КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 19.02.2015
23:45  ШОС пугает Запад Ираном, - И.Джорбенадзе
23:29  В Минске обнаружен труп предположительно одного из лидеров преступного мира Кыргызстана Анапияева
23:25  Бейшенбай Жунусов освобожден от должности секретаря Совета обороны Кыргызстана
20:24  Дебальцевские трофеи. Укр-воинство оставило Новороссии 80 танков, 50 тяжелых орудий, 500 тонн боеприпасов
20:09  Депутаты ГосДумы России предлагают сажать за фиктивные браки для легализации в России
19:43  Гандон лопнул от смеха? Джен Псаки в связи с беременностью покидает Госдеп США
19:37  В Кыргызстане "джихадистами" становятся сотрудники силовых структур, - М.Джусупалиев
19:31  Ливия на пороге превращения в "исламское государство", - Ахмед Аль-Муслемани
19:27  Таджикистан: из России - со СПИДом, - Зебо Файзуллоева
18:25  Турция с помощью Китая создаст независимую от НАТО систему ПРО
17:38  Кыргызстан. Председатель Ноокатского райсуда задержан при получении взятки
16:09  Газпром готов к снижению цены на нефть до $30 за бочку
12:35  Исламские радикалы переходят в наступление. Череда терактов в Европе – результат эгоистичной политики Запада, - В.Попов
10:28  Почему Китай избегает политики в отношениях с Ираном? - Игорь Панкратенко
09:39  Тайная миссия Саакашвили на Украине: здравствуй, оружие! - "МК"
09:30  Радикальная перетасовка олигархата Украины и будущее страны, - Д.Минин
09:25  Три фронта для России: как Вашингтон раздует пламя хаоса в Средней Азии, - "Однако"
09:24  В одном евразийском окопе: к согласию на присоединение Индии к ШОС, - И.Лизан
09:06  Варзоб засрали до невозможности... использовать под полив и питье, - Т.Сафар
09:04  Звереем. В Кыргызстане становится больше оружейных магазинов, - С. Абдумомунов
09:02  Как кыргызам биометрию измеряли. Сарпашев с Шаиковой обанкротили государство на 2 млн долларов? - Азия news
08:49  Ближний Восток без границ: ИГИЛ создает новый контекст, - Станислав Тарасов
08:48  Украина: Рейхстаг накануне поджога, - Александр Зубченко
08:45  Некий Даутов осужден на 8 лет колонии-поселения за объявление "джихада" президенту Атамбаеву
08:40  Как примирение России с арабами повлияло на стоимость нефти, - Jahan News
08:38  Йемен: вся борьба еще впереди, - Виктор Михин
08:37  Турция на пороге перемен, - Валерий Куликов
08:34  Глава азербайджанской Azercell Габурич возглавил... правительство Молдовы
08:31  "Турецкий поток" смешался с "Южным". Россия вернулась к идее строительства газопроводов в ЕС, - Ю.Барсуков
08:26  Саудовская Аравия и Иран столкнулись лбами в Йемене. Ситуация на юге Аравийского полуострова грозит перерасти в конфликт внутри исламского мира, - А.Смильский
08:24  Черные знамена ИГИЛ у границ Туркменистана. Центральноазиатское затишье перед возможным взрывом, - В.Панфилова
06:33  Зачем спецслужбам политический исламизм? - К.Довудов
02:06  Юбилей президентских выборов в Казахстане. Беседы с Данияром Ашимбаевым
01:53  Душманы и союзники. Вспоминает советник посольства СССР в Афганистане Михаил Конаровский
00:55  Российская авиабаза "Кант" в Кыргызстане перевооружается на Су-25 СМ
00:37  Когда все равны, не на кого равняться, - Рашид Гарипов
00:26  Кыргызстан в контексте глобального кризиса: исторический шанс Алмазбека Атамбаева, - С.Уралов
00:20  "Кыргызский народ готов выйти на улицы, ждет потепления", - С.Муканбетов
00:01  Узы мрака. Кровавый теракт, который прозевали актюбинские власти и силовики, предотвратил... сельский участковый, - Т.Кучуков
Среда, 18.02.2015
22:24  Президентом Греции избран Прокопис Павлопулос
21:59  Эра газовых танкеров сулит беды трубопроводным странам, - Die Welt
21:45  Актюбинские имамы не хотят работать в мечетях – им мало платят
21:32  Начинающие дайверы близ израильской Кесарии нашли 2000 золотых монет X-XII вв.
21:24  Узбекистан в ожидании преемника действующего президента, - Азия-Плюс
21:18  "В настоящее время 100 тысяч кыргызских детей не посещают школу", - депутат К.Иманалиев
20:47  В Казахстане не хватает сварщиков, токарей и парикмахеров, - Г.Шамбаева
18:20  Срочно обновить учебники! Историк Камбарбекова нашла первое упоминание этно-термина "казах" в документе X века
18:12  Новым послом России в Малайзии стал Валерий Ермолов
17:43  Зачем НАТО Киргизия? Альянс готовит новую миссию в Афганистане
17:30  В Таджикистане Рахмон нахлобучил и разогнал прокуроров
17:27  Рахмоноиды очень обидчивы. Шурин президента Саъдуллоев подал иск на директора рынка "Ином" и газету "Самак", - "АП"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Кыргызстан в контексте глобального кризиса: исторический шанс Алмазбека Атамбаева, - С.Уралов
00:26 19.02.2015

2014 год для Кыргызстана завершил почти 25-летний этап внешнеполитических метаний, поисков и политических кризисов. Бишкек принял решение войти в Таможенный, а затем и в Евразийский экономический союзы.

Союзный путь КР был тернист и отличался типичными для постсоветского развития ошибками и просчетами. Однако, несмотря на, казалось бы, неизбежный развал страны после второй революции, Бишкеку удалось вернуть управляемость ситуацией, погасить политический кризис и консолидировать общество и элиты на пути евразийской интеграции.

В действительности испытания Кыргызстана только начинаются, что предопределено не только внутренними, но и внешними факторами. КР сегодня вовлечена в процессы континентального масштаба, а исторические процессы начали разворачиваться с такой быстротой, что малейшая ошибка может обернуться экономическим коллапсом и кризисом государственности.

Политэкономическая история КР

Правящие элиты КР в начале 1990-х годов XX века сильно увлеклись неолиберальными идеями: мол, продажа госсобственности и тотальная приватизация откроют двери в экономическую модель всеобщего процветания и среднего класса. В результате уже к первой революции государство подошло фактическим банкротом, лишившись большинства доходных активов.

На смену либеральной идефикс о приватизации пришла идея о торговом капитале и посредничестве как двигателе экономики. Так возник знаменитый проект "Дордой" и образовались частные торговые капиталы. Примечательно, что национальный торговый капитал Кыргызстана не стремился к развитию, не пытался опираться на государство и в результате не смог стать региональным конкурентом ни казахстанскому, ни узбекскому торговым капиталам. Не будучи поддержанным и направленным государственной волей, торговый капитал не вкладывал в индустрию, сельхозпроизводство, инфраструктуру, разведку и добычу полезных ископаемых.

Государство, лишенное активов и собственности, оказалось неспособным не только управлять экономикой, но и даже защитить себя. Так произошла вторая революция: торговый капитал и региональные политические группы отреагировали на попытку монополизации власти и собственности одной семьей.

Граждане, оставшиеся наедине с сильным торговым капиталом и слабым государством, оказались на развилке: либо идти наемным работником в торговлю, либо самим становиться торговыми предпринимателями, либо ехать на заработки. Так как далеко не каждый человек способен реализовать себя в торговле и частном предпринимательстве (социологи говорят о том, что не более 17 процентов могут реализовать себя в этой сфере), республику подкосила массовая трудовая миграция.

Граждане уезжали кто куда, лишь бы вырваться из страны, где невозможно себя реализовать. Причем КР сначала потеряла производственные кадры, затем инженеров, рабочих, строителей, а под конец начали уезжать даже работники сферы обслуживания и неквалифицированная прослойка.

Вследствие этого на финансовых потоках переводов и вкладов от трудовой миграции в КР зародился небольшой, но агрессивный и автономный финансовый капитал. Это привело к тому, что, например, на финансовом рынке КР нет ни одного крупного государственного банка - ни собственно кыргызстанского, ни российского, ни китайского. Национальные финансовые спекулянты не пускают на рынок государственный капитал, несмотря на то, что именно госкапитал способен инвестировать в производство, промышленность и переработку. Мелкий финансовый капитал склонен к авантюрам вроде потребительского кредитования или финансовых пирамид, но неспособен инвестировать, например, в достройку ГЭС.

Как показывает опыт Беларуси, активное присутствие и своего, и союзного государственного капитала позволяет активно инвестировать в стратегические отрасли производства и инфраструктуру. Например, Сбербанк России инвестировал в экономику РБ более $14 миллиардов.

В Казахстане также кроме собственных банков активно присутствуют государственные банки России - Сбербанк и ВТБ.

Итак, к 2015 году КР подошла со следующими активами: развитым торговым капиталом, спекулятивным и зависимым от переводов мигрантов финансовым капиталом. Промышленный капитал практически отсутствует. Сельхозпроизводство и переработка зависимы от банковского кредита и самостоятельным капиталом стать не смогли.

Данная конфигурация отражена в парламентско-президентской форме правления, что позволяет соблюсти интересы разных типов капитала, региональных элитарных групп, внешних игроков, влиятельных родов и семей.

Новая евразийская реальность

Трагический пример гражданской войны на территории Украины показывает, насколько важными оказались традиционные консервативные ценности, которые не позволили Кыргызстану расколоться. Новейшая историческая судьба Кыргызстана и Украины очень близка - вплоть до повторения политических сюжетов и физического сходства Януковича и Бакиева. После второй революции кыргызскому народу хватило мудрости прислушаться к аксакалам, авторитетным людям, союзникам из Москвы и остановиться. Напротив, общество и государство Украины оказались слишком поражены вирусами неолиберализма и национализма, что выразилось в презрении и ненависти одних социальных, этнических, региональных и религиозных групп к другим. А социального предохранителя вроде аксакалов и влиятельных глав семей не было.

Однако не стоит забывать, что война в столь похожей на Кыргызстан Украине имеет еще и социально-экономические корни. Бунт против Януковича в Киеве, как и сегодня протест против Порошенко и Коломойского в Донбассе, это еще и протест против несправедливого олигархического устройства республики. Кроме того, война - это огромный бизнес, циничный и преступный как нарко- и работорговля, на котором кормятся международные корпорации и их национальные посредники.

Поэтому Кыргызстан по-прежнему находится в зоне риска. Причем этот риск во многом связан с необходимостью правильно выбрать союзников. По меткому выражению президента Казахстана, мир входит в стадию глобальной турбулентности. В новых условиях КР является непосредственным участником испытаний континентального масштаба. Война в Афганистане, вопрос о преемниках в Ташкенте и Астане, этническая напряженность среди уйгуров в КНР, экономическая война США против России - КР зависит от слишком большого количества факторов, чтобы можно было выстоять в одиночку. Поэтому от выбора союзника зависит не только судьба республики, но и судьба всего кыргызского народа. Потому что если в 50-миллионной Средней Азии разгорится полноценная война - как на Балканах, Кавказе, в Донбассе или Сирии, то любой город может ждать судьба Донецка, Цхинвала, Алеппо и Белграда.

Таким образом, главной заслугой действующей власти во главе с президентом КР Алмазбеком Атамбаевым нужно считать окончательный выбор союзников. То, что Бишкек наращивает сотрудничество в ОДКБ, вступил в Таможенный союз и готовится присоединиться к ЕАЭС, говорит о том, что выбор сделан. Действительно, на сегодня нет другого игрока, кроме России, который заинтересован в мире и безопасности в Центральной Азии.

В конце прошлого века война в Афганистане, перекинувшаяся в Таджикистан, уже стала концом для СССР. Еще одна война в регионе может слишком дорого обойтись Российской Федерации и Казахстану. Несколько фронтов, аналогичных донбасскому, - и Россия окажется в тяжелой ситуации. Поэтому в Москве переориентируются в сторону Китая и активизируют евразийскую интеграцию.

Альянс России и Китая - это единственная гарантия безопасности в регионе. Поэтому военный и экономический союз Кыргызстана с Россией на фоне улучшающихся отношений между Москвой и Пекином - это огромный шанс для Бишкека.

Уже одно только обеспечение регионов Урала и Сибири продуктами питания позволит Кыргызстану сделать сельхозпроизводство флагманом экономики, а агропромышленный капитал - весомым игроком.

Надо понимать, что модель экономики, основанная на трудовой миграции и посреднической торговле, исчерпала себя. Если вовремя не изменить социально-экономическую модель КР, то следующая революция может быть уже социальной. И ее движущей силой будут оставшиеся без работы торговцы, частные предприниматели и трудовые мигранты.

Поэтому сегодня перед политическим руководством - а именно Алмазбеком Атамбаевым - стоит вызов еще более серьезный, чем дорога в Таможенный и Евразийский союзы.

Социально-экономические вызовы ближайших 5 лет

Как уже говорилось, совсем скоро национальный торговый и финансовый капиталы станут терять заработки и встанут перед выбором: либо вывести остатки средств в офшоры и покинуть КР, либо изменить природу капитала. Однако лично я не верю, что биржевой маклер или финансовый спекулянт способен инвестировать в промышленность и развивать производство. Поэтому, скорее всего, мы увидим бегство торгового и финансового капитала в офшоры и эмиграцию торгово-финансовых элит к своим капиталам.

Итак, государству бессмысленно рассчитывать и на торговый, и на финансовый капитал. Следовательно, политическому руководству страны придется возвращаться к практике государственного управления экономикой.

Среди главных внутренних вызовов КР можно выделить следующие:

- высокая безработица;

- сокращение оптовых объемов торговли и падение доходов торговцев, перевозчиков, логистов и предпринимателей-посредников;

- возвращение трудовых мигрантов из России и сокращение доходов их семей в связи с девальвацией российского рубля;

- нарастающий разрыв в развитии и доходах между жителями столицы и регионов;

- неразвитая транспортная инфраструктура, усиливающая социально-экономический разрыв между столицей и регионами, между севером и югом;

- семейно-клановый уклад экономики и общества, который закрывает социальные лифты для талантов из небогатых и невлиятельных семей;

- торговая и финансовая олигархия, выводящая средства за пределы республики;

- низкие доходы государственных и муниципальных служащих, бюджетников, сотрудников МВД, прокуратуры и силовых органов, что снижает лояльность и стимулирует коррупцию;

- стареющая и не модернизированная газовая, электрическая, дорожная, тепловая, канализационная инфраструктура.

Выход есть?

Нельзя сказать, что КР столкнулась с неразрешимыми проблемами. 90 лет назад, после мировой войны, буржуазной и социалистической революции, гражданской войны, советский Кыргызстан создавался в гораздо более сложных условиях.

Фактически перед политическим руководством стоят задачи, аналогичные задачам столетней давности. По моему мнению, Бишкеку предстоит:

- восстановить торгово-промышленную кооперацию с Россией и Казахстаном;

- привлечь собственный, а также промышленный и государственный капитал России для проведения "индустриализации 2.0";

- ликвидировать законодательные барьеры и кардинально снизить налоги для предпринимателей всех форм собственности, которые занимаются сельхозпроизводством и переработкой;

- сформировать госрезерв ГСМ для сельхозпроизводителей, чтобы оградить их от сезонных спекуляций;

- создать программу продажи в рассрочку (с привлечением государственных кредитов) сельхозтехники российских и белорусских производителей;

- организовать систему госзакупок у мелких производителей с последующей продажей на рынках ЕАЭС либо отправкой на более глубокую переработку;

- запустить коллективные аграрные предприятия с участием государственного капитала - по типу белорусских агрогородков: коне- и овцеводство, мясо-молочное, овощное, плодово-ягодное производство и переработку;

- создать государственную систему торговли в ЕАЭС - республиканских торговых домов и представительств в крупных городах Урала и Сибири с целью торговли без посредников и сохранения торговой прибыли у государства;

- оптимизировать государственный аппарат, повысить доходы чиновников;

- создать антикоррупционный контрольный орган с правом возбуждения уголовных дел и ежемесячными публичными докладами главе государства.

Данные меры позволят в кратчайшие сроки перевести государство и экономику в мобилизационный режим. Что, в свою очередь, привлечет инициативных и талантливых граждан, на которых сможет опереться государство.

На втором шаге государство, вернувшее авторитет и политическую волю, сможет перейти к развитию и более масштабным проектам.

Испытание выборами-2015

Кыргызстан фактически пока остается парламентско-президентской республикой, поэтому глава государства может проводить уверенную политику, лишь опираясь на парламентское большинство.

В 2015 году должны пройти парламентские выборы, которые создадут новую конфигурацию власти в Жогорку Кенеше.

Национальная олигархия и группы влияния заинтересованы в том, чтобы сохранить коалиционную модель парламентского большинства и, соответственно, правительства.

В случае если олигархии удастся навязать коалиционную модель управления, то в проигрыше окажется президент Алмазбек Атамбаев: он станет заложником договоренностей элит и не сможет проводить самостоятельную политику.

Олигархия и региональные группы, контролирующие депутатские фракции, будут стремиться получить доступ к бюджету и финансовым потокам, не неся ответственности перед гражданами. Однако, несмотря на парламентско-президентскую форму правления, в глазах избирателей ответственность все равно лежит на президенте, в этом Кыргызстан тоже похож на Украину.

Поэтому у Алмазбека Атамбаева нет иного выбора, кроме как выигрывать парламентские выборы и брать всю полноту ответственности на себя. Более того, ему необходимо не просто выиграть выборы, но и сформировать партию власти нового типа. От ее качественного состава будет зависеть дальнейшее антикризисное управление.

Фактически КР может пройти этап "революции сверху": власть выступит в авангарде изменений, не дожидаясь, пока созреет революционная ситуация в массах. Президент КР может войти в историю как правитель, который принял республику после переворота и не только привел в Союз, но и кардинально изменил хозяйственные и финансовые основы экономики.

Алмазбек Атамбаев стоит перед историческим выбором, схожим с историческим выбором Нурсултана Назарбаева, Александра Лукашенко и Владимира Путина. Однако чтобы пройти этот путь, ему предстоит вернуть государству управляемость, опереться на волю большинства граждан, выстроить вертикаль власти, задать вектор социально-экономического развития и обозначить стратегические проекты в экономике и хозяйстве.

P.S. Семен Уралов хорошо известен кыргызстанцам. В последние годы он тут частый гость. Его приглашают как эксперта и политолога. Сам он называет себя убежденным евразийцем. В 2009 году он начал проект "Однако. Украина". В 2010-м оформилась медиагруппа, куда вошли интернет-, печатные и телевизионные проекты под брендом "Однако". С 2012 года вплотную занялся изучением и продвижением евразийской интеграции.

18/02/15
Семен УРАЛОВ специально для ИА "24.kg".

Источник - 24kg.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1424294760
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх