КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 28.01.2015
23:45  "Каспийское дерби". Впервые казахстанские военные моряки примут участие в международном морском биатлоне
23:38  126 кыргызских батыров участвовало в освобождении Освенцима
22:44  Саудовская Аравия. Куда плывет "непотопляемый авианосец" Америки? - Игорь Панкратенко
22:31  "КиберБеркут" обнародовал секретные документы об укр-заград-отрядах
22:23  Аудитор Счетной палаты Киргизии Ж.Иманалиев получил 10 лет. За взятки в долларах и сомах
22:17  Власти Иордании заявили о готовности заключить сделку с ИГ
22:13  Без доктрины, но с оружием. Кому и зачем угрожает "Боко Харам"
21:30  Отключат ли Россию от SWIFT – как это было с Ираном? - "МК"
21:09  Побег из туркменского "рая", - А.Степанов
21:01  Армия Новороссии ворвалась в Дебальцево. Идут уличные бои
20:55  Империя лицемерия. История США: как прошлое предопределяет будущее, - Д.Минин
20:49  Кыргызские менты лишились "кормушки", - Толенды Макеев
20:46  Таджикская драма, - Мухибулло Шоев
20:41  Москва превращает Турцию в газовый перевалочный пункт Европы, - Die Welt
10:10  ГМО-жуть. "Микроб, который ел нефть, стал нападать на дельфинов"
10:06  Таджикистан в ожидании массового возвращения мигрантов, - Галим Фасхутдинов
10:02  Тюркский мир и мировоззрение (манифест тюркизма XXI века), - Р.Мухаметдинов
09:50  Украинцы, бегите гастарбайтерами в Казахстан! - писатель Сергей Лукьяненко
09:42  "Депутаты очень милые...". В принадлежащей депутату КырПарламента сауне Prado выявили притон по оказанию интим-услуг
09:31  За всю мировую историю еще ни одно государство не представляло такой угрозы существованию человечества, как Америка, - Global Research
09:27  История кыргыза из Мозамбика вдохновила людей на поиски родственников, - "ВечБишкек"
09:26  В Казахстане рублевый спрос продолжает бить рекорды
09:13  Наступает "Алтайская бронетанковая милиция"! УкрСМИ жжот
09:08  Принесет ли национализация счастье кыргызскому народу? - У.Эсенбаев
09:02  Барак Обама присоединил Индию. США пытаются оттеснить Россию и стать главным стратегическим партнером Дели, - "Къ"
08:46  Казахстан выпустил новые коллекционные монеты в честь Эмира Тимура, Шакена Айманова, баскетбола и... казана (фото)
08:35  "Миграция "- баранов Марко Поло из Мургаба. Последние рогатые бегут из Таджикистана спасаясь от тотального голода
08:33  Западная Африка: апробация нового миропорядка, - А.Мезяев
08:30  Китай меняет модель экономического развития. Снижение темпов роста в Пекине называют плановым, - В.Скосырев
08:29  Баку и Вашингтон приблизились к красной линии, - С.Мамедов
08:26  Пожар на Арзамазской. В Бишкеке сгорела Евангелическо-лютеранская церковь
08:23  Пробу ставить негде. В Казахстанских степях... золотая лихорадка, - С.Абдрашитова
08:20  Большой рахмет байбише! Голливудская звезда Марк Дакаскос снялся в кино про трудную жизнь казахских младших жен-токалок
08:17  Братья по разуму... Безработный Ибраев и директор строительной фирмы Ибраев трудоустроились депутатами в КырПарламент
08:11  Приватизация по-узбекски: Государство продает старые здания школ
01:34  ЕАЭС спасет Киргизию от экспансии Китая, - Е.Короткова
01:21  Атырау. Экс-директор "Аsia Credit Bank" Турысбекова села на семь с половиной лет
00:48  На севере Афганистана появилась группа "Марг", объявившая войну ИГИЛ
00:16  Балашка получил бумажку. Бывший пресс-секретарь Кыр-президента за неделю выучился на дипломата – ректор Кыр-дипакадемии
Вторник, 27.01.2015
23:57  Лаишевский район Татарстана. Благотворительный фонд "Радость детства": Теплица детям с ограниченными возможностями
23:01  Российские офшоры Порошенко. Бизнес и ничего личного
22:24  Ученые Тюркской академии обнаружили в Китае ценные документы о Казахском ханстве - письма казахских ханов и султанов
22:01  "Для нас память о холокосте должна стать...", - заявление ЦК КомНарПартии Казахстана
21:12  "В Казахстане Фукусимы не будет", - мажилисмен Борис Сорокин
20:48  Ручной Халифат. Битва цивилизаций: кто и как планирует выживать в эпоху великих перемен, - И.Лизан
20:44  Наступает интересный момент - драка националистов и исламистов на территории Евросоюза, - М.Хазин
20:29  Кыргызстан: пограничники без границ, - Ш.Мухаммадиев
19:33  В Кыргызстане порядка 100 тыс. детей не посещают школу
19:27  Германия помогала Сирии производить химическое оружие, - Der Spiegel
19:24  Шпионо-шмоньки. Российские агенты пытались завербовать нью-йоркских студенток, - Newsweek
19:18  Кто нами правит. Классическая американская "полиархия" переродилась в..? - American Conservative
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Тюркский мир и мировоззрение (манифест тюркизма XXI века), - Р.Мухаметдинов
10:02 28.01.2015

ТЮРКСКИЙ МИР И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
(или Манифест тюркизма XXI века)

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в политической и духовной жизни России наблюдается распро-странение такого понятия как "Русский мир". На мой взгляд, это явление указывает на усиление тенденций к укреплению государства и его переводу к унитаризму через усиле-ние роли и значимости русского народа, русского языка и русской культуры. Понятие "Русский мир" в настоящее время превращается уже в некую идеологему. В геополитиче-ском и культурном плане большинство идеологов относят к Русскому миру не только рус-ских России, но и все коренные народы РФ, Украину, Белоруссию, русских Северного Ка-захстана, а также всех жителей СНГ, которые считают русский язык родным или для ко-торых близка русская культура.
Но нельзя забывать, что на просторах Евразии существует и Тюркский мир. Напри-мер, совершенно ясно, что тюркские народы РФ с точки зрения их языков и культур отно-сятся не к Русскому, а к Тюркскому миру. Тюркское государство Казахстан было инициа-тором создания Таможенного и экономического Евразийского Союза. Тюркский мир на-много древнее Русского мира, а что касается современности, то внутритюркские экономи-ческие и культурные связи постоянно укрепляют и консолидируют мир тюрков.
В течение последних 20 лет в Турции и Азербайджане было проведено более десятка съездов Дружбы и сотрудничества тюркских государств и народов. В сфере межкультур-ных связей тюркских народов работает межгосударственная организация ТЮРКСОЙ. По-стоянно собирается на свои сессии в Баку Межпарламентская Ассамблея тюркских госу-дарств. Даже официально утвержден флаг этой организации.
На общественном уровне, начиная с 1991 года работает международная обществен-ная организация Всемирная Ассамблея Тюркских Народов (ВАТН). Ее 6-й съезд прошел в мае 2014 года в окрестностях г.Шымкента. В тюркском мире давно уже проводится кон-курс эстрадной песни под названием "Тюрковизйон" (аналог конкурса "Евровидение" в Европе). Очередной конкурс был проведен в ноябре 2014 года в Казани. В сентябре этого же года в Казани прошел Фестиваль тюркской молодежи. В Казани также часто проводит-ся Фестиваль тюркских театров. На 2014 год Казань была провозглашена столицей тюрк-ской культуры.
Думается, что в результате этих культурных связей и процессов, объединяющих и консолидирующих тюркский мир, возможно, постепенно сформируется и определенная идеология этого единства. Но для ее появления у Тюркского мира должно быть более глубокое и широкое основание под названием "Тюркское мировоззрение".
Ниже речь пойдет как раз об этом нашем общем фундаменте, об общетюркском ми-ровоззрении.
Мировоззрение – очень широкое понятие. В нашем случае мы понимаем под ним предельно обобщенно излагаемую систему взглядов на объективный мир, место в нем че-ловека, отношение человека к окружающей его действительности, к обществу, его убеж-дения, идеалы, ценностные ориентации.
В своем социальном спектре мировоззрение может быть основой и идеологии.
Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, народа или нации.
Общетюркское мировоззрение, которое бы консолидировало и солидаризировало тюркские народы, не может быть чисто религиозным, тем более построено на базе ценно-стей какой-либо одной религии, так как в тюркском мире есть несколько конфессий: ис-лам, христианство, буддизм, иудаизм, а также языческие верования. Кроме этого есть большие массы населения, ориентирующиеся на светский образ жизни. Ни в одном тюрк-ском государстве ни одна религия не является государственной. Везде провозглашена свобода совести.
Объединяющее нас, тюрков, мировоззрение состоит из тех взглядов и ценностей, ко-торые своими корнями восходят к исконно тюркским представлениям о природе, человеке и мире, и которые сформировались задолго до появления мировых религий.
Конечно, эти древнетюркские представления тоже не обходились без божеств, но ин-формацию о них тюркам давали не конкретные личности-пророки (Авраам, Будда, Иисус Христос, Мухаммед), а наши предки приходили к понятию бога путем умозрительного истолкования природы, рассматриваемой в ее целостности.
Подобное мировоззрение по своей сути было ближе не к религии, а к философии природы (натурфилософии). Фактически философия природы была первой исторической формой философии.
В силу выше изложенного наше тюркское мировоззрение должно носить светский и национальный характер, опирающийся с одной стороны на наши древние корни, а с дру-гой стороны – на фундамент современной науки и философии.

1. О ДРЕВНОСТИ ТЮРКОВ И ИХ КУЛЬТУРЫ

Отправной точкой мировоззрения тюрков должен быть факт осознания ими себя как одного из самых древних народов на Земле. Это подтверждается тем, что тюркская лекси-ка присутствует в шумерском (Азия), этрусском (Европа), индейских (Америка) и в индо-европейских языках. В разные языки проникли не только слова, но и элементы граммати-ки прототюркского языка (В Америку из Азии люди проникали в период с 30 000 до 14 000 лет до н.э.).

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРА, МАТЕРИИ, ТЮРКСКАЯ КОСМОГОНИЯ

Как лингвистические, так и мифологические материалы тюркской культуры картину возникновения мира сводят к следующему: Первовещество представляло собой хаос (смесь) из воды и воздуха. Затем из этого хаоса получились отдельно вода (земля) и небо (воздух, солнце) и таким образом был создан мир.
Это соответствует тюркской мифологии, согласно которой первоначально мир суще-ствовал в форме яйца. Вероятно, желток означал "солнце и небо", а белок – "воды океа-на". Это первовещество – хаос из неба (воздуха) и воды назывался у тюрков "йер-су" (земля-вода) или "тенгиз/тенгир" (море) или "бутюн" (все, все), а у шумеров – "абсу".
То есть. по представлениям наших предков мир возник из некой универсальной еди-ницы, состоявшей из некоего однородного вещества, а именно из воды (Н 2 О). Вода же возникла сама по себе. В этом процессе не присутствовали ни демиург, ни бог. Нас не должно смущать, что "хаос" состоял из воды и воздуха. Дело в том, что воздух тюрки представляли в виде той же воды, только в виде водяного пара. На это указывает татар-ский глагол "суламак" (дышать), а слово "кук" (небо образовалось от слова "суг" (вода). В тюркских языках возможен переход "с" в "х", а затем в "к". Таким образом вода разде-лилась на воду и воздух.
Это древнетюркское представление о начале мира из универсальной единицы, со-стоящей из однородного вещества (воды) полностью подтверждается самыми последними открытиями в астрофизике.
Сейчас считается, что изначально Вселенная представляла из себя один единствен-ный атом, после чего произошел его взрыв, который мы называем Большим Взрывом, в результате которого появились газы, затем звезды и галактики. Сначала вещество Вселен-ной было однородным, оно состояло лишь из водорода (Н), но затем появляется гелий и другие химические элементы.
Так что у наших предков были вполне адекватные представления о возникновении мира и материи.
Интересно, что первый древнегреческий философ Фалес считал, что первоэлементом всех вещей является вода. Известно, что он ездил в Египет и учился у тамошних ученых, те в свою очередь многое переняли от шумер. Шумеры же были народом, или образовав-шимся от слияния двух народов, одним из которых были прототюрки, или прототюрки оказали огромное культурное влияние на соседний народ.
Результат этого слияния можно увидеть в следующих языковых и философских мате-риалах. Одними из синонимов тюркского слова "суг/сув" (вода) были слова "(б)ат" - сравните тюркск. "батмак" (тонуть), "пар", "буз" (лед). Которое из них древней, трудно сказать. Например, в татарских сказках большие водные пространства называются "ат" (из "бат"). Возможно, отсюда возникли слова "Атыл" (Волга) и Атлантика. Из этого же куста произрастает слово "бар" (наличие чего-либо) и "ма" (понятие какого-либо дейст-вия или результата действия, то есть нечто). Например, "гелмек" (прийти), а "гелме" - приход, понятие прихода. "Язмак" - писать, а "язма" - надпись.
С тюркским "ма" связано шумерское философско-религиозное слово МЕ, которое означало "понятие", данное богом. Например, МЕ "власть правителя" - то есть, слово, обозначающее МЕ (понятие) "власть правителя". Например, были МЕ "корона", МЕ "храм" и т. д. Всего этих МЕ у шумер было сто восемь (1). Это тюркское "ма" проникло и в русский язык в словах "письмо", "резьба" и других из этого ряда.
Понятие "ма(ат)" ("ат" здесь - просто грамматический показатель женского рода) , означавшее в Древнем Египте "божественная истина" или "космический миропорядок", является основополагающим для теологической доктрины власти фараонов. Фараон был стражем, оберегающим страну от сил хаоса (2).
Тюркское "ма" имело множество значений: "(б)ат" – вода, "нэмэ" – нечто, вещь, "язмады" - не написал (частица отрицания "ма"), "Язды мы?" - Написал ли он? (вопроси-тельная частица "мы").
Эти же функции, связанные с пониманием воды как первоосновы бытия, мы наблю-даем и в индо-европейских языках. Например, в нем. языке:
Wasser (вода) – etwas (что-то) – was? (что?). То же самое можно наблюдать в семитских языках. Например, в арабском языке: ма (вода) – ма (что-то) – ма (нет, не) – ма? (Что за…? Какой?).

3. ТЮРКСКАЯ ДИАЛЕКТИКА

Как мы указывали уже ранее, у тюрков понятия "небо, воздух, солнце, бог" были не-разрывно связаны с понятием "вода". Отсюда одно из древних названий солнца "бал, бай". Об этом говорят и глаголы "балкты" - сияло (о солнце), "байыды" - закатилось (о солнце), "батты" - село (о солнце). Здесь мы видим, что корень "ба (ма)" одновременно выражает и наличие и отсутствие солнца.
Из тюркского слова "тук" ( в древности "солнце, бог"), также связанного с понятием "вода" (тук – суг – сув) возникли такие диаметрально противоположные друг другу поня-тия как "йок" (отсутствие чего-либо) и "чок" (в огузских языках "обилие чего-либо"). Это говорит о том, что наши далекие предки-прототюрки понимали, что каждый предмет или явление внутренне противоречиво и содержит в себе две противоположные тенденции. Например, солнце, если оно умеренно греет, может способствовать обильному урожаю ("ма" - наличие чего-либо, "чок" - обилие чего-либо), а если оно будет испепеляющим, то урожай сгорит ("ма" - отрицание, "йок" - отсутствие наличия чего-либо). Они видели борьбу этих двух начал во многих явлениях, которая и являлась источником существова-ния и развития самого этого явления.
Возьмем, например, понятие "власть". В ней есть два начала: крайне слабая власть, граничащая с ее отсутствием и деспотическая власть. Только во взаимодействии этих двух начал существует нормальная власть или власть как таковая. На этот случай у татар есть поговорка: "Юаш булсанг, басарлар, усал булсанг, асарлар, уртада булсанг, ил башы итэрлэр" (Если будешь мягкотелым, тебя придавят, если будешь злым (деспотичным) – повесят, а если будешь придерживаться середины – сделают главой государства). Это го-ворит о том, что наши предки понимали диалектику вещей и их противоречивость.
В новейшее время эта диалектика была открыта и для остального мира в виде знаме-нитой Диалектики Гегеля в немецкой философии. Согласно диалектику Гегелю, в живой природе "все вещи противоречивы в самих себе"; "противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью" (3).

4. СОЛНЕЧНАЯ ГОРА "ДАГ(ТАУ)" КАК ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ БЫТИЯ

После разделения водного хаоса на небо (солнце) и воду (землю) гора или одинокое высокое дерево стали у тюрков элементом, связующим небо и землю. Особенно почита-лись горы. Отдельным горам давались имена типа Хан-Тенгри, Казбек, Эльбрус и т. д. Го-ры были священными. По-тюркски гора называется "даг/тау".
Это слово первоначально было звукоподражательным и могло, например, означать стук дятла по дереву "тук-тук". Затем это слово стало означать саму эту птицу. В татар-ском языке "дятел" - тукран. В некоторых индейских языках – "тукан".
Также этот астральный символ "так/тау" мог произойти от слова "урдак" (тюркск. "утка"), корень которого можно наблюдать и в индо-европейских языках: duck (англ. "ут-ка"), рус. "утка". Дело в том, что в мифологии многих тюркских народов фигурирует зо-лотая или белая утка, которая является олицетворением солнца. Затем, благодаря ассоциа-тивному мышлению наших предков, название птицы, летающей высоко в небе, перешло на солнце, которое стало называться "тук". У древних тюрок был и бог под этим названи-ем. А конусовидная гора как олицетворение солнца также получила название "так/таг/тау"
Интересно, что у этрусков был бог по имени "Таг", а у древних греков верховный вождь именовался Тагом. У индейцев Центральной Америки верховный вождь назывался "Кон тики" - дословно "сын (тик) солнца (кон)".
Вероятно, древнегреческий "Теос" (бог), римский "Деус" (бог) и иранский "Дев/Див" (бог) также связаны с тюркским "тау". Примечательно, что "бог" в языке ин-дейцев Майя обозначается словом "Тео".
Тюрки на вершинах гор хоронили своих вождей, там же они совершали жертвопри-ношения и устраивали пиры и ритуальные песнопения. Отсюда возникли такие слова из корня "таг/тау" как "туй (пир), тук (сытый), суймак (зарезать животное), такмак (песня, воспевающая бога "Тук"), сукмак (тропа - это слово говорит о том, что гора была олице-творением пути, то есть, тропы для познания бога Тук, для познания Неба).
Позднее, когда тюрки стали жить в степях, на равнинах вдали от гор, они для захоро-нений и для религиозных ритуалов создавали искусственные горы-курганы. Гора (курган) была путем общения с богом, путем познания неба, мироздания, законов Вселенной, бы-тия. Это был тюркский метод познания мира.
Отсюда, скорее всего, ведет свое происхождение китайское философское понятие "дао" (даосизм). "Дао" - по-китайски "путь, дорога". Кратко "дао" - это закон развития бытия, который ни от чего и ни от кого не зависит, Он вне времени и пространства. По-знать Дао – значит, постигнуть закон природы и умение соответствовать ему. Соответст-вовать Дао – это значит, жить в гармонии с природой и миром.
Затем японцы переняли у китайцев эту философию и назвали ее на японский лад "синто" ( отсюда "синтоизм") - буквально "путь богов" где "син" - бог, а "то" ( из кит. "дао") – путь.

5. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Если мы обратимся к мировоззрению тюрков в отношении социума, их взглядов на то, каким должно быть общество, какова роль человека в нем, как человек должен отно-ситься к природе и т. д., то мы заметим одну их особенность, отличающую их от других народов.
Если некоторые народы объявили себя рабами Бога, а другие позволили сделать себя рабами своих вождей, то тюрки никогда не закабаляли своих соплеменников. Они считали себя сынами Неба (Солнца, Вселенной, а в конечном счете его Величества Природы), по-этому у них было всегда трепетное отношение к природе, они старались жить в гармонии с ней. Взять хотя бы ту же Ясу (Закон) Чингиз-хана, там за многие, даже за незначитель-ные поступки, наносящие ущерб природе, полагалась смертная казнь. Чистота природы была возведена тюрками в культ. Они не считали себя царями природы, а считали себя ее органической частью.
Экологическая проблема и в наши дни считается одной из самых актуальных и явля-ется предметом озабоченности мирового сообщества. Отсюда этот аспект тюркского ми-ровоззрения является современным и актуальным не только для тюрок, он носит универ-сальный характер.

6. ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ

С принципом благоговения перед природой у тюрок связан обычай любования при-родой, эстетического наслаждения ее красотами. В наши дни отголоском этого является японский обычай любования цветением сакуры (японской вишни) и искусство экибаны (составления букетов цветов). Дело в том, что японцы являются дальними родственника-ми тюрков по происхождению. Языки тюрков, монгол, маньчжуров, корейцев, японцев входят в единую алтайскую языковую семью. У тюрков же это любование природой, на мой взгляд, сохранилось лишь в поэзии, в которой природе уделяется довольно много места.

7. ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Следующей особенностью мировоззрения тюрок является их любовь к Родине. Об этом говорят Орхоно-Енисейские надписи. Йер-Су(б) (тюркск. "Земля-Вода") в понима-нии тюрок составляет единое целое, как синоним понятия "родина". Свою любовь к ро-дине, родной земле древние тюрки довели до культа. Божеством серединного, наземного мира считался "Удук Йер-Су(б)" (Святая Земля-Вода). Этот культ был связан с поклоне-нием горам, озерам, рекам. Почитание предков, Родина, как и любовь к ней, - ключевое понятие в политических представлениях тюрок. О почитании предков говорит и то, что тюрки поминают усопшего на 3-й, 7-й, 40-й день и через год после его смерти. В общем плане все эти обычаи способствовали патриотизму и знанию своей истории, особенно древней истории.
В наше время это тем более важно, потому что до недавнего времени в европоцен-тристской исторической науке тюрков представляли молодым варварским, исключитель-но кочевым народом. В последние годы этот стереотип немного пошатнулся, но нам еще предстоит много поработать, чтобы он был окончательно развенчан.
Уже наступила пора признать прототюрок народом, который сформировался задолго до образования первой цивилизации на Земле – Шумерской цивилизации. Он сам участ-вовал в формировании шумер как народа. Об этом говорят богатые языковые материалы. Эта история не должна быть только уделом узкого круга ученых, эту нашу древнейшую историю должен знать каждый тюркский школьник, где бы он ни жил.
В этом будет заключаться наше современное следование древнему тюркскому прин-ципу почитания предков и любви к Родине.

8. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ТЮРКСКИЙ ПУТЬ
ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Тюркские мировоззренческие представления о структуре государства, о взаимоотно-шениях элиты и народа, о социальной справедливости уходят в глубину веков. Уже в эпо-ху Тюркских каганатов (VI-VII вв.) были оставлены эпитафии на камнях, по которым можно судить о принципах жизни общества того времени. На самом верху власти нахо-дился каган, власть которого передавалась по наследству, но эта передача утверждалась на курултае (съезде) беков (князей). Если после кагана не оставались наследники, то каган избирался из беков. Ниже беков был "будун" (простой народ). Рабы у тюрок были, но это в основном – пленники из инородцев.
Главными задачами кагана были: 1. Защищать и расширять государство, 2. Обеспе-чивать экономическое благополучие государства и народа, 3. Укреплять величие государ-ства и умножать его славу.
Главными качествами кагана должны были быть: 1. Мудрость, 2. Мужественность, 3. Прямота.
Для подданных главными качествами должны были быть: 1. Послушание, 2. Испол-нительность, 3. Дисциплина во всех делах и походах, организованных каганом и элитой.
Но каган не мог управлять волюнтаристски, не советуясь с беками и не осуществляя свое правление в русле "Торе" (комплекса традиций предков). Если он нарушал эти пра-вила, его могли сместить на курултае и выбрать другого кагана.
Надо признать, что во многом такая структура тюркского общества дожила до наших дней. Только сейчас беки называются депутатами или министрами, каганы – президента-ми и т. д. термины новые, а суть – та же самая.
Социальное расслоение уже тогда присутствовало в обществе. В Каганате, например, были семьи, которые имели по 100 000 овец и 10 000 лошадей. Но социальные лифты то-же хорошо работали. Например, титул "бек" (князь) не давался пожизненно и по наслед-ству не передавался. Этот титул надо было заслужить участием в войнах или умелой ра-ботой в системе государственного управления. В экономической сфере так же можно бы-ло преуспеть, благодаря личным способностям. Например, описывается случай, когда не-кий мальчик-сирота, начав в молодости службу у кагана, уже к 30-ти годам обладал табу-ном в 10 000 лошадей и дослужился до больших чинов.
Для мировоззрения тюркской элиты, особенно кагана, было свойственно осознание своей ответственности перед народом за его благосостояние и судьбу. Говоря нашим язы-ком, каганат стремились сделать в какой-то степени социально ориентированным госу-дарством.
Вот как говорит каган, старший брат Кюль-тегина, о своем отношении к народу (Из текста памятника в честь Кюль-Тегина): "Я ради тюркского народа не спал ночей и не си-дел без дела днем. С моим братом Кюль-Тегином и с двумя шадами я участвовал в сраже-ниях до полного изнеможения. Я поднял к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочис-ленный народ".
Тот исторический факт, что тюрко-монгольские народы сумели создать в свое время крупнейшие в мире государства: Гуннскую империю, Тюркский Каганат, Монголо-тюркскую империю Чингиз-хана, говорит о том, что кроме военных преимуществ в их обществе наличествовала определенная социальная справедливость и работали социаль-ные лифты.
Исходя из вышеизложенного, принцип социальной справедливости и в наши дни очень актуален для тюрок, и он должен быть в арсенале их мировоззрения и идеологии.
Думается, что ни тоталитарный социализм с его механистической уравниловкой, ни олигархический капитализм с его монополизмом на все не были приняты и не восприни-маются тюркским менталитетом, поэтому для нас, тюрок, более приемлемым было бы развитие в русле народного капитализма.
Одна из моделей народного капитализма представлена казахским академиком, пред-седателем Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН) Ерментаем Султанмуратом в его книге "Трансформация мира" (Алматы, 2002 г.). Она представляет собой двухфак-торную рыночную модель экономики, в которой все работники предприятия через владе-ние его акциями одновременно являются и его собственниками. Теперь мы называем эту модель тюркским путем общественного развития.
Во многом, опираясь на эту модель, президентом Казахстана Нурсултаном Назарбае-вым была выдвинута идея "Общества всеобщего труда".
В этом же направлении, но с сильнейшей философской базой, написано много трудов выдающимся татарским и российским ученым, академиком, специалистом в области фи-лософии собственности и межнациональных отношений Бургановым Агдасом Хусаино-вичем. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что только обладая собствен-ностью, человек будет свободен и самодостаточен, а конкуренция свободных собственни-ков будет источником саморазвития общества. Он утверждает, что не капитализм олигар-хов-монополистов, а общество широкого слоя собственников, конкурирующих друг с дру-гом, станет залогом развития и процветания народа.
У него разработана своя концепция по выводу России из тупика, а также предложена национальная идея для Татарстана (См. Бурганов А.Х. Философия и социология собст-венности: русские и татарские реалии. – 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2004.).
Таким образом, подытожим вкратце, к чему же в основном сводится тюркское миро-воззрение. В сфере онтологии (знании о бытии), согласно тюркскому мировоззрению:
1. Все наличное бытие возникло из одного источника (хаоса).
2. Этот источник (хаос) состоял из однородного вещества – воды.
3. Все вещи и явления содержат в себе внутренние противоречия, которые
являются органичными для них и являются основой их внутреннего изме-
нения и развития.
В социальной сфере:
4. Бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с ней.
5. Получение эстетического наслаждения от созерцания природы, воспева-
ние ее.
6. Почитание предков, любовь к Родине, гордость за свою историю.
7. Социальная справедливость, Ответственность элиты за народ и государ-
ство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вышеизложенные основы тюркского мировоззрения формировались в течение тыся-челетий и уходят своими корнями в доисторическое прошлое тюрков, они глубоко ориги-нальны и пронизывают национальный менталитет наших народов. В то же время они вполне современны, актуальны и для современного тюркского общества, они прекрасно вписываются и в систему общечеловеческих ценностей.
Надеюсь, что в тюркских государствах путем углубления и расширения этих миро-воззренческих основ, путем обогащения их местным материалом, они будут использованы при создании учебников по обществоведению и концепций национальных идеологий.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гудава Тенгиз. До и после Библии. Глава 2., Шумер/МЕ,
www.netslova.ru/gudava/sumer/gl2.html - 27.03.2014).
2. Рол Дэвид. Генезис цивилизации., М.: Издательство ЭКСМО, 2003, с.
353).
3. Гегель Г. Соч. в 14 тт., т. 5., с. 520, М.-Л., 1937 г.

Член Координационного Совета
Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН),
канд. историч. наук Рафаэль Мухаметдинов

Получено от -
Dünya Türkleri Asamblesi dta.turan@gmail.com

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1422428520
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх