–ј—Ќџ… ∆≈Ћ“џ… «≈Ћ≈Ќџ… —»Ќ»…
 јрхив | —траны | ѕерсоны |  аталог | Ќовости | ƒискуссии | јнекдоты |  онтакты | PDAFacebook  RSS  
 | ÷ентрјзи€ | јфганистан |  азахстан |  ыргызстан | “аджикистан | “уркменистан | ”збекистан |
÷ентрјзи€
  Ќовости и событи€
| 
ѕ€тница, 08.11.2013
23:13  ћолода€ поросль продвиженцев "демократии"... в  азахстане, - —ontur.kz
22:05   араганда. ѕочему срываетс€ программа модернизации жиль€? - ј.∆етписбаева
21:58  Ѕыть "шала казахом" Ц это участь... ¬нутриказахский раскол? - —јћ
21:53  ¬ ѕавлодаре издан 20-томник трудов казахского философа и фольклориста ћ. опеева
21:47  јркадаг перетр€хнул руководство ѕогранвойск “уркменистана
21:38  јстана. —оздан координационный комитет по развитию “ранскаспийского транспортного маршрута
20:48  Ќаркомани€ в “уркменистане должна быть полностью искоренена - јркадаг повелел
20:27  ¬  иргизии решено создать √енеральный Ўтаб. ¬раги - в панике
19:41    вопросу о тюрко-согдийской интеграции в VI-VIII вв.(истори€), - ¬.ћокрынин
18:54  ¬ладивосток. ”збечке, которой отказали в роддоме, грозит депортаци€
18:44  Ѕитва за —арыарку.  азахска€ реконкиста (истори€), - ћ.”али, ћ.“омпиев
18:36  ¬ одном бою с √ероем —оветского —оюза ћаншук ћаметовой погиб и ее жених Ќуркен. 70 лет подвигу, - √. енжегалиева
18:30   аз‘ильм Ёмира Ѕайгазина "”роки гармонии" получил √ран-при кинофестивал€ в —ан-ѕаулу
18:17  Ѕухара и “унис. ќпыт сравнительного исследовани€ двух систем протектората, - ј. √убаревич-–адобыльский, 1905 (истори€)
18:07  Ѕудь здоров, ƒжамшуд! ¬ –оссии решают, как выгоднее страховать мигрантов, - "“руд"
17:52   азахстан будет экспортировать через јзербайджан нефть в объеме 4 млн тонн в год
16:05  ¬ ћалайзии трое граждан ”збекистана будут повешены за наркоторговлю
16:03  "»збирательна€ кампани€ в “аджикистане имела сюрреалистическую окраску, - La Stampa
15:55  24-летний актюбинец-танкеровладелец ћ.јбиев попал в список Forbes 100 богатейших людей  азахстана
15:03  —ирийский конфликт: открываетс€ курдский фронт, - La Stampa
14:27  ”иткрофт нашел в  азахстане кров.., но отрицает казахский голодомор и казахский €зык, - ј.√али
12:23   аз√осслужащие выпили ча€ со сладост€ми почти на миллиард тенге с начала года
12:09  ѕочему —Ўј отча€нно нуждаютс€ в реформе государства, - ‘рэнсис ‘уку€ма
11:12  ѕо дороге в вечность. ѕочему в “аджикистане снова победил –ахмон, - ».јзар
11:08  ”йгурский вопрос дл€  ита€. «а дестабилизацией сто€т —Ўј, - ¬.√улевич
11:04  —амоликвидаци€ «апада. ѕочему в —Ўј и ≈вропе принимают радикальный ислам, - –.√атауллин
10:57  “аджикистан. Ёнерголимит уже не соблюдаетс€, - "јѕ"
10:30  ÷ифрова€ война. Ёлектронный концлагерь как реальность, - ≈.Ћарина/¬.ќвчинский
10:11  ќб »ране, —аудовской јравии и 100-летнем юбилее ‘–—, - ¬. атасонов
10:02  ¬ыборы в “аджикистане раскололи наблюдателей, - ≈.—негов
10:00  ѕакистанское €дерное оружие может стать саудовским, - " ъ"
09:47  –ахмону прочат т€желую зиму. “аджикистан на грани экономического и политического кризиса, - ¬.ѕанфилова
09:44  —ыграл в клетку. Ёкстрадированный из  ыргызстана экстремист ’айров сел в  азахстане на 11 лет
09:24   азахстан готовит к запуску госпрограмму по ликвидации старых и заброшенных нефт€ных скважин
09:14  ƒружна€ дружба. јркадаг и Ѕатька нашли друг друга, - —. ожем€кин
09:08  —Ўј: сигналы скорого упадка, - Ћ.—авин
08:50  ∆алобщиков вывоз€т из ѕекина. ѕартийный форум закроет земельный вопрос в  итае, - ¬.—косырев
08:10  —анкции —Ўј и иранский атом, - Ќ.Ѕобкин
08:00  "ќранжевый интернационал". ≈ще несколько слов "этнолиберальных националистах", - ƒ.Ћекух
07:54  "ћертвое озеро" в јктау опасности не представл€ет. ѕопей из ћалой ќймаши...
06:52  ћань€к из сети. ¬  азахстане по€вилась нова€ разновидность сексуальных извращенцев, - ќ.√убайдулин
00:45  ’ватай и беги:  ража невест в  ыргызстане, - Newsweek
00:10   аз-оппозиционер јбл€зов и психиатри€, - ¬etter.kz
„етверг, 07.11.2013
20:32  ¬  азахстане будет создан ÷ентр геологических исследований
19:43   то и что ждет киргизов на исторической родине? - Ќ.ƒусов
19:40  — экс-министра культуры ”збекистана  узиева вз€ли подписку о невыезде
19:31  √Ё—поди, люди, пронеси ÷ентрјзию! - ƒ. расавин
19:30  ƒл€ “аджикистана нет другого "начальника" страны, кроме –ахмона - ј.ƒубнов
19:12  ƒжихад служит геополитическим планам «апада? - Newtimes.az
18:49   итай и  азахстан совместно создают новый Ўелковый путь, - ∆эньминь жибао
18:45  ¬ —анкт-ѕетербурге горсуд приостановил де€тельность узбекского объединени€ "”мид"
јрхив
  © www.centrasia.ru¬верх  
    ÷ентрјзи€   |    азахстан   | 
Ѕитва за —арыарку.  азахска€ реконкиста (истори€), - ћ.”али, ћ.“омпиев
18:44 08.11.2013

Ѕитва за —арыарку
ћурат ”али, ћарал “омпиев
 азахска€ реконкиста („асть III)
Ѕитва за —арыарку
 ому принадлежала —арыарка
ѕродолжа€ наше путешествие по —арыарке, мы покидаем ”лытауский район и едем на восток по направлению реки ћоинты и гор “айаткан-Ўунак. ¬ предгорь€х ”лытау нас мучила пыль и жара, но как только мы отъехали от ∆езказгана на сотню километров, небо заволокло тучами и пошел насто€щий ливень. ¬ода заливала ветровое стекло, а пара особо €ростных порывов ветра чуть не снесла т€желый "Ћэндкрузер" с трассы. ѕришлось замедлить скорость. ƒождь с перерывами шел весь день и всю ночь, зато под вечер в одном из перерывов мы увидели впереди огромную и €ркую радугу. "“енгри подает нам знак благословлени€", - сказал ћарал и "сильнее пришпорил нашего тулпара..."

—ам ћарал - уроженец —еверного ѕрибалхашь€, поэтому приближение к родным местам вызвало у него поток воспоминаний и рассказов о —арыарке. “ема была актуальна, перед нами расстилалась холмиста€ северна€ страна, и мы начали рассказывать друг другу, что мы о ней знаем.
ћарал: —арыарка представл€ет собой возвышенное плато, на котором беспор€дочно раскиданы многочисленные сопки, холмы и увалы высотой до 40-50 метров.  роме того, имеетс€ несколько невысоких горных хребтов, покрытых лесом.  роме ”лытау, это  аркаралы, Ѕа€наул,  окшетау,  ызыларай,  ызылтау, „ингистау, јкшатау, Ѕектау-ата и др. —ама€ высока€ вершина - јксоран, 1565 м. — севера регион открыт дл€ вторжени€ арктических воздушных масс, поэтому здесь беспреп€тственно циркулирует сибирский антициклон. Ёто сама€ северна€ зона лесостепного кочевого скотоводства. —евернее кочуют только €куты на олен€х. «има холодна€ и ветрена€, и снежные бураны не позвол€ют кочевникам зимовать где попало.  ыстау - зимовки - возможны только в отдельных местах - в камышах по берегам рек и озер, в защищенных горных долинах, окруженных лесом. “аких мест не очень много, поэтому тот, кто владеет зимовками - владеет —арыаркой. «ато летом здесь великолепные пастбища - жайл€у, на которых воздух чист и бодр€щ, вода из родников прозрачна и холодна, а трава м€гка, как тонка€ шерсть. »сторически казахи кочевали летом на жайл€у в южной степной части —арыарки, а осенью же возвращались в свои кыстау - в низовь€ рек —ырдарь€, “алас, „у, предгорь€  аратау, северные берега Ѕалхаша.
ћурат: ј северна€ часть —арыарки (севернее реки Ќура) относилась к территории —ибирского ханства. “ам кочевали те же тюркские племена, относ€щиес€ к тоболо-иртышским татарам. — начала XVII века, после разгрома —ибирского ханства русскими казаками и гибели  учум хана, в —еверную —арыарку из-за »ртыша хлынули ойратские племена. “еснимые с востока монголами, они двинулись на запад по линии наименьшего сопротивлени€ - по югу бесхозного —ибирского ханства.  ак хорошо известно, первые упоминани€ в русско-сибирских летопис€х о по€влении ойратов-калмак под городами “ара и “обольск относ€тс€ к 1604-1607 годам. ѕостепенно, к середине - концу XVII века, они зан€ли большинство удобных зимовок в —арыарке, ну а летом контролировали большинство летних жайл€у.
ћарал: ј мне мой дед  али “омпиев говорил, что —арыарка всегда была казахской.
ћурат:  онечно, некоторые казахские племена в мирные годы могли кочевать на жайл€у по соседству или даже черезполосно с джунгарами, но обща€ тенденци€ была такова, что казахам пришлось потеснитьс€ на юг...
ћарал: ј на школьных картах джунгар размещают на востоке от »ртыша в предгорь€х јлта€.
ћурат: ƒа, авторы школьных учебников, как и твой дед, уверены, что "ойратские племена просто прошли по территории —еверного  азахстана на ¬олгу". —оответственно, и большинство народа считает, что —арыарка всегда была казахской. ќднако все доступные нам источники XVII - XVIII веков: русские дипломатические документы и свидетельства путешественников, казахский историко-богатырский эпос, местна€ топонимика, джунгарские могилы "калмак кырылган", джунгарский фольклор - свидетельствуют о том, что кроме торгоутов, ушедших на ¬олгу, часть ойратских племен дербетов и хошоутов остались кочевать в —арыарке. ƒл€ нескольких поколений джунгар —арыарка стала второй родиной...

¬ поисках калмак кырылган с местными проводниками

ѕартизанска€
война
 ак известно, после јнракайской битвы коалици€ казахских жузов распалась, и ханы јбулхаир, —амеке и ∆олбарс, заключив перемирие с √алдан ÷ереном, зан€лись своими внутрижузовыми проблемами. јбулхаир, подначиваемый вернувшимис€ из калмыцкого плена батырами тама ≈сетом и табын Ѕогенбаем, ушел на »ргиз наводить пор€док в своих улусах и просить российского подданства. —амеке двинулс€ на “обол воевать с башкирами, ∆олбарс с “оле би ушли в “ашкент на разборки с местными ходжами. „то же оставалось делать молодым амбициозным султанам јбилмамбету, јблаю, Ѕараку и батырам ќрта жуза?
¬ руках у них было оружие, под седлом - быстрые кони, под началом - рвущиес€ в бой жигиты, а перед ними лежала и манила полынно-ковыльным ароматом, прозрачными родниками, горными озерами и сосновыми борами велика€ равнина - —арыарка. ’орошо известно, что дл€ казахов, если они этого сильно не хот€т, решени€ ханов - не указ. ѕоэтому наиболее радикальна€ часть батыров: канжыгалы Ѕогенбай, суюндик ќлжабай, найман  абанбай, керей  ожаберген, басентиин ћалайсары, тобыкты ћамай, каракесек ≈с и др. во главе жигитов своего рода двинулись на завоевание (или отвоевание) —арыарки.
Ёта война 1730-х годов не получила пр€мого отражени€ в письменных источниках и не стала широко известной. ¬ источниках можно найти лишь косвенные ссылки. —обыти€ происходили вдали от “уркестана, –оссии и  ита€, а у самих казахов и джунгар не было развитой письменной традиции. ¬озможно, у джунгар с по€влением алфавита "тодо бичиг" и по€вились зачатки историографии, но все тексты, даже если они и были, сгинули в огне пожаров или утонули в море несчастий после гибели ƒжунгарии. ќстались только устные казахские предани€ о походах и подвигах ханов, султанов и батыров. —реди них авторские произведени€ великих казахских жырау известны и опубликованы давно, а вот народные анонимные предани€, благодар€ национальной программе "ћадени мура", собраны и опубликованы относительно недавно, в рамках 100-томного издани€ "Ѕабалар сШзi" (јстана, 2010). “е, что касаютс€ интересующей нас темы событий XVII - XVIII веков, называютс€ "“арихи жырлар" ("»сторические песни") и занимают тома 56 - 61.  онечно, туда вошло не все, а относительно крупные сюжетные общеказахские жыры. ћногие разрозненные мелкие предани€ и сведени€ о родовых батырах до сих пор передаютс€ из уст в уста среди аксакалов ќрта жуза.
¬ойна за освобождение —арыарки не носила организованного общенационального характера, как упом€нутые ранее битвы за ”лытау и „у-»ли. Ѕорьба не имела целью уничтожение джунгар, она шла за пастбища, за места зимовок. ≈сли вытесненный противник покидал спорную территорию - этого было достаточно.   тому же главные силы джунгар были зан€ты на китайском фронте, поэтому зачастую они не могли оказать организованного сопротивлени€.  азахские батыры совместно с некоторыми султанами на свой страх и риск выбирали понравившиес€ им места кыстау и пытались вытеснить оттуда джунгар. „аще всего это были горные массивы “айаткан-Ўунак, ≈рейментау,  аркаралы, Ѕа€наул,  окшетау, „ингистау и т.п. ѕри этом примен€лась партизанска€ тактика. ¬от, что пишет известный казахстанский историк –. “емиргалиев о партизанской войне в —арыарке: "¬еро€тно, небольшие отр€ды батыров, укрепившись в горах, где превосходство противника в численности не играло решающей роли, посто€нно тревожили диверси€ми джунгарские улусы. Ёто была беспроигрышна€ тактика. ¬се мирное население —реднего жуза находилось на территории современного ”збекистана и было недоступно дл€ ответных джунгарских набегов. ј борьба с батырами была бесперспективна. —трем€сь подавить сопротивление, джунгарские отр€ды неоднократно попадали в засады, и все новые местности в степи получали название " алмак кырылган".

 азахские могилы в местности “айаткан-Ўунак

ѕролива€ кровь
врагов, »сточа€
мед речей...
»нститут батырства в  азахской степи в это врем€ достигает расцвета. Ѕатыры станов€тс€ одной из наиболее элитных социальных групп кочевого общества. «наменитые батыры, как профессиональные воины, были не просто полевыми командирами и бесшабашными во€ками, они были завоевател€ми новых земель, становились родоначальниками, покровител€ми и защитниками народа. ќтр€ды батыров, отвоевав новые земли, пересел€ли туда свой род, раздавали земли друзь€м и родственникам, маркировали новую территорию. –асцвету батырства сопутствует расцвет феномена казахских жырау. »мена великих жырау: ћаргаска, јктамберды, ”мбете€, Ѕухара,  ожабергена - известны достаточно широко. ќни создатели выдающейс€ философско-батырской степной поэзии. Ќередко в одном лице соедин€лись качества и батыра, и жырау. “акими батырами-жырау были найман јктамберды, керей  ожаберген, уак “атикара. ќни бились с врагами, играли на кобызе и сочин€ли песни - "∆аудын канын агызган, аузынын балын тамызган (ѕроливали кровь врагов, источали мед речей)". «амечательные характерные строки о судьбе батыров принадлежат јктамберды жырау:

∆ауга шаптым ту байлап
Ўепти буздым айгайлап,
ƒушпаннан корген корлыктан
∆алынды журек канн кайнап.
≈ль-журтты коргайлап
ќлiмге журмiз бас байлап.

–азвернув свое знам€, готов
–азрушать укреплень€ врагов.
„то терпел € от них, защища€ народ
«нает сердце гор€щее и кип€ща€ кровь.
¬от и кружимс€ все в круговерти,
ћы за шею прив€заны к смерти.

ѕредыдущие битвы, в том числе јнракайска€, показали у€звимые стороны джунгар. ќказалось, что "не так страшен черт, как его малюют", поэтому отр€ды казахских батыров, перепо€савшись по€сом мужества, отправились на север. ѕервые битвы с джунгарами произошли в —еверо-«ападном ѕрибалхашье, в местности “айаткан-Ўунак, западнее верховий реки ћоинты. Ёто был один из узлов степных караванных дорог. «десь местность представл€ет собой типичный казахский мелкосопочник с разбросанными по степи гр€дами высоких холмов и одинокими сопками. Ќа одной из таких сопок сохранилс€ кумбез ≈с батыра, сложенный из плитн€ка. —тепь вокруг называетс€ ≈с батыр жазыгы (долина ≈с батыра). Ќа ней полно калмыцких могил, поэтому местность также носит название " алмак кырылган". ѕо преданию, перед битвой молодой плем€нник ≈с батыра - ∆арылгап батыр вызвалс€ на поединок жекпе жек с джунгарским батыром  апалом. ќба поскакали навстречу друг другу с копь€ми наперевес. ”дары копий пришлись в щиты, те лопнули, как €ична€ скорлупа, и батыры вылетели из седел. Ѕлагодар€ кольчугам они остались невредимы и, схватившись за сабли, снова бросились друг на друга. ” ∆арылгапа была одна особенность - очень длинные руки, поэтому он носил не саблю, а длинный палаш, которым мог наносить колющие удары. ¬от и в этот раз, пока  апал махал саблей, ∆арылгап сделал неожиданный выпад и попал палашом в незащищенное место чуть ниже подбородка противника. »з горла хлынула кровь,  апал зашаталс€ и упал замертво... ƒжунгары были побеждены и, обратив лицо в долину бегства, ушли на северо-восток. —опка, под которой похоронили  апал батыра стала называтьс€  апалтау.

 умбез ≈с батыра в долине ≈с жазыгы

ќдин из самых известных казахских батыров канжыгалы Ѕогенбай двинулс€ в горы ≈реймен. “ам он отвоевал дл€ своего рода канжыгалы горные ущель€ и долину реки ќленты. ѕосле он отвоевывал долины рек ≈силь и »ртыш. ќдно им€ Ѕогенбай батыра внушало джунгарам почтение и страх. ≈го младший современник ”мбетей жырау позже так говорил о Ѕогенбае (приводим только перевод на русский, т.к. главное здесь - географические названи€):

Ѕа€н-јула,  ызылтау,
јбралы, Ўынгыстау,
√оры  озы и  ой ћанрак,
ѕолным-полно там калмак.
“ы их заставил бежать,
«а черный »ртыш прогнал.
«а јлтайские горы загнал.

¬ это врем€ Ѕогенбай батыр познакомилс€ и стал близким соратником јблай султана. ¬ год праздновани€ 300-лети€ јблайхана нельз€ не упом€нуть о его подвигах в молодые годы. “от же ”мбетей жырау говорит о поединке с джунгарским батыром Ўарышем (плем€нником √алдана ÷ерена), когда јблаю исполнилось двадцать лет: "∆иырма жаска толганда, Ўарыштын басын какканда..."  ак известно, у казахов дни рождени€ не фиксировались. √од жизни прибавл€лс€ всем одинаково весной с наступлением Ќаурыза. ≈сли јблай родилс€ в первые мес€цы 1711 года, то весной этого же года ему исполнилс€ уже один год, а весной 1730 года - 20 лет. “аким образом, јблай султан вполне мог сразитьс€ с Ўарышем во врем€ јнракайской битвы. Ќу а если јблай родилс€ позже весны 1711 года (или даже в 1713), то поединок случилс€ в 1731 (33) где-то в —арыарке. ѕосле этого поединка јблай султан стал батыром, возглавил рода аргынов атыгай и караул и двинулс€ на завоевание  окшетау.
≈ще один батыр аргын, басентиин ћалайсары во главе своего рода двинулс€ в горы  аркаралы. ѕосле длительных боев джунгары были вытеснены из  аркаралы. ћалайсары понравилась небольша€ долина, с трех сторон окруженна€ горами. ѕо распор€жению батыра басентииновцы перегородили долину с четвертой стороны, построив стену в 4 километра длиной и высотой свыше двух метров. Ёту импровизированную крепость джунгарам вз€ть так и не удалось. ќтсто€в территорию  аркаралинских гор, ћалайсары вместе с другими батырами двинулс€ к Ѕа€н-јулу...
¬ конце концов джунгарские улусы стали отходить все дальше на юго-восток, чтобы обезопасить себ€ от набегов казахских батыров. ј джунгарские жырау - улгэрчи - сочин€ли печальные песни-воспоминани€ о благодатной холмистой стране севера. ќдну из них в переводе на казахский €зык приводит в своих сборниках казахского фольклора ћашхур-∆усуп  опейулы. ¬полне добротный поэтический текст длиной в 115 строк под названием "ОалмаЮтын —арыарЮаны жоЮтап жылаЊан зары". Ќеизвестный автор - улгэрчи - €рко и образно описывает красоты и особенности —арыарки и боль утраты своей родины. ѕолностью приводить весь текст здесь нет смысла. ѕриведем лишь "отрывок от поэмы" с географическими названи€ми в нашем переводе на русский €зык.

ћогилы джунгарских батыров

ѕлач калмака,
покидающего —арыарку
¬ лесу - русские, в степи - казахи.
“еперь поко€ нет, остались страхи.
 аркаралы,  азылык, вас забыть нелегко,
 ак сто€ли в степи широко...
Ќаш бесчисленный скот вы помните, горы?
ћоих прадедов помните, горы?
ќтца - женихом и невестою - мать
Ќе устали еще вспоминать?
Ўершавые скалы и дикие козы,
 ак вспомню о них - по€вл€ютс€ слезы.
≈силь и Ќура - две реки.
Ќе омыть в них теперь ни лица, ни руки.
ќдна - как сахар, друга€ - мед.
√де такие найти повезет?..
ѕриближаетс€ вражеский шум.
—о слезами от вас ухожу.
—вою скорбь € с собой уношу...

¬последствии, в 1739 - 1741 годах джунгары попытались отомстить казахам, вторглись в —арыарку, нанесли несколько поражений и даже пленили јблай султана. Ќо закрепитьс€ им не удалось. —арыарка уже навсегда осталась территорией ќрта жуза.

»сточник - Ќовое поколение
ѕосто€нный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1383921840
Ќовости  азахстана

 ѕерейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ru¬верх