КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 30.08.2013
22:48  На свадьбе Айсултана Назарбаева споют, спляшут и скривляются: Бейонсе, Кикабидзе, Лещенко, Елка, Ревва, Гришаева, Галкин, Лолита...
22:44  Генконсул Казахстана в Франкфурте-на-Майне Алпысбаев с сотрудниками задержаны германской полицией. За контрабанду
18:49  Банковские счета ДУМ Киргизии арестованы; организаторы хаджа вынуждены хранить деньги паломников в банковских ячейках
18:46  Парламент Таджикистана назначил дату президентских выборов на 6 ноября
17:58  Ротозейство или провокация. Кто спалил ташкентский рынок "Катартал"
10:45  Новая книга. Александр Эткинд. "Внутренняя колонизация. Имперский опыт России"
10:39  Фергана.ру: Всенародные субботники и вечные мусорки Ташкента: Одно другому не мешает (фото)
10:34  Бишкек. Зрители до потери сознания избили судью по кок-бору/козлодранию (фото)
08:53  В Госдуму РФ внесен законопроект о выдворении мигрантов-нарушителей
08:51  Крепче за баранку держись... Рахмон получил водительские права
08:48  "АН": Китай внедряется в Среднюю Азию
08:42  А.Дубнов: Киргизская бубонная чума – не на наши дома
08:29  Пошел по мокрому делу. Задержан зампред Комитета по водным ресурсам Казахстана Кумашев
08:02  Б.Сейдахметова: Четыре знаковые буквы прошлого. Почему развалился Советский Союз?
07:44  Ю Коидзуми: Россия нервничает по поводу вывода американских войск из Афганистана
07:22  Ш.Хашимов: Сказал "талак"– и кончен брак. Новая мода в Южном Казахстане
07:13  Мих.Леонтьев: Воевать США не будут... я все-таки не верю в их безумие
07:06  Л.Вершинин: Что Саудовская Аравия обещает за сдачу Сирии. И почему нельзя соглашаться
07:03  "Le Figaro": "Карательная" операция в Сирии связана с высокими рисками
06:50  "Къ": Нападение на Сирию отложили по химическим причинам
06:46  С.Строкань: Индуистам не дали помаршировать. Индии грозит всплеск межобщинных столкновений
06:39  "НГ": Золотой скандал в Киргизии
06:36  В.Скосырев: Тень на всю элиту. Китай объявил пятилетку борьбы с коррупцией
06:31  "РГ": Гуманизм в Дамаск доставят "Томагавки"?
06:28  12 стран НАТО категорически отказались воевать в Сирии
05:19  А.Собко: К ирано-пакистанскому газовому союзу присоединяется Китай
02:55  У золотого "Кумтора" кыр-митингующие вымогают очередные $3 миллиона
01:59  Минздрав Киргизии разрешил казахским чумологам исследовать анализы больных
01:40  А.Мезяев: Война как способ сокрытия доказательств применения химического оружия Западом
01:36  С.Табаров: Таджикистан - в ожидании смерти
01:06  На Иссык-Куле нет радиации, которая может угрожать жизни человека, - кырвласти опровергают информацию казТВканала
00:43  Р.Агаев: Чем падение Сирии грозит региону?
00:37  Башир эль-Хури: Почему американцы изменили позицию по Сирии?
00:31  Как Китай попал в лапы долгового дракона
00:30  Wall Street Journal: Бомбардировка Сирии поможет выйти из политического тупика
00:28  Ж.Маралбаев: Чемодан, аэропорт "Манас", Turkish Airline…
00:27  Д.Минин: Явные и тайные механизмы химической провокации в Сирии
00:21  La Repubblica: Моника Беллуччи и "король Черкизона" Тельман Исмаилов - история любви
00:12  "КП": Таджик по имени Сталин губил москвичей пивом
00:01  Таджикским мигрантам разрешили не вставать на учет в РФ 15 дней
00:00  Н.Малишевский: Сирия. Запад перед выбором
Четверг, 29.08.2013
19:44  Д.Седов: Сирия и лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама
18:40  Бен Арнольди: Секреты Семипалатинска - как в Средней Азии удалось предотвратить кражу ядерных материалов
18:36  Ю.Костенко: Энергетика Кыргызстана. Кабы не было зимы…
18:13  Борьба с порнографией. Экс-любовницу лидера КНДР Кима III-го певицу Хен... расстреляли, вместе со всем оркестром "Ынхасу"
18:07  Д.Цилюрик: Молниеносную войну ждут в ночь на пятницу. Химатаку в Сирии мог устроить брат Башара Асада
18:02  "Э-К": Куриный переполох. У Казахстана очередная война с "партнерами"-экспортерами из СНГ
17:59  С.Абдрашитова: Бес роскоши. Минэкономики Казахстана определило рамки... богатства
17:56  М.Агаджанян: Причины военной демонстрации Запада Ирану
17:22  В Индии арестовали лидера местных моджахедов Ясина Бхаткала
16:04  Эксперты РБК о сирийском конфликте: Америке не выиграть эту войну
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Новая книга. Александр Эткинд.  Внутренняя колонизация. Имперский опыт России Новая книга. Александр Эткинд. "Внутренняя колонизация. Имперский опыт России"
10:45 30.08.2013

Эткинд, А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России / Александр Эткинд; авториз. пер. с англ. В. Макарова. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 448 c.: ил. ISBN 978-5-4448-0090-4. Серия: Библиотека журнала "Неприкосновенный запас"

Новая книга известного филолога и историка, профессора Кембриджского университета Александра Эткинда рассказывает о том, как Российская Империя овладевала чужими территориями и осваивала собственные земли, колонизуя многие народы, включая и самих русских. Эткинд подробно говорит о границах применения западных понятий колониализма и ориентализма к русской культуре, о формировании языка самоколонизации у российских историков, о крепостном праве и крестьянской общине как колониальных институтах, о попытках литературы по-своему разрешить проблемы внутренней колонизации, поставленные российской историей. Двигаясь от истории к литературе и обратно, Эткинд дает неожиданные интерпретации критических текстов об имперском опыте, авторами которых были Дефо и Толстой, Гоголь и Конрад, Кант и Бахтин.

ОТРЫВОК

Глава 6. "Черное волшебство"

Около 1820 года балтийский немец на службе в российском флоте, капитан Фердинанд Врангель, по пути в Русскую Америку посетил Якутск. Там он застал большую ярмарку, где меха обменивались на зерно, табак и водку. Все русские в этом городе занимались пушной торговлей; охотники, ремесленники и возчики в городе были якутами. Большинство их было крещеными, и даже иконы в пяти церквах города были написаны якутами. Тем не менее, отмечал Врангель, они сохраняли и обычаи шаманизма. Богатые русские семьи нанимали якутских нянь для своих детей. Многие здесь были смешанного происхождения и говорили по-якутски и по-русски, да и выглядели одинаково: и русские, и якуты носили традиционную меховую одежду, которая помогала выживать в арктическом климате.

Похожей была и их диета: сухая рыба перерабатывалась в муку, из которой пекли хлеб и пироги, потому что зерно было слишком дорого. Перед нами картина богатой культурной гибридизации, в которой влияния идут в обе стороны, потомки шаманов пишут православные иконы, хлеб пекут из рыбы, а светское общество вместо французского говорит на якутском.

Первоначальным воспитанием здешнего юношества объясняется с первого взгляда странным кажущееся явление, что даже в несколько высшем кругу общества якутский язык играет почти столь же главную роль, какую французский в обеих наших столицах. Это обстоятельство крайне поразило меня на одном блестящем праздничном обеде, который давал богатейший из здешних торговцев мехами в именины своей жены. Общество состояло из областного начальника, почетнейшего духовенства, чиновников и некоторого числа купцов, но большая часть разговоров была так испещрена фразами из якутского языка, что я, по незнанию его, принимал в беседе весьма слабое участие.

Хотя обратная ассимиляция - не редкость в истории империй, сосуществование якутов и русских было на редкость мирным. Народ с традиционной культурой гостеприимства и иммунитетом к европейским болезням, якуты меньше пострадали от пушного промысла, чем другие коренные народы. Севернее и восточнее Якутска несколько воинственных племен, отказавшихся от выплаты ясака и других форм общения с русскими, были уничтожены. Гражданский мир в Якутске и колониальная

война на Кавказе были двумя предельно различными ситуациями, но в обеих мы видим, что влияние русских на коренное население шло параллельно с обратным влиянием коренного населения на русских. Как показал Лермонтов с недостижимой для историка убедительностью, даже во время кровавой войны представители доминирующей власти восхищались нравами угнетенных и подражали им.

К середине XIX века слово "креол" стало в Сибири общепринятым. Многие сибиряки - русские, креолы и инородцы - владели двумя языками и культурами, русской и местной, смешивая их до неразличимости. Эти долгосрочные трансэтнические, часто гендер-специфичные процессы ассимиляции, гибридизации и мимесиса были продуктивны для культуры Российской империи. Ученик Ешевского Афанасий Щапов документировал эти явления в серии статей, написанных им в 1860-х годах, в сибирской ссылке. Сам сибирский креол, Щапов доказывал, что Россия возникла в результате тысячелетней "славянской колонизации" земель, которые принадлежали финнам, татарам, якутам и другим народам; всего Щапов насчитал их 111. Эта колонизация - сущность российской истории, с ней связана "вся наша правда и наша вина". Приводя примеры уничтожения тихоокеанских племен российскими казаками и матросами, Щапов полагал теперь, что более ранние славянские вторжения по всей Евразии были не менее кровавыми, просто память о них стерлась. Этим новым пониманием роли насилия и забвения в процессе колонизации Щапов поправлял своего казанского учителя Ешевского. В двух больших частях России, которые Щапов знал и любил, - в татарских землях вокруг Казани и в Западной Сибири, - русские частично ассимилировали коренное население, крестив часть туземцев, заключая смешанные браки, передавая им свои ремесленные навыки и таким образом включая их в российскую экономику. На многих примерах Щапов показал, что у российской колонизации был и обратный, доселе неизвестный аспект: русские перенимали навыки, обычаи, инструменты, одежду, язык и даже внешний вид местного населения. Современный историк приводит немало своих примеров "коренизации" русских в разных районах Сибири.

Обобщая опыт британской колонизации Индии, историк Ранаджит Гуха (предложил концепцию "доминирования без гегемонии". Эта критическая в отношении Британской империи формулировка близка к давним идеям русских мыслителей, предлагавших иные пути для Российской империи. В самом начале Высокого Имперского периода граф Уваров объяснял коллегам, что "завоевание… без исправления состояния побежденных - тщетная, кровавая мечта"; Хомяков писал о бедах, к которым ведет колонизация "без того превосходства духа, который по крайней мере часто служит некоторым оправданием завоеванию". Лишенное культурной гегемонии, силовое доминирование британцев создавало неустойчивую ситуацию недоверия, сопротивления и вспышек насилия, характерных для британской Индии так же, как для российских Кавказа, Урала, Средней Азии. Но обратная ассимиляция, какую мы видели в Якутии и на Кавказе, добавляет к этой большой картине новые краски. В такой ситуации доминирование и гегемония не просто принадлежали разным историческим агентам, но развивались в полярных направлениях: силовое доминирование принадлежало Российской империи, а культурная гегемония, наоборот, оставалась за коренным населением и в этом виде разделялась имперскими колонистами и колонизаторами. Коллежские асессоры и армейские поручики, которых служба занесла во всевозможные углы Евразии, от Риги до Камчатки, с неожиданной легкостью, а иногда и страстью перенимали местный образ жизни. Одни брали туземных любовниц, другие нянь; следующее поколение получалось двуязычным, и в нем становились нормой смешанные браки. Российское доминирование оставалось постоянным и насильственным, а российская гегемония в этих местах не просто отсутствовала. Ее осуществляли туземцы, а русские пришельцы перенимали их образ жизни, ценили их оружие, носили их одежду, говорили на их языке. Российская гегемония была негативной величиной. Подобно температуре по Цельсию, гегемония по Грамши в России часто бывала отрицательной.

Примеры такой арифметики известны историкам, хотя описывались иначе: going native, обратная ассимиляция, коренизация, месть побежденных... В наброске своей "всеобщей истории" Гоголь описывал колонии Римской империи в выразительных терминах, которые он, сам родом из колонии, применял к ситуации в Российской империи: "Римляне перенимают все у побежденных народов, сначала пороки, потом просвещение. Все мешается опять. Все делаются римлянами и ни одного настоящего римлянина!". Ассимиляция среди "побежденных" народов грозила упрощением нравов, искажением иерархий, обращением прогресса вспять. Трактуемые в руссоистском, народническом, потом толстовском или даже марксистском ключах - как бегство в природу, хождение в народ, возврат к примитиву, первобытный коммунизм, - стратегии опрощения противостояли прогрессистским и колонизаторским намерениям власти.

Но они могли использоваться и иначе, как оправдание российского колониализма ссылками на авторитарные традиции "диких" народов, далеких и близких. В 1819 году Михаил Магницкий был назначен попечителем Казанского университета, где обязал всех профессоров доказывать преимущество Священного Писания над наукой, заменил преподавание римского права "византийским правом" и ввел жесткий режим, который, по его мнению, отвечал имперской миссии восточного университета; впрочем, в него и до, и долго после Магницкого принимали только студентов-христиан. В это время из кругосветной экспедиции в Казань вернулся астроном Иван Симонов, подаривший университету коллекцию предметов, собранную среди маори на островах Новой Зеландии; коллекция включала большой деревянный жезл вождя. Вдохновленный этим жезлом, Магницкий писал в послании Совету университета: "Любопытно и вместе с тем утешительно, что вопреки всем

неистовым теориям естественного права о равенстве и безначалии естественного человека, перед глазами нашими открытые, дикие, истинные сыны природы присылают нам непреложный знак их покорности и естественного единодержавия".

История российской колонизации Сибири полна тревожных рассказов об отатаривании, отунгузивании, объякучении, окиргизивании русских поселенцев и одновременно о "культурном бессилии" и низкой "ассимиляционной способности" российских крестьян и казаков. Объездивший Сибирь Николай Пржевальский писал: "Ассимилирование происходит здесь в обратном направлении. Казаки перенимают язык и обычаи своих инородческих соседей; от себя же не передают им ничего. Дома казак щеголяет в китайском халате, говорит по-монгольски или по-киргизски… Даже физиономия нашего казака выродилась и всего чаще напоминает облик своего соседа-инородца". Но и те колонисты, кто сохранил русский язык, быстро превращались в сибиряков, гордившихся своими отличиями от соотечествеников "из России". Сравнивая их с русскими крестьянами, приезжие приписывали сибирякам "сухой материализм", "сытое довольство", забвение фольклорных и общинных традиций. Во втором поколении сибирские колонисты и правда жили иначе и лучше, чем их двоюродные братья и сестры в российской метрополии. Обобщая путевые заметки и воспоминания приезжих русских, сибирские исследователи обобщают этот мотив в фигуре сравнения: "Подобно англичанину, который превратился в янки, русский превратился в сибиряка". Народническая интеллигенция, к которой принадлежали русские этнографы и из которой все чаще выходили российские чиновники, воспринимала эти изменения с грустью, даже скорбью.

Отрицательная гегемония могла сосуществовать с относительно мирным доминированием, как в Якутии, но ее сочетание с массовым насилием на Кавказе было обречено на провал. От Гоголя до Конрада и от Пушкина до многих поколений профессиональных ориенталистов, интеллектуалы по обе стороны колониальной пропасти - колонизованные и колонизующие - считали такую ситуацию бесперспективной. Они удивлялись российской неспособности дать покоренным народа позитивные образцы, привлекательные для них культурные формы, действительно нужные им товары и другие элементы высшей цивилизации. Но, как мы знаем в наш постколониальный век, другие цивилизации - британская, французская и прочие - тоже оказались не очень способны играть эту высокую роль. Готовность русских ассимилироваться среди покоренных народов, однако, давала шанс парадоксальной надежде, что русские обладают уникальным для имперской нации видением мира - смиренным, отзывчивым, космополитичным. Хотя эту идею обычно ассоциируют с пушкинской речью Достоевского (1880) и с ее поэтическим развитием у Блока (1918), она развивалась на протяжении всего Высокого Имперского периода. Опережая развитие этой идеи, западник Карамзин возражал против нее в национальном ключе: "Истинный Космополит есть существо метафизическое или столь необыкновенное явление, что нет нужды говорить об нем, ни хвалить, ни осуждать его. Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя". И наоборот, создавая в 1840-х годах всеобщую историю миграций, славянофил Алексей Хомяков пытался увидеть в этой ситуации "открытости" и "космополитизма" особенность и преимущество российского пути колонизации: "Ни один Американец в Соединенных Штатах… не говорит языком краснокожих… И даже флегматический толстяк болот Голландии смотрит в своих колониях на туземцев, как на племя, созданное Богом для служения и рабства, как человекообразного скота, а не человека… Русский смотрит на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих, и даже Сибиряки на своих вечерних беседах часто употребляют язык кочевых соседей своих, Якутов и Бурят. Лихой казак Кавказа берет жену из аула Чеченского, крестьянин женится на Татарке или Мордовке, и Россия называет своей славой и радостию правнука негра Ганнибала, тогда как проповедники равенства в Америке отказали бы ему в праве гражданства".

Источник - Новое литературное обозрение
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1377845100
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх