КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 24.01.2014
21:56  Затишье в кыргызо-таджикском приграничье, - А.Маннонов
21:37  Алматинский мажор Усенов, задавивший своим BMW X6 на тратуаре 5 человек, выпущен на свободу
21:24  Универсальный протест. Каких перемен требует таиландский средний класс, - Д.Косырев
21:14  Восстание "укров". При следующем штурме трупов будет много, - Д.Седов
21:10  Фантазия на майданную тему. Сценарий развала Украины может оказаться не таким уж и фантастическим, - Е.Крутиков
19:41  В театре "Астана-Опера" за незнание казахского языка уволили "по собственному желанию" хормейстера Коробейникову
19:25  Границы Кыргызстана: что дальше? - Ш.Бактыгулов
19:23  Спас ли Ленин кыргызов после 1916 года, - Элери Битикчи
17:17  "Стратегический абсурд": суннитско-шиитское противостояние достигло опасного уровня, - Newtimes.az
16:07  Скончалась самая известная поэтесса Казахстана Фа­ри­за Он­гар­сы­но­ва
15:03  Кто унаследует власть в Саудовской Аравии? - В.Алексеев
13:25  Гос-идеология для мальков? В Кыргызстане разработана "Национальная политика развития рыбного хозяйства"
12:49  Охотник Александр Барыкин действовал как герой. Рассказывают свидетели боя на кыргызо-китайской границе
12:40  Украина, сон, икота, зевота и телевизор. Петлюробандеровцы решат за русских их судьбу? - Дм.Ольшанский
12:23  Развилка Майдана. Куда приведет Украину нестабильность, - А.Храмчихин
11:57  Геликоптер запутался в проводах. В авиакатастрофе погиб ветеран-"афганец" главком ВВС Италии генерал Каллигарис
11:49  "Чтобы уменьшить влияние религии на сознание молодых людей, надо...", - секретарь ЦК Компартии Казахстана Ахметбеков
11:21  Погорели хозяин "Регара" и "Терминала". В Таджикистане арестованы двое высокопоставленных сотрудников таможни
11:16  Красота по-казахстански. Казахстанские женщины в год тратят более 43 миллиардов тенге на косметику, - А.Иванилова
11:13  Большая распродажа. Казахстан ждет очередная и, возможно, самая большая с 90-х годов прошлого века волна приватизации, - Ю.Жихорь
10:14  Гламурные лидеры и "общество порноролика". Может ли адюльтер стать причиной Третьей мировой, - А.Терентьев
10:03  Киевские майданьщики захватили здание Минсельхоза, идет строительство "капитальных баррикад"
09:56  Патриотическое разъединение. У кого из казахов больше любви к Родине? - САМ
09:52  Страшное оружие – казахский донос. Политические репрессии 1937-1938 годов. Часть 2, - С.Ауелбеков
09:34  Журналисты ICIJ обнародовали данные об офшорах китайской элиты
09:31  Уйдет ли Россия из Туркменистана? - Режис Женте
09:28  Узбекистан. Закон против гомосексуализма держит в страхе геев – и обогащает милицию
09:21  Роль и значение курдов в геополитике Ближнего Востока. Часть 1, - Ст.Иванов
09:07  Пряник и кнут для таджикских имамов, - С.Караев
09:03  Задержан подозреваемый в организации взрыва у Kaspi bankа в казахстанском Щучинске
08:51  Запад и ислам: схватка или цивилизованные отношения? - "La Stampa"
08:47  Геополитика гражданской войны в Сирии, - Рева Бхалла
08:42  Турция – зеркало арабских революций. Часть 2, - П.Анастасов
08:32  Казахстанские этнографы презентовали грандиозное историческое издание "Казахи. История и культура"
08:27  Мировой джихад опасен для всех. В Израиле больше сторонников Башара Асада, чем в самой Сирии, - З.Гельман
08:22  Карл Бильдт возглавит Глобальную комиссию по управлению Интернетом, созданную в Давосе
08:16  VIP-скамья подсудимых. В Атырау начался судебный процесс над бандой местных... акимов (22 обвиняемых)
08:14  Украл, женился – в тюрьму. Как сбить в Казахстане эпидемию предбрачного киднеппинга, - С.Абдрашитова
08:12  Майдан убывает, но не сдается. Протестующие и их противники несут потери и во время перемирия (репортаж из Киева)
08:10  Иранская ядерная программа пересмотру не подлежит. Тегеран обвинил США в искажении договоренностей, - К.Белянинов
08:04  Крым "Made in China". Под шум Майдана украинцы продали Китаю западное побережье Тавриды
06:45  Женева II – неясные перспективы сирийского примирения, - А.Орлов
00:17  Вышло в свет 9-е издание Казахстанской Книги Рекордов (КИнЭС)
00:12  Таджикистан. 2013 год: оппозиция нереальная и борьба фундаментальная.., - П.Муллоджанов
Четверг, 23.01.2014
22:18  "Заграница нам поможет" или роль ФБР в деле Сарсенбаева, - Contur.kz
21:00  Как решить приграничные конфликты? (карта территорий, уступленных Таджикистаном Китаю)
20:58  В Пикертыке уничтожено 11 прорвавшихся через кыргызо-китайскую границу боевиков (карта)
20:36  УкрРеволюция! Во Львове и Ровно протестующие захватили здания обладминистраций
20:27  Бишкек. Молдакун Абдылдаев назначен Полномочным представителем Президента в Жогорку Кенеше
20:15  Таджикские исследователи издали книгу по миграции - "Мухочират"
19:42  "Коктейль Грушевского" или Мирный майдан в Киеве, - А.Феликс
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Запад и ислам: схватка или цивилизованные отношения? - "La Stampa"
08:51 24.01.2014

Запад и ислам: схватка или цивилизованные отношения?

В знаменитой статье, вышедшей в 1993 году в журнале Foreign Affairs, а затем в книге, опубликованной три года спустя, Сэмюэл Хантингтон предсказал столкновение цивилизаций как неизбежное следствие окончания биполярного равновесия и реорганизации мира в соответствии с великими "культурными разломами". Выражение "столкновение цивилизаций" вызывает мучительное беспокойство. Особенно зловещие плоды ожидаются от глубоких трений между Западом и исламским миром. Но кровавая схватка – это единственная возможность? Разве нет другой альтернативы, кроме уничтожения одной из сторон?

Существует ли возможность развития демократического ислама?

Полемика на эту тему возобновилась вокруг фигуры Орианы Фаллачи, яростной защитницы западных ценностей. Недавно вышла ее биография под названием "Ориана, женщина" Кристины Ди Стефано в издательстве Rizzoli (Oriana una donna, di Cristina Di Stefano, ed. Rizzoli). Доменико Кирико в прошлое воскресенье напечатал в газете Stampa рецензию на эту книгу. Сегодня участие в полемике принимает Миммо Кандито, историк и военный корреспондент газеты Stampa. Как и Кирико, он является хорошим знатоком Ближнего Востока. Вы можете сравнить их мнения.

Мы против Них: ошибка, которая на руку джихадистам

Миммо Кандито

Я еще не читал последнюю книгу об Ориане Фаллачи, рецензию на которую напечатал Кирико несколько дней тому назад; конечно, я ее прочитаю. Ориана для нас, молодых журналистов, была легендарной фигурой. Когда в Саудовской Аравии в 1990 году во время операции "Буря в пустыне", осуществляемой под руководством Шварцкопфа, я признался ей в нашей любви, Ориана, которой уже было много лет, улыбнулась, но глаза

ее не улыбались. Она была слишком горда и чувствовала себя отверженной, эта война не была ее войной. Она простила меня только после того, как я пригласил ее на обед, где присутствовал лейтенант военно-морских сил, который высоко ценил ее саму и ее книги.

Он страстно желал с ней встретиться. Этот молодой человек Ник Мартелло (Nick Martello) привез в своем вещевом мешке из Соединенных Штатов ее книги, и скромная трапеза солдата с боготворимой им журналисткой скрасила и смягчила плохое настроение Орианы.

Но тогда велась война против Саддама, а не против ислама.

Когда спустя десять лет разразились трагические события 11 сентября, то сразу стало ясно, что на этот раз идет война не просто против арабского диктатора; среди развалин Нью-Йорка возник призрак тотальной войны. В то время у меня не было возможности поговорить с Орианой, которая в те дни напечатала обширные статьи в Corriere della Sera, обвиняя Запад в трусости с резкостью, которая не предполагала прощения. Я в то время уже уехал в Афганистан и разговаривал на эту тему с Тициано Терцани в Кабуле, где в октябре 2011 года Буш начал войну против Усамы бин Ладена и талибов. Тициано прибыл в Афганистан на закате вечером, когда уже бы введен комендантский час. Ему удалось найти себе комнату в запущенном доме Кабула, где мы все тогда жили. Вполне естественно, что во время наших бесед мы не могли не коснуться жесткого спора, который

Тициано вел с Орианой на страницах Corriere della Sera. Она яростно выступала против того, что ей казалось уступкой нашей цивилизации, лишенной всякой жизненной энергии.

Он противопоставил ей более умеренную точку зрения, старался принять во внимание исторический опыт и отделить гордость от разумных доводов. Тициано, жестикулируя, горячо и громогласно защищал свою точку зрения с обычной для него диалектической силой. Иногда во время наших разговоров присутствовал Бернардо Валли, который своим спокойным голосом пытался сдержать Терцани. Находясь в самом сердце земли талибов, где каждый день случались истории, свидетельствовавшие о слепом фанатизме с налетом мистицизма, мы никогда не забывали, что ислам, с которым нам приходилось вести борьбу во время этой войны, казавшейся Ориане схваткой цивилизаций, не был идентичен очень сложной сути ислама, с которой мы познакомились во время наших поездок в различные уголки мусульманского мира в роли корреспондентов.

В своей рецензии Кирико замечает, что по прошествии 12 лет с начала войны в Афганистане пророчество Орианы сбылось, потому что "группы убийц, которые были посланы сеять террор", превратились в "армию Аллаха", они сражаются на всех широтах. Это уже настоящие войска, а не ячейки безумных фанатиков.

Хроника после 11 сентября свидетельствовала о кровавых событиях, происходивших под зелеными знаменами Аллаха на Востоке, об историях, связанных с насилием и фанатизмом, которые препятствовали всяким попыткам начать перемены, но журналисты рассказывали и о том, что в повседневной жизни существовало и горячее желание порвать с прошлым, организовать более светский образ жизни, вести трудный диалог.Кризис арабской весны свидетельствует о трудности принятия форм демократии в ходе политических перемен, но было бы наивно полагать, что демократическая культура может прижиться безболезненно. Хотя Турция сделала шаг назад, хотя взрыв насилия раздирает Египет, есть и позитивные сигналы, которые поступают из Ирана, реформируемого Рухани; в Тунисе введена новая конституция, в которой провозглашено равенство всех граждан. Есть множество национальных сообществ как в странах Магриба, так и в государствах Машрика, которые не хотят принимать участия в насилии.

Конечно, это мало перед лицом иллюзорных надежд, возникших в эти годы. Происходящее в Сирии мешает понять, какие силы борются в этой проклятой войне. Исламские страны еще не пережили времена Вестфальского мира, их фанатизм препятствует осуществлению проектов, желаний и мирных попыток. Но принятие такой глобальной негативной оценки ислама парадоксальным образом означает оказание поддержки самым радикальным компонентам джихада, тем, кто пропагандирует поляризованное представление о противостоянии: Мы против Них. Это привело бы к трагической ошибке, потому что при такой точке зрения нет места разуму и политике, мы уступаем логике фанатизма. При раскладе "Мы против Них" нет места диалектике противостояния, можно полагаться только на то, что решения вопроса можно достичь лишь в результате окончательной и последней войны.

После трагедии 11 сентября при виде развалин, похоронивших жителей Нью-Йорка, после ужасающих кадров на экранах телевизоров можно было принять горькие предсказания Орианы о нашем неизбежном будущем. Но задача журналиста заключается в том, чтобы избежать искушения упрощения действительности перед лицом безжалостного и слепого насилия. Он должен попытаться найти тонкие нити надежды, которые насилие стремится уничтожить, отыскать примеры решения подобных проблем в прошлые времена. Если журналист претендует на роль судьи, то он рядится не в свои одежды. Его задача – это объективный и конкретный рассказ о злых и добрых деяниях людей, отражение существующей действительности без всякой патетики. Не следует выходить за рамки этой задачи, принимая на себя роль пророка. Они создали халифат, а мы способны только трусливо надеяться

Доменико Кирико

Аргументы Орианы Фаллачи режут как ножом, они ранят не только других, но и тебя. Однако ее величие в том, что она была страстной женщиной.

Она могла быть отчужденной и компанейской, богатой и бедной, из вчерашней бедности извлечь завтрашнее богатство. Ее книга, ее статьи с критикой воинствующего ислама – это жгучие свидетельства, которые мгновенно заставляют содрогнуться. Она кричит и заставляет нас кричать. Сколько строк хотелось бы изменить, но это уже невозможно сделать.

Итак… В пустыне на границе с Евфратом подлые и страстные безумцы, вовлеченные в жестокую борьбу, возрождают халифат Омара. Слово халифат весьма в моде от стран Ближнего Востока до стран Магриба. На наших глазах ведется подготовка к его возрождению. Западные призывы к прекращению огня, к применению дипломатии кажутся робкими попытками, подобными попыткам с помощью мешков с песком сдержать приближающийся ураган.

Построение халифата – это не мечта безумных фанатиков, поклоняющихся жестокому богу. Это четкий политический проект, который расширяется с дерзкой наглостью, у него есть экономические средства и определенные сроки. Есть целая армия. После распада Советского Союза оставалась только одна страна, способная быстро посылать свое войско в различные уголки планеты. Это Соединенные Штаты, а не Китай, не крошечные бывшие европейские державы, которые еще пытаются внушать страх, но на деле они способны вести только маленькие постколониальные войны. Теперь возникла новая сила: джихадизм планетарного масштаба. Он может двигать тысячами своих приверженцев, способных сеять смерть повсюду: от Средней Азии до Ливии, от Сахели до Сирии, от Сомали до Ирака.

В землях Плодородного полумесяца попирается история повсюду, Сирию Асада джихадисты сочли первым возможным ядром для построения исламского государства. Здесь все еще сохраняются границы, установленные торопливыми английскими и французскими дипломатами после Первой мировой войны. Джихадисты шаг за шагом разрушают это историческое унижение: аннексируют, уничтожают, объединяют, следуя единственному правилу ислама. Здесь живут люди, жизнь которых постоянно находится под угрозой в мире, где больше нет ни сострадания, ни милосердия. Поезжайте в Сирию вместо того, чтобы пророчествовать в теплых западных кафе: смотрите, проверяйте, ужасайтесь! Потом наступит вторая фаза: аннексия стран арабской весны, граждане которой уже становятся или стали приверженцами Корана. Ваххабизм, глухой ритуальный ригоризм, зародившийся в Аравии столетие тому назад, находит отклик у разочаровавшихся и нищих жителей этих стран, он делается вооруженным и дерзким. Слово бога! Раскаленное железо. Плотоядные умы, жестокие и хитрые бестии дума,что они действуют во славу божию, охота на людей идет в Ливии, на юге Туниса, в Сомали, в Нигерии, в Мавритании, в Алжире, где уход с политической сцены президента Бутефлики приведет к новым потрясениям. В Марокко превентивная контрреволюция короля позволила только протянуть время. В Сахели уход французов развяжет руки туарегам, обратившимся к воинствующему исламу. Они потерпели поражение, но не уничтожены и не укрощены.

А потом есть ведь еще Египет с его 80 миллионами жителей, в котором находит отражение история всего арабского мира, где ислам проявляет себя не скрываясь.

Терроризм и ярость народных масс перелились через край после путча военных против "демократии" "Братьев-мусульман". И здесь Запад допустил очередную грубую ошибку.

Сторонники Мубарака, коррумпированного фараона, приветствовали консервативный ислам, который был для них удобен, а потом все закончилось применением танков и деспотизмом в военной форме, который для нас еще более удобен.

Проблема следующая: десятилетия небескорыстного и рассеянного сосуществования с тиранами, которые сдерживали исламистов и поток бедных мигрантов, лишили нас всякого морального права подсказывать модели развития и проповедовать демократию. Такого права нет и у стран третьего мира, которые находили "интересной" светскость некоторых деспотов, лишь бы они выступали с критикой американцев. Запад стал играть второстепенную роль, стал бесполезным и слабым в мире, где он когда-то доминировал, редко заботясь о справедливости. Наша низость постоянна, это не преходящее состояние души, это не что-то вроде простуды, от которой легко излечиться.

Конечно, не все мусульмане – фанатики. Какая банальность! Проблема в том, что другие равнодушны, они заняты своими делами, являясь послушными подданными всех диктатур: фашистских, коммунистических, племенных, исламистских. Конечно, в маленьком Тунисе, где все началосъ три года назад, другие мусульмане, отчаянно стараясь пойти по светскому пути развития, молча и гордо путем титанических усилий создают конституцию, которая провозглашает, что ислам не является неподвижной вселенной, возглавляемой безжалостными людьми, придерживающимися фанатичных взглядов, что ислам не всегда подчиняется голосу хозяина. Может быть, после трех лет эти молодые люди не иссушили свою душу и не выдохлись, как дети после ежегодной ярмарки. Тот, кто делал революцию, заразился ею, он не может забыть пережитое, нетерпимость и смирение, открытие нового континента. Но, может быть, он способен на библейский ответ деспотизму: никогда впредь!

Итак, чтобы избежать необходимости воевать против создателей халифата, нам следует надеяться еще раз на смелость молодежи, испытавшую гнет, нечувствительную к призывам исламистов, которая сегодня пишет в Тунисе, а завтра, возможно, будет создавать и в других местах чудесные конституции – на бумаге.

Оригинал публикации: Occidente e Islam. Scontro o civiltà?

Опубликовано: 23/01/2014
("La Stampa", Италия)

Источник - inosmi.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1390539060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх