КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 20.01.2014
23:13  Анвар Тураев, известный таджикский кинорежиссер, мигрировал в Казахстан
22:03  Смерть в Кабуле. "Талибан" снова примеряется к власти, - А.Дубнов
21:52  Азиатский банк развития отказался финансировать электро-проект CASA-1000
20:58  "Китай усилит надзор и ограничения власти чиновников", - спец-заявление Постоянного комитета ВСНП
20:42  Сирийская оппозиция доказала политическую незрелость, - Е.Шестаков
20:33  Евросоюз снял часть нефтяных санкций с Ирана
19:23  Геноцид lupus-ов. В Киргизии созданы 58 групп и 189 бригад по отстрелу волков
19:11  Кыргызское восстание 1916 года (продолжение), - П.Кокайсл, А.Усманов
17:48  Ахиллесова пята Китая - В.Колташов
16:59  Вокруг Алматы будут отстроены 3 города-спутника
16:55  Чунг­вон Чо обмотает вокруг Елбасы пояс де­вя­то­го да­на та­эквон­до
16:40  Таджикистан в очередной раз проиграл информационную войну. Теперь Киргизии, - Ф.Умарзода
16:38  "Экология мурд". Последствия запуска Душанбинской ТЭЦ-2, - "АП"
16:33  Средняя Азия 2013 - в ожидании коллапса, - М.Пак
11:54  "Прогрессивные женщины" Кыргызстана разработают "эскизы повседневной одежды для мусульманок, - Ж.Фронтбек кызы
11:52  На карте Погранвойск Таджикистана территория Кыргызстана уменьшилась на 500 га
11:28  "Китайский" Таджикистан. Где крыша дома твоего.., - А.Мирзоев
11:24  К ответу по-киевски. Украинская оппозиция вступила в "решающее противостояние" с властями
11:13  Сирийская оппозиция отказалась ехать на мирные переговоры "Женева-2"
11:06  Турецкий тандем уходит от рокировки. Премьер Реджеп Тайип Эрдоган может не пойти в президенты, - "Къ"
10:55  Два экипажа Astana Motorsports вошли в двадцатку лучших на ралли "Дакар-2014"
10:50  Иракская ис­ла­мист­ская груп­пи­ров­ка "Ан­сар аль-Сун­на" взяла ответственность за взрыв в Волгограде
09:59  Сирия - поле битвы США и России, - "American Thinker"
09:49  Бахарские мятежницы. Стихийный женский митинг под Ашхабадом
09:44  От благополучия к процветанию. Более 140 предприятий Узбекистана являются убыточными
09:40  Куда исчезло свежее мяса со всех рынков Ашхабада? - А.Алламов
09:38  След на земле. Бесславный конец казахстанского бизнес-афериста Аблязова. Часть 2, - Т.Ибраев
09:24  Конопляные страсти. Удастся ли на этот раз "убить" шуйскую коноплю? - А.Мироглов
09:19  Вблизи генштаба армии Пакистана прогремел взрыв - опять погибшие
09:02  Кровавое крещение в центре Киева, - Олесь Бузина
08:58  Китай не станет сражаться с Японией из-за островов. В Пекине состоялось секретное заседание руководства партии, - В.Скосырев
08:55  Партия власти доигралась с "духовностью". В Турции пишется реквием политическому клерикализму, - И.Саетов
08:30  Налог на грехи. Казахстанцев вынуждают пить самогон и курить контрабанду, - В.Владимирская
08:28  О методах управления государственной собственностью в Евразии, - И.Лизан
08:24  В мире не верят кризисному пиару Обамы, - Д.Цилюрик
08:18  В преддверии "Женевы-2": ставка США на "умеренный ислам" в Сирии терпит полный провал, - Д.Минин
08:16  Кыргызстан. За вымогательство взятки задержаны председатель суда и прокурор Кара-Кульджинского района
07:11  Военное строительство Японии и ситуация в АТР. Часть 1, - В.Терехов
02:15  Сможет ли афганская армия заменить войска США и НАТО? - Н.Бобкин
00:56  Кризис государства в мире ислама. Демографический фактор, - И.Бойков
00:42  2014 год изменит правила выборной игры. В Азии, Африке и на Ближнем Востоке, - Эндрю Хэммонд
00:10  След на земле. Количество претензий к каз-банкиру-аферисту Аблязову со стороны разных государств неуклонно растет. Ч. 1-я
00:09  Кто на новенького? Рахат Алиев озаботился поиском нового "пушечного мяса", - Т.Ибраев
Воскресенье, 19.01.2014
18:59  "Банду геть! Ганьба, ганьба!". В Киеве опять массовые драки митингующих с милицией
18:12  Генпрокуратура Кыргызстана сообщает о начале судебного процесса по "Кумтору"
17:42  Киев. "Майданщики" объявили о досрочных выборах президента и формировании "народных органов власти"
12:20  Авиадебоширом, посадившим борт в Челябинске, оказался не кыргызстанец, а россиянин-петербуржец... Чынгыз Темиров
12:14  Профилактика энергетической зависимости, - С.Ким, Г.Мамбетерзина
11:59  В Хайберском проходе (Пакистан) взорван военный конвой: минимум 20 погибших
11:11  Казахстанский конькобежец Денис Кузин взял золото на ЧМ в Нагано
11:03  Новые ставки в большой ближневосточной игре: "шиитский полумесяц добра" и другие новинки, - А.Кузнецов
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Кыргызское восстание 1916 года (продолжение), - П.Кокайсл, А.Усманов
19:11 20.01.2014

История Кыргызстана глазами очевидцев

Архивная запись от 5.9.1917 г., касающаяся имущественного положения некоторых киргизов в период восстания, описывает нападение на киргизских беженцев, возвращающихся в 1917-ом году из Китая:

В августе 1917 года сообщалось о нападении покровских и барскаунских крестьян в местности Ичтык Пржевальского уезда на возвращавшихся с сыртов (ровные или слегка холмистые местности на Тянь-Шане, расположенные на высоте 3500–4000 м) беженцев-киргизов.

Перечисляя потери пострадавших, сообщалось, что грабителями отобрано у киргизов "18 кусков серебра – джамбы, 300 зерен серебра и 7 600 рублей деньгами". (Ямба – лодкообразный слиток серебра весом около 1,9 кг, являвшийся средством денежного обращения в Китае). Не у простых же скотоводов было это богатство, а у какого-то бая. Причем богатство, имеющееся у него после голода и страданий своих сородичей в Китае и после возвращения на родину90.

Доказательством того, что это были не бойцы за справедливость, а банды убийц и грабителей, было массовое убийство русских монахов в Троицком монастыре у озера Иссык-Куль. Нападение на монастырь описывается в воспоминаниях последнего настоятеля, архимандрита Иринарха:91

10 августа, когда в монастыре узнали о начавшемся бунте, поджогах и убийствах хуторян, началось общее смятение. Настоятель пишет: "Что делать, куда деваться, где искать спасения… Я встретил духовника иеромонаха92 Рафаила и еще нескольких братий… Отец Рафаил решительно отверг мое предложение искать спасение на стороне. По его уверению, киргизы монахам вреда нанести не могут. Придут, пошумят, награбят и уйдут.

Пожелавшие искать спасения от мятежных киргизов на стороне стали собираться в дорогу, а пожелавшие остаться в монастыре отошли к летнему Троицкому собору. В числе решивших остаться в обители были: иеромонах Рафаил, схимник93 Исихий, монахи – Досифей, Дорофей, Феоктист, послушники94 – Никифор, Феодор, Симеон, Михаил, Назарий, Стефан и Александр (Вавилов).

Решив временно, до выяснения обстоятельств, покинуть монастырь, мы избрали местом своего пребывания безымянный монастырский островок о двух десятинах земли приблизительно, омываемый заливом Песчаным на юго-западе, в трех верстах от монастыря…

Продолжавший работать около одной из монастырских построек сарт, прибежавши, сообщил о движении к монастырю большой киргизской толпы. Киргизы приехали сначала на экономию, и по вероятном ея ограблении, вернулись к святым монастырским воротам. В это время посл. Александр Вавилов был послан о.Рафаилом для наблюдения за бунтовщиками на колокольню. Сам же о.Рафаил для выяснения требований киргизов и для успокоения их вышел к ним на встречу.

Киргизы его окружили и, приставив в круг деревянные колья, с помощью хорошо говорившего на русском ученика монастырской школы Бексырги, подвергли допросу. Затем, отобрав у о.Рафаила сапоги, брюки, кошелек с деньгами, обещали оставить иноков в покое. После этого киргизы удалились вновь на экономию, а о.Рафаил вернулся вновь к своим в церковь. Спустился с колокольни вслед за о.Рафаилом и посл.А.Вавилов. Киргизы не без труда проникли в собор, так как крепкие двери долго не поддавались взлому. Разломав их, они, вооруженные пиками, топорами и даже ружьями, с криком стали входить в Божий Храм.

Монахи же под управлением о.Рафаила, обладавшего сильнейшим басом, запев молитвы, перешли в алтарь, где каждому была дана в руки икона и крест. Бунтовщики заставили сейчас же монахов раздеться, оставив на них только нижнее белье и в таком виде погнали их, державших в руках святыни и певших "высшую небес" на паперть, где по одиночке всех перебивали. О.Рафаилу, вышедшему первым, была отрублена топором голова и правая рука, в которой он держал Евангелие. Убил его ученик монастырской школы из киргизов Бексырга.

Другие были приколоты тупыми деревянными пиками и побиты рябиновыми палками. Из числа 12 оставшихся в монастыре монахов в храме подверглись избиению 8 человек – иеромонах Рафаил, монахи Досифей, Дорофей, Феоктист, послушники Михаил, Никифор, Федор и Стефан. Испугавшись возможности поджога собора, на крыше которого спасался, А.Вавилов осторожно вернулся на колокольню, спустился с нее и первым увидел монаха Дорофея, сидевшего на церковной паперти с отрубленным носом. Перепугавшись, Вавилов бросился в сторону сиреневой аллеи и, спрятавшись в густых сиреневых кустах, наблюдал разгром помещений иером.Мельхисидека.

Убитые монахи были в 2012-ом году провозглашены святыми: они стали первыми православными святыми в Кыргызстане.

История Сейитбека Жаанбаева и его родственников показывает, что начало двадцатого столетия было для киргизов очень несчастливым временем: именно это восстание 1916 года принудило многие семьи к побегу в Китай. После возвращения, уже при советской власти, началась конфискация имущества, а через несколько лет раскулачивание и аресты. И после этого преследование классового врага не было закончено: дети и внуки раскулаченных несли всю жизнь клеймо "родственника врага народа".

Сейитбек Жаанбаев.95 Моего прадедушку звали Адылом (когда он умер, ему было 94 года). У него были сыновья: Ибрагим и Мусакожо. У Ибрагима были сын Жаанбай, а я – сын Жаанбая, Сейитбек. Кроме Жаанбая, у Ибрагима было две дочери и другие два сына: Мойдунбек, Курманбек.

После замужества фамилия самой старшей дочери Ибрагима стала Шамирканова. Она вступила в партию и стала третьим секретарем Жумгальского района. В течение долгого времени она была председателем сельсовета. Ее последняя должность – директор совхоза.

У Мусакожо был единственный сын, он погиб во Второй мировой войне.

Прадедушка Адыл был внуком Балбай-батыра (батыр на русском означает "богатырь"). У Балбая был сын Медет-датка. У того же было три сына – Чыны-бий, Кокумбай, Курман. У Курмана был сын Адыл, мой прадедушка.

Я спрашивал и бабушку, и дедушку Ибрагима, что они знают о моем прадедушке. Дедушка Адыл вместе со своей семьей и друзьями во время восстания в 1916 г. (үркүн) сбежали в Китай, они жили в Турфане три года, а потом вернулись. Адыл говорил, что они много помогали своим родственникам. Адыл умел читать, когда он в каких-то книгах по искусству прочитал, что малаи (поденщики у баев – богачей) были одеты только в лохмотья и жили впроголодь, он рассердился и сказал, что это все ложь. Как он говорил, богачи давали своим работникам скот тогда, когда у них умер какой-то родственник или же когда надо было подготовиться к какому-то торжественному празднеству: рождению ребенка, обрезанию. Они также прилично одевали своих работников, хотя бы и потому, что они боялись осуждения родственников и насмешек остальных. Как говорил дедушка, баи прежде всего брали на работу своих братьев и других родственников. Прадедушка Адыл пас целое стадо коней своего брата Кокумбая.

В 1932 году Адыл был раскулачен, как потомок манапа и датки. Моему отцу в то время был один год. Дедушка очень осуждал раскулачивание советской властью бывших богачей, так как баи и манапы управляли своими аилами, решали самые различные споры и наказывали виновных. В роду саяков правителями были баи и манапы из рода Курманкожо.

Прадедушка Адыл вместе с семьей был выслан в Оренбургскую область. Мой дедушка Ибрагим рассказывал, как он привез отца из Оренбурга в Жумгал: они и шли пешком, и иногда ехали на поезде или верхом на лошадях.

Мой отец Жаанбай всю жизнь не мог вступить в партию. В 1955–56 годах он учился в педагогическом институте в городе Бишкек, его исключили оттуда на втором курсе: он был сыном кулака. Случилось это потому, что в институт кто-то посылал одну анонимку за другой, где писали, что он – сын врага народа.

Вместо этого учебного заведения отец закончил в 60-х годах физико-математический институт в городе Ош и потом всю жизнь работал в школе. После окончания института отца назначили директором школы, но через три месяца его сняли, так как он был беспартийным. Отец говорил, что ему пришлось 27 раз проходить комиссию, рассматривавшую заявления о приеме в партию. Он умер в 1980 г. в возрасте 51 года. Его брат Мойдунбек всю жизнь работал в колхозе и пас коров. Он был принят в партию. Младший брат отца Курманбек был после школы принят на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, но в течение года его исключили как сына кулака.

Через год Курманбек перевелся на вечернее отделение политехнического института, во время учебы он работал электромонтером Бишкекской ТЭЦ, где его также приняли в партию. После окончания института он стал главным инженером управления Киргизглавэнерго, в возрасте 24 лет он перешел на должность заведующего гидроэлектростанцией в селе Чаек, потом он работал директором Ат-Башинской ГЭС, потом – в Аламединском РЭС (районная система электроснабжения), потом в Чуйском ПЭС (предприятие электрических сетей). Он стал заслуженным энергетиком республики и сейчас находится на пенсии.

У другого дедушки Мусакожо был единственный сын Аманкан и тот погиб на фронте. Несмотря на то, что тот воевал четыре года на фронте, его имя не было включено в памятный список погибших фронтовиков Второй мировой войны, опубликованных в селе Чаек в 1967 году. Причиной этому было опять то же самое: сын кулака и врага народа. Через четыре года список дополнили, но имя Аманкана там опять не появилось. В 1984 году в его родной деревне поставили памятник участникам войны, но и там его имя опять не написали.

В ответ на запрос о судьбе брата, посланный моим отцом Жаанбаем в 1967 году, тогдашний командующий Туркестанским военным округом генерал Ляшенко сообщил, что Мусакожоев Аманкан героически погиб под Курском в 1944 году, где также был и похоронен. На основании этого письма отец послал запрос в КГБ, находившееся в Кочкоре. Из их ответа мы поняли, что Аманкан Мусакожоев служил в штрафном батальоне96. Поэтому военный комиссариат и не давал согласия на включение его имени в список погибших фронтовиков.

На примере восстания 1916 года можно хорошо понять насколько может отличаться интерпретация исторических событий:

- В 20-е годы появляется две версии:

У восстания не было никаких националистических признаков, это был бой местного (мусульманского) населения и трудящихся европейской части страны против эксплуататоров.
"Националистическая" версия – та, которой придерживались местные работники (Рыскулов, Абдрахманов) – русский крестьянин против своей воли попал в Среднюю Азию в позицию колонизатора, поэтому гнев местного населения был направлен и на него.
- С тридцатых годов под влиянием тезиса о "братском союзе народов СССР" опять подчеркивается классовый бой и в восстании должны были принимать участие беспощадно эксплуатируемые классы общества. Позже появилось выражение "народно-освободительное движение".

- После распада СССР появилась утрированно националистическая трактовка восстания, начался новый бой – в этот раз между местными националистическими и русскими историками по поводу "объективности оценок восстания 1916 г". Оно может означать, как "антирусское, националистическое, пантюркистское, панисламистское, да еще и спровоцированное германской, турецкой, персидской, китайской и прочими спецслужбами".97 Один из кандидатов в президенты Кыргызстана требовал от России выплатить киргизскому народу компенсацию в размере 100 миллиардов долларов.

На основании материалов того времени, можно показать, что ситуация местного мусульманского населения была очень неутешительной. Самой большой проблемой был недостаток земли (ввиду массовой миграции в Среднюю Азию в период после столыпинских реформ), привилегии переселенцев из европейской части России означали ущемление прав местных жителей. Последней каплей стал призыв коренного населения на рытье окопов в первой мировой войне.

Тут не может быть и речи о какой-либо справедливой борьбе, независимо от того, носила ли она революционный характер или нет: банды убийц и грабителей нападали на дома местных жителей, в которых все мужчины уже были призваны на фронт, грабили, уводили с собой жен и девушек.

В последующий период вызванные в регион карательные отряды русской армии брали в свои руки восстановление справедливости и, наказывая виновных, толковали свою задачу очень своеобразно и превышали данные им полномочия. Этот факт тоже потом становился следующим толчком к взрыву недовольства.

Ситуация не рассматривалась при использовании категорий "виновник" в противопоставлении к "невиновному", но намного чаще это было слово "русский" (или представитель какого-то другого европейского народа) в противопоставлении к слову "местный" житель. Одновременно с этим, слова "эксплуататор" и "эксплуатируемый" были чужды участникам восстания, что бы не говорила советская историография ("обычных русских почти всегда, за редким исключением, восставшие не трогали")98.

(продолжение следует)

90 Мухлинин, Б. Ф. Восстание 1916 года в Чуйской долине. Часть 13-ая. [онлайн] История села Беловодское, 2012. [цит. 27. 11. 2012] Доступен: [http://belovodskoemuh.ucoz.ru/publ/moi_ocherki/vosstanie_1916_goda_v_chujskoj_doline_chast_13_aja/2-1-0-241>.

91 Фарбштейн, Юлия. День памяти новомучеников и исповедников земли Кыргызстанской. Православная газета Кыргызстана № 7, 2012, с. 8.

92 Монах, принявший сан.

93 Монах-аскет, принявший обет самоотречения во имя служения Богу.

94 Послушник – тот, кто подготавливает к принятию монашеских обетов.

95 Сейитбек Жаанбаев известен в среде интеллигенции Кыргызстана, как отличный публицист и организатор.

96 Боевая единица, куда посылали служить солдат, наказанных или осужденных за дисциплинарные и другие проступки (за исключением самых серьезных, за которые давали смертную казнь).

97 Калишевский, М. Трагедия 1916 года: Девяносто пять лет со дня восстания. [онлайн] © 1998–2012 Международное агентство новостей "Фергана" [цит. 27. 11. 2012] Доступен: [http://www.fergananews.com/articles/7003>.

98 Научная конференция по вопросу о характере национальных движений в Киргизии во второй половине XIX – начале XX века. Вопросы истории, 1953, №7.

Петр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага

Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага
17.01.2014

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1390230660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх