.

Не будет ли лучшим вариантом для Кыргызстана пойти на сокращение части государственных органов без уменьшения количества министров? Содержать большой госаппарат или одного министра - в финансовом плане вещи разные.

Современная зарубежная практика государственного управления показывает возможность достижения хорошей результативности работы государственного органа с несколькими министрами. Правительство же сможет при принятии стратегических решений рассматривать вопросы комплексно.

Конституционные рамки

Принципы формирования правительства заложены в Конституции КР. Оно состоит из премьер-министра, вице-премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов и включает в себя министерства и госкомитеты. Статья 84 устанавливает, что "кандидат на должность премьер-министра вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав правительства". Жогорку Кенеш утверждает программу деятельности правительства, определяет его структуру и состав, за исключением членов правительства, руководителей государственных органов, "ведающих вопросами обороны и национальной безопасности". Насколько оправдана такая мелочная опека по структуре и составу правительства – отдельный вопрос. Но ясно одно - такая процедура утверждения позволяет депутатам и фракциям оказывать заинтересованное влияние на структуру и состав правительства вплоть до формирования разношерстного неработоспособного кабмина.

Сельское хозяйство.kg. Накормит ли наш фермер Россию?
Подробнее

Относительно того, что в Конституции в структуре правительства прописаны государственные комитеты. В отличие от министерств они якобы осуществляют межотраслевое управление. В итоге наличие двух типов министерств вносит определенную путаницу, усложняет смысловое содержание официальных документов.

Государственные комитеты нашли широкое распространение в период реформ Никиты Хрущева. Ими стали заменять министерства, наделив функциями отраслевой координации на союзном уровне деятельность предприятий, подчинявшихся совнархозам. К концу 1980-х годов функциональные различия между министерствами и госкомитетами стерлись. К концу существования СССР государственные комитеты повсеместно упразднили.

Деление министерств на два типа в структуре правительства Кыргызстана не имеет под собой серьезного экономического и управленческого смысла, поэтому в последующем следует исключить их из Конституции.

Наличие в Конституции определения, что "структура правительства включает в себя министерства", также создает проблемы. По логике структура правительства включает должности министров, представляющих определенную сферу деятельности. Состав же кабмина - это конкретные люди, занимающие должности министров. Поэтому было бы оправданным исключение из Конституции данного определения.

В результате предлагаемого исключения у Жогорку Кенеша и премьер-министра появились бы возможности оптимизации структуры правительства по министрам и рационализации количества министерств как аппаратов государственных органов. Появилась бы возможность, как в зарубежной практике, сократить их количество и остановить ставшие тенденциями изменения структуры правительства и назначения министров в политических интересах.

Есть еще один проблемный момент. В Конституции КР в части структуры правительства нет упоминания о его аппарате как о министерстве. Однако в статье 16 Закона "О правительстве" указывается: "Для обеспечения деятельности правительства, осуществления координации, мониторинга и контроля выполнения принятых им решений, деятельности органов исполнительной власти по реализации их целей и задач образуется аппарат правительства. Его возглавляет руководитель аппарата – министр".

В результате этого формирование и подотчетность аппарата правительства не конституционно, позволяет избегать парламентского контроля и общественного обсуждения. Возможное решение: внести изменение в Конституцию, превратив аппарат в министерство, либо сделать его канцелярией, как это практикуется в других странах.

Можно сказать, что предлагаемые фракцией "Ар-Намыс" решения по структуре правительства имеют желание сократить государственные расходы на его содержание. Однако они страдают отсутствием системности, не учитывают современные тенденции управления, а также не вполне соответствуют задачам экономического развития и улучшения государственного управления Кыргызстана.

26/02/15

Бишкек, эксперт Асылбек Болотбаев, специально для ИА "24.kg"

Источник - 24kg.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1424979480
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх