КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 12.10.2013
18:52  В Таджикистане началась предвыборная кампания: Рахмону противостоят пятеро
06:16  Гражданина Узбекистана, который разыскивается на родине, арестовали в казахстанском Костанае
04:46  "Мисс Астана-2013" стала очаровательная безработная дипломатка Динара Жакажбаева (фото)
03:46  А.Салицкий: Китай и евразийские планы России. Часть 2
02:41  Б.Шакуев: Трудовая армия. Миграционный поток в Россию - чем он чреват для Средней Азии?
01:34  Оградить от приватизации гособъектов "братьев-зятьев" поручил Президент Назарбаев
01:32  А.Олжас: Инвесторы с "косой". Строительство ТЭС на Балхаше - палка о двух концах
00:47  "Къ": Европа занялась нелегалами. Погибшим беженцам дадут гражданство, а оставшихся в живых будут судить
00:29  Раджаб Мирзо: Рахмон должен начать реформы с увольнения Хукуматулло
00:27  Ташкент признал вину за крушение таджикского поезда
00:23  "Huffington Post": Евреи в исламских странах - конец истории
00:06  И.Насыров: "Бобоякка". Святыни земли Джизакской
00:03  Д.Раатбеков: Плоды беспечности и анархии... Опять Кыргызстан на пороге гражданской войны
00:02  В.Ефимов: Иран и предстоящий передел границ на Ближнем Востоке
00:00  Урал Танас: Кыргызстан - братва в роли мулл
Пятница, 11.10.2013
19:35  Управление СНГ Администрации Путина возглавил "сурковец" Говорун
11:36  УзбТаможня отныне вправе контролировать выпущенные товары не более 3 лет
11:01  В.Мокрынин: Сирийские и армянские источники о становлении Тюркского каганата
10:54  П.Кокайсл, А.Усманов: Ликвидация Кокандского ханства в 1876 году (история)
10:52  В Западной Туркмении ЧП с водо- и теплоснабжением (обращение)
10:49  Крис Риклтон: Центральная Азия. Китайские деньги могут сплотить регион?
10:47  А.Токмаков: В Кыргызстане могут определить "иностранных агентов" как в России
10:46  "Deutsche Welle": В Афганистане президентские выборы разыграют полевые командиры
10:44  "Stratfor": Центральная Азия. Сложности в Ферганской долине
10:35  Захар Прилепин: Россию кроме черного нала не связывает ничего. У нас нет ни общей государственности, ни общей идеологии
10:25  А.Левинская: Российские рестораторы просят не прогонять с кухонь мигрантов-гастарбайтеров
10:21  ГКНБ Киргизии отловил и закрывает 10 самых активных иссык-кульских басмачей
10:15  САМ: Нужен ли Казахстану русский язык?
10:11  New York Times: Проблемы с честностью остаются даже после окончания выборов в Азербайджане
10:08  Suddeutsche Zeitung: Картонные друзья азербайджанской демократии
09:48  Главная оппозиционерка Ойнихол Бобоназарова выбывает из предвыборной борьбы в Таджикистане
09:42  Покорение Ахал-Текинской области и русско-английские переговоры 1882 года (история)
09:38  С.Кожемякин: Кыргызстан. По правительству ударили митингом
09:29  С.Райлян: Чужие или свои? Нужны ли казахстанскому спорту легионеры?
09:21  Э.Карыбаев: Тонкий намек Атамбаева толстому ошскому мэру Мырзакматову
09:16  А.Олжас: Варяги. Почему компании с мировым именем плюют в колодец, из которого пьют?
08:57  Иссык-кульский аким Каптагаев: "Я сказал: хотите поджечь – подожгите, от моего сожжения вопрос не решится"
08:54  De-facto: Бабушка кыргызской революции Отунбаева теперь рвется в спикеры
08:40  Марат Асипов: Уроки казахского, или Дискриминация казахов по снеговому признаку
08:36  В.Титов: Неясное будущее Йемена
08:27  Рашид Гарипов: Тонущий в роскоши о спасении не просит
08:23  Т.Байтукенов: Покажи язык! Размежевание между так называемыми шала-казахами и нагыз, то бишь настоящими казахами, выходит на новый уровень
08:14  На выборах в Таджикистане ЦИК зарегистрировал уже 6 претендентов. Главоппозиционерка Бобоназарова тянет со списками
08:11  Алма Кенжебекова: Гастарбайтеров в Казахстане обяжут покупать патент
08:07  "Къ": Джамахирию сменил хаос. Премьер Ливии ответил за арест террориста
07:58  "НГ": Обама лишил Каир вертолетов и ракет. США увязывают помощь египетской армии с прогрессом демократии
07:55  С.Мамедов: Третья президентская победа Ильхама Алиева. Лидер Азербайджана обещает сломать хребет коррупции
07:50  Дело С-300. В Астане начинается суд над экс-зам.главкома силами воздушной обороны Казахстана Бульдешевым
07:48  М.Тищенко: Это, как его... аморализм! Ильхам Алиев "победил" за день до выборов
07:47  Казахстанский банк KassaNova возглавил Нурлан Косаков
07:45  В брошюрах о сексе нашли угрозу киргизским традициям. Поза не той системы?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Салицкий: Китай и евразийские планы России. Часть 2
03:46 12.10.2013

Следует добавить один важный штрих к характеристике китайской экспансии в центральноазиатском регионе. Она начиналась и продолжается еще и в форме экспорта трудоемкой продукции, зачастую блокирующего воссоздание в регионе обрабатывающей промышленности и комплексного АПК. При этом проблема занятости в Центральной Азии стоит в настоящее время крайне остро и не может решаться лишь за счет наращивания трудовой миграции в Россию.

На повестке дня – щадящий со стороны КНР режим защиты жизненно важных внутренних рынков в регионе и, возможно, перевод туда части трудоемких производств из самого Китая, где уже назрело и официально декларируется ограничение экспорта наиболее эффективным и высокотехнологичным ассортиментом.

Не обойтись, по-видимому, и без определенных самоограничений со стороны Китая при выполнении в странах Центральной Азии подрядных работ – в части комплектации объектов персоналом из КНР и подготовки на месте квалифицированных работников.

Вряд ли стоит доказывать, что лишь социально-экономическая стабилизация в регионе на основе реиндустриализации (которую в нынешней ситуации трудно представить без участия Китая) будет, в конечном счете, единственной гарантией восстановления здесь государственности и демократизации сложившихся политических режимов, в дестабилизации которых Пекин и Москва участвовать не станут. И в последовательном ходе восстановительных процессов Россия и Китай заинтересованы не меньше, а больше, чем внерегиональные игроки – как западные, так и азиатские.

Образованная в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) как первая международная региональная группировка, инициированная Пекином, имеет для него немалое политическое и престижное значение – помимо конкретных задач поддержания безопасности в регионе. Поэтому вопрос о щадящем для реиндустриализации Центральной Азии режиме экономического сотрудничества с Китаем заслуживает пристального внимания этой организации.

Вопрос из будущего заключается также в том, возникнет ли в Центральной Азии достаточно эффективная внутрирегиональная интеграционная группировка – вслед за укреплением хозяйственных суверенитетов участвующих стран и вытекающей отсюда способности решать проблемы в отношениях с соседями? В какой мере помогут ее созданию сложившиеся структуры ЕврАзЭС и ШОС? Как будут решаться проблемы транзита и выхода на дальние рынки?

Представляется, что без патронажа России и Китая такого рода планы уже не могут быть реализованы в сколько-нибудь жизнеспособной форме.

Заметим, что, фиксируя (в том числе в международных договорах и документах ШОС) принцип особой важности связей с соседями, Пекин теоретически должен благожелательно относиться к региональной экономической интеграции в своем ближнем зарубежье – будь то АСЕАН или Таможенный союз. В первом случае уже доказала свою эффективность зона свободной торговли Китай – АСЕАН, во втором, как представляется, подобное соглашение могло бы рассматриваться в перспективе, опять-таки, с возможными щадящими изъятиями, поскольку китайская товарная экспансия вызывает в Центральной Азии немалое беспокойство, а внутрирегиональная интеграция крайне слаба – в отличие от АСЕАН.

Хотя основной конструкционной составляющей ШОС является взаимодействие РФ и КНР, сегодня мы наблюдаем и "мягкую" конкуренцию Москвы и Пекина. Страны-лидеры ШОС пока с пониманием относятся к неизбежным противоречиям и ряду сложных вопросов, включая интеграционные проекты. В частности, Китай предлагал партнерам одобрить три инициативы. Первая – создание банка развития ШОС: создавать банк с нуля, разместить его штаб-квартиру в Пекине, наполнить китайскими деньгами и поставить во главе нынешнего президента Банка развития Китая. Второй проект – создание специального счета ШОС. Третья инициатива Пекина – организация зоны свободной торговли ШОС, в очередной раз озвученная в 2012 году. По всем этим проектам Россия пока занимает выжидательную позицию.

Не исключено, что идея создания на базе трех государств Евразийского союза, воспринятая в Пекине внешне спокойно, на самом деле вызвала беспокойство Китая, особенно в отношении перспектив создания зоны свободной торговли в рамках ШОС. Как известно, с 2004 г. китайская версия создания такой зоны отклоняется центральноазиатскими государствами – членами ШОС. Подготовленный в Китае новый вариант проекта постигла та же участь. Планы В. Путина по евразийской интеграции, как считают некоторые аналитики, объективно не стыкуются с китайскими стратагемами региональной интеграции Центральной Азии.

Пока российским дипломатам удается убеждать коллег, что принимать решения по этим проектам преждевременно. Китай, сознавая, что Россия отстает от него в экономическом освоении Центральной Азии, продолжает признавать за ней неофициальное политическое лидерство в регионе, и наращивает экономическую активизацию на центральноазиатском направлении. Между Москвой и Пекином, таким образом, складываются отношения конкуренции в экономике и взаимопонимания в политике, не исключающего, разумеется, и некоторых противоречий.

С другой стороны, Пекин мог бы воспринимать начало реализации концепции "евразийского союза" и создание Таможенного союза как часть благоприятных для Китая усилий России в ее возобновившемся движении на восток. Восточный проект России неизбежно придает Китаю дополнительный вес в ее внешней политике. А важнейшая часть этого проекта – повышение плотности пространства, соединяющего тихоокеанское побережье с центральной Евразией – Уралом, Западной Сибирью и Казахстаном.

Уплотнение этого пространства видится нам как диверсификация его экономической специализации. Среди перспективных направлений – производство продовольствия, дефицит которого быстро растет в Китае, возможно, создание на территории Таможенного союза своего рода "азиатской житницы".

Взаимодополняемость в части обеспеченности энергоресурсами Китая, с одной стороны, России и стран ЦА, с другой, является очевидной базой и усиливающим свое значение фактором многосторонней кооперации и конкуренции в ШОС.

Элиты стран Центральной Азии рассматривают китайский вектор, учитывая растущий потенциал КНР, как один из важнейших – он дает возможность получения внешних инвестиций, кредитов, строительства инфраструктуры, развития торговли, реализации энергетических проектов. Настроения правящих кругов в ЦА нередко имеют китайскую направленность. Об этом говорят многие факты. В частности, состоявшийся в октябре 2012 года в Астане VII евразийский форум позволяет делать прогнозы о дальнейшем развитии нефтегазовой промышленности Казахстана. Министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев заявил, что республика намерена увеличить экспорт нефти на рынки Китая и Евросоюза. "Казахстан находится в центре между ключевыми рынками потребления нефти – ЕС и КНР. Возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом на них через Черное море, по трубе БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан), не говоря уже о рынках Афганистана и Узбекистана. Тем не менее, с точки зрения объемов экспорта, главные экспортные рынки для нас – это ЕС и Китай". Эксперты полагают, что в китайском направлении по "черному золоту" Казахстан может составить конкуренцию России, так как у Казахстана есть существенное преимущество – более короткое транспортное плечо при трубопроводных поставках.

Определенные противоречия складываются и между Россией и Туркменистаном – при выходе на китайский рынок трубопроводного природного газа.

При этом Китай не утратил интереса к получению и оплате фиксированных объемов голубого топлива по долгосрочным контрактам и готов к авансовым платежам. Рынок здесь растет и будет расти – в отличие от европейского.

Внешняя экспансия и выход Китая на роль новой энергетической державы означают определенную фрагментацию и дальнейшую регионализацию мирового рынка энергоресурсов, в том числе по политическим (геополитическим) основаниям.

В экспертных кругах Казахстана не так давно высказывалось мнение, что Китаем достигнута критическая доля собственности в ТЭК республики и, возможно, новых продаж активов КНР по этому направлению не предстоит. Однако в 2013 г. продажа таких активов Китаю продолжилась.

В текущем измерении сбыт энергоносителей в КНР может казаться не самым выгодным, но нельзя, повторим, недоучитывать количественный потенциал этого рынка, а также его глубину – в распределении, хранении, переработке и т.п. Один из путей к прорывам на переговорах – вытеснение на второй план вопроса о цене на границе, смешанные формулы ценообразования, разного рода пакетные соглашения. Немаловажен для партнеров Китая и вопрос о будущем соотношении в китайском импорте долей трубопроводного газа и СПГ, которые пока примерно равны.

Экспансия Китая закономерна, не исчерпывается энергетикой и пока не привела к значительным потерям для России. Более того, повысилась глобальная цена сохраняющегося присутствия России в Центральной Азии. А в известном смысле масштабы китайского рынка даже отодвигают на второй план вопрос о конкуренции за Китай между Россией и странами Центральной Азии, и здесь уже есть примеры кооперации, выгодной всем сторонам.

Усилилась и общность интересов Москвы и Пекина. Так, для России проброс трубопроводов из Туркмении и Казахстана в КНР, хотя и означал определенные потери, однако был выгоден ослаблением давления этих производителей углеводородов на европейский рынок. Теперь же и Китай не особенно заинтересован в уходе центральноазиатских энергоносителей в западном направлении.

Смягчает противоречия между Россией и КНР и еще одно обстоятельство. По мнению российских экспертов, для Китая Средняя Азия была и остается стратегическим "тылом" по многим позициям – безопасности, энергетике, сложному взаимодействию с Западом и соседями по Восточной Азии. Ей отводится роль нового рынка сбыта и источников сырья, транзитного "коридора". И хотя роль Центральной Азии для КНР усиливается, этот "тыловой регион" все же вторичен для китайцев по сравнению с глобальной политикой. Он важен главным образом развитием отсталых районов самого Китая, особенно, Синьцзяна.

Складывающаяся картина международных отношений представляется нам достаточно благоприятной для реализации евразийских проектов России – и в том числе в многостороннем сотрудничестве с Китаем, у которого теперь также есть явный интерес к стабилизации Центральной Азии и ее успешному экономическому развитию: помимо прочего, регион превратился в стратегически важного поставщика энергоресурсов в КНР.

На очереди новые проекты, которые могли бы, повышая степень коллективного самообеспечения в ШОС стратегическими товарами (энергоресурсы, продовольствие, вода), способствовать развитию здесь инфраструктуры, АПК и обрабатывающей промышленности, облегчая положение стран, не имеющих выхода к морю.

Лишь время покажет, окажется ли проекция полицентричного мира на Центральную Азию инструментом ее социально-экономического возрождения. Здесь не все зависит от Москвы и Пекина, чьи интересы в большинстве пунктов, включая вопросы энергетики, достаточно близки. Но благоприятные внешние возможности для "прорыва в развитие" в регионе, повторим, сложились и выглядят лучше, чем в начале века – во многом благодаря России и КНР.

Александр Салицкий, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор Института стран Востока; Нелли Семенова, научный сотрудник Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
11.10.2013

Источник - Новое восточное обозрение
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1381535160
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх