КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 27.02.2013
22:50  Скончался легендарный американский пианист Ван Клиберн
19:40  Министром культуры Узбекистана стал поэт Минхожиддин Мирзо
19:35  М.Телибеков (Союз мусульман Казахстана): "Уход от кириллицы... Для культуры Казахстана это будет настоящей катастрофой"
19:31  М.Сергалиев: Мастера художественного вранья. Накипело...
10:45  "Гейша – это символ женской чистоты, смирения и...". В Актобе открылись 2-месячные курсы подготовки гейш (фото)
10:42  "Къ": "Газпром нефть" разливается по Курдистану. Компания получила там уже третье месторождение
10:40  В Душанбе издана книга о сталинских репрессиях в Таджикистане. "Помир, 1937" Курбона Аламшоева
10:38  Asahi Shimbun: Китай думает над послаблением политики "одна семья – один ребенок"
10:32  №188 "Пулатдархон" Акдарьинского района - лучший опорный пункт милиции Узбекистана! (фото)
10:26  "Э-К": Пробу ставить негде. "Приверженцы нетрадиционного религиозного течения" незаконно... мыли золото близ Астаны
10:19  Сборная Кыргызстана "Азия-Mix" вышла в четвертьфинал Высшей лиги КВН
10:11  Бюджет Бухары "дал течь" на миллионы
10:05  Целую ваши тапки... Президента Кирзакстана Атамбаева принял сам Его величество "Небесный хозяин Востока" император Акихито (фото)
10:02  К.Манасова: Памирские кыргызы - весь мир у ног...
09:38  В Астане вышел труд Бейбута Мамраева "Казахская литература первой четверти ХХ века"
09:30  Г.Гукасян: Арабские страны-экспортеры нефти в мировом хозяйстве и диверсификация капитала
09:29  М.Агаджанян: США взяли "дополнительную минуту" на обдумывание афганской политики
09:25  Госсекретарь Казахстана Тажин освоил интернет: "Надо тесно сотрудничать со всеми... владельцами сайтов"
09:22  Просранные миллиарды. Генпрокурор назвал "Хоргосское дело" беспрецедентным в истории Казахстана
09:18  "Известия": "Транснефть" готова доплатить казахам $65 млн за технологическую нефть
09:14  Т.Ибраимов: Деградация общества в Кыргызстане зашла слишком (необратимо?) далеко... Часть I
09:06  Скончалась узбекистанский академик-ботаник Нина Власова
09:04  Вести.uz: Поток переселенцев-соотечественников из ЦА в Россию уперся в бюрократическую плотину
09:00  Dialog.kz: Сколько веревочке не виться, а экс-мэру Алматы Храпунову... узелок будет
08:56  Профессор В.Костомаров: Могут ли у человека быть два родных языка? Безусловно...
08:53  А.Андрухаева: Пример "Аль-Шабаабы". Удаление страниц террористов в соцсетях снижает активность их аудитории
08:51  В Азербайджане появилась наука Aliyevshunasliq - "алиевоведение"
08:50  "РО": Торговля героина фурами... Власти Таджикистана раскрыли личность наркобарона, арестованного в Москве
08:48  С.Асланян: Китайский автопром в 20% от успеха? Сумеет ли Поднебесная стать великой автомобильной державой
08:43  А.Кратенко: Банк, от которого трясет. Зачем Казахстану всемирное хранилище ядерного топлива?
08:41  Чокан Лаумулин: В отсутствии идеологии нет государства – это самый его первичный и базовый элемент
08:37  "Человек не интересен никому. В стране идут тектонические сдвиги...". Чулпан Хаматова сыграет Марию Стюарт
08:32  "Къ": Аблязовскую "Евразию" выселят с московской площади. Проект торгового центра у Павелецкого вокзала будет отменен
08:26  Проректор Исламского института Таджикистана Идибек Зиеев: "Мы должны сохранить свой мазхаб"
08:23  Н.Сурков: Тегеран вдохновился примером Пхеньяна. Исламская Республика приспособилась к санкциям и требует уступок от Запада
08:21  В.Панфилова: Москва берет Бишкек на содержание. Россия приступает к строительству крупнейших ГЭС в Киргизии
08:20  В.Попов: В Египте растут пирамиды проблем. Удержат ли "Братья-мусульмане" государственную власть?
08:17  А.Собянин: Редкоземельные изотопы для НАТО и казахский академик Жарменов
01:08  Р.Мирзобекова: Можно ли вывести таджикских чиновников из тени?
00:42  ВВС: Афганская полиция - коррупция, героин и "чайные мальчики"
00:34  Р.Темиргалиев: Казахстан. Учиться, учиться и … Чему, где, как и у кого?
00:31  "Къ": Госдума РФ и визы от ЦентрАзии. "Если мы "захлопнемся", то решим одну проблему, но породим массу других"
00:26  Ахе Мунзимов: Призрачные надежды Таджикистана на счастье в ВТО
00:25  Суд Англии отказал Казбанкиру-аферисту Аблязову в обжаловании лишения права на защиту
00:08  И.Буккер: Иранцы будут снимать свою "Операцию Арго"
00:01  Виктор Пелевин написал новый актуальный полит-роман "Бэтман Аполло"
Вторник, 26.02.2013
19:51  Кулуев и Алымкулов (уволенный утром) - назначены исполняющими обязанности министра культуры-туризма и министра труда-миграции-молодежи Киргизии
19:48  Власти Австралии в жесткой форме предложили мусульманам-шариатникам покинуть страну
18:55  Надав Эяль: Чего боится иранский режим?
18:14  М.Агаджанян: Визит М.Барзани в Москву - как обойти острые углы в треугольнике Россия-Курдистан-Ирак?
18:12  Т.Козырев: На исламском поле Казахстана идет нешуточная идейная борьба
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Р.Темиргалиев: Казахстан. Учиться, учиться и … Чему, где, как и у кого?
00:34 27.02.2013

Учиться, учиться и …

Свет свободы и наша беспросветностьӨзің білме, білгенді тыңдама.
(Сам не знай и знающего не слушай)
(казахская народная поговорка)

Мало что подвергается такой же ожесточенной критике в обществе, как отечественное школьное образование. Некорректные вопросы ЕНТ, учебники с ошибками, непрофессиональные учителя – с этим сталкиваются все, кто не имеет возможности обучать своих детей в элитных учебных заведениях.

Гораздо меньше люди знают о том, чем занимаются наши государственные органы для того, чтобы бороться со всем этим злом. Между тем именно сейчас в рамках "Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы" в этой отрасли происходят очень важные реформы, от которых зависит будущее средней школы Казахстана.
Фактически официально признав, что главной бедой современного образования является слабость педагогических кадров, правительство решило сконцентрироваться, прежде всего, на решении данного вопроса. В данное время министерством образования и науки активно реформируется система подготовки и переподготовки учителей.

Для получения квалификационных разрядов по новой системе учителя проходят трехмесячные курсы обучения, в ходе которых знакомятся с новой идеологией преподавания, основанной на теории социального конструктивизма. Не вдаваясь в подробности, вкратце можно сказать, что суть ее заключается в создании свободной и доброжелательной атмосферы в школе с нестандартными формами проведения уроков. Учителя снабжаются новой литературой, подготовленной с привлечением ученых из Кембриджского университета, иностранные специалисты задействованы также и в качестве лекторов. Для стимуляции учителей за прохождение курсов по новой методике установлены доплаты в 30, 70 и 100% к заработной плате в зависимости от полученного разряда.

В принципе, такие шаги можно только приветствовать. В самом деле, как можно предъявлять какие-то претензии к учителям, получающим грошовую зарплату за свою очень тяжелую работу. Школы сталкиваются с нехваткой кадров даже в крупных городах, не говоря уже о сельской местности. Выпускники педагогических факультетов предпочитают даже заниматься неквалифицированной работой, нежели трудиться по специальности, а из тех, кто все-таки становится учителем, большинство теряет желание посвящать жизнь такой профессии в течение первого года работы. Учить просто становится некому. О каком человеческом капитале можно в таком случае говорить? Поэтому естественно, что любую реформу можно начинать только с вопроса улучшения материального благосостояния педагогов.

Существующую систему преподавания тоже однозначно необходимо менять. Постоянное увеличение нагрузок в виде дополнительных часов и новых предметов сводит весь процесс обучения к банальной зубрежке. По существу, наши школы сейчас не сильно отличаются от аульных мектебов XIX века, в которых мулла палкой вколачивал азы письменности и арифметики в своих воспитанников. Может быть, тогда в этом еще был какой-то смысл, но в информационный век, в первую очередь, надо учить ребенка думать, и в этом плане идеи социального конструктивизма с поощрением инициативности, оригинальности и творческого подхода должны дать позитивный эффект. Ничего страшного, кстати, в новых подходах на самом деле нет, поскольку новыми их можно назвать только с большой натяжкой. Педагогическая наука давно говорит об этих вещах, просто в нашей закостеневшей системе образования в последние двадцать лет отвыкли следить за научной мыслью.

Но благие намерения наших властей очень часто ведут в известном направлении. Причем нельзя даже воспользоваться штампом, что, мол, гладко выглядят реформы только на бумаге. Увы, но документальная база, подготовленная реформаторами от образования, во многом вызывает недоумение. В ходе осеннего заседания Счетного комитета по итогам контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы развития образования, было специально отмечено, что "из-за низкого уровня проработки вопросов на этапе планирования часть мероприятий Госпрограммы являлась заведомо невыполнимой в связи с отсутствием у Министерства компетенции по утверждению отдельных нормативных и методологических документов".
Недоработки министерства на местах пополнились новыми проблемами. В срок не было завершено строительство межрегиональных центров подготовки и переподготовки учителей в Атырау, Экибастузе, Усть-Каменогорске и Шымкенте. Много вопросов возникает и в ходе проведения курсов по новой методике. Поскольку весь этот процесс находится под контролем тех же самых старых институтов повышения квалификации, во главу угла вновь становятся формальные критерии. Все обучение зачастую сводится к тому, что на учителей просто вываливается поток новой информации с большим количеством теоретических и практических заданий и очень жесткими требованиями. Получается, что сама система переподготовки не соответствует новой философии преподавания, и учителей, по сути, авторитарными методами заставляют быть либералами.

Кроме того, без особых хлопот данные курсы могут проходить только учителя школ, расположенных в областных центрах, где и находятся в основном институты повышения квалификации. Учителя же из сельской местности, подавляющее большинство которых – это женщины, не могут себе позволить отрываться на такое время от своих семей. Причем, положа руку на сердце, можно сказать, что многие из этих учителей просто не могут в силу своего низкого уровня компетенции пройти данные курсы. В итоге объективные опасения остаться совсем без учителей вынуждают снижать предъявляемые требования, не говоря уже о появлении новой раздольной ниши для коррупции. После чего пропадает всякий смысл такого "повышения квалификации".

Но самым большим проколом стало не совсем внятное решение вопроса о повышении зарплаты. На самом деле обозначенных прибавок к заработной плате крайне мало, для того чтобы молодой человек, закончивший вуз даже в Костанае, реально захотел работать учителем в сельской школе Джангельдинского района. Алтынсариных сейчас нет. К тому же повышение заработных плат касается только небольшого процента педагогического корпуса, и никакого особенного эффекта на среднее материальное благосостояние учителей в стране не оказывает.

Конечно, можно сказать, что ошибки всегда неизбежны, особенно в начале пути, ведь караван обретает порядок в пути. Но дело не ограничивается только тактическими просчетами при реализации плана программы развития образования. Много вопросов возникает и по поводу ключевых моментов стратегии в сфере образования. Например, насколько вообще оправдано делать упор на развитии школ для одаренных детей, с помпой открывающихся сейчас в областных центрах? Разумеется, они тоже нужны, но думается, что в стране, где до сих пор существуют школы с обучением в три смены, на первом месте должны быть другие приоритеты. Для здоровой социально-экономической ситуации важнее поддерживать общий уровень образования, и проблемы сельских школ в этом плане куда более значимы, чем что-либо остальное. Но опять получается так, что школьники, обучающиеся в крупных городах, оказываются в гигантском выигрыше перед своими обреченными с рождения быть аутсайдерами сверстниками из сельской местности.

Вообще все проблемы в данной области нуждаются в максимально широком обсуждении, поскольку основной причиной ошибок на пути реформирования как раз и являются абсолютно закрытые от общества механизмы принятия и реализации решений. Хотя искать и находить необходимые решения не так уж и сложно, если хотя бы немного прислушиваться к мнению своих отечественных экспертов. Ведь совсем не обязательно искать рецепты оздоровления где-то за морями и выписывать варягов. У нас в стране еще есть ученые, вполне способные подготовить качественные пособия и методическую литературу. И как бы мы ни ругали наших учителей, на самом деле энтузиастов, искренне любящих свое дело, среди них гораздо больше, нежели среди других категорий гражданских и государственных служащих. В частности, заслуживают пристального внимания бесспорные успехи преподавателей казахско-турецких лицеев, и тем ценнее их опыт, что он получен в наших условиях.

Своих талантливых теоретиков и практиков и нужно, в первую очередь, использовать для того, чтобы вести подготовку и переподготовку учителей непосредственно по месту работы. Три месяца работы группы педагогических наставников с учительским коллективом в целом дадут обычной сельской школе гораздо больше, нежели откомандирование в город какого-то отдельного сотрудника, избранного по каким-то совершенно непонятным критериям. И это вполне осуществимая задача. Главное, платить надо лекторам и ведущим тренингов так же, как гастролирующим по нашим городам и весям иностранцам.

Но наши управленцы никогда не ищут легких путей и продолжают претворять в жизнь свои планы, по возможности не привлекая внимания. На сайте министерства образования невозможно, к примеру, найти информацию о готовящихся мероприятиях, и пресс-служба выкладывает материалы только постфактум. Привычки давать интервью "вредным" журналистам, принимать участие в совместных обсуждениях проблем с сильными оппонентами, публиковать серьезные статьи с изложением своего видения необходимых реформ у наших управленцев тоже нет. Весь диалог с обществом, по сути, сводится к рапортам со страниц "Казахстанской правды". Видно, оттуда же мы все как-нибудь узнаем, как им удалось все-таки окончательно победить наше образование.

Радик ТЕМИРГАЛИЕВ
22.02.2013

Источник - Время
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1361910840
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх